Идти (следовать) в кильватере — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Идти (следовать) в кильватере

2023-02-03 39
Идти (следовать) в кильватере 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Что такое кильватер? Этот голландский морской термин можно перевести так: «струя воды, оставляемая килем идущего судна» («киль» – основная продольная днищевая связь на судне, идущая в его диаметральной плоскости; «ватер» – вода).

«Идти в кильватере» буквально означает: держаться в струе впереди идущего корабля, т. е. следовать тем же курсом. В переносном значении «в кильватере плыть, идти, следовать» – быть в сфере чьего‑то влияния, придерживаться тех же взглядов, следовать путем, указанным более сильным «ведущим» партнером.

 

Держать нос по ветру

 

Во время парусного флота плавание по морю всецело зависело от погоды, от направления ветра. Устанавливался штиль, безветрие – и никли паруса, недвижимо стояли корабли. Дул противный ветер – и приходилось думать уже не о плавании, а о том, чтобы стать на якорь и убрать паруса, не то корабль может выбросить на берег.

Для выхода в море нужен был попутный ветер, наполняющий паруса, направляющий судно вперед, т. е. носом по ветру.

Появившийся в связи с этим сугубо морской оборот речи вышел из рамок специального лексикона и стал общеупотребляемым средством образного выражения определенной мысли. Теперь «держать нос по ветру» в переносном значении то же, что приспосабливаться к обстоятельствам.

 

Мичман

 

Слово это появилось в русском языке в петровскую эпоху и зарегистрировано впервые в морском уставе 1720 года. Оно заимствовано из английского языка (midship – середина корабля и man – человек); буквально – средний корабельный чин. В XVIII веке это слово имело в русском языке и форму мидшипман. В русском военном флоте введено как унтер‑офицерский чин в 1716 году, а с 1732 до 1917 года (исключая 1751–1758 гг.) звание мичман было первым офицерским чином, равным современному лейтенанту.

Как высшее звание для старшин ВМФ введено в СССР с ноября 1940 года. А с января 1972 года военнослужащие в звании мичман выделены в отдельную категорию личного состава флота. Оно присваивается военнослужащим ВМФ и морских частей пограничных войск СССР, отслужившим срочную службу и оставшимся добровольно на военной службе в качестве специалистов на определенный срок.

Мичманы на кораблях и в частях Военно‑Морского Флота являются ближайшими помощниками офицеров, специалистами высокого класса, настоящими мастерами военного дела. Для этого, конечно, надо много знать и уметь.

Для подготовки мичманов на всех наших флотах имеются специальные школы. Военнослужащие со средним специальным образованием, отслужившие один год срочной службы, имеющие желание продолжать службу в Военно‑Морском Флоте и по своим данным отвечающие необходимым требованиям, сдают вступительные экзамены и по окончании обучения получают диплом по соответствующей специальности.

В случае когда военнослужащий изъявил желание продолжать службу в ВМФ по своей специальности в звании мичмана после того, как он отслужил два года срочной службы, он без вступительных экзаменов направляется в школу мичманов. Причем учеба в этих школах начинается за три месяца до окончания срока срочной службы.

В школы мичманов принимаются также лица из числа сверхсрочнослужащих и военнообязанные, отслужившие на кораблях и в частях ВМФ положенный срок и находящиеся в запасе.

С января 1981 года в Вооруженных Силах СССР введены звания старший мичман и старший прапорщик. Они могут быть присвоены мичманам (прапорщикам) при отличной аттестации военнослужащих, прослуживших в этом звании пять и более лет и занимающих должность старшего мичмана (старшего прапорщика) или младшего офицера.

 

Адмирал

 

Адмирал – воинское звание высшего офицерского состава в военно‑морских флотах. Произошло слово от арабского: амираль (бахр) – владыка на море. В Европе вошло в употребление в XII веке как «флотоводец» вначале в Испании, а затем и в других странах (в Сицилии, например, в 1142, в Англии – в 1216 году). Несколько позже в Голландии появилось звание шаутбенахт (голл. sellout bij nacht – смотри ночью, или наблюдающий ночью) – первый адмиральский чин, соответствующий контр‑адмиралу. Потом появилось звание вице‑адмирал (заместитель адмирала).

