Ряд, идущий от смерти - 1833 — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Ряд, идущий от смерти - 1833

2022-12-20 40
Ряд, идущий от смерти - 1833 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

После рассмотрения 33-летнего ритма, идущего от рождения Каспара Хаузера, нужно рассмотреть 33-летнюю последователь­ность, идущую от его смерти. При этом следует принять во внима­ние, что в ходе истории в этом ряду, идущем от смерти, прямо проявляется определенная двойственность: последствиям убийст­ва Каспара Хаузера противостоят другие важные мировые собы­тия. Они вызывают особый интерес, потому что имеют отношение к сорванной миссии Каспара Хаузера.

В убийстве Каспара Хаузера в декабре 1833 г. Рудольф Штай­нер указывает на 33-летний ритм в процитированном замечании о том, что «главные организации западных лож и иезуитов уже 150 лет, а по доказуемым данным с 1802 работают совместно» (см. стр.104). Неизвестно, в чем Рудольф Штайнер видел доказатель­ства этой совместной работы: или в определенных исторических фактах, или в результатах духовно-научного исследования. Итак, следует рассматривать рубеж 18/19 столетий в аспекте объединен­ных действий этих организаций в стремлении к мировой власти и видеть открытое проявление этого 33-мя годами позднее в убийст­ве Каспара Хаузера.

33-летний ритм, вероятно, соблюдается более точно, чем это сначала кажется в связи с указанной Рудольфом Штайнером да­той, так как определенному акту объединения и совместной рабо­ты, разумеется, предшествовали размышления и решения, кото­рые его подготовили и создали для него основу.

Первые разрушительные последствия этого злонамеренного союза, во всяком случае, нужно видеть в насильственной смерти Каспара Хаузера. Усилия по подготовке этого преступления, как это было показано в первой главе, характеризуют осознанность и беспощадную волю.

Когда хотят прийти к пониманию событий 1833 г., применяя 33-летний ритм, то можно было бы возразить, что убийство Каспа­ра Хаузера было необходимым и неизбежным из-за того промаха, который допустили противники Каспара Хаузера с его освобожде­нием. Если они не хотели, чтобы весь их план сорвался, то они должны были принять решение убить Каспара Хаузера. Без со­мнения, для них было бы гораздо лучше, если бы Каспар Маузер пропал, ведя какое-нибудь малозначительное существование. Но за появлением Каспара Хаузера на Троицу в 1828 г. стояла сила, которая помешала этому, (ср. стр. 189)

Возражение основано на том, что мыслят линейно от года к году. Обычно один год объясняется из другого в причинной связи. Для чисто земной связи, воспринимаемой разумом, это оправдан­но. Но это не исключает того, что в самих фактах можно заметить и другие связи. Если отвлечься от того, что находится на переднем плане истории, и рассмотреть 33-летний ритм, тогда выясняется, что замышлялось при объединении в 1800 г. обеих организаций: оградить физический план от воздействия христианства. Это, со­ответственно, требовало убийства юноши, который был выраже­нием чистой человечности и доброты. С помощью 33-летнего рит­ма можно при правильном понимании прийти к разоблачению импульсов, направленных против человечества.

В интересах человеческого развития, разумеется, было сохра­нить Каспара Хаузера; но для этого требовалось парализовать мощные силы, желавшие помешать выполнению его задачи. По­скольку это не удалось, то своей цели достигли враждебные им­пульсы.

Какие планы, какие замыслы водительства человечества были разрушены убийством Каспара Хаузера, выясняется из высказы­ваний Рудольфа Штайнера, сделанных им в уже упомянутом во 2 главе разговоре с Польцер-Ходицем: «Южная Германия должна была стать новым оплотом Грааля для новых духовных борцов и колыбелью будущих событий. Уже подготовлено было духовное пространство благодаря тем личностям, которых мы знаем как Гете, Шиллер, Гельдерлин, Гердер и т. д. Каспар Хаузер должен был как бы собрать вокруг себя все то, что жило в этом уже подго­товленном духовном пространстве. Но данные крути (западные ложи и иезуиты) этого не желали. Они не могли допустить про­буждения середины, если не хотели расстаться со своей властью и притязаниями на власть. Гетевский дух пугал их. Наполеон вы­нуждает их объединиться в борьбе за мировое господство в миро­воззренческой и экономической областях. Наполеон уже перечер­кивал их стремления: Наполеон, в сущности, заставляет оба эти течения образовать единый союз.» (Сюда же относится и текст, цитируемый на стр. 141. Необходимо рассматривать в целом эти отдельные высказывания.)

