РУССКИЕ МОРЯКИ НЕ СПУСКАЮТ ФЛАГА — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

РУССКИЕ МОРЯКИ НЕ СПУСКАЮТ ФЛАГА

2023-02-03 42
РУССКИЕ МОРЯКИ НЕ СПУСКАЮТ ФЛАГА 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

«Сибиряков» погибал. Экипаж мужественно боролся за его жизнь, но по железному телу корабля с каждым новым попаданием вражеского снаряда пробегали судороги. Все меньше людей оставалось в строю… Корабль был объят пламенем, а на палубу обрушивались многотонные массы воды от беспрерывно взрывающихся у борта снарядов главного калибра фашистского рейдера.

И в этом кромешном аду высоко над погибающим кораблем, как символ презрения к смерти, гордо реял советский Государственный флаг.

Это случилось в августе 1942 года. Ледокольный пароход «Сибиряков», вооруженный всего несколькими орудиями среднего калибра, был настигнут в Карском море фашистским рейдером – тяжелым крейсером «Адмирал Шеер». Не сомневаясь в быстрой и легкой победе, гитлеровцы передали на советский ледокол: «Спустите флаг, сдавайтесь!» Вместо ответа на стеньге мачты взвилось еще одно красное полотнище Государственного флага и заговорили пушки «Сибирякова». Для фашистов это было так неожиданно, что несколько минут они были в растерянности. Затем загромыхали орудия. Командир «Сибирякова» старший лейтенант Анатолий Качарава искусно маневрировал, ведя ответный огонь и уклоняясь от прямых попаданий. Однако силы были неравны. С оглушительным грохотом снаряд за снарядом разрывались в надстройках, борту и на палубе, неся смерть и разрушения.

«Сибиряков» до последних своих минут продолжал ответный огонь. В неравном бою корабль погиб, но не спустил флаг перед врагом.

«Северным „Варягом“» называют моряки «Сибирякова». Подвиг его вошел в летопись героики русского флота. Ныне все советские корабли, проходя мимо о. Белуха, приспускают флаги, салютуя в честь героических сибиряковцев.

Рожденную в упорной борьбе против иноземных захватчиков славную традицию – стоять в бою насмерть, не сдаваться врагу, неустрашимо идти вперед – русские моряки приняли на вооружение с первых же дней возникновения регулярного флота. Героизмом моряков возвеличивалась слава русского военно‑морского флага. Охрана его в бою являлась священной заповедью каждого моряка.

«Все воинские корабли российские, – гласил первый петровский морской устав 1720 года, – не должны ни перед кем спускать флага».

Это требование свято исполнялось моряками на протяжении всей героической истории русского военно‑морского флота. Отражено оно и в ныне действующем Корабельном уставе: «Корабли Военно‑Морского Флота СССР ни при каких обстоятельствах не спускают своего флага перед противником, предпочитая гибель сдаче врагам Советского Союза».

Уже около трехсот лет российский военно‑морской флаг почитается, как Боевое Знамя в полку, и все матросы, старшины и офицеры на корабле должны охранять его до последней капли крови.

На якоре флаг охраняет особый часовой, а на ходу, во время боя, когда флаги поднимаются и на гафеле, и на стеньгах мачт даже ночью, охрана их поручается специально назначенным для этого расписанием по боевой тревоге матросам или старшинам. Если флаг будет сбит, то немедленно заменяется другим, чтобы противник ни на мгновение не мог предположить, что флаг перед ним спущен.

История нашего военно‑морского флота богата примерами мужества и героизма русских моряков. Вот некоторые из них.

В 1806 году в Адриатическом море близ берегов Далмации бриг «Александр» подвергся нападению пяти французских кораблей, которые намеревались захватить его. Русские моряки дали достойный отпор врагу. Перед началом боя командир брига лейтенант И. Скаловский обратился к экипажу: «Помните, что мы, русские, плаваем вдали от нашего Отечества… Мы находимся здесь не для того, чтобы считать врагов, а бить их. Мы будем биться с врагом до последнего снаряда, до последнего человека, но не сдадимся. И я уверен, что экипаж „Александра“ высоко будет держать честь своего флага…»

Экипаж русского брига свято выполнил наказ славного флотоводца Ф. Ф. Ушакова: «Врагов не считают – их бьют!», ставший первейшей незыблемой традицией моряков всех поколений российского флота.

