По теме :Кинофотофонодокументы как исторический источник. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

По теме :Кинофотофонодокументы как исторический источник.

2023-01-16 36
По теме :Кинофотофонодокументы как исторический источник. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Доклад:

По теме :Кинофотофонодокументы как исторический источник.

            

 

 

           

 

                       

           

 

                       

 

Санкт-Петербург

2022

 

 

Кинодокументы как исторический источник

Введение

Документирование - это процесс создания и оформления документа. Государственный стандарт определяет документирование как «запись информации на различных носителях по установленным правилам». [11]

В современном мировом архивном обществе все больший интерес вызывают такие вопросы, как роль архивов в качестве хранилища задокументированного материала, возможность и целесообразность превращения архивных учреждений в научно-исследовательские центры для общества. Вопросы эти не просто вызывают интерес, но и порождают дискуссии.

Многие годы единственными способами фиксирования и хранения информации были: текстовое и техническое документирование. Но в результате технического прогресса и научных открытий появились новые способы документирования, которые стали широко применяться наряду с текстовым и техническим изобразительным документированием. Одним из них является кинодокумент.

Кинодокумент - аудиовизуальный и изобразительный документ, созданный кинематографическим способом. Он отражает события в движении и динамике. На данный момент наиболее распространены видеодокументы, снятые на магнитную пленку.

Кинопленка как исторический источник, имеет приоритет одновременности объекта и его «документирования». Способность фиксировать событие именно тогда, когда оно происходит, запечатлевая мелкие детали и подробности, которые попадают в кадр и делают их уникальными историческими источниками.

Значение кинодокументов определяется задачами их создания и самими объектами фиксации изображения. В тех случаях, когда кинодокумент является единственным или более визуально четким относительно других материальных свидетельств, его значение возрастает намного больше: увидеть, проанализировать, осмыслить, масштабировать. Также кинодокументы имеют значение исторической хроники, как в событийном, так и этнографическом, ландшафтном, антропологическом контекстах.

Тема «Кинодокументы как исторический источник» была выбрана, поскольку данный вид документирования несет очень важную культурную и историческую информационную ценность.

Актуальность работы заключается в том, что кинодокументы - одни из важнейших источников по истории страны. На данное время в распоряжении исследователей находятся сотни тысяч кинодокументальных свидетельств исторических событий, которые хранятся в фондах архивов, музеях и личных коллекциях. А также важным моментом является то, что ценность аудиовизуальных документов в качестве архивных источников определяется отражением в них информации, которая значительно дополняет и иллюстрирует документы на бумажной основе, многократно превосходит последние по яркости запечатления исторической действительности. Зрительные и звуковые образы, воспроизведенные в кинодокументах, предоставляют собой интересный материал для изучения материальной и духовной жизни общества, его социально - экономического, культурного развития.

В первой половине – середине XX в. советская кинопромышленность активно выпускала в

 

широкий прокат просветительские фильмы о жизни отдаленных регионов страны, открывая зрительской аудитории возможность совершать виртуальные кинопутешествия по многоукладному и полинациональному Союзу. Была у этого процесса и политическая подоплека – создание

 экранных кино-образов дружной и прогрессивно развивающейся при социализме страны для популяризации внутри СССР и за рубежом. В частности, сохранившиеся в Российском Государственном Архиве КиноФото Докуентов (РГКФАД) характера, обзору которых посвящен данный доклад, содержат «многослойную» информацию историю СССР отражают идеологические, культурные и политические проекции своего

 времени. При должной исследовательской критике, эти кинодокументы являются полноценными и уникальными историческими источниками.

 

В отечественной научной традиции исторические источники принято классифицировать по различным параметрам: типам, родам, видам, и т. п.

 При этом, в рамках существующих классификаций прослеживается условность по отношению к малоизученной категории этно-географического кино: с одной стороны, оно относится к категории этнографических источников,

 с другой – кино-фото-фоно-документов; оказывается в группе изобразительных и звуковых источников одновременно [Ковальченко, 1987]. Данное обстоятельство является отражением межвидовой природы этого направления кинематографа, существующего на стыке науки и искусства [Головнев 2018].

