Ключевые моменты практики искусной внимательности — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Ключевые моменты практики искусной внимательности

2023-01-16 32
Ключевые моменты практики искусной внимательности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

● Внимательность – это направление внимания на то, что есть, от мгновения к мгновению. Внимательный ум точен, проникает в суть вещей, сбалансирован и ничем не обременён. Он подобен зеркалу, без искажений отражающему всё, что находится перед ним.

● Внимательность дарит вам прозрение в три характеристики всех существующих вещей: непостоянство, отсутствие удовлетворения и отсутствие внешнего или неизменного «я» или души.

● Для развития внимательности вы можете использовать любой объект, который помогает вам обрести прозрение в эти три характеристики.

● Глубинное предназначение внимательности в том, чтобы раскрыть глаз мудрости, поскольку секрет устойчивого спокойствия и счастья заключается именно в прозрении в истинную природу реальности.

● Четыре основы внимательности – это внимательность к телу, внимательность к чувствам, внимательность к уму и внимательность к ментальным объектам.

● Три важнейшие практики внимательности к телу – это внимательность к дыханию, внимательность к положению тела и внимательность к частям тела.

● Внимательность к дыханию может помочь научиться сосредоточению, поскольку дыхание легко наблюдать и оно всегда присутствует.

● Объединение ума с дыханием удерживает ум в настоящем мгновении. Дыхание также служит тем домом, куда ум может вернуться после исследования других явлений.

● Медленная и внимательная ходьба может быть полноценной медитацией, раскрывающей истину, что каждое мгновение пронизано непостоянством, неудовлетворённостью и отсутствием «я». Такой же способ медитации можно использовать и в других позах: сидя, стоя и лёжа.

● Поддержание внимательности к положению тела в течение дня учит ум ясно различать характеристики пяти совокупностей.

● Медитация на теле как наборе из сорока двух постоянно меняющихся частей и процессов демонстрирует, что в теле нет ничего постоянного, ничего такого, к чему можно было бы привязаться.

● Приятные и неприятные эмоции возникают из нашего собственного отношения, поэтому мы можем перестать винить других в том, как себя чувствуем.

● Цикл страдания держится на непросветлённых реакциях ума в отношении трёх видов чувств: цепляние за приятные чувства, отторжение неприятных чувств, а также переживание ложного ощущения «я» при возникновении нейтральных чувств.

● «Мирские чувства» возникают в результате мирских устремлений и содержат в своей основе тенденции алчности, ненависти и заблуждения. «Духовные чувства» возникают из прозрения при отсутствии этих скрытых тенденций.

● Внимательность к чувствам является частью нашей обычной практики медитации прозрения. Видя непостоянство чувств, мы можем научиться отпускать скрытые тенденции алчности, ненависти и заблуждения и развивать духовные чувства.

● Будда не учил «внимательному наслаждению» чувственными удовольствиями. Он учил внимательно отпускать страстные желания приятных мирских ощущений и наслаждаться приятными духовными ощущениями, возникающими из такой беспристрастности.

● Развивая внимательность к уму, вы замечаете возникновение и исчезновение состояний ума, таких как алчное или неалчное, напряжённое или расслабленное и т. д.

● Внимательность к ментальным объектам означает наблюдение возникновения и исчезновения пяти препятствий, десяти оков, пяти совокупностей, Четырёх благородных истин и факторов просветления.

● Факторы просветления можно считать плодами практики внимательности. Они возникают в следующем порядке по мере углубления внимательности: внимательность, исследование, энергия, радость, умиротворение, сосредоточение и равностность.

● Когда все факторы просветления развиты до совершенства, мы достигаем ниббаны, совершенного счастья, совершенного покоя. Мы можем достичь данной цели уже в этой жизни.

 

 

Шаг 8

Искусное сосредоточение

 

Искусное сосредоточение – это последний сущностный шаг на пути к счастью, указанном Буддой. Когда ум безмятежен, спокоен и сосредоточен, препятствий нашему счастью не возникает. Более того, сидя в медитации, мы способны сфокусировать свой сконцентрированный ум на возникающих вместе с сознанием ментальных объектах. Сосредоточение помогает нам сразу прорваться сквозь поверхностную видимость этих объектов к ясному восприятию их непостоянства, неудовлетворённости, которую они вызывают, а также отсутствию у них постоянного и неизменного «я» или идентичности. Благодаря правильному сосредоточению мы быстрее достигаем прогресса в своей практике медитации и на пути Будды.

