Проективный подход, его характеристика. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Проективный подход, его характеристика.

2022-12-20 34
Проективный подход, его характеристика. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проективные методы представляют собой отдельный особый подход в психодиагностике. Одной из особенностей является его направленность на обнаружение бессознательных особенностей или черт личности. Все проективные методики используют механизм проекции.

Проективный подход – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределённости (слабоструктурированности) объектом проекции. (Бурлачук)

 

Термин «Проективный метод» был введён Л.Франком в 1939 году. Им же были введены 3 основных принципа:

1. Проективное исследование направлено на уникальное в структуре и организации личности. В отличие от традиционных психометрических процедур, личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень (набор) способностей или черт.

2. Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.

 

Эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, «формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в систему внутреннего мира индивида». Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это третье и основное теоретическое положение обычно называют «проективной гипотезой»

 

Особенности проективных методик:

1) неопределённость, неоднозначное использование стимулов;

2) отсутствие ограничивающего в выборе ответа;

3) отсутствие оценки ответов испытуемых как правильных или ошибочных.

Проективные методики не являются заменой психометрическим методикам. Назначение проективных методик – исследование идиоматичной внутренней сферы, которая может быть рассмотрена как организация жизненного опыта.

1) Проективные методики могут удачно дополнять психометрические, позволяя заглянуть в то, что глубоко скрыто, что ускользает при традиционном методе исследования.

2) Стимулы в проективных методиках не бывают строго однозначными, а допускают различные интерпретации. Стимул приобретает смысл не просто в силу его объективного содержания, а прежде всего с его личностным значением, которое придаётся ему испытуемым.

Проекция как феномен и как принцип исследования.

Все проективные методики используют механизм проекции. «Проекция» в переводе с латинского означает «выбрасывание». Внутреннее составляющее переносится на какой-то объект снаружи, приписывается чему-либо, кому-либо. Впервые термин «проекция» был введён Фрейдом. Он предполагал, что анксиозные (anxiety) неврозы возникают в том случае, когда психика не может овладеть эндогенно-развившимся сексуальным возбуждением. В этом случае происходит проекция этого возбуждения во внешний мир.

Проективные методы рассматриваются как приёмы опосредованного изучения личности, основывающиеся на построении специфической пластичной (слабоструктурированной) стимульной ситуации, стремление к разрешению которой способствует актуализации восприятия соответствующей ситуации, тенденций, установок, отношений и других особенностей личности.

Виды проективных методик.

Классификация по Бурлачуку:

1. Конститутивные. Испытуемым предлагается какой-либо аморфный материал, которому он должен придать смысл.

2. Конструктивные. Предлагаются оформленные детали, фигурки людей, животных, из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его. Сцена-тест.

3. Интерпретативные. Необходимо истолковать, проинтерпретировать какую-либо ситуацию или событие. Тематический апперцептивный тест.

4. Катартические. Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. Психодрама.

5. Рефрактивные. Личностные особенности, скрытые мотивы диагностируются по изменениям, которые вносит испытуемый в средства коммуникации. Например, речь или почерк.

6. Экспрессивные. Осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему.

7. Импрессивные. Методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Например, методика Люшера.

8. Аддитивные. В методиках требуется завершение имеющегося начала предложения, рассказа или истории.

 

 

 

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.