Краткая фильмография, театральные и радиопостановки — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Краткая фильмография, театральные и радиопостановки

2022-12-20 49
Краткая фильмография, театральные и радиопостановки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

УБИЙЦЫ. По одноименному рассказу Э. Хемингуэи, Учебный фильм. ВГИК. 1956. Авторы сценария: А. Гордон, А Тарковский. Режиссеры: М. Бейку, А. Гордон, А. Тарковский. В ролях: В. Шукшин, Ю. Файт, А Тарковский, А. Гордон, В. Виноградов, В. Новиков.

СЕГОДНЯ УВОЛЬНЕНИЯ НЕ БУДЕТ. По очерку Арк. Сахнина «Эхо войны». Курсовая работа. Молодежная редакция Центрального телевидения. ВГИК. 1958. Авторы сценария: А. Гордон, И. Махова, А. Тарковский. Режиссеры: А. Гордон, А. Тарковский. В ролях: О. Борисов, А. Алексеев, П. Любешкин. О. Мошканцев, В. Маренков, И. Косухии, А. Смирнов, А. Добронравов, Л. Куравлев, С. Любшин, Н. Головина, А. Гордон, А. Тарковский.

КАТОК И СКРИПКА. Дипломная работа. «Мосфильм», творческое объединение «Юность». 1961. Авторы сценария: А. Кончаловский, А Тарковский. Режиссер А. Тарковский. Оператор В. Юсов. Художник С. Агоян. Композитор В. Овчинников. В ролях: И. Фомченко (Саша), Заманский (Сергей), Н. Архангельская (Девушка).

ИВАНОВО ДЕТСТВО. По мотивам рассказа В. Богомолова «Иван». «Мосфильм», Третье творческое объединение. 1962. Авторы сценарии: В. Богомолов, М. Папава. Режиссер А. Тарковский. Оператор В. Юсов. Художник Е. Черняев. Композитор В. Овчинников. В ролях: Н. Бурляев (Иван), В. Зубков (Холин), Е. Жариков (Гальцев), С. Крылов (Катасоныч). Н. Гринько (Грязное), Д. Милютенко (Старик), В. Малявина (Маша), И. Тарковская (мать Ивана).

ПОЛНЫЙ ПОВОРОТ КРУГОМ. Радиопостановка по одноименному рассказу У. Фолкнера. Литературно-драматическая редакция Всесоюзного радио. 1965. Режиссер А. Тарковский. В ролях: А. Лазарев, Н. Михалков, Л. Дуров.

АНДРЕЙ РУБЛЕВ (СТРАСТИ ПО АНДРЕЮ). 2 серии. «Мосфильм», Творческое объединение писателей и киноработников. 1966—1971. Авторы сценария: А. Кончаловский, А. Тарковский. Режиссер А. Тарковский. Оператор В. Юсов. Художник Е. Черняев при участии И. Новодережкина и С. Воронкова. Композитор В. Овчинников. В ролях: А. Солоницын (Андрей Рублев), И. Лапиков (Кирилл), Н. Гринько (Даниил Черный), Н. Сергеев (Феофан Грек), И. Рауш (Дурочка), Н. Бурляев (Бориска). Ю. Назаров (Великий и Малый князья), Ю. Никулин (Патрикей), Р. Быков (Скоморох), Н. Граббе (сотник), М. Кононов (Фома), С. Крылов (ли­тейщик), Б. Бейшеналиев, Б. Матысик, А. Обухов, В. Титов.

СОЛЯРИС. 2 серии. По одноименному роману Станислава Лема. «Мосфильм», Творческое объединение писателей и киноработников. 1972. Авторы сценария: Ф. Горенштейн, А. Тарковский. Режиссер А. Тарковский. Оператор В. Юсов. Художник М. Ромадин. Композитор Э. Артемьев. (В фильме использована фа-минорная хоральная прелюдия И. С. Баха.) В ролях: Д. Банионис (Крис Кельвин). Н. Бондарчук (Хари), Ю. Ярвет (Снаут), В. Дворжецкий (Бертон), Н. Гринько (отец Криса), А. Солоницын (Сарториус), С. Саркисян (Гибарян).

ЗЕРКАЛО. «Мосфильм», Творческое объединение писателей и киноработников. 1974. Авторы сценария: А. Мишарин. А. Тарковский. Режиссер А. Тарковский. Оператор Г. Рерберг. Художник Н. Двигубский. Композитор Э. Артемьев. (В фильме использована музыка И. С. Баха, Перголези, Перселла.) Стихи Арсения Тарковского в исполнении автора. В ролях: М. Терехова (Мать и Наталья), И. Данильцев, Л. Тарковская А. Демидова, А. Солоницын, Н. Гринько. Т. Огородников, Ю. Назаров, О. Янковский, Ф. Янковский. Ю. Свентиков, Т. Решетникова. Э. Дель Воске, Л. Корречер. А. Гутьеррес. Д. Гарсия. Т. Памес, Тереза и Татьяна Дель Боске. Текст от автора читает И. Смоктуновский.

ГАМЛЕТ. Спектакль по трагедии У. Шекспира. Московский театр имени Ленинского комсомола. 1977. Режиссер А. Тарковский. Художник Т. Мирзашвили. Музыка Э. Артемьева. В ролях: А Солоницын (Гамлет). М. Терехова (Гертруда), В. Ширяев (Клавдий), И. Чурикова (Офелия). В. Ларионов (Полоний), Н. Караченцов (Лаэрт) и др.