Южная Германия, под которой следует понимать Баден, Вюртемберг, Баварию, а также Австрию, мыслились, таким образом, как область, которая должна была взять на себя ведущую роль в начинающемся проведении в жизнь духовно-социальных импуль­сов. Если бы этот план был осуществлен через Каспара Хаузера, то и миссия Рудольфа Штайнера, который позднее действовал в этой области, была бы целенаправленным образом подготовлена, и люди тем самым смогли бы научиться воспринимать решающие события 20 столетия более полно и осознанно, чем это стало воз­можно теперь.

Рудольф Штайнер подчеркивает, что в духовной и культур­ной сфере для Каспара Хаузера велась большая подготовительная работа. С другой стороны, дело обстоит так, что именно эта подго­товительная работа вызвала самое резкое сопротивление против­ников такого развития: «Гетевский дух пугал их». Это глубокое высказывание делает понятным многое в последующих событиях. Гетевский дух характеризуется тем, что в нем отдельный человек ищет и находит живую связь со сверхчувственным. Гете тем са­мым открывает для каждой человеческой индивидуальности воз­можность такого развития и может в этом смысле пониматься как один из великих предвестников антропософии. Из того факта, что уже с этой подготовкой ведется борьба самыми сильными сред­ствами, можно заключить, каким противодействием указанных кругов сопровождалось возникновение и распространение самой антропософии. При рассмотрении 1911/12 гг. об этом уже говори­лось.

Рудольф Штайнер указывает на Наполеона как на личность, которая оказывала решающее влияние на события рубежа столе­тий. Сначала можно удивляться тому, в какой роли Рудольф Штай­нер видит здесь Наполеона. В исторических действиях Наполеона проявляется — обусловленное его собственной сущностью — опас­ное раздвоение. Наполеон противопоставляет силам, которые дер­жат человечество в плену старого и хотят таким образом властво­вать над ним, прогрессивный, указывающий в будущее принцип. Из замечаний Рудольфа Штайнера следует, что Наполеон — через семейную связь и создание баденского герцогства — находится с Каспаром Хаузером и во внутренней связи. Это отношение пред­ставлено Хайером прежде всего как полярное, а именно, как про­тивоположность Меркурий — Марс.120 Таким образом, Наполеон должен был прокладывать путь для деятельности Каспара Хаузе­ра. Это произошло только внешне, а не в реализации внутренних импульсов. Это связано с тем, что сам Наполеон «забыл» постав­ленную перед ним еще до рождения жизненную задачу: осуще­ствить мирное объединение Европы.121 Вследствие этого забвения своей задачи Наполеон живет в импульсе Марса в его старой фор­ме. Как это показывает Рудольф Штайнер в лекции от 1912122, Наполеон хотя и пережил до рождения преобразование сил Мар­са, это переживание было для него в воплощении затемнено. По­этому он не смог собрать вокруг себя представителей духовной жизни Германии, они были вынуждены выступать против него, как Фихте, Бетховен, Шиллер.

Задачу подготовки пути для Каспара Хаузера Наполеон вы­полнял тем, что он подрывал стремления иезуитов и западных лож. Но сопротивление, которое он тем самым вызвал и которое приве­ло к союзу этих организаций, сделало выполнение миссии Каспа­ра Хаузера невозможным. Это, конечно, связано с двойственнос­тью в существе Наполеона, с «забытой задачей».

 

1866

Год 1866 показывает первую фазу того, какие последствия имело убийство Каспара Хаузера в подготовленном для его дея­тельности пространстве. Австрийско-прусский конфликт, который явился одним из проявлений противостояния север-юг, закончил­ся с победой Пруссии, тем, что Пруссия окончательно завоевала господствующее положение. Южная Германия не могла взять на себя предусмотренную для нее роль, и ведущая роль неизбежно должна была перейти к Пруссии, к Бисмарку и прусскому коро­лю. Не указывая прямо на братоубийственную войну 1866 г., Ру­дольф Штайнер в разговоре с Польцер-Ходицем говорит о Бис­марке и о том, какое отношение он имеет к Каспару Хаузеру: «На этих "запланированных" развалинах (имеются в виду последствия заключения и убийства Каспара Хаузера) к власти смог прийти принцип черно-белого. Но этот принцип черно-белого является конструктивным и исключающим. Здесь лежит и трагедия жизни Бисмарка, который хотя и смог создать модель союзного государ­ства, настоящую конструктивную федерацию середины, но не смог прийти к ведущей идее, к тому, что явилось бы для такого государственного образования необходимым и оправданным. Это было то, что и Бисмарк искал во Франкфурте: гетевский дух, то, что в южногерманском пространстве могло бы получить жизнь через Каспара Хаузера, но не получило. Во Франкфурте Бисмарк встре­тился с принципом черно-белого и всем тем, что его тогда связало с прусским королем. Оттуда начинается эра юристов, но политика — это не юридическая проблема».

