АСЕАН: принципы развития и перспективы — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

АСЕАН: принципы развития и перспективы

2023-01-01 36
АСЕАН: принципы развития и перспективы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Слайд

АСЕАН: принципы развития и перспективы

Слайд

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) образована 8 августа 1967 года в г. Бангкоке. В нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, затем Бруней-Даруссалам (в 1984 г.), Вьетнам (в 1995 г.), Лаос и Мьянма (в 1997 г.), Камбоджа (в 1999 г.). Статус специального наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.

В качестве уставных целей Бангкокской декларацией об учреждении АСЕАН были определены:

· содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества стран-членов организации;

· содействие упрочению мира и стабильности в Юго-Восточной Азии (ЮВА).

Задача превращения АСЕАН в один из мировых политических и экономических центров многополюсного мира стимулировала эту региональную группировку стран активно решать ряд чрезвычайно важных задач. К ним относятся: формирование зоны свободной торговли и зоны инвестиций; введение единой валюты и создание развернутой экономической инфраструктуры, формирование специальной структуры управления.

Охвативший ЮВА в 1997 году валютно-финансовый кризис имел серьезные негативные политико-экономические последствия почти для всех государств, входящих в АСЕАН (наименее затронутыми оказались Сингапур и Бруней), явился испытанием решимости “десятки” продолжить политику экономической интеграции. Однако в 1999 году большинству стран Ассоциации удалось преодолеть негативные тенденции и в целом был достигнут экономический рост около 6%.

Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящим и координирующим органом Ассоциации служат ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД). Текущее руководство АСЕАН осуществляется Постоянным комитетом под председательством министра иностранных дел страны - устроительницы очередного СМИД. В г. Джакарте функционирует постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем.

В АСЕАН имеется 11 специализированных комитетов. Всего в рамках организации ежегодно проводится свыше 300 мероприятий. Юридической базой отношений стран АСЕАН служит Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года.

В экономической области страны Ассоциации проводят линию на интеграцию и либерализацию в регионе ЮВА на базе Соглашения о создании зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), Рамочного соглашения о зоне инвестиций в АСЕАН (АИА) и Базового соглашения о схеме промышленного сотрудничества (АИКО).

В соответствии с вариантом долгосрочной программы развития, разработанной экспертной группой, состоящей из ведущих политиков и ученых, военачальников и бизнесменов, предусматривается достижение уровня интеграции еще более высокой, чем в Европейском союзе, - полное объединение государственной банковской сферы, объединение вооруженных сил и полиции, внешнеполитических и научно-технологических ведомств и т.п.

Слайд

Слайд

Схема промышленного сотрудничества стран АСЕАН

В целях повышения конкурентоспособности товаров, производимых в зоне АСЕАН, а также создания условий для привлечения инвестиций в этот регион были предприняты поиски новых форм промышленного сотрудничества. Базовое Соглашение по схеме промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО) было подписано государствами - членами АСЕАН в апреле 1996 года.

Слайд

Схема АИКО регулирует производство всех продуктов, кроме тех, которые включены в Список общих изъятий Договора о CEПT, и в настоящее время применяется только к промышленному производству с дальнейшей возможностью распространения и на другие сектора экономики.

Меняющаяся экономическая ситуация в мире, выполнение странами АСЕАН обязательств перед ВТО, создание предпосылок для реализации идеи создания зоны свободной торговли и зоны инвестиций АСЕАН потребовали изменения ряда параметров, на которых основывались существовавшие промышленные программы сотрудничества.

Новая схема промышленного сотрудничества АСЕАН, сохранив некоторые особенности предыдущих схем, предусматривает более широкое использование тарифных и нетарифных методов регулирования.

Целями АИКО являются: рост производства промышленной продукции; углубление интеграции; рост инвестиций в государства АСЕАН из третьих стран; расширение внутриасеановской торговли; совершенствование технологической базы; повышение конкурентоспособности продукции на мировом рынке; возрастание роли частного сектора.

В соответствии с АИКО условием создания новой компании является участие в ней минимум двух предприятий из разных стран АСЕАН и наличие минимум 30% национального капитала.

Для стимулирования создания новых компаний предусмотрен ряд преференций. Так, согласно новой схеме промышленного сотрудничества в отношении товаров, одобренных для производства в рамках АИКО, с момента создания начинают применяться льготные тарифные ставки в размере 0-5%. Это создало им преимущественные условия по сравнению с остальными производителями, для которых такой уровень тарифной ставки в соответствии с Соглашением о СЕПТ был достигнут только через несколько лет. Кроме того, предусматривается ряд и нетарифных преференций, в том числе и преимущества в получении инвестиций.

