Первым делом в цирк, а первый раз в первый класс уже потом — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Первым делом в цирк, а первый раз в первый класс уже потом

2023-01-02 38
Первым делом в цирк, а первый раз в первый класс уже потом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

– Мистер, будьте так добры, дайте мне пять шиллингов,

чтобы я мог попасть к родителям?

– Возьми, мальчик! А где твои родители?

– На вечернем представлении в цирке.

Анекдот от Никулина.

 

Молодые! Перед вами открыты все пути.

Не заблудитесь.

Сергей Лузан.

 

О Юрие Владимировиче Никулине писать легко и в то же время писать сложно. Легко, потому что написано о нем очень много – начиная с его автобиографической книги «Почти серьезно…», вышедшей в 1979 году и выдержавшей тринадцать изданий, и кончая книгой Леонида Куксо «Неизвестный Никулин», вышедшей совсем недавно. И это когда, повторяю, о Вицине написано лишь два хиленьких буклета с текстом в две страницы, а о Моргунове и того нет. А сложно писать, потому что уже нечего добавить к написанному. Очень не хочется повторяться.

А не рассказать в этой книге о заметных, забавных и просто интересных событиях из жизни артиста попросту невозможно. И я старался найти как можно больше малоизвестных фактов о Никулине. Хотя, признаться, это было очень сложно. Ведь, пожалуй, Юрий Никулин – единственный из веселой троицы, кто по‑настоящему состоялся, кто по‑настоящему стал звездой.

В первой главе «Почти серьезно…» Юрий Владимирович полушутя‑полусерьезно рассказывает, как он размышлял, с чего начать книгу, и неожиданно вывел на бумаге…

«Я родился 18 декабря 1921 года в Демидове, бывшем Поречье, Смоленской губернии».

Много хорошего было в детстве Юрия Владимировича. Замечательные родители. Отец писал для цирка и эстрады скетчи, репризы, клоунады. В свое время им был создан театр под названием «Теревюм», который расшифровывался очень просто Театр революционного юмора. Мама Юрия в этом театре пела куплеты.

– Земля вертится? – спрашивал отец.

– Вертится, – отвечал Юрий.

– А почему люди не падают? – задавал второй вопрос отец.

Юрий не мог ответить. Тогда отец сам отвечал:

– Потому что прикреплены к магазинам.

А еще отец как‑то сочинил репризу для конферансье: «Я могу доказать, что родился именно конферансье. Каким образом? Мама родила двойню. Так вот я появился первым и тут же объявил следующий номер».

В Москву родители переехали в 1925 году. Юре было четыре года.

А в пять отец повел его в цирк. Это была, как говорится, любовь с первого взгляда.

«Цирк! Когда вошли в зал, меня поразило обилие света и людей. И сразу слово «цирк» стало для меня реальным, понятным, ощутимым. Вот он – огромный купол, застеленный красным ковром манеж, слышны звуки настраиваемого оркестра… Было так интересно! Ожидая начала представления, я не томился, как это обычно бывает с детьми. Вдруг грянул оркестр, вспыхнул яркий свет, и на манеж, покрытый красивым ковром, вышли участники парада».

Клоуны Юрию понравились больше всего. Глядя на их трюки, он так громко закричал, что один из клоунов заметил это и спародировал крик. Короче говоря, передразнил Юрия. Зрители восприняли это как очередной трюк и рассмеялись.

Возможно, с тех пор атмосфера цирка стала главной любовью Никулина. Здесь здоровее, добрее отношения между людьми, здесь почти нет зависти. Каждый является хозяином своего маленького номера, и каждый заинтересован, чтобы и программа в целом получилась хорошей. В цирке нельзя схалтурить: ты весь на виду. А в некоторых номерах жизнь одного артиста зависит от другого.

В первый раз в первый класс Юра отправился в 1929 году. Тогда же и сыграл первую в своей жизни роль – роль Горошка. С большим куском картона, на котором нарисовали зеленый горошек, он участвовал в сценке «Огород». Десятерых мальчиков поставили в ряд на сцене, и каждый по очереди, сделав шаг вперед, должен был произнести несколько стихотворных строчек об овоще, который был изображен на плакатике. Юрию велели выучить такие строки:

 

Вот горошек сладкий,

Зерна, как в кроватке,

Спят в стручках усатых.

 

Последним в строю, возможно из‑за маленького роста, поставили Никулина. Все ребята быстро прочли стихи. Настала очередь Юрия. Он сделал шаг вперед и от волнения вместо стихов сказал:

– А вот и репка!

После этого он помолчал и встал на свое место.