Под принципом черно-белого Рудольф Штайнер явно пони­мает то, что возникает из объединения иезуитов и западных лож. Этот принцип втягивает общественную жизнь в противополож­ность между экономическими и кажущимися духовными задача­ми, которая, поскольку она не может найти никакого соглашения в чем-то третьем, оказывает не возвышающее, а парализующее воздействие. Если понимать эту противоположность как выраже­ние люциферически-ариманического, то становится понятнее бес­плодность и скованность балансирования между обоими полюса­ми. Люди — естественно, не зная, что с ними происходит — притя­гиваются то к одному, то к другому, они вовлекаются в «Компа­нию Люцифер и Ариман», как это однажды выразил Рудольф Штайнер.123

Переход от того, что должно было наступить в Южной Герма­нии благодаря Каспару Хаузеру, к тому, что тогда развивалось в Пруссии, произошел прежде всего в самом Бисмарке. Бисмарк тоже нуждался в одухотворяющем действии Каспара Хаузера, чтобы пробудиться к его высшей задаче. Не найдя доступа к тому, в чем он нуждался, он оказался на другом пути. Теперь он вынужден был идти не предназначенным для него путем, поскольку уже не было альтернативы.

На этом примере можно особенно хорошо изучать образ дей­ствий тех, кто руководит событиями, оставаясь на заднем плане. Их приемы всегда удаются там, где можно вызвать ситуацию, ко­торая сама собой вынуждает к чему-либо, поскольку больше не остается никаких других возможностей.* При этом можно сохра­нять скрытность, прямое — и, возможно, компрометирующее — вмешательство не является необходимым, «реальности» действу­ют сами, «разум» повелевает делать единственно верное. И никто не спрашивает, кем создана эта ситуация, как она возникла. Вся­кий раз при этом побеждает точка зрения, которая противостоит воздействию сверхчувственно-христианского импульса. Но цель этих действий в том, чтобы оторвать развитие Земли и человече­ства от этих импульсов.

Важно также серьезно воспринимать указание Рудольфа Штай­нера о том, что принцип черно-белого открывает «эру юристов». Кто хоть немного знает нынешнюю политическую и социальную действительность, тот видит, насколько юридическое мышление стало ведущим и определяющим в том смысле, что оно мешает непосредственной жизни до такой степени, что это становится не­выносимым.

Следующее вскоре за событиями 1866 г. основание империи в 1871 г. обнаруживает всю свою проблематику в связи с духом не­мецкого народа уже в том, что оно является результатом милита­ристской победы. Характерным образом оно превращает прусско­го короля, принадлежащего к дому Гогенцоллернов, в немецкого кайзера. Этот путь развития, который был ложным, поскольку противоречил объективным духовным импульсам, вел со всей не­избежностью к первой мировой войне, о чем уже упоминалось выше, когда речь шла о 1878 г. Решающим в этой неизбежности было то, что только очень немногие люди понимали выбранный путь как ложный. Слава, успех, подъем ослепили большинство.

Год 1866-й со смещением центра тяжести с юга на север поло­жил начало нездоровому развитию, которое приобрело свой ис­тинный размах только через 66 лет. Никогда в немецкой истории противоречие между тем, что проявлялось исторически, и тем, что было духовно необходимым, не было таким большим, как в ту пору. Обман всеобщего сознания, происходивший из неизвестных, темных глубин, был почти полным.

 

1899

Примерно в 1899 г. в политических событиях становится яс­ным, что с 1866 г. произошло то, что было и остается направлен­ным против истинных интересов Средней Европы. Бисмарк сумел, по крайней мере внешне, добиться того, что вновь созданная импе­рия приобрела мировое влияние и репутацию великой державы. Но через и вокруг Вильгельма II, после того как Бисмарк больше не мог направлять немецкую политику, действовали силы, кото­рые могли теперь беспрепятственно развернуть свою враждебную для Средней Европы деятельность. Образовалась духовная пустота и отчужденность, вызываемая империалистической колониаль­ной политикой, экономической конкуренцией с Англией, строи­тельством флота. На рубеже веков — через 66 лет после убийства Каспара Хаузера — силы Средней Европы растрачиваются, теря­ются, приобретают ложную направленность, что приводит к той чрезвычайно опасной инфекции Средней Европы, которая прояви­лась 33 года спустя. Внутренний процесс разрушения подготовил развитие событий 1933-го года. Мы имеем дело не с проявлением полноты немецкой души, а с опустошением. В эту пустоту устрем­ляются извне враждебные силы.

