Атмосферные фронты. Погодные условия при прохождении фронтов. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Атмосферные фронты. Погодные условия при прохождении фронтов.

2022-12-30 31
Атмосферные фронты. Погодные условия при прохождении фронтов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Согласно географической классификации различают воздушные массы четырёх широтных зон Земли: арктический или антарктический воздух (АВ), умеренный или полярный воздух (УВ, ПВ), тропический (ТВ) и экваториальный (ЭВ) воздух. В каждом из этих типов выделяют подтипы морской и континентальный (кАВ, мПВ). Иногда применяют детализированную географическую классификацию с указанием географического положения очагов формирования: Средиземноморский воздух и т.п.

Переходные зоны между соседними воздушными массами, обладающими различными свойствами, называются атмосферными фронтами. Главной характерной чертой атмосферных фронтов являются большие значения горизонтальных градиентов: давления, температуры, влажности и др. Переходные зоны начинаются от поверхности Земли и простираются вверх до той высоты, где различия между воздушными массами стираются (обычно до верхней границы тропосферы).

Фронты между воздушными массами указанных выше основных географических типов называют главными атмосферными фронтами: арктический (мужду АВ и ПВ), полярный (между ПВ и ТВ) и тропический (между ТВ и ЭВ). По термодинамическим свойствам атмосферные фронты между воздушными массами одного и того же географического типа подразделяются на тёплые, холодные и малоподвижные (стационарные), которые могут быть основными, вторичными и верхними, а также простыми и сложными (окклюдированными). Комплексные сложные фронты − фронты окклюзии образуются путём смыкания холодного и тёплого фронтов при окклюдировании циклонов. Различают тёплый фронт окклюзии, если воздух за холодным фронтом оказывается теплее, чем воздух перед тёплым фронтом, и холодный фронт окклюзии, когда воздух за холодным фронтом холоднее, чем воздух перед тёплым фронтом.

С атмосферными фронтами связаны особые явления погоды.

Погода на тёплом фронте. Если фронт движется так, что холодный воздух отступает перед наступающим теплым воздухом, то такой фронт называется тёплым. Продвигаясь вперёд, тёплый воздух устремляется по клину холодного воздуха вверх вдоль фронтальной переходной зоны. По мере подъёма тёплый воздух охлаждается и интенсивная конденсация водяного пара на границе фронтального раздела приводит к развитию преимущественно слоистообразных облаков. Облачная система тёплого фронта располагается впереди него, поэтому по характеру изменения облаков можно судить о приближении тёплого фронта. Первым признаком приближения тёплого фронта служит появление перистых (Ci), когтевидных облаков, которые могут развиваться за 800 км до фронта. Развитие и уплотнение перистых облаков в перисто-слоистые (Cs) сопровождается падением атмосферного давления. Перисто-слоистые облака сменяются более рлотными высокослоистыми (As), и более быстрое падение давления сопровождается усилением ветра и поворотом его влево. В холодное время года за 400 км до фронта из высокослоистых облаков могут выпадать осадки в виде снега или снежной крупы. Летом зона осадков сужается до 300 км, т.к. осадки в виде слабого дождя или мороси из As испаряются в тёплом воздухе, не доходя до подстилающей поверхности.

Высокослоистые облака переходят в слоисто-дождевые (Ns)  и слоистые (St), сопровождаемые, как правило, разорванно-дождевыми (Frnb) и разорванно-слоистыми (Frst). Слоисто-дождевые облака дают более интенсивные осадки, поэтому видимость ухудшается. Ширина зоны плохой видимости, вызванной осадками и туманами, достигает 100−200 миль. В холодную половину года условия плавания вблизи тёплого фронта  в умеренных и высоких широтах более неблагоприятны вследствие расширения зоны плохой видимости и возможного обледенения. При приближении к фронту падение давления и ветер усиливаются, за фронтом ветер отворачивает вправо и падение давления прекращается или замедляется.

