VIII. Работа в группах (Слайд 14) — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

VIII. Работа в группах (Слайд 14)

2022-12-20 29
VIII. Работа в группах (Слайд 14) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ученики приводят примеры смешного и страшного, которые они прочитали.

(Группа, которая выделяет смешное, называет свои эпизоды и даёт их интерпретацию, группа, выявляющая страшное,- свои.)

1 группа – смешные эпизоды

2 группа –страшные эпизоды

Выясняется, что один и тот же эпизод выбран обеими группами

- Как такое могло случиться?

(Ребята вспоминают эпизод с Бородавкиным ( глава «Войны за просвещение», когда он вспоминает про инструкцию в самый неподходящий момент, спрашивает про пресловутую горчицу, которая никому не нужна. И ещё смешно, когда он силится делать то, что ему несвойственно: старается убрать «из голоса угрожающие ноты».

 

Другие ребята отнесли этот эпизод к страшным из-за самой ситуации, в которой происходит диалог Бородавкина с народом: «Ведь у людей дома погибло и всё имущество, а он про горчицу». И ещё ребята отмечают как страшное реакцию обывателей на вопрос про горчицу» «Толпа безмолвно поклонилась до земли». Это страшно, что нет протеста против самодурства.)

И так, разбирая эпизод за эпизодом, ученики приходят к выводу:

Страшное и смешное у Салтыкова не просто рядом, а практически всё смешное страшно. Особенно страшно даже не столько поведение градоначальников, которые унижают, грабят и практически уничтожают народ, а то, что сколько это ни продолжается, всё возвращается на круги своя.

 

Вопрос: Салтыков не мог найти выход из создавшейся ситуации или он считал, что выхода и быть не может, что история России движется по кругу?

Вывод делают школьники: Выхода Салтыков не видел именно потому, что считал принципиально неразрешимой проблему взаимосвязи власти и народа, он видел, что эта власть рождается из народной среды и этим же народом поддерживается, но описывает автор эту действительность с болью в сердце: ощущение собственного бессилия перед этой махиной власти, рождённой всем укладом жизни,- это и есть самое страшное и трагичное в повести.

- Какие наиболее яркие общие черты отличают всех градоначальников, упомянутых в описи?

(Для Салтыкова-Щедрина на первом месте сатира социальная. Автор хотел показать тупость и ограниченность чиновников. Наиболее полно она находит отражение в образах Брудастого Органчика. Он имеет в голове механическое устройство, которое исполняет лишь две пьесы: «не потерплю!» и «разорю!» А для Угрюма-Бурчеева идеал власти – казарма. Он все население разделил на роты и полки).

- Подберите слова, которыми можно охарактеризовать отношение градоначальников к глуповцам.

(Нагнетение страха, жестокость)

- Подберите из следующих глав «Истории одного города» примеры жестокости, самоуправства, произвола, хищничества градоначальников, их насилия над собственным народом.

(Таких примеров в романе очень много. Салтыков-Щедрин стремится дать объяснение произвола, раскрыть природу власти. Одним из наиболее ярких образцов для исследования является глава «Органчик».

- Давайте прочитаем описание Брудастого Дементия Варламовича.

(Выразительное чтение главы).

Одним основных героев творения «История одного города» считается градоначальник Глупово Дементий Варламович Брудастый. Дементий был восьмым градоначальником Глупово. Дементий Брудастый был мрачным и неразговорчивым человеком, одновременно герой был бессердечным и строгим.

Только став градоначальником, герой начал проявлять свою жестокость и избивать ямщиков. Иногда у градоначальника случались приступы ярости. Дементий любил приказывать и распоряжаться. Попав в Глупово, он начал давать указания. Он не выходил из кабинета, лишний раз не пил, и не ел. Градоначальник начал истово заниматься скопившимися делами, касаемо неуплаченных налогов. Брудастый занимался бумажными делами и почти не разговаривал с глуповцами. При правлении Дементия работа полиции и бюрократов активно развилась. По требованию градоначальника, полицейские и чиновники нападают и избивают жителей, отнимая у них имущество в счет неуплаченных налогов.

Люди начали испытывать страх и ужас перед Брудастым. Жители города перестали смеяться, играть и веселиться. Улицы запустели, люди выходили из дома только о сильной нужде. Суровый градоначальник произносил только «Не потерплю!» и «Разорю!». Чиновники заметили, что у главы города вместо головы есть оргАн. Дементия Брудастого начали обзывать органчиком. Брудастый вместо настоящей головы имел оргАн. Как – то раз его голова сломалась, и чиновникам пришлось заказать новый оргАн. Орган чиновники приобрели у мастера в Петербурге. Голову градоначальника нужно было наполнять особой жидкостью. Иначе оргАн был простой оболочкой с отсутствием мозгов.

В это время мастер из Глупово начал исправлять старую голову. В итоге в городке начали работать 2 градоначальника под фамилией Брудастый. Чуть позже обманщиков отстраняют от должности и вывозят из Глупово. Главной правдой является только то, что градоначальники были обманщиками. За ними в Глупово приезжал рассыльный. Они были помещены в емкости со спиртом.

