Институт Экономики и Бизнеса — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Институт Экономики и Бизнеса

2023-01-01 75
Институт Экономики и Бизнеса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Институт Экономики и Бизнеса

 

 

Вершинин Ю.Б.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОВРЕМЕННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

 

для студентов  специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность», 38.03.01 «Экономика», 38.03.02 «Менеджмент», 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», 38.03.05 «Управление персоналом», «Бизнес-информатика», 40.03.01 «Юриспруденция», 37.03.01 «Психология», 29.03.01 «Социология», 54.03.01 «Дизайн» и 38.05.02 «Таможенное дело» всех видов и форм обучения

 

 

Ульяновск, 2022 (2019)

 

Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Современные финансовые инструменты в социальном предпринимательстве» / составитель: Ю.Б. Вершинин. ‑ Ульяновск: УлГУ, 2022 (2019).

 

 

Настоящие методические указания предназначены  для студентов  специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность», 38.03.01 «Экономика», 38.03.02 «Менеджмент», 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», 38.03.05 «Управление персоналом», «Бизнес-информатика», 40.03.01 «Юриспруденция», 37.03.01 «Психология», 29.03.01 «Социология», 54.03.01 «Дизайн» и 38.05.02 «Таможенное дело» всех видов и форм обучения.

В работе приведены литература по дисциплине, основные темы курса и вопросы в рамках каждой темы, рекомендации по изучению теоретического материала, контрольные вопросы для самоконтроля, кейсы и тесты для самостоятельной работы.

Студентам заочной формы обучения следует использовать данные методические указания при самостоятельном изучении дисциплины. Студентам очной формы обучения они будут полезны при подготовке к практическим занятиям и к экзамену по данной дисциплине.

 

 

Рекомендованы к введению в образовательный процесс Ученым советом Института экономики и бизнеса УлГУ (Протокол №___ от «____» __________ 2019г.)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Литература для изучения дисциплины……………………………………….…………….4

Тема 1. Основные источники финансирования социальных проектов………………….4

Тема 2. Фандрайзинг в социальном предпринимательстве……………………………….11

Тема 3. Краудфандинг………………………………………………………………………..13

Тема 4. Гранты как источник финансирования социальных проектов……………………17

Тема 5. Благотворительность и спонсорство…………………………………………….….20

Тема 6. Государственные субсидии и займы в социальном предпринимательстве……...23

Тема 7. Венчурное финансирование…………………………………………………….......26

Тема 8. Основы инвестиций…………………………………………………………………28

Тема 9. Оценка эффективности использования финансовых ресурсов………………...…32

 

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.Калюжнова, Н. Я. Социальное предпринимательство: учебное пособие для вузов / Н. Я. Калюжнова, Е. П. Огаркова, М. А. Осипов; под редакцией Н. Я. Калюжновой. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 114 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11478-2. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — (URL: https://biblio-online.ru/bcode/445349 (дата обращения: 05.04.2020). https://urait.ru/bcode/457025 (дата обращения: 05.04.2020).

2. Основы социального предпринимательства: учебное пособие для вузов / Е. М. Белый [и др.]; под редакцией Е. М. Белого. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 178 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11579-6. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/445670 (дата обращения: 21.11.2019). (URL: https://urait.ru/bcode/457112 (дата обращения: 05.04.2020).

3. Взаимодействие бизнеса и органов власти: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. И. Марковская [и др.]; под редакцией Е. И. Марковской. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 304 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8762-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433915 (дата обращения: 21.11.2019) (URL: https://urait.ru/bcode/414042 (дата обращения: 05.04.2020).

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Введение

Фармацевт Инна Краюшкина вместе с мужем заинтересовалась Японией в 2009 году. Вместе они в июле 2009 года создали компанию «Торговый путь Инари», которая на протяжении нескольких лет занимается объединением всех, кто заинтересован развитием российско-японских экономических отношений в разных областях, поиском направлений торгово-экономического сотрудничества, а также привлечением инвестиций.

Миссия «Инари» – всесторонне содействовать развитию бизнес-диалога между Россией и Японией, всячески способствовать улучшению добрососедских отношений и взаимопонимания между народами, в полной мере использовать совместные знания РФ (СНГ) и Японии, инновационный потенциал в контексте модернизации российской экономики между российскими бизнес-структурами и представителями деловых кругов Японии для повышения качества жизни и благосостояния обоих народов.