СТАЛКЕР. 2 серии. По мотивам повести А. Стругацкого, Б. Стругацкого «Пикник на обочине». «Мосфильм». Второе творческое объединение. 1979, Авторы сценария: А. Стругацкий. Б. Стругацкий Режиссер А. Тарковский. Оператор А. Княжинский. Художник А. Тарковский. Композитор Э. Артемьев. В ролях: А. Фрейндлих (жена Сталкера), А. Кайдановский (Сталкер). А. Солоницын (Писатель). Н. Гринько (Профессор). Стихи Ф. Тютчева и Арсения Тарковского.

ВРЕМЯ ПУТЕШЕСТВИЯ АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО И ТОНИНО ГУЭРРЫ. Производство «Джениус» С. Р. Л. (Италия). 1982. Операторы: Лючано Товоли и Джанкарло Панкальди. Монтаж Франко Летти. Организация съемок Франко Терилли.

НОСТАЛЬГИЯ. Производство «РАИ Канал 2». Ренцо Росселлини, Маноло Болоньини для «Опера Фильм» (Италия) при участии «Совинфильма» (СССР). Прокат «Фильм Энтернасьональ». 1983. Авторы сценария: А. Тарковский, Т. Гуэрра. Режиссер А. Тарковский. Оператор Джузеппе Ланчи. Художник Андреа Кризанти. В ролях: О. Янковский (Андрей Горчаков), Д. Джордано (Эуджения), Э. Юсефсон (Доменико), П. Террено (жена Горчакова), Л. де Марки, Д. Боккардо, М. Вукотич, Р. Ди Марио, Р. Фурлан, Л. Галасси. В фильме использована музыка Дебюсси, Верди, Вагнера.

БОРИС ГОДУНОВ. Опера М. Мусоргского по трагедии А. С. Пушкина. Королевский оперный театр «Ковент-Гарден» (Лондон). 1983. Режиссер А. Тарковский. Дирижер Клаудио Аббадо. Сценическое оформление Николай Двигубский. Световое оформление Роберт Брайн. В ролях: Роберт Ллойд (Борис Годунов), Эва Рандова (Марина Мнишек), Майкл Светлев (Гришка Отрепьев), Филипп Лэнгридж (Шуйский), Патрик Пауэр (Юродивый), Гуинни Ховел (Пимен).

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ. Производство Шведского киноинститута (Стокгольм), «Аргос Фильм С. А.» (Париж) при участии «Филм Фор Интернейшнл» (Лондон); «Юсефсон и Нюквист ХБ»; Шведского телевидения СВТ2; «Сэндрю Филм Театер АБ» (Стокгольм); при содействии Министерства культуры Франции. 1986. Продюсер Анна-Лена Вибом. Автор сценария и режиссер А. Тарковский. Оператор Свен Нюквист. Художник Анна Асп. В фильме использована музыка И. С. Баха, шведская и японская народная музыка. В ролях: Э. Юсефсон (господин Александер), С. Флитвуд (его жена Аделаида), В. Мерес (Юлия), А. Эдваль (Отто), Г. Гислодоттир (Мария), С. Вольтер (Виктор). Ф. Франзен (Марта), Т. Шелквист (Малыш).

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

I. СТАТЬИ, ИНТЕРВЬЮ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ СЦЕНАРИИ, КНИГИ АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО

 

Мишарин А., Тарковский А. Зеркало: Сценарий // Киносценарии: Литературно-художественный альманах. М.: Госкино СССР, 1988. № 12.

Горенштейн Ф., Тарковский А. Светлый ветер: Сценарий // Киносценарии. М.: Госкино СССР, 1995. № 5.

Гуэрра Т., Тарковский А. Ностальгия: Отрывки из сценария // Киносценарии. М.: Госкино СССР, 2003. № 2—3.

Тарковский А., Кончаловский А. Андрей Рублев: Киносценарий // Искусство кино. 1964. № 4—5.

Тарковский А. Гофманиана: Сценарий // Искусство кино. 1976. № 8.

Тарковский А. Мартиролог: Дневники: 1970—1986. Международный институт имени Андрея Тарковского, 2008.

Тарковский А. Когда фильм окончен: Говорят режиссеры «Мосфильма» И «Мосфильм». Вып. IV. М.: Искусство, 1964.

Тарковский А. Запечатленное время // Искусство кино. 1967. № 4.

Тарковский А. Зачем прошлое встречается с будущим? / Интервью и комментарии О. Евгеньевой // Искусство кино. 1971. № 11.

Тарковский А. Перед новыми задачами / Записала О. Суркова //Искусство кино. 1977. № 7.

Тарковский А. Жгучий реализм // Луис Буньюэль: Сб. М.: Искусство, 1979.

Тарковский А. О кинообразе / Записала О. Суркова // Искусство кино. 1979. № 3.

Тарковский А. Федерико Феллини // Искусство кино. 1980. № 12.

Тарковский А., Козинцев Г. Я часто думаю о Вас…: Из переписки Тарковского с Козинцевым: 1969—1972 / Подготовка публикации В. Г. Козинцевой // Искусство кино. 1987. № 6.

Тарковский А. Самое динамичное искусство высиживается годами: Письма к Ю. В. Зарубе: 1969—1973 / Публикация, предисловие, примечания Р. Корогодского // Искусство кино. 1988. № 12.

Тарковский А. Беседа о цвете / Беседу вел Л. Козлов // Киноведческие записки. Вып. 1. М.: ВНИИК Госкино СССР, 1988.

Тарковский А. XX век и художник: Записи встреч с режиссером в рамках Сент-Джеймского фестиваля 1984 г. (Англия) / Публикация В. Ишимова, Р. Шейко // Искусство кино. 1989. № 4.

Тарковский А. Встань на путь / Беседу вели Е. Иллг и Л. Нойгер // Искусство кино. 1989. № 2.

Тарковский А. О природе ностальгии / Беседу вел Г. Бахман // Искусство кино. 1989. № 2.