Вообще, когда мы говорим, что кто‑то сосредоточен, то можем иметь в виду всё что угодно: от поглощённости телешоу до разработки стратегии во время игры в шахматы и планирования преступления. Однако сосредоточение, которому учил Будда и которое является частью Восьмеричного пути, обладает тремя особыми характеристиками: оно всегда благое, оно достигает очень глубоких и мощных уровней однонаправленной концентрации, а также подразумевает использование внимательности для развития мудрости.

Такое сосредоточение не приходит сразу. Подобно любому другому навыку, его приходится нарабатывать постепенно. Ум необходимо тренировать. Для развития благого, однонаправленного и внимательного сосредоточения может потребоваться от нескольких сессий сидячей медитации до нескольких лет постоянных усилий. Достигнув наконец полного сосредоточения, мы должны вновь и вновь проходить через все этапы тренировки, пока не научимся при желании легко входить в правильное сосредоточение.

В самом начале мы говорили о том, как важно найти хорошего учителя, который направлял бы вас в практике. Учитель может значительно помочь вам в вашей работе над развитием полного сосредоточения. В процессе совершенствования этой способности у вас может возникнуть множество вопросов. Если вы не можете найти хорошего учителя, следующим по эффективности вариантом может стать чтение книг, полностью посвящённых данной теме.

Более того, уму трудно успокоиться в той степени, которая необходима для достижения полного сосредоточения, пока вы продолжаете сталкиваться с повседневными проблемами в обыденной жизни. Рекомендуется выделать особые периоды для практики полного сосредоточения, например, найти неделю, когда вас не будут отвлекать другие обязательства. Возможно, лучшим способом начать будет посещение ретрита, посвящённого практике сосредоточения.

 

Благое сосредоточение

 

Не всякое сосредоточение можно назвать благим. Представьте себе кошку, сосредоточившую внимание на добыче и готовую прыгнуть. Сосредоточение кошки очень сильно, однако оно не является благим. Благой сосредоточенный ум свободен от алчности, ненависти и заблуждения.

В повседневной жизни мы можем использовать сильное сосредоточение для решения задач по математике, починки двигателя машины или приготовления сложного блюда. Такое сосредоточение может быть благим, если оно мотивировано благими мыслями, например, связанными с щедростью, любящей добротой и состраданием. Если же его мотивируют такие неблагие состояния, как алчность, отвращение или жестокость, оно не будет благим.

Неблагие состояния, включая пять препятствий, присутствуют в повседневном сосредоточении чаще, чем вы можете себе представить. Например, пытаясь решить задачу по математике, вы можете испытывать чрезмерную привязанность к хорошей отметке на экзамене; чиня двигатель машины, вы можете испытывать страх всё испортить; готовя изысканное блюдо, вы можете гневаться на своего родственника, который будет его есть. То сосредоточение, которому учил Будда, всегда свободно от препятствий.

Если в ходе сидячей медитации присутствуют препятствия, достигнутое сосредоточение также не будет благим. Например, сидя в медитации, вы можете достичь определённого уровня сосредоточения в присутствии препятствий апатии и сонливости. Вы можете наполовину спать, а наполовину бодрствовать и видеть приятные сны. Позже вы можете вообразить, что достигли великого свершения в медитации. Это заблуждение, а не благое сосредоточение.

Практика сосредоточения при наличии в уме обиды также не будет благой. Вы сможете понять, что ваша практика сосредоточения пошла не так, поскольку испытаете напряжение, волнение или переутомление. Некоторые практикующие медитацию могут даже почувствовать головную боль, поскольку слишком сильно заставляют себя концентрироваться на выбранном объекте медитации, несмотря на присутствие некоего раздражителя или другой вид отвращения. Для преодоления таких препятствий и создания благих состояний ума в ходе дальнейшей медитации всегда следует практиковать искусное усилие. Худшая ошибка, которую может совершить практикующий медитацию, это потратить время, сосредоточиваясь на своих недовольствах и других неблагих мыслях. Разумеется, привнесение внимательной осознанности в эти состояния является благой практикой прозрения.

Первый шаг к развитию правильного сосредоточения – это убедиться, что ваша практика благая, путём устранения препятствий из своего ума. Вот несколько дополнительных шагов, которые вам следует делать каждый раз, когда вы садитесь медитировать с намерением развить правильное сосредоточение:

 

● На время медитации оставьте все мысли, окрашенные привязанностью к определённым ситуациям, идеям, людям и привычкам. Не думайте о семье, друзьях, родственниках, работе, зарплате, счетах, инвестициях, собственности и обязанностях. Скажите себе: «Я решил уделить это особое время тому, чтобы сделать себя лучше. Я сел на подушку не для того, чтобы ум мой занимали обычные мысли. Я проведу это время с пользой».