Опираясь на содержащиеся в Соглашении об общем эффективном преференциальном тарифе (СЕПТ) рычаги воздействия на структуру производства, переориентацию предприятий с производства сырья и полуфабрикатов на производство конечного продукта, AИКO вводит дополнительные стимулы. В частности, в отношении импорта готовой продукции, полуфабрикатов (промежуточных продуктов) и сырья предусматривается применение льготной тарифной ставки, вместе с тем конечные продукты имеют неограниченный доступ на рынки стран АСЕАН, а доступ на эти рынки промежуточных продуктов и сырья ограничивается.

Государства ЮВА никогда не ставили перед собой задачу повторить европейский интеграционный опыт, т.е. создать единое экономическое и политическое пространство. Причин тому несколько. Одна из них — незавершенность во многих из этих стран процессов национальной интеграции, как этнической и религиозной, так и политической. Отсюда — сложности в достижении консенсуса как внутри элит стран АСЕАН, так и их обществ в целом. Отсутствие национальной интеграции в отдельных государствах ЮВА подрывает полноценную реализацию интеграционного проекта на уровне всего субрегиона.

Не хотят прагматичные члены АСЕАН использовать европейский опыт и по иной причине. В 2010-2014 гг. средние темпы экономического роста АСЕАН составили 5,7%, а Евросоюза и Еврозоны — 0,7% и 1,04% соответственно. Экономические неурядицы и кризис иммиграционной политики ЕС для АСЕАН служат более чем убедительными аргументами в пользу того, что в современных условиях пересмотр принципов уважения суверенитета во всех его проявлениях не только нежелателен, но и опасен.

АСЕАН всегда встраивала экономический вектор сотрудничества между входящими в нее странами в контекст более широких стратегических приоритетов. Неслучайно, что начало экономической интеграции, отраженное в т.н. «Докладе Кансу» [Coxhead I. RoutledgehandbookofSoutheastAsianeconomics // Routledge, 2014. P.368], хронологически совпало с принятием Декларации ЗОПФАН, а решение Сингапурского саммита о формировании зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА) — с решением о формировании общерегиональной площадки многостороннего диалога по вопросам безопасности. Приняв документ «Перспективы 2020», Ассоциация увязала вопросы экономики, политики и безопасности, социокультурного развития, что впоследствии послужило концептуальной основой Сообщества АСЕАН. Рассматривать результаты Экономического сообщества АСЕАН необходимо не изолированно, а в увязке с комплексными приоритетами Ассоциации.

Дорожная карта формирования Экономического сообщества АСЕАН до 2015 г. была принята непосредственно перед мировым финансовым и экономическим кризисом 2008–2009 гг., а внедрение в практику заявленных мероприятий происходило уже под его сильным влиянием. Основной урок, который вынесли страны ЮВА из экономических неурядиц, был прагматичен и прост: залог их преодоления заключается в масштабном инфраструктурном строительстве, а также оптимизации и диверсификации основ экономических обменов, в том числе с внерегиональными партнерами.

Слайд

Вызовы и перспективы.

Современная фаза мирового развития ставит перед Ассоциацией ряд вызовов. Наиболее серьезный из них — необходимость адаптироваться к процессам «новой глобализации». Углубляющаяся экономическая взаимозависимость «всех со всеми» сопровождается падением управляемости институтов глобального регулирования и не выполняет функцию компенсаторного механизма политических противоречий. Оформляются новые региональные экономические инициативы, которые с высокой долей вероятности заменят прежние институты. Одна из них — Транстихоокеанское партнерство — включает четыре страны ЮВА, фактически проводя разграничительную линию внутри Ассоциации.

В свою очередь, Китай готовится предложить миру проект «Один пояс, один путь». Его реализация может привести к созданию китаецентричнойсистемы экономического сотрудничества и обеспечения безопасности на Евразийском пространстве. Тем самым заинтересованность партнеров Ассоциации участвовать в заседаниях «асеаноцентричных»форматов многосторонней дипломатии может снизиться.

Отсюда — актуализация необходимости для АСЕАН повысить собственную конкурентоспособность именно как единой геоэкономической общности.

