Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2022-12-20 | 136 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
«Читательская грамотность»
( Основы смыслового чтения и работы с текстом)
(общеинтеллектуальное направление)
для учащихся 5 классов
(34 часа)
Учитель: Бредгауер Е.А.
Учебный год
Содержание:
Пояснительная записка………………………………………………….. 3-7 стр.
Учебно-тематический план………………………………………………. 8-13 стр.
Содержание программы………………………………………………….. 14-31 стр.
Предполагаемые результаты реализации программы………………. 32 стр.
Формы и виды контроля………………………………………………… 33-36 стр.
Материально-техническое обеспечение………………………………... 37-38 стр.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) адресована учащимся 5 (6) классов общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом.
Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.
|
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст,поэтому умение правильно работать с текстом относится куниверсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире.Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.
Основысмыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Цель программы
§ формирование и развитие личности ребёнкана основе духовной и интеллектуальной потребностивчтении;
§ формирование и развитиеоснов читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы;
§ формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.
|
Задачи
§ развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;
§ вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
§ развивать интеллектуальную самостоятельностьучащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
§ освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;
§ учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе
– углубления базовых знаний по теории текста;
– использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
– использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
– использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;
– использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.
Формы и режим занятий
Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др.. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.
Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.
|
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы.
Режим занятий – программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года (1 раз в неделю). Возможный вариант – в течение полугодия (2 раза в неделю).Время проведения занятия – 45 мин.
Результативность освоения программы
Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности, характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью. Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения работ, указанных в разделе «Содержание программы». Формой предъявления результата является также участие школьников в мероприятиях, проведённых по этому направлению внеурочной деятельности за год (целесообразно – в конце каждой четверти).
Планируемыемероприятия:
1. Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы»
2. «Заседание Учёного совета лексикографов» (защита проекта).
3. Игра «Аукцион вопросов и ответов».
4. Представление портфолио «Мои достижения» (портфолио - отчёт или портфолио достижений).
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
учащиеся научатся
§ осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
§ использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.
Метапредметные результаты:
учащиеся овладеют
§ элементарными навыками работы с книгой;
§ умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
§ элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).
|
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:
§ определять главную тему, общую цель или назначение текста;
§ предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;
§ находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
§ находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
§ выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:
§ понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
§ выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
§ формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;
§ объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
§ сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
§ интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;
§ задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
§ прогнозировать содержание текста;
§ находить скрытую информацию в тексте;
§ использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:
§ составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
§ делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;
§ приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
§ преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:
§ откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;
§ оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
|
§ использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;
§ оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты:
Учащиесяполучат возможность
§ использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;
§ обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Дата проведения занятия | Характеристика деятельности учащихся | |
По плану | фактическая | ||||
1. | Умеем ли мы читать? (Виды чтения) | 1 | Знакомство с технологией сбора и анализа информации о результатах работы для портфолио | ||
2. | Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное) Библиотечный урок | 1 | Извлечение нужной информации из текста; составление памятки,работа в группах | ||
3. | Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – узнал») | 1 | Освоение стратегий смыслового чтения с применением технологий РКМЧП | ||
4. | Что и о чём? (Углубление понятия о тексте) | 1 | Подготовка к конкурсу чтецов по выбранной теме: | ||
5. | С чего начинается текст? (Роль заглавия) | 1 | Прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста | ||
6. | Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа) | 1 | Выявление понимания роли эпиграфа в книге, тексте. | ||
7. | Внимание к слову. | 1 | Лексический анализ выбранных для конкурса чтецов произведений с целью поиска всех непонятных слов и выражений и выяснения их значения | ||