Тарковский А. Красота спасет мир / Интервью Ч.-Г. де Бранта // Искусство кино. 1989. № 2.

Тарковский А. Слово об Апокалипсисе // Искусство кино. 1989. № 2.

Тарковский А. Лекции по кинорежиссуре // Искусство кино. 1990. № 7-10.

Тарковский А. Беседа с Германом Херлингхаузом: Пояснения режиссера к фильму «Солярис» / Публикация Рут Херлингхауз и Л. К. Козлова; комментарий Н. М. Зоркой // Киноведческие записки. 1992. Выл. 14.

Tarkowskij A. Die versiegelte Zeit. Berlin, Frankfurt / Ultetein, 1985.

 

II. ВОСПОМИНАНИЯ, ЭССЕ, ЗАМЕТКИ О ТАРКОВСКОМ, РЕЦЕНЗИИ НА ФИЛЬМЫ, СТАТЬИ И КНИГИ О ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ

 

Александер-Гарретт Л. Андрей Тарковский: собиратель снов М.: АСТ; Апрель, 2009.

Андрей Тарковский: ностальгия / Авт. и сост. П. Волкова. М.: Зебра Е 2008.

Аннинский Л. Попытка очищения? // Искусство кино. 1989. № 1.

Баткин Л. Не боясь своего голоса // Искусство кино. 1988. № 11.

Баткин Л. Что такое ностальгия? // Искусство кино. 1990. № 7.

Болдырев Н. Сталкер, или Труды и дни Андрея Тарковского. Челябинск, 2002.

Болдырев Н. Жертвоприношение Андрея Тарковского. М.: Вагриус, 2004.

Винокурова Т. Хождение по мукам «Андрея Рублева» // Искусство кино. 1989. № 10.

Волкова П. Д. Арсений и Андрей Тарковские. М.: Зебра Е, 2004.

Георгий Рерберг — Марианна Чугунова — Евгений Цымбал. Фокус на бесконечность: Разговор о «Сталкере» // Искусство кино. 2006. № 4.

Герман А. Высокая простота // Искусство кино. 1990. № 6.

Гордон А. Не утоливший жажды: об Андрее Тарковском. М.: Вагриус, 2007.

Графов Э. Мой одинокий друг // Московские новости. 2003. 12 мая.

Демидова А. Вторая реальность. М.: Искусство, 1980.

Жертва кинематографа / Интервью с В. Овчинниковым // Кино-коло. 2006. № 32 (зима). На укр. яз.

Зоркая Н. Черное дерево у реки // Искусство кино. 1962. № 7.

К 60-летию Андрея Тарковского // Киноведческие записки: Историко-теоретический журнал. 1992. Вып. 14.

Козинцев Г. «Черное, лихое время…»: Из рабочих тетрадей. М., 1994.

Кончаловский А. Низкие истины. М.: Совершенно секретно, 1998.

Кончаловский А. Возвышающий обман. М.: Совершенно секретно, 1999.

Кончаловский А. Мы с Тарковским были соперниками / Интервью Алексея-Нестора Науменко// Кино-коло. № 32. 2006 (зима). На укр. яз.

Лазарев Л. На съемках и после съемок… // Искусство кино. 1988. № 10.

Лойша В. Такое кино: Четыре дня с Андреем Тарковским // Дружба народов. 1989. № 1.

Лотвал Л.-О. Каждый день с Тарковским // Искусство кино. 1989. №2.

Малявина В. Услышь меня, чистый сердцем. М.: Олимп; Астрель; ACT, 2000.

Мень Александр (протоиерей). Контакт// Искусство кино. 1989. № 7. Мир и фильмы Андрея Тарковского: Размышления, исследования, воспоминания, письма / Сост., подг. текста А. М. Сандлер. М.: Искусство, 1991.

Митта А. Время ломало даже самые крепкие натуры // Кинематограф оттепели. Кн. 2. М.: Материк, 2002.

Михалков-Кончаловский А. Парабола замысла. М.: Искусство, 1977.

Михалкович В. Андрей Тарковский. М.: Знание, 1989.

Михалкович В. Дом как уходящая натура // Киноведческие записки 1994. Вып. 21.

Наука, человек, нравственность: Обсуждаем кинофильм «Солярис» // Вопросы литературы. 1973. № 1.

О Тарковском: Воспоминания: В 2 кн. / Сост. и акт. предисл. М А. Тарковская. М.: Дедалус, 2002.

Памфилов Г., Тарковский А. Итальянский диалог/Запись О. Сурковой // Искусство кино. 1995. № 11.

Педиконе П., Лаврин А. Тарковские: Отец и сын в зеркале судьбы. М. ЭНАС, 2008.

Ромм М. Устные рассказы. М.: Киноцентр, 1989.

Салынский Д. Киногерменевтика Тарковского. М.: Продюсерский центр «Квадрига», 2009.

Скаландис Ант. Машина желаний: Стругацкие и Тарковский // Искусство кино. 2008. № 2.

Сокуров А. Тарковский продолжил начатое Довженко // Кино-коло. 2006. № 32 (зима).

Соловьев С. Как меня одолевали бесы // Киносценарии. 2001. № 6.

Суркова О. Книга сопоставлений. М.: Киноцентр, 1991.

Суркова О. Тарковский и я: Дневник пионерки. М.: Зебра Е, 2002.

Суркова О. Хроники Тарковского // Искусство кино. 2002. № 4,6, 7, 9,10.

Тарковская М. Осколки зеркала. М.: Вагриус, 2006.

Тарковский А. А. Судьба моя сгорела между строк / Арсений Тарковский. М.: Эксмо, 2009.

Трояновский В. Новые люди шестидесятых годов // Кинематограф оттепели. Кн. 2. М.: Материк, 2002.