 По справедливому замечанию источниковеда В. М. Магидова, этнографические фильмы и смежные с ними аудио-визуальные источники правомернее выделять в особую категорию – «кино-фото-фоно-документы по визуальной

 антропологии» [Магидов, 2005, с. 10].

 Целью данного изучения является обзор архивных документальных

 фильмов советского периода , хранящихся в фондах Российском Государственном Архиве КиноФото Докуентов (РГКФАД), с особым акцентом на фильмы содержания, изученных автором Российском Государственном Архиве КиноФото Документов (РГКФАД) начал комплектоваться кино- и фотодокументами на пленочных

носителях с 1960 г. Киноматериалы систематизировались в основном по техническим параметрам – цветности и ширине пленки. С распространением технологий видеосъемки, в архивном фонде была выделена особая категория видеодокументов (ВД) на цифровых носителях [Путеводитель..., 1995].

 

Из кинофонда, содержащих сюжеты, и потому представляющих интерес для более подробного рассмотрения в данной статье, можно отметить следующие: «материалы 1930по 60 гг). Для достижения цели данной контрольной работы я воспользовалась самой разнообразной литературой: справочными пособиями, научно-познавательными журналами и профессиональными специальными журналами, нормативными актами и учебными пособиями. Особенно в исследовании мне помогли работы авторов А. Горина и А. Гусленка, опубликованные в журнале «Мир Фантастики», в нем очень интересно рассказывается о новых технологиях развития материальных носителей и о самих приборах, с помощью которых легко можно получить фото - или кино документ. [13] Также много было почерпнуто из замечательной книги Жоржа Садуля «Всеобщая история кино», в ней содержится интересный материал о зарождении и развитии кино. [8] Много полезной информации для контрольной работы содержится и в учебнике Н.Н. Кушнаренко «Документоведение».

Одним из типов исторических источников являются аудиовизуальные

 документы (фото-, кино-, видео-, фонодокументы). Они отображают значительный

 период новой и новейшей истории. Кроме того, они являются ценнейшими

 источниками информации, потому что представляют собой отражение общественно-

 политической, социально-культурной и личной жизни человека.

 

Кинофотодокументы – это очень сложный источник, который способен отразить действительность не только образно, но и в движении, которое будет близко к

 естественному. Они могут сообщать нам какую-либо информацию. Но нужно

 понимать, что как бы не был близок фильм или фото к реальности, он в какой-то мереоказывается субъективен, мы не можем узнать всю полноту информации, которая была в тот момент на съемочной площадке. Остается закадровое пространство,

 

которое отсылает к тому, что мы не видим и не слышим.

 На заре своего существования кинематограф вынужден был имитировать

 естественное восприятие. В то время съемка была фиксированной, что означает пространственную и формальную неподвижность плана. Эволюция киноматографа

 произошла благодаря монтажу и подвижной кинокамере. После этих нововведений в

фильмах можно было увидеть все эмоции, которые пытался передать зрителю актер.

 

А после принятия кино-звука к движению прибавилась еще и речь, которую человек-

зритель мог осмыслить. Теперь суть всей картины могла для него поменяться, т. к. он мог услышать, понять, что хотел донести до него заэкранный человек.

 

При съемке окружающей действительности кинематографисту предоставляется возможность использовать (в отличие от фотографии) значительно более широкий и более

 разнообразный спектр выразительных средств. Это позволяет говорить о том, что кино в

 большей мере, чем другие изобразительные и аудиовизуальные документы,

предназначено для более глубокого изучения исторических событий, явлений и фактов.

 

Монтаж является главным атрибутом кино и служит преимущественно для установления осмысленной последовательности кадров. С появлением звукового кино органическим

 элементом кинопроизведений становится фонограмма, которая значительно расширила

 информационной потенциал кинодокументов, придав ему аудиовизуальный характер.