В России Петр I установил четыре адмиральских звания (чина): генерал‑адмирал – соответствовал рангу генерал‑фельдмаршала, адмирал – полному генералу, вице‑адмирал – генерал‑лейтенанту и контр‑адмирал, или шаутбенахт, – генерал‑майору. Кстати, последнее звание в русифицированном варианте «шаутбенахт» носил и основатель русского флота Петр I.

По регламенту парусного флота адмирал командовал кордебаталией (т. е. основными силами), вице‑адмирал (заместитель адмирала) – авангардом, контр‑адмирал (низший адмиральский чип) – арьергардом.

В 1701 году Петр I ввел на флоте и три адмиральских флага: белый, синий и красный с синим андреевским крестом в белом крыже (т. е. в верхнем левом углу флага у шкаторины). Они получили название флагов первого, второго и третьего адмирала. Адмиральские флаги поднимались на стеньгах: адмирала – на грог‑стеньге (на второй мачте он носа корабля), вице‑адмирала – на фор‑стеньге (на фок‑мачте) и шаутбенахта (контр‑адмирала) – на крюйс‑стеньге (на бизань‑мачте).

Первым в России получил адмиральское звание один из ближайших сподвижников Петра I по руководству флотом Крюйс (Крейс) Корнелий Иванович – выходец из Дании. В 1098 году он ушел с голландского флота и был принят на русскую службу с чином вице‑адмирала.

Первым красным адмиралом был Модест Васильевич Иванов. 21 ноября 1917 года Всероссийский съезд военного флота (В. И. Ленин выступил на этом съезде с большой речью, дав в ней высокую оценку деятельности моряков по укреплению Советской власти) принял необычное решение: капитану 1 ранга Модесту Васильевичу Иванову «за преданность народу и революции, как истинному борцу и защитнику прав угнетенного класса», присвоить звание контр‑адмирала.

Участие в руководстве революционным флотом в первые месяцы Советской власти и в период гражданской войны, в организации (1921 г.) Морской пограничной охраны Республики, выполнение ответственных заданий Советского правительства сначала на службе в РККФ, а затем, после ухода в запас в 1924 году, на советском морском торговом флоте (он командовал многими судами) – таковы этапы жизненного пути первого «красного адмирала».

Когда говорят об адмиральских званиях, то нередко возникает вопрос: почему первое из них именуется контр‑адмирал? В самом деле, ведь приставка «контр», давно ставшая привычной в нашем языке, в буквальном переводе означает «против». Отсюда и слова, знакомые и понятные всем: контратака, то есть атака в ответ на вражеское нападение, контрразведка – ведение борьбы против неприятельской разведки. В военном флоте в начале нынешнего века были контрминоносцы – крупные миноносцы, специально приспособленные для уничтожения обычных кораблей этого класса. А контр‑адмирал?..

В XVIII веке основным боевым порядком крупных артиллерийских кораблей, решавших судьбу сражения линейных кораблей, была кильватерная колонна. Но большие соединения – эскадры, флоты растягивались на значительное расстояние, и адмиралу, командующему ими, было весьма сложно следить за всеми кораблями, управлять боевыми действиями. Особенно трудно приходилось, когда соединение попадало в туман или шло ночью. И практика заставила адмиралов назначать на последний в колонне корабль заместителя, способного быстро разобраться в обстановке, принять, если нужно, правильное решение, завязать бой с противником. Такой командир должен был обладать властью – иначе говоря, старшинством в звании по сравнению с командирами линейных кораблей. Поэтому, как уже говорилось, в голландском флоте появилась адмиральская должность шаутбенахт – «наблюдающий ночью», в английском – рир‑адмирал – «тыловой адмирал», а во всех остальных флотах мира – просто контр‑адмирал, т. е. командир, находящийся с противоположной от главнокомандующего адмирала стороны кильватерной колонны.

Прошли столетия, но звания, введенные Петром I в русском военном флоте, и ныне существуют.

В Советском Военно‑Морском Флоте Президиумом Верховного Совета СССР установлены звания: контр‑адмирал, вице‑адмирал, адмирал, адмирал флота, Адмирал Флота Советского Союза.

