Кр едитная система. Сущность, виды и функции банков — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кр едитная система. Сущность, виды и функции банков

2023-01-01 91
Кр едитная система. Сущность, виды и функции банков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кр едитная система. Сущность, виды и функции банков

Кредитная система – совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющие аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.

Кредитная система РБ:

-банковская система (нац.банк, коммерческие банки)

-небанковские кредитно-финансовые учреждения (ломбарды, биржи, страх.компании…)

Банк – юр.лицо, которое имеет исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции, т.е. привлекать денежные средства физ.и юр. лиц в депозиты, размещать эти средства от имени банка и за его счет на условиях возвратности, срочности, платности, открывать и вести банковские счета и т.д.

Классификация коммерч.банков:

1) по хар-ру собственности

-государственные -акционерные

-кооперативные -частные

-муниципальные -смешанные

2) по видам операций

-универсальные -специализированные

3) по территориальному признаку

-международные -республиканские

-региональные -обслуживающие несколько регионов страны

4) по отраслевой ориентации

-промышленные -сельскохозяйственные

-строительные -торговые

5) по функциям

-эмиссионные -ипотечные

-инвестиционные -депозитные

-биржевые -трастовые

-ссудосберегательные-внешнеторговые

-учетные -клиринговые

-специальные 

6) по орг.стр-ре

-единый банк -банковская группа

-банковские объединения

Функции банков:

- регулирование денежного оборота

- посредническая - стимулирующая

 

Банковские объединения

Концентрация – увеличение общей суммы ресурсов и ресурсов, приходящихся на 1 банк

Централизация – вытеснение мелких и средних банков крупными, слияние крупных в крупнейшие

Амальгация банков – одна из форм централизации банковского капитала, слияние двух или нескольких ранее самостоятельных банков в процессе конкурентной борьбы.

Виды амальгации:

-поглощение одним крупным банком другого, который при этом теряет самостоятельность и обычно обменивает свои акции на акции поглотившего его банка

-образование нового банка путем слияния банков, которые теряют при этом самостоятельность и передают активы новому банку

Слияние – приобретение одним банком акций другого и превращение его в свое подразделение. При этом объектом поглощения могут быть не только мелкие банки, но и крупные кредитные учреждения, стремящиеся таким образом укрепить свои позиции.

Формы банковских монополий:

Картель – соглашение между банками(как правило тайное) о разделе сфер деятельности, согласовании процентной политики, выплаты дивидендов, условий кредита и т.д. (юр.сохр.самост-ти участников).

Трест – возникает путем полного слияния двух или нескольких банков. Объединяется собственность, активы и капиталы банков, единое управление.

Синдикат – соглашение между несколькими нац.банками или банками разных стран о проведении совместных крупных фин.илиорг.оперций и реализации иных возможностей банков.

Концерн – объединение независимых банков под контролем одного (обычно крупного) банка или др.учреждения. Фин.контроль формально осуществляется посредством контрольно пакета акций или благодаря системе долговых отношений.

Холдинг («владение») — совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний.

 

Органы управления и их компетенции в коммерческом банке

Общее собрание акционеров:

-внесение изменений и дополнений в устав

-реорганизация, ликвидация

-определение состава совета директоров

-увеличение или уменьшение уставного капитала путем увеличения или уменьшения номинальной стоимости акций

-выплата дивидендов

-утверждение внутр.документов, отчетов…

Совет банка:

-определение осн.направлений деятельности банка

-созыв собрания акционеров

-создание, реорганизация и ликвидация филиалов и представительств

-осуществление контроля за деятельностью Правления

-организация выполнения решений Собрания акционеров

Правление:

- утверждение структуры банка

-утверждение тарифов на банковские услуги

-утверждение внутренних документов, регулирующих порядок проведения банк.операций

-рассмотрение отчетов о работе структурных подразделений

-привлечение аудиторов для проверки деятельности банка

Ресурсы коммерческого банка: структура и виды. Управление

Ресурсами.