 

В одном документальном фильме могут быть смонтированы планы, снятые в разное

время и в разных местах. Поэтому важным становится процесс отделения подлинных

 

документов от постановочного материала. Особенно важно в ходе источниковедческого анализа знать, что представляет собой первоисточник. В качестве первоисточника

 выступают такие документы, в которых хронологически впервые запечатлена

 первоначальная информация о действительных исторических событиях и фактах, или это

 материал, отснятый в соответствии с первым вариантом сценария.

 

Первоисточник кинодокумента – неоднозначное понятие. В. М. Магидов 1 предлагает

 

относить к первоисточнику не только отснятый материал в оригинале (не подвергшийся

 монтажу), но и совокупность съемок, составивших основу кинопроизведения.

 

Не стоит забывать о субъективности данного вида источника. Кинодокумент

 создаётся человеком, следовательно, информация, содержащаяся в данном документе

 

всегда субъективна. В кинохронике констатируется лишь факт, с кратким описанием, а

 

документальный фильм дает более образное осмысление действительности, факты рассматриваются как совокупность, и здесь особенно четко проявляется субъективное

 

мнение автора. Поэтому стоит быть особенно аккуратным с использованием данного вида

источников, и всегда учитывать время создания. С другой стороны, важно понимать –

 совпадает ли время свершения события с записью или отстает от него на много лет.

 В заключение можно сказать, что аудиовизуальные источники могут донести до нас

 ту атмосферу, которая была отражена в документе. В кинодокументах событие

фиксируется в момент его совершения. Это дает возможность восстановить местный

 колорит, вид городов, облик людей и пр. Кадры документального кино позволяют почувствовать атмосферу большого исторического события, глубже понять образ эпохиБолее широко раскрывает понятие кинодокумента В.М. Магидов в своей монографии «Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания».[12] Он говорит о том, что термин «аудиовизуальный документ» чаще всего употребляют как собирательное понятие документов, содержащих изобразительную, изобразительно-звуковую и звуковую информацию, включая в первую очередь кинодокументы периода немого и звукового кино и соответственно фото- и фонодокументы, а также видеофонограммы.

Понятие кинодокумента

Кинодокумент - изобразительный документ, содержание которого передано фотографическим способом в виде комплекса последовательно расположенных на кинопленке изображений, отражающих предметы, явления, события в движении. [16] Он представляет собой непрерывный ряд фотоснимков (кадров), отличающихся друг от друга лишь незначительным изменением положения изображаемых объектов. При быстрой смене отдельных снимков (24 кадра в секунду) кинодокумент позволяет получить впечатление движения заснятых движущихся объектов.

В целом под кинодокументом следует понимать как изобразительный (немое кино), так и изобразительно-звуковой (звуковое кино) документ, фиксирующий посредством кинематографической и телевизионной техники события, явления и факты реальной действительности в виде последовательно расположенных их изображений, а также звуковую информацию о тех же событиях, явлениях и фактах в виде речи, музыки, шумов.

Материальной основой кинодокументов является кинопленка, представляющая собой многослойную полимерную пленочную систему. Черно-белая кинопленка состоит из полимерной основы и желатинового слоя, в котором диспергированы кристаллы солей светочувствительного серебра. Цветная кинопленка состоит из основы, подслоя, эмульсионных цветоделении и защитных слоев. [17]

В кинодокументе, как и в фотодокументе, событие фиксируется, как правило, в момент его совершения. При этом кинодокументы отражают эти события и факты в динамике. Это дает возможность восстановить местный колорит, вид городов, облик людей и пр. Кадры документального кино позволяют почувствовать атмосферу большого исторического события, глубже понять образ эпохи.Но одновременно этот же фильм и отчасти субъективен, потому что каждый зритель

 понимает игру героя по-своему, мысли героя доносятся до него через призму своего

 мировоззрения. Кроме того, если эпоха, про которую был снят фильм, отстает от

 настоящего момента времени, в который он был снят, то полностью режиссер не может передать все то, что было на самом деле в то время. Поэтому полностью опираться на

 аудиовизуальные источники для воспроизведения прошлой реальности не следует.

