Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2022-12-20 | 31 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Четырнадцатая лекция
Дамы и господа, мы начинаем последнюю лекцию, и я хочу попытаться по-новому проинтерпретировать некоторые социологические понятия или, другими словами, получить доступ к типично социологическим темам с новых, измененных точек зрения. При этом для меня также важно соотнести понятийную сторону теоретической работы с классическими спорами 1960- х гг. за или против системной теории, чтобы можно было получить примерное представление о том, что изменится в этой дискуссии в области критики идеологии или идейной полигики, если требования к точности понятий будут более высокими.
Первый момент касается «двойной конгингенции». Это имеет отношение к теме, которую я рассматривал в своей книге «Социальные системы», и мое сегодняшнее изложение будет в общих чертах совпадать с тем. что написано там.[117] С исторической точки зрения, вероятно, следует обратить внимание на то, что за странным выражением «двойная конт интенция» скрывается новая формулировка старого вопроса, а именно: «Как возможен социальный порядок?» Хотя этот вопрос тоже не очень старый, потому что речь здесь идет о кантовской технике волрошания, когда спрашивают не о том, что имеет место, а о том, как это возможно. Как вообще возможно то, что существуют такие вещи, как познание, эстетическое суждение или тот же социальный порядок? К кантовскому триединству познания, разумной практики и эстетического суждения теперь добавляется еще один вопрос: «Как возможен социальный порядок?»
В предшествующей традиции ответом на этот вопрос были положения о природе человека - о его социальной или, в более древней традиции, «политической», т.е. неизбежно связанной с жизнью города природе. Человек вынужден жить вместе с другими людьми, и это имеет свои последствия. Это происходит не как угодно, а только с помощью политике-этического или предписанного богом регулирования совместной жизни. Потом, в 328 — —
|
XVI-XVII вв., после религиозных войн произошел поворот и человека стали оценивать более скептически ввиду его жажды борьбы и взаимного уничтожения, и тогда потребовалась идея социального контракта. Это продолжалось не более ста лет, но людей, очевидно, так измотало их желание калечить и убивать друг Друга, причем с перспективой, что так всегда будет и в будущем, что они теперь заключили договор и подчинились суверену, который мог делать все необходимое или же все, что он считал необходимым, - вспомните хотя бы Папу Римского. Социальный порядок на договорной основе считался возможным. Это породило множество логических проблем и изощренных дискуссий. Начиная с XVIII в. происходит возврат к идее о том, что порядок устанавливается насильственным путем. Кто- то силой подчиняет себе другого, и постепенно этот процесс становится все более цивилизованным за счет того, что в этом какую-то роль играет рассудок.
Понятие двойной контингенции пытается снова поднять эту проблему на другом понятийном уровне. Парсонс говорил о «гоббсовской проблеме социального порядка»1*1, т.е. открыто ссылался на Гоббса, но, разумеется, не мог принять договор за отправную точку, потому что он, как впоследствии и все остальные, понимал, что договор уже предполагает существование порядка, который ведет к тому, что договор нужно соблюдать. Поэтому сам договор нуждается в социальном объяснении. Инициированная Дюркгеймом тенденция полагать, что социальный порядок существует уже до всяких договоров, верна также и по отношению к Парсонсу. Естественно, семьи существовали еще до того, как появилось семейное право. Религия существовала еще до того, как появились какие-то догматы или регламентации со стороны церкви. И так далее. Но это лишь отодвигает вопрос о том, как возможен социальный порядок, на шаг назад, и тогда по-прежнему нужно искать ответ на вопрос о том, как в процессе эволюционного дрейфа возникает социальный порядок с потенциалом постоянного усложнения, выработки все более сложных механизмов регуляции. Понятие двойной контингенции, насколько мне известно, было придумано в связи с междисциплинарными проектами по созданию нового факультета в Гарвардском университете, а именно факультета социальных отношений, т.е. в связи с попытками объединить в общих теоретических рамках представителей различных дисциплин - культурных антропологов, психологов, социологов, политологов и так далее, в общем всех, кто имелся в наличии, С помощью понятия двойной контингснции ученые, очевидно, пытались еще раз проникнуть внутрь ценностной перспективы или структуры ожиданий, чтобы объяснить, как складываются общие ценности, как происходит символическое кодирование социального поведения и как культурные антропологи, психологи или социологи могут вычленить различные аспекты и, соответственно, по-разному над ними работать.
