Зона свободной торговли АСЕАН — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Зона свободной торговли АСЕАН

2023-01-01 32
Зона свободной торговли АСЕАН 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Зона свободной торговли АСЕАН (АФТА) представляет собой наиболее консолидированную экономическую группировку стран Азии. О ее создании было объявлено на 4-й встрече глав государств и правительств АСЕАН в Сингапуре (1992 г.). Первоначально в нее вошли шесть стран ЮВА (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Бруней). В 1996 г. к АФТА подключился Вьетнам, в 1998 г. - Лаос и Мьянма, в 1999 г. - Камбоджа.

Создавая зону свободной торговли, члены Ассоциации ставили цель активизировать внутриасеановскую торговлю товарами и услугами, расширить и диверсифицировать субрегиональный товарооборот и в условиях роста взаимной торговли повысить конкурентоспособность экономик своих стран. АФТА призвана также способствовать политической консолидации стран региона, подключению к экономическому сотрудничеству менее развитых стран ЮВА.

Главный инструмент реализации идеи создания ЗСТ - Соглашение об общем эффективном преференциальном тарифе (СЕПТ), подписанное странами АСЕАН на саммите в Сингапуре в 1992 г. СЕПТ развивает основные положения Соглашения о преференциальной торговле АСЕАН 1977 г. (АПТА).

Согласно принятой схеме СЕПТ все товары подразделяются на четыре категории. К первой относятся товары, уровень тарифов на которые подлежит сокращению в соответствии с ускоренным или обычным графиком. Эта группа товаров составляет 88% всей товарной номенклатуры стран АСЕАН и постоянно расширяется.

Две другие категории товаров включены в списки изъятий, причем в одну категорию входят товары, представляющие важность для обеспечения интересов национальной безопасности, защиты общественной морали, жизни и здоровья людей, флоры и фауны, а также художественные, исторические и археологические ценности. Другая часть изъятий включает в себя товары, снижение тарифов на которые страны АСЕАН считают по внутриэкономическим соображениям временно невозможным, однако, предусматривается постепенное сокращение числа этих товаров.

Четвертую категорию составляет сельскохозяйственное сырье, первоначально полностью исключенное из схемы СЕПТ.

Слайд

Схема промышленного сотрудничества стран АСЕАН

В целях повышения конкурентоспособности товаров, производимых в зоне АСЕАН, а также создания условий для привлечения инвестиций в этот регион были предприняты поиски новых форм промышленного сотрудничества. Базовое Соглашение по схеме промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО) было подписано государствами - членами АСЕАН в апреле 1996 года.

Слайд

Схема АИКО регулирует производство всех продуктов, кроме тех, которые включены в Список общих изъятий Договора о CEПT, и в настоящее время применяется только к промышленному производству с дальнейшей возможностью распространения и на другие сектора экономики.

Меняющаяся экономическая ситуация в мире, выполнение странами АСЕАН обязательств перед ВТО, создание предпосылок для реализации идеи создания зоны свободной торговли и зоны инвестиций АСЕАН потребовали изменения ряда параметров, на которых основывались существовавшие промышленные программы сотрудничества.

Новая схема промышленного сотрудничества АСЕАН, сохранив некоторые особенности предыдущих схем, предусматривает более широкое использование тарифных и нетарифных методов регулирования.

Целями АИКО являются: рост производства промышленной продукции; углубление интеграции; рост инвестиций в государства АСЕАН из третьих стран; расширение внутриасеановской торговли; совершенствование технологической базы; повышение конкурентоспособности продукции на мировом рынке; возрастание роли частного сектора.

В соответствии с АИКО условием создания новой компании является участие в ней минимум двух предприятий из разных стран АСЕАН и наличие минимум 30% национального капитала.

Для стимулирования создания новых компаний предусмотрен ряд преференций. Так, согласно новой схеме промышленного сотрудничества в отношении товаров, одобренных для производства в рамках АИКО, с момента создания начинают применяться льготные тарифные ставки в размере 0-5%. Это создало им преимущественные условия по сравнению с остальными производителями, для которых такой уровень тарифной ставки в соответствии с Соглашением о СЕПТ был достигнут только через несколько лет. Кроме того, предусматривается ряд и нетарифных преференций, в том числе и преимущества в получении инвестиций.

