Обучающихся по специальности 031003.65 — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Обучающихся по специальности 031003.65

2022-12-20 30
Обучающихся по специальности 031003.65 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебно-методическое пособие

по дисциплине

 

 

Теория судебной экспертизы

Для студентов,

Обучающихся по специальности 031003.65

Судебная экспертиза

 

Пермь – 2015


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель изучения дисциплины формирование у студентов комплексного представления об общей теории судебной экспертизы в области экспертной; технико-криминалистической; информационной; организационно-управленческой; организационно-методической; научно-исследовательской и профилактической деятельности.

Для достижения указанной цели изучение дисциплины «Теория судебной экспертизы» решает следующие задачи:

- получение теоретических знаний в области научных и правовых основ судебной экспертизы;

- ознакомление со специальной терминологией, используемой в судебной экспертизе;

- изучение системы методов и средств судебной экспертизы;

- ознакомление с деятельностью судебно-экспертных организаций по производству судебных экспертиз и исследований;

- изучение приемов и методов профилактической деятельности эксперта, направленной на предупреждение преступлений.

Карта компетенций дисциплины «Теория судебной экспертизы»

3.1. Наименование компетенций дисциплины

Индекс компетенции Формулировка
ПК-1 Способен использовать знания теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы, криминалистики при производстве судебных экспертиз и исследований
ПК.2 Знает методики судебных экспертных исследований
ПК.22 Способен выявлять на основе анализа и обобщения экспертной практики причины и условия, способствующие совершению правонарушений

 

 

3.2. Компонентный состав дисциплины

Индекс компетенции Перечень компонентов Формы и методы формирования Темы дисциплины № семестра Оценочные процедуры

ПК-1

Знает: - принципы, закономерности, тенденции развития бытия природы, общества, человека, познавательной деятельности; - правовые, теоретические, методические и организационные основы судебной экспертизы Лекция с использованием средств мультимедиа. Практическое занятие: - групповое обсуждение. Самостоятельная работа. Темы № 1-26 4

Устный опрос, кейс-метод

Умеет: - использовать полученные теоретические знания в экспертной, технико-криминалистической, информационной, организационно-управленческой, организационно-методической, научно-исследовательской и профилактической деятельности эксперта-криминалиста Практическое занятие: - групповое обсуждение; - дискуссия. Темы № 3, 5-12 4
Владеет: - специальной терминологией, навыками использования основных теоретических понятий и категорий судебной экспертизы при решении экспертных задач Практическое занятие: - групповое обсуждение; - дискуссия. Темы № 1-26 4

ПК-2

Знает: классификацию и общую характеристику методов и технических средств, применяемых при проведении экспертных исследований, методику применения естественнонаучных методов и криминалистических средств, их возможности при обнаружении, фиксации, изъятии и исследовании объектов судебной экспертизы; основные понятия, структуру, виды и требования методик судебных экспертных исследований Лекция с использованием средств мультимедиа. Практическое занятие: - групповое обсуждение. Самостоятельная работа. Темы № 1-26  

Устный опрос, кейс-метод

Умеет:  использовать принципы, законы и методы гуманитарных и социальных наук для решения социальных и профессиональных задач; использовать полученные теоретические знания при использовании общих и частных судебно-экспертных методик. Практическое занятие: - групповое обсуждение; - дискуссия. Темы № 3, 5-12  
Владеет: - специальной терминологией, навыками использования основных теоретических понятий и категорий, предъявляемых к требованиям и структуре общих и частных методик судебных экспертиз; - навыками применения технических средств и естественнонаучных методов при производстве криминалистических экспертных исследований; - навыками исследования объектов с использованием приборов и инструментальной базы. Практическое занятие: - групповое обсуждение; - дискуссия. Темы № 27-63  

ПК-22

Знает: основные методы обобщения экспертной практики, связанные с выявлением причин и условий, способствующих совершению правонарушений Лекция с использованием средств мультимедиа. Практическое занятие: - групповое обсуждение. Самостоятельная работа. Темы № 1-63  

Устный опрос, кейс-метод, экзамен

Умеет: интерпретировать результаты применения естественнонаучных методов для решения задач судебных экспертиз; анализировать экспертную практику, причины и условия, способствующие совершению правонарушений Семинарское занятие: - групповое обсуждение; - дискуссия. Темы № 3, 5-12  
Владеет: - навыками научного мышления, использования приёмов логического построения рассуждений, распознавания логических ошибок в материалах судебно-следственной, оперативно-служебной и других видов профессиональной деятельности и экспертной практики, конкретных мер по предотвращению правонарушений Практическое занятие: - групповое обсуждение; - дискуссия. Темы № 27-63  

