Тип сооружений в форме вертикальной стенки из ящиков с камнем, ограниченных дубовыми сваями, позаимствованный у русских, получил в XIX–XX веках широкое распространение на Западе. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Тип сооружений в форме вертикальной стенки из ящиков с камнем, ограниченных дубовыми сваями, позаимствованный у русских, получил в XIX–XX веках широкое распространение на Западе.

2023-02-03 61
Тип сооружений в форме вертикальной стенки из ящиков с камнем, ограниченных дубовыми сваями, позаимствованный у русских, получил в XIX–XX веках широкое распространение на Западе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Преимущества данной конструкции заметно сказались на сроках постройки портовых сооружений. Уже в 1705 году гавань была в таком состоянии, что главный начальник Адмиралтейского приказа Ф. М. Апраксин нашел возможным разместить в ней 10 кораблей, 2 галеры и яхту. А в рапорте, присланном в Москву капитаном М. Симонтом, сообщалось, что «летом прошлого 1705 года сентября по 1 число в Троицком гавана построена».

Таким образом, в самом начале XVIII столетия Россия построила на побережье Азовского моря первую военно‑морскую базу, служащую для укрытия, стоянки и ремонта кораблей Азовского военного флота. Сбывались слова Петра I, высказанные им после взятия Азова: «…флот сам отыщет себе гавань».

Одной из важнейших инженерно‑технических задач, стоявших перед таганрогскими порто‑строителями, было сооружение доков, в которых могли бы производиться ремонт, сборка и строительство кораблей. Темпы их строительства постепенно возрастали. Если в 1702 году на них работало только 19 плотников, то в 1704 количество рабочих достигло 300 человек. Возглавлял эти работы корабельный мастер Осип Старцев.

Время устройства Таганрогской гавани и сооружений для ремонта и строительства судов характеризуется исключительно тяжелым положением работных людей, что служило причиной их острого недовольства, которое выливалось в открытые протесты, неподчинение, бунты. Местные власти, следуя царским указам, жестоко подавляли недовольство и карали виновных. В одном из донесений Азовского губернатора И. А. Толстого за декабрь 1705 года, наряду с подробным описанием хода строительства пристани и крепости, сообщалось: «Работные люди уняты и впредь от них воровства (неподчинения – А. К.) не чаю, понеже двое повешены, а иным учинено наказание, а без того, государь, унять их было невозможно».

И все же, несмотря на трудности, гавань и доки продолжали строиться. Стены гавани и мол облицовывались белым камнем. Одновременно решается вопрос о дноочистительных работах. В марте 1704 года Петр I заключил договор с голландскими мастерами Е. Минцем и Я. Фасом об изготовлении машин для углубления дна. В конце 1704 года они приступили к их строительству на Воронежской верфи. Вскоре было собрано три машины, которые хорошо работали на углублении Таганрогской гавани.

К 1709 году строительство основных сооружений в гавани было завершено. Трудом русских мастеровых был выполнен огромный объем строительных работ: забито свыше 30 тысяч дубовых свай, изготовлено и уложено в подводную часть около двухсот деревянных ящиков, в которые было загружено свыше 50 тысяч кубометров камня. Общая протяженность молов достигла 1700 погонных метров.

Аналогичные стройки в странах Западной Европы длились десятилетиями. Так, каменный мол во французском Шербурге строился 70, а в итальянской Генуе – 97 лет.

Многие иностранные порто‑строители и военные специалисты высоко оценивали Таганрогскую гавань. Немецкий генерал Христофор‑Герман Манштейн в своих записках о России писал: «Дон не достаточно глубок близ устья для прохода корабля с грузом, он (Петр I – А. К.) устроил на Азовском море, в местности, именуемой Таганрог, прекрасную гавань, названную им Троица, в которой суда, пройдя без груза устьем Дона, под Азовом окончательно вооружались и могли стоять совершенно безопасно. Все, видевшие эту гавань, сознаются, что это одна из лучших гаваней Европы…»[24].

26 апреля 1709 года в Таганрог прибыл Петр I. За первый месяц пребывания он глубоко ознакомился со строительством города, его крепости и гавани. В письме Меншикову, отосланном в начале мая, царь писал: «…Сие место, которое пред десяти летами пустое поле видели (чему сами сведомы), ныне, с помощью божиею, изрядный город купно с гаваном обрели и хотя где долго хозяин не был, и не все исправно, однако ж есть на что посмотреть».