Звание адмирал флота соответствует общевойсковым воинским званиям – генералу армии и маршалу рода войск.

Адмирал Флота Советского Союза – высшее воинское звание в ВМФ, соответствует воинскому званию Маршал Советского Союза. Присваивается за выдающиеся заслуги в руководстве Военно‑Морским Флотом.

 

«Красная нить»

 

Очень часто можно слышать такие фразы: «В докладе красной нитью прошла мысль…», «В романе красной нитью прослеживается…»

В Англии существовало правило: все спасти королевского флота от самого толстого каната до тончайшей веревки изготовлять таким образом, чтобы через них проходила красная пить, которую нельзя выдернуть иначе, как распустив все остальные. Даже по самому маленькому обрывку каната можно было определить, что он принадлежит английской короне.

В фигуральном значении выражение «красная нить» впервые употребил Гете в романе «Избирательное сродство», опубликованном в 1809 году. Впоследствии оно получило широкое распространение в немецком, а также в русском языках.

 

«Есть»

 

Это короткое слово привилось на русском флоте, а затем и в армии, с самого его зарождения. Такой короткий и энергичный ответ следовал на всякое полученное приказание с обязательным и точным его повторением. Например, командир или вахтенный начальник приказывал рулевому: «Так держать, право не ходи», последний отвечал: «Есть так держать, право не ходи!». «Обе вахты на верх!» – отдавал распоряжение вахтенный начальник, и вахтенный отвечал: «Есть обе вахты на верх!». При этом он прикладывал дудку к губам, исполнял положенный сигнал и передавал приказание вахтенному на баке, а последний – в жилое помещение.

Слово «есть», став одной из форм проявления установленных взаимоотношений между военнослужащими, продолжает свою функцию и в наши дни. В Корабельном уставе Военно‑Морского Флота СССР на этот счет указано: «Если начальник отдает приказание, военнослужащий отвечает: „Есть“ – и выполняет полученное приказание».

 

 

КАЮТ‑КОМПАНИЯ ПРОСИТ…

 

 

В начале XVIII века на судах английского флота в кормовой части корабля над ахтерлюком (где хранились запасы провизии, вина) находилось большое помещение, в которое выходили двери офицерских кают. Это помещение называлось «вордроб» (дословный перевод – «платяной шкаф») и предназначалось для хранения ценных грузов, взятых с захваченных судов‑призов (судов, захваченных в морской войне). Когда грузов не было, помещение служило офицерскому составу, как столовая. В конце XVIII века массовый захват «призов» прекратился и помещение, служившее для хранения ценных грузов, стало местом общего стола офицеров и было переименовано в «вордрум» («кают‑компания»). Под этим названием оно осталось в английском флоте и до настоящих дней. Создатель порядка и дисциплины в английском флоте первый лорд Джарвис Джон (1734–1823 гг.) видел в кают‑компании не просто помещение для столовой, а место собрания – офицеров.

На кораблях русского флота кают‑компания с общим столом появилась в середине XVIII столетия. До этого слуги офицеров, по большей части из своих же крепостных, готовили своему барину кто что мог, толкаясь и ругаясь в тесном камбузе, жалуясь друг на друга и ссоря своих господ. Кроме того, у офицеров побогаче и пища была получше, что вызывало зависть у менее состоятельных. Чтобы положить конец этим негативным явлениям, и была заведена кают‑компания.

К сожалению, мы очень мало знаем о полной опасностей службе и быте наших моряков в эпоху парусного флота. Этот исторический период наиболее обстоятельно раскрыли русские писатели К. М. Станюкович (1843–1903 гг.), автор «Морских рассказов», повести «Вокруг света на „Коршуне“», и И. А. Гончаров (1812–1891 гг.), создавший цикл путевых очерков «Фрегат „Паллада“».

На фрегате «Паллада» была кают‑компания, расположенная, в силу старого морского обычая, на корме[5]. Эти помещения в эпоху парусно‑парового флота на судах всех типов, т. е. на фрегатах, корветах, клиперах, а позже и на крейсерах, по существу, были одинаковы и очень мало отличались от кают‑компании фрегата «Паллада».

