Раздел I . Базовые экономические концепции — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Раздел I . Базовые экономические концепции

2022-12-20 29
Раздел I . Базовые экономические концепции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснительная записка

Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника факультета технологии и предпринимательства МГОУ, необходимого для выполнения профессиональных задач, и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, включая федеральный и национально-региональный компонент образовательного учреждения.

Содержание государственного экзамена по экономике построено по комплексному принципу и включает в себя материалы по следующим дисциплинам экономической науки: «экономическая теория», «экономика», «основы предпринимательской деятельности», «основы менеджмента», «основы маркетинга», «налогообложение» и др.

По итогам обучения выпускник должен обладать следующими общими знаниями, умениями и навыками.

Выпускник должен знать:

- необходимый понятийный аппарат экономической науки;

- содержание основных экономических концепций, в том числе в сфере маркетинга и менеджмента;

- принципы функционирования экономических агентов и закономерности их развития;

- систему экономических законов и категорий, формы их проявления и использования;

- механизм функционирования рыночной экономики;

- экономические методы государственного регулирования рыночной экономики;

- принципы и порядок различных аспектов организации и ведения предпринимательской деятельности.

Выпускник должен уметь:

- анализировать и использовать показатели развития микро- и макроэкономических ситуаций;

- прогнозировать развитие экономических процессов;

- оценивать экономическую и социальную эффективность экономических стратегий домохозяйств, организаций, национальной экономики;

- планировать свою деятельность в условиях современной отечественной экономики.

Владеть навыками:

- применения экономической лексики;

- построения экономических моделей;

- практической оценки результатов экономических процессов.


Тематическое содержание

 

Раздел VII. Проблемы переходной экономики

 

24. Проблемы перехода к рыночной экономике.

Понятие переходной экономики. Теоретические модели трансформации плановой экономики в рыночную: «шоковая терапия» и градуализм.

Модель «шоковой терапии»: быстрая ликвидация государственного сектора экономики, приватизация собственности, максимальная либерализация внутри- и внешнеэкономических связей, трансформационный спад, социально-экономические последствия. Положительные и отрицательные стороны модели.

Модель градуализма – постепенная замена элементов плановой экономики рыночными отношениями. Роль государства в формировании рынка. Положительные и отрицательные стороны модели.

 

 

25. Особенности переходной экономики России

Эволюция рыночных отношений в рамках социалистической экономики. Предпосылки кризиса плановой системы хозяйствования в СССР. Программы реформирования советской экономики.

Заявленные цели реформ и их реальные социально-экономические последствия. Либерализация цен. Приватизация государственной собственности. Масштабная либерализация хозяйственных отношений. Становление новой институциональной основы общественно-экономических отношений. Преобразования в социальной сфере. Реформирование реального сектора экономики. Реформирование российской денежно-кредитной системы. Динамика и структура внешнеэкономических отношений России в 1990-х гг.

Преодоление трансформационного кризиса: источники и качество экономического роста. Положительные и отрицательные итоги реформ. Современное социально-экономическое положение России.

 

 


Критерии оценки

 

Оценка знаний студента в процессе государственного экзамена осуществляется, исходя из следующих критериев:

а) умение сформулировать определения понятий, данных в билете, с использованием специальной лексики, показать связи между указанными понятиями;

б) способность дать развернутый ответ на поставленный в билете вопрос с соблюдением логики изложения материала; проанализировать и сопоставить различные точки зрения на поставленную проблему, рассмотреть ее исторические аспекты, если это необходимо;

в) умение аргументировать свою точку зрения, при необходимости иллюстрировать высказываемые суждения и умозаключения примерами из российской либо мировой экономической практики.

В соответствие с принятой в высшей школе шкалой оценок по результатам ответа на билет комиссия принимает решение о выставлении одной из следующих оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценка «отлично» ставится в том случае, если студент представляет развернутый, полный, логично выстроенный ответ на вопросы билета, демонстрирует умение грамотно использовать терминологию и понятийный аппарат экономической науки, использует необходимые теоретические и практические примеры.

Оценка «хорошо» ставится в том случае, если ответ студента содержит достаточно полное изложение требуемого теоретического и практического материала, однако в ответе присутствуют неточности, имеются погрешности в изложении материала.

