Тема 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения) — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тема 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения)

2022-12-20 136
Тема 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рабочая программа

Внеурочной деятельности

«Читательская грамотность»

( Основы смыслового чтения и работы с текстом)

(общеинтеллектуальное направление)

для учащихся 5  классов

(34 часа)

 


Учитель: Бредгауер Е.А.

Учебный год

Содержание:

Пояснительная записка………………………………………………….. 3-7 стр.

Учебно-тематический план………………………………………………. 8-13 стр.

Содержание программы………………………………………………….. 14-31 стр.

Предполагаемые результаты реализации программы………………. 32 стр.

Формы и виды контроля………………………………………………… 33-36 стр.

Материально-техническое обеспечение………………………………... 37-38 стр.

Пояснительная записка

 

Программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) адресована учащимся 5 (6) классов общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом.

Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.

Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст,поэтому умение правильно работать с текстом относится куниверсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.

В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире.Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.

Основысмыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.

Цель программы

§ формирование и развитие личности ребёнкана основе духовной и интеллектуальной потребностивчтении;

§ формирование и развитиеоснов читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы;

§ формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.

Задачи

§ развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;

§ вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;

§ развивать интеллектуальную самостоятельностьучащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;

§ освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;

§ учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе

– углубления базовых знаний по теории текста;

– использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;

– использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;

– использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;

– использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.

Формы и режим занятий

Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др.. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.

Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.

Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы.

Режим занятий – программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года (1 раз в неделю). Возможный вариант – в течение полугодия (2 раза в неделю).Время проведения занятия – 45 мин.

 

Результативность освоения программы

Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности, характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью. Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения работ, указанных в разделе «Содержание программы». Формой предъявления результата является также участие школьников в мероприятиях, проведённых по этому направлению внеурочной деятельности за год (целесообразно – в конце каждой четверти).

Планируемыемероприятия:

1. Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы»

2. «Заседание Учёного совета лексикографов» (защита проекта).

3. Игра «Аукцион вопросов и ответов».

4. Представление портфолио «Мои достижения» (портфолио - отчёт или портфолио достижений).

 

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

учащиеся научатся

§ осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;

§ использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.

Метапредметные результаты:

учащиеся овладеют

§ элементарными навыками работы с книгой;

§ умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);

§ элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:

§ определять главную тему, общую цель или назначение текста;

§ предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;

§ находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);

§ находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;

§ выделять термины, обозначающие основные понятия текста.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:

§ понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;

§ выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

§ формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;

§ объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;

§ сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);

§ интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;

§ задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

§ прогнозировать содержание текста;

§ находить скрытую информацию в тексте;

§ использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:

§ составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;

§ делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;

§ приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;

§ преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:

§ откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;

§ оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;

§ использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;

§ оценивать не только содержание текста, но и его форму.

Предметные результаты:

Учащиесяполучат возможность

§ использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;

§ обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.

 

 

Учебно-тематический план.

 

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Дата проведения занятия

Характеристика деятельности учащихся

По плану фактическая
1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения) 1     Знакомство с технологией сбора и анализа информации о результатах работы для портфолио
2. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное) Библиотечный урок 1     Извлечение нужной информации из текста; составление памятки,работа в группах
3. Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – узнал») 1     Освоение стратегий смыслового чтения с применением технологий РКМЧП
4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте) 1     Подготовка к конкурсу чтецов по выбранной теме:
5. С чего начинается текст? (Роль заглавия) 1     Прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста
6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа) 1     Выявление понимания роли эпиграфа в книге, тексте.  
7. Внимание к слову. 1     Лексический анализ выбранных для конкурса чтецов произведений с целью поиска всех непонятных слов и выражений и выяснения их значения
8. Тематический конкурс чтецов 1     Участие в конкурсе чтецов
9. Наши друзья и помощники (Словари и справочники) 1     Знакомство с словарями
10. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста) 1     Решениезадач, выявляющих и формирующих практические умения совершать интеллектуальные действия:  
11. Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте) 1     Находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения
12. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации) 1     Поиск информации и понимание прочитанного
13. Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль) 1     Выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с информацией по заданным параметрам поиска и нахождения нужной информации,совместная проверка результатов, анализ и рефлексия.
14. Как читать несплошной текст?. 1     Поиск и обработка информации в несплошных текстах
15. Шифровка и дешифровка текста. 1     Поиск и нахождение информации в несплошных текстах
16. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи) 1     Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи
17. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов» 1     Ролевая игра
18. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте) 1     Развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения
19. Погружение в текст. 1     Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи
20. Погружение в текст 1     Выделение тезиса и аргументов/ примеров в тексте учебно-научного стиля речи
21. Воображение и прогнозирование. 1     Изучение приёмов прогнозирования
22. Воображение и прогнозирование. 1     Прогнозирование содержания
23. Диалог с текстом. 1     Составление вопросов к тексту
24. Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы) 1     Составление вопросов к тексту
25. Диалог с текстом (Выделение главной мысли) 1     Составление вопросов в группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были учтены группой
26. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов» 1     Участие в командной игре
27. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте) 1     Осмысление информации, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытойинформации
28. Что помогает понять текст? (План текста) 1     Структурирование информации во время чтения и после чтения, перерабатывание и фиксирование сжатой информации в форме плана
29. Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты) 1     Структурирование информации во время чтения и после чтения, перерабатывание и фиксирование сжатой информации в форме плана
30. Шифровка и дешифровка текста. 1     Обработка и перекодирование информации
31. Когда текст прочитан. 1     Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ)
32. Когда текст прочитан(Оценка информации) 1     Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений.
33. Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом) 1     Работа с тестом
34. Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио) 1     Создание памятки
  Итого: 34      

