Лентопротяжное устройство и счетчик кадров — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Лентопротяжное устройство и счетчик кадров

2023-01-16 39
Лентопротяжное устройство и счетчик кадров 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Любым пленочным фотоаппаратом можно сделать подряд несколько снимков. Пленка имеет форму ленты, и негативы располагаются на ней один за другим с небольшими промежутками. В таких фотоаппаратах необходимо не только устройство для покадрового передвижения пленки, но и устройство, позволяющее вести счет сделанным снимкам.

В крупноформатных (широкопленочных) фотоаппаратах применяется катушечная пленка. Ракорд изготовлен из плотной черной светонепроницаемой бумаги, окрашенной с оборотной стороны в красный цвет. На этой стороне напечатаны порядковые номера кадров. В задней стенке корпуса фотоаппарата имеется небольшое круглое смотровое окно, защищенное красным целлулоидом. Пленка в таких аппаратах по мере съемки перематывается на пустую (приемную) катушку, а в красном окне фотоаппарата появляются порядковые цифры. Пленка переводится вращением ключа или круглой рифленой головки, расположенными снаружи корпуса фотоаппарата. При этом внутри аппарата вращается приемная катушка.

По окончании пленки ее вместе с бумажным ракордом перематывают на приемную катушку, после чего аппарат можно раскрыть на свету и перезарядить.

Чтобы устранить возможность двукратной съемки на одном кадре пленки, в некоторых аппаратах предусмотрено блокирующее устройство , не позволяющее привести в действие затвор фотоаппарата, прежде чем не будет переведена пленка.

В малоформатных фотоаппаратах применяется перфорированная 35‑мм кинопленка, находящаяся в кассете. В них имеется специальный транспортирующий механизм, с помощью которого пленка перемещается точно на один кадр.

По мере съемки пленка перематывается на приемную катушку. При этом она огибает вращающийся зубчатый барабан, зубья которого входят в перфорации пленки.

Транспортирующий механизм связан со счетчиком кадров, а в большинстве малоформатных аппаратов – и с заводным устройством затвора так, что одновременно с переводом пленки на один кадр происходит и взвод затвора. Таким путем достигается и блокировка, исключающая возможность повторных съемок на одном и том же кадре пленки.

По окончании пленки она оказывается целиком перемотанной на приемную катушку, и для того, чтобы иметь возможность перезарядить аппарат на свету, в большинстве фотоаппаратов предусмотрен механизм обратной перемотки пленки в кассету. Для этого транспортирующий механизм выключают и с помощью головки обратной перемотки возвращают пленку в кассету, после чего использованную кассету заменяют новой.

В некоторых фотоаппаратах пленка, выходя из одной кассеты, попадает в другую. Это позволяет в любой момент, не дожидаясь окончания всей пленки, открыть фотоаппарат на свету, отрезать экспонированную часть пленки и проявить ее, а остальную часть использовать для дальнейшей съемки. Для этого нужно лишь иметь в запасе еще одну пустую кассету.

 

 

Дополнительные устройства

 

 

Фотоаппараты постоянно совершенствуются, оснащаются все новыми и новыми устройствами, и процесс этот практически не имеет границ. В каждой новой модели обязательно имеется какое‑то техническое новшество, иногда принципиально изменяющее конструкцию фотоаппарата.

Вот некоторые из полезных мелочей. Для транспортирования пленки в течение многих лет применялась традиционная круглая рифленая головка (маховичок). Сейчас во многих фотоаппаратах применяется рычаг или курок, одним движением которого пленка перемещается на один кадр. Это, конечно, удобно, так как перевод пленки можно производить, не отрывая фотоаппарат от глаза.

Другой пример: для обратной перемотки пленки обычно служит круглая рифленая рукоятка, с помощью которой вращают катушку подающей кассеты. Чтобы облегчить и ускорить эту операцию, в некоторых фотоаппаратах новейших конструкций применяется рулеточная рукоятка. Это очень удобно.

В малоформатных фотоаппаратах ФЭД, «Зоркий» давних выпусков фотопленка при зарядке вдвигалась ребром со стороны съемной нижней стенки корпуса. Это было не очень удобно: требовало некоторой сноровки и отнимало немало времени. Практика сама подсказала необходимость улучшить систему зарядки фотоаппарата, и с некоторых пор стали делать съемной или откидной заднюю стенку корпуса фотоаппарата. Кроме того, учитывая, что пленка после съемки перематывается обратно в кассету, приемную катушку, которую в прежних моделях для зарядки приходилось вынимать из фотоаппарата, стали делать не съемной, а жестко встроенной в фотоаппарат.