То, что происходит в Средней Европе, встречается на рубеже веков за ее пределами с начатой Англией политикой экспансии, против которой с немецкой стороны не было найдено действенно­го средства. За этой политикой Англии стоит Эдуард VII, который был тесно связан с английскими ложами. Как в жизни Каспара Хаузера лорд Стэнхоуп представлял собой элемент, который осу­ществлял свое пагубное воздействие извне, с Запада, так Эдуард VII играет соответствующую роль на исторической сцене. Усилия, направленные против Германии, достигают своего высшего пунк­та в 1907 г. с созданием союза между Англией и Францией, Антан­ты. Уже очерченное выше (с. 126) соотношение сил в мире в 30-е годы еще раз проявляется, уже в другом свете, если рассматри­вать в соответствии с 33-летним ритмом проводимую в начале сто­летия Англией политику экспансии. Эти события приводят Сред­нюю Европу к такому духовному вакууму, что как следствие этого в 30-е годы туда из окружения проникают силы, разрушительные для Средней Европы.

Сказанное здесь становится понятнее, если спросить, какие цели преследовались с развязыванием второй мировой войны. Согласно закону 33-летнего ритма, 1939 г. находит свое исполне­ние в 1972 г. В этом году было подписано четырехстороннее согла­шение по Берлину и основной договор между двумя немецкими государствами. Эти события были только завершением развития, когда государственные структуры в Средней Европе как следствие второй мировой войны должны были признать, что в Средней Европе больше не существует связанной государством единой че­ловеческой общности. Этим был достигнут конечный пункт раз­рушения Средней Европы. Была не только окончательно уничто­жена старая государственная структура, и это было признано, но и два отдельных немецких государства оказались в большой зависи­мости от западных или восточных духовных и материальных сил, которые сильно затрудняют, если вовсе не исключают эффектив­ную деятельность Средней Европы. В 1972 г. на историческую сце­ну выступило то, что было посеяно в 1939 г. Разрушение Средней Европы это не нежеланный результат второй мировой войны, а цель этих военных действий, направленных на уничтожение Сред­ней Европы. Внешне то, что жило в сознании тех, кто с немецкой стороны начал эту войну, противоречит этому, но это не говорит о том, что жило в этих людях как неосознанные импульсы. Введен­ное в заблуждение Гитлером большинство следовало неясному представлению о том, что Германия должна стать великой или мировой державой. Но это характеризует исходившие от Гитлера силы как враждебные среднеевропейскому духу.

Во 2 главе приводился фрагмент стихотворения Шиллера «Немецкое величие», в котором он предупреждает об этих внут­ренних врагах: «Не немецкое величье — покорять других мечом». Внутренняя враждебность к истинно духовному импульсу Сред­ней Европы, поддерживаемая сильной волей, стала действитель­ностью, и это теперь может легко увидеть каждый. Реальное стрем­ление с самого начала состояло не в том, чтобы сделать Германию великой, а в том, чтобы ее разрушить.

Симптоматически состояние сознания причастных к этому с немецкой стороны характеризуется тем, что Гитлер на сообщение о выполнении Англией гарантий по отношению к Польше, что оз­начало войну, только спросил: «Что же теперь?» — То, с чем после всего случившегося, безусловно, нужно было считаться, что дол­жен был ожидать каждый, обладавший чувством ответственнос­ти, здесь вызывает оцепенение как выражение замешательства и растерянности. Едва ли может более ясно предстать перед нами эта потеря здравого смысла.

В этом рассмотрении нужно еще раз обратиться к 1899 г. Ряд, идущий от смерти Каспара Хаузера, связан в 1899 г., с концом Калиюги и возрастанием сил начинающегося светлого времени.