 

 

Содержание программы

Источники информации

 

Тема 7. Внимание к слову

Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы, несущей смысловую нагрузку. Умение видеть и оценивать состав русских слов и значения, вносимые приставками и суффиксами; состав слов, пришедших из других языков, по интернациональным морфемам. Роль выразительных возможностей слов в контекстном употреблении.

Тренинговые упражнения «Учимся видеть слово» (проводятся с использованием словарей, подготовленных текстов). (Дидактический материал: к занятию 7.):

· Аукцион «Кто больше?»

· Игра «Правда ли, что.?.»

· Реши задачу

· В поисках слова

· Устное сочинение

Индивидуальные консультации: лексический анализ выбранных для конкурса чтецов произведений с целью поиска всех непонятных слов и выражений и выяснения их значения. Индивидуальная помощь в подготовке выразительного чтения.

 

Тема 8. Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы» (возможны другие варианты тем)

    Объектами проверки являются умения

– отбирать стихотворения и прозаические отрывки по теме,

– понимать смысловую, эстетическуюстороны текстов,

– отражать это понимание в выразительном чтении.

Исследовательская задача:

1) спрогнозировать тему занятия по эпиграфу «Связь предложений в тексте – это, прежде всего, связь смыслов» (Л.В. Щерба);

2) доказатьсправедливость суждения академика, выполнив задание на восстановление последовательности предложений в тексте.

3) Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи.

 

Упражнение на формирование умения переводить информацию в другую форму: заменять готовую таблицу схемой или кластером (графическое оформление текста в определённом порядке в виде «грозди»).

Практикум-исследование «Как построен текст?»: анализ строения текста с точки зрения типа речи, установление смысловых и грамматических связей предложений.

При ознакомительном и изучающем чтении текстов используются вопросы и задания:

• Каким типом речи является данный текст? Докажите.

• Отметьте сочетание типов речи. Как это связано с композицией?

• Сколько микротем в тексте и как это связано с типом речи?

• Какова роль первого и последнего предложений в тексте?

• Объясните деление текста на абзацы?

• Какой способ связи между предложениями (частями) в тексте?

• Определите средства связи между … и …предложениями.

• Почему для связи предложений используется местоимение, а не речевой повтор?

Тема 17. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов».

Проводится как отчёткомиссий лексикографово возможностях разных словарей «Словари и справочники – спутники цивилизации»: защита групповых проектов, представляющих определённые виды словарей.Обсуждение и оценивание проектов.

Интеллектуальная разминка

• «Угадай слово»

• «Продолжи предложение»

Игра «Бюро прогнозов»: смысловое прогнозирование в тексте с пропущенными буквами на конце слов, установление слова на основе связей, смысловых ассоциаций; развитие навыков быстрого чтения.

Творческое упражнение «Сочинялки»: прогнозирование необычной (смешной, неожиданной, парадоксальной) концовки по образцу предложенных.

Оформление результатов деятельности в портфолио.