Все это существенно облегчило и упростило зарядку фотоаппарата. Сейчас все малоформатные фотоаппараты оснащены таким устройством, получившим название «облегченная зарядка».

Предусмотрено кое‑что и для забывчивых фотолюбителей. Обычно фотолюбители не используют на одной съемке всю пленку. Часть ее остается, и нередко фотолюбитель забывает, какая пленка находится в фотоаппарате, какова ее светочувствительность. Понятно, что, не помня светочувствительности, невозможно определить экспозицию.

 

 

Рис. 44. Напоминающее устройство

 

Учитывая эту свойственную людям, забывчивость, фотоаппараты стали снабжать указателем пленки. Он может, например, иметь вид, показанный на рис. 44. В небольшой круглой оправе находится поворачивающийся диск с указанием типа пленки. Кружок с точкой означает черно‑белую пленку, изображение солнца – цветную пленку для дневного света, а изображение лампочки – цветную пленку для искусственного света.

При зарядке фотоаппарата надо повернуть диск и совместить соответствующий значок с цифрой светочувствительности пленки. Это в дальнейшем и будет служить напоминанием.

Встречаются указатели пленки и других видов. Никакой связи с какими‑либо механизмами фотоаппарата напоминающее устройство, конечно, не имеет. Его назначение – напоминать, какой пленкой заряжен фотоаппарат.

Усовершенствован и счетчик кадров. Зарядив фотоаппарат, фотолюбители довольно часто забывают поставить счетчик в исходное положение, а потом, засняв несколько кадров, спохватываются, но поздно, и сбиваются со счета. Поэтому во многих фотоаппаратах сейчас устанавливают самосбрасывающийся счетчик кадров, автоматически приходящий в исходное положение при открывании фотоаппарата для перезарядки.

С тех пор как появились фотоэлектрические экспонометры (приборы для расчета экспозиции), возникла идея встроить их в корпус фотоаппарата. Первым таким фотоаппаратом был «Киев‑4». В настоящее время выпускается уже целый ряд фотоаппаратов со встроенными фотоэлектрическими экспонометрами.

Наша промышленность выпускает несколько моделей фотоэлектрических экспонометров под маркой «Ленинград» и «Свердловск». Выпускались также и экспонометры «Москва». Прибор состоит из светоприемника, соединенного с весьма чувствительным гальванометром (микроамперметром), и расчетного устройства (калькулятора).

Однако не всякое усовершенствование может представить практический интерес для фотолюбителя, особенно начинающего. Существуют, например, фотоаппараты с заводным пружинным механизмом, одним заводом которого можно сделать подряд несколько снимков, не заботясь о переводе пленки. После каждой съемки механизм сам, автоматически, переводит пленку, взводит затвор и переводит счетчик кадров. Устройство позволяет вести непрерывную съемку со скоростью до трех кадров в секунду. Такое устройство представляет интерес в фоторепортаже, при съемке спорта или события, когда снимаемый объект находится в непрерывном движении и трудно уловить подходящий момент для съемки. Оно позволяет, сделав ряд снимков, выбрать наиболее выразительный из них по композиции, освещению, выражению лиц, позе и т. п. Для начинающего фотолюбителя оно едва ли представляет большой интерес, и на первых порах обзаводиться таким фотоаппаратом едва ли, стоит. Он может пригодиться вам в дальнейшем, поэтому мы отнесли его к числу специальных (см. стр. 169).

Существуют фотоаппараты, с помощью которых готовый фотоснимок можно получить через одну‑две минуты прямо на месте съемки. О них мы в дальнейшем расскажем более подробно.

Интересные достижения в конструкции фотоаппаратов внесла фотоэлектронная автоматика. Представьте себе фотоаппарат, который сам, без вашего участия, автоматически, устанавливает требуемую экспозицию. Когда‑то это казалось фантастикой, а сейчас фотоаппараты с экспонометрическим устройством можно приобрести в любом фотомагазине.

Конструкторы уже давно работают над созданием фотоаппаратов не только с экспонометрическим устройством, но и с автоматической наводкой на резкость. Опытные образцы таких фотоаппаратов уже созданы.

Перейдем к описанию советских фотоаппаратов.

В приведенный ниже обзор включены отечественные фотоаппараты общего назначения, которые выпускались на 1 января 1978 года. Описание фотоаппаратов специального назначения приведено в соответствующих разделах книги.

Главные оптические характеристики фотообъективов даются в сокращенном виде, например: 1:3,5/50 мм. Левая часть этого обозначения показывает величину относительного отверстия, правая – фокусное расстояние в миллиметрах или сантиметрах.