Погода на холодном фронте. Различают два типа золодных фронтов:

ü Холодные фронты первого рода − медленно перемещающиеся или замедляющиеся фронты, которые нередко наблюдаются на периферии циклонов или антициклонов;

ü Холодные фронты второго рода − перемещающиеся с большой скоростью или движущиеся с ускорением фронта. Они наблюдаются во внутренних частях циклонов и глуюоких ложбин, перемещающихся с большими скоростями.

На холодном фронте первого рода тёплый воздух достаточно медленно восходит вверх по клину холодного. Над зоной раздела воздушных масс образуются сначала слоисто-дождевые (Ns) облака, переходящие на некотором расстоянии за фронтом в высокослоистые (As) и перисто-слоистые (Cs) облака. Осадки выпадают непосредственно на линии фронта и за фронтом. Ширина зоны осадков обычно не превышает 50−120 миль. Летом над океанами в особо глубоких циклонах и зимой в передней части холодного фронта первого рода образуются мощные кучево-дождевые (Cb) облака, из которых выпадают ливневые осадки, сопровождающиеся грозами. Атмосферное давление перед фронтом резко падает, а за фронтом − растёт. Одновременно с этим наблюдается поворот ветра влево перед фронтом и резкий его поворот вправо за фронтом. Особенно резко меняет ветер своё направление (иногда на 180°) тогда, когда фронт располагается вблизи оси узкой ложбины.

На холодном фронте второго рода быстрое движение холодного воздуха приводит к развитию интенсивного конвективного движения предфронтального тёплого влажного воздуха и, следовательно, к мощному развитию кучевых (Cu) и кучево-дождевых (Cb) облаков. На больших высотах (у тропопаузы) кучево-дождевые облака вытчгиваются на 50−80 миль вперёд от линии фронта. Передняя часть облачной системы холодного фронта второго рода наблюдается в виде перисто-слоистых (Cs), перисто-кучевых (Cc), а также чечевицеобразных высококучевых (Ac) облаков. Атмосферное давление перед холодным фронтом второго рода падает медленно, а за линией фронта быстро растёт. Ветер поворачивает влево, а за фронтом резко отворачивается вправо и  нередко усиливается до штормового. Перед фронтом и на фронте выпадают ливневые осадки, возможны грозы. В тёплое время года на некотором удалении от фронта (в холодной воздушной массе) возможно образование вторичного холодного фронта с ливневыми осадками и грозами. Быстро перемещающиеся холодные фронты вызывают резкое понижение температуры воздуха, иногда на 10°С за 1−2 ч. За фронтом при прояснении и прекращении осадков видимость улучшается и может быть значительной, особенно в высоких (полярных) широтах в холодное время года.

Погода на фронтах окклюзии. В образовании фронта окклюзии участвуют три воздушные массы − тёплая и две холодных. В случае, когда холодная воздушная масса за золодным фронтом теплее, чем холодная масса перед фронтом, она, вытесняя тёплый воздух вверх, одновременно сама будет натекать на переднюю, более холодную массу. Такой фронт называется фронтом тёплой окклюзии. Если воздушная масса за холодным фронтом холоднее воздушной массы перед тёплым фронтом, то этот воздух будет подтекать как под тёплую, так и под переднюю холодную (относительно тёплую) воздушную массу. Образовавшийся фронт носит название фронта холодной окклюзии. В своём развитии фронты окклюзии проходят три стадии. Особенно сложные погодные условия на фронтах наблюдаются в момент смыкания тёплого и холодного фронтов. Облачная система представляет собой сложное сочетание облаков, характерных как для тёплого, так и для холодного фронтов. Предфронтовые обложные осадки из слоисто-дождевых облаков переходят в ливневые непосредственно в зоне фронта. Направление и скорость ветра при прохождении фронтов окклюзии меняются так же, как на простых фронтах. С течением времени тёплый воздух вытесняется вверх и фронт окклюзии постепенно размывается, вертикальная мощность облачной системы уменьшается и воблачном покрове появляются просветы. При этом слоисто-дождевая облачность постепенно переходит в слоистую, высокослоистая − в высоко-кучевую, а перисто-слоистая − в перисто-кучевую. Эта перестройка облачных систем приводит к прекращению осадков.