Действительно, всего за одиннадцать лет на пустынном мысу вырос целый город, окруженный с трех сторон трехкилометровой крепостной стеной. Главный вал имел 24 фута (7,2 м) высоты. Вдоль него тянулся ров 14 футов (4,2 м) в глубину и до 40 метров в ширину. К этому времени в городе было построено более 200 каменных зданий и 1357 жилых ломов, в них проживало около 10 тысяч человек. В крепости находился гарнизон в несколько тысяч человек, на вооружении которого было 238 пушек. В гавани и в крепости на острове Черепаха, возведенной в 1702 году, находилось еще свыше ста пушек. Кроме того, в гавани стояло 10 военных кораблей, вооруженных 360 пушками, с командой в 1500 человек.

Для обеспечения защиты Таганрогского полуострова от нападения с крымской стороны в 1702 году началось строительство непрерывной крепостной линии от низовьев балки Большая Черепаха к верховьям Миусского лимана. Протяженность линии свыше 8 километров. Она состояла из земляного вала около 3 метров высоты, усиленного местами малыми бастионами. На концах этой линии были построены небольшие крепости: Ново‑Павловская – у Миуса и Черепахинская – у Таганрогского залива. Кроме того, на расстоянии 31 километра от Таганрога при впадении Миусского лимана в залив на левом его берегу была построена Семеновская крепость. В крепостях и бастионах на линии размещались воинские гарнизоны, на вооружении которых имелось несколько десятков орудий. Между Семеновской и Павловской крепостями по побережью Миусского лимана размещались 500 семей донских казаков. Они составляли Таганрогский казачий полк, который разделялся на пять рот, расположенных друг от друга на пятиверстном расстоянии.

Весь этот комплекс крепостных сооружений, оснащенных большим количеством артиллерии, представлял грозную военную силу и совместно с флотом надежно обеспечивал безопасность Таганрога, Северо‑Восточного Приазовья и Подонья от турецких и татарских захватчиков.

В своих письмах к губернатору И. А. Толстому Петр I остерегает его беречь новую крепость: «Изволь в том, от чего Боже сохрани под нынешние часы, осторожность учинить, как в Азове, так наипаче в Таган‑Рогу, к обороне того места. Сам, ваша милость, сведом, каково туркам Таганрог».

В честь окончания в 1709 году строительства гавани, верфи и города Петр I отдал распоряжение изготовить памятную медаль. В письме из Таганрога от 23 мая он писал Ф. М. Апраксину: «Изволь приказать сделать Матвею Симонтову монету золотую с каменьями, ценою в ста три, и на одной стороне чтобы была наша персона, а на другой – гаван здешний, и подпись тут, что дана ему за труды гавана».

Находясь в Таганроге, Петр I подготовил известное «Рассуждение об учреждении здешнего моря флота», в котором говорится, что без углубления дна и кораблестроительных верфей, «сей город и гавань без всякого надобного действа будут». И тут же дает практические советы по выполнению этих работ: «Летом внутри всего гавана, кругом, уступя от стен с сажень или побольше, бить сваи и набить меж оных и стеною глины или иловатой земли. Потом, дождавшись осени, когда… выдувает воду из гавани, вдруг запереть ворота такими же сваями и глиною, и потом дастальную воду, чего ветром не выдует, выливать машинами и, вылив, копать надлежит от десяти до тринадцати фут земли, дабы и в малую воду великим кораблям возможно было без вреда в гавани стоять».

В третьем пункте своего «Рассуждения» царь записал: «Пока гавань отделается, и проба вывода большого корабля из гавана на камелях (понтонах – А. К.) отведается, по то время больших кораблей не делать… А делать ныне корабли по сороку восьми пушек, длиной по 120, шириной от 35 до 36, глубиной до 13 фут; нижние пушки – 18, а верхние – 8‑фунтовые, которых надлежит сделать около десяти кораблей. Та кож 3 или 4 корабля однопалубных… глубиной в 9 или 10 фут, которые б могли носить 12‑фунтовые пушки»[25].

Пока шла подготовка к строительству 48‑пушечных кораблей, здесь достраивались, ремонтировались и оснащались крупные линейные корабли, которые из‑за большой осадки не мог ли войти в гавань и оставались на рейде. Об этом свидетельствует, например, письмо капитана К. Отто, в котором он сообщает, что на его корабле «Ласка», спущенном на воду в Воронеже в апреле 1709 года и прибывшем в Таганрог в августе, проделана значительная работа по переделке и оснастке для большого морского плавания, в том числе поставлены мачты, установлены двенадцатифунтовые пушки, загружен балласт. В то же время прошел достройку и дополнительную оснастку и вооружение также спущенный на воду в Вороне же весной 1709 года линейный 70‑пушечный корабль «Спящий лев», экипаж которого состоял из 450 человек.