Читателей, несомненно, заинтересуют фотоаппараты с экспонометрическим устройством. Чтобы иметь возможность рассказать о них более подробно, мы выделили их в отдельную рубрику. Начнем с миниатюрных фотоаппаратов.

 

Фотоаппарат в кармане

 

 

Самый маленький фотоаппарат, выпускаемый нашей промышленностью, – «Киев‑30». Его габариты 28 x 47 х 86 мм , а масса меньше 200 г. Он не больше пачки сигарет и свободно умещается на ладони. Формат аппарата 13 х 17 мм , т. е. меньше кинокадра. Кассета рассчитана на 16‑мм неперфорированную кинопленку длиной 65 см , на которой умещается 25 кадров. Возможно также применение пленки длиной 45 см, предназначенной для фотоаппарата «Киев‑Вега», – предшественника камеры «Киев‑30». На такой пленке можно получить 17 кадров. Фотоаппарат снабжен жестко встроенным объективом 1:3,5/23 мм и металлическим шторным затвором с постоянной щелью, действующим с тремя моментальными выдержками: 1/30, 1/60 и 1/200 с . На фотоаппарате нет штативного гнезда. Впрочем, в нем и нет необходимости, поскольку с выдержкой «В» (от руки) затвор фотоаппарата не работает, а при указанных трех моментальных выдержках съемку можно вести с рук, т. е. без штатива.

Оригинальна конструкция фотоаппарата. Корпус его состоит из двух частей, вдвигающихся одна в другую наподобие спичечной коробки. Чтобы произвести съемку, надо выдвинуть до отказа внутреннюю часть корпуса. При этом взводится затвор и обнажаются рамки видоискателя и объектива. Для повторной съемки достаточно вдвинуть и снова выдвинуть внутреннюю часть корпуса, на что требуется не более 1 с. При этом происходит перевод пленки на один кадр и срабатывает счетчик кадров.

 

 

Рис. 45. Погодный экспонометр (калькулятор) на фотоаппарате «Киев‑30». 1 – шкала диафрагмы, 2 – шкала чувствительности пленки и шкала выдержек, 3 – символы погоды, 4 – индекс установки чувствительности пленки, 5 – индекс шкалы диафрагмы

 

На одной из стенок корпуса фотоаппарата расположен оригинальный, так называемый погодный экспонометр, а точнее – калькулятор для расчета экспозиции при съемке (рис. 45). Он состоит из двух подвижных дисков и шкалы символов погоды. На диске 1 имеется шкала диафрагмы, а на диске 2 – шкала чувствительности пленки и шкала выдержек. Шкала 3 состоит из четырех символов погоды: «Яркое солнце, пляж», «Солнечно», «Солнце за облаком» и «Пасмурно».

Для расчета экспозиции надо повернуть диск 2 калькулятора и совместить с индексом 4 число чувствительности заряженной пленки. Затем, повернув диск 1, совместить его индекс 5 со штрихом символа погоды, при которой производится съемка. Тогда против каждого значения диафрагмы будет находиться соответствующее значение выдержки. Понятно, что точных показаний такой экспонометр не дает, но он несомненно избавит вас от грубых ошибок в экспозиции.

Наводка на резкость в фотоаппарате «Киев‑30» производится по шкале расстояний в пределах от 0,5 м до бесконечности. Шкала имеет три деления: 0,5; 1,2 м и бесконечность. Кроме того, на шкале имеется красная точка, соответствующая расстоянию 5 м . При диафрагме 8 и установке объектива на красную точку резкими на снимке получатся все предметы, расположенные на расстоянии от 2 м до бесконечности. Это наиболее удобная установка, пригодная для подавляющего большинства съемок на открытом воздухе.

Поскольку обычные проявочные бачки и фотоувеличители по своим размерам не подходят к фотоаппарату, к нему прилагаются специальный пластмассовый диск к бачку и переходная рамка к малоформатному фотоувеличителю.

Учитывая весьма небольшой формат, составляющий 1/4 площади малоформатного кадра, завод‑изготовитель фотоаппарата рекомендует изготавливать фотоотпечатки форматом не более чем 9 x 12 см . По той же причине малого формата важную роль играет точное кадрирование во время съемки.

Преимущество фотоаппарата – в экономичности его эксплуатации. При таком малом формате фотоаппарата и небольших размерах отпечатков стоимость каждого снимка не превышает трех копеек.

