Виды тестов для измерения интеллекта. Тесты Р. Амтхауэха, Дж. Равена. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Виды тестов для измерения интеллекта. Тесты Р. Амтхауэха, Дж. Равена.

2022-12-20 35
Виды тестов для измерения интеллекта. Тесты Р. Амтхауэха, Дж. Равена. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Виды тестов (классификация):

I

1. Вербальные (методика классификации)

В вербальных тестах задания представлены в словарной форме и предполагают вербальный ответ испытуемого. Направлен на выявление особенностей понятийного мышления, способностей к установлению логических связей и отношений, на выявление существенных признаков предметов и явлений, а также на определение общего уровня эрудиции, словарного запаса, способностей к чётким формулировкам. В определённой степени эти тесты характеризуют долговременную память и социальный интеллект испытуемого      

2. Невербальные (тест Равена)

Задания невербальных/практических тестов представлены в наглядной форме и направлены на исследование состояния активного внимания, оперативной памяти, сенсомоторных и пространственно-конструктивных функций интеллекта. Частично ими тоже может проводиться диагностика социального интеллекта, тогда, когда задания на социальные отношения представлены в виде картинок. К этой группе тестов относятся неязыковые тесты или тесты, свободные от влияния культуры. Предназначены для исследования представителей разных культурных групп. Кроме того, часто к невербальным относят тесты действия.

II

1. Тесты результативности (тесты уровня мощности)

Тесты уровня мощности измеряют достигнутый испытуемым результат, зависящий от трудности задания и от качества выполнения.

2. Тесты скорости

Тесты скорости направлены на выявление динамических характеристик и продуктивности интеллектуальной деятельности, показателями которых служит скорость выполнения тестовых заданий или объём проделанной работы за фиксированное время.

 

III

1. Групповые тесты

Групповые тесты предназначены для одновременного обследования групп испытуемых. В медицинской психодиагностике почти не используются.

2. Индивидуальные тесты

Диагностика интеллекта в клинике проводится индивидуально, при этом исследование выполняется нестандартизированными методами.

 

 

IV

1. Ориентированные на статистическую норму

Оценка уровня интеллекта испытуемого осуществляется на основе соотнесения его результата с групповым.

2. Критериально-ориентированные тесты

Критериально-ориентированные тесты предназначены для выявления уровня индивидуальных достижений испытуемого относительно определённого объективного критерия.

 

V

1. Тесты общих способностей

Тесты общих способностей направлены на выявление общего уровня интеллекта и особенностей структуры интеллекта.

2. Тесты специальных способностей

Тесты специальных способностей первоначально разрабатывались для того, чтобы получить представление о развитии способностей, дополняющих интеллект. Отдельное место занимают тесты на креативность.

 

VI

1. Монометрические тесты

Например, матрица Равена.

2. Тестовые батареи

Чаще используются тестовые батареи, которые представляют собой совокупность заданий на различные способности, образующие структуру интеллекта.

 

Тест Р. Амтхауэра.

 

Методика Амтхауэра – методика на диагностику интеллекта. Есть методики А, В и С. Методика включает в себя 9 субтестов; 5 из них – вербальные, 4 – невербальные. Проводится и в групповом, и в индивидуальном варианте. При проведении теста нельзя говорить испытуемым о цели теста, иначе данные могут исказиться!

 

Интерпретация субтестов Амтхауэра:

1-ый субтест – Логический отбор. Направлен на изучение индуктивного мышления и чувства языка.

2-ой субтест – Определение общих черт. Способность к абстрагированию.

3-ий субтест – Аналогии. Комбинаторные способности.

4-ый субтест – Классификация. Способность выносить суждения.

5-ый субтест – Счёт. Практическое математическое мышление.

6-ой субтест – Ряды чисел. Индуктивное мышление.

7-ой субтест – Выбор фигур. Исследование пространственного воображения.

8-ой субтест – Пространственное воображение.

9-ый субтест – Память. Концентрация внимания, запоминания.

 

Тест Д. Равена (прогрессивные матрицы Равена).

Методика предназначена для выявления уровня интеллектуального развития.

Существует различные варианта теста:

1) более простой цветной тест, предназначенный для детей 5 – 11 лет.

2) чёрно-белый вариант для детей от 8 лет, подростков и взрослых до 65 лет (стандартные матрицы Равена).

 

Чёрно-белый вариант включает в себя 60 заданий, которые разделены на 5 серий по 12 заданий в каждом. Каждая серия начинается с наиболее простых заданий, которые потом усложняются.

Тест Равена может проводиться в 2-ух вариантах: как тест «скорости» (экспериментатор даёт определённое время на выполнение всех заданий) и как тест «мощности» (время не имеет значения, основной акцент делается на интеллектуальные способности испытуемого). Методика может выполняться как индивидуально, так и в группе.

Согласно Равену, этот тест – испытание способностей воспринимать определённые формы, охватывать их особенности, характер и взаимные отношения. При решении задач выступают 3 основных психических процесса: внимание/внимательность; восприятие; мышление.

 

Серия А: принцип взаимосвязи в структуре матрицы. Тестовое задание заключается в дополнении недостающей части образца или матрицы. При этом фигура статична. Выявляет 2 мыслительных процесса: 1) дифференциация и анализ; структура целого через её части; выявление отношений между этими частями; 2) идентификация недостающей части структуры, сравнение с 6 вариантами.

Серия В: аналогия между парами фигур. Суть задания состоит в нахождении аналогии между двумя парами фигур; выполнение отношений.

Серия С: принцип прогрессивных изменений в фигурах матриц. Основана на усложняющихся изменениях фигур в матрицах в соответствии с определённым логическим принципом непрерывного развития; позиция фигур и динамических перемен в пространстве.

Серия D: принцип перегруппировки фигур. Составлена согласно принципу переструктуризации фигур в матрице в горизонтальном и вертикальном направлении.

Серия Е: принцип разложения фигур на элементы. Состоит из заданий, заключающихся в анализе и синтезе фигур из отдельных элементов согласно принятому принципу. Здесь требуется складывать и вычитать элементы фигур согласно алгебраическому принципу.

 

Интерпретация:

1) возможна оценка уровня интеллекта по проценту выполнения данной методики (95% и выше – высокий; 75 – 95% - незаурядный интеллект; 25 – 74% - средний; 5 – 24% - ниже среднего; меньше 5% - сниженный).

2) оценка интеллекта согласно таблице нормативных данных с учётом возраста (выше 140 – незаурядный, выдающийся; 121 – 140 – высокий; 111 – 120 – выше среднего; 91 – 110 – средний уровень; 81 – 90 - ниже среднего; 71 – 80 – низкий; 51 – 70 – лёгкая степень умственной отсталости; 21 – 50 – средняя степень у.о.; 0 – 20 – тяжёлая степень у.о.).

3) проводится качественный анализ отдельных показателей по субтесту.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.