Передовые адмиралы‑флотоводцы Ф. Ф. Ушаков, М. П. Лазарев, П. С. Нахимов, С. О. Макаров и другие относительно кают‑компании придерживались взглядов Джервиса: дисциплина есть сумма многих составных элементов, выраженная одним словом – подчинение; дисциплина кают‑компании – дисциплина флота; церемония – цемент дисциплины, традиция и обычай – фундамент ее; соблюдение обычаев и церемоний есть создание духа подчиненности.

Этот дух подчиненности царил и в кают‑компании.

По установившемуся морскому обычаю офицеры рассаживались за столом строго по старшинству: во главе стола, на его старшем конце, – старший офицер, по правую руку от него – следующий по чину старший офицер, по левую – старший инженер‑механик. Затем шли старшие специалисты и далее, так же по старшинству в чине, – младшие специалисты, вахтенные начальники, вахтенные офицеры и механики. Такое распределение создавало атмосферу дисциплины, выделяло старший и младший, или, как тогда было принято говорить, «баковый», концы стола. Все это позволяло старшему офицеру видеть и постоянно чувствовать опору в лице старших специалистов, исключало оппозицию.

Ныне места в кают‑компании, так же строго, регламентирует старший помощник командира.

Морским уставом хозяином в кают‑компании со времен ее создания был определен старший офицер (старший помощник). Понимая под «кают‑компанией» офицерство корабля, командир, приглашая к себе на борт гостей, рассылал извещения, начинающиеся словами: «Кают‑компания… просит…» или «Командир и кают‑компания крейсера просят…»

В Корабельном уставе Военно‑Морского Флота говорится: «Кают‑компания на корабле является помещением для коллективного отдыха, занятий, совещаний и общего стола офицеров. Она должна служить местом тесного общения офицеров и культурным центром, способствующим воспитанию офицеров в духе идей Коммунистической партии Советского Союза, передовой военной науки, выработке единых взглядов на вопросы ведения морского боя, боевой и политической подготовки и организации службы корабля».

И как бы перекликаясь с уставами прошлого, нынешний указывает: «Первенствующим лицом в кают‑компании является старший помощник командира корабля, а в его отсутствие – старший из присутствующих в ней.

В тех случаях, когда в кают‑компании находятся командир корабля или его прямые начальники, первенствующее положение переходит к ним».

Многое сохранилось в понятии «кают‑компания» на современных кораблях Советского Военно‑Морского Флота… И ныне, так же, как и в давние времена, командир корабля, приглашая на борт гостей, рассылает извещения: «Кают‑компания… просит…»

Живучи флотские традиции!

 

* * *

 

Советский Союз – великая морская держава. Для надежной защиты своих морских рубежей он располагает сильным океанским Военно‑Морским Флотом, который способен вместе с другими видами Вооруженных Сил надежно обеспечить безопасность нашей Родины. Современный боевой корабль – это сочетание новейших технических устройств, систем и комплексов, которыми управляют высокообразованные, идейно и физически подготовленные матросы, старшины и офицеры. Они являются подлинными властелинами современной боевой техники – «видящих» и «думающих» машин, помогающих им решать сложнейшие задачи по управлению кораблем, его мощными энергетическими установками, комплексами ракетного, торпедного и другого оружия.

Личному составу созданы комфортные условия жизни на корабле, которые способствуют совершенствованию физических и духовных качеств военнослужащих. А это так необходимо моряку! Ведь флотская служба – это прежде всего напряженный ратный труд, это бессонные вахты у экранов радиолокационных станций, пульта управления оружием и у штурвалов. Флотская служба – это и далекие океанские походы, и штормовая качка, и тропическая жара, и арктический холод…

Сегодня лучшие качества доблестных русских военных моряков с особой силой проявляются в неутомимом ратном труде, в повседневной боевой учебе, в активной общественной деятельности воинов нынешнего поколения. Весь жар своих сердец они отдают повышению боевой готовности флота. Глубоко сознавая свой патриотический и интернациональный долг, военные моряки стремятся как можно лучше оправдать доверие партии и народа. И в этом им помогают немеркнущие героические традиции отечественного – русского и советского флота, которые мы по праву называем нашим нержавеющим, безотказным оружием в деле военно‑патриотического воспитания молодых защитников морских рубежей нашей Родины. Опираясь на эти традиции, умножая их своими благородными ратными свершениями, движимые негасимой любовью к родному Отечеству, до конца преданные идеалам Коммунистической партии, советские военные моряки надежно стоят на страже мирного, созидательного труда советского народа, народов всех стран социалистического содружества.