 

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов /

Зачетных единиц

Семестры
4/5
Аудиторные занятия (всего) 192/9 36/58
Лекции (Л) 76 36/40
Семинары (С) - -
Практические занятия (ПЗ) 126 54/54
Лабораторные работы (ЛР) - 68/68
Контрольная работа (КР) - -
Самостоятельная работа (всего) 72 72
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям: 24 24
Подготовка к семинарским занятиям 24 24
Практикум - -
Подготовка к контрольной работе - -
Другие виды самостоятельной работы: 23 23
Курсовая работа 23 23
Реферат - -
Подготовка к промежуточной аттестации:                                                        зачет                                                    экзамен     18     18
Промежуточная аттестация                        зачет экзамен   9   9
Общая трудоемкость               часы зачетные единицы 180 9 180 9

Содержание семинарских и практических занятий

 

Тематический план

Семестр

Структура, цели, объем дисциплины, организация текущего контроля.

 

Названия разделов и тем

 

Обозначение (номер) цели

Название целей и задач

Общая трудоемкость

Трудоемкость по видам учебной работы

Аудиторные занятия

Самостоя-тельная работа

лекции

практические

Лабораторные

всего

контроль

всего контроль всего контроль всего контроль
  Раздел 1. Методологические и научные основы судебно-экспертной деятельности                      
1. Понятие и предмет теории судебной экспертизы и судебно-экспертной деятельности     5 2   2       1  
2. Исторические аспекты становления и развития теории судебной экспертизы и судебно-экспертной деятельности     5 2   2       1  
3. Правовые основы судебно-экспертной деятельности     5 2   2       1  
4. Принципы судебно-экспертной деятельности     5 1   2       1  
5. Теории экспертной идентификации и диагностики.       1              
6. Объекты судебно-экспертных исследования     5 2   2       1  
7. Учения о методах теории судебной экспертизы и судебно-экспертной деятельности     5 1   2       1  
8. Задачи судебной экспертизы     5 1   2       1  
9. Классификация судебных экспертиз     5 2   2       1  
10. Государственные судебно-экспертные организации     1 2   2       1  
11. Негосударственные судебно-экспертные организации     5 2   2       1  
12. Правовой статус судебного эксперта     5 2   3       1  
13. Подготовка экспертов     5 1   3       1  
14. Квалификационные требования,  предъявляемые к экспертам                     5 1   2       12  
15. Участие сотрудников судебно-экспертных учреждений в процессуальных действиях     5 1   2       2  
16. Участие сотрудников судебно-экспертных учреждений в оперативно-разыскной деятельности в качестве специалиста     5 2   2       1  
  Особенности процессуального статуса эксперта в различных видах судопроизводства     5 2   2       1  
17. Частные экспертные теории     5 2   3          
18. Раздел 2. Организационные и процессуальные основы судебно-экспертной деятельности                      
19. Порядок назначения судебной экспертизы     5 2   2       1  
20. Полномочия руководителя судебно-экспертной организации при назначении судебной экспертизы     5 2   3       1  
21. Процесс экспертного исследования и его стадии     5 2   3       1  
22. Заключение судебного эксперта. Его форма и содержание.     5 2   3       1  
23. Оценка заключения судебного эксперта следователем и судом.       2   2       2  
24. Особенности назначения и производства дополнительных и повторных судебных экспертиз     5     4       1  
25. Особенности назначения комиссионных (комплексных) судебных экспертиз     5 2   2       1  
26. Методологические, теоретические, организационные, правовые проблемы судебно-экспертной деятельности (студенческая конференция)     5     4       1  
27. Всего                      
  Всего     144 36   58       18  

Тематический план

Семестр

Структура, цели, объем дисциплины, организация текущего контроля.