Банковские ресурсы — совокупность средств, находящихся в распоряжении банков и используемых ими для кредитных и других активных операций.

Источники банковских ресурсов образуются в результате проведения банками пассивных операций. Выделяют следующие основные группы пассивных операций коммерческих банков:

- первичное размещение долевых и долговых ценных бумаг собственной эмиссии;

- формирование и увеличение фондов банка;

- депозитные операции;

- кредиты и займы, полученные от других юридических лиц;

- другие операции.

При осуществлении коммерческим банком тех или иных пассивных операций у него образуются различные виды ресурсов: собственные и привлеченные.

Собственные средства коммерческого банка состоят из сформированных им фондов и прибыли, полученной банком в результате его деятельности в текущем году и на протяжении прошлых лет. Фонды банка составляют основу собственных средств. Каждый из них имеет определенное целевое назначение. Различаются также порядок и источники их формирования.

Кроме уставного фонда коммерческие банки формируют ряд фондов специального назначения (например, резервный фонд, фонд развития банка и т.д.), источниками создания и пополнения которых является прибыль банка. В отдельную группу можно выделить фонды банка, образование которых связано с различными внешнеэкономическими факторами. Это так называемые фонды переоценки.

В состав собственных средств банка входит ряд других элементов:

- созданные за счет прибыли банка резервы на риски и платежи;

- эмиссионные разницы, образующиеся в результате реализации первично размещаемых акций по цене, превышающей их номинальную стоимость;

- перераспределенная прибыль отчетного года и прошлых лет.

Собственный капитал банка является основой его коммерческой деятельности, обеспечивает финансовую устойчивость банка и его платежеспособность, служит источником покрытия непредвиденных расходов, являющихся следствием различных рисков банка.

Значительную часть банковских ресурсов составляют привлеченные средства.

По устоявшейся в мировой банковской практике традиции, в зависимости от способа аккумуляции все привлеченные ресурсы подразделяются на депозитные и недепозитные.

По экономическому содержанию депозиты можно разделить на несколько групп:

- до востребования;

- срочные;

- сберегательные вклады.

Под структурой банковских ресурсов понимается соотношение долей различного рода ресурсов банка в их совокупном объеме. На структуру ресурсов оказывают влияние различные факторы:

- состояние рынка ссудных капиталов;

- наличие у банка соответствующих лицензий, дающих право осуществлять операции с иностранной валютой и средствами физических лиц;

- продолжительность деятельности банка, от которой зависят объемы собственных и привлеченных ресурсов;

- состав клиентуры, являющейся поставщиком привлеченных средств;

- тип банка (специализированный или универсальный) и др.

Особого внимания заслуживает управление ресурсам и коммерческих банков, которое представляет собой деятельность, связанную с аккумуляцией денежных средств, определением размера и соответствующей структуры источников этих средств в непосредственной увязке с размещением.

Значительная роль в управлении банковскими ресурсами принадлежит коммерческим банкам, но поскольку изменение размеров и структуры банковских ресурсов оказывает воздействие на динамику показателей денежной массы, должно осуществляться и централизованное регулирование ресурсной базы коммерческих банков.

Основными целями управления ресурсами, проводимого коммерческими банками, являются:

- поддержание банком собственной ликвидности;

- удовлетворение спроса клиентов на кредитные вложения;

- получение прибыли, достаточной для выплаты дивидендов в размерах, удовлетворяющих акционеров, и для развития банка.

Важным элементом управления ресурсами коммерческого банка является управление его пассивами. Оно, как правило, заключается в определении оптимальной структуры источников банковских ресурсов для конкретного банка.

Одной из задач, решаемых в процессе управления ресурсами коммерческого банка, является их эффективное размещение, которое возмещало бы затраты по их привлечению и обеспечивало банку прибыль при одновременном выполнении требований ликвидности со стороны Национального банка Республики Беларусь. Это достигается благодаря теснойвзаимоувязке пассивных операций с активами. Банк должен обеспечить количественное и качественное соответствие размеров и характера, имеющихся в его распоряжении ресурсов направлениям и срокам кредитных вложений, а также вложений в иные активы.