Летом 2013 года «Инари» привезла для сети «Азбука вкуса» три десятка квадратных арбузов, цена которых в рознице составила около 30 000 рублей и вызвала бурные обсуждения в СМИ.

Логистика и доходы

Основная часть поставок «Инари» осуществляется по железной дороге, но сейчас из-за роста тарифов холдингу приходится сокращать этот канал достав-и. Скоропортящиеся товары (фрукты, овощи, снеки, другие продукты со сроком годности два-пять месяцев) «Инари» доставляет в Россию только самолетом. «В Шереметьево в среду днём прилетает товар из Японии, а в два часа ночи он уже растаможен, рассортирован, расфасован по машинам и едет в магазины», – говорит Инна. Остальные товары ввозятся в контейнерах морем. Это самый длительный вариант доставки – два-два с половиной месяца.

Доставка товара происходит за счёт покупателя. В основном по предоплате. Ответственность за доставку товара, как правило, берёт на себя японская сторона; ответственность холдинга наступает после того, как он принял товар.

Ежемесячный оборот компании «Торговый путь Инари» немного различается от месяца к месяцу и примерно составляет 4-5 млн. рублей.

Квадратные арбузы

Квадратный арбуз был впервые выведен в префектуре Кагава японского острова Сикоку около 30 лет назад. Такая форма была создана фермерами для удобства складирования и хранения арбузов. Это не новый сорт и не продукт генной модификации, а обычный сорт арбузов, которые помещают в стеклянную кубическую форму в определенный период созревания ягоды, и там арбузы растут, принимая необычную для себя форму. На вкусовые параметры арбуза его форма никак не влияет. Вес одного арбуза составляет 6 кг. А размер такой ягоды строго 18 см на 18 см.

Фермеры считают, что квадратные арбузы гораздо удобнее транспортировать и хранить, чем круглые. Риск того, что они выкатятся из машины при разгрузке, минимален. Более того, коробки, в которых выращиваются арбузы, такого же размера, как и полки японских холодильников, и готовый продукт легко помещается в холодильник.

Фермерам удается вырастить всего 200–400 квадратных арбузов в год (каждый год по-разному). Вырастить такой арбуз весьма проблематично. Фермеры постоянно «присматривают» за арбузами – важно не пропустить момент срезания.

«За каждым арбузом ухаживаешь как за ребенком. Следишь, чтобы полосы шли строго по вертикали, чтобы трещин не было. Каждый арбуз нужно проверять по несколько раз в день. Если пропустишь момент срезания, вся работа окажется впустую», – рассказала хозяйка арбузной фермы Хироко Ямасита.

В Японии квадратные арбузы завоевали невиданную популярность. По словам местных аграриев, экзотический плод идет нарасхват, несмотря на то, что такой арбуз стоит в четыре раза дороже обычного. Квадратные (кубические) арбузы – это арбузы ручной работы, абсолютно экологически чистые. Конечно же, эти квадратные арбузы предназначены для еды и плюс к этому могут быть идеальным подарком и украшением праздничного стола. На Востоке квадратный арбуз считается идеальным подарком друзьям и близким, а в самой Японии такие плоды так же используются для оформления интерьеров. Арбуз может простоять, не испортившись, до года, поскольку собирают их немного недозрелыми. В России пока более или менее массово выращивать такой продукт никто не собирается – трудно найти рынок сбыта.

Холдинг «Торговый путь Инари» сам выступил инициатором ввоза в Россию квадратных арбузов и разослал это предложение в розничные торговые сети. На него откликнулась «Азбука вкуса».

Заключение

Поскольку квадратные арбузы – это вообще «разовый» урожай, предлагаемый к продаже лишь раз в году, то, чтобы закупить их, нужно готовиться за год и делать предварительный заказ в Японии. Заранее узнать количество арбузов, которое будет выделено на страну, невозможно. Все зависит от урожая конкретного года. В 2013 году японцы дали на Россию всего 30 арбузов. Цена на них стала «заоблачной» из-за высокой закупочной цены и высоких транспортных расходов. Так, закупочная цена кубических бахчевых – около 30 000 йен (примерно 10 тыс. руб.). Пока продукт дойдет до полки магазина, к оптовой стоимости нужно добавить цену доставки самолетом, таможенные сборы и маржу предпринимателей. Российские потребители весьма скептически отнеслись к появлению на прилавках магазинов торговой сети «Азбука вкуса» подобного товара, хотя интерес к нему проявляли.