|
Автором этого понятия был, по всей вероятности, Роберт Сире, однако широко известным оно стало благодаря «general statement» [общему положению] в изданной Талкоттом Парсонсом и Эдвардом Шилзом книге «Towards a General Theory of Action» («К общей теории действия»).[118] Парсонс по разным поводам обращался к этому general statement, однако понятие двойной контингенции так и не стало основополагающим в его теории, потому как могло объяснить лишь возникновение социальных систем, а не общую систему действия как таковую. Потом это понятие пропадает, потом периодически снова появляется, но не имеет того значения, того места в понятийном аппарате, которого можно было бы ожидать, исходя из того, что оно в состоянии объяснить, как возможен социальный порядок. На этом этапе развития теории контингенция понимается как зависимость, в значении английского выражения «contingent on». Это представление о зависимости имеет теологическую традицию, которая уже не заметна в словоупотреблении. Понятие, явно относящееся к теории модальности и означающее, что что-то возможно и по-другому, т.е. не необходимо и не невозможно, а где-то посередине, в рамках теологических рассуждений получило новое значение зависимости от бога, который в ззо — — —
|
принципе мог обустроить мир как-то иначе. В англо-саксонской традиции представленьЕ обе эти смысловые составляющие понятия «contingency»: с одной стороны, «contingency» в значении «зависящий от» (в разговорном языке используется выражение «contingent ол») и, с другой стороны, «contingency» в значении возможности быть также другим, т.е. как отрицание невозможности и необходимости. Я уже вкратце рассказывал об этом.
В этой первой попытке построить социальную теорию на понятии двойной контингенции содержится модель, согласно которой друг другу противостоят Alter и Ego (это может быть человек или группы людей), каждый со своими потребностями и способностями. Первый зависит от результатов деятельности второго, а второй - от результатов деятельности первого. Каждый может осуществлять действия или воздерживаться от них. Тогда возникает вопрос, как найти такой путь, при котором будет установлена взаимодополнительность ожиданий и деятельности, а не просто расхождение одного и другого.
Позднее эта модель была перенесена на конфликты, в частности. в анализе ситуации, когда к одному острову одновременно подходит военное и торговое судно. Остров лежит между ними, и военный корабль хочет задержать торговый корабль. Если торговый корабль обходит остров с севера, то и военный должен идти с той же стороны. Но если он так и сделает, то торговый корабль обогнет остров с другой стороны. И вот они ждут перед островом. Парсонс на это отвечает, что есть «shared symbolic system» или общая ценностная ориентация, которая, однако, не функционирует, когда речь идет о конфликте и можно говорить разве что о положительно-отрицательной установке по отношению к одной и той же ценности: прорыву или задержанию.
Преобразование данной модели в теорию конфликта показывает, что необходим более абстрактный механизм решения чем тот. который предлагает Парсонс - в стиле социологии Дюркгейма по направлению к обшей ценностной ориентации. Предложение Парсонса, если вы вспомните лекцию, посвященную его теории, связано с тем, что Парсонс различает культуру и социальную систему и ставит культуру на более высокую позицию в иерархии, т.е. исходит из того, что социальные системы невозможны без регламентирующего воздействия культуры, без общего признания ценностей или норм, которые он не очень четко различает. К — 331
|
этим ценностям или нормам относится также язык, являющийся как бы нормативной кодировкой, как можно говорить и как говорить неправильно, если хочешь быть понятым. В этой мыслительной модели язык, культура, ценности и нормы расположены очень близко друг к другу и выполняют по отношению к подсистеме более низкого уровня, а именно к социальной системе, функцию регулирования двойной контингенции.