Неравный бой длился несколько часов. Трижды французы пытались взять русский корабль на абордаж и трижды были отбиты. В итоге ожесточенной схватки два вражеских корабля были уничтожены артиллерийским огнем, третий спустил флаг и сдался в плен, а остальные бесславно бежали.

14 мая 1829 года 18‑пушечный бриг «Меркурий», крейсировавший у Босфора, был настигнут двумя турецкими линейными кораблями, имевшими на борту в общей сложности 184 орудия. Десятикратное превосходство! Враг, предвкушая быструю и легкую победу, предложил кораблю сдаться. Но его ждало жестокое разочарование. Весь экипаж брига единодушно одобрил решение командира капитан‑лейтенанта А. И. Казарского вступить в бой, а при угрозе захвата взорвать корабль, но не сдаваться в плен.

В течение трех часов дрался «Меркурий», умелым маневрированием избегая губительного огня турецких кораблей. Бриг получил более 300 повреждений, но и сам метким огнем своих пушек нанес повреждения в рангоуте неприятельских кораблей, заставил их лечь в дрейф и с честью вышел победителем. За боевой подвиг «Меркурию» был присвоен Георгиевский кормовой флаг. «Потомству в пример», – гласит надпись на памятнике, воздвигнутом в Севастополе в честь героического брига.

Командиром этого небольшого корабля была воскрешена первая боевая традиция, увековеченная Петром I на выпущенной им медали в честь Гангутской победы с надписью «Небываемое бывает».

В историю нашего флота навсегда вошел героический подвиг крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Вероломное нападение японцев на Россию застало русские корабли на рейде китайского порта Чемульпо. 9 февраля 1904 года оба корабля пытались с боем прорваться в Порт‑Артур. На выходе «Варяг» и «Кореец» были встречены японской эскадрой в составе шести крейсеров, восьми эсминцев и трех транспортов. На предложение японского адмирала сдаться русские корабли открыли огонь, потопив один эсминец и нанеся серьезные повреждения двум крейсерам. Но и русские корабли оказались в чрезвычайно тяжелом положении и вынуждены были возвратиться на рейд, где по приказанию командира крейсера капитана 1 ранга В. Ф. Руднева «Варяг» был затоплен открытием кингстонов, а «Кореец» взорван.

Во время русско‑японской войны 1904–1905 годов русские корабли не раз вступали в бой с превосходящим по силам противником, дрались до последнего снаряда и погибали, но не сдавались врагу.

В песне «Стерегущий», написанной композитором К. Листовым и поэтом В. Гурьяновым, есть такие слова:

 

В бездну морскую

Ушел «Стерегущий»,

Сердцем равняясь

На крейсер «Варяг» –

Пал миноносец,

Но не был спущен

Гордый Андреевский флаг!

 

Память об этих героических кораблях вечна. Ныне воды Мирового океана бороздят новейшие ракетные корабли Советского Военно‑Морского Флота – «Варяг» и «Стерегущий». Их экипажи свято чтут и приумножают боевую славу моряков старших поколений, днем и ночью стоят на страже социалистической Родины.

Говоря о подвигах этих кораблей, можно с полным основанием сказать, что есть побежденные, самоотверженностью которых мы восхищаемся не в меньшей мере, чем самым ярким героизмом победителей.

В годы Великой Отечественной войны советские моряки, сражаясь плечом к плечу с воинами Советской Армии, показали железную стойкость, отвагу, несгибаемое мужество, массовый героизм. Они свято выполняли одно из основных положений Корабельного устава, требующее от них ни при каких обстоятельствах не спускать флага перед противником, предпочитая гибель сдаче врагам Советского Союза.

