Торговые суда, груженные пряностями, тканями, одеждой, амфорами с вином и маслом, преодолев Средиземное и Черное моря и, сделав остановку на берегах Керченского пролива, устремлялись затем к Танаису. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Торговые суда, груженные пряностями, тканями, одеждой, амфорами с вином и маслом, преодолев Средиземное и Черное моря и, сделав остановку на берегах Керченского пролива, устремлялись затем к Танаису.

2023-02-03 38
Торговые суда, груженные пряностями, тканями, одеждой, амфорами с вином и маслом, преодолев Средиземное и Черное моря и, сделав остановку на берегах Керченского пролива, устремлялись затем к Танаису. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Уроженец г. Александрии, занимавший видное место в римской администрации, Аппиан около 160 г. н. э. написал «Историю Рима». В XII книге он описывает войны римлян с царем Понта Митридатом VI Эвпатором (132–63 гг. до и. э.).

По сообщению Аппиана, Митридат остаток лета 74 года и целую зиму заготовлял на побережье Понта лес, строил корабли, готовил оружие, чтобы продолжить борьбу против Рима. Одновременно силой оружия он пытался укрепить окраины своего государства. В боях в районе Керченского и Таманского полуостровов участвует множество бирем и триер. Всего же флот Митридата в это время насчитывал свыше 400 кораблей. Однако, несмотря на многочисленность, он был разбит в 72 году до н. э. римским флотом, во главе которого стоял легат Гай Валерий Триарий.

Военно‑политический и экономический расцвет Римской империи, расширение ее торговли вызвали бурное развитие пауки, и в частности, географии, которая, опираясь в Теоретических вопросах на учение греков, носила у римлян более прикладной, практический характер, поэтому в этот период продолжало расти количество мореплавателей и путешественников, побывавших в разных странах.

В это время производится измерение расстояний между отдельными населенными пунктами, городами и портами. Создаются общие и дорожные карты, морские «объезды» или периплы, необходимые для военных, административных и торговых целей. Астрономическим путем проводится определение координат различных пунктов, в том числе в пределах Азово‑Черноморского бассейна.

В начале нашего летоисчисления подробное и разностороннее описание Азовского моря и его побережий дал великий географ древности Страбон (63 г. до н. э. – 23 г. н. э.), который составил довольно точную характеристику Восточной и Западной частей Меотиды, впервые подметил сгонно‑нагонные явления, сумел правильно определить соотношения расстояний от Киммерийского Боспора до реки Танаис вдоль восточного берега, с одной стороны, и вдоль западного и северного берегов – с другой, хотя фактические данные у него несколько преувеличены.

Страбон ясно представлял себе климат Приазовья, четко выделяя два периода – зимний и летний. Довольно обстоятельно описано им устье Танаиса, имеющее при впадении два русла, между которыми 60 стадий (11 км) расстояния. В ста стадиях от Танаиса он располагает в море остров Алопекию (Лисий), вокруг которого имеется несколько более мелких островов. На восточной стороне Меотиды Страбон размещает реки Большой и Малый Ромбиты, находящиеся друг от друга на расстоянии 800 стадий (142 км). Скорее всего это реки Кубань и Ея.

Заслуживает внимания его сообщение о наличии на Кавказе корабельного леса, а в Крыму – соли, а также известие о том, что в обмен на ткани, вино и другие товары его соотечественники вывозят из Скифии рабов, шкуры, меха, но главным образом, хлеб и рыбу.

Страбон лучше и точнее предыдущих писателей описал непосредственно Азовское море, его берега и реки. Так, окружность моря определена им в 9 тысяч стадий (1593 км), а путь от Киммерийского Боспора до устья Танаиса – в 2200 стадий, т. е. 390 километров. Расстояние от этого пролива до Танаиса вдоль восточного берега считается им в 3 раза меньше, чем вдоль западного и северного берегов. Длина Керченского пролива равняется 70 стадиям, ширина в самом узком месте – 20.