Ну. с этим можно согласиться, тем более что в эмпирической реальности вряд ли найдутся общества, в которых не было бы хотя бы минимального ценностного консенсуса или общих нормативных основ в праве, морали или языке. Но, несмотря на это, не совсем понятно, как отсюда можно прийти к урегулированию проблемы двойной контингенции, которое бы работало в повседневной жизни. Если уже есть общие ценности, то тем более ожесточенным может получиться спор - при определенных обстоятельствах. Если мы посмотрим на наши ведущие партии - социалистов и христианских демократов, которые претендуют на способность управлять страной, и посмотрим на их список ценностей, мы не увидим почти никакой разницы; различия будут в лучшем случае в ранжировании ценностей. Одни сначала называют стабильность, потом свободу, другие - наоборот. Но в любом случае должно быть не больше трех ценностей, чтобы можно было успеть их заметить на плакатах, проезжая в автомобиле, если, конечно, соблюдать ограничение скорости, установленное в черте города. Ценности одни и те же. но невзирая на это по всем вопросам они не согласны друг с другом. Поэтому возникает вопрос: как от ценностной программы перейти к регулированию ситуации двойной контингенции, которое осуществимо посредством интеракций или операций? Если ответить на этот вопрос, то можно увидеть, что возникновение общих ценностей или общих бесспорных моментов происходит, пожатуй, во вторую очередь. Сначала [участникам] вообще неизвестно, какие у них ценности, и лишь когда на протяжении какого-то времени им удается оперативно решать проблему двойной контингенции, т.е. образуются взаимодополняющие ожидания, совершаются совместимые действия, последовательности действий, тогда, наверное, можно сформулировать консенсус, который был как бы продемонстрирован.
|
Эти размышления подвели меня к вопросу о том, не явля- 332 ■
ется ли здесь решающим моментом чисто временной аспект, асимметрия во времени. Кто-то действует первым и тем самым устанавливает срок, который ставит другого (помните, что мы говорили о понятии коммуникации?) перед выбором - сказать «да» или «нет», принять или отклонить. Он не может сделать что-то совершенно произвольное, поддаться своему настроению, а должен руководствоваться тем, как началась ситуация. Чтобы утвердиться в этой ситуации, ему достаточно сказать «да» или «нет», но он не может сделать что-то другое. Если это так, то логической посылкой или ответом на вопрос, как возможен социальный порядок, пожалуй, следовало бы считать не ценностный консенсус, а временной аспект (Zeitlichkeit), временною структуру. Социальный порядок образуется тогда, когда кто-то задает время, запускает действие, делает предложение или самопрезентацию и тем самым ставит других перед необходимостью реагировать. Они должны принять это предложение или отклонить его. Они могут запустить процесс уточнения, но только по отношению к тому, что уже имеет место, что уже установлено, так что асимметрия, которую мы видим в этой модели, является в первую очередь временной, а не иерархической. Дело не обстоит так, что существует некий высший уровень ценностей, который в общем и целом работает, мотивирует и который можно слегка модифицировать, в зависимости от того, как достигается взаимопонимание или же как ведется противостояние (предметно-иерархическая модель). Вместо этого мы имеем дело прежде всего с временным порядком. Как в ситуациях двойной контингенции устанавливается последовательность, которая действует по принципу воронки, направляя систему или на путь конфликта (к этой теме я еще вернусь), или на путь сотрудничества и закрепления определенных моментов, которые затем станут отправными точками для совместного будущего, для построения общей истории? Мне представляется, что здесь нужно пройти путь от парадигмы Дюркгейма- Парсонса до теории, уделяющей больше внимания вопросу о том, как возможны операции, к которым могут присоединиться следующие операции, или как возможны операции, способные формировать системы и, следовательно, способные проводить границы и отличать системы от того, что к ним не относится.