Гидрометеорологические условия плавания в зонах фронтов окклюзии незначительно отличаются от условий плавания при прохождении простых фронтов: холодного или тёплого.


 

84. Общая циркуляция атмосферы. Фронтальные циклоны, стадии развития, пути движения.

Общая  циркуляция атмосферы. Атмосфера Земли находится в постоянном движении. Воздушные течения отличаются как по скорости, так и по направлениям. Построение средних ежедневных, сезонных и многолетних синоптических карт позволяет выявить закономерности атмосферных движений. Система макромасштабных воздушных течений над земным шаром носит название общей циркуляции атмосферы. Выявление основных закономерностей общей циркуляции атмосферы является научной основой прогнозов погоды (долгосрочных и краткосрочных). 

В настоящее время установлено, что причиной устойчивых, сохраняющихся особенностей общей циркуляции атмосферы является зональность в распределении давления и связанная с ней циклоническая деятельность на планете. Зональные переносы, проявляющиеся в тропосфере, характеризуются преобладающими восточными ветрами в тропической зоне (пассаты), западными ветрами в умеренных широтах, и восточными в субполярных и полярных широтах (см. Рис)

Циклоны и антициклоны. Атмосферные возмущения с низким давлением воздуха (минимальное давление в центре) и с циркуляцией воздуха вокруг центра против часовой стрелки в северном полушарии и по часовой стрелке в южном называются циклонами. По своей природе они подразделяются на фронтальные (внетропические) и тропические.

Подавляющее большинство подвижных циклонов внетропических широт возникает на тропосферных полярных и арктических фронтах, причём в  циклон вовлекаются обе воздушные массы, разделённые фронтами. Волновая теория объясняет механизм этого процесса возникновением на фронте динамически неустойчивых волн, причём в долине фронтальной волны зарождаются и развиваются циклоны, а в гребне − антициклоны. Мощные глубокие циклоны возникают путём последующей эволюции и слияния (объединения) подвижных фронтальных циклонов. Некоторое число циклонов зарождается в результате непосредственного воздействия тёплой подстилающей поверхности − так называемые местные термические и низкие циклоны. Обычно воздействие подстилающей поверхности является дополнительным к фронтальному механизму, а повторяемость и роль термических циклонов и атмосферной  циркуляции очень ограничены.

Изобары в циклонах округлой, овальной или неправильной формы. Большая ось (поперечник) циклона на приземной карте в начале развития внетропического циклона достигает 900−1000 км и может увеличиваться до  нескольких тысяч в случае т.н. центрального циклона. Повторяемость и глубина фронтальных циклонов зимой больше, чем летом. Циклоны перемещаются со средней скоростью 30−40 км/ч. Над океанической поверхностью скорость мало меняется в  течение года, а над материками зимой она больше, чем летом. Скорость молодых циклонов иногда может достигать 80−100 км/ч. После начала окклюдирования скорость фронтальных циклонов убывает. Внетропические циклоны умеренных широт перемещаются в общем в направлении господствующего здесь западного переноса воздуха: от западной части горизонта к восточной.

Горизонтальные барические градиенты в циклонах направлены от периферии к центру, а в антициклоне − наоборот. Помимо циклонов и антициклонов в синоптической практике различают вытянутые периферийные части их: ложбины, гребни и седловины

Антициклон − область повышенного атмосферного давления с замкнутыми концентрическими изобарами на уровне моря и с циркуляцией воздуха от центра по часовой стрелке в северном полушарии и против часовой стрелки в южном.

Давление в антициклоне может достигать 1060−1070 гПа, но обычно оно ниже. Размеры антициклонов больше, чем циклонов (до 4000 км). Центральные части антициклонов характеризуются штилевой погодой, однако в северной части Тихого океана антициклоны в осенне-зимний период могут иметь сильный (до штормового) ветер.