Тема 23. Диалог с текстом (Вопросы к тексту)

Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс чтения активным, рефлексивным, помогает понять логику движения и развития мысли в тексте. Разминка (в парах) «Сочиняем истории по вопросам»: придумывание историй (сказок) по вопросам, которые задаются поочерёдно друг другу и на которые так же в порядке очерёдности отвечают оба участника.

Практикум «Учимся задавать вопросы»:приёмыобнаружения в тексте скрытых вопросов, прогнозирование ответов на скрытые вопросы и вопросы, заданные автором, проверка предположений и т.д.

Интеллектуальный марафон «Почемучки»: использование технологии РКМЧП и составление таблицы «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» при чтении текста.

Фиксирование результатов деятельности в портфолио.

 

Тема 24. Диалог с текстом («Толстые» и «тонкие» вопросы)

Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа («тонкие» вопросы), и вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа («толстые» вопросы). Ромашка Блума (технология РКМЧП). Шесть лепестков ― шесть типов вопросов: простые вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-либо факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию; уточняющие вопросы для установления обратной связи, выявления подразумевающейся, но необозначенной информации («То есть ты говоришь, что?..», «Если я правильно понял, то?..», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о?..»); интерпретационные (объясняющие) вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей(«Почему …?»); творческие вопросы, содержащие элементы условности, предположения, прогноза («Если бы…»; «Как вы думаете, что (как) будет …?»); о ценочные вопросы, направленные на выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов («Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»); п рактические вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой («В каких ситуациях мы можем использовать?»)

Интеллектуальная разминка «Верите ли вы, что…?»: поиск ответов на заданные по тексту вопросы ― для возникновения интереса, выяснения общего понимания смысла учебного/познавательного текста.

Аукцион вопросов: пояснение технологии задавания «тонких» и «толстых» вопросов,самостоятельная работа в парах и составление вопросов по тексту, взаимообмен вопросами с другими парами, поиск ответов и выбор лучших вопросов и оформление их в таблицу.

Оформление результатов деятельности в виде таблицы «тонких» и «толстых» вопросов, которая вносится в портфолио.

 

Планируемые мероприятия

  Название мероприятия Форма мероприятия Предполагаемый результат
1. «Осенние страницы» (возможны другие варианты) тематический конкурс чтецов   участие в конкурсе, чтение самостоятельно выбранных отрывков из поэтических или прозаических произведений
2. «Заседание Учёного совета лексикографов» ролевая игра защита группового проекта – представление (презентация) словаря
3. «Аукцион вопросов и ответов» игра-состязание участие в игре
4. «Мои достижения» портфолио-отчёт (портфолио достижений) представление портфолио-отчёта или портфолио достижений

 

 

Формы и виды контроля.

Вопросы и задания для формирования навыка смыслового чтения и работы с текстами предлагаются устно и письменно. Письменное предъявление материала для индивидуальной или коллективной работы представляет собой раздаточный материал: текст (сплошной/несплошной) и вопросы в тестовой форме с учётом таких составляющих, как поиск и выделение информации, интерпретация, рефлексия и оценка. Задания должны быть дифференцированы по уровню сложности (базовый, повышенный) и соотнесены с количеством баллов. Задания на рефлексию и оценку выполняются в форме связного свободного ответа. Примеры тестовых работ приведены в разделе «Дидактические материалы».

В тесты включаются задания на формирование/проверку умений, формируемых на базовом уровне:

• определять основную и второстепенную информацию (определение основной темы текста, подбор заголовка, отражающего тему);

• определять познавательную цель (определение основной мысли и цели создания текста, подбор заголовка, отражающего идею);

• определять речевую ситуацию, в которой создан текст (установление принадлежности текста к стилю речи, определение типа книги, из которой взят текст);

• извлекать необходимую информацию из текста (обнаружение фактической информации);

• находить и выделять конкретную информацию (несложный вывод на основе текста);

• устанавливать причинно-следственные связи;

на повышенном уровне:

• синтезировать информацию (составление целого из частей, восстановление последовательности, составление плана и т.п.);

• понимать и адекватно оценивать языковые средства (объяснение значения встретившихся в тексте слов, в т.ч. по контексту, определение роли средств языковой выразительности);

• анализировать объекты с целью выделения каких-либо признаков; структурировать знания (обобщение и систематизация имеющейся в тексте информации, передача в другой форме, например, в таблице);

• создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать имеющуюся в тексте информацию в форме краткого письменного ответа;

• строить произвольное речевое высказывание (умение сформулировать личное мнение на основе информации, содержащейся в тексте, аргументировать его и излагать в форме связного письменного ответа).