В основе этого лежит модель, начинающаяся с саморефе- 333
ренции, с цикличности, так как двойная коптингенция - круговое явление: «Если ты сделаешь то, что я хочу, я сделаю то, что хочешь ты». Но кто инициирует разрыв этого круга? Кто создает асимметрию? Ответ следующий: время или тот, кто действует первым. Самый быстрый перехватывает инициативу. Необязательно, что тем самым он добьется того, что другие за ним последуют, но он определяет issues, темы, пункты, которые затем обсуждаются на предмет принятия или отклонения и тем самым в какой-то мере задает тон или устанавливает тип системы, которая может образоваться в результате присоединения последующих операций.
Данная модель составлена таким образом, что можно подумать, что сначала существует двойная контингенция, а затем возникают системы. Теорию социального договора тоже час то понимают и, соответственно, критикуют таким образом: как будто сначала жили дикие люди, все они были вооружены и мечтали только о том, чтобы перебить всех остальных, пока те спят, и лишь потом, по прошествии времени, они увидели, что жить, потакая естественным наклонностям, не очень приятно, и тогда появился договор. Точно так же можно было бы сказать, что сначала возникает проблема двойной контингенции, и лишь потом кому-то приходит в голову идея сказать, что же, собственно говоря, должно теперь произойти, как обстоят дела или в каком направлении они должны развиваться. Конечно же, в обоих случаях такое представление ошибочно, Никому не удалось доказать, что в истории человечества было «естественное состояние», как его понимал Гоббс, хотя, наверное, можно отличить общества цивилизованные от обществ явно менее упорядоченных. Так же и вопрос двойной контингенции следует рассматривать не в рамках модели До/После, а исходить из того, что всякий раз, когда ставится и развивается проблема социального порядка, т.е. последовательно раскрываются его предпосылки, в конечном итоге мы приходим к вопросу о том, как решается проблема двойной контингенции. Любую социальную ситуацию можно изучить на предмет того, каким образом получается так, что она не попадает в порочный круг, ведущий к полному бездействию, потому что никто не знает, какие формировать ожидания, чтобы другой формировал такие ожидания, которые первый бы одобрял и хотел бы оправдать.
Таким образом, это модель реконструкции условий, делающих возможным социальный порядок, а не историческая модель. Это верно, пожалуй, и в отношении кантовского вопроса, как возможно познание, разумное практическое деяние или эстетическое суждение. В этом случае тоже вряд ли кто-нибудь стал бы утверждать, что люди сначала жили без всего этого, а потом в один прекрасный день наступило трансцендентальное озарение и они стали разумными. Здесь тоже вопрос касается того, к чему мы придем, если будем последовательно раскрывать предионя- тыс (vorverstandigt), предпонятные (vorverstandlich), известные, общепринятые предпосылки. Вопрос такого рода тесно связан с переходом к общест ву Нового времени, когда люди уже не одобряли иерархический общественный порядок и не соглашались с тем, что некоторые от рождения и благодаря рождению лучше остальных. Но когда происходит коллапс иерархии, возникает вопрос, как возможен социальный порядок. Когда у современного территориального государства больше нет социальной опоры в стратификации или в религии и оно может опираться только на себя, это приводит к вопросу о том, как возможен социальный порядок. Если проанализировать это с точки зрения социологии знания, то можно увидеть, что вся эта постановка вопроса была придумана для того, чтобы разобраться с конкретными ситуациями неопределенности или переходными ситуациями и выработать соответствующие концепции. 11аверное. неслу чайно теория двойной контингенции возникает в обществе, которое не берет на себя смелость ссылаться на какие-то естественные константы, некие абсолютности или априори в социальном порядке, а практикует- то, что мы сегодня называем «постмодерном», т.е. не принимает такой ситуации, в которой нельзя было бы задат ь вопрос, почему кто-то использует именно эту схему. В любой ситуации должна быть возможность спросить, как этот кто-то обосновывает свои причины. Никто не может сослаться па то, что в какой-то момент достигается некая точка, в которой все в конце концов приходят к полному согласию.