 

Шкальные фотоаппараты

 

 

Для начинающих, особенно юных фотолюбителей очень хороши шкальные аппараты марки «Смена»: «Смена‑8М», «Смена‑Символ» и «Смена‑СЛ». Все они малоформатные (24 х 36 мм ), все снабжены трехлинзовыми просветленными объективами Т‑43, 1:4/40 мм . Одинаковы и затворы фотоаппаратов, действующие с выдержками от 1/15 до 1/250 с и «В» (выдержка от руки). Всеми аппаратами можно вести съемку с расстояний от 1 м до бесконечности. Разница же между ними состоит в том, что камера «Смена‑СЛ» снабжена специальными кассетами, которые заряжаются не на 36, а на 12 кадров и не требуют обратной перемотки пленки. Выходя из одной кассеты, пленка поступает в другую. Такое устройство позволяет заменять одну пленку другой, например черно‑белую цветной, на месте съемки. Кроме того, зарядка всего на 12 кадров позволяет в некоторой степени умерить расточительность юных фотолюбителей, не очень задумывающихся над экономией фотопленки, снимающих все, что попадается на глаза, и горящих нетерпением как можно скорее проявить пленку, чтобы увидеть плоды своей работы. Взрослым начинающим фотолюбителям более подходят фотоаппараты «Смена‑8М» и «Смена‑Символ».

Видоискатель в фотоаппарате «Смена‑8М» – рамочный, а в двух других моделях – прямой оптический. Для наводки на резкость все три модели кроме шкалы расстояний снабжены шкалой символов.

В фотоаппаратах марки «Смена» весьма оригинально решена задача установки экспозиции по шкале символов погоды. Шкала состоит из пяти символов (рис. 46): «Грозовые тучи», «Пасмурно», «Солнце за облаком», «Солнце в дымке» и «Яркое солнце». Каждому символу соответствует определенная выдержка.

 

 

Рис. 46. Символы погоды, их значение и соответствующие им выдержки

 

На передней стенке оправы объектива (рис. 47) имеются две шкалы: шкала чувствительности фотопленки и шкала диафрагмы, а на кольце привода диафрагмы есть два индекса (две риски). Поворотом этого кольца совмещают индекс 5 с числом чувствительности заряженной пленки. При этом происходит установка диафрагмы, значение которой отмечает второй индекс – 4. Так, при установке индекса 5 на чувствительность пленки 65 ед. ГОСТ диафрагма автоматически устанавливается на «8». Так к каждой чувствительности пленки сама собой подбирается диафрагма. Остается подобрать к ней выдержку. Для этого на кольце привода затвора вместе со шкалой выдержек обозначены символы погоды. Руководствуясь состоянием погоды, совмещают с индексом соответствующий символ (см. рис. 46) и производят съемку.

 

 

Рис. 47. Система установки экспозиции на фотоаппаратах марки «Смена»: 1 – шкала чувствительности фотопленки, 2 – шкала диафрагмы, 3 – кольцо привода диафрагмы, 4 – индекс диафрагмы, 5 – индекс чувствительности фотопленки

 

Хотя такой способ установки экспозиции не учитывает географической широты места съемки, времени года и времени дня, он тем не менее предупреждает грубые ошибки и при съемке на открытом воздухе позволяет получать негативы, пригодные для печати. Следует лишь помнить, что фотоаппараты рассчитаны на съемку днем под открытым небом с 8 до 17‑18 ч в период с апреля по август и с 10 до 14‑16 ч в период с сентября по март в средних географических широтах.

Как видно из описания, здесь использован тот же принцип расчета экспозиции по символам погоды, что и в фотоаппарате «Киев‑30», с той, однако, разницей, что установка выдержки и диафрагмы совершается без калькулятора и как бы автоматически, т. е. одновременно с установкой светочувствительности пленки и символа погоды.

К группе простых и недорогих фотоаппаратов для начинающих фотолюбителей относится и малоформатная камера «Вилия». Фотоаппарат снабжен объективом «Триплет‑69‑3», 1:4/40 мм и центральным затвором, действующим с выдержками от 1/30 до 1/250 с и «В» (от руки). Фотографировать этим фотоаппаратом можно, начиная с расстояния 0,8 м. Видоискатель в фотоаппарате оптический со светящимися рамками, позволяющими вносить поправки на параллакс визирования (см. рис. 23) при съемке с коротких расстояний. Наводка на резкость и принцип расчета и установки параметров экспозиции здесь такие же, что и в фотоаппарате «Смена‑8».

Несколько слов о шкале расстояний.