п/п

Названия разделов и тем

 

Обозначение (номер) цели

Название целей и задач

Общая трудоемкость

Трудоемкость по видам учебной работы

Аудиторные занятия

Самост. работа

лекции

практические

Лабораторные

всего

контроль

всего контроль всего контроль всего контроль
  Раздел 3. Научно-технические основы судебно-экспертной деятельности                      
27. Научно-техническое обеспечение, классификация средств и методов экспертных исследований     5 2   2       1  
28. Информационное обеспечение и автоматизация экспертной деятельности       5 2   2       1  
29. Задачи специалиста в области информационной деятельности     5 2   2       1  
30. Математизация экспертной деятельности     5 1   2       1  
31. Понятие, виды и значение экспертных методик     5 2   3          
32. Комплексные исследования в судебной экспертизе. Особенности составления заключения комплексной экспертизы     5 2   3          
  Раздел 4. Экспертные ошибки пути их исправлений                      
33. Профессиональная этика судебного эксперта     5 1   2       1  
34. Экспертные ошибки: понятие, последствия, причины и меры предупреждения     5 1   2       1  
35. Экспертные ошибки процессуального характера     5 1   2       1  
36. Гносеологические и деятельностные (операционные) экспертные ошибки     4 1   2       1  
  Раздел 5. Научные, криминалистические, методологические и организационные основы производства отдельных видов экспертиз     5                
37. Теоретические, правовые и организационные основы криминалистических экспертиз     5 2   2       1  
38. Теоретические, правовые и организационные основы трасологических экспертиз     5 2   2       1  
39. Теоретические, правовые и организационные основы дактилоскопических экспертиз     5 2   2       1  
40. Теоретические, правовые и организационные основы судебно-баллистических экспертиз     5 2   2       1  
41. Теоретические, правовые и организационные основы технико-криминалистических экспертиз документов     5 2   2       1  
42. Теоретические, правовые и организационные основы почерковедческих экспертиз     5 2   2       1  
43. Теоретические, правовые и организационные основы портретной экспертизы     5 2   2       1  
44. Теоретические, правовые и организационные основы фоноскопической экспертизы     5 2   2       1  
45. Теоретические, правовые и организационные основы экспертизы веществ, материалов и изделий     5 2   2       1  
46. Теоретические, правовые и организационные основы автотехнической экспертизы     5 2   2       1  
47. Теоретические, правовые и организационные основы судебно-автороведческой, лингвистической экспертизы     5 2   2       1  
48. Теоретические, правовые и организационные основы пожарно-технической экспертизы     5 2   2       1  
49. Теоретические, правовые и организационные основы судебной инженерно-технической экспертизы     5 2   2       1  
50. Теоретические, правовые и организационные основы судебно-биологических и ботанических экспертиз     5 2   2       1  
51. Теоретические, правовые и организационные основы судебной экологической экспертизы     5 2   2       1  
52. Теоретические, правовые и организационные основы судебно-медицинских экспертиз     5 2   2       1  
53. Теоретические, правовые и организационные основы судебно-психиатрических экспертиз     5 2   2       1  
54. Теоретические, правовые и организационные основы судебно-психологической экспертизы     5 2   2       1  
55. Теоретические, правовые и организационные основы судебной психофизиологической экспертизы     5 2   2       1  
56. Теоретические, правовые и организационные основы товароведческой экспертизы     5 2   2       1  
57. Теоретические, правовые и организационные основы судебно-экономических экспертиз     5 2   2       1  
58. Теоретические, правовые и организационные основы судебно-бухгалтерской экспертизы     5 2   2       1  
59. Теоретические, правовые и организационные основы судебной финансово-экономической экспертизы     5 2   2       1  
60. Теоретические, правовые и организационные основы компьютерно-технических экспертиз     5 2   2       1  
61. Теоретические, правовые и организационные основы программно-компьютерных экспертиз     5 2   2       1  
62. Судебно-экспертные учреждения в зарубежных странах и организация их взаимодействия с российскими судебно-экспертными учреждениями различных ведомств.     5 2   2       1  
63. Методологические, теоретические, правовые проблемы производства отдельных видов экспертиз (студенческая конференция)     5     4       1  
64.                        
  Всего     108 40   68       14  

Вопросы лекции

  1. Становление науки о судебной экспертизе - судебной экспертологии (общей теории судебной экспертизы).
  2. Предмет, задачи и структура курса.
  3. Влияние смежных наук на методы для общей теории судебной экспертизы и для экспертной практики.
  4. Взаимосвязь курса с другими юридическими дисциплинами.

Контрольные вопросы

Понятие и предмет судебной экспертизы.

Закономерности формирования и развития судебных экспертиз.

Основные принципы теории судебной экспертизы.

Роль, место и значение процессов интеграции и дифференциации научных знаний для общей теории судебной экспертизы и для экспертной практики.

Основные направления интеграции и дифференциации научного знания.

Взаимопроникновение наук как объективная осно­ва развития теории судебной экспертизы, расширения возможностей судебных экспертиз.