Несмотря на то, что за лето 2013 года «Азбуке вкуса» удалось из 30 арбузов продать только 19, ее руководство заявило, что все равно не жалеет о затраченных средствах на приобретение столь дорого продукта, надеясь распродать его полностью до Нового года. Более того, «Азбука вкуса» готова и впредь радовать своих клиентов необычными и качественными товарами, в том числе и квадратными арбузами.

Вопросы для обсуждения

1. Почему компания «Торговый путь Инари» образована в форме холдинга? Чем характеризуется данная форма ведения бизнеса?

2. Какие факторы определили успех холдинга «Торговый путь Инари» на российском рынке?

3. Какие риски несет холдинг «Торговый путь Инари», связав свою деятельность с единственной страной-поставщиком Японией? Проведите SWOT-анализ деятельности компании.

4. В чем Вы видите причины неуспеха продаж квадратных арбузов на российском рынке, помимо высокой цены?

5. Как Вы думаете, почему «Азбука вкуса» не намерена отказываться от закупок квадратных арбузов, хотя их продажи идут медленно?

6. Разработайте комплекс мероприятий для торговой сети «Азбука вкуса» по продвижению квадратных арбузов на российском потребительском рынке, учитывая, что компания практически не имеет возможностей снизить на них цену.

 

Тесты для самостоятельной работы

1. Термин «благотворительность» появился в России:

а) в XVII в.;

б) в XVIII в.;

в) в XVI в.

2. Термин «благотворительность» введен в России историком:

а) В. О. Ключевским;

б) С. М. Соловьевым;

в) Н. М. Карамзиным.

3. Благотворительность — это:

а) добровольная, субъективная, негосударственная помощь;

б) явление, характеризующее пребывание определенной части общества в состоянии бедности и нищеты;

в) совершение благих поступков.

4. Понятие «доброхотный» означает:

а) добрый;

б) добровольный;

в) человеколюбивый.

5. Меценат — это:

а) человек, заботящийся,

опекающий;

б) добрый человек;

в) покровитель науки

и искусства.

6. Понятие, обозначающее опеку, заботу:

а) филантропия;

б) призрение;

в) волонтерство.

7. Милостыня на Руси до начала XVII в. называлась:

а) слепая;

б) закрытая;

в) неизвестная;

г) простая.

8. ФЗ РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» был принят в России:

а) 11 августа 1995 г.;

б) 11 сентября 1997 г.;

в) 11 июля 1996 г.

9. Поиск и сбор средств, необходимых для осуществления социально значимых проектов:

а) меценатство;

б) спонсорство;

в) волонтерство;

г) фандрайзинг.

10. Спонсорская деятельность — это:

а) помощь бедным людям;

б) оказание добровольной помощи нуждающимся в ней людям;

в) добровольная материальная поддержка социально значимых инициатив и проектов, в том числе с целью рекламы определённых товаров, услуг, собственной деятельности.

11. НКО в России существуют за счет:

а) личных взносов;

б) фандрайзинга;

в) денег местных властей;

г) грантов зарубежных стран.

12. Грант — это:

1) возвратное целевое финансирование общественно полезных программ;

2) привлечение средств на определенный период для деятельности НКО;

3) безвозмездное невозвратное целевое финансирование общественно полезных программ НКО.

13. Лоббирование — это:

1) поиск доноров;

2) продвижение интересов;

3) поиск денежных средств для целевой деятельности.

 

КАК ПОЯВИЛАСЬ ПРАКТИКА

Фонд Kvinna till Kvinna (в переводе со шведского «Женщина – женщине») начал свою деятельность как инициативная группа женщин в 1993 году, а официально был зарегистрирован в 1995 году. Фонд поддерживает женщин в зонах военных конфликтов, а также развивает программы в области прав женщин на Балканах, на Южном Кавказе, в Армении, Грузии, Азербайджане, в Абхазии и Южной Осетии, на Ближнем

Востоке и в Африке (Конго, Либерия).