 

 

НЕКОТОРЫЕ СЛОВА И ТЕРМИНЫ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В ЭТОЙ КНИГЕ

 

АБОРДАЖ – способ ведения боя гребными и парусными кораблями, сцепление атакующего корабля с неприятельским для захвата в рукопашном бою.

АХТЕРЛЮК – 1. Одно из главных отверстий (люков) в палубе, служащих для погрузки грузов внутрь судна. 2. Помещение в трюме судна для хранения провизии.

БАК – носовая часть палубы корабля от форштевня до фок‑мачты. Полубак – возвышенная надстройка, занимающая часть бака.

БИЗАНЬ – см. мачта.

БОЕВОЙ ПОРЯДОК – расположение (тактическое построение) кораблей (соединений кораблей) в группировке, созданной для боя.

БОЧКА – поплавок железный сварной или клепаной конструкции, поддерживающий цепь (бридель), идущую от якоря большого веса, лежащего на грунте (мертвый якорь). Служит для стоянки кораблей в гаванях и на рейдах.

БРАМ‑СТЕНЬГА – третья снизу составная часть мачты. Ввиду того, что невозможно изготовить мачту из одного дерева необходимой толщины и высотою около пятидесяти метров, какова была общая высота мачты на линейных кораблях парусного флота, их делали составными. Нижнее колено – собственно мачта, второе – стеньга и третье – брам‑стеньга.

БРАНДЕР – судно, наполненное горючими и взрывчатыми веществами для поджога или взрыва неприятельских кораблей. Был одним из боевых средств эпохи гребного и парусного флота. С подходом к кораблю противника брандер сцеплялся с ним специальными крючьями, команда поджигала его и уходила на шлюпке, а брандер взрывался вместе с вражеским кораблем.

БРИГ – двухмачтовое морское судно с прямым парусным вооружением на обеих мачтах. Во времена парусного военно‑морского флота бригами назывались небольшие боевые корабли, несшие разведывательную, посыльную и крейсерскую службу. Их боевое вооружение состояло из 16–18 пушек.

БРИЗ – ветер в береговой полосе, дующий днем с моря на сушу – морокой бриз, а ночью с суши на море – береговой бриз.

БУШПРИТ – горизонтальная или наклонная мачта, выступающая на носу парусного судна и служащая для вынесения вперед и крепления носовых парусов (кливеров и стакселей). Флаг, ранее поднимавшийся на бушприте, назывался бушпритным флагом, впоследствии – гюйсом.

ВАНТЫ – спасти стоячего такелажа (см.), поддерживающие с боков мачты и их продолжения – стеньги, брам‑сгеньги и т. д.

ВЫМБОВКА – толстый деревянный рычаг для вращения шпиля или ворота вручную.

ГАФЕЛЬ – специальный рей, укрепленный наклонно в верхней части мачты. На парусных судах служит для крепления верхней кромки косого паруса, а также для подъема военно‑морского флага на парусных и современных кораблях на ходу.

ГИНИ – особый вид талей (см.). Применяется при подъеме вручную больших тяжестей.

«ГОЛОС МОРЯ» – звуковые волны низкой частоты (около 10 Гц), возникающие над поверхностью моря при сильном ветре в результате вихреобразования за гребнями волы и воспринимаемые человеком как отдаленный гул. Иногда вызывает болевое ощущение в ушах. Поскольку скорость распространения звука превышает скорость перемещения области шторма, то по «голосу моря» можно заблаговременно знать о приближении бури.

ГРОТ‑МАЧТА – см. мачта.

ГЮЙСШТОК (ФЛАГШТОК) – вертикальный шест в носу (корме) корабля для подъема гюйса (флага).