Зал засмеялся: получилось неожиданно – все читают стихи, а один просто назвал овощ, да еще не тот, вместо горошка – репка. Посрамленный, Юрик ушел со сцены.

За кулисами учительница строго посмотрела на него и сказала:

– А ты, Никулин, у нас, оказывается, комик!

Годы летят быстро. Прошло каких‑нибудь двадцать лет, и Юрий действительно стал комиком. Но после окончания школы он почти сразу ушел в армию.

Это был 1939 год. Юрий был высок и очень худ. И призывная комиссия направила его на освидетельствование в туберкулезный диспансер. Но Юрий боялся не того, что у него обнаружат хворь. Он боялся, что его не возьмут в армию.

В декабре этого же года грянула война с Финляндией. И солдата Никулина отправили на фронт. Мог ли предполагать тогда будущий директор цирка, что здание на Цветном будут строить именно финны? Конечно не мог. Вот они, зигзаги судьбы! Но повоевать Юрию не удалось. На финском фронте будущий комик обморозил себе ноги, когда тянул линию связи от батареи до наблюдательного пункта. А в июне 1941 он стал готовиться к демобилизации. Но домой так и не попал. Началась Великая Отечественная война.

Много трагических эпизодов было на войне. Однажды Никулин и многие его товарищи заболели куриной слепотой. И тогда те солдаты, которых, к счастью, минула эта болезнь, водили их на ужин за веревочку.

А Победу Никулин встречал в Прибалтике. И опять домой попасть не пришлось. Демобилизацию проводили в несколько этапов, а до Никулина очередь дошла только через год после окончания войны.

Собирать анекдоты Юрий Владимирович начал в 1936 году, когда ему стукнуло пятнадцать лет. Запомнить их все, конечно, трудновато. И он записывал их в тетрадь в клеточку, но обычно не весь анекдот, а опорные слова. Были в тетради и политические анекдоты. Их Юрий записывал в зашифрованном виде. На ключевые слова из политического анекдота придумывал свой анекдот. Чтобы увернуться на допросе, если арестуют. Но политические собирал мало. Все больше про мужей в командировках, про животных…

Мне стало интересно, какие же политические анекдоты могли существовать в 40‑х годах, в эпоху, когда за один анекдот давали пятнадцать лет. Нашел несколько. Вот один из них.

Лектор говорит:

– В городе А. построена электростанция…

Его перебивают:

– Я только что оттуда. Никакой электростанции там нет.

Лектор продолжает:

– А в городе Б. построен новый химический комбинат…

Его снова перебивают:

– Я там был неделю назад. Никакого завода там нет!

Лектор не выдерживает:

– Я вам так скажу, товарищи, нужно поменьше разъезжать и побольше газеты читать!

 

За время службы в армии и годы войны Никулину так и не нашлось равных по коллекции анекдотов. Да и рассказывал он их отменно.

Юрий был уверен, что с такими способностями и опытом участия в художественной самодеятельности его возьмут в любое творческое заведение Москвы. Ведь однополчане были просто в восторге от его комического таланта. Во ВГИКе он прошел два тура. Но неожиданно на третьем туре ему сказали:

– В вас, конечно, что‑то есть, но для кино вы не годитесь. Не тот у вас профиль, который нам нужен. Скажем прямо: вас вряд ли будут снимать в кино. Это мнение всей комиссии. Если вы действительно любите искусство, то советуем вам пойти в театральный институт.

Однако Никулину не повезло и с театральными заведениями. Он подавал заявления в два института, и в оба не взяли: пи в ГИТИС, ни в училище имени Щепкина при Малом театре. И тут…

 

«ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА» ПОЗВАЛА В ЦИРК

 

Приходит артист к директору цирка и говорит:

– Берите меня клоуном! Я мертвого рассмешу!

Директор:

– К сожалению, у нас другая клиентура…

Анекдот от Никулина.

 

Клоун должен казаться глупее тех,

кто над ним смеется. Казаться, но не быть!

Карандаш – Михаил Румянцев.

 

Прочитали Никулины – отец и сын – в «Вечерке» от какого‑то сентября 1946 года объявление о наборе в студию клоунады при Московском ордена Ленина государственном цирке на Цветном бульваре. И на семейном совете отец сказал:

– А что? Пусть Юра рискнет. Работы – непочатый край. В театре что? Полная зависимость от режиссера. В цирке многое определяет сам артист.

Юрий согласился с логикой отца. И благополучно поступил в студию Несмотря на то что это было не так уж и просто: из почти трехсот желающих приняли всего лишь восемнадцать человек. А первое его выступление состоялось на манеже цирка уже 25 октября 1948 года. Юрий Никулин и его напарник Борис Романов разыграли клоунаду «Натурщик и халтурщик». Придумал номер отец Юрия.