С 1993 года, когда инициатива «Женщина – женщине» еще только зарождалась, ее целью стала поддержка женщин, переживших сексуальное насилие во время Балканской войны. Одним из видов деятельности тогда была подготовка к отправке в зоны конфликтов т.н. «зеленых пакетов», состоявших из предметов первой необходимости для женщин,

о которых обычно не думают: медикаменты, гигиенические пакеты и т.п.

Из этой работы впоследствии выросли другие направления – социальная и психологическая поддержка, центры реабилитации и многое другое. Но идея делать женщинам подарки сохранилась, и со временем стала традицией организации.

ОТКРЫТКА ЗА ПОЖЕРТВОВАНИЕ

Фонд выпустил тираж рождественских открыток. Человек, который приобретал такую открытку в подарок, фактически делал пожертвование в пользу Фонда. На самой открытке было указано: «Тот, кто подарил тебе эту открытку, с её помощью сделал пожертвование в Фонд Kvinna till Kvinna». В открытках не хватало возможности донести правозащитное послание.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В 2014 году за 6 недель сбора средств рождественская кампания с коробочками для подарков принесла фонду 235 000 шведских крон, это более 25 тысяч евро.

ОЦЕНКА

Главным секретом успеха фандрайзинговых кампаний Фонд Kvinna till Kvinna считает грамотный выбор целевой аудитории и ориентацию именно на нее. Важное замечание: учиться фандрайзингу и коммуникационной деятельности сотрудникам Фонда приходится в ходе работы. И большим подспорьем в этом являются мероприятия по классическому маркетингу.

Помимо рождественской фандрайзинговой компании, Фонд Kvinna till Kvinna также использует другие способы привлечения средств:

• Простой банковский перевод на счет Фонда;

• Система реккурентных платежей («система постоянных доноров») – каждый, кто хочет стать другом, может на сайте Фонда зарегистрировать свой банковский счет, и каждый месяц с него будет списываться фиксированная сумма пожертвования;

• Сезонные смс кампании – доноры присылают смс сообщения с разными словами (например, «борьба», «сила», «моя мама» и др.), и с их мобильного счета списывают фиксированную сумму пожертвования;

• Другие кампании – к Международному женскому дню (8 марта), ко Дню матери (31 мая), к Международному дню защитниц прав женщин (28 ноября);

• Ящики для сбора пожертвований, которые стоят в различных публичных местах (сейчас эта технология фандрайзинга почти не используется, т.к. перестала быть эффективной);

• Возможность составить завещание в пользу Фонда.

ПАСПОРТ ОРГАНИЗАЦИИ:

Благотворительный фонд / Правозащитная организация Kvinna Till Kvinna (KTK)

+46 (0) 8 588 891 00 http://kvinnatillkvinna.se [email protected]

Исполнительный директор: Лена Эг

Поддержка женщин и женских некоммерческих организаций во время войн и в зонах конфликтов, пропаганда правовой культуры и гендерного равенства как её

неотъемлемой части.

• Создание и расширение сети женских организаций, чьи ценности включают в себя веру

в равноправие граждан и устойчивое демократическое развитие общества

• Поддержка партнерских организаций в зонах конфликтов и военных действий

РУКОВОДИТЕЛИ

Тесты для самостоятельной работы

1. Дополните цепочку:

Методы проведения фандрайзинга: «один на один»,.......,

.......,.......,.........., благотворительная распродажа, лотерея.

 

2. Дополнить недостающую часть определения фандрайзинга:

Фандрайзинг — это процесс.......,.......,.............

3. Дополнить перечень сфер, в которых может осуществляться спонсорская деятельность: культурная; ………

4. Выберите правильные, на ваш взгляд, утверждения.

1) Привлечение финансов — это привлечение людей.

2) Фандрайзинг — это процесс.

3) Деньги нужно уметь находить.

4) Если ваш проект стоящий, то вы автоматически можете получить много пожертвований.

5) При осуществлении фандрайзинга не обязательна этика.

6) Если человек не может помочь деньгами, то другие средства не годны.

5. Расположите в правильном порядке этапы фандрайзинга:

1). Определить методы сбора средств.

2) Составить план проведения компании.

3) Провести мониторинг и выявить целевые группы, на которые вы хотите направить проект.

4) Определить цели и задачи проекта.

5) Разработать необходимые письма, раздаточные материалы.