В другом письме, адресованном капитаном И. Бекманом адмиралу Ф. М. Апраксину, сообщается, что в октябре 1709 года в Таганроге достраивался «брандер, который на мосту», «И заканчивался в доку ремонт корабля „Безбоязнь“» – участника Керченского похода 1699 года. В этом же письме капитан Бекман просит Ф. М. Апраксина прислать 120 плотников. При наличии достаточного количества мастеровых, уверяет он, корабль «Меркурий», построенный еще в 1698 году, будет своевременно отремонтирован и спущен на воду весной 1710 года.

Несмотря на недостаток в рабочей силе, в 1709 году на Таганрогской верфи были капитально отремонтированы корабли: «Еж», «Цитадель», «Святой Георгий», «Разженное железо» и «Черепаха», построенные в основном в 1702 году на Воронежской верфи. В течение шести лет бороздили они полны Азовского моря, выполняя охранные и различные хозяйственные задачи.

Продолжая следить за строительными работами в Таганрогской гавани, Петр I приказывал адмиралу Ф. М. Апраксину: «…и будущем 1711 году, перебив и укрепи сваями, выкопать, 11 фут земли глубиной и от горы сделать каменную стену. Так же доки и прочее против чертежа, а потом (как то будет готово) и весь гаван в 9 или 10 фут земли выглубить, а от коротких сторон стенами каменными укрепить их…».

В 1710–1711 гг. Таганрогская верфь продолжала ремонтировать старые и строить новые корабли. Об этом красноречиво свидетельствует письмо вице‑адмирала К. И. Крюйса, посланное им и 1711 году Петру I в связи с ожидаемым его приездом в Таганрог. В нем он сообщает, что во время недавнего посещения города Апраксиным «могли идти на парусах, спущенные на воду корабли „Меркуриус“, „Уния“, два новых фрегата, которые строены через Немцова, шнява, которую строил греческий мастер, також две русские бригантины, которые сего числа отправлены крейсовать с несколькими лодками. Також в готовности к парусному хождению тарбан, 2 галеры, 11 итальянских галиотов и скампавеев. Корабль „Божие Предведение“ („Гото‑Предестинация“ – А. К.) плотницкою и конопатною работой готов… и выведен из гавани для остнастки.

Корабли „Скорпион“, „Геркулес“, „Вилькельгак“ и „Дельфин“, при которых еще плотничная и кузнечная работа есть, токмо надеюсь, что к приезду великого адмирала то уготование да исполнится. Брандер хоперский спущен на воду и на сей недели оснащен будет, и ежели работа по последнему указу будет чиниться, то помышляю, что Ваше Величество с Божьей помощью сильную флоту может иметь»[26].

Из этого письма видно, что воронежские, донские и хоперские верфи продолжали доставку в Таганрог корабельных заготовок. Здесь корпуса будущих кораблей достраивались, оснащались мачтами, парусами, орудиями, укомплектовывались командами и после этого выходили в море для несения боевой вахты.

Представляет интерес технология строительства судов на Таганрогской верфи. После того, как все части корпуса были готовы, к его сборке приступала первая бригада. Выполнив работы до первой палубы, она переходила к закладке второго судна, где выполняла аналогичную работу, затем – третьего и т. д. Эту бригаду сменяла следующая, которая надстраивала вторую палубу. Ей на смену приходила со своим мастером третья бригада и т. д. Обычно ко времени закладки корпуса последнего корабля первый был готов для вывода на глубокую воду, и специальная команда приступала к его оснастке. При ограниченном количестве рабочих рук такой поточный метод закладки и строительства кораблей исключал простои рабочей силы и обеспечивал их спуск на воду в более короткие сроки.

Строительство Азовского морского флота и Таганрогской верфи не могло не насторожить турецкое правительство, расценивающего его как приготовление русских к войне. Отношения между Турцией и Россией обострились особенно после бегства в Константинополь разбитого под Полтавой Карла XII[27].

Русский посол в Турции П. А. Толстой[28] старался убедить турецкое правительство в том, что в Таганроге производится только разборка и слом старых судов. Он предложил великому визирю отправить туда доверенное лицо для инспекции.

И вот, 1 сентября 1710 года уполномоченный Порты прибыл в Таганрог. Его под разными предлогами в город не пустили, но очень обстоятельно знакомили с восточным побережьем залива, где в одном месте показали разобранный корабль. «И это – все, что вызывает опасения султана», – убеждали его. Посланец визиря был удовлетворен.