При покупке фотоаппарата на цифры этой шкалы обычно не обращают внимания, между тем они могут рассказать кое‑что об эксплуатационных возможностях фотоаппарата. Наименьшая цифра шкалы указывает на то наикратчайшее расстояние, с которого данный фотоаппарат позволяет вести съемку, а это дает возможность определить тот наибольший масштаб изображения, какой можно получить с помощью данного фотоаппарата.

Для этого надо разделить наикратчайшее расстояние съемки на главное фокусное расстояние объектива и из полученного частного вычесть единицу. Так, если объектив фотоаппарата имеет фокусное расстояние 5 см, а наименьшее расстояние съемки, обозначенное на шкале расстояний, – 1 м, то, проделав указанный выше расчет (100 : 5 = 20; 20 – 1 = 19), установим, что наибольший масштаб изображения, какой можно получить на негативе с помощью данного фотоаппарата, равен 1:19, т. е. изображение предмета на негативе будет линейно в 19 раз меньше натуры.

Проделав такой расчет для разных фотоаппаратов, можно обнаружить, что максимальный масштаб изображения у них неодинаков. Малоформатные фотоаппараты «Зоркий», ФЭД и др., снабженные нормальными объективами, позволяют вести съемку в масштабе не более 1:19. Практически это значит, что лицо человека при съемке этими фотоаппаратами получится на негативе высотой 1 см. В более крупном плане снять портрет такими аппаратами с помощью их основных объективов не удастся. Еще менее совершенны в этом смысле фотоаппараты «Смена», для которых максимальный масштаб изображения не выше 1:24. Наиболее крупный масштаб изображения дают фотоаппараты марки «Зенит» (1:12). Ими можно снять портрет в гораздо более крупном плане.

 

Дальномерные фотоаппараты

 

 

Ассортимент дальномерных фотоаппаратов включает в себя пять моделей: одну модель камеры «Зоркий» и по две модели ФЭД и «Киев».

Большой популярностью в нашей стране пользуются фотоаппараты марки «Зоркий». За время существования фотоаппарат многократно подвергался реконструкции и модернизации. С течением времени многие модели устарели и были сняты с производства. Осталась только одна, отлично зарекомендовавшая себя модель «Зоркий‑4К». Фотоаппарат выпускается в двух вариантах: с объективом «Индустар‑50», 1:3,5/50 мм и с объективом «Юпитер‑8», 1:2/50 мм . Последний более светосилен, и фотоаппарат с этим объективом стоит соответственно дороже.

Фотоаппарат «Зоркий‑4К» снабжен шторным затвором с синхроконтактом и синхрорегулятором. Затвор действует с выдержками от 1 до 1/1000 с и «В» и допускает длительную выдержку. В фотоаппарате установлен визир‑дальномер с диоптрийным устройством. Устройство для наводки на резкость рассчитано на съемку с расстояний от 1 м до бесконечности.

«Зоркий‑4К» – отлично оснащенная современная камера, позволяющая применять сменные объективы, а с помощью некоторых дополнительных устройств фотоаппарат можно использовать для репродукционных работ, микрои макросъемки.

Не меньшей популярностью пользуются также фотоаппараты марки ФЭД. Напомним, что самая первая модель камеры ФЭД, выпущенная в 1934 году, была и первым советским малоформатным фотоаппаратом, который выпускался Трудкоммуной имени Ф. Э. Дзержинского в Харькове. Отсюда и название фотоаппарата.

Камеры ФЭД внешне очень похожи на «Зоркий‑4К». Сходны и некоторые конструктивные узлы и механизм этих аппаратов. Как и «Зоркий», фотоаппараты ФЭД многократно модернизировались и совершенствовались и в настоящее время выпускаются две модели этой марки: ФЭД‑3 и ФЭД‑4.

Оба фотоаппарата снабжены лантановым объективом «Индустар‑61», 1:2,8/52,4 мм , шторным затвором, действующим с выдержками от 1 до 1/500 с и «В» и Х‑контактом. В обоих фотоаппаратах имеется визир‑дальномер с диоптрийным устройством. Устройство для наводки на резкость рассчитано на съемку с расстояний от 1 м до бесконечности. Оба фотоаппарата допускают применение сменных объективов.

Как видно из описания, камеры ФЭД имеют почти такие же технические характеристики, что и камера «Зоркий‑4К», и отличаются от нее параметрами действия затвора и оптическими характеристиками объективов. Кроме того, в фотоаппаратах ФЭД нет синхрорегулятора для съемок с одноразовыми лампами‑вспышками. Вместе с тем лантановые объективы у ФЭД имеют более высокую разрешающую силу.