6) Распределить обязанности исполнителей проекта.

Тема 3. Краудфандинг.

Основные вопросы темы:

1.Понятие краудфандинга, история возникновения.

2.Краудфандинговые платформы.

3.Виды краудфандинга, их классификация.

4.Денежная и неденежная формы краудфандинга.

5.Преимущества краудфандинга перед другими источниками финансирования социальных проектов.

6.Риски краудфандинга.

7.Ведущие краудфандинговые платформы за рубежом и в Российской Федерации.

 

Рекомендации по изучению темы:

Вопрос 1 изложен на с.87-101 [2]

Вопрос 2 изложен на с.87-101 [2]

Вопрос 3 изложен на с.87-101 [2]

Вопрос 4 изложен на с.87-101 [2]

Вопрос 5 изложен на с.87-101 [2]

Вопрос 6 изложен на с.87-101 [2]

Вопрос 7 изложен на с.87-101 [2]

 

Контрольные вопросы:

1. Как можно охарактеризовать понятие «краудфандинговая платформа»?

2. Какие цели могут преследовать доноры, выделяя личные средства на финансирование проектов в рамках краудфандинга?

3. Почему краудфандинг часто называют «народным финансированием»?

4.Назовите ведущие краудфандинговые платформы за рубежом и в Российской Федерации.

Кейсы для самостоятельной работы:

ОПЫТ КРАУДФАНДИНГА НА ПРОВЕДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВЕБИНАРОВ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СОЛДАТСКИЕ МАТЕРИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

ПАСПОРТ ПРАКТИКИ

Опыт краудфандинга на проведение образовательных вебинаров СПБ РОПО «Солдатские матери Санкт-Петербурга»

Привлечение средств через краудфандинговую платформу для решения задач текущей деятельности

Кейс подготовлен по материалам интервью с председателем Региональной общественной правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Эллой Поляковой и исполнительным директором Ольгой Алексеевой

КАК ПОЯВИЛАСЬ ПРАКТИКА

Правозащитная организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга» с 1991 года осуществляет деятельность по защите законных прав граждан, подлежащих призыву на военную службу и направлению на альтернативную гражданскую службу (АГС), а также военнослужащих и членов их семей.

Система привлечения средств в организации долгие годы оставалась неизменной: источником необходимых для работы «базовых» средств выступали, как правило, зарубежные и российские фонды. С недавнего времени «Солдатские матери» также начали осваивать привлечение частных пожертвований для разрешения конкретных сложных ситуаций, где необходима экстренная адвокационная помощь, лечение конкретным военнослужащим или активистам. Частные пожертвования на экстренные нужды, как правило, направлялись напрямую на личные счета получателей помощи: общественная организация предоставляла только информационную платформу (вебсайт), выступая таким образом в качестве посредника между донорами и нуждающимися.

«Классическая схема сбора средств нас немножечко разбаловала. И, наверное, утвердила наше понимание, что не сами граждане, а кто-то другой должен оплачивать нашу работу.

На самом деле, были такие времена, когда мы совершенно четко отдавали себе отчет, что люди, которые приходят к нам, не имеют возможности никакого соучастия. Хотя со временем люди понимают, что, если они и не могут оплатить услуги, то всегда есть возможность посильно помочь организации: перевезти что-то, принести просто пачку бумаги для принтера».

Ольга Алексеева

Посильное участие в деятельности организации тех, на кого, собственно, и была направлена её работа, укрепило «Солдатских матерей» в решении привлекать частные пожертвования не только в экстренных ситуациях, но и для текущей деятельности. В некоторой степени этому способствовали общий фон недоверия к получателям иностранных денег и информационная кампания, развернутая против правозащитных организаций летом 2014 года. Находясь под давлением со стороны надзорных органов и оказавшись в эпицентре борьбы с «агентами», организация решилась на кардинальные изменения в своей фандрайзинговой стратегии.

«Поговорив с людьми, с фандрайзерами, мы тоже поняли, что и другие этим занимаются, просят помощи у граждан. И граждане откликаются. И не только те, кто приходит в организацию за услугами и за помощью, но и люди, которые просто сочувствуют этой деятельности».