ДОБРФЛОТ (ДОБРОВОЛЬНЫЙ ФЛОТ) – пароходство, созданное в 1878 году на добровольные пожертвования всего русского народа. В случае войны одна часть судов Добрфлота могла быстро переоборудоваться во вспомогательные крейсера, а другая – выполнять обязанности военных транспортов. К началу первой мировой войны в его составе числилось более 40 пароходов. После Великой Октябрьской социалистической революции многие из них были незаконно угнаны в Англию, США и другие капиталистические страны. В 1924 году 6 оставшихся судов были переданы в состав морских пароходств СССР.

ДОЛГОТА – одна из координат, определяющих положение точек на поверхности Земли; угол между плоскостью меридиана, проходящего через данную точку, и плоскостью начального меридиана, проходящего через Гринвич. Долготы от 0 до 180° к востоку от начального меридиана называются восточными, к западу – западными.

ЗНАКИ ЗОДИАКА – Солнце в своем видимом годовом движении по большому кругу небесной сферы, называемому эклиптикой, проходит через созвездия, в каждом из которых оно бывает в один из месяцев года. Например, в созвездии Водолея – в январе, в созвездии Рыб – в феврале и т. д. Каждое из этих 12 созвездий и соответствующий ему месяц года отмечаются в астрономии специальным знаком. В совокупности они называются знаками Зодиака.

КАБЕЛЬТОВ – 1. Растительный трос окружностью от 150 до 350 миллиметров, употребляемый для швартовов и буксиров. 2. Мера длины, служащая для измерения в море сравнительно небольших расстояний. Длина его равна 0,1 морской мили, или 185,2 метра.

КАМБУЗ – место (помещение) для приготовления пищи на кораблях. Первоначально так называлась сложенная из кирпича корабельная кухонная печь.

КАРТУШКА – медный круглый поплавок с диском (или кольцом) из немагнитного материала, укрепляемый на вертикальной оси‑шпильке, находящейся в центре компаса. Для удобства ориентирования по странам света на картушку наносят деления градусной или румбовой системы (см. румб). Под поплавком симметрично у его центра прикреплено несколько магнитных стрелок таким образом, что картушка, надетая топкой на шпильку, все время поворачивается нулевым градусом, то есть нордом, к северу.

КЛИВЕР – один из передних треугольных парусов. На судне, где их три, кливером называется второй от мачты парус (первый называют стакселем, а третий – бом‑кливером).

КЛИПЕР – парусное или парусно‑паровое торговое или военное судно XIX века. Парусные клипера были самыми быстроходными судами своего времени. Предназначались для дозорной и посыльной службы.

КЛОТИК – точеный кружок, надеваемый на вершину мачты (гюйсштока, флагштока). Сквозь клотик пропускаются топкие спасти, называемые фалами и служащие для подъема флагов.

КНОП – особый вид плетеного узла на конце какого‑либо троса. Его назначение – препятствовать концу троса выскользнуть из блока, шкива и т. п.

КОРВЕТ – в парусном военном флоте самое маленькое трехмачтовое судно с полный прямым парусным вооружением. Имело от 18 до 30 пушек, расположенных только на верхней палубе. Корветы использовались для разведки и посыльной службы.

КРЕЙСЕР – боевой корабль. Как класс кораблей, крейсера появились в 60‑х годах XIX века. Во время второй мировой войны делились на легкие и тяжелые. Ныне существуют крейсера ракетные, противолодочные и др. Подразделяются на атомные и с обычными энергетическими установками.

КРЕЙСЕРСТВО (КРЕЙСЕРСКИЕ ОПЕРАЦИИ) – самостоятельные боевые действия одиночных надводных кораблей (группы кораблей) на морских и океанских коммуникациях с целью уничтожения (захвата) судов противника и нарушения его морских перевозок.

ЛАВИРОВАТЬ – двигаться на парусном судне против ветра по ломаной линии, т. е. короткими галсами. Ни одно парусное судно не может идти прямо против ветра. Необходимо поочередно располагать свои курсы так, чтобы ветер дул то с левого (левый галс), то с правого (правый галс) борта, стараясь держаться как можно ближе к линии ветра и устанавливая соответствующим образом паруса.