Коммерческие банки осуществляют ресурсное регулирование в основном в оперативном порядке. Ежедневно происходит сопоставление ожидаемых поступлений и обязательств, подлежащих погашению на конкретную дату. Свободные ресурсы могут быть использованы для увеличения кредитных вложений и для реализации на межбанковском рынке. Наряду с оперативным регулированием коммерческие банки составляют перспективные планы и прогнозы на месяц, квартал, год и другие периоды.

Управление банковскими ресурсами является достаточно сложным процессом, и от его качества во многом зависят ликвидность, доходность, рентабельность и общее финансовое состояние коммерческого банка

 

Методы управления активами

1) метод общего фонда средств

2) метод распределения активов

3) метод научного управления

Первый метод заключается в том, что формируется общий фонд, без учета депозитных операций.

Размещение средств осуществляется по следующим статьям:

-первичные резервы (нал.деньги,чеки,счета в ЦБ,средства на корсчетах в др.КБ)

-вторичные резервы (гос.ценныебумаги,иногда средства на ссудных счетах)

-ссуды

-ценные бумаги

-здания и сооружения

Этот метод считается рискованным, поскольку отрыв сроков и направлений деятельности может подорвать ликвидность КБ.

Второй метод (метод конверсии)

Этим методом делается попытка разграничить источники средств в соответствии с нормами обязательных резервов и скоростью их обращения или оборачиваемостью.

Преимущества метода:

- координация сроков между вкладами и их вложениями в активы

- увеличиваются вложения в кредиты и инвестиции, что дает доп.прибыль

Недостатки метода:

- отсутствует связь между отдельными группами депозитов и общей суммой депозитов

- существует независимость источников средств от путей их использования

- акцентируют внимание на ликвидность обязательных резервов и возможное изъятие вкладов уделяя меньше внимания необходимость удовлетворять заявки клиентов на кредит

Третий метод (научного управления)

Предполагает использование ЭММ для анализа взаимосвязей между различными статьями банковского баланса и отчета о прибылях и убытках.

Основа метода – построение целевой функции.

Банк рассчитывает свои вложения по следующей формуле:

Р(n) = 0,04X1+0,05X2+0,06X3+0,07X4+0,12X5+0,13X6

P – прибыль

X – сумма инвестирования

Коэффициенты - % соответственно по гос.краткосрочным облигациям, гос.долгосрочным облигациям, первокл.ком.ссудам, срочным ссудам, потребительскому кредиту и ипотечному кредиту.

Цель метода – максимизация прибыли

 

Риски расчетных операций.

Виды рисков расчетных операций:

· Риск срока неплатежа;

· Риск несоответствия быбранной формы расчета характеру сделки;

· Риск несоблюдения законодательных требований к организации расчетов;

· Операционный риск;

· Риск межбанковских расчетных технологий;

· Валютные риски.

Риск срока неплатежа.

Формы: 1) отсутствие денег на счете;

           2) отсутствие денег у банка.

Операционный риск.

Связан со сбоями в технологической цепочке прохождения расчетных документов от момента открытия счета до момента зачисления денег на счет и сверки материалов учетов.

 

 

Метод распределения активов

- размер необходимых банку ликвидных средств зависит от источников привлечения фондов. Этим методом делается попытка разграничить источники средств в соответствии с нормами обязат резервов и скоростью их обращения или оборачиваемостью.

Преимущества: координация сроков между вкладами и их вложениями; повышение нормы прибыли

Недостатки: возможное изъятие вкладов; независимость источников средств

3. Метод научного управления:

Упр активами с помощью научных методов и исследований операций предполагает использование боле сложные модели и современный матанализ. Основа – исследования целевой организации. Цель – максимизация прибыли.