Это также означает, что понятие двойной контингенции не приемлет никакой метафоры истока, никакого возвращения к первоначалу и что эта модель совместима с эволюционной теорией, которая не в состоянии, да и не желает ничего сообщать о том, как все начинаюсь. Эволюция в каком-то смысле порождает сама себя. В рамках данного курса у меня нет возможности — — 335
подробно рассматривать эволюционную теорию, но идея заключается в том, что в какой-то момент возникает разрыв между вариацией и отбором, и это даст импульс к развитию и изменению стру ктур. Эволюция сама дает импульс к построению порядка, и это невозможно объяснить наличием первичного бульона или исходными условиями возникновения жизни или языка и общественною порядка. Если мы рассматриваем понятие двойной контингенции как вопрос проблематизации или как изобретение проблемы референции применительно к функциональному анализу, то у нас появляются определенные параллели с эволюционной теорией и с другими попытками отделить объяснение общественного развития от вопроса о том, как все возникло или каковы исторические первопричины. Конечно, можно задавать этот вопрос снова и снова, но это не приведет к истокам. Можно спрашивать, в чем причины особого пути Европы в эпоху позднего средневековья, в отличие, скажем, от Китая, и указать на такие факторы, как географическая диверсификация или что-то еще, но любой ответ уже предполагает какую-то предшествующую историю, т.е. представляет общество уже существующим и уже упорядоченным, и вопрос тогда заключается лишь в том, как, например, в этом случае технически гораздо более развитое, гораздо более богатое, гораздо более упорядоченное китайское общество с гораздо более многочисленным населением не смогло перейти в Новое время.
Я думаю, этого достаточно о понятии двойной контингенции. Вы видите, что в это понятие приходится вкладывать огромный труд, для тотхз чтобы, с одной стороны, вписать его в теорию, а не оставлять болтаться относительно бессвязным фрагментом (а именно такая судьба, как мне кажется, постигла его в теории Парсонса), и, с другой стороны, чтобы помест ить его в контекст, знакомый нам из других областей, в частности в контекст эволюционной теории или кантовской техники вопрошания.
Мой следующий пример касается понятия структуры. Если вы на секунду задумаетесь над тем, что вы себе представили, когда я сказал «понятие структуры», то у вас перед глазами, вероятно, возникнут такие сущностные свойства, как долговечность и устойчивость. Это также связано с традицией, в которой принято обозначать системы или какие-либо другие взаимосвязи понятием отношения (Relation). Есть элементы, и есть отноше- 336 —
ния между ними, и эти отношения в каком-то смысле неизменны во времени. Конечно, они могут меняться, но об отношении (реляции) говорят только тогда, когда имеет место не однократное событие, а типичное соединение А и В, В этой традиции отношения имеют более низкий онтологический статус, потому что сначала есть релатумы, элементы, души, что угодно, а потом уже есть отношения, которые в некотором роде вторичны.
Итак, с одной стороны, есть эта связь понятия «структура» с понятием отношения, обусловливающая момент устойчивости. В позднем структурализме, прежде всего у Клода Леви-Стросса и у французов эпохи 1950-1960-х гг., и, если угодно, у Парсонса к этому добавляется еще один момент - когнитивный или аналитический.[119] Структуры являются в том числе условиями познания, кем бы ни был познающий - наукой или участником социальных отношений, социальных сетей, социальных групп, социальных систем и так далее. Нужно уметь распознавать, с чем ты имеешь дело, уметь определять типы, нужно знать, где ты находишься - в университете, в пивной, в трамвае или где- то еще. Если бы все можно было увязать между собой, если бы структурные образцы не содержали определенных обещаний в отношении познания и ориентации, то, согласно этой трактовке, нельзя было бы говорить о действующих структурах. Если бы мы последовали совету Уильяма Блейка и перенесли пивную в церковь, чтобы улучшить церковные песнопения[120], то определенные ориентации оказались бы под вопросом. Структуры нужно разделять хотя бы для того, чтобы знать, как себя вести в том или ином месте. Вот те предзаданные величины, которые, на мой взгляд, в качестве определенной теоретической парадигмы сегодня проходят под именем структурализма: реляцио- нальность, относительная устойчивость отношений и все это в целом в качестве условия познания.