Опираясь на содержащиеся в Соглашении об общем эффективном преференциальном тарифе (СЕПТ) рычаги воздействия на структуру производства, переориентацию предприятий с производства сырья и полуфабрикатов на производство конечного продукта, AИКO вводит дополнительные стимулы. В частности, в отношении импорта готовой продукции, полуфабрикатов (промежуточных продуктов) и сырья предусматривается применение льготной тарифной ставки, вместе с тем конечные продукты имеют неограниченный доступ на рынки стран АСЕАН, а доступ на эти рынки промежуточных продуктов и сырья ограничивается.

Государства ЮВА никогда не ставили перед собой задачу повторить европейский интеграционный опыт, т.е. создать единое экономическое и политическое пространство. Причин тому несколько. Одна из них — незавершенность во многих из этих стран процессов национальной интеграции, как этнической и религиозной, так и политической. Отсюда — сложности в достижении консенсуса как внутри элит стран АСЕАН, так и их обществ в целом. Отсутствие национальной интеграции в отдельных государствах ЮВА подрывает полноценную реализацию интеграционного проекта на уровне всего субрегиона.

Не хотят прагматичные члены АСЕАН использовать европейский опыт и по иной причине. В 2010-2014 гг. средние темпы экономического роста АСЕАН составили 5,7%, а Евросоюза и Еврозоны — 0,7% и 1,04% соответственно. Экономические неурядицы и кризис иммиграционной политики ЕС для АСЕАН служат более чем убедительными аргументами в пользу того, что в современных условиях пересмотр принципов уважения суверенитета во всех его проявлениях не только нежелателен, но и опасен.

АСЕАН всегда встраивала экономический вектор сотрудничества между входящими в нее странами в контекст более широких стратегических приоритетов. Неслучайно, что начало экономической интеграции, отраженное в т.н. «Докладе Кансу» [Coxhead I. RoutledgehandbookofSoutheastAsianeconomics // Routledge, 2014. P.368], хронологически совпало с принятием Декларации ЗОПФАН, а решение Сингапурского саммита о формировании зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА) — с решением о формировании общерегиональной площадки многостороннего диалога по вопросам безопасности. Приняв документ «Перспективы 2020», Ассоциация увязала вопросы экономики, политики и безопасности, социокультурного развития, что впоследствии послужило концептуальной основой Сообщества АСЕАН. Рассматривать результаты Экономического сообщества АСЕАН необходимо не изолированно, а в увязке с комплексными приоритетами Ассоциации.

Дорожная карта формирования Экономического сообщества АСЕАН до 2015 г. была принята непосредственно перед мировым финансовым и экономическим кризисом 2008–2009 гг., а внедрение в практику заявленных мероприятий происходило уже под его сильным влиянием. Основной урок, который вынесли страны ЮВА из экономических неурядиц, был прагматичен и прост: залог их преодоления заключается в масштабном инфраструктурном строительстве, а также оптимизации и диверсификации основ экономических обменов, в том числе с внерегиональными партнерами.

Слайд

Вызовы и перспективы.

Современная фаза мирового развития ставит перед Ассоциацией ряд вызовов. Наиболее серьезный из них — необходимость адаптироваться к процессам «новой глобализации». Углубляющаяся экономическая взаимозависимость «всех со всеми» сопровождается падением управляемости институтов глобального регулирования и не выполняет функцию компенсаторного механизма политических противоречий. Оформляются новые региональные экономические инициативы, которые с высокой долей вероятности заменят прежние институты. Одна из них — Транстихоокеанское партнерство — включает четыре страны ЮВА, фактически проводя разграничительную линию внутри Ассоциации.

В свою очередь, Китай готовится предложить миру проект «Один пояс, один путь». Его реализация может привести к созданию китаецентричнойсистемы экономического сотрудничества и обеспечения безопасности на Евразийском пространстве. Тем самым заинтересованность партнеров Ассоциации участвовать в заседаниях «асеаноцентричных»форматов многосторонней дипломатии может снизиться.