Различают промежуточные антициклоны между циклонами циклонических серий и заключительные между циклоническими сериями. Скорость перемещения подвижных антициклонов составляет обычно 30−40 км/ч. Перемещаясь в общем с запада на восток, антициклоны отклоняются (сепарируются  от циклонов) к низким широтам. Обычно подвижный антициклон с холодной передней (восточной) периферией и тёплой тыловой (западной), прогреваясь и усиливаясь, превращается со временем в тёплый, высокий и малоподвижный антициклон. В этом случае высокие блокирующие антициклоны нарушают общий западно-восточный перенос, они же являются основными очагами формирования воздушных масс.

Стадии развития циклонов. Циклоны и антициклоны возникают преимущественно на главных  атмосферных фронтах, т.е. на фронтах между ПВ и ТВ или между АВ и ПВ.

Возникновение на поверхности главных фронтов огромных волн с длинами порядка 1000 км и более может привести к разрыву температуры и ветра на фронте, а отклоняющая сила вращения Земли, действующая на воздушные потоки, способствует зарождению циклонов и антициклонов. При этом фронтальная поверхность и линия фронта на поверхности Земли испытывают волнообразные деформации. На одних  участках (в гребнях волн) фронт отклоняется к низким широтам, а на других (в долинах фронтальных волн) − к высоким. Воздушные течения при этом теряют зональный характер и возникают языки холодного и тёплого воздуха − участки холодного и тёплого фронтов. В долинах фронтальных волн развиваются циклонические движения и давление падает − образуются циклоны. Центральные части циклонов располагаются непосредственно на фронте, и фронт, таким образом, проходит через внутренние области циклонов. В передней части циклона фронт смещается к высоким широтам и имеет характер тёплого фронта. В тыловой части циклона фронт перемещается к низким широтам и имеет характер холодного фронта, хотя оба  они являются участками одного и того же главного фронта. Свойственные фронтам системы облаков и осадков возникают и развиваются на соответствующих участках бывшего малоподвижного стационарного фронта. Стадия молодого циклона, длящаяся в среднем 12−24 ч, продолжается до тех пор, пока в центре циклона у земной поверхности остаётся тёплый воздух.

Холодный фронт в углубляющемся циклоне движется быстрее тёплого. Скорость реоемещения холодного фронта составляет  около 0.8 скорости геострофического ветра (прямолинейное равномерное движение воздуха без трения), а тёплого − не более 0.65. Вследствие этого несоответствия, во-первых, профиль волнообразного изгиба фронтальных поверхностей не будет симметричным: тёплый и холодный фронты имеют выпуклость в одну сторону и, во-вторых, с ростом амплитуды возмущения тёплый сектор циклона постоянно суживается, т.к. холодный фронт постоянно нагоняет тйплый. В момент смыкания фронтов центральная часть циклона у земной поверхности заполняется холодным воздухом, а тёплый воздух оттесняется в более высокие слои − это третья стадия развития циклона − стадия окклюзии. Стадия окклюдирования циклона является стадией максимального развития, именно после её начала скорость ветра в циклоне достигает максимума. В это время у подстилающей поверхности в циклоне наблюдается наиболее низкое давление и циклон становится высоким холодным барическим образованием.

В дальнейшем наступает последняя (четвёртая) стадия развития циклона − стадия заполнения: атмосферное давление растёт, скорость ветра уменьшается, возмущение постепенно затухает.

Стадии развития антициклонов. Антициклоны  зарождаются в гребнях сверхдлинных атмосферных волн на малоподвижном фронте. В процессе своего развития антициклоны проходят три стадии: зарождения, максимального развития и разрушения. На первой стадии своего развития антициклоны являются низкими барическими образованиями в виде гребней без замкнутых изобар. Рост давления обуславливается поступлением холодного воздуха впереди оси гребня (рис. а). В стадии максимального развития антициклоны имеют несколько замкнутых изобар. (рис. б). Заключительная стадия развития антициклона (стадия разрушения) характеризуется термической симметрией: антициклон становится высоким барическим образованием.


