Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2023-01-16 | 25 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1. Понятие и источники международного морского права.
2. Классификация морских пространств.
3. Правовое положение военных кораблей.
4. Международно-правовые вопросы оказания помощи и спасания на море.
Рекомендуемая литература
Аджаров К..А. Мировой океан: правовой режим. Краснодар, 1983. Бекяшев К..А., Волков А.А., Карюполов С.Т. Морское и рыболовное право. М., 1990.
Бекяшев К А., Сапронов В Д. Мировое рыболовство: вопросы международного сотрудничества. М„ 1990.
Василенко В.А., Высоцкий А.Ф., Рыбальчик Д.Э. Международное морское право. Киев, 1988.
Высоцкий А.Ф. Морской регионализм. Киев, 1986.
Головатый С.П. 200-мильная экономическая зона в Мировом океане (международно-правовые проблемы). Киев, 1984.
Клименко Б.М. Международные реки. Правовые вопросы использования международных рек в промышленности и сельском хозяйстве. М., 1969.
КолодкинАЛ. Мировой океан: международно-правовой режим. Основные проблемы. М., 1973.
Коломбос Д. Международное морское право. М., 1973.
Корбут Л.В., Баскин Ю.Я. Международно-правовой режим рек. М., 1987.
Корзун В А. Морские трансграничные ресурсы: экономика, экология, право. М, 1996.
Лазарев М.И. Теоретические проблемы современного международного морского права М„ 1983.
Логунов В.Д. Современный международно-правовой режим Дуная. М., 1958. Лопатин М.Л. Международные проливы и каналы: правовые вопросы. М., 1985.
Машальченко Ю.В. Международно-правовые аспекты лоцманской деятельности. СПб., 1995.
Международное морское право. Справочник. М., 1985.
Мировой океан и международное право: Основы современного правопорядка в Мировом океане / Под ред. А. Мовчана, А. Янкова. М., 1986.
Мовчан А.П. Международное морское право (основные положения). Учебное пособие. М., 1997.
|
Молодцов СВ. Международное морское право. М., 1987.
Открытое море. Международные проливы. Архипелажные воды. М., 1988.
Словарь международного морского права / Под ред. Ю.Г. Барсегова. М, 1985.
Современное международное морское право. В 3 т. М., 1974-1984.
Яковлев И.И. Международный орган по морскому дну. М., 1986.
Нормативные акты
Соглашение об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., 29 июля 1994 г. // ДМП. Т. 3. М., 1997. С. 475-492.
Конвенция относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г. // Там же. С. 501-505.
Конвенция о режиме проливов 1936 г. // СДД СССР. М., 1938. Вып. IX. С. 61-78.
Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 г. // ВВС СССР. 1949. № 61.
Конвенция об открытом море 1958 г. // СДД СССР. М., 1967. Вып. XXII. С. 222-232.
Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. // СДД СССР. М., 1970. Вып. XXIII С. 94-101.
Конвенция о континентальном шельфе 1958 г. // СДД СССР. М., 1970. Вып. XXIII. С. 101-105.
Конвенция по охране человеческой жизни на море 1960 г. // СДД СССР. М., 1971. Вып. XXIV. С. 86-91.
Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 г. // СДД СССР. М., 1979. Вып. XXXIII. С. 435-461.
Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. // СДД СССР. М, 1978. Вып. XXXII. С. 540-549.
Протокол о вмешательстве в открытом море в случаях загрязнения веществами иными, чем нефть 1973 г. // СМД СССР. М., 1985. Вып. XXXIX.С. 122-125.
Договор о Панамском канале 1977 г. //ДМП. Т. 3. М., 1997. С. 505-521.
Договор о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала 1977 г. //Там же. С. 521-524.
Протокол к договору о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала 1977 г. // СМД СССР. М., 1990. Вып. XLIV. С. 38-39.
Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г. // СМД СССР. M., 1990. Вып. XLIV. С. 225-238.
Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г. // МПП. Сб. документов. М., 1996. Т. 1. С. 82-89.
Конвенция о Международной морской организации 1948 г. (с изм. и доп. 1984 г.) // Там же. С. 262-279.
|
Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4694; 1999. № 7. Ст. 879.
Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. // Российская газета. 1998. 24 дек.
Специальные термины
Архипелажные воды, внутренние воды, государство флага, исключительная экономическая зона, искусственный остров, исторический залив, исходные линии, континентальный шельф, национальность судна, открытое морс, пиратство, право мирного прохода, прилежащая зона, территориальное море.
Задания
1. Как выражаются в международном морском праве следующие общие принципы международного права:
принцип суверенного равенства государств;
принцип неприменения силы или угрозы силой;
принцип невмешательства во внутренние дела другого государства;
принцип сотрудничества государств.
Приведите по два-три примера.
Задачи.
1. Ознакомьтесь с положениями статей 91, 92, 94 Конвенции по морскому праву 1982 г.
Статья 91. Национальность судов
1.Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом. Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать. Между государством и судном должна существовать реальная связь.
Статья 92. Статус судов
1. Судно должно плавать под флагом только одного государства и, кроме исключительных случаев, прямо предусматриваемых в международных договорах или в настоящей Конвенции, подчиняется его исключительной юрисдикции в открытом море. Судно не может переменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации.
Статья 94. Обязанности государства флага
1. Каждое государство эффективно осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом.
Что означает термин «реальная связь»? В чем она может выражаться? Что такое «удобные флаги», «дешевые флаги»? Почему государства их предоставляют? Несет ли государство «удобного флага» ответственность за действия своих судов?