Устав определяет также, что охрана Государственного и Военно‑морского флагов СССР в бою является почетной обязанностью всего экипажа корабля. «Если Государственный или Военно‑морской флаг СССР будет сбит в бою, – говорится в одной из статей устава, – он должен быть немедленно заменен другим. Для обеспечения замены сбитого в бою флага должны быть наготове запасные флаги, которые, как правило, должны храниться на носовом и кормовых мостиках. Если обстоятельства не позволяют поднять запасной флаг на установленном месте, его поднимают на аварийном флагштоке, укрепляемом в любом месте корабля».

10 августа 1941 года в неравном бою с тремя фашистскими эсминцами на сторожевом корабле «Туман» был сбит флагшток. Раненый рулевой Константин Семенов бросился к флагу и вместе с флагштоком высоко поднял его над головой. Осколком Семенов был вторично ранен. На помощь ему пришел радист Виктор Блинов. Бело‑голубое полотнище с красной звездой, серпом и молотом продолжало реять над кораблем.

Аналогичный подвиг совершил и матрос Загуренко на эскадренном миноносце «Сообразительный». И подобных примеров, когда советские моряки, не задумываясь, с риском для жизни берегли в бою Военно‑морской флаг, минувшая война хранит немало.

Прошли десятилетия со дня победоносного завершения Великой Отечественной войны. Ныне на боевой вахте – молодое поколение советских моряков, призванное защищать морские рубежи Родины. Выполняя свой конституционный долг, они свято хранят верность родному флагу.

 

На морях страны под сенью флага

В бой отцы водили корабли.

Верность долгу, мужество, отвага

Им добыть победу помогли.

Гордые завидною судьбою,

Бороздим просторы синих вод.

Этот флаг с каймою голубою

Сыновей на подвиги зовет.

Будет он для нас всегда святыней.

И вдали от наших берегов

Верность флагу в сердце не остынет

У советских славных моряков.

Если же затмится дымом солнце,

Как отцы, мы снова вступим в бой.

Снова флаг на гафеле взовьется

С молотом, с серпом и со звездой!

 

Эти вдохновенные строки принадлежат черноморскому офицеру А. Аксенову.

Отличной службой оправдать высокое доверие своего народа призывает советских моряков Военно‑морской флаг. И они с честью и достоинством готовят себя к сложным испытаниям во имя защиты Родины, стран социалистического содружества.

 

 

О ВЫМПЕЛЕ И ГЮЙСЕ

 

 

В нашу курсантскую пору мы очень любили петь песню, в которой есть такие слова:

 

По морям, по океанам

Красный вымпел над волной:

Корабли и днем и ночью

Стерегут страны покой!

 

И мы понимали: отстоять интересы, обеспечить безопасность нашей Родины на морских просторах могут лишь корабли, способные в любую минуту и в любой обстановке немедленно вступить в бой с противником и победить его.

Боевой корабль – частица советской земли под бело‑синим с красной звездой, серпом и молотом флагом – немыслим без вымпела. Подъем на корабле этого узкого, длинного, с косицами флага – знаменательное событие в жизни экипажа: ведь вымпел на грот‑мачте означает, что корабль по своему состоянию и подготовке личного состава способен успешно решать свойственные ему задачи в море. Именно поэтому этот флаг, как символ боеготовности корабля, круглосуточно и во всякую погоду развевается на его грот‑мачте.

Появление вымпелов уходит в далекое прошлое. Издавна одной из практических потребностей парусного мореплавания было определение направления и силы ветра. Для этой цели еще в древнем Египте использовались длинные узкие полотнища, прикреплявшиеся к вершинам мачт во время плавания корабля. Их и стали называть вымпелами.

В парусных флотах древнего мира вымпелом служил узкий длинный флаг (ширина 10–15 см, длина до 10–14 м), который поднимался на грот‑брам‑стеньге только военных кораблей (кроме флагманских). По нему отличали военные корабли от торговых, особенно в тех странах, где флаг и тех и других был одинаковый.