 

Тропические циклоны, характерные траектории их движения. Особенности погоды. Рекомендации по маневрированию судна в зоне тропического циклона.

Тропические циклоны на приземных картах погоды обнаруживаются в виде концентрических изобар, размер которых колеблется от 100 до 500 миль. Глубина тропических циклонов в период максимального развития составляет 960−950 гПа и менее. Из-за низкого давления в центре и малых горизонтальных размеров для тропических циклонов характерны большие значения барических градиентов и как следствие − ветры ураганной силы. Большие величины давления ураганного ветра и гигантские волны тропических циклонов вызывают огромные разрушения. В северном полушарии тропические циклоны зарождаются в летне-осенний период, а в южном − в зимне-весенний. Тропические циклоны в Атлантическом океане называются ураганами, на Тихом океане − тайфунами, а в Индийском − вилли-вилли.

Тропические циклоны зарождаются в зоне 5−25° по обе стороны от экватора. Основные условия их зарождения:

1. тропические циклоны зарождаются над водной поверхностью тропиков во время, когда температура воды на поверхности максимальная и превышает 27°С, причём важно, чтобы она на 1−2° превышала температуру воздуха;

2. наличие мощного слоя влажного неустойчивого экваториального воздуха;

3. предварительное существование циклонической циркуляции либо в виде слабой депрессии, либо в виде возмущения восточных пассатных ветров, создающего движение воздуха по циклонической траектории (т.е. по кривой с поворотом против часовой стрелки при низком давлении, остающемся в северном полушарии слева, а в южном − справа);

4. незначительная изменчивость ветра с высотой в нижней тропосфере.

По сравнению с циклонами умеренных широт тропические циклоны характеризуются симметричным облачным массивом относительно своего центра. Диаметр облачного массива − от 100 до 800 км. Вестником приближения тропического циклона обычно служат тонкие перистые облака, как бы расходящиеся из одной точки; вокруг Солнца или Луны образуется гало. Со временем перистые облака затягивают весь небосвод и сменяются всё более уплотняющимися и снижающимися облаками слоистых и кучевых форм, за которыми следуют мощные кучево-дождевые облака, переходящие в непосредственной близости от центра в тёмную стену как бы единого гигантского грозового облака, окружающего «глаз» бури − центральную зону циклона с тихой и безоблачной погодой (его диаметр не превышает 10−20 миль). В результате взаимодействия приходящих в «глаз» бури волн здесь образуется толчея и взбросы воды, иногда достигающие высоты 20 м и более. Образование «глаза» бури объясняется особенностями вертикальных движений воздуха (см. рис). Нисходящие потоки воздуха в центре циклона, приводящие к его адиабатическому нагреванию, являются причиной образования «глаза» бури − безоблачной зоны в виде чаши с выпуклыми стенками из облаков, отделяющими зону ураганных ветров от зоны затишья.

Развитие тропических циклонов сопровождается выпадением огромного количества осадков (200−400 мм/сут), причём наибольшее количество их выпадает из мощных кучево-дождевых облаков, окружающих «глаз» бури.

Распределение скоростей ветра в тропическом циклоне, как правило, не симметрично. В северном полушарии ветры его правой половины (по ходу движения) слагаются с собственным движением циклона, поэтому несколько сильнее, чем в левой. Здесь же, особенно в тыловой части, наблюдаются самые большие и самые опасные волны, достигающие по высоте 20 м и более. Это объясняется наложением ветровых волн на зыбь в этом квадранте. В результате этого правая половина циклона в северном полушарии более опасна для мореплавателей, чем левая. В южном полушарии − наоборот.

Тропическим циклонам присваиваются номера и имена, использование которых при передаче  сведений о них более удобно и исключает путаницу в тех случаях, когда в одном районе одновременно наблюдаются несколько тропических циклонов. Первые две цифры обозначают год, а последние − порядковый номер циклона в этом году. На синоптических картах тропические циклоны наносят условными знаками ввиду того, что изобары проходят слишком близко друг к другу.