Туровская М. 7 1/2 или Фильмы Андрея Тарковского. М.: Искусство, 1991.

Фомин В. Страсти по Андрею // Экран и сцена. 1992. № 13—16. 26 марта — 14 мая.

Фомин В. Шедевр 2-й категории: Материалы из истории создания «Зеркала» // Экран и сцена. 2002. № 9—20. Апрель — июнь.

Ханютин Ю. НТР, человек, кинематограф // Искусство кино. 1975. № 4.

Черток С. Три встречи с Андреем Тарковским // Русская мысль. 1994. № 4047. 6—12 октября.

Шемякин А. М. Солженицын и Тарковский // Киноведческие записки. 1992. Вып. 14.

Шерель А. Единица хранения Д-73741 // Театр. 1989. № 2.

«Я жил и пел когда-то…»: Воспоминания о поэте Арсении Тарковском. Томск: Водолей, 1999.

 


[1] Тарковская М.А. Осколки зеркала. 2-е изд., доп. М.: Вагриус, 2006.

 

[2] Там же. С. 339.

 

[3] Полностью текст письма дан в переводе с французского в мемуарах М.А. Тарковской. – Здесь и далее примечания автора.

 

[4] Аграновская Г. Звездочет// Я жил и пел когда-то...: Воспоминание о поэте Арсении Тарковском: Сб. Томск: Водолей, 1999. С. 43.

 

[5] Тарковская М.А. Осколки зеркала. С. 289.

 

[6] Там же. С. 353.

 

[7] Там же. С. 120.

 

[8] Там же. С. 197.

 

[9] Там же. С. 187.

 

[10] Мишарин А., Тарковский А. Зеркало: Сценарий // Киносценарии: Литературно-художественный альманах. 1988. Вып. 2.

 

[11] Тарковская М.А. Осколки зеркала. С. 182.

 

[12] Там же. С. 200, 201.

 

[13] Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987. С. 461.

 

[14] См.: Тарковская М.А. Осколки зеркала. С. 337.

 

[15] См.: Там же. С. 73.

 

[16] Появление первой лирической книги отца перекликается с таким же знаковым событием в жизни сына. Выходит фильм «Иваново детство», незамедлительно сделавший всемирно известной фамилию Тарковских. А в самом названии картины знакомые с лирикой Арсения отчетливо угадывали оглядку Андрея на творчество отца (ср. стихи «Иванова ива»).

 

[17] Болдырев Н. Сталкер, или Труды и дни Андрея Тарковского. М.: Урал Л.Т.Д., 2002. С. 70-71.

 

[18] Искусство кино. 1989. № 2. С. 95-100.

 

[19] Там же. С. 96-97.

 

[20] Там же. С. 98.

 

[21] Александер-Гарретт Л. Андрей Тарковский: собиратель снов. М.: АСТ; Астрель, 2009. С. 65—66.

 

[22] Тарковская М.А. Осколки зеркала. С. 49.

 

[23] Дрил, Мандрил и Гамадрил - персонажи поэмы Н. Подгоричани (пояснение М. А. Тарковской).

 

[24] Тарковская М.А. Осколки зеркала. С. 48.

 

[25] Там же. С. 51.

 

[26] Там же. С. 65-66.

 

[27] И в «Ностальгии», и в «Жертвоприношении» встречаются такие окна и такие двери, за которыми не пространство, а глухой кирпичный тупик, стена, не дающая простора человеческой душе.

 

[28] Тарковская М.А. Осколки зеркала. С. 43.

 

[29] Цит. по: Суркова О. Тарковский и я: Дневник пионерки. М.: Зебра Е, 2005. С. 45.

 

[30] Тарковская М.А. Осколки зеркала. С. 76.

 

[31] Вознесенский А. Белый свитер // О Тарковском: Воспоминания: В 2 кн. М.: Дедалус, 2002. С. 25.

 

[32] Там же.

 

[33] Куриленко В. По следам великого алхимика // О Тарковском: Воспоминания. С. 273.

 

[34] Из стихотворения В. Брюсова «Творчество» (1895), которое сам поэт называл «ультрасимволистским». В нем утверждается иррациональность и творчества, но при этом воспроизводятся реальные детали домашней обстановки поэта, включая и тени от листьев латании на стене.

 

[35] Цит. по: Суркова О. Тарковский и я… С. 37.

 

[36] О Тарковском: Воспоминания: Сб. С. 298.

 

[37] Цит. по: Волкова П. Арсений и Андрей Тарковские. М.: Зебра Е, 2004. С. 143-144.

 

[38] Сестра Тарковского вносит коррективы в это описание одежды ее брата. Она помнит «желтый пиджак», велюровую шляпу, пальто в елочку и не припоминает «зеленых брюк» и «оранжевого галстука», а также «трехметрового шарфа».

 

[39] Волкова П. Арсений и Андрей Тарковские. С. 150.

 

[40] Там же.

 

[41] Тарковская М.А. Осколки зеркала. С. 84-85.

 

[42] Там же. С. 87.

 

[43] Там же. С. 88.

 

[44] Там же.

 

[45] 45. Киноведческие записки. 1992. № 4.

 

[46] Ганчина Ольга. Письмо Марине Тарковской // О Тарковском… С. 331.

 

[47] Там же. С. 334.

 

[48] Там же. С. 338.

 

[49] Там же.

 

[50] Там же. С. 339.

 

[51] 51. Туровская М. 7 1/2, или Фильмы Андрея Тарковского. М.: Искусство 1991. С. 23.

 

[52] Гордон А. В. Не утоливший жажды: об Андрее Тарковском. М.: Вагриус, 2007. С. 44-45.

 

[53] Там же. С. 49.

