Классификация исторических источников по типам и видам. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Классификация исторических источников по типам и видам.

2023-01-16 35
Классификация исторических источников по типам и видам. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1 Матеральные :

1. 1. Письменные источники:

· печатные материалы

· рукописи - на бересте, пергаменте, бумаге (летописи, хроники, грамоты, договоры, указы, письма, дневники, воспоминания)

· эпиграфические памятники – надписи на камне, металле и т.п.

· граффити – тексты, нацарапанные на стенах зданий, посуде

2. Вещественные (орудия труда, ремесленные изделия, одежда, монеты, медали, оружие, архитектурные сооружения и т.п.)

3. Изобразительные (картины, фрески, мозаика, иллюстрации)

4.Устные

а. Фольклорные (памятники устного народного творчества: песни, сказания, пословицы, поговорки, анекдоты и т.п.)

б. Лингвистические (географические названия, личные имена)

в. Кинофонофотодокументы (кинодокументы, фотографии),

Г. фонические записи (грам пластинки, диктофонные интрвью).

2. Не материальные :

а. Фольклорные (памятники устного народного творчества: песни, сказания, пословицы, поговорки, анекдоты и т.п. мифы предания преавемые в устной форме)

б. Лингвистические (географические названия, личные имена и сведния они передваиваемые в устной форме).

в. Секреты мастерства ремесленников( переедаемых « из поколения в поколение» в устной форме, в частности в «ремесленных» династиях).

 Кинодокументы как исторический источник

 

 

Кинодокумент – изобразительный или аудиовизуальный документ, созданный кинематографическим образом. Одновременно эго сложный, комплексный исторический источник, способный отразить событие не только наглядно и образно, как фотография и другие изобразительные источники, но и в движении, близком к естественному. Характерные для кинодокументов черты основаны на наиболее существенном их свойстве – динамике.

Под кинодокументом следует понимать как изобразительный (немое кино), так и изобразительно-звуковой (звуковое кино) документ, фиксирующий посредством кинематографической и телевизионной техники события, явления и факты реальной действительности в виде последовательно расположенных их изображений, а также звуковую информацию о тех же событиях, явлениях и фактах в виде речи, музыки, шумов.

Являясь одним из средств массовой коммуникации, кино обладает уникальной способностью сообщать в изобразительной и изобразительно-звуковой формах информацию о злободневных текущих событиях, становясь выразителем интересов определенных политических и общественных сил и течений. При этом кинодокументы, отражающие авторское кредо, субъективны. Даже самый беспристрастный автор выбирает, что снимать, в какой последовательности монтировать кадры, к какому сюжету привлечь внимание зрителя (с помощью крупного плана, стоп-кадра и др.). Это действительность, увиденная автором и им рассказанная, поэтому в работе с кино- документами всегда необходимо учитывать авторский фактор.

В кинодокументе, как и в фотодокументе, событие фиксируется, как правило, в момент его совершения. Это дает возможность восстановить местный колорит, вид городов, облик людей и пр. Кадры документального кино позволяют почувствовать атмосферу большого исторического события, глубже понять образ эпохи. Вместе с тем, они могут выступать в качестве не только полноценного исторического источника, но и произведения искусства.

Историографическое и источниковедческое изучение кинодокументов имеет сравнительно недавнюю историю. Государственное хранение данных источников стало обеспечиваться только во второй половине 1920-х гг., при этом предпочтение отдавалось фильмам, получившим официальное признание, что повлияло на состав и содержание архивных фондов. Нередки были случаи утраты этих документов, изъятия (по политическим и другим соображениям) ценных кинокадров из готовых кинопроизведений и телепередач, их перемонтажа и даже физического уничтожения.

В связи с этим первым этапом при работе с данным источником является выявление сохранившихся кинодокументов по теме исследования. Затем производится отбор наиболее ценных из них по содержанию, при этом критерием отбора могут выступать значимость событий или фактов, степень атрибутивности, техническое состояние, наличие сопроводительной документации и пр. Трудности на данном этапе могут быть связаны с тем, что далеко не весь массив съемок имеет полноценные монтажные листы, представляющие собой описание киноматериалов с последовательным указанием содержания каждого кадра и его координат на пленке. Нередко отсутствуют важнейшие атрибуты происхождения документов (авторство, место, дата съемки), имеются так называемые "безадресные" сюжеты.

Чрезвычайную важность приобретает процедура отделения подлинных документов от инсценировочного, собственно постановочного материала.

Особенно важно в ходе источниковедческого анализа знать, что представляет собой первоисточник.

В качестве первоисточника выступают такие документы, в которых хронологически впервые на пленочных или других носителях посредством кинотехники запечатлена первоначальная информация о действительных исторических событиях и фактах, или это материал, отснятый в соответствии с первым вариантом сценария в игровом кино.

Первоисточник кинодокумента – неоднозначное понятие. В. М. Магидов предлагает относить к первоисточнику не только отснятый материал в оригинале (не подвергшийся монтажу), но и совокупность съемок, составивших основу кинопроизведения.

Под подлинностью кинодокумента понимают действительное происхождение этого источника от определенного учреждения или лица – создателя документа. В данном контексте оно рассматривается как антипод подложности.

В ходе исследования проводится научная систематизация кинодокументов по нескольким крупным темам, что дает возможность поставить вопрос о полноте сведений в них и необходимости привлечения других источников. На последнем этапе осуществляется критический анализ.

Кинодокументы должны сопоставляться по содержанию с другими источниками (например, с материалами периодической печати), иными опубликованными и неопубликованными кинодокументами. Важнейшее значение имеет изучение текстовой сопроводительной документации (заявок, монтажных листов, литературного и режиссерского сценариев), что позволяет понять наиболее существенные этапы съемок, помочь в установлении соответствия между авторским замыслом и окончательным вариантом произведения.

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.