Подобным образом, за счет градоначальника писатель показал, что правители городка являются только пешками, над которыми властвуют подобные отрицательные качества как глупость, предубеждения, косность, злая проницательность. По словам автора, русский народ тоже смог бы жить без подобных руководителей. После того как градоначальник заболел, лишившись головы, в городке настали беспорядки и безвластие. Включив в произведение 2 градоначальников, автор написал, что все правители городка одинаково безличны и ничтожны, также ужасны.

- Так правил Глуповым человек, у которого на плечах пустой сосуд, то есть человек без головы отдавал распоряжения, которые глуповцы беспрекословно выполняли, человек без головы распекал чиновников и т.д. Причём Щедрин объясняет правомерность выбранного приёма объяснением смотрителя народных училищ.

- На какие события реальной истории России намекает автор?

(В истории поспешного назначения Брудастого на место высланного за невежество голштинского выходца Пфейфера отразился государственный переворот 1762 года: смещение Петра III Екатериной II).

- Какие настроения переживают глуповцы в ожидании нового градоначальника?

(Приподнятое и восторженное настроение, это напоминает о либеральных надеждах русского общества перед приходом к власти Екатерина II).

- Чем же разочаровал жителей новый градоначальник?

(Автор показал отрыв власти от народа, замкнутость в себе самой, благодаря которой она в глазах народа становится таинственной, мистической. Так рождается ореол священного ужаса, окружающий власть. Народ распространяет слухи о вампиризме градоначальников).

- Ребята, оказалось, что двух слов «Не потерплю!» и «Разорю!» оказалось достаточно, чтобы установить порядок. Как это характеризует народ?

Запись в тетрадь:

Глуповцы – это русский народ. Щедрин выступил сатириком не только по отношению к чиновникам, но и по отношению к народу. Глуповцы покорны, послушны, слепо любят своих правителей, видят в них благодетелей. По природе своей глуповцы хорошие, но в них есть воспитанная веками привычка рабства, вера в государя, помещика. Эта рабская привычка повиновения и мешает прозрению глуповцев.

Ребята, давайте посмотрим сейчас отрывок из мультфильма Валентина Караваева «История одного города. Органчи к», 1991 г.

- Как вы считаете, может ли страх быть надежной основой государственного правления? Как это демонстрирует история Органчика?

(Мы увидели, что на страхе не может быть построена жизнь государства, так как при малейшем сбое, при проявлении властью хоть какой-то человечности или слабости механизмы управления рушатся. Так, улыбка Брудастого в прекрасный весенний день становится началом его катастрофы. При этом народ, отвыкший от самоуправления, впадает в анархию (Анархия - Безначалие, отсутствие организованной власти, приводящее к беспорядку, хаосу)).

- Какие художественные приемы использует автор в рассмотренных эпизодах?

(Запишем в тетрадь! Фантастика и гротеск являются главными средствами сатиры Щедрина, дополняясь такими приемами, как пародия, например пародийные документы в главе «Органчик», анахронизм, ирония).

IX. Итог урока

Ребята, давайте попробуем разобраться, почему Салтыков-Щедрин сказал: «Ведь не в том дело, что у Брудастого в голове оказался органчик, наигрывавший романсы «Не потерплю!» и «Разорю», а в том, что есть люди, которых всё существование исчерпывается этими двумя романсами. Есть такие люди или нет?»

(Автор подчеркивает реалистический характер своего гротеска: его сатира направлена против уродливых явлений действительности, художественно преувеличенных, но отнюдь не выдуманных.

- Ребята, давайте в заключение урока подытожим характерные черты глуповской власти, порожденные ее механической, антинародной, античеловеческой сущностью.

Окончательным приговором становится история Угрюм-Бурчеева. Сходство с Органчиком не раз отмечается автором: «Он еще не сделал никаких распоряжений, не высказал никаких мыслей, никому не сообщил своих планов, а все уже понимали, что пришел конец».

Вывод. Угрюм-Бурчеев оказался все тем же Органчиком, доведенным до абсурдного логического конца. У Брудастого окрики: «Не потерплю!» и «Разорю» были только угрозой. А Угрюм-Бурчеев осуществляет это на практике, уничтожая Глупов и пытаясь унять реку.

Но автор верит, что искажение человеческой природы не может быть бесконечным. Именно поэтому народ прозревает. И прозрение делает невозможным продолжение глуповской истории в том русле, в котором она текла прежде. Ведь теперь глуповцы не могут быть уже такой же силой, как прежде. Для доказательства мы с вами рассмотрим на следующем уроке образ народа в романе «История одного города».

 

- Достигли ли мы своих целей урока?

X. Рефлексия. Выставление самооценок за урок

Прием «Три М»

Учащим предлагается назвать три момента, которые у них хорошо получились в процессе урока и предложить одно действия, которое улучшит работу на следующем уроке.

XI. Домашнее задание: проследить поведение глуповцев в главах «Голодный город», «Соломенный город», «Войны за просвещение», «Подтверждение покаяния. Заключение».

Подберите примеры сатирического гротеска в «Истории одного города».

 

 

Приложение 1


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.