 

[54] Ромм М. Беседы о кино. М.: Искусство, 1964.

 

[55] Черток С. (Иерусалим). Три встречи с Андреем Тарковским // Русская мысль. 1994. № 4047. 6—12 октября.

 

[56] Ромм М. Устные рассказы. М.: Киноцентр, 1989. С. 14.

 

[57] Там же.

 

[58] Гордон А. Не утоливший жажды… С. 47.

 

[59] Там же. С. 36, 37.

 

[60] Там же. С. 39

 

[61] Там же.

 

[62] Волкова П. Арсений и Андрей Тарковские. М.: Зебра Е, 2004. С. 261.

 

[63] Салынский Д. А. Киногерменевтика Тарковского. М.: Квадрига, 2009. С. 147.

 

[64] Гордон А. Не утоливший жажды… С. 85.

 

[65] Кончаловский А. Мы с Тарковским были соперниками / Интервью Алексея Нестора-Науменко // Кино-коло. 2006. № 32 (зима). С. 150. (На укр. яз.)

 

[66] Кончаловский А. Низкие истины. М.: Совершенно секретно, 1998. С. 111.

 

[67] Кончаловский А. Мы с Тарковским были соперниками… С. 151.

 

[68] Абдусаламов Ш. Обратные связи // О Тарковском: Воспоминания. С. 185.

 

[69] Цит. по: Гордон А. Не утоливший жажды… С. 92.

 

[70] Гордон А. Не утоливший жажды… С. 120.

 

[71] Тарковская М.А. Осколки зеркала. С. 369.

 

[72] Кончаловский А. Низкие истины. С. 109.

 

[73] Гордон А. Не утоливший жажды… С. 127, 128.

 

[74] Мир и фильмы Андрея Тарковского. М.: Искусство, 1990.

 

[75] Там же. С. 341.

 

[76] Бурляев Н. Один их всех – за всех – противу всех! // О Тарковском: Воспоминания. С. 55.

 

[77] Там же. С. 56.

 

[78] Советский экран. 1990. № 2. С. 22.

 

[79] О Тарковском: Воспоминания. С. 67.

 

[80] Кончаловский А. Низкие истины. С. 116.

 

[81] См.: Малявина В. Услышь меня, чистый сердцем. М.: Олимп; Астрель; АСТ, 2000.

 

[82] Когда фильм окончен // Мосфильм. Вып. IV. М.: Искусство, 1964. С. 168, 169.

 

[83] Малявина В. Услышь меня… С. 251.

 

[84] Михалкович В. Трансценденция дома: Тарковский и Герман // Независимая газета. 1992. 19 ноября.

 

[85] Кончаловский А. Низкие истины. С. 104.

 

[86] Там же. С. 113.

 

[87] Там же.

 

[88] 88. Когда фильм окончен // Мосфильм. Вып. IV.

 

[89] Там же. С. 141.

 

[90] Искусство кино. 1962. № 7.

 

[91] См.: Трояновский В. Новые люди шестидесятых годов // Кинематограф оттепели. Кн. 2. М.: Материк, 2002.

 

[92] Там же. С. 26.

 

[93] Митта А. Время ломало даже самые крепкие натуры // Кинематограф оттепели. Кн. 2. С. 346.

 

[94] Там же. С. 347.

 

[95] Лазарев Л. На съемках и после съемок… Воспоминания об Андрее Тарковском // Искусство кино. 1989. № 10. С. 62.

 

[96] Михалкович В. И. Андрей Тарковский. М.: Знание, 1989. С. 5.

 

[97] Гордон А. Не утоливший жажды… С. 167.

 

[98] Шмаринов А. Дай Бог его мятущейся душе… // О Тарковском: Воспоминания. С. 353.

 

[99] Цит. по: Волкова П. Арсений и Андрей Тарковские. С. 269, 270.

 

[100] Живая жизнь: Штрихи к биографии Владимира Высоцкого / Интервью и литературная запись Валерия Перевозчикова. Ставрополь, 1992. С. 90, 91.

 

[101] Искусство кино. 1988. № 12.

 

[102] Тарковский А. Мартиролог: Дневники: 1970-1986. Международный институт им. Андрея Тарковского, 2008. С. 39.

 

[103] Салынский Д. Киногерменевтика Тарковского. С. 380, 381.

 

[104] Болдырев Н. Жертвоприношение Андрея Тарковского. М.: Вагриус, 2004. С. 222.

 

[105] Кончаловский А. Низкие истины. С. 124.

 

[106] Шерель А. Единица хранения Д-73741 // Театр. 1989. № 11.

 

[107] Цит. по: Суркова О. Книга сопоставлений. М.: Киноцентр, 1991. С. 132, 133, 135.

 

[108] См. документы об этом в публикации Валерия Фомина «Страсти по Андрею» // Экран и сцена. 1992. № 13-16, 26 марта-14 мая.

 

[109] См. интервью с Т. Г. Огородниковой в кн.: Туровская М. 7 ½, или Фильмы Андрея Тарковского. С. 71, 78.

 

[110] Графов Э. Мой одинокий друг // Московские новости. 2003. 12 мая.

 

[111] Кончаловский вспоминает, что первым толчком к их расхождению стало появившееся у него сомнение в том, что Андрей Арсеньевич правильно работает с актерами. На съемках «Рублева» «он так заталдычил им головы рассуждениями, что они перестали понимать как и что играть. Я говорил ему: “Ты можешь объяснить по Станиславскому, что ты от них хочешь?”» (Кончаловский А. Возвышающий обмен. М.: Совершенно секретно, 1999. С. 83, 84.

 

[112] См. интервью с Л. Б. Фейгиновой в кн.: Туровская М. 7 ½... С. 142— 149. А также записанное М. А. Тарковской в сборнике «О Тарковском: Воспомимаиия». С. 176 — 180.