Осознавая это, а также стремясь снять нарекания в свой адрес из-за неполного соответствия результатов Экономического сообщества первоначальным замыслам, в ноябре 2015 г. Ассоциация опубликовала новый программный документ интеграции стран ЮВА — Дорожную карту формирования Сообщества АСЕАН до 2025 года. Ее экономическая часть содержит элементы как преемственности с предыдущей Дорожной картой, так и отличия от нее. Суть преемственности такова, что новая Дорожная карта оговаривает необходимость дальнейшего развития направлений, зафиксированных в предыдущем документе. Реализация не в полной мере завершенных мероприятий должна состояться к концу 2016 г. для «первой шестерки» АСЕАН и к 2018 г. — для Камбоджи, Лаоса, Мьянмы и Вьетнама.

Дорожная карта — 2025 включает пять разделов вместо четырех, как было в предыдущем документе. В пятом разделе «Глобальная АСЕАН» речь идет об интеграции АСЕАН в мировое сообщество и оптимизации ее отношений с внешними партнерами. Но главное, АСЕАН зафиксировала стремление укреплять свою центральную роль не только в региональных, но и в глобальных инициативах сотрудничества.

Формулировки нового документа более конкретны и практически ориентированы. Более детально прописаны совместные мероприятия по линии развития малого и среднего бизнеса, устранения нетарифных барьеров, согласования правил происхождения товаров, сотрудничества в сфере налогообложения, развития электронной коммерции и т.д. Дорожная карта — 2025 включает в себя развитие инициатив, оформление которых состоялось в 2008–2015 гг., в частности, АТИГА и ВРЭП. В общем и целом формирование Сообщества АСЕАН нацелено на повышение конкурентоспособности Юго-Восточной Азии как единой геоэкономической общности на региональном и глобальном уровнях. Одно из средств достижения задуманного заключается в оптимизации условий ведения бизнеса для компаний из стран АСЕАН и внешних партнеров Ассоциации.

Слайд

Россия и АСЕАН

С июля 1996 года Россия является полномасштабным партнёром по диалогу с АСЕАН. За этот период сформирована нормативно-правовая база взаимодействия, которая включает: — совместную декларацию о партнёрстве в деле мира и безопасности, а также процветания и развития в АТР (подписана 19 июня 2003 г. в Пномпене, Камбоджа); — совместную декларацию Россия-АСЕАН о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом (2 июля 2004 г., Джакарта, Индонезия); — совместную декларацию лидеров России и Ассоциации о развитом и всеобъемлющем партнёрстве (13 декабря 2005 г., Куала-Лумпур, Малайзия); — межправительственное Соглашение о сотрудничестве России и АСЕАН в области экономики и развития (10 декабря 2005 г., Куала-Лумпур; вступило в силу 11 августа 2006 г.). — комплексную программу действий по развитию сотрудничества России и АСЕАН на 2005—2015 гг. (13 декабря 2005 г., Куала-Лумпур).

29 ноября 2004 года Россия присоединилась к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии 1976 г. (Балийский договор), что создало предпосылки для углубления российско-асеановского диалога и участия в других интеграционных группировках, ядром которых является АСЕАН.

13 декабря 2005 года в Куала-Лумпуре состоялся первый саммит Россия-АСЕАН с участием Президента Российской Федерации В. В. Путина. Принято решение о регулярном проведении таких встреч (их периодичность пока не установлена).

Министр иностранных дел России ежегодно участвует в министерских совещаниях (конференциях) Ассоциации с диалоговыми партнёрами в форматах «АСЕАН+10» и «АСЕАН+1». 23 июля 2008 г. в Сингапуре состоялось очередное совещание министров иностранных дел Россия-АСЕАН, в ходе которого были обсуждены вопросы развития диалогового партнёрства. Министры одобрили «дорожную карту», включающую конкретные меры по активизации взаимодействия в приоритетных секторах. Министры высказались в пользу проведения в перспективе второго саммита Россия-АСЕАН.

В рамках партнёрства Россия-АСЕАН функционируют следующие механизмы взаимодействия.

— Совместный комитет сотрудничества (СКС) — 7-е заседание состоялось 9 октября 2008 г. в Санкт-Петербурге. — Совместный планово-распорядительный комитет (СПРК) — 6-е заседание состоялось 9 октября 2008 г. в Санкт-Петербурге. — Финансовый фонд диалогового партнёрства. Взнос Российской Федерации в 2007—2008 гг. составил в общей сложности 1 млн долл. США. — Рабочая группа по торгово-экономическому сотрудничеству (РГТЭС) — учредительное заседание состоялось в сентябре 2002 г. в Москве. — Рабочая группа по научно-технологическому сотрудничеству (РГНТС). 4-я встреча РГНТС прошла 10 июля 2007 г. в Москве. — Московский комитет АСЕАН (МКА) в составе асеановских послов в России.