Однако это не повлияло на решение турецкого правительства. Подстрекаемое шведским королем Карлом XII, при содействии австрийской и французской дипломатии оно 20 ноября 1710 года объявило войну России. В результате Приазовье вновь стало одним из театров боевых действий. С наступлением весны турецкие корабли стали все чаще и чаще появляться в Азовском морс, но вступать в бой с русскими судами не решались. И это не случайно. В это время под командой адмирала Ф. М. Апраксина и вице‑адмирала К. И. Крюйса в Азовском море находился большой флот, в котором числилось свыше 60 судов, в том числе более десяти кораблей, два фрегата, несколько десятков бригантин, галер и скампавей, 7 шняв, один брандер, а также множество различных лодок.

В отряд кораблей входили 70‑пушечный «Спящий лев», 60‑пушечные «Гото‑Предестинация» и «Шпага», 50‑пушечные «Геркулес», «Скорпион», «Ласка» и «Уния», 30–40‑пушечныс «Вилькельгак», «Дельфин», «Еж», «Меркурий» и «Соединение».

Среди шняв выделялись «Таймалар» и «Лебедь» под командой капитан‑поручиков В. И. Беринга[29] и П. П. Бредаля. Оба офицера прибыли на Азовское море с Балтики. Получив под свою команду небольшие двухмачтовые суда, вооруженные 14 орудиями небольшого калибра, молодые капитаны навели на них образцовый порядок и высокую воинскую дисциплину. Каждый из 80 членов экипажа хорошо знал свое место, четко выполнял команды старших, проявлял полезную инициативу. Экипажи судов безукоризненно выполняли посылочную и дозорную службу, участвовали в перевозке людей и грузов.

Во второй половине июня 1711 года турецкий флот активизировал свою деятельность. Прошли стычки между отдельными группами кораблей. В начале июля казацкие лодки захватили мелкое турецкое судно с командою 15 человек. В середине июля турецкая эскадра в составе 18 кораблей, 14 галер и множества мелких судов вошла в Таганрогский залив. 19 июля часть неприятельских галер отделилась от турецкой флотилии и направилась в сторону Таганрога. Но как только им навстречу вышли корабль «Соединение» и три шнявы, турки под парусами и на веслах быстро ушли к своему флоту.

22 июля рано утром турецкая эскадра, бросив якоря в четырех милях от Таганрогской гавани, стала высаживать десант у Петрушиной косы, намереваясь захватить город с суши. Узнав об этом, адмирал Ф. М. Апраксин направил туда под командой полковника Бровера отряд, состоящий из 1500 казаков и двух батальонов пехоты с четырьмя орудиями. Отряд решительно бросился на высадившихся турок и сбросил их в море. Под угрозой русского флота турецкая эскадра ушла на запад.

Из показании пленных было выявлено, что в составе всего турецкого флота находилось свыше ста двадцати кораблей и судов, имевших на своих бортах более 1100 пушек. Общее количество членов экипажа и войск превышало 30 000 человек. И все же, несмотря на явное превосходство в силах, турецкий флот не пошел на обострение.

Летом 1711 года, с целью предупреждения нападения татарских войск со стороны Кубани, Ф. М. Апраксин направил туда большой отряд русских войск и казаков. Этот поход завершился разгромом значительных вражеских сил.

Если на Азовском море и в Приазовье дела русских войск и флота были благополучны, то в районе реки Прут, где шли основные военные действия, они потерпели неудачу. Петр I вынужден был пойти на заключение Прутского мирного договора, по которому Россия обязалась отдать Турции Азов, срыть Таганрогскую и другие крепости.

В царском указе, врученном 1 августа 1711 года руководителю обороны Приазовья Ф. М. Апраксину, говорилось: «Понеже, не допуская мы дальнейшего кровопролития между войсками нашими и турецкими, согласились с его султанским величеством вечный мир учинить; для довольства в оном миру город Азов с их землями, которые взяты в прошлой войне, отдать, новостроенные разорить, что повелеваем вам учинить»[30].

Через полтора месяца Петр I вновь присылает письмо адмиралу Ф. М. Апраксину, в котором дает указания относительно разрушения Таганрога: «Как не своей рукой пишу: нужно турок удовлетворить… Таганрог разорить как можно шире, однако же, не портя фундамента, ибо, может быть, бог иначе совершит».

Все работы на юге прекратились. Свыше двадцати недостроенных кораблей были разобраны. Часть готовых и недостроенных кораблей остались на стапелях воронежских и донских верфей и со временем пришли в негодность. Не увенчались успехом попытки перевести исправные корабли из Азовского флота на Балтийское море. Некоторые из них были проданы Турции, другие сожжены. Среди проданных кораблей оказались краса и гордость Азовского флота «Гото‑Предестинация» и «Ласка», шнявы «Дегас», «Лизет», «Фалк», несколько бригантин и галер.