Управление пассивами.

· анализ ресурсной базы

· анализ структуры привлечённых средств

· определение средней стоимости депозит и недепозит. Ресурсов

· оценка стабильности ресурсов

Методы могут быть ценовыми и неценовыми:

Ценовые – ставка по депозиту главный рычаг в конкурентной борьбе за свободные денсредствафиз и юр лиц.

Неценовые – разнообразные приёмы поощрения клиентов

Инструменты:

ü Ограничения (на остаток счёта, на сроки размещения, на взносы)

ü Блокировки (остатков или списаний)

ü Комиссия

ü Плата за обслуживание (за период)

ü Процентные ставки

Комплексное управление активами и пассивами банка – увеличение эффективности его деятельности. Управление активами и пассивами банка – стратегическая деятельность банка относительно проведения финансовых операций, с помощью которых банк формирует свои ресурсы, предназначенные для осуществления активных операций, с целью поддержания ликвидности, оптимизации рисков коммерческой деятельности, последующего хеджирования таких рисков, корректировки валютной позиции банка, совершения операций, которые относятся к инвестиционной и финансовой деятельности банка. При таком управлении балансом активы и пассивы рассматриваются как единое целое.

Элементами системы комплексного управления принято считать: объект, субъект, инструменты и информационное обеспечение.

Объектом управления активами и пассивами являются финансовые потоки, отображенные в динамическом банковском балансе. Основным же субъектом выступает комитет при Совете директоров. Принятые им управленческие решения, выполняются сотрудниками Казначейства банка, а также других структурных подразделений соответствующих направлений деятельности.
Как и в любой системе, последовательно по спирали выполняются функции управления, а именно: планирование, учёт, контроль, анализ, регулирование.

Существуют два параллельных метода проведения анализа: структурный и коэффициентный.

При структурном анализе основное внимание уделяется отдельным видам активов и пассивов, а также соответствующим им доходам и тратам. Его результатом является возможность оценить уровень диверсификации операций, определить силу зависимости от развития внешней экономической ситуации на разных сегментах рынка банковских услуг, сделать предварительные выводы относительно риска тех или иных операций. Коэффициентный анализ даёт возможность сравнить деятельность банка с показателями по системе в целом, по группе банков и банков-конкурентов. Считается, что наиболее весомыми показателями при данном виде анализа считаются рентабельность активов, рентабельность капитала, минимальная маржа, достаточная маржа, чистый процентный доход, чистая процентная маржа, средневзвешенная ставка доходности и убыточности, чистый спред.

Планирование банковской деятельности является процессом определения целей на будущее и разработки путей их достижения. Планирование служит основой для развития внутренней банковской системы с учётом влияния внешних факторов и является одной из немаловажных функций банковского менеджмента, обеспечивая превращение целей, заданий и действий по их выполнению на конкретные абсолютные и относительные показатели и нормативы, относительно которых необходимо действовать банку в плановом периоде.

Контроль при управлении активами и пассивами предназначен для реализации функции снижения рисков. Таким образом, система комплексного управления активами и пассивами сводится к взаимозависимому и взаимосвязанному использованию анализа, планирования и контроля, при этом детализация методов управления выплывает из выбранных инструментов и стратегических заданий, представленных банком.

 

Управление активами и пассивами – формирование и регулирование такой структуры активов и пассивов баланса банка, кот обеспечивают достижение стратегических целей банка в условиях высоких рыночных рисков.