Носят вымпел и торговые суда. Обычно они представляют собой треугольные флаги различной расцветки, иногда с определенным рисунком или буквами, обозначающими принадлежность судна к соответствующему пароходству или компании. Поднимается он на грот‑мачте при входе в порт и выходе из него. Во время стоянки в порту подъем и спуск вымпела производится одновременно с подъемом и спуском государственного флага.

На военных кораблях вымпела в виде узких длинных флагов с косицами поднимаются со вступлением их в кампанию. В противоположность флагам они находятся в под пятом состоянии круглосуточно в течение всей кампании. Спускать вымпел полагается лишь при посещении корабля командиром соединения или вышестоящими начальниками, которым присвоены должностные флаги, поднимающиеся на грот‑мачте. Вымпел опускается в момент, когда должностной флаг при его подъеме дойдет до места, и вновь поднимается с убытием начальника и спуском его флага, Наличие вымпела настолько характеризует укомплектованность, вооруженность и боеготовность корабля, что существует даже специальное выражение: «эскадра или флот в столько‑то вымпелов», т. е. в столько‑то вооруженных, боеспособных кораблей, находящихся в плавании.

Помимо обычных узких, «ординарных» корабельных вымпелов были широкие «брейд‑вымпела», которые присваивались отдельным отрядовым начальникам, имевшим ранг ниже контр‑адмирала.

Первые вымпела русских военных кораблей были трехцветными – бело‑сине‑красными с двумя косицами. В 1700 году Петр I учредил новый рисунок вымпела: в головке (у шкаторины) на белом поле – синий андреевский крест и две косицы бело‑сине‑красного цвета. В дальнейшем, в соответствии с расцветкой флагов по дивизиям, устанавливаются вымпела: белые – первой дивизии, синие – второй дивизии и красные – третьей дивизии, а вымпел прежней расцветки (бело‑сине‑красный) переименовывается в «ординарный (общий)» брейд‑вымпел и «ординарный (общий)» вымпел.

С 1865 года корабли стали носить единый белый вымпел. С введением в 1819 году Георгиевского флага был введен и соответствующий вымпел – белый с двумя косицами и с изображением Георгиевского флага у шкаторины.

В настоящее время вымпел боевых кораблей Военно‑Морского Флота СССР представляет собой узкое красное полотнище с косицами, имеющее в головке изображение Военно‑морского флага.

 

Как уже говорилось, на современных боевых кораблях при их стоянке на якоре (бочке, швартовых) одновременно с Военно‑морским флагом в носу поднимается особый флаг – гюйс.

Носовой, или бушпритный, флаг, называемый гюйсом, введен еще в 1700 году. Рисунок его был довольно сложный: на красном поле – прямой белый крест, перерезанный синим андреевским крестом на белой подкладке, т. е. рисунок составлял три креста: белый прямой, белый скошенный и синий андреевский. Флаг этого рисунка, поднятый на грот‑стеньге, назывался кайзер‑флагом и являлся должностным флагом генерал‑адмирала (с 1720 по 1899 гг.).

Гюйс – слово голландское. В период Нидерландской буржуазной революции (1560–1609 гг.), направленной против испанского господства, дворян, вставших с 1565 года в оппозицию к испанскому правительству, а затем и народных повстанцев правящая верхушка презрительно называла гейзами, или гезами (голл. geuzen, от франц. gueux – нищие). Их восстание положило начало основанию нидерландских морских сил и действиям ватергейзов (морские гейзов) против испанских судов. Тогда‑то на бушпритах голландских кораблей и стали поднимать специальный флаг, названный геусом, с фамильным гербом принца Вильгельма Оранского, руководителя восстания. Это название и было принято Петром I для носового, или бушпритного, флага.

До 1820 года гюйсы поднимались на ходу корабля, а затем только на якорной стоянке.

Ластовые (портовые) суда до 1797 года также носили гюйс. Позже этот флаг олицетворял собой военно‑морскую мощь России на море и на суше. Он просуществовал до 1923 года и в Советском Военно‑Морском Флоте. Рисунок нового гюйса отличался от старого наличием на середине полотнища белого круга и красной пятиконечной звезды с перекрещивающимися на ней белыми серпом и молотом.