Конец Калиюги, так называемого темного времени, имеет ог­ромное всемирно-историческое значение. Эта эпоха, длившаяся 5000 лет, с 3101 г. до Р.Х. до 1899 от Р.Х., имела свой смысл в том, что для сознания живших на Земле людей духовный мир все боль­ше затемнялся, так что в конце концов должно было возникнуть впечатление, что такой мир вообще не существует. Из-за этого за­темнения познания стало возможным то, что человек превратился в жителя Земли. Но особенно важно то, что люди, которые в древ­ние времена имели инстинктивное знание реинкранации и кармы, нового рождения и судьбы, утратили это знание, чтобы научиться ценить земную жизнь во всей ее полноте. Хотя до начала Нового Времени сверхчувственные импульсы продолжали действовать в душевной жизни людей, в некотором отношении люди направля­лись ими, как во сне. Человек не мог сознательно воспринимать сверхчувственный мир и не мог определить к нему собственное отношение. С концом Калиюги коренным образом изменились отношения между духовным и физическим миром. Выражением этого факта является появление антропософии благодаря деятель­ности Рудольфа Штайнера. К глубоким духовным переменам от­носится также и то, что духовные факты излагаются открыто, что их изложение направлено на осознанное понимание каждым. Ру­дольф Штайнер начинает такую духовную работу как раз в 1899 г., после того как закончилась Калиюга. В своей деятельности он выполняет тысячелетнее провозвестие. Его работа связана с кос­мическим импульсом времени и одновременно с тем ритмом, ко­торый идет от момента смерти Каспара Хаузера. Тесная связь меж­ду Рудольфом Штайнером и Каспаром Хаузером будет рассмат­риваться в следующей главе.

О начале своей духовной работы Рудольф Штайнер пишет в 30-й главе автобиографии «Мой жизненный путь»: «Воля к тому, чтобы открыто представить эзотерическое, жившее во мне, заста­вила меня к 28 августа 1899 г., то есть к 150-й годовщине со дня рождения Гете, написать в журнал "Magazin" статью о "Сказке о зеленой змее и прекрасной лилии" Гете под заглавием "Тайное откровение Гете". Эта статья, правда, еще мало эзотерическая. Но больше, чем я дал, я не мог требовать от моих читателей».

В том же году Рудольф Штайнер был приглашен графиней и графом Брокдорф прочитать лекцию в их кругу. В первой лекции (о Ницше) он замечает, что «среди слушателей были личности с большим интересом к духовному миру». Далее он повествует: «Ког­да меня пригласили провести вторую лекцию, я предложил тему: "Тайное откровение Гете". И в этой лекции я рассматривал сказку полностью эзотерически. Это было для меня очень важным пере­живанием, когда я смог говорить словами, которые несли на себе печать духовного мира, после того как до этого в мои берлинские времена обстоятельства вынуждали меня освещать духовное толь­ко в моем представлении». Тем самым было положено начало, которое оказалось в судьбе Рудольфа Штайнера созвучно его за­нятиям Гете. Гете так развил духовную жизнь Средней Европы, что подготовил грядущие духовные открытия. Решение Рудольфа Штайнера открыто говорить там, где он хотел, о своих познаниях духовного мира отвечало не столько его собственным намерениям и его собственной воле, сколько пониманию духовной необходи­мости времени. Это становится особенно ясным из письма к Ма­рии фон Сивере, в котором он пишет: «Я только могу тебе ска­зать, если бы Учитель не убедил меня, что вопреки всему теосо­фия необходима нашему веку: я и после 1901 г. писал бы только философские книги и говорил на литературные и философские темы».125 Это замечание проливает свет на тех индивидуальнос­тей, называемых здесь «Учителями», которые, воплотившись или не воплотившись, стремятся управлять из духовного мира через судьбы людей и должны для этого находить людей, готовых взять на себя эту жертвенную задачу. Высшая свобода состоит в том, чтобы делать необходимое из знания, поскольку в этом деле боль­ше нет ничего произвольного и личного. В таком смысле нужно понимать решение Рудольфа Штайнера.