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ – 1. В парусном военном флоте XVII – первой половины XIX веков крупный по размерам трехмачтовый боевой корабль с двумя‑тремя палубами (деками), на которых в одну линию размещались по бортам от 60 до 185 орудий. Имели до 800 человек экипажа. 2. В паровом броненосном флоте первой половины XX века один из основных классов крупных надводных кораблей. Имел 7‑150 орудий различного калибра, в том числе 8‑12 орудий 280‑457‑миллиметровых, и 1500–2800 человек экипажа. После второй мировой войны линейные корабли утратили свое значение.

МАРС – площадка в верхней части мачты для наблюдения, установки прожекторов, навигационных и других приборов, а на парусных судах, кроме того, для работы с парусами.

МАЧТА – вертикальное сооружение, прочно прикрепленное к корпусу корабля. Мачты на парусных судах являются основой для всего рангоута и такелажа (служат для постановки парусов). Первая мачта от носа корабля называется фок‑мачтой, вторая – грот‑мачтой (может быть несколько на одном, например, 4–5 мачтовом корабле), ближайшая ж корме – бизань‑мачта.

МОСТИК – открытая или закрытая огражденная площадка в верхней части корабля (судна), где расположены приборы управления судном и его корабельным оружием, а также средства связи и наблюдения.

ОГНИ СВЯТОГО ЭЛЬМА – электрический разряд в атмосфере. Проявляется в форме светящихся пучков, возникающих на острых концах высоких предметов (мачт, шпилей на зданиях и т. д.) при большой напряженности электрического поля в атмосфере (например, перед грозой, во время грозы).

ПАССАТЫ – ветры, дующие непрерывно в тропических широтах океанов с довольно постоянной силой в 3–4 балла (6–8 м/с). Направление их в основном сохраняется и течение года постоянным (в Северном полушарии – северо‑восточные, в Южном – юго‑восточные).

ПРАМ – плоскодонная плавучая батарея времен парусного флота, вооруженная 24 пушками большого калибра и предназначенная для бомбардировки приморских крепостей.

РАНГОУТ (от голландского «рунге хоут» – круглое дерево) – совокупность деревянных (а в современном флоте и металлических) частей (мачты, стеньги, реи и др.), служащих для крепления парусов.

РЕЙ – веретенообразное рангоутное дерево, суживающееся к обоим концам. К реям крепятся прямые паруса. Рей при помощи снастей бегучего такелажа поднимаются, опускаются и поворачиваются в горизонтальном направлении. Это нужно для того, чтобы поставить паруса в наиболее выгодное относительно ветра положение. Все реи на судне, в зависимости от их принадлежности к мачтам или стеньгам, имеют свои названия.

РЕЙД – место якорной стоянки судов в порту или вблизи берега. Внутренний рейд – часть огражденной акватории порта, внешний рейд – водное пространство на подходах к порту.

РЕЙДЕР – военный корабль (крейсер, линейный корабль) или вооруженное торговое судно, ведущее самостоятельные боевые действия на морских коммуникациях (см. крейсерство).

РИФЫ – ряд продетых сквозь парус завязок (риф‑сезней), при помощи которых можно уменьшить площадь паруса. «Рифы взять» – убавить площадь паруса, зарифить его.

РУМБ – в морской навигации мера угла окружности горизонта, разделенного на 32 части. 1/32 окружности равна 11 1/4°.

САЛИНГ – рама из продольных брусьев, которая соединяет верхние части мачты (например, стеньгу и брам‑стеньгу). Настил на салинге является в то же время наиболее высоко расположенным наблюдательным пунктом.

СТАКСЕЛЬ – треугольный парус, подобный кливеру (см.), который ставится впереди фок‑мачты, а на крупных парусниках – и между другими мачтами.

СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ – надводный боевой корабль, предназначенный для несения дозорной службы, охранения крупных кораблей и транспортов от внезапных атак подводных лодок, самолетов и катеров на переходе морем и при стоянках на открытых рейдах.