Ольга Алексеева

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНКА

Организация сумела привлечь необходимые на проведение вебинаров ресурсы. Собранные на краудфандинговой платформе средства пошли на проведение цикла вебинаров. Этот пилотный краудфандинговый проект позволил сотрудникам «Солдатских матерей Санкт-Петербурга» иначе взглянуть на получателей своих услуг, увидеть в них тех, кто соучаствует в общественно важных мероприятиях.

Кроме этого, «Солдатские матери» получили положительный опыт привлечения частных пожертвований, и начали осваивать новый вид фандрайзинга. Очень важно в текущей ситуации, что организация начала осваивать частные пожертвования и собирается эту работу сделать более системной. Надо быть готовыми, что нужно будет выделить на это определенные ресурсы – временные и человеческие. После удачного «пробного шара» на общей краудфандинг-платформе логично было бы перейти к привлечению частных пожертвований через ресурсы самой организации. Это позволит получить часть постоянных доноров, снизит конкуренцию с другими проектами, которая неизбежна на общих краудфандинг-платформах.

Для этого важно адаптировать сайт для целей фандрайзинга, выстроить постоянные коммуникации с аудиторией организации таким образом, чтобы не только информировать клиентов и друзей о своей работе, приглашать воспользоваться услугами, но и регулярно обращаться к ним как к донорам. Один из основных очень доступных инструментов для этого – электронная рассылка, которой уже активно пользуется организация.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Используя краудфандинговую (или любую иную) платформу, где указывается конкретная необходимая сумма, организация должна информировать, на что будут потрачены деньги, собранные сверх обозначенной суммы.

Это делается, чтобы избежать претензий в нецелевом использовании привлеченных средств. Наиболее доступная формулировка в данном случае: «Все средства, собранные сверх необходимой суммы, будут направлены на уставную деятельность организации».

Екатерина Щербакова, юрист МБОО «Центр РНО»

Санкт-Петербургская региональная общественная правозащитная организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга» / СПБ РОПО «Солдатские матери Санкт-Петербурга» - Защита законных прав граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также военнослужащих и членов их семей; направление на альтернативную гражданскую службу (АГС)

Председатель: Полякова Элла Михайловна

Исполнительный директор: Алексеева Ольга

191002, г. Санкт-Петербург, ул. Разъезжая,

д. 9, литер А, офис 1Н

+7 (812) 712 4199, +7 (812) 712 5058

(с 14 до 20 часов)

http://soldiersmothers.ru

Пресс-служба: [email protected]

 

Тесты для самостоятельной работы

1. Crowd + ………= «народное финансирование (добавьте недостающее слово).

 

2. Чем отличается краудфандинг от других видов сборов средств:

1) Практически ничем

2) Народное финансирование проектов и идей, которое подразумевает сбор средств от всех желающих на воплощение интересных идей, проектов, разработок

3) Это специализированная деятельность по получению государственного и муниципального финансирования

 

3. Сбор средств происходит в сети Интернет:

1) на сайтах благотворительных организаций

2) в специализированных разделах на сайтах госорганов

3) на специальном сайте – краудфандинговой платформе

 

 

КАК ПОЯВИЛАСЬ ПРАКТИКА

Коми правозащитная комиссия «Мемориал» ведёт обширную правозащитную деятельность в регионе – осуществляет общественный контроль за деятельностью судов и полиции, продвигает общественные наблюдательные комиссии в местах лишения свободы.

«Благотворительные пловы» используются организацией как технология экстренного сбора средств на уставные цели. Идея проведения таких мероприятий лежала на поверхности: в организации, где основные финансовые средства – это членские взносы, найти деньги на срочные нужды проще всего, обратившись к единомышленникам. Часто такой сбор средств сочетается с обсуждением насущных проблем и совместным поиском их решения или даже просто обсуждением предстоящих событий. Помимо «благотворительных пловов» в Коми «Мемориале» проводили «благотворительные пироги» и «шашлыки».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНКА

«Мы приносили какие-то вещи и пытались их продать, чтобы люди могли их купить. Какую-то картину продавали, футболки с нашей символикой продавали. Может, не все гладко получается, но небольшие суммы набираются»

Игорь Сажин

По оценке организаторов «благотворительных пловов», порядок собираемых сумм небольшой, исчисляемый полутора десятками тысяч рублей, но для экстренного сбора средств этого может быть достаточно. К слову, таким образом были собраны средства на обеспечение участников Второго Сыктывкарского баркэмпа бесплатным выходом в Интернет.