Тропические циклоны в своём развитии проходят несколько стадий (см. Табл)

Стадия развития

Скорость ветра

Сокращённое обозначение

м/с уз Буквенное Графическое
Тропическая депрессия 16 33 TD
Тропический шторм 17−23 34−47 TS
Сильный тропический шторм 24−31 48−63 STS
Тайфун (ураган) или местный синоним 32 64 HR
Разрушающийся тропический циклон 32 64

Каждая стадия характеризуется определёной градацией ветра и имеет своё название.

Продолжительность существования тропических циклонов составляет в среднем 6−8 сут, но может достигать двух недель.

После зарождения тропические циклоны перемещаются в направлении общего переноса (пассатных течений) в субтропической зоне по экваториальной ветви параболы с востока на запад. По мере развития они смещаются в сторону высоких широт до точки поворота и далее движутся на северо-восток в северном полушарии и на юго-восток в южном. Пути тропических циклонов весьма разнообразны и никогда не повторяются. При своём движении тропические циклоны обходят области высокого давления и стремятся сместиться к областям низкого давления. Скорость перемещения тропического циклона, как правило, на экваториальной ветви параболы составляет 10−20 уз, а на полярной ветви возрастает до 40−50 уз. Известны случаи, когда тропические циклоны подолгу стоят на месте, другие, напротив, ускоряют своё движение за сутки в 15 раз.

Смещаясь в умеренные широты и сближаясь с полярным фронтом, тропические циклоны, как правило, регенерируют и дальнейшее их развитие идёт по схеме фронтальных циклонов. При выходе на сушу или в случае отсутствия фронта обычно наблюдается быстрое заполнение циклона.

Тропические циклоны с их ураганными ветрами, сильным волнением, ливневыми осадками и грозами, плохой видимостью представляют реальную опасность даже для современных больших океанских судов. Особенно опасной для морских судов является центральная область тропического циклона − около 50 миль от его центра. Всем судам независимо от класса и назначения рекомендуется уклоняться от встречи с тропическими циклонами и следовать по перифериям на расстоянии не менее 500 миль от центров ураганов.

Обязанности штурмана при плавании в зонах действия тропических циклонов. Основным источником информации о тропических циклонах являются штормовые предупреждения, передаваемые соответствующими гидрометцентрами. Получив предупреждение о тропическом циклоне вахтенный штурман обязан нанести на прокладочную карту его центр и проставить время. От этой точки пунктирной стрелкой в направлении, указанном в предупреждении, нанести предполагаемое местоположение урагана на ближайшие 12 ч. Над стрелкой указываются направление и скорость движения тропического циклона по прогнозу. Аналогичным образом наносят на карту и сведения о фактическом местоположении урагана. Фактическая траектория его движения наносится сплошной линией.

Приближение тропического циклона можно своевременно обнаружить по следующим признакам:

ü по барической тенденции − давление падает более чем на 3 гПа в сутки или характер его изменения не соответствует суточному ходу давления в тропиках;

ü по появлению волн крупной зыби. При небольшой скорости (5−10 уз) движения тропического циклона волны зыби могут наблюдаться за один-два дня до его прихода. Если направление распространения волн зыби не меняется, то тропический циклон смещается непосредственно на район местоположения судна. При изменении направления распространения волн зыби против часовой стрелки центр тропического циклона пройдёт справа налево, если по часовой стрелке − слева направо;

ü по появлению перистых облаков, вытянутых радиально расходящимися полосами. Они не исчезают после захода и восхода солнца и бывают эффектно окрашены. Если направление облачных полос остаётся неизменным с течением времени и суточный ход атмосферного давления нарушен, то тропический циклон движется на местоположение судна. Если точка сходимости полос перистых облаков перемещается и атмосферное давление незначительно падает, согласуясь с суточным ходом, то тропический циклон пройдёт мимо;

ü по установлению очень знойной и душной погоды с безоблачным небом и повышенной видимостью;

ü по зонам мощной видимости, гроз и ливней на экранах судовых РЛС, которые обнаруживают эти явления на расстоянии 200−250 миль.