Были срыты крепостные валы Таганрога, взорваны его укрепления и гавань, разобраны доки. Руками русских было уничтожено то, что досталось им столь дорогой ценой. Это была огромная потеря, которая надолго замедлила продвижение России на юг. Но сдача азовских берегов была вынужденной и временной уступкой туркам. Вернуть Азов и Таганрог, возродить Азовский флот Петр I не успел. Это сделали его преемники.

 

Опись и съемки моря

 

В связи с Азовскими походами и необходимостью укрепления береговой линии для защиты от турок и татар, а также с развитием на Азовском море и его главной реке Дон военного и торгового мореплавания, в петровский период осуществлялись описные, съемочные и гидрографические работы.

Первые гидрографические сведения о Приазовье в то время встречаются в дневнике генерала П. Л. Гордона, в котором сообщается, что вскоре после разгрома Азовской крепости царь и его приближенные на гребных судах отправились к Таганрогу, который представился путникам высоким мысом. «Осмотрев местность и убедившись, что положение ея удобно для гавани, – пишет Гордон, – мы отправились к другому низкому мысу, лежащему в одной или двух английских милях от первого. Эта местность оказалась ниже и с глинистым грунтом; вблизи находился небольшой остров, лежащий против Очаковского рога… По сравнении обеих местностей, большинство мнений оказалось в пользу первой, по возвышенности, ея каменистой почве, достаточной глубине моря и простору для устройства гавани. При всем этом оказался источник хорошей воды»[31].

Петр Первый отдал распоряжение произвести тщательный осмотр и съемку берегов по обе стороны от Таганрога. Эта работа была осуществлена инженером Христианом Ругалем. Осенью 1696 года появилась его карта, показывающая контуры берегов, дающая глубинные промеры в прибрежной части моря и изображающая устья реки Еланчик и Миусского лимана. Несмотря на отсутствие градусной сетки, эта карта – первая геодезическая и картографическая работа, произведенная на юге России в царствование Петра Первого.

В этом же году, на основании съемок генерал‑майора И. А. Менгдена, графом Я. В. Брюсом составляется карта части Великой и Малой России, которая в 1699 году была издана в Амстердаме голландцем Тессингом. Рукописный экземпляр этой карты находится в АН России. При сличении печатной и рукописной карт обнаруживаются между ними некоторые несущественные различия, вызванные, по мнению профессора Д. Лебедева, либо тем, что Тессингу мог быть послан не тот оригинал, точная копия с которого хранится в Академии наук, а какой‑то другой рукописный вариант той же карты, либо тем, что Тессинг сам внес несущественные изменения в полученную карту. Не входя в детальный разбор их несоответствия, укажем, что карта Менгдена‑Брюса одна из первых карт, которая с наибольшей точностью изображает контуры Азовского моря и гидрографическую сеть его бассейна. Особенно тщательно вычерчены на ней реки северной части Азовского моря. Начиная от Дона, к западу располагается Миусский лиман, затем реки Кальмиус, Берда и Молочная. Реки восточной части показаны лишь нижними своими течениями.

Значительным достижением составителей этой карты является показ некоторых кос и образуемых ими заливов, а также попытка намного точнее изобразить Арабатскую Стрелку и Сиваш. Авторам, однако, не удалось избежать серьезных недостатков. Азовское море у них сильно сужено с севера на юг, слишком широким изображен Сивашский залив, в виде острова показан Таманский полуостров, образуемый проливами, идущими из Азовского моря в Черное, допущен ряд других неточностей.

В июле 1697 года в Таганрог для устройства гавани отправился инженер‑генерал де Лаваль. Прибыв на место и обследовав его, Лаваль решил, что оно не подходит для этой цели и заложил в районе Петрушиной косы шанец, где предполагал построить и гавань. Приехавший вскоре сюда начальник Пушкарского приказа А. С. Шеин, утвердил данное решение, очевидно, по причине отсутствия в Таганроге достаточного количества пресных вод. «А на Таганроге город не заложен для того, что пресных вод не явилось», – писал Шеин патриарху Адриану.

Тогда же помощник де Лаваля инженер Ругаль, согласно предписания царя, произвел тщательное обследование реки Миус, ее ширины, глубины, лесных угодий и т. д. Однако он не ограничился только этим участком, а как и год назад, вновь осмотрел берег Азовского моря до Кривой косы. В начале 1698 года его вызвали в Москву с отчетом. Здесь Ругаль сделал доклад и представил карту северной части Таганрогского залива и устья Миуса. Приведенные им данные вызвали сомнения, поэтому Пушкарский приказ пригласил на свое заседание капитана Матвея Симонта, который, ознакомившись с докладной и картой Ругаля, заявил, что устройство гавани при Миусе возможно. После этого представление было утверждено.