Взаимосвязь теории судебной экспертизы и экспертной практики.

Современное состояние и перспективы развития общей теории судебной экспертизы.

Практическое занятие

Дискуссионные вопросы определения места судебной экспертизы в общей системе научного знания.

Является ли судебная экспертиза самостоятельной наукой (экспертологией), междисциплинарной областью знания, гносеологическим приемом?

 

Вопросы лекции

  1. История формирования теории судебной экспертизы.
  2. Становление и развитие дактилоскопии и дактилоскопической экспертизы.
  3. Развитие судебно-медицинской экспертизы.
  4. Становление и развитие токсикологии.
  5. Исторические аспекты зарождения экспертизы в России.

Контрольные вопросы

  1. Влияние криминалистики, естественных, технических наук и экспертной практикой на формирование теории судебной экспертизы с.
  2. Предпосылки использования специальных знаний в целях уголовного судопроизводства.
  3. Зарождение баллистической экспертизы.
  4. Создание и реформирование судебно-экспертных учреждений.
  5. Выдающиеся ученые и практики, внесшие вклад в развитие судебной экспертизы.

Вопросы лекции

1. Государственно-правовое регулирование судебно-экспертной деятельности в России.

2. Правовое регулирование применения специальных познаний и формы их использования в российском судопроизводстве.

3. Ведомственное регулирование судебно-экспертной и технико-криминалистической деятельности.

 

Контрольные вопросы

1. Влияние гражданского права на судебно-экспертную деятельность.

2. Понятие сведущих лиц в судопроизводстве.

3. Основные отличительные черты судебной экспертизы от несудебной.

4. Техническое регулирование судебно-экспертной деятельности.

 

Интерактивное занятие в форме деловой игры (2 часа):

 Групповая дискуссия по теме: Проблемные вопросы регламентации судебной экспертизы в УПК РФ. Оценка эффективности новых норм УПК РФ, касающихся регламентации судебной экспертизы.

Дополнительная литература:

1. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, уголовном, арбитражном процессе. М., 2008.

2. Теория и практика судебной экспертизы. М., 2003

 

Самостоятельная работа под руководством преподавателя (2 часа):

Провести сравнительный анализ положений УПК РФ и Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ». Работа выполняется в виде таблицы - презентация (объем – 15 слайдов) и сдается на кафедру.

 

Вопросы лекции

 

  1. Теория криминалистической идентификации: сущность, принципы, основные понятия, формы экспертного исследования.
  2. Понятие идентификационного признака.
  3. Теория криминалистической диагностики как разновидности криминалистической диагностики.
  4. Применение положений частных криминалистических теорий в практической судебно-экспертной деятельности.

 

 

Вопросы лекции

 

  1. Понятие и классификация объектов судебной экспертизы.
  2.  Классификация объектов судебной экспертизы.
  3. Вещественные доказательства как объекты исследований.
  4. Документы, предметы как объекты исследований.
  5. Живые лица и их состояния как объекты исследований.

 

Контрольные вопросы

  1. Понятие свойства и признака объекта.
  2. Классификация признаков объектов судебной экспертизы.
  3. Трупы и их части как объекты исследований.
  4. Животные как объекты исследований.
  5. Пробы и образцы для сравнительного исследования.
  6. Технологии как объекты исследований.
  7. Информационные массивы, системы, процессы, а также другие материалы, необходимые для проведения судебной экспертизы.

 

Вопросы лекции

  1. Метод материалистической диалектики как общенаучный метод познания.
  2. Общенаучные методы научного познания.
  3. Понятие и классификация метода общей теории судебной экспертизы и методов экспертного исследования.
  4. Частнонаучные методы различных наук, используемые в судебной экспертизе

 

Контрольные вопросы

  1. Понятие и содержание методологии судебной экспертизы.
  1. Систематизация методов научного и экспертного исследования.
  2. Основные требования, предъявляемые к методам экспертного исследования.
  3. Критерии допустимости использования методов в судопроизводстве.
  4. Эффективность и универсальность методов.

 

Практическое занятие

 

Перечислить физические методы, используемые в экспертной деятельности и раскрыть их содержание.

Перечислить химические методы, используемые в экспертной деятельности и раскрыть их содержание.

Перечислить физико-химические методы, используемые в экспертной деятельности и раскрыть их содержание.