Отсюда — актуализация необходимости для АСЕАН повысить собственную конкурентоспособность именно как единой геоэкономической общности.

Осознавая это, а также стремясь снять нарекания в свой адрес из-за неполного соответствия результатов Экономического сообщества первоначальным замыслам, в ноябре 2015 г. Ассоциация опубликовала новый программный документ интеграции стран ЮВА — Дорожную карту формирования Сообщества АСЕАН до 2025 года. Ее экономическая часть содержит элементы как преемственности с предыдущей Дорожной картой, так и отличия от нее. Суть преемственности такова, что новая Дорожная карта оговаривает необходимость дальнейшего развития направлений, зафиксированных в предыдущем документе. Реализация не в полной мере завершенных мероприятий должна состояться к концу 2016 г. для «первой шестерки» АСЕАН и к 2018 г. — для Камбоджи, Лаоса, Мьянмы и Вьетнама.

Дорожная карта — 2025 включает пять разделов вместо четырех, как было в предыдущем документе. В пятом разделе «Глобальная АСЕАН» речь идет об интеграции АСЕАН в мировое сообщество и оптимизации ее отношений с внешними партнерами. Но главное, АСЕАН зафиксировала стремление укреплять свою центральную роль не только в региональных, но и в глобальных инициативах сотрудничества.

Формулировки нового документа более конкретны и практически ориентированы. Более детально прописаны совместные мероприятия по линии развития малого и среднего бизнеса, устранения нетарифных барьеров, согласования правил происхождения товаров, сотрудничества в сфере налогообложения, развития электронной коммерции и т.д. Дорожная карта — 2025 включает в себя развитие инициатив, оформление которых состоялось в 2008–2015 гг., в частности, АТИГА и ВРЭП. В общем и целом формирование Сообщества АСЕАН нацелено на повышение конкурентоспособности Юго-Восточной Азии как единой геоэкономической общности на региональном и глобальном уровнях. Одно из средств достижения задуманного заключается в оптимизации условий ведения бизнеса для компаний из стран АСЕАН и внешних партнеров Ассоциации.

Слайд

Россия и АСЕАН

С июля 1996 года Россия является полномасштабным партнёром по диалогу с АСЕАН. За этот период сформирована нормативно-правовая база взаимодействия, которая включает: — совместную декларацию о партнёрстве в деле мира и безопасности, а также процветания и развития в АТР (подписана 19 июня 2003 г. в Пномпене, Камбоджа); — совместную декларацию Россия-АСЕАН о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом (2 июля 2004 г., Джакарта, Индонезия); — совместную декларацию лидеров России и Ассоциации о развитом и всеобъемлющем партнёрстве (13 декабря 2005 г., Куала-Лумпур, Малайзия); — межправительственное Соглашение о сотрудничестве России и АСЕАН в области экономики и развития (10 декабря 2005 г., Куала-Лумпур; вступило в силу 11 августа 2006 г.). — комплексную программу действий по развитию сотрудничества России и АСЕАН на 2005—2015 гг. (13 декабря 2005 г., Куала-Лумпур).

29 ноября 2004 года Россия присоединилась к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии 1976 г. (Балийский договор), что создало предпосылки для углубления российско-асеановского диалога и участия в других интеграционных группировках, ядром которых является АСЕАН.

13 декабря 2005 года в Куала-Лумпуре состоялся первый саммит Россия-АСЕАН с участием Президента Российской Федерации В. В. Путина. Принято решение о регулярном проведении таких встреч (их периодичность пока не установлена).

Министр иностранных дел России ежегодно участвует в министерских совещаниях (конференциях) Ассоциации с диалоговыми партнёрами в форматах «АСЕАН+10» и «АСЕАН+1». 23 июля 2008 г. в Сингапуре состоялось очередное совещание министров иностранных дел Россия-АСЕАН, в ходе которого были обсуждены вопросы развития диалогового партнёрства. Министры одобрили «дорожную карту», включающую конкретные меры по активизации взаимодействия в приоритетных секторах. Министры высказались в пользу проведения в перспективе второго саммита Россия-АСЕАН.