Однако, посланный для личного осмотра этого места, Симонт нашел, что глубина в 5 верстах от миусского берега составляла лишь один фут, а на девятиверстном расстоянии – несколько более четырех футов. Глубина же в лимане доходила до 50–80 московских вершков (2,2–3,5 метра). Следовательно, Ругаль производил промеры либо недобросовестно, либо в самую высокую воду.

Итогом произведенных Симонтом работ в районе Миусского лимана явились новая опись и чертеж устьев Миуса, которые с достаточной убедительностью показали несостоятельность выводов Ругаля и решения по этому вопросу Пушкарского приказа.

В октябре 1697 года в указе азовскому воеводе А. Г. Прозоровскому предписывалось произвести осмотр и описание рек местности от Черкасска до Азовского моря. Эта работа была выполнена Хр. Ругалем в кратчайший срок. Уже в конце января 1698 года он представил в Пушкарский приказ письменный отчет и карту, на которой с большой подробностью и точностью вычерчены главные рукава дельты, протоки, гирла, ерики, острова, луга и дороги, показаны впадающие в Дон и Мертвый Донец реки Мокрый Кагальник, Сухой, Мокрый, Донецкий и Морской Чулек, а также река Самбек. В Таганрогском заливе изображены косы Чумбурская, Очаковская, Петрушина и Таганрогский мыс. При помощи штриховки показан характер поверхности.

В 1697–99 годах, по указу Петра I, осуществлялась большая работа по очистке рек Воронеж и Дон. Одному из руководителей очистных работ С. Т. Шетневу государь повелевал: «…Где в тех реках объявятся какие карчи и езовые перебои и завалы и заносы и из тех рек то все повытаскивать на берег и нагнутые деревья ссечь и узкие места расчистить и берега открыть и мелкие места вычистить и корабельному ходу учинить проход свободный»[32]. О размахе очистных работ можно судить по тому, что в них периодически участвовало до 1000 человек.

Одновременно с указанными работами на Дону проводились измерительные и съемочные изыскания под руководством адмирала К. И. Крюйса, имевшие своей целью облегчение судоходства по этой реке и Азовскому морю. Полностью работы были закопчены не рапсе 1701 года и нашли свое отражение в Атласе реки Дон, изданном на русском и голландском языках в Амстердаме между 1703–1704 годами.

В Атласе на пятнадцати листах приводится план течения р. Дон. Последний лист плана представляет донскую дельту с показом основного русла, Мертвого Донца и главных рукавов. Недалеко от разветвления Дона на плане, изображено устье р. Темерник, от которого вверх по течению нанесен гористым правый берег.

В своих записках, помещенных в Атласе, К. И. Крюйс сообщает, что до него никто не изучал течение Дона и лишь он «под смотрением и в присутствии Его царского Величества сделал, изыскал, от места до места примечал, ширину мест описал и еще получасно грунт диплотом и тонким линем, компасом и минутною склянкою расчислил, дабы подлинное положение и расстояние ея измерить, а то есть самое надежное и точнейшее средство к показанию грунтов и на каких румбах реки лежат». Что река эта никем не исследовалась, Крюйс исходит из того, что «ее начало определяли то с Рипейских (Рафейских) гор то с гор между Обью и Обдор, то с Кавказских, то из Аракса, то из Гирканского леса и т. д. Все это произошло оттого, что друг у друга списывали, а сами в этих местах не бывали»[33]. Далее он указывает, что Дон берет начало из небольшого Иван‑озера, расположенного на 54°15′ с. ш., и впадает в Азовское море на широте 47°20′. Автор подвергает резкой критике тех, кто определял длину Иван‑озера в 1500 и 600 верст. Им совершенно правильно объясняется полноводность Дона, образующаяся от впадения в него многочисленных притоков.

По сообщению К. Крюйса, Дон со всеми впадающими и него реками «…преизобилует рыбою осетриною, белугою, стерлядью, щукою, лещами, окунями и прочими – все великого и изрядного качества…»

Вице‑адмирал высоко отзывается о мореходных качествах казаков, которые, как подчеркивает он, очень хорошо знали все выходы через малые реки, впадающие в Меотическое озеро.

Одновременно с гидрографическими изысканиями на Дону Крюйс принял участие в съемке части Азовского моря, проводившейся во время плавания корабля «Крепость». Выйдя 14 августа 1699 года из Таганрога, «Крепость» и сопровождающие ее суда из‑за встречных ветров лишь 16 августа показались на виду у Керчи.