Камеры ФЭД‑3 и ФЭД‑4 различаются между собой тем, что модель 4 оснащена встроенным фотоэлектрическим экспонометром, которого нет в модели 3.

Эксплуатационные свойства камер «Зоркий» и ФЭД практически одинаковы.

Наряду с фотоаппаратами «Зоркий» и ФЭД широкое распространение получили фотоаппараты марки «Киев»,, которые также много раз модернизировались. Сейчас выпускаются две модели этой камеры: «Киев‑4А» и «Киев‑4». Это отличные, хорошо оснащенные фотоаппараты. Оба они оснащены объективами «Юпитер‑8», 1:2/5 см и шторными затворами, действующими с выдержками от 1/2 до 1/1250 с и «В». В затворах имеются автоспуски и синхроконтакты. Наводка на резкость осуществляется с помощью визир‑дальномера. В обоих фотоаппаратах возможно применение сменной оптики. Съемку можно производить с расстояния от 0,9мдо бесконечности. По своим эксплуатационным свойствам эти фотоаппараты подобны фотоаппаратам ФЭД и «Зоркий», но из‑за отсутствия специальных дополнительных принадлежностей приспособить их для репродукционных и других технических работ труднее.

В отличие от всех остальных малоформатных фотоаппаратов, у которых шторка затвора изготовлена из прорезиненного черного шелка, в фотоаппаратах «Киев» шторка изготовлена из шарнирно связанных между собой узких металлических полосок и отличается большой прочностью и долговечностью.

Разница между моделями состоит в том, что «Киев‑4» снабжен фотоэлектрическим экспонометром, которого нет в модели «Киев‑4А».

 

Зеркальные камеры

 

 

Группа зеркальных камер содержит пять моделей. Две из них: «Зенит‑Е» и «Зенит‑ЕМ» – малоформатные, а остальные три: «Любитель‑2», «Киев‑бС» и «Салют‑С» – крупноформатные.

Камеры «Зенит‑Е» и «Зенит‑ЕМ» немногим отличаются одна от другой. Обе они с оборачивающей оптической системой (пентапризмой), обе, в отличие от предыдущих моделей этой марки, имеют встроенные фотоэлектрические экспонометры, но «Зенит‑ЕМ» комплектуется одним объективом «Гелиос‑44М», 1:2/58 мм, а «Зенит‑Е» выпускается в двух вариантах: с объективом «Индустар‑50‑2», 1:3,5/50 мм и с объективом «Гелиос‑44‑2», 1:2/58 мм .

По своим оптическим характеристикам объективы «Гелиос‑44М» и «Гелиос‑44‑2» ничем не отличаются один от другого. Фокусировочные оправы их позволяют вести съемку с расстояний от 0,5 м до бесконечности, а объектив «Индус‑тар‑50‑2» – с расстояния от 0,65 м до бесконечности.

Оба фотоаппарата снабжены шторными затворами, действующими с выдержками от 1/30 до 1/500 с и «В», а также допускающими длительную выдержку. Оба затвора оснащены X‑ и М‑контактами. В обоих фотоаппаратах применены комбинированные системы наводки на резкость, состоящие из матового стекла, микрорастра и линзы Френеля. Оба фотоаппарата оснащены зеркалом постоянного визирования. Оба они исключительно удобны для массового репродуцирования, микрои макросъемки, допускают широкое применение самых разнообразных сменных объективов с фокусными расстояниями от 37 до 1000 мм. Это самые универсальные из современных фотоаппаратов, в равной мере пригодные как для начинающих, так и для опытных фотолюбителей.

К группе зеркальных камер с оборачивающей оптической системой относится и крупноформатная камера «Киев‑6С». Ее формат 56 x 56 мм , т. е. почти 6x6 см. Фотоаппарат рассчитан на катушечную фотопленку, укомплектован объективом «Вега‑12В», 1:2,8/90 мм с байонетным креплением. Шторный затвор фотоаппарата снабжен Х‑контактом и действует с выдержками от 1/2 до 1/10000 с и «В». Пределы фокусировки объектива от 0,6 м до бесконечности.

В комплект фотоаппарата входит сменная визирная насадка, так что фотосъемку можно производить как с оборачивающей оптической системой, так и без нее. Визирное устройство содержит микрорастр и линзу Френеля. В фотоаппарате применимы сменные объективы, маркированные буквой «В».

«Киев‑6С» – камера высокого класса, рассчитанная главным образом на профессионалов фотожурналистов. Это один из самых дорогих фотоаппаратов и уже поэтому едва ли заинтересует широкий круг начинающих фотолюбителей.