 

Являясь одним из средств массовой коммуникации, кино обладает уникальной способностью сообщать в изобразительной и изобразительно-звуковой формах информацию о злободневных текущих событиях, становясь выразителем интересов определенных политических и общественных сил и течений. При этом кинодокументы, отражающие авторское кредо, субъективны. Даже самый беспристрастный автор выбирает, что снимать, в какой последовательности монтировать кадры, к какому сюжету привлечь внимание зрителя (с помощью крупного плана, стоп-кадра и др.). То есть кинодокумент - это действительность, увиденная автором и им рассказанная, поэтому в работе с кинодокументами всегда необходимо учитывать авторский фактор.

Одновременно со всем вышеизложенным следует отметить, что кинодокументы - сложный, комплексный исторический источник, способный отразить событие не только наглядно и образно, как фотография и другие изобразительные источники, но и в движении, близком к естественному. А также они могут выступать в качестве не только полноценного исторического источника, но и произведения искусства.

 

Классификация исторических источников

Виды кинодокументов

Выделяют несколько классификаций кинодокументов.

По способу воспроизведения информации кинодокументы делят на две разновидности:

- изобразительно-статичные (если изображение неподвижно) (диафильмы, эпифильмы);

- изобразительно-динамичные (если изображение подвижно, как в кинофильме).

Основными видами кинодокументов являются:

1) Диафильм (греч. dia - через, приставка, означающая переход от начала и до конца + англ. film - пленка) - расположенные в определенной последовательности позитивные фотографические изображения на кино - или фотопленке, объединенные общей тематикой.

Информацию, содержащуюся в диафильме, воспроизводят посредством фильмоскопов, рассчитанных на индивидуальное пользование, или посредством диапроекторов на экране. Диафильмом также считают немой фильм на рулонной кинопленке, содержащий взаимосвязанное изображение (кадры) по единой теме с текстом. Если текст озвучен на грампластинке или магнитной ленте, диафильм называется диафонофильмом.

Диафильм относят к визуальным документам статистической проекции (изображение неподвижно). [16]

2) Видеофильм (лат. video - смотрю, вижу + film - пленка) - это фильм с записью изображения и/или звука на магнитную ленту или оптический диск для последующего воспроизведения на экране телевизора при помощи видеомагнитофона.

В видеофильмах сочетаются две или три системы записи информации: вербальная, звуковая и матричная. Недостатком его является ограниченность аудитории для показа: при проецировании на большой киноэкран четкость снижается, а при частом показе видеофильма искажается изображение.

Основное содержание видеофильма составляют классика мирового и отечественного кинематографа, выдающиеся произведения театра, концертные программы, очерки о видных деятелях науки, художественной культуры, о спорте, циклы, посвященные различным областям знаний, учебно-вспомогательные курсы и т.д. [16]

3) Кинофильм (греч. kineo - Двигаю, двигаюсь + англ. film - пленка) - совокупность фотографических изображений (кадров), последовательно расположенных на кинопленке (или другом носителе), связанных единым сюжетом и предназначенных для воспроизведения на экране с помощью кинопроекционной аппаратуры.

Информационные возможности кинофильмов намного шире и богаче, чем любого другого изобразительного документа, поскольку воспринимаемое на экране воздействует на зрителя не только как информация о явлениях, процессах или предметах, но и как их непосредственное адекватное отражение. Это позволяет опускать многие пояснения и подробности и направлять внимание пользователя на главное и существенное, воздействуя на эмоциональную и познавательную стороны восприятия. Кинофильм может демонстрироваться в большой аудитории.

Кинофильмы относятся к визуальным изобразительным документам динамической проекции. Они снимаются на черно-белой или цветной пленках, состоящих из основы и светочувствительного слоя. Иногда в защитных целях пленка покрывается лаком. Изображение на Кинопленке, как правило, более качественное и долговечное, чем на видеопленке. При съемке кинофильма запись изображения и звука идет отдельно, они соединяются в процессе редактирования в специальной кинолаборатории.