С 1932 года гюйс – красное полотнище, в середине которого в белой пятиконечной звезде изображена красная пятиконечная звезда с серпом и молотом.

Гюйс поднимается ежедневно в носовой части (на гюйс‑штоке) кораблей 1 и 2 ранга при их стоянке на якоре (бочке), швартовых (у причала, пирса, стенки) и в доке одновременно с подъемом кормового Военно‑морского флага. Поднимается он также на мачтах береговых батарей или салютных пунктов приморских крепостей при ответе артиллерийскими залпами на салюты иностранных военных кораблей. Поднятый на мачтах приморских крепостей, гюйс служит флагом этих крепостей.

 

 

ВОЛШЕБНАЯ СТРЕЛКА

 

 

«Военные флоты древних народов, – писал Ф. Энгельс, – хотя нередко и многочисленные, не выдерживают никакого сравнения с современными флотами в отношении размеров их судов, их двигательных возможностей и наступательной силы.

Мореходными судами Финикии и Карфагена, Греции и Рима были плоскодонные барки, не способные плавать в штормовую погоду; морские просторы во время шквала были для них гибельны; они медленно плыли вдоль берегов, а в ночное время бросали якоря в какой‑либо небольшой бухте или заливе.

…Компас еще не был изобретен; понятия широты и долготы были неизвестны; береговые вехи и Полярная звезда служили в то время единственными путеводителями в навигации».

Да, нелегко приходилось в те времена мореплавателям. Однако и они, можно так сказать, творили чудеса. Особенно это касается древних народов Финикии (побережье современной Сирии), которые считаются лучшими мореходами далекого прошлого. Как и другие народы Востока, финикийцы издревле занимались изучением небесных тел, умели ориентироваться по звездам и прокладывать курс корабля в открытом море. В 1500–1000 годах до н. э. они строили исключительно крупные по тем временам суда, которые позволяли вести торговлю с очень отдаленными районами Средиземного моря, а позднее – ходить даже к берегам Балтики. Они же стали пионерами в исследовании Эритрейского моря (так в древности назывался Индийский океан).

Когда могучий и тщеславный египетский фараон Нехо решил более подробно узнать о побережье Африки, он призвал к себе самых лучших финикийских мореходов Тира и Сидна и сказал, что если они совершат путешествие вокруг Африки, плывя так, чтобы берег все время был по правую руку, то получат высокие награды. Но если оробеют и повернут обратно – ждет их жестокое наказание.

Смелые и гордые финикийцы вышли из Красного моря и впервые в истории человечества совершили это легендарное плавание, которое длилось более двух лет. (Греческий историк Геродот относит это плавание к VI в. до н. э.) Много чудес повидали мореходы, и одно из самых невероятных случилось на втором году плавания. Двигаясь на юг вдоль побережья, финикийцы пересекли экватор и оказались в Южном полушарии. Но так как им понятия широты и долготы были неизвестны, так же, как и то, что Земля имеет форму шара, они пришли в ужас, когда впервые обнаружили, что солнце в полдень находится не на южной, как обычно в их местах, а на северной стороне небосклона. Но моряки упорно шли вперед. Известно, что когда во время этого плавания у них кончались запасы еды и воды, они высаживались на берег, сеяли зерно, собирали урожай и… плыли дальше.

Преодолев пространства Индийского, а затем и Атлантического океанов, пройдя 13 000 миль, финикийские суда достигли Геракловых столпов (Гибралтарский пролив) и возвратились в Египет. Никто здесь не надеялся на возвращение мореходов. Но больше всех удивился их прибытию фараон Нехо, которому пришлось выполнить обещание о наградах морякам.

Несмотря на то, что в то время, как писал Ф. Энгельс, компас еще не был изобретен, именно от финикийцев пошли названия «Европа» и «Азия», что в переводе означает «Запад» и «Восток».