Сам Никулин считает, что выступление прошло средненько. Однако руководитель студии и сами студийцы посчитали, что клоунада состоялась на вполне приличном уровне. Зрители смеялись, хотя, может быть, и не так, как хотелось бы партнерам по клоунаде.

Заметил начинающих клоунов и самый известный тогда клоун – Карандаш – и после получения диплома 25 ноября пригласил Никулина и Романова к себе партнерами. Вскоре Романов от Карандаша ушел, и вместо него у Никулина появился новый напарник Михаил Шуйдин.

Произошли изменения и в личной жизни. Юрий встретил девушку, которая вскоре стала его женой. Звали девушку Татьяна Покровская. Она училась в Тимирязевской академии и увлекалась конным спортом. В академии имелась отличная конюшня. А в конюшне смешной жеребенок, с нормальной головой, нормальным корпусом, но на маленьких ножках – карлик. Звали жеребенка Лапоть. Узнал об этом Карандаш и приехал лошадку посмотреть. Лошадка Карандашу понравилась, и он попросил Татьяну научить его самым незамысловатым трюкам. Потом лошадку привезли в цирк, и Карандаш познакомил Татьяну с Юрием. Никулин в номере стал «подсадкой» – то есть якобы зрителем, выходящим из зала. Карандаш вызывал из зала любого желающего и уверял, что научит его ездить на лошади. На одно из представлений Юрий пригласил Татьяну. И надо же так случиться, что именно в этот вечер он попал под лошадь. Она его так избила, что Никулина увезли в больницу Склифосовского. Татьяна почувствовала себя виноватой и стала навещать Юрия.

Через полгода они поженились. Родственники Татьяны сначала были в шоке: как, выйти замуж за клоуна? Но потом все обошлось.

Ну а самое забавное воспоминание о женитьбе Никулина у актрисы Нины Гребешковой: «Мы с Таней учились в одном классе. И обе жили в Гагаринском переулке. И вот иду я однажды по этому переулку, навстречу мне Таня с молодым человеком. Она мне говорит: «Познакомься, это мой муж». И я вижу нелепого, некрасивого, странного молодого человека (а Таня – очень красивая женщина). Кто бы мог подумать, что я буду играть его жену в фильме «Бриллиантовая рука»?..»

Вы не забыли, Нина Гребешкова стала женой Леонида Гайдая? Тесен мир, тесен…

Случилось так, что в 1950 году Михаил Шуйдин ушел от Карандаша. Прославленный клоун не смог или не хотел пробить ему более высокую ставку зарплаты. Между партнерами был давний уговор: если уходит один, то уходит и другой. Поэтому Юрий Никулин тоже подал заявление об уходе.

Семейная жизнь не очень располагала к длительным разъездам. И Никулин вместе с Шуйдиным стали работать в постоянной группе клоунов при Московском цирке. Первый успех пришел в 1951 году. Отец Юрия написал клоунаду «Маленький Пьер».

Маленький мальчишка (сначала его играл двенадцатилетний акробат Слава Запашный, потом его заменила жена Юрия – Татьяна) расклеивает листовки, его замечают полицейские и пытаются поймать. Но незадачливым полицейским (Никулину и Шуйдину) так и не удается это сделать.

Детвора в цирке очень переживала за маленького Пьера. Своих чад, естественно, поддерживали взрослые. Интермедия имела оглушительный успех. В прямом и в переносном смысле. Стены цирка содрогались от криков детей.

14 ноября 1956 года Татьяна родила мальчика. Счастливые родители назвали его Максимом.

Между тем в апреле 1958 года Никулин впервые в жизни появился в одной из западных стран. Это была Швеция, куда Московский цирк отправился с обширной гастролью, причем выступления дуэта Никулин – Шуйдин зрители воспринимали наиболее восторженно. Именно тогда у Шуйдина родилось его коронное:

Ю‑ри‑и‑и‑ик!

По‑моему, вне всяких сомнений, Шуйдин был достойным партнером Никулина. Даже не так. Партнеры были достойны друг друга. Михаил Шуйдин не был «подыгрывающим», не был «ведомым». Потому, наверное, так горячо и полюбил народ этот клоунский дуэт.