● Не волнуйтесь ни о каких недоделанных делах, о том, что вы сделали не так, и об обидах, которые вы могли нанести другим людям. Напомните себе, что прошлое ушло и его уже не изменить.

● Уделите несколько минут развитию мыслей, связанных с любящей добротой, – тогда ум испытает приятное чувство, и ему легче будет сосредоточиться. Затем сделайте три глубоких вдоха и выдоха.

● Сосредоточьте ум на выбранном объекте медитации, например, на дыхании.

● Удерживайте ум в настоящем мгновении.

● Упорно старайтесь поддерживать собранность.

● При возникновении любого из пяти препятствий примените один из методов преодоления препятствий, о которых шла речь раньше. Развивайте благое состояние ума, противоположное присутствующему препятствию. Например, при возникновении алчности развивайте мысли об отпускании. Позвольте уму стать лёгким и ярким.

● Когда препятствие преодолено, вновь сосредоточьте свой ум на выбранном объекте медитации – например, на дыхании.

● Помните, что цель данной сессии медитации – практиковать технику сосредоточения. На данном этапе вам следует не вглядываться в подробности своих переживаний, а продолжать внимательно концентрироваться на своём основном объекте медитации.

● С каждым разом вам становится всё проще развивать благое сосредоточение, и вы ощущаете вдохновение. Каким бы кратковременным и слабым ни было это сосредоточение, вы приобрели что‑то новое, научившись пресекать старые привычки и изменив свой ум в лучшую сторону.

 

Обучая ум сосредоточению, вы должны радоваться каждый раз, когда достигаете определённого уровня благого сосредоточения. Когда вы сидите и медитируете, благое сосредоточение привносит энергию и определённую стабильность, и вы начинаете обретать уверенность в практике. Радость возникает вследствие того, что благое сосредоточение сдерживает препятствия.

Даже в повседневной жизни для этичного поведения необходима определённая степень благого сосредоточения. Благое сосредоточение помогает сосредоточиться на позитивных мыслях, речи и действиях и воздерживаться от негативных мыслей, речи и действий. Благое сосредоточение позволяет вам беспристрастно справляться с обыденными проблемами, поддерживая равностное состояние ума. Верно и обратное. Успех в развитии благого сосредоточения зависит от прочной этической основы. По мере того как усиливается ваша этика, усиливается и ваше сосредоточение.

До сих пор мы говорили о том, что можно было бы назвать «обычным благим сосредоточением». Достичь такого сосредоточения относительно легко. Однако прозрение, возникающее благодаря обычному благому сосредоточению, способно преобразить вашу жизнь. Оно отвращает вас от неблагих мыслей, речи и поведения. Вы теряете интерес к тому, что замедляет освобождение ума. Именно поэтому Будда говорил, что благое сосредоточение стоит во главе всех благих состояний ума.

Когда Будда ещё был принцем Сиддхаттхой Готамой, его отец‑царь не давал ему видеть ничего такого, что могло бы подтолкнуть его на духовный путь. Когда же наконец принц увидел четыре знака: старого человека, калеку, труп и отшельника, это стало для него поворотной точкой. Размышляя над этими четырьмя знаками, Сиддхаттха достиг состояния сосредоточения. Возникло прозрение в существование страдания. Тогда он твёрдо решил не возвращаться к комфорту и удовольствиям отцовского дворца и вместо этого искать решение проблемы человеческого страдания.

То же самое может оказаться верным и для нас. Если мы смотрим на обычные, повседневные вещи с благим сосредоточением, наш ум способен осмыслить их гораздо глубже. Прозрение, возникающее вследствие обычного благого сосредоточения, может убедить вас в том, что вы достаточно вращались в цикле страдания и что пришло время перевернуть эту страницу вашей жизни. Вы обретаете новое видение и новое знание о страдании в своей жизни. Вы видите, как слепы были, пытаясь достичь счастья через чувственные наслаждения; вы видите, что под любой удовлетворённостью материальными удовольствиями скрывается стресс и печаль. Вы больше не пытаетесь убедить себя, что страдание на самом деле является удовольствием.

Тогда вы осознаёте, как прекратить страдание. Поскольку обычное благое сосредоточение помогает вам увидеть истину послания Будды, вы ощущаете вдохновение к развитию более глубоких состояний сосредоточения, которые должны привести вас к более глубоким прозрениям.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.