Несмотря на внешнюю простоту, практика требует основательной подготовки: необходимо выделенное место, нужны помощники волонтеры, которые будут следить за порядком и помогать приглашенному повару. Для повышения эффективности мероприятия нужно позаботиться о приглашениях и о дополнительных действиях: это могут быть исполнители, известные люди. С такими мероприятиями будут хорошо сочетаться другие акции по привлечению средств: благотворительные аукционы, «гаражные распродажи», книжные и другие ярмарки. Важно только, чтобы все эти виды деятельности были прописаны в уставе организации, объявляющей сбор средств, а сам сбор велся в соответствии с налоговым законодательством.

Хорошим ресурсом для привлечения желающих отведать угощения могут стать сами работники организации или же специалисты из числа сторонников, готовые «про боно»* делиться своими талантами и компетенциями.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

«Для реализации подобной практики организация должна быть уверена, что, во-первых, ее устав предполагает возможность проведения такого мероприятия. Во-вторых, организация должна решить, каков будет формат сбора средств: будут ли это пожертвования или, все-таки, продажа товара.

Если предполагается продажа, то у товара должна быть фиксированная цена, сумма должна быть оприходована, налоги уплачены, а остаток пущен на уставные цели. Если речь идет именно о пожертвованиях, то фиксация размера пожертвования не допускается. Следование этим правилам позволит избежать распространенной ошибки, которую допускают многие некоммерческие организации, а именно продажи товара «за пожертвование», когда донор получает товар в обмен на заранее фиксированную сумму, именуемую организаторами пожертвованием.

Еще одним важным условием реализации такой практики является следование установленным санитарным нормам, и, конечно, наличие у повара санитарной книжки и удостоверяющих квалификацию документов».

Екатерина Щербакова, юрист МБОО «Центр РНО»

 

*Про боно (Pro bono) – от лат. pro bono publico – ради общественного блага. Оказание профессиональной помощи благотворительным, общественным и иным некоммерческим организациям, а также частным лицам, которые не могут подобную помощь оплатить.

Тесты для самостоятельной работы

1.Лучший показатель надежности, легальности, финансового благополучия, заботы о городе и его жителей…
А) недвижимость в данном городе,
Б) широкая рекламная компания,
В) благотворительность.

 

2. Целенаправленный систематический поиск спонсорских (или иных) средств для осуществления социально значимых проектов (программ, акций) и поддержки социально значимых институтов…
А) спонсоринг,
Б) фандрайзинг,
В) non-profit.

 

3. Что из перечисленного не является формой фандрайзинга?
А) благотворительные мероприятия по сбору средств,
Б) пожертвования,
В) гранты,
Г) public relations,
Д) сбор членских взносов.

 

4. Кто занимается выделением грантов?
А) фонды,
Б) общественные организации,
В) предприниматели,
Г) государственные организации.
Д) все вышеперечисленные

 

5. Привлечение средств компании-спонсора к какому-либо проекту или акции с целью достижения нужного рекламного эффекта -это …
А) спонсоринг,
Б) фандрайзинг,
В) non-profit.

 

6. Полный набор юридических, программных, финансовых, творческих и нормативных документов, обеспечивающих необходимый эффект спонсируемой акции – это…
А) проект акции,
Б) техническое задание,
В) спонсорский пакет,
Г) письмо-запрос.

 

 

КАК ПОЯВИЛАСЬ ПРАКТИКА

ЛГБТ-организация «Выход» была создана в 2008 году группой ЛГБТ-активистов из Санкт-Петербурга. Основная деятельность организации сосредоточена на мониторинге нарушений и защите прав представителей ЛГБТ-сообщества.

Летом 2013 года Министерство юстиции РФ признало «Выход» организацией, выполняющей функции «иностранного агента», и мировой суд Василеостровского района Санкт-Петербурга постановил выплатить штраф 500 тыс. рублей за осуществлении деятельности без регистрации в качестве иностранного агента.

Организация была настроена обжаловать решение мирового судьи, но для исполнения закона в кратчайшие сроки были предприняты действия по сбору пожертвований для оплаты штрафа. На сайте «Выхода» появилось обращение с призывом поддержать организацию в трудный момент.