А путь Михаила Шуйдина к вершинам мастерства был далеко непростым. Пожалуй, не менее сложным, чем у Никулина. Михаил Иванович рассказывал, что мечта стать клоуном пришла к нему в детстве, когда дядя впервые привел его, сына пастуха из тульской деревни Казачье, на цирковое представление. Но вначале были годы ученичества в фабрично‑заводском училище, где будущий комик освоил специальность слесаря‑лекальщика, а также занятия в драматических и акробатических кружках, и лишь весной 1941 года юноша поступил в Государственное училище циркового искусства. А летом началась война…

Первокурсник цирковой школы Михаил Шуйдин в ноябре 1941 года пришел в военкомат и добровольно попросился на фронт. Он был послан на учебу в танковое училище. Весной 1943 года выпускнику, успешно освоившему курс, была вручена грозная боевая машина – танк «Т‑34». Шуйдин принял огневое крещение на Орловско‑Курской дуге. В августе того же года Михаил был тяжело ранен. В башню его танка попал вражеский снаряд, и пламя опалило руки, грудь, лицо. Он чуть не ослеп. Шесть месяцев Михаил был прикован к больничной койке. О возвращении в строй не могло быть и речи. Не работала рука, кожу стягивали рубцы ожогов. Теперь танкист вступил в бой с недугами. Многие, в том числе и врачи, сомневались в успехе, но Шуйдин был упорен. Он истязал себя бесконечными упражнениями, стремясь вернуть былую ловкость и силу рук. И добился своего.

Перед кавалером орденов Красного Знамени и Красной Звезды старшим лейтенантом Шуйдиным встал вопрос о выборе профессии. Михаил остался верен своей мечте.

– Я прошел войну, командовал танковой ротой. Я видел много горя. И люди пережили много горя. Своей работой я хочу веселить их, неся им радость, – именно так спустя много лет Шуйдин ответит австралийским журналистам, спросившим его о том, почему он стал клоуном.

Итак, Михаил Шуйдин опять первокурсник циркового училища. В те годы школа почти не готовила артистов в жанре клоунады, и потому Михаилу львиную часть времени приходилось заниматься акробатикой и гимнастикой. Трудно шло освоение цирковых трюков. Каждый прыжок отдавался резкой болью. Ныло израненное плечо. Кожа на обожженных руках не выдерживала, лопалась, по ладоням текла кровь. Педагоги предлагали Шуйдину более легкие трюки, делая скидку на его неокрепший организм. Однако Михаил и слышать не хотел о каком‑либо снисхождении. Он репетировал наравне со всеми учащимися. И только иногда, во время урока по гимнастике или акробатике, вдруг уходил с манежа и, повернувшись к стене, чтобы никто не видел его лица, стиснув зубы, молча стоял несколько минут, выжидая, когда утихнет боль в руках.

Однажды Шуйдин случайно узнал, что в колхозный филиал при Калининском цирке (раньше существовали такие предприятия, обслуживающие сельского зрителя) требуется клоун. Михаил тотчас предложил свои услуги. После просмотра Шуйдина приняли на работу.

Так в 1947 году Михаил Шуйдин стал клоуном, а спустя два года поступил в стажерскую группу клоунов, которой руководил Карандаш. Здесь и произошла встреча с Юрием Никулиным. С этого времени творческие поиски обоих артистов в искусстве клоунады стали неразделимы. Их клоунский дуэт просуществовал более тридцати лет.

Определение сущности их клоунской работы очень точно дал поэт Юрий Благов:

 

От их реприз всегда смешно,

но их девиз: смешить умно!

 

Однажды цирковой бутафор сделал по просьбе Никулина резиновую змейку. Она долго лежала в гримерной, пугая входящих. Потом родилась реприза «Змейка», которую Никулин и Шуйдин с успехом показывали после номера дрессировщиков. Никулин выходил с чемоданом на манеж. А в чемодане находился механизм управления. «Змейка» извивалась, как живая, а Никулин, выпуская ее на ковер, ласково приговаривал:

– Ее зовут Катя.

Зрители смеялись, а «змея», ползая по манежу, бросалась то на Шуйдина, то на Никулина. Клоуны пытались ее поймать, и в конце концов Шуйдину это удавалось. Он набрасывал на нее пиджак, хватал и… швырял в публику. Клоун‑подсадка, на которого попадала змея, дрожал от страха как осиновый лист и сползал на пол. Зал грохотал от смеха. Особенно после того, когда выяснялось, что, вместо змеи, Миша швырнул на «зрителя»… обыкновенную веревку. «Змею» он успевал подменить под пиджаком.

А однажды в мастерских Большого театра сделали чучело Никулина. Юрия Владимировича раздели до трусов, положили на холодный стол, заткнули ноздри и уши ватой, в рот засунули трубочку, чтобы он не задохнулся. После чего бутафор дал отмашку:

– Начинаем захоронение.