8. | Тематический конкурс чтецов | 1 | Участие в конкурсе чтецов | ||
9. | Наши друзья и помощники (Словари и справочники) | 1 | Знакомство с словарями | ||
10. | Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста) | 1 | Решениезадач, выявляющих и формирующих практические умения совершать интеллектуальные действия: | ||
11. | Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте) | 1 | Находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения | ||
12. | Учимся читать учебный текст (Маркировка информации) | 1 | Поиск информации и понимание прочитанного | ||
13. | Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль) | 1 | Выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с информацией по заданным параметрам поиска и нахождения нужной информации,совместная проверка результатов, анализ и рефлексия. | ||
14. | Как читать несплошной текст?. | 1 | Поиск и обработка информации в несплошных текстах | ||
15. | Шифровка и дешифровка текста. | 1 | Поиск и нахождение информации в несплошных текстах | ||
16. | Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи) | 1 | Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи | ||
17. | Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов» | 1 | Ролевая игра | ||
18. | «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте) | 1 | Развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения | ||
19. | Погружение в текст. | 1 | Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи | ||
20. | Погружение в текст | 1 | Выделение тезиса и аргументов/ примеров в тексте учебно-научного стиля речи | ||
21. | Воображение и прогнозирование. | 1 | Изучение приёмов прогнозирования | ||
22. | Воображение и прогнозирование. | 1 | Прогнозирование содержания | ||
23. | Диалог с текстом. | 1 | Составление вопросов к тексту | ||
24. | Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы) | 1 | Составление вопросов к тексту | ||
25. | Диалог с текстом (Выделение главной мысли) | 1 | Составление вопросов в группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были учтены группой | ||
26. | Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов» | 1 | Участие в командной игре | ||
27. | Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте) | 1 | Осмысление информации, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытойинформации | ||
28. | Что помогает понять текст? (План текста) | 1 | Структурирование информации во время чтения и после чтения, перерабатывание и фиксирование сжатой информации в форме плана | ||
29. | Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты) | 1 | Структурирование информации во время чтения и после чтения, перерабатывание и фиксирование сжатой информации в форме плана | ||
30. | Шифровка и дешифровка текста. | 1 | Обработка и перекодирование информации | ||
31. | Когда текст прочитан. | 1 | Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ) | ||
32. | Когда текст прочитан(Оценка информации) | 1 | Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений. | ||
33. | Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом) | 1 | Работа с тестом | ||
34. | Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио) | 1 | Создание памятки | ||
Итого: | 34 |
Содержание программы
Источники информации
Тема 7. Внимание к слову
Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы, несущей смысловую нагрузку. Умение видеть и оценивать состав русских слов и значения, вносимые приставками и суффиксами; состав слов, пришедших из других языков, по интернациональным морфемам. Роль выразительных возможностей слов в контекстном употреблении.
Тренинговые упражнения «Учимся видеть слово» (проводятся с использованием словарей, подготовленных текстов). (Дидактический материал: к занятию 7.):
· Аукцион «Кто больше?»
· Игра «Правда ли, что.?.»
· Реши задачу
· В поисках слова
· Устное сочинение
Индивидуальные консультации: лексический анализ выбранных для конкурса чтецов произведений с целью поиска всех непонятных слов и выражений и выяснения их значения. Индивидуальная помощь в подготовке выразительного чтения.
Тема 8. Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы» (возможны другие варианты тем)
Объектами проверки являются умения
– отбирать стихотворения и прозаические отрывки по теме,
– понимать смысловую, эстетическуюстороны текстов,
– отражать это понимание в выразительном чтении.
Исследовательская задача:
1) спрогнозировать тему занятия по эпиграфу «Связь предложений в тексте – это, прежде всего, связь смыслов» (Л.В. Щерба);
2) доказатьсправедливость суждения академика, выполнив задание на восстановление последовательности предложений в тексте.
3) Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи.
Упражнение на формирование умения переводить информацию в другую форму: заменять готовую таблицу схемой или кластером (графическое оформление текста в определённом порядке в виде «грозди»).
Практикум-исследование «Как построен текст?»: анализ строения текста с точки зрения типа речи, установление смысловых и грамматических связей предложений.
При ознакомительном и изучающем чтении текстов используются вопросы и задания:
• Каким типом речи является данный текст? Докажите.
• Отметьте сочетание типов речи. Как это связано с композицией?
• Сколько микротем в тексте и как это связано с типом речи?
• Какова роль первого и последнего предложений в тексте?
• Объясните деление текста на абзацы?
• Какой способ связи между предложениями (частями) в тексте?
• Определите средства связи между … и …предложениями.
• Почему для связи предложений используется местоимение, а не речевой повтор?
Тема 17. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов».
Проводится как отчёткомиссий лексикографово возможностях разных словарей «Словари и справочники – спутники цивилизации»: защита групповых проектов, представляющих определённые виды словарей.Обсуждение и оценивание проектов.
Интеллектуальная разминка
• «Угадай слово»
• «Продолжи предложение»
Игра «Бюро прогнозов»: смысловое прогнозирование в тексте с пропущенными буквами на конце слов, установление слова на основе связей, смысловых ассоциаций; развитие навыков быстрого чтения.
Творческое упражнение «Сочинялки»: прогнозирование необычной (смешной, неожиданной, парадоксальной) концовки по образцу предложенных.