Недалеко от входа в Боспор ученый располагает Корокондомитское озеро (Таманский залив), а в северо‑западной части Меотиды – озеро Сапре (Гнилое), соединенное с морем широким устьем. Окружность озера он приравнивает к 400 стадиям, уменьшив ее более чем в 3 раза. Однако другие данные Страбона о Гнилом озере поражают своей точностью. «Оно, – сообщает писатель, – очень болотисто и едва судоходно для сшитых (из кожи – А. К.) лодок, так как ветры открывают мели и затем снова их наполняют водой; в заливе этом есть три островка, а вдоль берега мели и немногие подводные камни».

Описывая столицу Боспорского государства Пантикапею, расположенную на месте нынешней Керчи, Страбон указывает, что она имела гавань и доки, приблизительно на 30 кораблей, а также склады для товаров, которые привозятся из стран Востока и Средиземноморья. Южнее Синдской области и Горгиппин (нынешней Анапы) побережье Понта, по указанию Страбона, гористое и лишенное большей частью гаваней. В этой части Кавказа живут народности, которые занимаются морским разбоем, для чего у них есть небольшие, узкие и легкие лодки вместимостью приблизительно до 25 человек, редко – до 30; у греков они называются «камарами» или «крытыми лодками». Снаряжая флотилии таких «камар» и нападая то на купеческие корабли, то на какую‑нибудь страну или город, они господствуют на море. Иногда им помогают даже жители Боспора, предоставляй свои корабельные стоянки и рынок для сбыта добычи.

Краткую, но емкую характеристику этих судов дал римский историк Публий Корнелий Тацит (57–117 г. и. э.). «Варвары, – пишет он в своей выдающейся работе „Анналы“, – с удивительной быстротой понастроили кораблей и безнаказанно бороздят море. Корабли эти называются у них камары, борта их расположены близко друг к другу, а ниже бортов корпус расширяется; варвары не пользуются при постройке кораблей ни медными, ни железными скрепами; когда море бурно и волны высоки, поверх бортов накладывают доски, образующие что‑то вроде крыши, и защищенные таким образом барки легко маневрируют. Грести на них можно в любую сторону, эти суда кончаются острым носом и спереди, и сзади, так что могут с полной безопасностью причаливать к берегу и одним, и другим концом». Небезынтересно, что прототипом для этих судов послужили либурнские галеры (либурны), составляющие значительную часть римского флота и принимавшие участие во многих походах по Черному морю.

Целый ряд сведений об Азовском море и Приазовье в Ι веке н. э. сообщают известный географ римского периода, выходец из южной Испании Помпоний Мела, римский ученый‑натуралист Плиний Старший и древнегреческий писатель и историк Плутарх.

Однако после Страбона наиболее ценные сведения по описываемому району представил греко‑римский астроном и географ Клавдий Птолемей (90–168 гг. н. э.), который оставил нам превосходные карты Европейской Сарматии, впервые привел наиболее полные данные о длительности самого продолжительного в Приазовье дня, определил географическое положение более 30 различных пунктов, расположенных вокруг Азовского моря. К числу весьма серьезных научных сведений Птолемея относится его указание на сближение Дона и Волги в районе нынешнего Волго‑Донского канала, а также его утверждение, что Каспийское море является замкнутым бассейном. Такой взгляд на находящийся вблизи Азовского моря Каспийский бассейн не разделял во времена Эрастофена и Птолемея ни один видный древнегреческий и римский ученый.

Клавдий Птолемей, по существу, венчает изучение Азовского моря и его берегов в период Древнего Рима. После него, в связи с общим кризисом рабовладельческого строя, разгоревшейся ожесточенной борьбой внутри самой Римской империи, на ее окраинах и границах, в связи с резким упадком торговых отношении между Римом и Грецией, с одной стороны, и Азово‑Черноморскими странами – с другой, интерес к последним резко падает.

С IV по VII вв. и. э. плавания и торговля через Азовское море почти не проводились, так как на Дону и в Приазовье не было оседлого населения, здесь жили, сменяя друг друга, только кочевые племена.

Сведения о Причерноморье и Приазовье в это время появляются чаще всего в работах компилятивного характера, не дающих по географии и истории этого района ничего нового.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.