По функциональному (целевому) назначению кинофильмы подразделяются на такие виды: художественные (игровые), документальные, научно-популярные, учебные, мультипликационные. Среди основных видов кинофильмов выделяют подвиды.

Основным содержанием хроникально-документальных кинофильмов являются подлинные события. Они содержат богатый фактический материал, являются своеобразной визуальной памятью человечества. Изложение в общедоступной форме основ естественных, технических и гуманитарных наук, ознакомление с их историей, пропаганда достижений науки и техники составляют содержание научно-популярных кинолент разных жанров: кинолекции, географические, этнографические, краеведческие, искусствоведческие и т.п. Фильмы предназначены для самообразования. В подготовке и повышении квалификации кадров активно используются научно-производственные кинофильмы прикладного значения, пропагандирующие новые достижения науки и техники, прогрессивные методы труда. Источником эстетического наслаждения отдыха, средством изучения истории и современного состояния киноискусства являются художественные фильмы.

Таким образом, кино-, диа-, видеофильмы вместе со справочным аппаратом и техническими средствами для их воспроизведения на экран составляют в фондах информационных служб и библиотек фильма видеотеку. [16]

В документальном кино фиксируются все важнейшие события жизни нашей страны. Кино-документацию можно разделить на три группы:

1) кинолетопись;

2) киножурналы;

3) документальные фильмы.

Заключение

В заключение можно сказать, что аудиовизуальные источники могут донести до нас

 

ту атмосферу, которая была отражена в документе. В кинодокументах событие

 

фиксируется в момент его совершения. Это дает возможность восстановить местный

 

колорит, вид городов, облик людей и пр. Кадры документального кино позволяют

 

почувствовать атмосферу большого исторического события, глубже понять образ эпохи.

 

Но одновременно этот же фильм и отчасти субъективен, потому что каждый зритель

 

понимает игру героя по-своему, мысли героя доносятся до него через призму своего

 

мировоззрения. Кроме того, если эпоха, про которую был снят фильм, отстает от

 

настоящего момента времени, в который он был снят, то полностью режиссер не можетпередать все то, что было на самом деле в то время. Поэтому полностью опираться на аудиовизуальные источники для воспроизведения прошлой реальности не следует.

Подводя итоги данного доклада, хочется отметить, что кинодокументирование используются в различных сферах жизненной деятельности, отраслях знаний и являются объектом исследования многих научных дисциплин.

Рассмотрение кинодокументов в контексте развития современной исторической науки в качестве исторического источника и объекта архивного хранения, а также своеобразного культуроведческого феномена позволяет значительно расширить возможности познания реальной действительности и в определенной мере содействовать обновлению исторического мышления при изучении прошлого страны.

Подходя к кинодокументам как комплексу исторических источников и объекту хранения, целесообразно выделить наиболее существенные их свойства, придающие им неповторимость и особую значимость.

Результатом данного исследования стало выявление следующих преимуществ и особенностей кинодокумента:

- кинодокументы возникают в момент событий и на месте событий. Это придает им большую ценность;

- этот вид документов применяются в различных сферах человеческой деятельности: в политике, науке, культуре, искусстве, технике, медицине и т.д.;

- кинодокумент очень точен, информация на нем показана наглядно, и это очень важно, т.к. около 80% информации человек получает с помощью зрения;

Кинодокументы в целом имеют важнейшую историческую ценность и приравниваются к историческим источникам.

Также при изучении темы стало возможным выделить основные недостатки и проблемы связанные с кинодокументированием: способ хранения полученной информации. Современные носители информации не могут обеспечить надежное сохранение информации на долгие годы.

Но наука не стоит на месте, и ученые стараются разработать материальные носители информации с высокой долговечностью, большой информационной ёмкостью при минимальных физических размерах носителя.