Оценка «удовлетворительно» ставится в случае, если студент демонстрирует общее знание понятийного аппарата дисциплины и дает ответ на поставленные вопросы, однако в нем не полностью раскрыт материал, содержащийся в вопросах билета, имеются значительные нарушения в его изложении.

Оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, если студент демонстрирует отсутствие знаний по поставленным в билете вопросам, не владеет понятийным аппаратом экономической науки.

 

 


Список рекомендуемой литературы

 

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник для студентов вузов / 8-е изд. – М.: Дело и Сервис, 2007. – (Серия «Учебники МГУ»).

2. Арустамов Э.А. Организация предпринимательской деятельности. – М.: ИТК Дашков и К, 2008г.

3. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2007.

4. Барроу К. Бизнес-планирование: Полн.руководство / П. Барроу, Р. Браун. - М: Фаир Пресс, 2003.

5. Бизнес-планирование: Учебник для вузов / Попов В.М., ред. - 2-е изд., доп. - М: Финансы и статистика, 2008.

6. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микро- и макроэкономика. Энциклопедический словарь / Под общей ред. Г.С. Вечканова. – СПб.: Издательство «Лань», 2000.

7. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. - 4-е изд., доп. - М: Экономистъ, 2008.

8. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 3-х томах. – М.: Экономическая школа, 2007.

9. Годин А.М. Маркетинг: Учебник для вузов. - 2-е изд.,доп. - М: Дашков и К, 2005.

10. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / под ред. Н.А.Платоновой, В.А.Шумаева, И.В.Бушуевой. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008.

11. Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. Экономика: Курс основ: Учебник для студентов высш. уч. завед.‚ обучающихся по неэкономическим специальностям и направлениям. – М.: Вита-Пресс, 2001.

12. Журавлева Г.П. Экономическая теория (политэкономия) - М., ИНФРА-М, 2010г.

13. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005.

14. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент - СПб, Изд-во Питер, 2010.

15. Курс экономической теории: учебник / Под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. – 4-е изд., перераб и доп. - Киров: «АСА», 2007.

16. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. В 2 томах: Пер. с англ.,16 изд. – М.: ИНФРА–М, 2008.

17. Мировая экономика: Учеб.для вузов / Булатов А.С.,ред. - М: Экономистъ, 2005.

18. Никифоров А.А. «Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика» –М.: Дело и Сервис, 2008.

19. Нуреев Р.М. Микроэкономика: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. – М.: Норма, 2012. – 561с.

20. Обучение рынку / Под ред. С.Ю.Глазьева – М.: ЗАО «Изд-во «Экономика»», 2004.

21. Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

22. Олейник А.Н. Институциональная экономика. - М., ИНФРА-М, 2010.

23. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 2004.

24. Портер М.Э. Конкуренция - М., Из-д-во Вильямс, 2010.

25. Пястолов С.М. Основы экономической теории. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Академический проект, 2005.

26. Трансформационная экономика России: Учеб. пособие/А.В.Бузгалин и др. – М.: Финансы и статистика, 2006.

27. Тэпман Л.Н. Предпринимательское управление: Зарубежный опыт: Учеб. пособие для вузов. - М: ЮНИТИ, 2004.

28. Фаминский И.П. Глобализация - новое качество мировой экономики. – М.: Магистр, 2009.

29. Экономика: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2006.

30. Экономическая теория /под ред. Е.Н.Лобачевой. - М., Юрайт, 2010г.

31. Экономическая теория: учеб. для студентов вузов / Под ред. В.Д. Камаева. – 13-е изд., перераб и доп. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

32. Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ). Под ред. д.э.н., проф. Р.М.Нуреева. Изд-е 2-е, в 3-х частях. – М., МОНФ, 2003.

33. Юферева Е.В., Бушуев В.К. Экономическая теория: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГОУ, 2007.

 

Пояснительная записка

Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника факультета технологии и предпринимательства МГОУ, необходимого для выполнения профессиональных задач, и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, включая федеральный и национально-региональный компонент образовательного учреждения.