На регулярной основе проводятся: — Совещания старших должностных лиц по политическим вопросам (на уровне заместителей министров иностранных дел) — как правило, раз в полтора года. 4-е совещание СДЛ состоялось в мае 2004 г. в Сингапуре; 5-я встреча — 4 февраля 2008 г. в Москве. — Совещания старших должностных лиц по транснациональной преступности — в привязке к соответствующим асеановским мероприятиям. 4-е ССДЛ-ТНП состоялось в июне 2008 г. в Куала-Лумпуре.

19 июля 2006 года в Сингапуре прошли первые консультации старших должностных лиц Россия-АСЕАН по экономическим вопросам (СЭДЛ).

Расширяется взаимодействие на профильных направлениях. 6-8 декабря 2005 г. в Чианграе (Таиланд) прошла первая российско-асеановская экспертная встреча по вопросам культуры. В настоящее время в процессе согласования находится проект межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области культуры.

В 2006 году согласована и утверждена Концепция научно-технологического сотрудничества между Россией и странами Ассоциации.

28 января 2007 года в Сингапуре проведены консультации по туризму. В ходе Туристского форума АСЕАН в Ханое в январе 2009 г. принято Положение о консультациях Россия-АСЕАН в сфере туризма.

Важной составляющей российско-асеановских отношений являются межпарламентские контакты. Делегации российских парламентариев регулярно участвуют в качестве наблюдателей в заседаниях Межпарламентской ассамблеи АСЕАН (АИПА).

Памятная монета Банка России

Развиваются связи между представителями деловых кругов. В 1998 году в Куала-Лумпуре подписано соглашение о сотрудничестве между ТПП России и Конфедерацией ТПП АСЕАН, создан Деловой совет Россия-АСЕАН. Под его эгидой организовано два Деловых форума Россия-АСЕАН (в апреле 2000 г. и в декабре 2005 г.). В апреле 2008 г. в ТПП России состоялось очередное заседание российской части Делового совета Россия-АСЕАН.

Положительную роль в развитии диалогового партнёрства призвано сыграть созданное в России в марте 2006 г. общественное движение «Восточное измерение». В марте 2007 г. делегация движения провела в Маниле встречи с политической и деловой элитой Филиппин, в том числе с Президентом Г.Арройо. В сентябре 2007 г. состоялся Российско-малайзийский бизнес-форум в Куала-Лумпуре.

30—31 октября 2010 года президент России Дмитрий Медведев принял участие во втором саммите России и стран-членов АСЕАН в Ханое, Вьетнам.

При Московском государственном институте международных отношений (Университете) открыт Центр АСЕАН.

Центр АСЕАН призван содействовать более полному информированию общественности России и государств Юго-Восточной Азии о возможностях и перспективах развития российско-асеановского партнёрства, стать базой для налаживания контактов между деловыми и научными кругами сторон, придать импульс расширению гуманитарных связей нашей страны с Ассоциацией.

Директором Центра назначен известный российский специалист по Юго-Восточной Азии д.и.н. В. В. Сумский.

19—20 мая 2016 года 3-й Саммит Россия — АСЕАН прошёл в российском городе Сочи.

АЭС «Ниньтхуан-1», Вьетнам

Одно из наиболее стратегически важных направлений деятельности российских компаний в ЮВА — сотрудничество в сфере атомной энергетики. Cреди проектов, реализуемых Россией в странах АСЕАН, особое место занимает строительство атомной электростанции «Ниньтхуан-1», которая станет первой АЭС во Вьетнаме (провинция Ниньтхуан, г. Фуокдин). В ноябре 2011 г. было подписано Межправительственное соглашение, согласно которому российская сторона выделила кредит в размере 8 млрд рублей для реализации данного проекта. Договоренности предусматривают создание вьетнамского центра ядерной науки и техники, а также подготовку соответствующих специалистов в российских вузах.

АЭС «Ниньтхуан-1» будет построена с применением новейших технологий в сфере атомной энергетики и в полном соответствии с требованиями Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). На данный момент в провинции ведется подготовка к строительным работам и создается необходимая инфраструктура. Несмотря на то, что начало строительства АЭС запланировано на 2017 г., проект было решено перенести на 2020 г. в связи с желанием вьетнамской стороны провести подробный анализ экологических рисков совместно с экспертами МАГАТЭ.