«Салют‑С» – также весьма дорогой и совершенный фотоаппарат. Это крупноформатная зеркальная камера формата 6 х 6 см с объективом «Вега‑12В», 1:2,8/90 мм . В отличие от фотоаппарата «Киев‑бС» не имеет оборачивающей оптической системы, и наводка на резкость производится в нем по матовому стеклу и линзе Френеля. Главная конструктивная особенность фотоаппарата в том, что он снабжен двумя приставными кассетами, которые можно менять на свету. Это позволяет пользоваться на съемке двумя разными фотопленками, например черно‑белой и цветной.

Фокусировочное устройство фотоаппарата позволяет вести съемку с расстояний от 0,9мдо оо. Возможно также применение сменных объективов, маркированных буквой «В».

«Салют‑С», так же как и «Киев‑бС», предназначен главным образом для фоторепортеров. Начинающему фотолюбителю он едва ли нужен. Для таких любителей выпускается крупноформатная, но двухобъективная зеркальная камера «Любитель‑2». Это недорогой фотоаппарат, давно зарекомендовавший себя как один из самых удобных для начинающих.

Фотоаппарат оснащен трехлинзовым объективом анастигматом Т‑22, 1:4,5/7,5 см с центральным затвором, действующим с выдержками от 1/15 до 1/250 с и «В». Затвор имеет Х‑контакт и автоспуск. Фокусировочное устройство фотоаппарата позволяет вести съемку с расстояний от 1,4мдо бесконечности.

Верхняя часть фотоаппарата представляет собой зеркальный видоискатель. В центре его верхней линзы имеется небольшой заматированный кружок (диаметром 12 мм ), с помощью которого производится наводка на резкость. Конечно, это менее удобно, чем наводка по всей поверхности матового стекла, как это делается, например, в камерах «Зенит», но такое устройство вызвано несовершенством верхнего, визирного, объектива.

Чтобы получить возможно большую освещенность на матированной поверхности, этот объектив сделан более светосильным, чем рабочий. Однако чтобы не удорожать аппарат, здесь поставлен весьма простой объектив, обладающий небольшим полем изображения и дающий резкое изображение только в небольшой центральной части видоискателя. Именно по этой причине в видоискателе заматирован только небольшой кружок, в пределах которого визирный объектив дает достаточно резкое изображение.

Таким образом, визирная часть фотоаппарата в целом устроена и действует, как зеркальный видоискатель, а центральная часть его линзы используется для наводки на резкость. Чтобы достигнуть большей точности наводки, внутри светозащитной шахты видоискателя установлена откидывающаяся лупа, располагающаяся точно над матированным кружком.

Кроме зеркального видоискателя фотоаппарат имеет и рамочный, рамки которого устроены в передней и задней стенках светозащитной шахты. Этот видоискатель позволяет вести съемку с уровня глаз, пользуясь для наводки на резкость шкалой расстояний.

При съемке аппаратом «Любитель‑2» следует иметь в виду, что вследствие довольно большого расстояния между рабочим и визирным объективами фотоаппарат дает значительный параллакс визирования и при съемке с коротких расстояний требует введения поправки (см. рис. 23).

 

За вас «думает» фотоаппарат

 

 

Мы уже упоминали о том, что существуют фотоаппараты, автоматически устанавливающие экспозицию. Это фотоаппараты с экспонометрическим устройством, или сокращено – с ЭУ. Действие фотоаппаратов с ЭУ, как и действие фотоэлектрических экспонометров, основано на применении фотоэлектрического узла, замеряющего яркость объекта съемки. Этот узел состоит из светоприемника и связанного с ним гальванометра, сигнализирующего прежде всего о возможности или невозможности съемки в данных световых условиях, при избранной вами выдержке или диафрагме. В качестве светоприемников применяются селеновые фотоэлементы или сернистокадмиевые фоторезисторы, а в качестве индикаторов – стрелка гальванометра или другие сигнальные устройства.

Селеновые фотоэлементы удобны тем, что в замкнутой цепи фотоэлемента возникает фототок непосредственно под действием света, благодаря чему такие фотоэлементы не требуют никакого электропитания. Но сила возникающего в них тока очень невелика, поэтому для замера яркости объекта в таких фотоэлектрических узлах применяются весьма чувствительные гальванометры (микроамперметры).