УАП позволяет получить:

· оптимальную структуру активов с максим доходностью и миним риском

· оптимальную структуру пассивов с мин затратами

· структуру активов и пассивов, дающих максим маржу

Целевые ориентиры:

· Защита интересов акционеров и клиентов

· Обеспечение высокого уровня ликвидности

· Получение прибыли от торговли валютой

· Оптимизация оценки банковских продуктов для увеличения дохода

Типы УАП:

Базовое (требования регулирующих органов принимаются как внутренние ориентиры для поддержания достаточности капитала, уровня ликвидности и чувствительности активов и пассивов, к изменению процентной ставки и курсов валют)

Усложненноё (позволяет наращивать баланс в соответствии с заданной структурой соотвнт конкурентной стратегии)

Модель УАП позволяет:

ü Собрать внутреннюю и внешнюю инфо, анализ

ü Управлять ценообразованием

ü Управлять ликвидностью

ü Управлять валютой

ü Комитет по управлению активами и пассивами(КУАП) – несёт ответственность за определение совокупного объёма рисков и их распределения, санкционирование стратегии риска, политики по управлению рисками.

 


 

Формы безналичных расчетов.

Безналичные расчеты проводятся на основании расчетных документов установленной формы и с соблюдением соответствующего документооборота. В зависимости от вида расчетных документов, способа платежа и организации документооборота в банке, плательщиков и получателей средств различают следующие основные формы безналичных расчетов: расчеты платежными требованиями, расчет платежными поручениями, аккредитивную форму расчетов, расчеты чеками, расчеты платежными требованиями-поручениями, зачет взаимных требований, пластиковые карточки.

                   Платежное требование – документ, который содержит требование получения средств к плательщику об уплате определенной суммы через банк (инкассо – банковская операция, при которой банк по поручению своего клиента получает причитающуюся ему сумму денег от плательщика и зачисляет ее на счет получателя).

                   Платежное поручение – поручение плательщика обслуживаемому банку о перечислении определенной суммы на счет получателя (действительно 10 дней).

                   Аккредитив – соглашение между банком плательщика и плательщиком, в силу которого банк предоставляет в пользу получателя средств обязательство произвести платеж на основании условий аккредитива.

                   Чек - безусловное распоряжение, приказ чекодателя (лица, выписавшего чек) банку или другому кредитному учреждению о выплате держателю чека (лицу, которому выдан чек) указанной суммы денег.

                   Платежное требование-получение – расчетный документ, который содержит требование получателя средств к плательщику оплатить на основании направляемых ему минуя банк расчетных документов в стоимость поставленного по договору товара.

                   Зачет взаимных требований - форма безналичных взаиморасчетов предприятий, организаций, при которой взаимные обязательства и требования должников и кредиторов погашаются в равновесных суммах, а оплачивается лишь разница.

 

Оценка кредитоспособности.

Банк к заключению кредитного договора осуществляет предыдущий анализ финансового состояния заемщика и изучает его кредитоспособность. Целью анализа кредитоспособности является оценка результатов финансовой деятельности заемщика, на основании которой банк принимает решение относительно возможности предоставления кредита или прекращения кредитных отношений с данным клиентом.

Кредитоспособность заемщика — это его способность полностью и своевременно рассчитаться за своими долговыми обязательствами.

Критерии оценки финансового состояния заемщика устанавливаются коммерческими банками самостоятельно на основании обстоятельной и взвешенной оценки финансовой деятельности клиента, проведенной по итогам сравнительного анализа балансов, отчетов о финансовых результатах и их использованиях и тому подобное. Заемщик должен иметь финансовые предпосылки для получения ссуды и быть состоятельным своевременно вернуть предоставленный ему кредит в соответствии с условиями кредитного договора. В каждом частном случае банк должен определить степень риска, какой он готов взять на себя.

ЦБ рекомендует каждому коммерческому банку разработать свою собственную систему показателей финансовой деятельности заемщиков. Методика проведения оценки финансового состояния заемщиков оформляется отдельным положением и утверждается правлением коммерческого банка.При проведении оценки кредитоспособности клиентов коммерческие банки должны различать такие категории заемщиков: юридические лица (кроме коммерческих банков); коммерческие банки; физические лица.