Проекты ПАО «Газпром»,

Информационный бизнес

Один из флагманов российской IT-индустрии — «Лаборатория Касперского», производитель программного обеспечения для защиты от компьютерных вирусов, хакерских атак и спама. Компания имеет офисы во многих странах Азии, в том числе в Малайзии, Сингапуре, Китае, Индонезии, Таиланде, Индии и на Филиппинах.

В настоящее время на Азиатско-Тихоокеанский регион приходится 6,2% доходов компании, при этом регион всегда занимал важное место в стратегии компании по расширению клиентской базы за рубежом. Перспективные рынки для «Лаборатории Касперского» — страны Юго-Восточной Азии, главным образом, Малайзия и Сингапур.

Программное обеспечение российского разработчика наиболее востребовано среди малазийских пользователей. В 2008 г. «Лаборатория Касперского» открыла свой первый региональный офис в Юго-Восточной Азии, который базируется в Селангоре — одном из наиболее передовых с точки зрения инфраструктурного развития штате Малайзии.

Региональный офис служит своего рода командным пунктом для координации и развития IT-индустрии в Малайзии, Сингапуре, Индонезии, Вьетнаме, Таиланде и на Филиппинах, обеспечивая полномасштабную поддержку интернет-пользователей, управление операциями и расширение спектра доступных им сервисов и услуг. В данном офисе создана демонстрационная лаборатория, которая выполняет функцию учебного центра для IT-персонала и партнеров «Лаборатории Касперского».

В число клиентов компании входят крупные предприятия малого и среднего бизнеса и правительственные учреждения — Министерство обороны и Министерство образования Малайзии. Помимо этого, российская IT-компания уже несколько лет сотрудничает с малазийским правительством в области защиты от информационных угроз, а также является активным членом международной организации по борьбе с кибертерроризмом IMPACT, основанной правительством Малайзии.

Сингапур — одно из наиболее технологически развитых государств в мире. Страна намного опережает своих соседей (Малайзию, Индонезию) по уровню доступа граждан к Интернету. В 2014 г. интернет-аудитория в Сингапуре составила 88%.

Слайд

АСЕАН: принципы развития и перспективы

Слайд

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) образована 8 августа 1967 года в г. Бангкоке. В нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, затем Бруней-Даруссалам (в 1984 г.), Вьетнам (в 1995 г.), Лаос и Мьянма (в 1997 г.), Камбоджа (в 1999 г.). Статус специального наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.

В качестве уставных целей Бангкокской декларацией об учреждении АСЕАН были определены:

· содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества стран-членов организации;

· содействие упрочению мира и стабильности в Юго-Восточной Азии (ЮВА).

Задача превращения АСЕАН в один из мировых политических и экономических центров многополюсного мира стимулировала эту региональную группировку стран активно решать ряд чрезвычайно важных задач. К ним относятся: формирование зоны свободной торговли и зоны инвестиций; введение единой валюты и создание развернутой экономической инфраструктуры, формирование специальной структуры управления.

Охвативший ЮВА в 1997 году валютно-финансовый кризис имел серьезные негативные политико-экономические последствия почти для всех государств, входящих в АСЕАН (наименее затронутыми оказались Сингапур и Бруней), явился испытанием решимости “десятки” продолжить политику экономической интеграции. Однако в 1999 году большинству стран Ассоциации удалось преодолеть негативные тенденции и в целом был достигнут экономический рост около 6%.

Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящим и координирующим органом Ассоциации служат ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД). Текущее руководство АСЕАН осуществляется Постоянным комитетом под председательством министра иностранных дел страны - устроительницы очередного СМИД. В г. Джакарте функционирует постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем.

В АСЕАН имеется 11 специализированных комитетов. Всего в рамках организации ежегодно проводится свыше 300 мероприятий. Юридической базой отношений стран АСЕАН служит Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года.

В экономической области страны Ассоциации проводят линию на интеграцию и либерализацию в регионе ЮВА на базе Соглашения о создании зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), Рамочного соглашения о зоне инвестиций в АСЕАН (АИА) и Базового соглашения о схеме промышленного сотрудничества (АИКО).

В соответствии с вариантом долгосрочной программы развития, разработанной экспертной группой, состоящей из ведущих политиков и ученых, военачальников и бизнесменов, предусматривается достижение уровня интеграции еще более высокой, чем в Европейском союзе, - полное объединение государственной банковской сферы, объединение вооруженных сил и полиции, внешнеполитических и научно-технологических ведомств и т.п.

Слайд


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.