В этой дискуссии наблюдается определенный прогресс или тенденции развития, две из которых я хотел бы выделить. Первая касается согласования структуры с ожиданием. Это относится именно к психическим или социальным системам, а не к поня- 337
тию структуры в самом общем виде. Возникновение этого понятии (я сейчас повторяю то, па что уже указывал в предыдущих лекциях) связано с тем, что у ученых была модель Input/Output, т.е. они представляли себе живую систему, которая вынуждена прибегать к ресурсам окружающей среды и, в свою очередь, выполняет для нее определенные функции или выделяет какие-то побочные продукты, а в промежутках в ней происходят процессы, которые не совпадают один в один с процессами окружающего мира. То есть внутри системы, очевидно, есть структура, которая пе является точным отображением различий, присущих окружающему миру, а демонстрирует определенные обобщения. Мы хотим купить фрукты, но еще не знаем, какие именно. Тогда мы смотрим, что нам предлагается. Что-то уже подгнило, что-то слишком дорого, в чем-то нет витаминов, а что-то не относится к модным сегодня «биофруктам». Таким образом, есть критерии, которые устанавливают дистанцию по отношению к тому, что конкретно мы видим, и позволяют формировать мотивы покупки или воздержания. Этот внутренний порядок обработки, отделенный от различий, воздействующих через восприятие на психическую систему, был сформулирован где-то в 1930-х гг. с помощью понятия ожидания, а оттуда представление о комплементарном ожидании проникло и в теорию Парсонса.
При этом проблема заключается в определенной привилегированности будущего. Ведь ожидания относятся не к прошлому, а к будущему. С формальной точки зрения, отсюда возникает сложность (которую мы неоднократно обсуждали на семинарах) с пониманием того, почему понятие структуры соотносят с будущим. Возможно, потому, что при этом исходят из систем, прошлое которых так и так завершено или в инвариантном виде зафиксировано в форме фактов и воспоминаний, так что эластичность или способность к обобщению нужны только для определения будущих моделей поведения. В любом случае это нужно иметь в виду: когда структуры соотносят с ожиданиями, тем самым в теории в целом отдается очень сильное предпочтение будущей перспективе. Fxjih вы вспомните парсонсовскую парадигму четырехкратного деления, то там было то же самое. Там тоже была сторона инструментального, которая была ориентирована на будущее, и сторона консуматорного или эффективного удовлетворения потребностей, которая была ориенти- 338
рована на настоящее. А прошлым была сама система - или что бы то ни было еще. Это связано с данным понятием ожидания. Об этом стоит поразмыслить. Может быть, кому-нибудь придет в Iолову какая-то другая идея, но абстрагироваться от понятия ожидания не так-то просто. По крайней мере, мне не удалось найти удовлетворяющее меня решение.
Кроме того, эту тему следует отделять от так называемой субъективности структур, которые определяются исключительно через ожидания. Это возражение мы не раз слышали в ходе дискуссии с Йоханнесом Бергером.[121] Согласно модели ожидания, ориентированной еще на Карла Маркса, структура должна быть чем-то объективным, а не субъективным. Производственные отношения и тому подобное объективны независимо от того, делает ли их кто-то частью своих ожиданий или нет. Вопрос о том, видит ли, воспринимает ли их кто-нибудь вообще, оценивают ли их так же, как это сделал бы Маркс или какой-нибудь другой теоретик, является второстепенным. Тем не менее разработка понятия структуры, ориентированного на понятие ожидания, имела своей целью как раз высвобождение систем из их детерминированности окружающим миром, В этом случае «субъективно», вероятно, означает просто «относительно системы», а это неотъемлемая составляющая системной теории, если довести эту точку зрения до логического конца. Нет порядка, который не был бы выстроен и сконструирован системой как ее собственный или как порядок окружающего мира, т.е. который не существовал бы относительно системы. Это означает, что смещение в сторону будущего мне самому кажется проблематичным, хотя я и не знаю, как его можно исправить, а вот системную относительность я, напротив, считаю неотъемлемой составляющей системно-теоретического подхода.