Коммерческий банк должен ежеквартально проводить оценку финансового состояния заемщика. Сам факт определения кредитоспособности и финансового состояния клиента должен стимулировать предприятие-заемщика повышать эффективность своей финансово хозяйственной деятельности.Для осуществления оценки финансового состояния и кредитоспособности заемщика — юридического лица (кроме коммерческих банков) следует учитывать четко определенные объективные показатели его деятельности, такие как: объем реализации, прибыль и убытки; рентабельность; коэффициенты ликвидности; денежные потоки (поступление средств на счета заемщика) для обеспечения возвращения ссуды и уплаты процентов за ней; состав и динамику дебиторско-кредиторской задолженности и тому подобное.

Коммерческий банк должен учитывать также факторы, которые во многом носят субъективный характер: эффективность управления предприятием заемщика; рыночную позицию заемщика и его зависимость от циклических и структурных изменений в экономике и отрасли; наличие государственных заказов и государственной поддержки заемщика; историю погашения кредитной задолженности заемщика в прошлом и тому подобное. Оценивая кредитоспособность заемщиков, банки западных стран уделяют значительное внимание квалификации и способностям руководителей, соблюдению деловой этики, договорной и платежной дисциплины.

ЦБ рекомендует коммерческим банкам использовать для экономической оценки деятельности заемщиков такую систему финансовых коэффициентов:

— коэффициент общей ликвидности, который характеризует, насколько объем текущих обязательств за кредитами и расчетами можно погасить за счет всех мобилизованных оборотных активов;

— коэффициент абсолютной (срочной) ликвидности, который характеризует, насколько краткосрочные обязательства могут быть немедленно погашении денежными средствами и ценными бумагами;

— коэффициент соотношения привлеченных и собственных средств;

— коэффициент финансовой независимости;

Кроме способа оценки кредитоспособности заемщиков на основе системы финансовых коэффициентов в банковской практике могут использоваться и такие способы:

— на основе анализа денежных потоков;

— на основе анализа делового риска.

Оценка кредитоспособности заемщиков на основе анализа денежных потоков предусматривает определение чистого сальдо разных поступлений и расходов клиента за определенный период, то есть сопоставление (прибыль, амортизация, создание резервов будущих расходов, высвобождения средств, роста кредиторской задолженности, увеличения других пассивов, получения новых ссуд, увеличения акционерного капитала) и дополнительные вложения средств, сокращения кредиторской задолженности, уменьшения других пассивов, финансовые расходы, погашения ссуд.

Для анализа денежных потоков на предприятии берутся финансовые данные как минимум за три года. Кредитоспособным считается предприятие, которое имеет стойкое превышение прибыли.

Оценка кредитоспособности на основе анализа делового риска предусматривает выделения самых весомых факторов делового риска, их формализацию, оценку в баллах и определение на этой основе класса кредитоспособности того или другого конкретного заемщика. Анализ степени делового риска у клиента позволяет банку спрогнозировать достаточность источников погашения ссуды.

Оценку финансового состояния заемщика — коммерческого банка при межбанковском кредите ЦБ рекомендует осуществлять на основании: соблюдение обязательных экономических нормативов и оценочных показателей деятельности коммерческого банка; наличию прибыли и убытков; анализу качества активов и пассивов; создание резервов; выполнение обязательств коммерческим банком в прошлом; качества банковского менеджмента и тому подобное.

Во время оценки финансового состояния и кредитоспособности заемщика — физического лица ЦБ рекомендует коммерческим банкам учитывать: социальную стабильность клиента, то есть наличие собственной недвижимости, ценных бумаг и т. др., работы; семейное положение; наличие реального залога; возраст и здоровье клиента; общее материальное состояние клиента, его доходы и расходы; пользование банковскими ссудами в прошлом и своевременность погашения их и процентов по ним, а также пользование другими банковскими услугами; связки клиента с деловым миром и тому подобное.