Содержание государственного экзамена по экономике построено по комплексному принципу и включает в себя материалы по следующим дисциплинам экономической науки: «экономическая теория», «экономика», «основы предпринимательской деятельности», «основы менеджмента», «основы маркетинга», «налогообложение» и др.

По итогам обучения выпускник должен обладать следующими общими знаниями, умениями и навыками.

Выпускник должен знать:

- необходимый понятийный аппарат экономической науки;

- содержание основных экономических концепций, в том числе в сфере маркетинга и менеджмента;

- принципы функционирования экономических агентов и закономерности их развития;

- систему экономических законов и категорий, формы их проявления и использования;

- механизм функционирования рыночной экономики;

- экономические методы государственного регулирования рыночной экономики;

- принципы и порядок различных аспектов организации и ведения предпринимательской деятельности.

Выпускник должен уметь:

- анализировать и использовать показатели развития микро- и макроэкономических ситуаций;

- прогнозировать развитие экономических процессов;

- оценивать экономическую и социальную эффективность экономических стратегий домохозяйств, организаций, национальной экономики;

- планировать свою деятельность в условиях современной отечественной экономики.

Владеть навыками:

- применения экономической лексики;

- построения экономических моделей;

- практической оценки результатов экономических процессов.


Тематическое содержание

 

Раздел I. Базовые экономические концепции

 

1. Структура науки. Предмет и методы исследования.

Философские основания экономики. Основные этапы развития экономической теории и изменение предмета исследования науки экономики в трактовке различных экономических школ: экономические представления в Древней Греции и Средневековье, меркантилисты, физиократы, классическая школа политической экономии, маржинализм, институционализм, кейнсиан­ство, монетаризм, современные направления в экономической теории. Методология исследования экономиче­ского поведения индивидов, групп, организаций. Нормативная и позитивная экономическая теория. Микро-, мезо- и макроэкономика.

 

2. Базовые понятия экономики.

Экономические субъекты: домохозяйство, фирма, государство. Основные формы экономических отношений: отношения собственности и отношения хозяйствования. Формы собственности: коллективная, частная, общественная (государственная), смешанная. Права собственности.

Индивидуальные и общественные потребности. Экономическое благо; продукт – товар. Полезность блага как свойство удовлетворять какую-либо потребность.

Экономические ресурсы (факторы производства): труд, земля, капитал, предпринимательские способности. Факторные доходы: заработная плата, рента, процент, прибыль.

Рынок: понятие, функции. Условия возникновения рынка: разделение труда, частная собственность, централизованный обмен. Возникновение денег. Основные функции денег: мера стоимости, средство обмена, средство сбережения, средство платежа, мировые деньги. Деньги как символ доверия.

Конкуренция: понятие и основные функции. Классификация рынков по типу конкуренции: совершен­ная конкуренция, чистая монополия, олигополия, монополистиче­ская конкуренция. Основные критерии определения типа конкуренции: число продавцов и покупателей на рынке, тип продукции, возможность контроля над ценой со стороны производителей и потребителей, доступность информации, условия вступления в отрасль. Экономический кругооборот товаров и денег – доходов и расходов на рынках совершенной и несовершенной конкуренции.

 

3. Экономические системы: современные типы и модели.

Способы классификации этапов развития общества. Цивилизационный и формационный подход. Понятие производительных сил и производствен­ных отношений, их диалектическое взаимодействие.

Понятие экономической системы. Основные типы экономических систем: традиционная экономика, «чистая» рыночная экономика, административно-командная система, смешанная экономика. Современные страновые варианты смешанной экономики: англо-саксонская, японская модели; модели европейского капитализма – «шведский социализм», французская модель, социальная рыночная экономика (германская модель); китайская модель смешанной экономики.

 

4. Экономический выбор.

Основная проблема и основные вопросы экономики. Экономический выбор. Альтернативные издержки. Производственные возможности. Кривая производственных возможностей: понятие, график, условия смещения. Закон возрастания альтернативных (вмененных) издержек. Увеличение производственных возможностей в результате кооперации и разделения труда. Абсолютные и сравнительные преимущества. Взаимозависимость экономических субъектов и проблема доверия.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.