 

[113] Туровская М. 7 ½... С. 58.

 

[114] Там же.

 

[115] См.: О Тарковском: Воспоминания.

 

[116] Померанц Г.С. В поисках внутреннего круга // Киноведческие записки: Историко-теоретический журнал. 1992. Вып. 14. С. 67, 68.

 

[117] О Тарковском: Воспоминания. С. 117.

 

[118] Иванов Вяч. Время и вещи // Мир и фильмы Андрея Тарковского… С. 229.

 

[119] Жертва кинематографа / Интервью с В. Овчинниковым // Кино-коло. 2006. № 32. С. 16. (На укр. яз.).

 

[120] Там же. С. 162.

 

[121] Документы, связанные с приемом и обсуждением картины вплоть до начала 1969 года, даются далее по материалам, опубликованным Татьяной Винокуровой в журнале «Искусство кино» (1989, № 10), а также по публикациям В. Фомина в «Экране и сцене».

 

[122] Туровская М. 7 ½... С. 73.

 

[123] Гордон А. Не утоливший жажды… С. 178.

 

[124] Там же. С. 181.

 

[125] Куницын Г. К истории «Андрея Рублева» // О Тарковском. Сб. С. 416.

 

[126] Козинцев Г. Черное, лихое время… Из рабочих тетрадей. М., 1994. С. 197.

 

[127] «Я часто думаю о Вас…»: Из переписки Тарковского с Козинцевым. Искусство кино. 1987. № 6. С. 93-105. В журнале опубликована часть переписки с января 1969 года по июнь 1972-го. Это время, когда Козинцев работает над «Королем Лиром» (1971), а Тарковский ставит «Солярис», «позаимствовав» у Козинцева «Лира» (Юри Ярвета) для роли Снаута в экранизации Лемма. «Солярис» Козинцеву не понравился.

 

[128] Кончаловский А. Низкие истины. С. 120, 121.

 

[129] См., например, положительные отзывы С. Герасимова, Г. Чухрая, С. Юткевича в ежегоднике «Экран» (1970). Правда, выступая осенью 1969 года на Всесоюзном совещании кинематографистов, Юткевич, в частности, сказал: «Я только что из Парижа, и там в кинотеатре “Кюжас” демонстрируется фильм “Андрей Рублев”, хотя в нашей стране он не выпущен на экраны. А между тем мне мой друг коммунист Мишель Курно не любит фильм Тарковского “Андрей Рублев” за то, что Тарковский не любит русский народ».

 

[130] Советский экран. 1984. № 22. С. 18, 19.

 

[131] Аннинский Л. Попытка очищения? // Искусство кино. 1989. № 1.

 

[132] Искусство кино. 1964. № 4,5. Вариант сценария, в сокращенном виде опубликованный в журнале, назвался не «Андрей Рублев», а «Начала и пути».

 

[133] Бахтин М. Проблема поэтики Достоевского. М., 1963.

 

[134] Образ почерпнут, вероятно, из детских лет самого Тарковского. Выше мы высказывали предположение, что образ водной плоти, запавший в подсознание с детских лет, преобразился, возможно, в образ лонных вод матери-природы, родины.

 

[135] См.: Сергеев В. Н. Рублев. М.: Молодая Гвардия, 1986.

 

[136] Гессе Г. Письма по кругу. М.: Прогресс, 1987. С. 143, 144.

 

[137] См.: Киносценарии. 1995. № 5.

 

[138] Tarkowskj A. Die versiegelte Zeit. Berlin, Frankfurt / Ullstein, 1985.

 

[139] Известия. 2005. № 18. Февраль.

 

[140] О Тарковском: Воспоминания. С. 145.

 

[141] Суркова О. Книга сопоставлений... С. 114,115.

 

[142] Там же. С. 117, 118.

 

[143] О Тарковском: Воспоминания. С. 88.

 

[144] Там же С. 88, 89.

 

[145] Там же. С. 98.

 

[146] Цит. по: Божович В. Современные западные режиссеры. М.: Наука, 1972. С. 87.

 

[147] О Тарковском: Воспоминания. С. 102, 103.

 

[148] Ханютин Ю. НТР, человек, кинематограф // Искусство кино. 1975. № 4.

 

[149] Зачем прошлое встречается с будущим? / Беседу ведет и комментирует О. Евгеньева // Искусство кино. 1971. № 11. С. 101.

 

[150] См.: Киноведческие записки. 1992. Вып. 14. С. 48-53.

 

[151] Гессе Г. Детство волшебника // Гессе Г. Письма по кругу. М.: Прогресс, 1987.

 

[152] Суркова О. Хроники Тарковского. «Солярис». Дневниковые записи с комментариями // Искусство кино. 2002. № 4. С. 82.

 

[153] Киносценарии: Литературно-художественный альманах. Вып. 2. С. 122.

 

[154] Мишарин А. О друге и соавторе // Андрей Тарковский: Ностальгия / Сост. П. Волкова. М.: Зебра Е, 2008. С. 421.

 

[155] Коновалов В. Одной новогодней ночью… // «Я жил и пел когда-то…». С. 61.

 

[156] См. публикацию В. Фомина в «Киноведческих записках» (1991. Вып. 11. С. 171-173).

 

[157] См.: Киносценарии. 2001. № 6.

 

[158] Название фильма последовательно изменялось, прежде чем возникло окончательное – «Зеркало». Был «Белый, белый день…», затем - «Безумный ручеек», «Мартиролог», «Искупление», «Исповедь», «Почему ты стоишь вдали?»

 

[159] См. материалы из истории создания «Зеркала», подготовленные В. Фоминым: Шедевр 2-ой категории // Экран и сцена. 2002. Апрель – июнь. № 9-20.