Фоторезисторы отличаются от селеновых фотоэлементов тем, что под действием света фототок в них непосредственно не возникает, но изменяется их электрическое сопротивление. Чувствительность их к видимой зоне спектра значительно выше, чем селеновых фотоэлементов, но они требуют источников питания. В качестве источников питания применяются миниатюрные ртутно‑цинковые элементы РЦ‑53 или аккумуляторы Д‑0,06 с напряжением 1,3 В. Относительно большая мощность этих источников позволяет применять более грубый, а следовательно, более надежный и прочный гальванометр. Кроме того, с их помощью возможна постройка ЭУ вообще без гальванометра. В таких ЭУ ток, подаваемый элементами или аккумулятором, непосредственно используется для включения световых индикаторов.

 

 

Рис. 48. Системы замера освещенности с селеновым фотоэлементом (а) и сернистокадмиевым фоторезистором (б): 1 – селеновый фотоэлемент, 2 – сернистокадмиевый фоторезистор, 3 – источник питания, 4 – гальванометр, 5 – ограничитель поля зрения, 6 – добавочное сопротивление

 

На рис. 48 показано устройство фотоэлектрического узла с селеновым фотоэлементом (а) и фоторезистором (б). Фототок, возникающий под действием света в фотоэлементе или в фоторезисторе, поступает по проводам в гальванометр и отклоняет его стрелку тем сильнее, чем ярче объект съемки. Как видно на рисунке, в электрическую цепь узла введено добавочное сопротивление. Его устанавливают для согласования характеристики светоприемника с чувствительностью гальванометра и подбирают в отдельности к каждому конкретному гальванометру. Кроме того, это сопротивление предохраняет гальванометр от недопустимо больших токов, возникающих в его обмотке при слишком интенсивных засветках светоприемника, например при попадании на него прямого солнечного света.

Так как ЭУ должно замерять яркости только тех объектов, которые изображаются в пределах снимаемого кадра, то угол охвата светоприемника должен быть не больше угла поля зрения объектива. Для этого перед светоприемником устанавливают светоограничитель. В фотоэлектрических узлах с селеновым фотоэлементом светоограничителем служит решетка из отдельных ячеек, перед которой устанавливают растр, состоящий из многих мелких линзочек, как это показано на рисунке. Обычно же его изготовляют в виде кольца и располагают вокруг передней линзы объектива (рис. 49).

 

 

Рис. 49. Фотоаппарат «ФЭД‑Микрон» с экспонометрическим устройством с селеновым фотоэлементом

 

В фотоэлектрическом узле с фоторезистором в качестве светоограничителя обычно применяется одна небольшая линза (рис. 50). Механическая сила стрелки гальванометра ничтожно мала и, конечно, недостаточна для того, чтобы привести в действие исполнительный механизм автоматики, Поэтому стрелка гальванометра используется только как аретир и, будучи заблокирована (застопорена) в том положении, какое она заняла под действием света, упавшего на светоприемник, она служит своего рода регулятором, позволяющим настроить исполнительный механизм ЭУ на отработку нормальной экспозиции. Сам же механизм приводится в действие усилием руки при нажиме на спусковую кнопку или рычаг затвора фотоаппарата.

 

 

Рис. 50. Фотоаппарат «Силуэт‑Электро» с экспонометрическим устройством с сернистокадмиевым фоторезистором

 

Применяются также ЭУ с нулевым методом измерения с помощью нуль‑индикатора, действующие на базе уравновешенного измерительного моста. Такие ЭУ действуют наиболее точно.

Существуют и другие ЭУ, в том числе и такие, которые, используя энергию элементов или аккумуляторов, сами приводят в действие затвор аппарата. Такие затворы называются электронными.

Поскольку на светоприемник ЭУ одновременно действует свет, отраженный всеми участками объекта съемки, попадающими в поле снимаемого кадра, все ЭУ рассчитаны на интегральный (усредненный) замер всех яркостей, т. е. действуют со средней экспозицией.

В настоящее время отечественная промышленность выпускает восемь моделей фотоаппаратов с ЭУ: «Зоркий‑10», «Вилия‑Авто», «ФЭД‑Микрон», «Сокол», «Силуэт‑Электро», «Киев‑15», «Зенит‑16» и «Зенит‑TTЛ». Готовится к выпуску «Микрон‑2».

В зависимости от типа ЭУ фотоаппараты делятся на полуавтоматы и автоматы . Последние же бывают непрограммными, однопрограммными и многопрограммными . Что же имеется в виду под этими названиями?

Полуавтоматами называются фотоаппараты со свободным выбором и установкой любого из двух экспозиционных параметров. В зависимости от характера объекта съемки вы можете выбрать нужную вам выдержку или диафрагму, т. е. установить один из этих параметров. ЭУ подберет к нему второй, а индикатор ЭУ соответственным сигналом покажет, возможна ли съемка при таком сочетании. Если <


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.