Вопросы лекции

  1. Основная задача судебно-экспертных организаций.
  2. Классификация задач судебной экспертизы.
  3. Идентификационные судебной экспертизы.
  4. Диагностические экспертного познания.
  5. Классификационные судебной экспертизы.
  6. Ситуационные и пространственно-временные судебной экспертизы.

Контрольные вопросы

  1. Задачи теории судебной экспертизы и задачи судебно-экспертной деятельности.

Практическое занятие

Соотнесите указанные вопросы с задачами судебной экспертизы и кратко раскройте их сущность.

№№ Вопрос Задача судебной экспертизы Содержание задачи
Что такое?    
Откуда?    
Когда?    
Как?    
Почему?    

 

Практическое занятие

Дать классификацию судебных экспертиз по различным основаниям на классы, рода, виды и подвиды.

Указать практическое значение целей классификации.

Вопросы лекции

  1. Система государственных судебно-экспертных организаций России.
  2. Государственные специализированные судебно-экспертные организации.
  3. Особенности организации деятельности государственных судебно-экспертных учреждений МВД России.
  4. Особенности организации деятельности государственных судебно-экспертных учреждений Минюста.

 

Контрольные вопросы

  1. Экспертные подразделения федеральных органов исполнительной власти. Проблемы организации Следственного комитета РФ.
  2. Особенности организации деятельности государственных судебно-экспертных учреждений Министерства здравоохранения и социального развития.
  3. Роль, задачи и функции экспертно-криминалистических подразделений в раскрытии и расследовании преступлений.
  4. Содержание и правовое значение учредительных документов судебно-экспертных организаций.

 

Практическое занятие

Составить схему государственных экспертных учреждений в системе МВД России.

Составить схему государственных экспертных учреждений в системе Министерства юстиции России.

Составить схему государственных экспертных учреждений в системе Министерства здравоохранения и социального развития России.

 

 

Вопросы лекции

  1. Правовые основы деятельности негосударственных  экспертных организаций.
  2. Порядок создания негосударственных  экспертных организаций.
  3.  Особенности правового статуса экспертов негосударственных судебно-экспертных организаций.
  4. Содержание и правовое значение учредительных документов негосударственных судебно-экспертных организаций.

 

Практическое занятие

Подготовить перечень документов, необходимых для деятельности судебно-экспертной организации.

Перечислить требования для создания юридического лица, уполномоченного проводить судебно-экспертные исследования.

Составить учредительные документы для организации деятельности судебно-экспертной организации.

Вопросы лекции

 

  1. Понятие и содержание процессуального статуса судебного эксперта.
  2. Соотношение правового статуса судебного эксперта и специалиста.
  3. Права и обязанности эксперта государственного судебно-экспертного учреждения.
  4. Права и обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения.

 

Контрольные вопросы

  1. Компетенция судебного эксперта.
  2. Ограничения при организации и производстве судебной экспертизы.
  3. Независимость и ответственность судебного эксперта.

Практическое занятие

Сводная таблица основных норм процессуального права,

Тема 13. Подготовка экспертов

 

Вопросы лекции

  1. Характеристика профессиональной деятельности специалистов.
  2. Объекты профессиональной деятельности специалистов.
  3. Виды профессиональной деятельности.
  4. Профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности.
  5. Порядок аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы.

 

Контрольные вопросы

  1.  Формирование и организация работы экспертно-квалификационной комиссии.
  2. Виды профессиональной деятельности выпускников по специальности Судебная экспертиза.

 

Практическое занятие

1. Дать сравнительную характеристику организации подготовки и повышения квалификации государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции РФ и вузе по специальности «Судебная экспертиза».

2. Раскрыть цели и содержание аттестации государственных экспертов в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции РФ.

  1. Раскрыть особенности профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации экспертных кадров и совершенствования порядка выдачи свидетельств на право производства экспертиз в системе МВД России.

Дополнительная литература

 

1. Положение об организации профессиональной подготовки и повышения квалификации государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 112.

2. Положение об аттестации государственных экспертов государственных судебно- экспертных учреждений Министерства юстиции РФ: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12 июля 2007 г. № 142.

3. Положение о Центральной экспертно-квалификационной комиссии МВД России: Приказ МВД РФ от 14 января 2005г. №21.

 

Тема 14. Квалификационные требования, предъявляемые к экспертам

Вопросы лекции

1. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 031003 Судебная экспертиза.

2. Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста.

  1. Содержание и значение профессиональных компетенций (ПК

    Поделиться с друзьями:

    Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

    Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

    Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

    Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

    

    © cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
    Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

    0.133 с.