Это была одна тенденция развития структурализма или формирования понятия «структура». Другая тенденция восходит к краткому, но важному замечанию Парсонса. которое встречается в статье, написанной в начале 1960-х гг., а также в лекци- 339
ях[122]. Может быть, оно есть и в других работах, но мне сейчас не вспомнить, в каких именно. Это замечание касается различения. Парсонс говорит о том, что нужно различал, два разных различения. Во-первых, это различение структуры и процесса: системы имеют структуру, и в системах происходят процессы, а это подразумевает, что нужно уметь различать между структурами процессов и процессами структур. В очень долгосрочной перспективе изменение структур, вероятно, можно рассматривать как процесс, например, как процесс эволюции. В обоих случаях нужно использовать различение: и когда говорят о структуре процесса, и когда говорят о процессе структурных изменений. Без этого различения невозможно сделать данное высказывание, потому как оно основывается на том, что структуру и процесс можно различать на абстрактном уровне. Это различение является ответом на критику в виду того, что структурализм якобы не способен ничего сказать об изменениях и тому подобном. Парсонс полагает, что это вполне ему по силам. Нужно только отделить различение структуры и процесса от вопроса о том, идет ли речь о структурах или о процессах как объекте процессуальных или структурных изменений.
С другой стороны, от этого необходимо отличать второе различение-различение стабильности и трансформации - или проблему изменения. Не имеет смысла выстраивать понятие структуры таким образом, как будто утверждается нечто неизменное. Это значит, что стабильность без изменения структур является предметом другого, поперечного различения. Можно изучать и размышлять над тем, используются ли структуры в неизменном виде и если да, то как долго, а можно, с другой стороны, исследовать структурную трансформацию, изменение структур, и тогда речь может идти также о сравнительно краткосрочном изменении, если имеется в виду, например, динамика развития в области компьютерных технологий, инструментов международного финансового рынка или изменения в тематических структурах общественного мнения. С помощью этого второго различения можно исследовать быстрые и медленные процессы структурных изменений. Тогда вопрос о том. является ли структурное изменение каким-то моментом н рамках процесса, будет 340
относиться к контексту первого различения. Можно зафиксировать изменение структуры, например, изменение конституции, но для этого необязательно выявлять процесс, который исторически, через последовательность эпизодов, привел к этому структурному изменению. Мы видим изменение в отношении До и После, но необязательно относительно процесса.
В ситуации конца 1950-х - начала 1960-х гг. Парсонсу было важно с помощью большей точности различений противостоять критике, утверждающей, что структурализм по природе своей консервативен. Перед ним все еще стоял вопрос о том, меняются ли структуры, в связи с чем и за счет чего они меняются, и в этом случае важно было различать между структурами и процессами. Структурализм нельзя упрекать в том, что он враждебен к процессам или игнорирует их. Это связано с переменами в самой социологии, в которой, как и в этнологии, антропологии, культурной антропологии и так далее, существовала мода, в соответствии с которой структуралистские тенденции, не принимавшие в расчет время, следовало заменить процессуальными тенденциями, как будто какая-то из этих тенденций была лучше или правильнее другой. В конце 1920-х гг. тема процессов была «в моде» в связи с теорией Уайтхеда157 и другими философскими контекстами. Под эгидой понятия «процесс» проводились целые конгрессы. Социальная трансформация тоже стала темой дискуссий. Структуры остались без внимания, а в 1950-х гг. это снова изменилось, но, собственно, смысл этого различения различений заключается в том, что здесь нет никакого выбора и речь всегда идет лишь о том, как обращаться с различением структуры и процесса или как различать между непрерывностью и скачкообразностью или между стабильностью и изменением и как не перепутать одно с другим.
Вы видите, что, если оставаться на уровне явленного нам в виде книг или статей, дискуссия уже кажется довольно сложной и не допускает простой классификации по схеме «за общество / против общества» или «консервативный / критический». Но. как мне представляется, сейчас снова должно произойти изме- нение основ дискуссии с помощью концепции строго олера- 157 См. Whitehead Alfred North. Process and Reality, an Essay in
Cosmology. New York: Free Press, 1979. [Руе. пер.: Уайтхед A.H.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!