В рамках партнёрства Россия-АСЕАН функционируют следующие механизмы взаимодействия.

— Совместный комитет сотрудничества (СКС) — 7-е заседание состоялось 9 октября 2008 г. в Санкт-Петербурге. — Совместный планово-распорядительный комитет (СПРК) — 6-е заседание состоялось 9 октября 2008 г. в Санкт-Петербурге. — Финансовый фонд диалогового партнёрства. Взнос Российской Федерации в 2007—2008 гг. составил в общей сложности 1 млн долл. США. — Рабочая группа по торгово-экономическому сотрудничеству (РГТЭС) — учредительное заседание состоялось в сентябре 2002 г. в Москве. — Рабочая группа по научно-технологическому сотрудничеству (РГНТС). 4-я встреча РГНТС прошла 10 июля 2007 г. в Москве. — Московский комитет АСЕАН (МКА) в составе асеановских послов в России.

На регулярной основе проводятся: — Совещания старших должностных лиц по политическим вопросам (на уровне заместителей министров иностранных дел) — как правило, раз в полтора года. 4-е совещание СДЛ состоялось в мае 2004 г. в Сингапуре; 5-я встреча — 4 февраля 2008 г. в Москве. — Совещания старших должностных лиц по транснациональной преступности — в привязке к соответствующим асеановским мероприятиям. 4-е ССДЛ-ТНП состоялось в июне 2008 г. в Куала-Лумпуре.

19 июля 2006 года в Сингапуре прошли первые консультации старших должностных лиц Россия-АСЕАН по экономическим вопросам (СЭДЛ).

Расширяется взаимодействие на профильных направлениях. 6-8 декабря 2005 г. в Чианграе (Таиланд) прошла первая российско-асеановская экспертная встреча по вопросам культуры. В настоящее время в процессе согласования находится проект межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области культуры.

В 2006 году согласована и утверждена Концепция научно-технологического сотрудничества между Россией и странами Ассоциации.

28 января 2007 года в Сингапуре проведены консультации по туризму. В ходе Туристского форума АСЕАН в Ханое в январе 2009 г. принято Положение о консультациях Россия-АСЕАН в сфере туризма.

Важной составляющей российско-асеановских отношений являются межпарламентские контакты. Делегации российских парламентариев регулярно участвуют в качестве наблюдателей в заседаниях Межпарламентской ассамблеи АСЕАН (АИПА).

Памятная монета Банка России

Развиваются связи между представителями деловых кругов. В 1998 году в Куала-Лумпуре подписано соглашение о сотрудничестве между ТПП России и Конфедерацией ТПП АСЕАН, создан Деловой совет Россия-АСЕАН. Под его эгидой организовано два Деловых форума Россия-АСЕАН (в апреле 2000 г. и в декабре 2005 г.). В апреле 2008 г. в ТПП России состоялось очередное заседание российской части Делового совета Россия-АСЕАН.

Положительную роль в развитии диалогового партнёрства призвано сыграть созданное в России в марте 2006 г. общественное движение «Восточное измерение». В марте 2007 г. делегация движения провела в Маниле встречи с политической и деловой элитой Филиппин, в том числе с Президентом Г.Арройо. В сентябре 2007 г. состоялся Российско-малайзийский бизнес-форум в Куала-Лумпуре.

30—31 октября 2010 года президент России Дмитрий Медведев принял участие во втором саммите России и стран-членов АСЕАН в Ханое, Вьетнам.

При Московском государственном институте международных отношений (Университете) открыт Центр АСЕАН.

Центр АСЕАН призван содействовать более полному информированию общественности России и государств Юго-Восточной Азии о возможностях и перспективах развития российско-асеановского партнёрства, стать базой для налаживания контактов между деловыми и научными кругами сторон, придать импульс расширению гуманитарных связей нашей страны с Ассоциацией.

Директором Центра назначен известный российский специалист по Юго-Восточной Азии д.и.н. В. В. Сумский.

19—20 мая 2016 года 3-й Саммит Россия — АСЕАН прошёл в российском городе Сочи.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.