Через Брокдорфов Рудольф Штайнер познакомился с Тео­софским обществом. Рудольфу Штайнеру в это время пошел 40-й год (1901), «...прежде которого, согласно Учителю, никому не по­зволяется открыто выступать учителем оккультизма. (Повсюду, где кто-либо обучает раньше, существует заблуждение). Теперь я мог открыто посвятить себя теософии».125 Таким образом, в согла­сии с духовным водительством человечества Рудольфу Штайнеру была дана возможность сделать начало светлого времени действи­тельностью духовной жизни. Так как в период Калиюги человече­ство лишалось знаний об инкарнации и карме, то это было особой задачей Рудольфа Штайнера — как он неоднократно подчеркивал — передать человечеству знание об инкарнации и карме, в связи с чем он обращается ко времени, предшествующему Калиюге. Важ­но отметить, что Рудольф Штайнер в своем приведенном выше высказывании о Каспаре Хаузере указывает на то, что тот знал о реинкарнации и карме, и что именно это побудило его противни­ков к тому, чтобы убить его. В этом факте четко проявляется внутренняя связь между обеими индивидуальностями, а также буду­щее в Каспаре Хаузере. Во всех областях жизни реализация зна­ний о реинкарнации и карме производит переворот, «переоценку всех ценностей» (Ницше). Духовный мир начинает играть гораздо большую роль в жизни отдельного человека, и он тем самым ук­репляется в своей индивидуальности. Человек, который смог дей­ствительно усвоить учение о реинкарнации и карме, вступает в достойные человека, индивидуальные и самостоятельные отноше­ния с духовным миром. Это цель всего духовного развития Запад­ной Европы, это одновременно единственный путь, на котором человечество может избежать потери Я. Поэтому враги развития Я всеми силами и средствами борются против этого. Их действия становятся особенно заметными в событиях 1932/33 гг..

 

1932/1933

В литературе о Каспаре Хаузере в одном месте любопытным, даже пророческим образом указывается на 1933 год: «Если бы я имела нужное доказательство, которое пока еще отсутствует, то я бы его заперла в железную шкатулку и написала: "Открыть 17 декабря 1933 г."» Так пишет Генриетта фон Фейербах, невестка знаменитого криминалиста, 2 января 1884г.126 Речь для нее, в пер­вую очередь, идет, конечно, о выяснении личности Каспара Хаузера и всех связанных с этим вопросах. С другой стороны, посколь­ку она имеет ясное мнение, а именно то, которого придерживался Фейербах — как следует из их писем — кажется, что она знает какую-то тайну и считает, что должна ее хранить. «Я знаю боль­ше, чем написано в книгах, и я это написала и запечатала в моем письменном столе», — пишет она 5 февраля 1884г.126 Эти записи не были найдены! Остается вопросом, содержалось ли в них что-ни­будь, превосходящее ныне известное. Можно почувствовать, что в своей душе она была глубоко связана с Каспаром Хаузером, иног­да это ее изводило и мучило, как это видно из писем. Гений исто­рии, который является добрым духом человечества, внушил ей из скрытых глубин написать: 17 декабря 1933 г. Через сто лет после убийства Каспара Хаузера станет ясно, что стояло за этим в дей­ствительности. Так мог говорить неосознанный для нее импульс, который привел ее к пророческому указанию.

Потрясает то, что ровно через 99 лет после убийства Каспара Хаузера разыгрываются события, которые 30 января 1933 г. приве­ли Гитлера на вершину власти. Во второй раз с удивительной точ­ностью выступают имеющие отношение к датам жизни Каспара Хаузера 99 лет как 3 х 33 года: 1812-1911; 1833-1932/33, и между 1833 г. и 1932/33 также существует глубокая внутренняя связь. Через Гитлера проявляется противоположность, противодействие Каспару Хаузеру. Этот ответный удар явился историческим след­ствием убийства Каспара Хаузера. Действие Гитлера в Европе и в мире было столь же разрушительным, сколь благотворным долж­но было стать воздействие, которое оказывало бы «дитя Европы». (О том, как Гитлера удалось сделать орудием этих сил, речь пой­дет в 4-й главе). Боль от катастрофы в Ансбахе усиливается в пере­живании последствий, которые проявились 99 лет спустя. Неиз­меримые страдания призывают к ответственности, прямо указы­вают на скрытую подоплеку и истинных зачинщиков.

Противоположность между Гитлером и Каспаром Хаузером существенно превосходит то, что обнаруживается во внешних ис­торических событиях. Только на духовном плане становится ясно, что Гитлер должен был окончательно искоренить все, что через Каспара Хаузера готовилось для 20-го столетия. Понять это опять же помогает обращение к 33-летнему ритму. Конец Калиюги как уникальное событие истории, которое было в решающий момент осознано Рудольфом Штайнером при его работе в Берлине, дол­жен был через 33 года раскрыть свое значение. О 1933 г. и его значении Рудольф Штайнер говорил лишь однажды, в Карлсруэ 25 января 1910 г. Можно вспомнить и то, что Рудольф Штайнер в 1910 и 1911 гг. в Карлсруэ (см. цикл «От Иисуса ко Христу») пред­ставил в этой связи два важнейших результата исследований, и оба не случайно обнародованы в месте Каспара Хаузера. Эти вы­разительные факты подчеркивают, что в своих речах Рудольф Штайнер совершал деяния высшего порядка.