Оформление результатов деятельности в портфолио.
Тема 23. Диалог с текстом (Вопросы к тексту)
Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс чтения активным, рефлексивным, помогает понять логику движения и развития мысли в тексте. Разминка (в парах) «Сочиняем истории по вопросам»: придумывание историй (сказок) по вопросам, которые задаются поочерёдно друг другу и на которые так же в порядке очерёдности отвечают оба участника.
Практикум «Учимся задавать вопросы»:приёмыобнаружения в тексте скрытых вопросов, прогнозирование ответов на скрытые вопросы и вопросы, заданные автором, проверка предположений и т.д.
Интеллектуальный марафон «Почемучки»: использование технологии РКМЧП и составление таблицы «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» при чтении текста.
Фиксирование результатов деятельности в портфолио.
Тема 24. Диалог с текстом («Толстые» и «тонкие» вопросы)
Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа («тонкие» вопросы), и вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа («толстые» вопросы). Ромашка Блума (технология РКМЧП). Шесть лепестков ― шесть типов вопросов: простые вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-либо факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию; уточняющие вопросы для установления обратной связи, выявления подразумевающейся, но необозначенной информации («То есть ты говоришь, что?..», «Если я правильно понял, то?..», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о?..»); интерпретационные (объясняющие) вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей(«Почему …?»); творческие вопросы, содержащие элементы условности, предположения, прогноза («Если бы…»; «Как вы думаете, что (как) будет …?»); о ценочные вопросы, направленные на выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов («Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»); п рактические вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой («В каких ситуациях мы можем использовать?»)
Интеллектуальная разминка «Верите ли вы, что…?»: поиск ответов на заданные по тексту вопросы ― для возникновения интереса, выяснения общего понимания смысла учебного/познавательного текста.
Аукцион вопросов: пояснение технологии задавания «тонких» и «толстых» вопросов,самостоятельная работа в парах и составление вопросов по тексту, взаимообмен вопросами с другими парами, поиск ответов и выбор лучших вопросов и оформление их в таблицу.
Оформление результатов деятельности в виде таблицы «тонких» и «толстых» вопросов, которая вносится в портфолио.
Планируемые мероприятия
Название мероприятия | Форма мероприятия | Предполагаемый результат | |
1. | «Осенние страницы» (возможны другие варианты) | тематический конкурс чтецов | участие в конкурсе, чтение самостоятельно выбранных отрывков из поэтических или прозаических произведений |
2. | «Заседание Учёного совета лексикографов» | ролевая игра | защита группового проекта – представление (презентация) словаря |
3. | «Аукцион вопросов и ответов» | игра-состязание | участие в игре |
4. | «Мои достижения» | портфолио-отчёт (портфолио достижений) | представление портфолио-отчёта или портфолио достижений |
Формы и виды контроля.
Вопросы и задания для формирования навыка смыслового чтения и работы с текстами предлагаются устно и письменно. Письменное предъявление материала для индивидуальной или коллективной работы представляет собой раздаточный материал: текст (сплошной/несплошной) и вопросы в тестовой форме с учётом таких составляющих, как поиск и выделение информации, интерпретация, рефлексия и оценка. Задания должны быть дифференцированы по уровню сложности (базовый, повышенный) и соотнесены с количеством баллов. Задания на рефлексию и оценку выполняются в форме связного свободного ответа. Примеры тестовых работ приведены в разделе «Дидактические материалы».
В тесты включаются задания на формирование/проверку умений, формируемых на базовом уровне:
• определять основную и второстепенную информацию (определение основной темы текста, подбор заголовка, отражающего тему);
• определять познавательную цель (определение основной мысли и цели создания текста, подбор заголовка, отражающего идею);
• определять речевую ситуацию, в которой создан текст (установление принадлежности текста к стилю речи, определение типа книги, из которой взят текст);
• извлекать необходимую информацию из текста (обнаружение фактической информации);
• находить и выделять конкретную информацию (несложный вывод на основе текста);
• устанавливать причинно-следственные связи;
на повышенном уровне:
• синтезировать информацию (составление целого из частей, восстановление последовательности, составление плана и т.п.);
• понимать и адекватно оценивать языковые средства (объяснение значения встретившихся в тексте слов, в т.ч. по контексту, определение роли средств языковой выразительности);
• анализировать объекты с целью выделения каких-либо признаков; структурировать знания (обобщение и систематизация имеющейся в тексте информации, передача в другой форме, например, в таблице);
• создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать имеющуюся в тексте информацию в форме краткого письменного ответа;
• строить произвольное речевое высказывание (умение сформулировать личное мнение на основе информации, содержащейся в тексте, аргументировать его и излагать в форме связного письменного ответа).
