Зернистость – враг фотографии — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Зернистость – враг фотографии

2023-01-16 47
Зернистость – враг фотографии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Рассматривая негативы, на которых имеются очень мелкие детали (например, нагрудные значки или мелкие надписи на вывесках, плакатах и т. п.), мы часто силимся разглядеть их, прочесть надписи. Нам кажется, что надписи очень четкие и прочесть их невозможно только из‑за того, что они слишком мелки. Однако если вооружиться сильной лупой или сделать с негатива увеличение крупного формата, то окажется, что дело совсем не в размерах деталей и надписей, и хотя они и увеличатся, прочесть их все равно не удастся: все они превратятся в бесформенные пятна.

В чем же дело? Причина кроется в зернистости пленки.

То, что эмульсия фотографических пленок по природе своей зерниста, вы уже знаете.

Зернистость – злейший враг фотографии, с которым уже не один десяток лет ученые ведут самую ожесточенную борьбу. В этом деле уже достигнуты немалые успехи, но полностью избавиться от зернистости, т. е. изготовить совершенно беззернистую пленку, пока еще не удалось.

О зернистости эмульсии можно судить по тому, насколько четко фотопленка передает тонкие линии, т. е. насколько велика или низка ее разрешающая способность .

Так же, как и разрешающая сила объективов, разрешающая способность пленок определяется числом отдельных параллельных линий и таких же по толщине промежутков между ними, какое пленка способна раздельно передать на одном миллиметре участка изображения.

Зернистость связана со светочувствительностью пленок. Чем выше светочувствительность пленок, тем обычно выше их зернистость и ниже разрешающая способность. Из табл. 4 видно, как возрастает разрешающая способность с уменьшением светочувствительности пленок. Приведенные в этой таблице цифры не учитывают реальных возможностей съемки. Для достижения такой разрешающей способности необходима идеальная, практически недостижимая точность наводки на резкость. Разрешающая способность пленок на практике оказывается всегда ниже, чем указано в таблице, но и при этом разница между разрешающей способностью пленок разной светочувствительности остается и сказывается на качестве фотоснимков.

 

 

Таблица 4

ЗАВИСИМОСТЬ РАЗРЕШАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ПЛЕНОК ОТ СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

 

 

Снизить зернистость и повысить тем самым разрешающую способность пленок не в наших силах, но зернистость зависит не только от самой пленки. Она сильно возрастает при неумелом или неправильном проявлении, поэтому, проявляя пленку, следует принять все возможные меры, чтобы воспрепятствовать росту зернистости. Для этого пленку надо проявлять умело и только с помощью мелкозернистых проявителей. Впрочем, подробно мы еще поговорим об этом, когда дело дойдет до проявления (см. главу 8).

 

Что такое вуаль

 

 

В процессе проявления на кромках негативов, на перфорационных дорожках и в промежутках между кадрами, т. е. на тех местах фотопленки, на которые свет во время съемки не попал, образуется потемнение эмульсии. Это потемнение называется фотографической вуалью.

Правда, в течение того времени, какое требуется для нормального проявления заснятых пленок (8‑10 мин), вуаль получается небольшая и чаще всего незаметная на глаз, но она все же есть. Даже небольшая вуаль снижает качество фотографического изображения. Это явление вредное, и, к сожалению, полностью устранить вуаль невозможно, но неумелое проявление может привести к увеличению плотности вуали. Чтобы этого не произошло, в состав проявителя вводят специальное противовуалирующее вещество.

Фотолюбители часто путают понятия «засветка» и «вуаль» и считают, что это, в общем, одно и то же. В действительности это не так. Вуаль, конечно, может образоваться и вследствие засветки, но отличить ее от природной вуали нетрудно.

Во‑первых, засветка обычно вызывает слишком сильную вуаль, которая вообще приводит негативы в полную негодность. Во‑вторых, вуаль от засветки редко бывает общей, т. е. по всей пленке. Засветиться могут края пленки или отдельные ее участки, что приводит к сильному их почернению в проявителе, а природная вуаль почти никогда не вызывает такого почернения. Кроме того, она всегда бывает общей и равномерной по всей поверхности пленки.

 

Оберегайте фотопленку

 

 

Вы знаете, что фотопленки, как и другие светочувствительные материалы, надо тщательно оберегать от воздействия даже ничтожно слабого света. Но не только свет является врагом фотопленок. Вредное, иногда губительное действие на пленку оказывают сырость и некоторые газы, особенно пары аммиака (нашатырного спирта). Пленка портится и от высокой температуры.

Пленку надо хранить в сухом помещении при нормальной комнатной температуре (18‑20°С), подальше от всяких отопительных приборов и лучше всего в затемненном месте. До использования пленки ее надо содержать в заводской упаковке, оберегая от прямых солнечных лучей.

Не следует хранить пленку в одном шкафу с фотохимикатами, лекарственными и пахучими веществами.

И все же при строгом соблюдении всех этих условий пленка со временем портится, снижается ее светочувствительность, возрастает вуаль. Именно поэтому на этикетке пленки всегда указывается срок ее годности. Правда, опыт показывает, что в течение двух‑трех месяцев после наступления этого срока, а иногда и позже пленку все еще можно использовать для съемки, но пользоваться этой возможностью не стоит. Надо стараться сфотографировать и проявить пленку до наступления этого срока.