Согласно рекомендации ЦБ заемщики могут быть разделены банком за рейтингом надежности на пять классов:

— класс "А" — финансовая деятельность заемщика очень хорошая, которое свидетельствует о возможности своевременного выполнения обязательств за кредитными операциями, в частности погашение основной суммы долга и процентов за ним в соответствии с условиями кредитного соглашения;

— класс "Б" — финансовая деятельность заемщика этой категории близка за характеристиками к классу "А", но вероятность поддерживания ее на этом уровне в течение длительного времени является низкой. Заемщики (контрагенты банка), отнесенные к этому классу, нуждаются в большем внимании через потенциальные недостатки, которые ставят под угрозу достаточность поступлений средств для обслуживания долга;

— класс "В" - финансовая деятельность заемщика удовлетворительна и нуждается в более детальном контроле. Поступление средств и платежеспособность заемщика свидетельствуют о вероятности несвоевременного погашения кредитной задолженности в полной сумме и в сроки, предусмотренные договором, если недостатки не будут устранены;

— класс "Г" - финансовая деятельность заемщика неудовлетворительна, и наблюдается ее нестабильность на протяжении года; есть высокий риск значительных убытков; вероятность полного погашения кредитной задолженности и процентов за ней является низкой;

— класс "Д" — финансовая деятельность неудовлетворительна, есть убытки; кредитная операция не обеспечена ликвидным залогом (или безусловной гарантией), вероятность выполнения обязательств со стороны заемщика/контрагента банка практически нулевая.

Реальны выводы и предложения по результатам оценки кредитоспособности заемщиков позволяют избежать в процессе банковской деятельности неоправданных рисков при осуществлении кредитных операций.

Активные операции КБ с ЦБ.

 

Активные операции банка с ценными бумагами отличаются от других активных операций разнообразием и значительным разбросом ликвидности, риска и доходности, что позволяет с их помощью диверсифицировать активы. Данные операции сопровождают коммерческую и инвестиционную деятельность.

 Коммерческая деятельность банка по ценным бумагам подразумевает выполнение сделок по купле и продаже ценных бумаг от своего имени и за свой счет. Банк может приобретать ценные бумаги для проведения с ними спекулятивных операций и формирования портфеля ценных бумаг (в том числе и инвестиционного), который образуют все ценные бумаги, приобретаемые банком с целью получения дохода и поддержания необходимого размера ликвидности.

 В состав портфеля ценных бумаг входит торговый портфель –совокупность долговых обязательств и фондовых ценностей, приобретенных с целью их дальнейшей перепродажи. Он включает три группы ценных бумаг: а) для торговли; б) удерживаемые до погашения; в) имеющиеся в наличии для продажи. В торговом портфеле могут содержаться облигации, акции, векселя, депозитные сертификаты и прочие ценные бумаги. Значительное место занимают государственные ценные бумаги и ценные бумаги Национального банка. При помощи этих бумаг можно проводить операции не только по их продаже до погашения, т.е. достаточно быстро превращать их в денежную форму, но и по залогу для получения межбанковского кредита, поскольку они могут включаться в Ломбардный список ценных бумаг.

 В состав торгового портфеля входит вексельный портфель, который включает учтенные банком векселя. Учет банком векселя есть покупка векселя, срок оплаты которого еще не наступил. При этом банк приобретает все права собственника ценной бумаги. При необходимости банк может переучесть вексель и пополнить свои активы денежными средствами.

 В состав портфеля ценных бумаг включают также часть инвестиционного портфеля, т.е. вложений в акции и облигации с целью получения дохода в виде процентов или дивидендов. При формировании инвестиционного портфеля банк ориентируется на долгосрочные факторы доходности. Эмитентами приобретаемых бумаг являются разнообразные по степени надежности банки, компании, предприятия. Вместе с тем инвестиционный портфель банка включает не только вложения в ценные бумаги, но и прямые инвестиции в уставные фонды в форме долевого участия и вложения в дочерние юридические лица.