Появление довольно большого флота испугало и изумило турок. При переговорах с русскими, в частности с Ф. М. Апраксиным и А. Д. Меншиковым[34], они удивлялись, как это такой большой флот мог пройти по Азовскому морю, усеянному, по их мнению, многочисленными мелями и банками. В ответ на это Апраксин и Меншиков заявили, что при движении флота они нигде не встретили мелей и считают возможным плавание по Азовскому морю еще большего, чем «Крепость», корабля.

Действительно, промеры, произведенные во время этого похода, показали, что «Азовское море от Таганрога до самой Керчи глубиною в 2,5–7, а близ Керченского устья 8–9 саженей будет. Кроме того, от Таганрога верст с 50 и больше по обе стороны берега в виду, а проехав Палестру (Мариуполь), то море шириною распространилось по правую сторону даже до самой Перекопи, а по левую до Кубанской степи и никакой черни (берега) до самого Керченского устья нигде было не видно. Тем Азовским морем от Таганрога до Керчи ходу будет верст с 300. По тому морю корабельный ход зело свободный и нигде никакого препятствия, ни в чем в обоих путях ни одному судну не было»[35].

В то время как шли переговоры, по приказанию капитана «Крепости» П. Памбурга, во многих местах Керченского пролива русские офицеры производили глазомерные съемки, измерение глубин, определяли направление фарватера и т. п. В своем письме к государю от 26 августа 1699 года посол Е. Украинцев писал, что на месте стоянки корабля в проливе глубина составляла 15 футов, а далее, где мерил посланный для этой цели штурман, она достигала 3, 4, 5 и более саженей. По сообщению посла, расстояние между Керчью и Таманью, по его «смете, 4 мили добрых», а между Кафой и Керчью «сухим путем день да ночь езды». В конце письма Украинцев извещал о том, что он посылал к «написанному в карте на выезде к гирлу камню штюрмана Кристиана Отто, и он до него доезжал; и в том, Государь, месте не особый камень лежит, а вышел из горы в море нос, и объехать и миновать его можно без трудности».

О целенаправленных гидрографических изысканиях посольского корабля говорят следующие строки из письма Б. Украинцева царю: «…И приказал я, раб твой, капитану Петру Памбургу еще под Таганрогом сего Меотискаго моря глубину и ширину описывать, и он так и чинит и впредь чинить будет».

По материалам экспедиции «Крепости» составляется карта Азовского моря, которая в 1701 году А. Шхонбеком была награвирована, снабжена русской надписью‑посвящением и отпечатана. Однако Петру Первому надпись не понравилась и в обращение ее не пустили. Большинство исследователей, в том числе академик О. В. Струве, профессор Д. М. Лебедев и другие, считают, что карта Шхонбека появилась впервые в печати в Атласе Корнелия Крюйса, но уже без ранее существовавшей надписи. Однако с этим согласиться нельзя, ибо при внимательном осмотре этих двух карт между ними обнаруживается значительное несоответствие. Так, на карте Шхонбека, охватывающей только восточную половину Азовского моря и носящей название «Восточная часть моря Палус Меотис. М. 3/4в», довольно подробно вычерчены донская дельта, Миусский полуостров, нижнее течение реки Миус и ее лиман. Западнее последнего изображены нижние течения рек Еланчика, Кальмиуса и Бердинки, имеющей весьма широкий и длинный лиман. Расположенные на северном побережье косы Кривая, Белосарайская, Верхнебердянская, Нижнебердянская и Бирючья направлены на юго‑запад. Исключение составляет Беглицкая коса, конец которой направлен к юго‑востоку. Вблизи побережья между реками Молочной и Бердинкой помещены небольшие горы. Начиная от донской дельты, восточный берег, во многие местах показанный весьма условно, легкой, еле заметной линией, постепенно уходит на юго‑запад в сторону Керченского пролива. На юге Таганрогского залива показаны Очаковская и Чимбурская косы. Должанская коса представлено пятью островами, глубоко выступающими в море, из которых два очень больших. По обе стороны от этого места расположены устья рек, соответствующие Ее и Бейсугу. Дельта Кубани имеет три рукава, один из которых впадает в Черное море. Однако Таманский остров образуют все же не кубанские рукава, а отдельный проток, направленный из Азовского в Черное море. На месте косы Чушка расположен продолговатый остров, протянувшийся с севера на юг. Очертания Тамани очень грубы и не соответствуют действительности.