2. В 1987 г. во время ирано-иракской войны правительство Кувейта попросило у США сопровождения для своих нефтяных танкеров. США согласились, но потребовали, чтобы эти танкеры плавали под американским флагом. На территории США была создана специальная компания, в распоряжение которой перешло 11 кувейтских танкеров. Эти суда, таким образом, приобрели американскую национальность. По техническим характеристикам эти суда не соответствовали американским стандартам. После исчезновения опасности эти суда снова перешли под юрисдикцию Кувейта.
|
Оцените данную ситуацию. Почему США настаивали на переводе судов под американский флаг? Насколько такая практика соответствует положениям Конвенции 1982 г.?
3. Статья 19 Конвенции 1982 г. по морскому праву гласит:
1. Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Такой проход должен совершаться в соответствии с настоящей Конвенцией и другими нормами международного права.
2. Проход иностранного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в территориальном море оно осуществляет любой из следующих видов деятельности:
а) угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций;
б) любые маневры или учения с оружием любого вида;
в) любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;
г) любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;
д) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;
е) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;
ж) погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства;
з) любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения вопреки настоящей Конвенции;
|
и) любую рыболовную деятельность;
к) проведение исследовательской или гидрографической деятельности;
л) любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства;
м) любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу.
В 1988 г. два американских военных корабля — «Йорктаун» и «Ка-рон» вошли в советские территориальные воды в районе Крымского полуострова, вблизи Севастополя. Два советских военных корабля находились в это время вблизи данного места. От командиров советских кораблей поступило требование покинуть советские воды. Американцы на это требование не ответили. После этого советские корабли предприняли бомбардировку американских судов, в результате которой последние получили значительные повреждения и спешно покинули российские территориальные воды.
Впоследствии американское правительство выразило протест советскому правительству. Власти США ссылались на право мирного прохода; с другой стороны, они признавали, что акция была предпринята с целью проверить, — соблюдает ли СССР это право, и практической необходимости в проходе американских судов через российские территориальные воды не было.
Должен ли СССР нести международную ответственность? Как можно расценить действия США?
Нарушается ли право мирного прохода в следующих случаях.
Японское судно с туристами проходит на расстоянии 23 мили от Курильских островов, изредка останавливаясь для фотографирования наиболее живописных мест.
Американский военный корабль проходит в 10 милях от российского берега, направляясь на военные маневры.
Новозеландское судно, перевозящее наркотики, проходит в пяти милях от российского берега.
4. Ознакомьтесь со следующими положениями Конвенции 1982 г. по морскому праву
Статья 100. Обязанность сотрудничать в пресечении пиратства
Все государства сотрудничают в максимально возможной степени в пресечении пиратства в открытом море или в любом другом месте за пределами юрисдикции какого-либо государства.
Статья 101. Определение пиратства
Пиратством является любое из перечисленных ниже действий:
а) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный:
б) в открытом море против другого судна или летательного аппарата или против лиц, или имущества, находящихся на их борту; i против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства;
|
в) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом...
Статья 103. Определение пиратского судна или пиратского летательного аппарата
Судно или летательный аппарат считается пиратским судном или пиратским летательным аппаратом, если они предназначаются лицами, имеющими над ними власть, для совершения любого из действий, предусматриваемых в статье 101. Это относится также к судну или летательному аппарату, которым пользовались для совершения таких действий, до тех нор пока они остаются под властью лиц, виновных в этих действиях.
Статья 105. Захват пиратского судна или пиратского летательного аппарата
В открытом море или в любом другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства любое государство может захватить пиратское судно или пиратский летательный аппарат либо судно, или летательный аппарат, захваченные посредством пиратских действий и находящиеся во власти пиратов, арестовать находящихся на этом судне или летательном аппарате лиц и захватить находящееся на нем имущество. Судебные учреждения того государства, которое совершило этот захват, могут выносить постановления о наложении наказаний и определять, какие меры должны быть приняты в отношении таких судов, летательных аппаратов или имущества, не нарушая прав добросовестных третьих лиц.
Являются ли пиратством действия, аналогичные действиям, предусмотренным ст. 101 Конвенции 1982 г., совершаемые военным кораблем какого-либо государства? Как быть в случае, если экипаж военного корабля взбунтовался и совершает такие действия?
11.1. В январе 1961 г. капитан Гальвао, политический противник диктаторского режима Салазара в Португалии, вместе с сочувствующими захватил португальское судно «Саита-Мария», находящееся в Антильском море. Португалия посчитала, что речь идет об акте морского пиратства и попросила помощи других государств в пресечении этой акции. В интересах пассажиров США следили с близкого расстояния за маневрами судна, в конце концов «Санта-Мария» бросила якорь в Бразилии, где Гальвао и его люди получили политическое убежище. Судно было возвращено Португалии.
Подпадают ли действия Гальвао под определение пиратства? Как можно расценить поведение США и Бразилии?
11.2. Можно ли считать пиратством действия чеченских боевиков, захвативших российское судно и требовавших под угрозой жизни заложников прекращения войны в Чечне?
11.3. Бригантина «Амброз Лайт» 24 апреля 1985 г. была замечена командиром корабля США «Альянс» в Карибском море, сначала под неизвестным флагом — красный крест на белом поле, — а затем поднявшей флаг Республики Колумбии. Бригантина была остановлена, и на ней оказалось 60 вооруженных солдат, одно орудие и большое количество вооружения. Она имела поручение от колумбийских повстанцев содействовать блокаде порта Картахена, предпринятой повстанцами. Капитан счел это судно пиратским и отправил его для применения наказания1.
Подпадает ли данное судно под признаки пиратского судна, установленные современным международным правом?
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!