Создавая суда для все более дальних плаваний, человек думал и о том, как найти способ не сбиться в море с пути. Способы ориентировки по Солнцу и звездам были ненадежны и приводили к колоссальным ошибкам. Да и погода не всегда позволяла видеть небесные светила. Необходим был какой‑то прибор, который бы давал возможность ориентироваться в море. И такой прибор со временем появился. Позднее он был назван компасом. Большинство ученых сходятся на том, что компас появился примерно три тысячи лет тому назад. Однако в Европе он стал известен много позже, где‑то в конце XII века.

Можно без преувеличения сказать, что изобретение это сыграло огромную роль в развитии не только мореплавания, но и цивилизации и целом. Без компаса были бы немыслимы, в частности, великие географические открытия со всеми вытекающими из них последствиями.

Изобретение компаса приписывается финикийцам, китайцам, арабам, итальянцам, французам, норманнам… Еще Геродот упоминал в своих: сочинениях о какой‑то волшебной стрелке таинственного Абрида, которому она помогла добраться до страны скифов, в Элладу.

Не исключено, что одним из первых «компасов» был прибор для гаданий в древнем Китае. Он состоял из бронзовой пластины с изображением знаков Зодиака. На полированной части пластины помещалась стрелка из магнитного железа, которая могла свободно поворачиваться и занимать определенное положение в магнитном поле Земли. Положение острия этой стрелки и служило основанием для предсказаний. На территории Китая найден также прибор, который можно назвать «компасом для сухопутья». Он представлял собой фигурку человека, установленную на тележке и свободно вращающуюся вокруг своей оси. Фигурка управлялась специальным механизмом, связанным с колесами тележки. Таким образом, это был своего рода компас, но только механический. Китайцы называли этот прибор «указателем юга».

А может, изобретателями компаса следует признать все же древних майя? Ведь разыскали же археологи в Эквадоре «прибор» в виде железного стержня, который, если положить его на плавающий в воде кусочек дерева, постоянно указывает направление «север – юг». Этому «компасу» около трех тысячелетий!

Очень скоро после своего появления этот прибор начали использовать на море, где он оказался особенно незаменимым. Здесь‑то он и получил свое нынешнее название – компас и приобрел новый внешний вид. Но до XIII века он мало походил на современный. Первый примитивный морской компас представлял собой магнитную иглу, воткнутую в пробку или помещенную в тростниковой трубочке или соломинке, плавающей в сосуде с водой. Точность его показаний была очень низкой.

Тип компаса с сухим котелком был разработан в первой половине XIII века. К стрелке была прикреплена картушка, которая накладывалась на шпильку, укрепленную на дне котелка. Картушка вначале делилась на 24 части. Лишь с течением времени было введено деление ее на 32 румба[3].

Морской компас в близком к современному виду – со стрелкой, установленной на острие, и укрепленным на стрелке диском (картушке), разделенным на 16 частей, – по широко распространенной версии, создан итальянцем Флавио Джойя из города Амальфи в 1302 году. На самом же деле, как выяснили дотошные исследователи, изобретателя с таким именем не существовало. Тем не менее это не помешало благодарным соотечественникам поставить Джойе… бронзовый памятник.

Кому уж действительно следовало бы поставить памятник, так это нашему соотечественнику Петру Перегрину. В его сочинении (1269 г.) описываются свойства магнита и даются названия полюсов, содержатся сведения об усовершенствовании им компаса, в частности, о целесообразности соединения магнитной стрелки с картушкой с нанесенными на ней основными и четвертными румбами и делениями между ними в градусах. (Вначале Перегрин предложил компас с плавающей стрелкой из магнитного железа, а затем – с вращающейся картушкой на стержне). Ему же принадлежит описание приспособления для определения азимутов светил и береговых предметов (пеленгатора).

Прошло еще полтораста лет, прежде чем была разработана система подвески картушки, какую применяют и теперь в простейших магнитных компасах. Сделали это португальцы. Они же для более точного обозначения направлений ввели деления картушки на 32 румба. За это время в разных странах по‑разному усовершенствовали этот прибор, Какие только магнитные указатели не были изобретены – в виде дисков, колец, трезубцев или еще более замысловатых фигур; с двумя, четырьмя, шестью и даже двенадцатью стрелками, которые располагались параллельно и под углом, в одной плоскости и ярусами… А как причудливо и искусно расписывались и украшались картушки компасов! Это были поистине маленькие шедевры орнаментального искусства.