Многие тысячи метров киноплёнки в жанре кинохроники, кинопублицистики стали своеобразной летописью отечественной и мировой истории. Кинодокументы были и остаются важнейшими способами фиксации информации.

Таким образом, в данной работе нами было изучено и обобщено историографическое наследие по проблемам кинодокументов.

 

Список литературы

1. Бондаренко Е.А. Путешествие в мир Кино.-М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд,2003.

2. Борискин, В.В. Официальное делопроизводство: виды и формы документов: Практ. пособие. - 3-е изд., испр. - М.: Омега-Л, 2008.

3. ГОСТ Р.51141 - 98. «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения».- М.: Госстандарт России, 1998.

4. Греков Б.Д. История и кино// Советский исторический фильм.- М.: Госкиноиздат, 1939/

5. Делопроизводство: Учебник / Под общ. ред. проф. Т.В. Кузнецовой.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: МЦФЭР, 2006.

6. Декрет СНК РСФСР «О реорганизации и централизации архивного дела» от 01.06.1918. URL: http://base.consultant.ru

7.Листов B.C. О критике кинодокументальных источников (по материалам советских киносъемок 1917-1920 гг.) // Археограф, ежегодник за 1969 г. -М., 1971

8.https://studme.org/43722/istoriya/kinodokumenty_kak_istoricheskiy_istochnik

 

9.Уланов К. А., Екатеринбург (УрФУ)

7. Еремченко, В.А. Основные проблемы работы государственных архивов СНГ с аудиовизуальной документацией // Отечественные архивы. -2001. - №6.

8. Жорж Садуль. Всеобщая история кино. - М.: Искусство, 1958.

9. Запрягаева Л. П. Проблемы комплектования РГАКФД аудиовизуальными документами // Библиотечное дело - XXI век. - 2002. - №2.

10. Кабашов С.Ю. Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях: Учеб. пособие. - М.: Флинта: наука, 2009.

11. Кирсанова, М.В. Современное делопроизводство: Учебное пособие вузов. - 3-е изд.- М.-Новосибирск: ИНФРА-М, Сибирское соглашение, 2002.

12. Магидов В.М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания. - М.: РГГУ, 2005.

13. Новые диски // Журнал «Мир Фантастики».- 2006.- № 6.

14. Основные правила работы государственных архивов с кинофотофонодокументами. - М., 1980.

15. Пензин Э.Ф. История государственного делопроизводства в России: Учебное пособие. - Екатеринбург: МО РФ УрГУ исторический факультет, 2001.

16. Техническое, кино-, фото-, фонодокументирование// Журнал «Документирование».- 2004.- № 11.

17. Устинов А.А. Современные способы хранения аудиовизуальных документов: советы международных организаций // Отечественные архивы.- 2001. - №2.

18. Цаплин В.В. Суверенитет республик и комплектование архивов // Отечественные архивы. - 1991. - № 4.

 

 

Доклад:

по теме :Кинофотофонодокументы как исторический источник.

            

 

 

           

 

                       

           

 

                       

 

Санкт-Петербург

2022

 

 

Кинодокументы как исторический источник

Введение

Документирование - это процесс создания и оформления документа. Государственный стандарт определяет документирование как «запись информации на различных носителях по установленным правилам». [11]

В современном мировом архивном обществе все больший интерес вызывают такие вопросы, как роль архивов в качестве хранилища задокументированного материала, возможность и целесообразность превращения архивных учреждений в научно-исследовательские центры для общества. Вопросы эти не просто вызывают интерес, но и порождают дискуссии.

Многие годы единственными способами фиксирования и хранения информации были: текстовое и техническое документирование. Но в результате технического прогресса и научных открытий появились новые способы документирования, которые стали широко применяться наряду с текстовым и техническим изобразительным документированием. Одним из них является кинодокумент.

Кинодокумент - аудиовизуальный и изобразительный документ, созданный кинематографическим способом. Он отражает события в движении и динамике. На данный момент наиболее распространены видеодокументы, снятые на магнитную пленку.