ОЦЕНКА

Представленный опыт показывает, как важны в работе правозащитной организации отлаженные каналы связи с аудиторией.

Использование собственных ресурсов, а именно грамотно выстроенных коммуникационных каналов, сложившегося имиджа и бренда Санкт-Петербургского «Выхода», позволили организации в кратчайшие сроки собрать крупную сумму на уплату штрафа. При этом важно отметить, что на сбор средств дополнительные ресурсы не выделялись – то есть для достижения своих целей организация не понесла незапланированных расходов.

По мнению представителя «Выхода», основное, что сыграло на руку при организации экстренного сбора частных пожертвований, были узнаваемость организации и доверие к ней.

Использовались привычные, уже налаженные сети коммуникации. Благодаря систематической информационной деятельности к моменту запуска экстренной кампании по привлечению частных пожертвований у организации уже имелась лояльная аудитория, информированная о её деятельности.

РЕЗУЛЬТАТ

Средства на выплату штрафа были собраны в полном объёме.

При этом около 60 тыс. рублей были собраны в России, а остальная часть суммы – за рубежом.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Можно собирать частные пожертвования, чтобы оплатить штраф, если он выписан на организацию. Если оштрафован руководитель организации – то такой метод не подойдет, поскольку руководитель платит штраф как физическое лицо. Важно также сразу оговорить, на что идут излишки собранных средств – это делается для исключения их нецелевого использования. Например, можно указать, что все средства, собранные сверх необходимой суммы, пойдут на уставные цели организации.

Екатерина Щербакова, юрист МБОО «Центр РНО»

Тесты для самостоятельной работы

1. Что такое «прогноз спонсорского эффекта»?
А) сценарий,
Б) расчет воздействия рекламы на целевую аудиторию,
В) оценка стоимости проекта,
Г) важная часть спонсорского пакета.

2. Краткое изложение проекта, содержащее ясную информацию о задачах, ожидаемых результатах, методах и стоимости выполнения проекта, а также описание заявителя, достижения и квалификацию организации – это…
А) проект акции,
Б) техническое задание,
В) спонсорский пакет,
Г) письмо-запрос.

3. Процент капиталовложений от стоимости проекта, который берет на себя генеральный спонсор….
А) до 10%,
Б) до 25%,
В) 50%,
Г) 100%.

4. Средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, правительственным учреждением) некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы – это…
А) гранты,
Б) пожертвования,
В) благотворительные мероприятия по сбору средств,
Г) сбор членских взносов.

5. Некоммерческая организация, которая распределяет частные средства в общественных интересах. Это неправительственная организация, финансируемая из частных источников.
А) общественная организация,
Б) фирма,
В) фонд,
Г) государственный орган.

6. Что такое «теплый список»?
А) список организаций, которые ответили категорическим отказом,
Б) список доноров, которые уже оказывали поддержку,
В) список организаций, которые выразили заинтересованность, но по каким-то причинам не оказал вам материальной поддержки.

 

ПАСПОРТ ПРАКТИКИ

СТОКГОЛЬМ, ШВЕЦИЯ

Кейс подготовлен по материалам интервью с Хампусом Стенбергом (Hampus Stenberg), начальником отдела коммуникаций, Civil Rights Defenders, Швеция

КАК ПОЯВИЛАСЬ ПРАКТИКА

Civil Rights Defenders (до 2010 года – Шведский Хельсинский комитет) – это шведская неправительственная экспертная организация, которая уже около 30 лет специализируется на судебных делах против государств, нарушающих гражданские права.

Ещё лет пять назад 100% финансирования организация получала от Правительства Швеции через Sida (Агентство международного сотрудничества в области развития при Министерстве иностранных дел Швеции). В 2010 году Civil Rights Defenders изменила стратегию своего развития, и преимущественно государственное финансирование стало препятствием. Для того, чтобы снизить долю финансовой поддержки от Sida, Civil Rights Defenders избрала стратегию диверсификации источников финансирования – прежде всего за счёт крупных частных и корпоративных доноров, причем, в Швеции.

Основным таким донором стал шведский ритейлер H&M, известный своими программами в сложных с точки зрения права регионах (Бангладеш, Эфиопия и проч.). Важно, что H&M предлагает не проектную, а институциональную поддержку.

Ещё один донор – это Шведская национальная благотворительная лотерея (о


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.187 с.