На Никулина полился гипс. Нельзя сказать, чтобы он совсем не испугался. Еще как испугался! И даже на какое‑то время перестал видеть и слышать. Пока гипс не сняли, ему было очень‑очень страшно.

Потом чучело одели в такой же клоунский костюм, как у Никулина. Правда, номер пока еще был на стадии разработки. Что же было делать с чучелом? Конечно, разыгрывать всех и каждого. Как‑то Никулин… повесился. Висит себе на крючочке, а кто войдет в гримуборную, на того он и падает. Потом к чучелу привязали ниточки, и, дергая за них, вполне можно было двигать руками и ногами. Входит человек и диву дается. Два Никулина играют друг с другом в шахматы.

 

 

Юре Никулину 4 года.  

 

Юра с тетей Таней. 30‑е годы.  

 

Юра со шваброй. Школьная самодеятельность. 30‑е годы.  

 

Призван на Финскую. 1939 г.  

 

Сценка на лошади. Дебют на манеже. Конец 40‑х годов.  

 

С киноартистами. Роль выпивохи Клячкина открыла ему дверь в большой кинематограф. «Неподдающиеся», 1959 г.  

 

С кубинцами, которые посетили представление пантомимы «Карнавал на Кубе». 1962 г.  

 

С Михаилом Шуйдиным в репризе «Стрельба из лука» – кадр из фильма «Без страха и упрека», 1963 г.  

 

С неизменным партнером по манежу Михаилом Шуйдиным. «Бревно» – самая забойная реприза 70‑х.  

 

С чекушкой. Правда, она немного увеличилась. Реприза 70‑х годов.  

 

Этот снимок Семена Мишина получил золотую медаль в Лондоне в 1965 г.  

 

С любимым артистом Пляттом в фильме любимого режиссера Гайдая по новелле любимого писателя О. Генри «Родственные души». «Деловые люди», 1963 г.  

 

«Сейчас как вжикнет!» С мэтром советского кино Михаилом Жаровым в фильме «Девушка с гитарой», 1958 г.  

 

С псом Дейком. «Ко мне, Мухтар!», 1964 г.  

 

С Георгием Вициным и др. «Дайте жалобную книгу», 1964 г.  

 

Проша. «Яша Топорков», 1959 г.  

 

Кузьма Иорданов – первая серьезная роль. С Инной Гулая в фильме «Когда деревья были большими», 1961 г.  

 

С японским мальчиком. Юрий Никулин в роли Юрия Никулина. «Маленький беглец», 1966 г.  

 

С Борисом Новиковым в фильме «Друг мой, Колька!», 1961 г.  

 

«Не жди меня, мама, хорошего сына…» С гитарой в фильме «Операция «Ы», 1965 г.  

 

С Георгием Вициным, Евгением Моргуновым и Леонидом Гайдаем на съемках «Операции «Ы».  

 

Эта открытка продавалась в каждом киоске в 60‑х годах.  

 

С сыном Максимкой. 1958 г.  

Никулину вообще везло на «двойников». Позднее на картине «Бриллиантовая рука» тоже сделали «двойника». Но естественно, не в клоунском наряде. Он в последних кадрах фильма должен был вываливаться из багажника автомашины, которую поднял вертолет. И с этим «двойником» тоже связана забавная история. Но об этом речь впереди.

Иногда репризу рождал анекдот, иногда карикатура. Вот была одна такая в журнале «Крокодил»: на карикатуре изображен человек, который сидит по‑турецки, разведя руки в стороны. На одной ладони лежит арбуз, на другой – гиря. Надпись под рисунком гласит: «Когда на базаре нет весов».

Клоуны сделали репризу. Шуйдин торгует яблоками. Никулин изображает весы, держит за веревочки на вытянутых руках тарелочки. Подходит инспектор манежа. Просит продать ему яблоко. Шуйдин ставит на одну чашу килограммовую гирю, на другую кладет маленькое яблочко. Никулин очень четко уравновешивает «весы». Инспектор манежа ругается нехорошими словами. Затем приходит женщина, дает тридцать копеек и просит взвесить ей сто граммов яблок. «Весы» – Никулин взвешивает ей три килограмма да еще, как истинный джентльмен, ссыпает яблочки в сумку. Тут уж Шуйдин ругается, а Никулин незатейливо объясняет, что это была его жена.

А по одному крокодильскому анекдоту Никулин сыграл репризу в жизни. Анекдот был такой.

Полисмен:

– Почему вы превысили скорость?