 Банк может оказывать клиентам посреднические услуги при проведении операций с ценными бумагами как на первичном, так и на вторичном рынке ценных бумаг. Банк имеет право осуществлять с облигациями эмитентов – юридических лиц, которых они обслуживают, профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам. Операции по поручению клиента он осуществляет на основании договора поручения, т.е. от имени и за счет клиента, или на основании договора комиссии, т.е. от имени банка, но за счет клиента.

 


 

Трастовые операции банка

Длительное время в странах с рыночной экономикой банками применяются трастовые операции.

Трастовые операции банков представляют собой доверительные операции, которые коммерческие банки оказывают своим клиентам.

Под трастом понимаются средства (имущество, деньги, ценные бумаги) клиента, переданные банку под управление на определенных условиях. Трастовые операции оформляются на основании заключенного договора между банком и клиентом, и осуществляются от имени банка и по поручению клиента. При этом клиент (доверитель) всегда остается полноправным собственником переданных средств.

Лицо, передающее траст-отделу банка права осуществления каких-либо операций с его имуществом, выступает в качестве доверителя. Траст-отдел, который выполняет эти операции, является доверенным лицом. Доверенное лицо по договору обязуется распоряжаться средствами в пользу доверителя. Доверителем может быть, как и физическое, так и юридическое лицо.

Среди наиболее распространенных трастовых услуг банков можно выделить следующие:

1. Коммерческие банки покупают, продают ценные бумаги от имени клиента;

2. Ведут бухгалтерские и иные документы клиента;

3. Хранят денежные средства, ценные бумаги и другие ценности;

4. Следующая услуга — временное оперативное управление компанией;

5. Банки осуществляют функции депозитария;

6. Выдают гарантии и поручительства и др.

В настоящее время распространены следующие виды трастов:

1. Завещательный траст. Такой вид траста оформляется на основании завещания клиента.

2. Безотзывной траст основан на договоре, в соответствии с которым доверитель не имеет права по своему желанию изъять средства и расторгнуть договор.

3. Отзывной траст. Обратный вид безотзывного траста. То есть доверитель в любое время может расторгнуть договор.

Также по характеру распоряжения трасты подразделяются на активные и пассивные. Если банк имеет право продавать, закладывать имущество доверителя без его согласия, то это активный траст. При пассивном трасте банк не имеет такого права, и средства клиента ни в коем случае не могут быть проданы, заложены без его ведома.

Коммерческий банк при осуществлении трастовых операций берет на себя ответственность и выполняет обязательства. И в том случае, если трастовые операции привели к убытку по вине коммерческого банка, то банк возмещает доверителю упущенную выгоду.

 

Планирование деятельности банка.

Планирование банковской деятельности - это процесс определения целей на будущее и разработка путей их достижения. Планирование служит основой для развития внутренней системы банка с учетом влияния внешних факторов и есть одной из функций банковского менеджмента. Планирование нуждается во всеохватывающем и интегрированном оценивании банковской деятельности - сильных и слабых сторон, организационной и финансовой структуры, финансовых результатов, кадровой политики, контрольных функций банка.

Этапы планирования:

1. Разработка бизнес-плана.

§ Стратегический анализ;

§ Уточнение миссии

§ Определение стратегических целей;

§ Разработка стратегий маркетинга;

§ Определение и выбор оптимальной стратегии;

§ Определение организационной структуры банка;

§ Определение плана действий.

2. Банк должен составить подробное изложение целей, стратегии, тактики и финансовых ресурсов.

3. Определение финансовых показателей для конкретизации целей, стратегий.

4. Составляется план на случай антикризисного управления с учетом всех возможных рисков и непредвиденных ситуаций.

 

Доходы коммерческого банка

Источниками доходов коммерческого банка являются различные виды бизнеса. К элементам банковского бизнеса можно отнести: ссудный бизнес, дисконт-бизнес, охранный бизнес, гарантийную деятельность банка, бизнес с ценными бумагами, бизнес, основанный на приеме вкладов и осуществлении операций по поручению вкладчиков, на корреспондентс<


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.145 с.