На карте из Атласа Крюйса Азовское море нанесено полностью, но так же, как и на карте Шхонбека, сильно сужено. Дельта Дона показана более схематично, чем на предыдущей карте, хотя имеет рукава и много островов. Миусский полуостров фактически отсутствует. Даже в отдаленной мере не похож он на действительный. Слишком коротким изображен Миусский лиман, устье которого находится на далеком расстоянии от Таганьего Рога. Довольно глубоко в сушу вдается залив или лиман р. Берды, а в море – Бердянская коса, направленная на юго‑восток. Южнее косы раскинулось озеро, образующееся, видимо, во время отгона воды. Между Миусским лиманом и Бердянской косой расположены еле выступающие в море Белосарайская и Кривая косы. Западнее Бердянской косы изображена вторая значительная коса – Нижнебердянская, имеющая юго‑западное направление. Западнее последней располагается река Молочная. На карте отсутствует Арабатская Стрелка, но на ее месте показаны сравнительно небольшая коса и отмель, направленная к северо‑западному берегу, и сделана надпись «Сивашское море». Совершенно не верны очертания Керченского полуострова, а пролив слишком широк. Как и на карте Шхонбека, Таманский полуостров изображен так же грубо и в виде острова. Однако вместо одного небольшого острова показано два. Долгая коса состоит из четырех островов, протянутых с юго‑запада на северо‑восток, реки изображены короткими отростками. В районе Сивашского залива в море впадают две реки, а северо‑восточнее Нижнебердянской косы помещено озеро. На участке Белосарайская коса – река Молочная, а также на правом берегу реки Черная Протока показаны участки лесной растительности. Во многих местах, в том числе и в районе Кубанской дельты, изображен гористый рельеф.

На обеих картах по двум линиям отмечены глубины, измеренные во время плавания «Крепости». В Таганрогском заливе глубина составляет от 3–5 футов на востоке и до 26 футов на западе. В самом море она достигает 54–56 футов в центре и 24–30 футов у северного и южного берегов. На указанных картах отсутствует географическая сетка меридианов и параллелей, но имеется компасная сетка румбов, как на средневековых навигационных картах. Однако, в отличие от шхонбековской, крюйсовская карта имеет отметки географических широт и долгот, помещенных на вертикальной и горизонтальной рамках карты соответственно через каждые 20 и 10 минут. Исходя из того, что один градус на ней равен 42 московским верстам, получим длину моря, равную около 250 верст и ширину 160 верст.

Заканчивая разбор карт Шхонбека и Крюйса, необходимо отметить, что, несмотря на существенные между ними различия, в их основу были положены, несомненно, одни и те же данные, главным образом, материалы съемки, сделанной кораблем «Крепость», но только первый составитель карты обращал большее внимание на одни детали, а второй – на другие.

Много общего с картами Шхонбека и Крюйса имеет рукописная карта под названием «Карта Азовского моря сочиненная в царствование императора Петра I»[36]. По количеству данных и очертаниям Азовского моря она очень близка к карте Шхонбека. Ею также не охватывается западная часть моря, хотя несколько меньшая, чем на карте последнего. В отличие от карты А. Шхонбека на ней нет острова у Бердянской косы, по зато имеется озеро в том месте, где поместил его на своей карге Крюйс. Кроме того, на Керченском полуострове профилем показаны горы. Но самое главное отличие этой карты заключается в наличии, помимо румбов, градусной сетки. Меридианы И параллели проведены через каждые 20 минут. Длина моря составляет 5°30′, а ширина – около 2°. Отсюда следует, Что размеры моря сильно искажены.

Выше указывалось, что в промерах Керченского пролива принимал участие штурман Христиан Отто. Однако деятельность этого офицера не ограничилась только одной этой работой. При дальнейшем плавании он производил измерения в Черном море и проливе Босфор, а также сделал зарисовки некоторых участков черноморских берегов. В 1700 году X. Отто составил навигационную карту Азовского и Черного морей с обозначением пути от Азова до Константинополя, где показаны контуры части крымских, кавказских и константинопольских берегов. Очень важно, что эта карта имеет градусную сетку, на которой меридианы проведены через каждые 10 минут. В том же году Отто составил вторую карту под названием «Изображение показания морских берегов от Азовского моря даже до Константинополя». Эта карта также была использована для Атласа Крюйса.

Целый ряд картографических работ в это время производит инженер Петр Бергман, использовавший для этих целей как свои собственные, так и результаты других исследований. В 1701 году он составил «Навигационную карту Азовского моря», на которой даны контуры берегов с обозначением устьев рек и населенных пунктов, показаны глубины от Азова до Керченского пролива. Особо вычерчен профиль керченских высот. Масштаб 10 верст в 1 дюйме.

Вслед за этим вышли «Специальная карта Азовского моря» и «Новая карта всего моря Палее Меотес от Азова до Керчи» имеющие много общего с первой его


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.