Водитель:

– Простите, сэр, но у меня испортились тормоза, и я спешил отвести машину в ремонт.

И вот как‑то Юрий Владимирович ехал на машине во Внуково и не заметил знака ограничения.

С машиной Никулина быстро поравнялся мотоцикл ГАИ. Автоинспектор дал знак остановить машину. Начало разговора было как в анекдоте:

– Почему вы превысили скорость?

Никулин протягивает права и, надеясь шуткой смягчить сердце блюстителя порядка, отвечает:

– Понимаете, у меня испортились тормоза, и я спешу на станцию техобслуживания.

Завершение жизненной истории посмешнее, чем в анекдоте. Инспектор вернул права и деловито посоветовал:

– Тогда давайте поезжайте еще быстрее.

После чего развернулся и уехал.

Очень смешная реприза «Бревно» имела свою предысторию.

Юрий Никулин и Евгений Евстигнеев снимались у Эльдара Рязанова в фильме «Старики‑разбойники». Во время съемок сцены кражи им пришлось раз десять таскать тяжелую картину по залам музея. И Юрий Владимирович решил воссоздать творческий процесс таскания на манеже. Только картину заменить на бревно.

Министр культуры СССР Екатерина Фурцева, которая, как вы помните, в свое время спасла кинокомедию «Кавказская пленница», на сей раз была непреклонна – бревно запретить. Мол, напоминает некий исторический факт. Убедить «культурного» министра, что данное бревно к ленинскому субботнику не имеет никакого отношения, не представлялось возможным. Но… с годами руководители партии и правительства сменяли друг друга. Бревно опять появилось на манеже. И еще долго эта реприза веселила зрителей.

А в 1973 году Юрию Владимировичу Никулину присвоили звание народного артиста СССР.

 

КЛОУН‑ДИРЕКТОР

 

Телефонный звонок директору цирка:

– Скажите, вам не нужна говорящая лошадь?

Директор раздраженно бросает трубку.

Снова звонок.

– Скажите все‑таки, вам не нужна говорящая лошадь?

– Перестаньте хулиганить!

Снова звонок.

– Слушай, идиот! Ты думаешь, мне легко

набирать номер копытом?

Анекдот от Никулина.

 

Помогают анекдоты

В час досуга и работы,

После сна и перед сном…

Ждем вас в цирке на Цветном!

Юрий Никулин.

 

В 1984 году Юрий Никулин отказался идти на пост директора «Союзгосцирка», сославшись на то, что у него нет высшего образования. На самом деле просто не хотел участвовать в склоках и дрязгах. Но от поста директора родного Московского цирка на Цветном бульваре наш герой не отказался. Другие заботы (и немалые!), другие взаимоотношения с людьми… По этому поводу даже сочинили такую эпиграмму:

 

Про бесподобного Балбеса

Слух распустил по миру кто‑то,

Что он в директорское кресло

Посажен был за анекдоты.

 

Александр Сивицкий,

Юрий Тимянский

И стал Юрий Никулин решать вопросы почти государственного значения.

А как относились к цирку руководители партии и правительства?

Ленин в «незабываемом 1919‑м» не забыл про цирк и издал декрет с несколько туманной формулировкой: «Об объединении театрального дела по демократической направленности циркового искусства». Артисты цирка празднуют эту дату до сих пор, несмотря на распад СССР. А какую дату им еще праздновать? Ведь цирк был даже при Александре Македонском.

Сталин цирк не любил, хотя… во время войны приказал грузы с цирковым реквизитом приравнять к военным грузам и для животных сохранять рацион мирного времени.

Хрущев цирк любил. Никита Сергеевич смеялся так заразительно, глядя на клоунский дуэт Никулина и Шуйдина, что это было видно и из зала, и с манежа.

Брежнев стал обращать на цирк особое внимание после того, как его дочь Галина вышла замуж за артиста цирка Евгения Милаева. Присваивать звание Героя Социалистического Труда одному Милаеву, наверное, было все‑таки как‑то неудобно. Поэтому звание Героя дали также Михаилу Румянцеву (Карандашу) и дрессировщице Ирине Бугримовой.

Однажды Леонид Ильич решил самолично посетить цирковое представление. Приехал в цирк на Цветном. Юрий Владимирович встретил его и проводил в свой кабинет. Поговорили они о том о сем и даже немного выпили. Засиделись до того, что уже и не до представления было. Но администрации дали указание – пока Брежнев в свою ложу не сядет, свет не выключать. И вот генсек, наконец, решил посмотреть цирковое действо. Покинул кабинет директора и стал спускаться в зал. Тут свет и вырубили. Конечно, это была никакая не диверсия, а просто случайность. Тем не менее Брежнев оступился и с шумом рухнул на пол. В зале переполох.