Расхождение с тропическим циклоном и маневрирование в нём. Обычно для расхождения с центром тропического циклона, а также с зоной ураганных ветров применяется манёвр «отворачивай навстречу» (рис. а). Если радиус штормовой зоны неизвестен, то при давлении в центре хорошо развитого урагана менее 985 гПа радиус штормовой зоны принимают равным 150−200 миль; если давление в центре урагана более 995 гПа − от 50 до 150 миль. С вероятностью 85% радиус штормовой зоны принимают равным 300 милям.

Уклонение от попадания в штормовую зону тропического циклона можно производить изменением курса, изменением скорости и изменением курса и скорости (рис. б). Стрелками указан генеральный курс судов, а их длина − расстояние, которое они могут пройти за 24 часа относительно смещающейся зоны ураганных ветров тропического циклона. Судно А движется навстречу циклону. В таких случаях рекомендуется изменить курс в ту или другую сторону в зависимости от конкретных навигационных, географических и синоптических условий. Судну Б ещё можно решиться на пересечение пути тропического циклона, однако не следует проходить вблизи области ураганного ветра. Судну В наиболее целесообразно снизить скорость и продолжить плавание прежним курсом после прохождения тропического циклона. Судну Г наиболее безопасно изменить курс вправо и обойти циклон с тыла. Судно Д, идя с большей скоростью, чем циклон, догоняет его с тыла. В этом случае предпочтительнее рекомендовать изменение курса к югу, так как уклонение циклона к югу маловероятно.

Если предпринятый манёвр уклонения с зоной ураганных ветров тропического циклона оказался неудачным или запоздалым, необходимо немедленно предпринять меры по выходу из опасной зоны. С этой целью необходимо:

1. Определить направление и расстояние до центра урагана. Направление на центр циклона определяют с помощью барического закона ветра (правило Бейс-Балло): если встать спиной к ветру, то область низкого давления будет располагаться слева и несколько спереди, а область высокого давления − справа и несколько сзади. Расстояние до центра тропического  циклона можно определить по величине атмосферного давления и скорости ветра. Например, если давление ниже нормального для данного места и сезона на 5 гПа, то расстояние до центра составляет не более 200 миль. Сила ветра здесь  достигает 6 баллов. Если скорость ветра достигла 20 м/с, то центр находится в пределах 100 миль.

2. Определить половину циклона, в которой находится судно. С этой целью нужно проанализировать изменение направления ветра. Если ветер поворачивает по часовой стрелке (в северном полушарии), судно находится в правой половине циклона, если против часовой стрелки − в левой. Постоянство направления ветра означает, что судно находится на пути циклона.

3. Обозначить на карте предполагаемый путь циклона и местоположение судна.

При решении вопроса о выборе манёвра главная цель у судоводителя − избежать центральной области урагана (50 миль от центра). Наиболее безопасно идти курсом по внешней периферии урагана, на расстоянии не менее 200 миль от его центра, где сила ветра редко превышает 7 баллов.

Судно, оказавшееся в наиболее опасной четверти урагана, должно привести ветер справа по носу и, держа курсовой угол ветра 10−20°, идти полным ходом до тех пор, пока позволяют ветер и волнение. При дальнейшем усилении ветра и волнения необходимо увеличить курсовой угол ветра до 30−40° для выхода судна из зоны ураганного ветра.

Судно, находящееся на пути  движения или в менее опасной половине урагана, должно лечь на такой курс, чтобы ветер был с кормовых  курсовых углов правого бортов северном полушарии и левого в южном. Хотя ветер и будет постоянно заходить к траверзу, а затем с носовых курсовых углов, судно не должно изменять первоначально принятого курса.

Если же из-за сильного ветра и волнения или по другим причинам судно теряет ход и ложится в дрейф, необходимо поставить судно в северном полушарии правым бортом к ветру, а в южном − левым. В этом случае центр урагана пройдёт за кормой.

 


 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.