Если в тесте при оценивании вопросов и заданий базового уровня тестового характера используется традиционный подход (1 балл – правильный ответ, 0 баллов - неверный), то оценивание краткого ответа и ответа в свободной форме требует критериального подхода. Вобщем виде подход может быть таким:
Указания к оцениванию связного письменного ответа | Баллы |
Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в виде связного высказывания с опорой на текст | 3 |
Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в виде связного высказывания без опоры на текст | 2 |
Подтверждение личного мнения дано отдельными словами | 1 |
Отсутствует подтверждение личного мнения или ответ не имеет прямого отношения к содержанию текста или ответ отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Выстраивая стратегию деятельности по формированию основ читательской компетенции, следует учесть определение уровней читательской компетенции, разработанные для проведения международных исследований (PISA,PIRLS).
Уровень
Нахождение информации | Интерпретация текста | Рефлексия и оценка |
Найти и установить последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, часть которой может быть задана вне основного текста. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. Работать с правдоподобной и/ или достаточно объёмной информацией. | Истолковать значения нюансов языка или показать полное понимание текста и всех его деталей. | Критически оценить текст или выдвинуть гипотезы о нём на основе специальных знаний. Работать с понятиями, которые противоположны ожиданиям, основываясь на глубоком понимании длинных или сложных текстов. |
Уровень
Нахождение информации | Интерпретация текста | Рефлексия и оценка |
айти и установить возможную последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, каждая часть которой может отвечать множественным критериям в тексте с неизвестным контекстом или формой. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. | Использовать глубокие идеи, заложенные в тексте для понимания и применения категорий в незнакомом контексте; истолковывать разделы текста, беря в расчет понимание текста в целом. Работать с идеями, которые противоречат ожиданиям и сформулированы в негативном контексте. | Использовать академические и общественные знания для выдвижения гипотез или критической оценки текста. Демонстрировать точное понимание длинных и сложных текстов. |
Уровень
Нахождение информации | Интерпретация текста | Рефлексия и оценка |
Найти и в некоторых случаях распознать связи между отрывками информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с известной, но противоречивой информацией. | Объединить несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, объяснять связи и истолковывать значения слов и смысл фраз. Сравнивать, противопоставлять или классифицировать части информации, принимая во внимание множество критериев. Работать с противоречивой информацией. | Делать сравнения или устанавливать связи, давать объяснения или оценивать особенности текста. Демонстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями или основывать выводы на менее известных знаниях. |
Уровень
Нахождение информации | Интерпретация текста | Рефлексия и оценка |
Найти один или более отрывков информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с противоречивой информацией. | Определить главную мысль, понимать связи, формировать и применять простые категории или истолковывать значения в пределах ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые выводы. | Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями или объяснять особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях. |
Уровень
Нахождение информации | Интерпретация текста | Рефлексия и оценка |
Найти один (или более) независимый друг от друга отрывок явно выраженной в тексте информации по простому критерию. | Распознать главную тему или авторские намерения в тексте на известную тему, когда требуемая информация в тексте общеизвестна. | Устанавливать простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями. |
Литература для учащихся
1. Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5 класс.— М.: Издательство «Экзамен», 2013.
2. Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2014.
Литература для учителя
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост.Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011.
3. Формирование универсальных учебных действий в основнойшколе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.
4. Валгина Н.С. Теория текста. М.: — Логос, 2003.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.
6. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.
7. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013.
8. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие. — М.: Форум, 2015.
9. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2014.
Интернет-ресурсы
1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
2. Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru
3. Библиотека http://lib.ru
4. Википедия https://ru.wikipedia.org
5. Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru;http://school-collection.edu.ru
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
«Читательская грамотность»
( Основы смыслового чтения и работы с текстом)
(общеинтеллектуальное направление)
для учащихся 5 классов
(34 часа)
Учитель: Бредгауер Е.А.
Учебный год
Содержание:
Пояснительная записка………………………………………………….. 3-7 стр.
Учебно-тематический план………………………………………………. 8-13 стр.
Содержание программы………………………………………………….. 14-31 стр.
Предполагаемые результаты реализации программы………………. 32 стр.
Формы и виды контроля………………………………………………… 33-36 стр.
Материально-техническое обеспечение………………………………... 37-38 стр.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) адресована учащимся 5 (6) классов общеобраз
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!