Сразу дали свет. Обслуга стала поднимать руководителя партии и правительства. Но самое удивительное, генсек даже не пострадал. Рабочий, который выключил рубильник, к счастью, тоже.

Ну а как относился к цирку Горбачев? На встрече Михаила Сергеевича с творческой интеллигенцией Юрий Никулин начал свою речь сразу с наболевшего:

– В цирке осталось мяса животным дня на два, на три. После чего мы объявляем забастовку. То есть погружаем клетки с тиграми на грузовики и двигаем к Моссовету. Правительство, естественно, вызывает усиленные наряды милиции, а мы в ответ на это – требуем для тигров мяса! И если ничего не добьемся – открываем клетки! Пусть тогда наши звери вашими милиционерами питаются. Устраивает вас такая перспектива, дорогой товарищ президент?

После минутной паузы Горбачев схватился за голову и расхохотался.

Когда Никулин вернулся в цирк, мясо уже привезли. На две недели вперед.

Это был, пожалуй, единственный случай в мировой истории, когда именно юмор – это высшее достижение человеческого разума – одержал победу на столь высоком уровне. На государственном. Впрочем, продолжать ли печатать в «Огоньке» анекдоты от Никулина, Михаил Сергеевич тоже решал на государственном уровне. Интересно, что Виталий Коротич – тогдашний главный редактор «Огонька» – считал, что публикация анекдотов от Никулина поднимает спрос на журнал. И значительно.

Ельцин тоже любил Юрия Владимировича и как клоуна, и как артиста кино.

Что касается фотографии, на которой Ельцин и Никулин стоят очень близко, нос к носу, то в свое время к ней было придумано масса остроумных подписей. В частности, «От великого до смешного один сантиметр» и «А про меня анекдот знаешь?». Но самую смешную подпись, по‑моему, дал ведущий телепередачи «Поле чудес» Леонид Якубович: «Президент и клоун. Клоун слева».

Однако не все было так благополучно во время директорства Юрия Владимировича.

Примерно в те же годы, когда Никулин стал директором цирка, рядом с ним появилась женщина, которую прозвали «злым гением цирка». Артистку цирка Викторию Виклюк ветераны цирка помнят еще девчонкой, когда она сидела в конюшне на мешке с овсом. Потом она вышла замуж за берейтора, развелась, снова вышла замуж. Второй муж – сын штангиста и гиревика Григория Новака – ездил на мотоцикле. Опять развелась. С третьим мужем Николаем Виклюком Виктория «работала мачту».

Стас Садальский рассказывал: «Эта дама обладала очень средним актерским талантом. Ее номер на перше проходил почти не замеченным публикой. Но гипнотическим воздействием на Юрия Никулина она обладала безмерным. Ее знал и боялся весь цирковой мир. Она снимала с гастролей, повышала ставки… За семь лет пребывания в Москве ей был оплачен самый лучший люкс гостиницы «Арена». Она постоянно внушала Никулину:

– Я, и только я, – твоя жизнь. Меня не будет – ты умрешь.

Доходило до смешного: в гастрольном турне по Америке Виктория Виклюк была оформлена как личный врач Никулина. Вседозволенность «гинотизерши» делала ее все злобнее и злобнее. Она стала завидовать славе самого маэстро, искренне полагая, что если уберет худрука, то это место займет она…»

Подслушивая, подсматривая, делая магнитофонные записи разговоров Никулина, она собирала материалы против великого артиста, который, возможно, ее любил.

Коллектив цирка от беспредела Виктории постоянно находился в шоке. Чтобы как‑то оградить Юрия Никулина от этого в буквальном смысле слова страшного влияния, коммерческий директор Михаил Седов устроил собрание коллектива. Присутствовали все, кроме «гипнотизерши» и самого Никулина (он в это время был во Франции). Главный режиссер и старший кассир, артисты и пожарные решили на собрании удалить «экстрасенсшу» или, если хотите, «раковую опухоль». Решение собрания передали Никулину. Народный артист всего Советского Союза согласился с мнением коллектива.

Вскоре после собрания в собственном подъезде тремя выстрелами в упор убили Михаила Седова. Чудом осталась жива его дочь, которая задержалась на три секунды в квартире.

Убийцы до сих пор не найдены.

Коммерческим директором становится сын Юрия Владимировича – Максим.

В телевизионной передаче об артисте и клоуне Эльдар Рязанов спросил Никулина:

– Юра, а тебе после убийства коллеги не страшно было ставить на это место своего сына?