 

[160] Невольно вспоминаются ранние стихи Арс. Тарковского: Я так давно родился, Что слышу иногда, Как надо мной проходит Студеная вода… И далее – строки: А я лежу на дне речном И вижу из воды Далекий свет, высокий дом, Зеленый луч звезды…

 

[161] Киносценарии. Вып. 2. С. 126.

 

[162] Тарковская М. А. Осколки зеркала. С. 202, 203.

 

[163] Суркова О. Хроники Тарковского. «Зеркало». Дневниковые записи с комментариями // Искусство кино. 2002. № 6. С. 124, 125.

 

[164] Интервью с М.С. Чугуновой см.: Туровская М. 7 ½…С. 116-123.

 

[165] О Тарковском: Воспоминания. С. 135.

 

[166] Там же. С. 136.

 

[167] Шёман В. Дважды Москва: Две встречи с Андреем Тарковским // О Тарковском: Воспоминания. С. 118-133.

 

[168] Тарковская М. А. Осколки зеркала. С. 365.

 

[169] Брежна И. Интервью с Андреем Тарковским // О Тарковском: Воспоминания.

 

[170] Демидова А. Вторая реальность. М.: Искусство, 1980. С. 148.

 

[171] Ишимов В., Кичин В. «Мосфильм» вчера, сегодня, завтра… (Глава, посвященная съемкам «Белого дня», написана О. Сурковой) // Искусство кино. 1974. № 2. С. 34.

 

[172] См.: Экран и сцена. 2002. № 15-16. Май. С. 8.

 

[173] См.: Суркова О. Книга сопоставлений. С. 93-103.

 

[174] Там же. С. 102, 103.

 

[175] Туровская М. 7 ½ … С. 147.

 

[176] Киносценарии. 1988. Вып. 2. С. 127, 128.

 

[177] Гордон А. Не утоливший жажды… С. 229, 230.

 

[178] Баткин Л. Не боясь своего голоса // Искусство кино. 1988. № 11.

 

[179] Болдырев Н. Сталкер… С. 184.

 

[180] Тарковский не только «болел» за то, чтобы «Вася» (Шукшин) снимался у Хуциева, но и сам снялся у него в «Заставе Ильича». Все участники молодежной «тусовки» начала 1960-х, на которой циничному персонажу Тарковского юная героиня Ольги Гобзевой вынуждена нанести пощечину, за что актриса не сможет простить Хуциева и через полвека, оставляют ощущение бесприютности. Кажется, вечное место их пребывание этой вот в этой довольно тесноватой комнате — им негде жить. У них нет дома, как его нет, на самом деле, у главных героев картины.

 

[181] Главная тема – современность: В Госкино СССР и СК СССР // Искусство кино. 1975. № 4.

 

[182] Экран. 1992. № 1.

 

[183] Киносценарии. 2001. № 6.

 

[184] Искусство кино. 1989. № 2. С. 95.

 

[185] Искусство кино. 2002. № 7. С. 117, 118.

 

[186] Вспомним одно из названий фильма – «Почему ты стоишь вдали?»

 

[187] Михалков-Кончаловский А. Парабола замысла. М.: Искусство, 1977. С. 30.

 

[188] Там же. С. 188, 189.

 

[189] Специфический монотеизм Тарковского сплавлен из элементов часто взаимоотрицающих. Исследователи находят сложный комплекс мировоззренческих составляющих в творчестве режиссера. Н. Болдырев, например, считает, что Тарковский «сцепил в... единую пластику свет православия (в его, прежде всего, исихастских корнях), чисто русскую экстремальную надмирность (русская тоска) и даосско-дзэнскую музыкальность растворенности в чистоте изначального сознания».

 

[190] Речь должна была идти о присуждении категории фильму «Зеркало». В советское время их было три. Третья категория не предполагала ни оплаты, ни проката фильма. Более того, авторов штрафовали за перерасход пленки и другие производственные прегрешения. Вторая оборачивалась умеренным вознаграждением. Отмечались ею обычно фильмы среднего уровня. Первая – самая высокая гонорарная ставка, большой тираж.

 

[191] Гордон А. Не утоливший жажды… С. 244.

 

[192] Рерберг Г., Чугунова М., Цымбал Е. Фокус на бесконечность: Разговор о «Сталкере» // Искусство кино. 2006. № 4. С. 109.

 

[193] Волкова П. Д. Читая «Гофманиану» // Киноведческие записки: Историко-теоретический журнал. НИИ киноискусства Российского кинокомитета. 1992. Вып. 14.

 

[194] См.: Седов В. Тарковский и шекспировский «Гамлет» // Мир и фильмы Андрея Тарковского…

 

[195] Образцова А. И правда, и высота // Мир и фильмы Андрея Тарковского… С. 308.

 

[196] Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Пикник на обочине. М.: АСТ, 2008. С.239, 240.

 

[197] См.: Сборник научной фантастики. Вып. 25. М.: Знание, 1981.

 

[198] О Тарковском: Воспоминания. С. 172.

 

[199] Тарковский А. Перед новыми задачами / Записала Ольга Суркова // Искусство кино. 1977. № 7. С. 116-118.

 

[200] О Тарковском: Воспоминания. С. 178, 179.

 

[201] См.: Туровская М. 7 ½ … С. 147, 148.

 

[202] См.: Болдырев Н. Сталкер… С. 259, 260.

 

[203] О Тарковском: Воспоминания. С. 185.

 

[204] Там же. С. 189, 190.

 

[205] Пришел на «Сталкер» в качестве ассистента по реквизиту 1 февраля 1977 года.

 

[206] Искусство кино. 2006. № 4. С. 114.