ТАКЕЛАЖ – все снасти (тросы, цепи, канаты) на судне. Разделяется на бегучий и стоячий. Бегучий такелаж (фалы, шкоты и др.) служит для подъема и для разворота реев, а также для управления парусами. Стоячий (ванты, штаги и др.) поддерживает рангоутные деревья.

ТАЛИ – приспособления для – подъема тяжестей. Состоят из двух блоков и основанного между ними троса. Имеют на судах разнообразное применение: для спуска и подъема шлюпок и забортных трапов, подъема тяжестей вручную и т. д.

ФАЛЫ – снасти бегучего такелажа для подъема реев, гафелей, парусов, флажных, предметных и световых сигналов, а также кормового флага и гюйса.

ФОК‑МАЧТА – см. мачта.

ФРЕГАТ – в парусном военном флоте трехмачтовый военный корабль, второй по величине после линейного корабля. Имел дне батарейные палубы – закрытую и открытую. Артиллерийское вооружение парусных фрегатов доходило до 60 пушек. По скорости хода превосходили линейные корабли того времени. Современные фрегаты предназначены для противолодочной и противовоздушной обороны. Их водоизмещение – 3500–5000 тонн. Имеют ракетно‑артиллерийское вооружение и установки реактивных бомбометов.

ШВАРТОВ – трос (стальной, синтетический или из растительного волокна), с помощью которого подтягивают и крепят судно к причалу или другому судну.

ШИРОТА – угол между отвесной линией в данной точке и плоскостью экватора, отсчитываемый от 0 до 90° в обе стороны от экватора: к северу – северная широта, к югу – южная широта.

ШКАТОРИНА – кромка паруса, обычно обшитая свитым очень гибким тросом, называемым ликтросом.

ШНЯВА – в петровские времена купеческое или военное двухмачтовое парусное судно с бушпритом. Предназначалась для разведки и посыльной службы. Вооружение –14–18 пушек малого калибра.

ШПИЛЬ – ворот с вертикальным валом, служащий для подъема якорь‑цепи при снятии с якоря или для выбирания (тяги) швартовов при швартовке корабля к причалу.

ШТАНДАРТ – императорский (королевский) флаг в России и других странах, а также флаг главы государства, поднимающийся во время пребывания их на военном корабле (судовой штандарт) или во дворце (дворцовый штандарт).

ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ (ЭСМИНЕЦ) – боевой корабль, предназначенный для уничтожения подводных лодок и надводных кораблей (судов), охранения своих кораблей и судов на переходе морем и в бою, постановки мин и решения других задач. Появились в начале XX века. Современные эсминцы имеют на вооружении артиллерию, торпеды, реактивные бомбометы и ракетное оружие. Современные эсминцы имеют водоизмещение до 4000 тонн.

ЮТ – кормовая часть палубы корабля. На парусных кораблях ют – самая возвышенная часть палубы, где обычно находится командир. Полуют – возвышенная надстройка, занимающая часть юта.

 

 

 

 


[1] Сейма и Линда – небольшие речки в бассейне Волги. (Здесь и далее прим. авт. ).

 

[2] Ластовые суда – мелкие портовые плавучие средства (баржи, плашкоуты и т. п.). До 60‑х годов XIX века находились в ведении так называемых ластовых экипажей, офицеры которых имели чипы не морские. Ласт – устаревшая мера вместимости судна, равная 2 регистровым тоннам, или 5,66 м3.

 

[3] Румб – направление мысленно проведенной прямой линии от наблюдателя на любую точку окружности горизонта и угол между направлением этой линии и меридианом, на котором находится наблюдатель. В настоящее время картушки компасов разделены на 32 румба. Цена 1 румба – 1/32 окружности, т. е. 11 1/4°.

 

[4] В древнегреческой мифологии – герои, отправившиеся на корабле «Арго» под предводительством Ясона в Колхиду за золотым руном, которое якобы охранялось драконом. Миф об аргонавтах отражает историю древнейших плаваний греков к берегам Черного моря.

 

[5] Появление броненосных кораблей и вообще необходимость экономить на судах место привели к тому, что помещение кают‑компании потеряло традиционный вид, а кое‑где сменило и свое место расположения, особенно на легких крейсерах и эскадренных миноносцах.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.