Никулин, не задумываясь, ответил:

– А почему я должен подставлять чьего‑то другого сына?

Виктория ныне живет в скромной севастопольской квартире и прокручивает соседям компроматы на своего недавнего покровителя. И наверное, соседи не верят ни одному плохому слову о «великом клоуне».

Кстати, насчет «великого клоуна».

В интервью газете «Совершенно секретно» в январе 1997 года Юрий Владимирович заметил: «Про меня уже врут, пишут «великий клоун». Это про меня. Но какой я «великий», когда клоуны были лучше меня. Леня Енгибаров вобрал в себя многое великое, что полагалось нашему веку. Да, мы были хорошими клоунами, добротными клоунами. Но популярным меня сделало кино. Публика видела во мне Балбеса, и я публике подыгрывал. Я не считал Балбеса отрицательным героем, я его любил, странного, неунывающего, добродушного. Когда предлагали играть вредителей или шпионов, я отказывался…»

Хочется вслед за Станиславским крикнуть:

– Не верю!

Я вспоминаю свою первую встречу «живьем» с великим клоуном на представлении в цирке. Прошел номер. Униформисты стали готовить манеж к следующему. В зале тишина. И вдруг откуда‑то с самых верхних рядов раздалось:

– А чего так тихо?

Вышел клоун Никулин. Зал зашелся от смеха.

«Боже, – подумал я. – Сколько же надо работать, чтобы ничего не значащие слова, совсем несмешные слова: «А чего так тихо?» – вызвали смех в зале».

Но все‑таки, раз популярным, по признанию самого Юрия Никулина, его сделало кино, к кино мы сейчас и обратимся.

 

В ДЖУНГЛЯХ «МОСФИЛЬМА»

 

Всякое действие рождает

противодействующих.

Ян Вотс.

 

Впервые Юрий Никулин снялся в фильме Михаила Ромма «Русский вопрос» в 1948 году. Изображал в массовке американца. Бегал туда‑сюда. Впрочем, как и остальные участники массовки.

А чуть позже на представлении в цирке побывал режиссер Константин Юдин. Выступления клоуна Никулина ему понравились. И в антракте он зашел в гримерную.

– Знаете, – доверительно сказал режиссер, – мы хотим вас попробовать на роль трусливого немца. Как вы на это смотрите?

Никулин хорошо смотрел и, конечно, согласился.

В костюмерную «Мосфильма» дебютанта провожала девушка, которая долго вела его по коридорам, минуя тупички и лестницы.

– Здесь можно заблудиться, – заметил Никулин, чтобы прервать тягостное молчание.

Ответ девушки он запомнил на всю жизнь.

– Конечно можно, – ответила она. – На «Мосфильме» есть места, где вообще не ступала нога человека.

В костюмерной для него выбрали немецкую форму. Потом он пошел в фотоцех, где его сфотографировали в нескольких ракурсах.

– Я вам позвоню, – предупредил ассистент режиссера.

Но не позвонил. Прошла неделя, другая, а звонка все не было. Тогда Никулин решил напомнить о себе сам.

Ассистент долго мялся, но сказать правду так и не решился.

– Вы знаете, – он выдержал театральную паузу, – мы сейчас подбираем актеров на другие эпизоды. Ждите, не волнуйтесь, мы вам позвоним.

Через неделю Никулин попробовал напомнить о себе вновь. На студию его не пустили, а по внутреннему телефону неуверенный голос ассистента промямлил:

– Может быть, вашего эпизода в картине не будет. К сожалению, ничего больше вам сказать не могу.

Когда фильм вышел на экраны, эпизод с трусливым немцем в нем был, но играл немца известный актер.

Какое‑то время спустя режиссер Илья Гурин рассказал Никулину прелюбопытнейшую историю на тему отказов на киностудии. Когда Гурин работал еще ассистентом, на одну из ролей пробовали очень известную в 30‑х годах актрису Аду Войцик. На роль ее не утвердили. Гурин позвонил ей домой и откровенно сказал:

– Знаете, вы нам не подходите.

– А кто со мной говорит, интересно? – спросила Войцик. – Прямо‑таки очень интересно.

– Ассистент режиссера Гурин.

– Вы давно работаете на студии? – поинтересовалась Войцик.

– Нет, – признался он. – Четвертый месяц. А почему вам это интересно?

– Четвертый месяц! Тогда все ясно, – ответила актриса. – Понимаете, мне первый раз в жизни честно сказали, что я не подошла. Обычно не говорят. Стесняются, что ли? Тянут до бесконечности. Обм<


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.221 с.