В вышеупомянутой лекции в Карлсруэ речь идет о «величай­шей тайне нашего времени: тайне нового пришествия Христа».1-7 Эти высказывания Рудольфа Штайнера из-за их особой важности, как и из цикла «От Иисуса ко Христу», должны цитироваться и рассматриваться в подробностях.

«Разве сегодня должно быть невозможным то, что приходит бесконечно важное, а люди не воспринимают это в своем сознании? Разве не может быть так, что наши современники не имеют никакого представления о самом важном, что приходит в мир, приходит сейчас? Да это так! самое важное приходит, но оно мо­жет быть воспринято только духовным взором. Так много говори­лось о времени перехода; мы живем в такое время, и притом в очень важное. И это важное состоит в том, что мы живем как раз в такое время, когда закончилась темная эпоха, когда люди мед­ленно и постепенно будут развивать новые способности, когда души людей постепенно станут другими. — Но то, что большинство лю­дей ничего этого не замечают, не должно вас удивлять, так как большинство также не заметило, когда в начале нашего летоис­числения произошло явление Христа. В 1899 г. закончилась Кали-юга, теперь нам предстоит жить в новую эпоху. И то, что теперь начинается, будет медленно готовить людей к новым душевным способностям.

Первые показатели этих новых душевных способностей, кото­рые развиваются в отдельных душах, уже относительно скоро сде­лаются заметными. И они отчетливее проявятся в середине трид­цатых годов нашего столетия, приблизительно между 1930-м и 1940-м. Годы 1933, 1935 и 1937 будут особенно важными. В людях про­явятся особые способности как естественные задатки. В это время произойдут большие изменения и исполнятся библейские проро­чества. Все изменится для душ, которые пребывают на Земле, а также для тех, которые больше не находятся в физическом теле. Независимо от того, где находятся эти души, они будут ощущать совершенно новые способности. Все изменится. Но важнейшим событием нашего времени является коренное изменение в душев­ных способностях людей.

Калиюга закончилась, и теперь человеческие души начинают развивать новые способности, те способности, которые, поскольку для этого пришло время, будут пробуждать в дупле определенные ясновидческие силы, те ясновидческие силы, которые в период Калиюги должны были уйти в бессознательное. Появятся души, которые будут переживать удивительное событие, они будут иметь сознание Я, но наряду с этим для них все будет так, как если бы они жили в мире, который, собственно, является совсем другим миром, чем мир их привычного сознания; это будет расплывча­тым, похожим на чувство, словно слепорожденному делают опе­рацию. Благодаря тому, что мы называем эзотерическим обучением, эти ясновидческие способности будут развиваться гораздо луч­ше. Но в самом начале, поскольку люди продвигаются вперед, это будет приходить в человечество на самых элементарных ступенях через самостоятельное естественное развитие».127

С 1933 г. коренные изменения в душевных способностях лю­дей должны были проявиться отчетливее и более широко, чем до 1930 г. В этой работе уже рассматривались поворотные события, которые были вызваны господством национал-социализма. Осо­бое душевное настроение и состояние сознания, которые уже были охарактеризованы для 30-х годов, становятся намного понятнее, если учесть, что эти события переживались людьми в бессознательном, но не могли быть поняты, поскольку для этого еще не были созданы предпосылки. Об исполнении библейских пророчеств позднее еще пойдет речь. Важно прежде всего то, что этот переворот охватывает всех людей, живых и умерших, и что новые способности будут проявляться как естественные задатки. Они развиваются, они должны проявляться, поскольку Калиюга закончилась, и теперь действие величайшего события Калиюги, Мистерии Голгофы, может и должно проявляться в сверхчувственном, эфирном виде. На это событие как таковое не может повлиять человеческий произвол — оно совершается само по себе! Человеческое понимание этого явления Христа, которое имеет величайшее значение для всего дальнейшего развития Земли и человека, не возникает сразу. Поэтому Рудольф Штайнер занимается вопросом о том, как это событие будет восприни­маться людьми, чтобы они могли быть к этому подготовлены. Он говорит:

«Теперь очень легко — и гораздо легче, чем когда-либо ранее — могло бы быть так, что люди в наше время были бы вообще не в состоянии понять, что это есть действительное видение духовно­го мира, пусть пока расплывчатое и смутное. Могло бы, например, быть так, что злоба, материализм на Земле приобрели бы такие размеры, что большинство человечества не имело бы ни малейше­го понимания, и те люди, которые обладали бы таким ясновидени­ем, считались бы сумасшедшими и помещались в дома для умали­шенных, среди других, развивших свою душу ненормальным об­разом. И в наше время это могло бы, так сказать, пройти бесслед­но для людей, хотя мы сегодня обращаемся с призывом, как не­когда с призывом обращался Иоанн Креститель как предтеча Христа и затем Сам Христос; наступила новая эпоха, когда человечес­кие души должны сделать шаг в Царствие Небесное!