Если в тесте при оценивании вопросов и заданий базового уровня тестового характера используется традиционный подход (1 балл – правильный ответ, 0 баллов - неверный), то оценивание краткого ответа и ответа в свободной форме требует критериального подхода. Вобщем виде подход может быть таким:

 

Указания к оцениванию связного письменного ответа Баллы
Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в виде связного высказывания с опорой на текст 3
Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в виде связного высказывания без опоры на текст 2
Подтверждение личного мнения дано отдельными словами 1
Отсутствует подтверждение личного мнения или ответ не имеет прямого отношения к содержанию текста или ответ отсутствует 0
Максимальный балл 2

 

 

Выстраивая стратегию деятельности по формированию основ читательской компетенции, следует учесть определение уровней читательской компетенции, разработанные для проведения международных исследований (PISA,PIRLS).

Уровень

Нахождение информации Интерпретация текста Рефлексия и оценка
Найти и установить последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, часть которой может быть задана вне основного текста. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. Работать с правдоподобной и/ или достаточно объёмной информацией. Истолковать значения нюансов языка или показать полное понимание текста и всех его деталей. Критически оценить текст или выдвинуть гипотезы о нём на основе специальных знаний. Работать с понятиями, которые противоположны ожиданиям, основываясь на глубоком понимании длинных или сложных текстов.

Уровень

Нахождение информации Интерпретация текста Рефлексия и оценка
айти и установить возможную последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, каждая часть которой может отвечать множественным критериям в тексте с неизвестным контекстом или формой. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. Использовать глубокие идеи, заложенные в тексте для понимания и применения категорий в незнакомом контексте; истолковывать разделы текста, беря в расчет понимание текста в целом. Работать с идеями, которые противоречат ожиданиям и сформулированы в негативном контексте. Использовать академические и общественные знания для выдвижения гипотез или критической оценки текста. Демонстрировать точное понимание длинных и сложных текстов.

Уровень

Нахождение информации Интерпретация текста Рефлексия и оценка
Найти и в некоторых случаях распознать связи между отрывками информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с известной, но противоречивой информацией. Объединить несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, объяснять связи и истолковывать значения слов и смысл фраз. Сравнивать, противопоставлять или классифицировать части информации, принимая во внимание множество критериев. Работать с противоречивой информацией. Делать сравнения или устанавливать связи, давать объяснения или оценивать особенности текста. Демонстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями или основывать выводы на менее известных знаниях.

Уровень

Нахождение информации Интерпретация текста Рефлексия и оценка
Найти один или более отрывков информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с противоречивой информацией. Определить главную мысль, понимать связи, формировать и применять простые категории или истолковывать значения в пределах ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые выводы. Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями или объяснять особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях.

Уровень

Нахождение информации Интерпретация текста Рефлексия и оценка
Найти один (или более) независимый друг от друга отрывок явно выраженной в тексте информации по простому критерию. Распознать главную тему или авторские намерения в тексте на известную тему, когда требуемая информация в тексте общеизвестна. Устанавливать простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями.

Литература для учащихся

 

1. Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5 класс.— М.: Издательство «Экзамен», 2013.

2. Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2014.

 

Литература для учителя

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост.Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011.

3. Формирование универсальных учебных действий в основнойшколе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.

4. Валгина Н.С. Теория текста. М.: — Логос, 2003.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.

6. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.

7. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013.

8. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие. — М.: Форум, 2015.

9. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2014.

 

Интернет-ресурсы

1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

2. Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru

3. Библиотека http://lib.ru

4. Википедия https://ru.wikipedia.org

5. Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru;http://school-collection.edu.ru

 

 

Рабочая программа

Внеурочной деятельности

«Читательская грамотность»

( Основы смыслового чтения и работы с текстом)

(общеинтеллектуальное направление)

для учащихся 5  классов

(34 часа)

 


Учитель: Бредгауер Е.А.

Учебный год

Содержание:

Пояснительная записка………………………………………………….. 3-7 стр.

Учебно-тематический план………………………………………………. 8-13 стр.

Содержание программы………………………………………………….. 14-31 стр.

Предполагаемые результаты реализации программы………………. 32 стр.

Формы и виды контроля………………………………………………… 33-36 стр.

Материально-техническое обеспечение………………………………... 37-38 стр.

Пояснительная записка

 

Программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) адресована учащимся 5 (6) классов общеобраз


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.204 с.