Кинопленка как исторический источник, имеет приоритет одновременности объекта и его «документирования». Способность фиксировать событие именно тогда, когда оно происходит, запечатлевая мелкие детали и подробности, которые попадают в кадр и делают их уникальными историческими источниками.

Значение кинодокументов определяется задачами их создания и самими объектами фиксации изображения. В тех случаях, когда кинодокумент является единственным или более визуально четким относительно других материальных свидетельств, его значение возрастает намного больше: увидеть, проанализировать, осмыслить, масштабировать. Также кинодокументы имеют значение исторической хроники, как в событийном, так и этнографическом, ландшафтном, антропологическом контекстах.

Тема «Кинодокументы как исторический источник» была выбрана, поскольку данный вид документирования несет очень важную культурную и историческую информационную ценность.

Актуальность работы заключается в том, что кинодокументы - одни из важнейших источников по истории страны. На данное время в распоряжении исследователей находятся сотни тысяч кинодокументальных свидетельств исторических событий, которые хранятся в фондах архивов, музеях и личных коллекциях. А также важным моментом является то, что ценность аудиовизуальных документов в качестве архивных источников определяется отражением в них информации, которая значительно дополняет и иллюстрирует документы на бумажной основе, многократно превосходит последние по яркости запечатления исторической действительности. Зрительные и звуковые образы, воспроизведенные в кинодокументах, предоставляют собой интересный материал для изучения материальной и духовной жизни общества, его социально - экономического, культурного развития.

В первой половине – середине XX в. советская кинопромышленность активно выпускала в

 

широкий прокат просветительские фильмы о жизни отдаленных регионов страны, открывая зрительской аудитории возможность совершать виртуальные кинопутешествия по многоукладному и полинациональному Союзу. Была у этого процесса и политическая подоплека – создание

 экранных кино-образов дружной и прогрессивно развивающейся при социализме страны для популяризации внутри СССР и за рубежом. В частности, сохранившиеся в Российском Государственном Архиве КиноФото Докуентов (РГКФАД) характера, обзору которых посвящен данный доклад, содержат «многослойную» информацию историю СССР отражают идеологические, культурные и политические проекции своего

 времени. При должной исследовательской критике, эти кинодокументы являются полноценными и уникальными историческими источниками.

 

В отечественной научной традиции исторические источники принято классифицировать по различным параметрам: типам, родам, видам, и т. п.

 При этом, в рамках существующих классификаций прослеживается условность по отношению к малоизученной категории этно-географического кино: с одной стороны, оно относится к категории этнографических источников,

 с другой – кино-фото-фоно-документов; оказывается в группе изобразительных и звуковых источников одновременно [Ковальченко, 1987]. Данное обстоятельство является отражением межвидовой природы этого направления кинематографа, существующего на стыке науки и искусства [Головнев 2018].

 По справедливому замечанию источниковеда В. М. Магидова, этнографические фильмы и смежные с ними аудио-визуальные источники правомернее выделять в особую категорию – «кино-фото-фоно-документы по визуальной

 антропологии» [Магидов, 2005, с. 10].

 Целью данного изучения является обзор архивных документальных

 фильмов советского периода , хранящихся в фондах Российском Государственном Архиве КиноФото Докуентов (РГКФАД), с особым акцентом на фильмы содержания, изученных автором Российском Государственном Архиве КиноФото Документов (РГКФАД) начал комплектоваться кино- и фотодокументами на пленочных

носителях с 1960 г. Киноматериалы систематизировались в основном по техническим параметрам – цветности и ширине пленки. С распространением технологий видеосъемки, в архивном фонде была выделена особая категория видеодокументов (ВД) на цифровых носителях [Путеводитель..., 1995].