Очень легко могло бы быть так, что великое прошло бы мимо без человеческого понимания. Если тогда, в период с 1930-го- по 1940-й, будут торжествовать материалисты и говорить: да, хотя и было немало чудаков, но не было ожидаемого великого события, — то это вовсе не стало бы доказательством против сказанного. Если бы они торжествовали, и человечество прошло мимо этих событий, то это было бы несчастьем для человечества. Если бы оно даже и не заметило то великое, которое должно наступить, то это все равно наступило бы».127

Задача духовной науки в том, чтобы подготовить понимание явления Христа. Она сама является призывом Иоанна. В словах Рудольфа Штайнера можно заметить и большую озабоченность тем, какая угроза существует для сознательного понимания этого события. Разве нельзя утверждать, что эта озабоченность была оправданной, что злоба, материализм на Земле были так велики, что большая часть человечества не имела ни малейшего понима­ния этого события, что оно прошло бесследно? Разве в период с 1930-го по 1940-й гг. — в другом докладе Рудольф Штайнер неожи­данно говорит «с 1930 по 1940/45»128 — не торжествовали материа­листы? Разве нельзя сказать: не раз встречались чудаки, которые из-за их естественного ясновидения помещались в сумасшедшие дома?

Начало эпохи нового эфирного ясновидения было ослеплено силами противодействия через известные события 30-х и 40-х го­дов. К этому прибавлялось то, что переживания в душе были та­кими тонкими, интимными, неявными, а духовная сила понима­ния была такой слабой, что мимолетные, ускользающие воздей­ствия на душу замечались недостаточно. Все было устроено так — и к этому не в последнюю очередь относится и убийство Каспара Хаузера, — чтобы из-за бурных, ослепляющих исторических собы­тий люди уклонялись от истинных духовных явлений. Это во мно­гом удалось.

Дальше по ходу доклада Рудольф Штайнер обращает внима­ние на временной период, который дан человечеству для развития понимания истинного, и он углубляет и конкретизирует его значе­ние для отдельных людей: «Может быть так, что у людей появит­ся новая способность восприятия в эфирном — по крайней мере, сначала у некоторого числа людей — а другие будут все больше продвигаться за ними, ибо человечество будет иметь 2500 лет, что­бы все больше развивать эти способности. В это время люди не должны упустить представившуюся возможность. Упущение было бы большим несчастьем, и человечество должно было бы ждать еще долго, чтобы наверстать упущенное, чтобы после развить эту новую способность. Это будет способность, когда люди будут ви­деть вокруг себя что-то из эфирного, что они до сих пор обычным образом воспринимать не могли. Теперь человек видит только фи­зическое тело человека, но затем он будет в состоянии видеть эфир­ное хотя бы как неясный образ и переживать все более глубокую связь событий в эфирном. Будут появляться образы и предчув­ствия событий в духовном мире, и люди увидят, что затем эти события, через три или четыре дня, совершаются на физическом плане. Они будут видеть определенные вещи в эфирных образах и знать, что на следующий день или через несколько дней про­изойдет то или это.

Такие изменения душевных способностей человека будут про­исходить. То, что можно обозначить как эфирное, дает о себе знать. Но что с этим связано? Проявится Сущность, Которую мы называ­ем Христос, пришедшая во плоти на Землю в начале нашего лето­исчисления. В таком физическом теле Он больше не придет, так как это было единственное событие. Но Христос снова явится в названные времена в эфирном облике. Тогда люди будут учиться воспринимать Христа путем того, что через это эфирное будут вырастать к Нему, Который теперь спускается уже не до физичес­кого тела, а только до эфирного тела. Итак, люди должны будут вырастать к восприятию Христа. Ибо истинно высказывание Хри­ста: "Я с вами все дни до скончания века". Он здесь, Он в нашем духовном мире, и благословенны те, которые всегда могут воспри­нимать Его в этом духовно-эфирном мире.

Особенно подвергся воздействию такого восприятия апостол Павел в событии под Дамаском. Но как естественная способность это восприятие эфирного будет развиваться


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.