Часто случается, что свежая или использованная пленка надолго остается в кассете. Этого вообще следует избегать, особенно когда пленка находится в новой, недавно окрашенной кассете. Испарение лака вредно для пленки и может вызвать повышенную вуаль. Заряжать пленку в такие кассеты нужно незадолго до съемки, а после съемки, если не удастся скоро проявить, надо вынуть ее, из кассеты, смотать с катушки и, свернув в ролик, тщательно запаковать в черную бумагу. Так или иначе, но в новой, свежевыкрашенной кассете не рекомендуется хранить пленку более трех‑четырех дней. В этом смысле старые, но исправные кассеты лучше. Безопасны и пластмассовые кассеты, но и в них не следует надолго оставлять экспонированную пленку. При очень длительном хранении таких пленок даже и не в кассетах происходит так называемая регрессия – постепенное ослабление скрытого фотографического изображения. Без большого риска пленку после съемки можно хранить два‑три месяца.

При соблюдении условий хранения неэкспонированные негативные фотопленки чувствительностью до 130 ед. ГОСТ включительно хорошо сохраняются в течение двух лет, а более высокой чувствительности – в течение одного года. Именно такие сроки хранения и предусмотрены датой, указанной на упаковке.

Следует учесть, что обозначенная на упаковке светочувствительность пленок относится к моменту их выпуска. Чем ближе к дате, указанной на этикетке, тем чувствительность пленки становится ниже и к наступлению этой даты может снизиться почти вдвое. При определении экспозиции это нельзя упускать из виду.

Все это говорит о том, что делать большие запасы фотопленки – на год и больше – не стоит, но небольшой запас всегда полезен. При этом весьма желательно, чтобы вся пленка была одинаковой, т. е. одного номера эмульсии. Этот номер проставляется на упаковке. Дело в том, что пленки могут быть совершенно одинаковыми по всем показателям, приведенным на упаковке, и вместе с тем несколько отличаться по контрастности, светочувствительности, характеру зернистости. Большое значение имеет знание характерных особенностей пленки. Тогда их легко учесть и при съемке и при проявлении. Поэтому, покупая пленку в запас, обращайте внимание на номер эмульсии.

Все это относится к негативной пленке. Для позитивной пленки это не так важно.

 

 

Глава 5

Как рассчитать экспозицию

 

***

 

 

Нормальная экспозиция – важнейшее условие получения технически отличных негативов. Когда же негатив сделан с нормальной экспозицией и правильно проявлен, то нет ничего проще, как получить с него отличный фотоотпечаток.

Для начинающего фотолюбителя расчет экспозиции составляет едва ли не самую сложную задачу. И действительно задача эта не из легких. Статистика показывает, что из общего числа ошибок, допускаемых начинающими фотолюбителями и приводящих к получению негодных снимков, 90% приходится на долю ошибок в экспозиции. Вот почему мы решили рассказать об этом подробнее и выделить в отдельную главу вопрос об экспозиции, хотя, по существу, расчет экспозиции – одна из подготовительных операций к съемке.

 

От чего зависит экспозиция

 

 

Прежде чем ответить на этот вопрос, поясним само понятие экспозиции. Это важно потому, что многие фотолюбители смешивают это понятие с выдержкой, считая, что это одно и то же. Между тем это не так. Выдержкой называется время, в течение которого затвор фотоаппарата открыт и на фотопленку действует свет, а экспозицией – количество освещения, сообщаемое фотопленке за это время. Оно зависит не только от выдержки, но и от светосилы объектива или от величины отверстия диафрагмы. Таким образом, экспонометрическая задача состоит в том, чтобы в зависимости от освещенности (или яркости) объекта съемки и светочувствительности применяемой фотопленки найти для каждой съемки такое сочетание выдержки и диафрагмы, при котором на фотопленку окажет воздействие необходимое, точно дозированное количество освещения.

Светочувствительность фотопленки нам всегда известна. Известно также, что экспозиция обратно пропорциональна светочувствительности. Так что, пользуясь пленкой разной чувствительности, учесть этот фактор при расчете экспозиции нетрудно. Во всяком случае, на протяжении всех кадров пленки, которой заряжен фотоаппарат, чувствительность фотопленки остается постоянной.

Значительно труднее учесть другой фактор – яркость или освещенность объекта съемки. При съемке днем освещенность изменяется в очень широких пределах. В полдень освещенность в 50 раз больше, чем на восходе или при закате солнца. Существенно изменяют освещенность и облака. Достаточно, чтобы небольшое облако заслонило солнце, и освещенность сильно уменьшается; когда же белые облака не заслоняют солнца, то кроме прямого солнечного света на землю падают лучи, отраженные облаками, а освещенность становится больше, чем при безоблачном небе. В пасмурную погоду освещенность значительно снижается.

Кроме того, летом солнце подымается по небосводу выше, чем зимой, и день значительно длиннее. Следовательно, в один и тот же час и при одинаковой погоде экспозиция в разное время года должна быть разной.

Освещенность зависит и от географической широты местности, где производится съемка. В один и тот же день и час при одной и той же погоде солнце на юге нашей страны светит ярче, чем на севере. Значит, приходится учитывать и этот фактор.

На экспозицию оказывает влияние и место съемки. При всех равных погодных условиях экспозиция при съемке в лесу должна быть больше, чем под открытым небом, в комнате – больше, чем на балконе, в глубине комнаты – больше, чем у окна. Наконец, экспозиция зависит и. от характера самого объекта съемки. При одинаковых световых условиях светлые предметы требуют меньшей экспозиции, чем темные.

В зависимости от этих многочисленных условий экспозиция может изменяться в очень широких пределах. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ошибки в расчете экспозиции так часты. И все же главная причина ошибок заключается не столько в сложности расчета экспозиции, сколько в том, что многие фотолюбители определяют ее на глаз. Оценить освещенность объекта на глаз с такой точностью, какая необходима для определения экспозиции, очень трудно. Для этого требуется большой опыт.

Даже опытные фотолюбители и фоторепортеры обычно пользуются экспонометрами или дважды, а иногда и трижды дублируют съемку с разной экспозицией, чтобы избежать грубых ошибок.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.