 

Из кинофонда, содержащих сюжеты, и потому представляющих интерес для более подробного рассмотрения в данной статье, можно отметить следующие: «материалы 1930по 60 гг). Для достижения цели данной контрольной работы я воспользовалась самой разнообразной литературой: справочными пособиями, научно-познавательными журналами и профессиональными специальными журналами, нормативными актами и учебными пособиями. Особенно в исследовании мне помогли работы авторов А. Горина и А. Гусленка, опубликованные в журнале «Мир Фантастики», в нем очень интересно рассказывается о новых технологиях развития материальных носителей и о самих приборах, с помощью которых легко можно получить фото - или кино документ. [13] Также много было почерпнуто из замечательной книги Жоржа Садуля «Всеобщая история кино», в ней содержится интересный материал о зарождении и развитии кино. [8] Много полезной информации для контрольной работы содержится и в учебнике Н.Н. Кушнаренко «Документоведение».

Одним из типов исторических источников являются аудиовизуальные

 документы (фото-, кино-, видео-, фонодокументы). Они отображают значительный

 период новой и новейшей истории. Кроме того, они являются ценнейшими

 источниками информации, потому что представляют собой отражение общественно-

 политической, социально-культурной и личной жизни человека.

 

Кинофотодокументы – это очень сложный источник, который способен отразить действительность не только образно, но и в движении, которое будет близко к

 естественному. Они могут сообщать нам какую-либо информацию. Но нужно

 понимать, что как бы не был близок фильм или фото к реальности, он в какой-то мереоказывается субъективен, мы не можем узнать всю полноту информации, которая была в тот момент на съемочной площадке. Остается закадровое пространство,

 

которое отсылает к тому, что мы не видим и не слышим.

 На заре своего существования кинематограф вынужден был имитировать

 естественное восприятие. В то время съемка была фиксированной, что означает пространственную и формальную неподвижность плана. Эволюция киноматографа

 произошла благодаря монтажу и подвижной кинокамере. После этих нововведений в

фильмах можно было увидеть все эмоции, которые пытался передать зрителю актер.

 

А после принятия кино-звука к движению прибавилась еще и речь, которую человек-

зритель мог осмыслить. Теперь суть всей картины могла для него поменяться, т. к. он мог услышать, понять, что хотел донести до него заэкранный человек.

 

При съемке окружающей действительности кинематографисту предоставляется возможность использовать (в отличие от фотографии) значительно более широкий и более

 разнообразный спектр выразительных средств. Это позволяет говорить о том, что кино в

 большей мере, чем другие изобразительные и аудиовизуальные документы,

предназначено для более глубокого изучения исторических событий, явлений и фактов.

 

Монтаж является главным атрибутом кино и служит преимущественно для установления осмысленной последовательности кадров. С появлением звукового кино органическим

 элементом кинопроизведений становится фонограмма, которая значительно расширила

 информационной потенциал кинодокументов, придав ему аудиовизуальный характер.

 

В одном документальном фильме могут быть смонтированы планы, снятые в разное

время и в разных местах. Поэтому важным становится процесс отделения подлинных

 

документов от постановочного материала. Особенно важно в ходе источниковедческого анализа знать, что представляет собой первоисточник. В качестве первоисточника

 выступают такие документы, в которых хронологически впервые запечатлена

 первоначальная информация о действительных исторических событиях и фактах, или это

 материал, отснятый в соответствии с первым вариантом сценария.

 

Первоисточник кинодокумента – неоднозначное понятие. В. М. Магидов 1 предлагает

 

относить к первоисточнику не только отснятый материал в оригинале (не подвергшийся

 монтажу), но и совокупность съемок, составивших основу кинопроизведения.

 

Не стоит забывать о субъективности данного вида источника. Кинодокумент

 создаётся человеком, следовательно, информация, содержащаяся в данном документе

 

всегда субъективна. В кинохронике констатируется лишь факт, с кратким описанием, а

 

документальный фильм дает более образное осмысление действительности, факты рассматриваются как совокупность, и здесь особенно четко проявляется субъективное

 

мнение автора. Поэтому стоит быть особенно аккуратным с использованием дан


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.159 с.