Русские мореходы‑поморы примерно до XV века ходили в далекие плавания без компаса. Единственными их ориентирами были небесные светила. Упоминания об употреблении русскими мореплавателями магнитного компаса в описаниях морских путешествий начинают появляться в XV веке. Компас поморы называли «матка». Он представлял собой костяной цилиндр, зауженный книзу. В основание цилиндра была вложена ось, выточенная из бивня моржа, на которую насаживали магнитную стрелку таким образом, чтобы она могла свободно вращаться. Стрелка скреплялась с картушкой. Если компасом – «маткой» не пользовались, сверху на него надевалась глухая крышка.

Во второй половине XVI века установился определенный тип компаса, который в основном сохраняется до сих пор. Деревянные котелки стали заменяться медными, которые на двойном (кордановом) подвесе помещались в ящиках (нактоузах).

Когда корабли строили из дерева, то на показания компаса влияло только магнитное поле Земли, и стрелка была всегда направлена на магнитный полюс, а ось ее находилась в плоскости магнитного меридиана. Все части самого компаса (котелок, пеленгатор) делаются из немагнитных материалов: медь, бронза, латунь. Нактоуз – четырех‑ или шестигранный шкафчик, на котором устанавливается компас, – обычно делают из дерева.

Если вблизи компаса на деревянном судне поместить кусок железа, стрелка отклоняется от направления на магнитный полюс и корабль идет по ложному курсу. Вспомните, именно этим воспользовался негодяй Негоро в книге Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан». Он подложил под нактоуз железный топор, и корабль вместо Америки попал в Африку.

Можно себе представить, как начали себя вести магнитные компасы, когда корпуса кораблей стали строить из железа!

Под воздействием сил судового магнетизма норд (0°) картушки магнитного компаса отклоняется на некоторый угол к востоку или западу от направления магнитного меридиана. Это явление называют девиацией. Поначалу ошибки в курсе, обусловленные девиацией, послужили причиной многочисленных кораблекрушений. Поэтому в XVIII веке велись интенсивные работы по теории магнитного компаса. Большой вклад в эту науку внесли русские, а позже и советские ученые.

В частности, система магнитных стрелок, предложенная в конце XIX века русским ученым моряком И. П. Коллонгом, и поныне применяется во всем мире, а за работу по теории компасов знаменитому корабелу академику А. II. Крылову в 1941 году была присуждена Государственная премия.

В настоящее время на современных судах и боевых кораблях используются совершенные гироскопические компасы, которые не зависят ни от земного, ни от корабельного магнетизма. Но всегда на них имеется как запасной на случай непредвиденных обстоятельств и магнитный компас. С ним моряки увереннее чувствуют себя в открытом море.

 

 

ЧЕЛОВЕК В ФОРМЕ

 

Привычные аксессуары общевойсковой военной формы одежды, как известно, резко отличаются по названиям, покрою, цвету от одежды военных моряков. В самом деле, что‑то не совсем, обычное, не всегда сразу понятное – бушлат, бескозырка, форменка, фланелевка, форменный воротник, тельняшка… И расцветка: черное с белым, синий воротник, обрамленный тремя белыми полосками, трикотажная нательная рубаха с поперечными сине‑белыми полосками…

Матросская форма введена одновременно с зарождением регулярного русского флота. Прежде же морские походы и плавания совершались в обычной гражданской одежде, а с появлением регулярных сухопутных войск – в армейской или мало отличающейся от нее форме.

Проследим (и попутно объясним) историю развития флотской формы одежды. Почему она стала такой, какой мы ее видим на наших моряках? Когда в нашем флоте впервые была введена матросская ленточка? В каком году появились тельняшка, бушлат и другие вещи матросского обмундирования?

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.