 

[207] Гордон А. Не утоливший жажды… С. 272, 273.

 

[208] См.: Искусство кино. 2008. № 2.

 

[209] Искусство кино. 2006. № 4. С. 122.

 

[210] Туровская М. 7 ½ … С. 129, 132.

 

[211] Лойша В. Такое кино: Четыре дня с Андреем Тарковским // Дружба народов. 1989. № 1. С. 222.

 

[212] Можно воспринимать это «вы» как местоимение множественного числа – обращение к жене и дочери, а можно и как вежливую форму обращения только к жене – «Вы». Ведь именно на «Вы» обращался к своей супруге Тарковский, как, впрочем, и она к нему.

 

[213] Известно, что Тарковский хотел пригласить Кайдановского на роль Горчакова в «Ностальгии» еще и потому, что актер, как казалось режиссеру, похож на Ван Гога. Тарковский хотел перевязать голову актера, подобно тому, как перевязывал свою Ван Гог после того, как отрезал себе ухо. Повязка в «Сталкере», как и пятно на остриженной голове, - примета незащищенности и одновременно избранности. А с другой стороны, и сокрытие, возможно, следов попытки самоубийства, по примеру, может быть, своего учителя — Дикобраза.

 

[214] Александер-Гарретт Л. Андрей Тарковский: собиратель снов. С. 37.

 

[215] Искусство кино. 1981. № 10. С. 20.

 

[216] Глеб Панфилов - Андрей Тарковский: Итальянский диалог / Записано Ольгой Сурковой в 1982 году в Риме // Искусство кино. 1995. №11 С. 197, 198.

 

[217] См.: Сокуров А. Тарковский продолжил начатое Довженко // Кино-коло. 2006. № 32 (зима). С.153—156. (На укр. яз.)

 

[218] Это были первые годы деятельности Е. Ю. Сардис-Давиташвили (Джуна), которая специалистам всегда казалась спорной, поскольку документально не подтверждалась.

 

[219] Суркова О. Тарковский и я… С. 240.

 

[220] Педиконе П., Лаврин А. Тарковские: Отец и сын в зеркале судьбы. М.: ЭНАС, 2008.

 

[221] Тарковский А. А. Судьба моя сгорела между строк. М.: Эксмо, 2009. С. 49.

 

[222] Суркова О. Тарковский и я… С. 262.

 

[223] В 1984 году на Андрея Тарковского было заведено дело оперативной разработки «Паяц». Под этой кличкой Тарковский упоминался в бумагах КГБ: «Измена Родине в форме отказа возвратиться из-за границы и оказание иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности против СССР».

 

[224] А. Тарковский ошибается. В апрельском номере журнала «Искусство кино» за 1982 год на третьей странице обложки, где обычно помещаются поздравления, было и адресованное ему, с его портретом.

 

[225] Сведения о Максиме Созонтовиче Березовском (1745-1777) были получены Тарковским от композитора Николая Сидельникова.

 

[226] Сведения о Максиме Созонтовиче Березовском (1745-1777) были получены Тарковским от композитора Николая Сидельникова.

 

[227] См.: О Тарковском: Воспоминания.

 

[228] О природе ностальгии / Интервью с Андреем Тарковским Гидеона Бахмана // Искусство кино. 1989. № 2. С. 131-136.

 

[229] Спектакль был возобновлен в октябре 2003 года там же к 20-летию его постановки.

 

[230] Суркова О. Е. От «Андрея Рублева» - к «Борису Годунову» // Киноведческие записки. Вып. 14. С. 115.

 

[231] Занусси К. Путешествие в Долину Гигантов // О Тарковском: Воспоминания. С. 163.

 

[232] Туровская М. 7 ½ … С. 149.

 

[233] Баткин Л. Что такое ностальгия? // Киноведческие записки. 1992. Вып. 14. С. 129, 130.

 

[234] Болдырев Н. Сталкер… С. 330, 331.

 

[235] Напомним, что это и фамилия реально существовавшего Павла Петровича Горчакова, на хуторе которого рядом с деревней Игнатьево проживала семья Тарковских в 1935-1936 годах. Кстати, именно он и был снят в «Зеркале» в эпизоде с горящим сараем.

 

[236] Д. Салынский, со ссылкой на исследования историка музыки М. Рыцаревой, отмечает, что жизнь и смерть прототипа Павла Сосновского в реальности выглядели гораздо менее драматично и романтично, нежели в восприятии и толковании Тарковского. Заметим также, что образы людей, превращенных в статуи, перейдут в ночную сцену в саду у фонтана оперы «Борис Годунов», поставленной Тарковским в Лондоне.

 

[237] В сценарии, во-первых, это едва ли не предсмертное видение Горчакова, а во-вторых, в нем он присутствует сам и видение ближе к реальности, запечатленной в дневниках Тарковского 15 сентября 1976 года.

 

[238] А. Тарковский высоко оценивал картину Р. Балаяна. В книге воспоминаний Л. Александер-Гарретт рассказывается, как в марте 1985 года, когда Тарковский работал в Швеции над «Жертвоприношением», он и его тамошние друзья договорились пойти на «Полеты...». Шведам фильм не понравился. Они увидели в нем «обыкновенную бытовую ленту» и удивлялись, как такой режиссер, как Тарковский, может ею восхищаться. «Вот, видишь, — как бы в подтверждение своей теории о непереводимости искусства заявил он Лейле. — Они ничего не понимают и не могут понять в нашей жизни...» Фильм Балаяна был действительно именно «о нашей жизни» и только по чисто внешним признакам мог быть отнесен к бытовой драме.

 

[239] Гордон А. Не утоливший жажды… С. 328.

 

[240] Английский друг Андрея Тарковского, в то время художественный руководитель театра «Риверса


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.