Шесть шляп – шесть режимов мышления — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Шесть шляп – шесть режимов мышления

2023-01-02 36
Шесть шляп – шесть режимов мышления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Даже когда у вас уже есть идеи и представления о путях их достижения, на вашем пути возникает серьезнейшее препятствие – путаница в голове, происходящая от того, что человеческое сознание обычно пытается работать во всех режимах сразу: одновременно логически мыслить и эмоционально переживать, надеяться на лучшее и ожидать худшего, делать выводы и подгонять под них обоснования, отстаивать свою правоту и сомневаться в себе…

Эдвард де Боно предлагает разложить весь процесс мышления по полочкам, используя метод шести шляп. При чем тут шляпы? Дело в том, что в английском языке есть устойчивые идиоматические выражения, связывающие понятие мышления со шляпами, например, такое, которое на русский язык можно перевести приблизительно как «Наденем мыслительные шляпы». К тому же шляпа, точнее, головной убор вообще, очень часто является своего рода знаком, сигналом о том, чем человек занят, указывает на его роль, функцию: полицейский надевает фуражку, повар свой колпак, а няня свой чепец, и всем ясно, в чем состоят их обязанности.

Конечно, шляпы – это только образ, условность, и чтобы научиться грамотно мыслить, надевать реальные шляпы вовсе не обязательно. Но чтобы дисциплинировать свой ум, научиться не смешивать разные режимы мышления, а последовательно переходить от одного к другому, очень полезно представлять себе, что вы действительно меняете шляпы, снимая одну и надевая другую.

Метод шести шляп поможет вам выбраться из сумятицы мыслей и чувств для того, чтобы объективно оценить все плюсы и минусы ваших идей, и все реальные пути их достижения. Этот метод просто необходим для того, чтобы картина ваших планов предстала перед вами не в туманной дымке неопределенности, а вырисовалась ясно и четко.

Этот метод идеально подходит тогда, когда решение требуется принять коллективно. В этом случае не избежать столкновения разных мнений, эмоций, убеждений и амбиций. Очень часто на разного рода совещаниях вспыхивают споры, в результате которых отнюдь не рождается истина. Практика показывает, что применение метода шести шляп позволяет избежать ненужных дискуссий, и к тому же сократить длительные многочасовые совещания буквально до 15–20 минут.

Но метод шести шляп вполне можно использовать и в одиночку – это способствует упорядочиванию хода мыслей и разрешению многих вопросов, которые иначе разрешить невозможно.

Итак, у вас есть цель и желание ее достичь. В связи с этим в вашей голове теснятся:

• факты, разнообразная информация;

• эмоции и переживания;

• сомнения, мысли о том, что ничего не получится;

• надежды на то, что все будет хорошо;

• творческие идеи и нестандартные подходы;

• мысли о необходимости составить четкую программу действий.

При обыденном мышлении мы пытаемся переварить все это одновременно. Но ничего хорошего из этого не получается. Эмоции мешают трезво оценить факты, негативные ожидания заглушают надежды на лучшее, творческий подход не совмещается с четким планированием. Из‑за такой запутанности мыслей и бессистемного подхода многие, даже прекрасные идеи, умирают, так и не добравшись до стадии осуществления.

Эдвард де Боно предлагает разложить все эти разнонаправленные процессы по полочкам. В связи с чем выделяет шесть режимов мышления, которые предлагает соотносить с шестью шляпами разных цветов.

• Белая шляпа – бесстрастный обзор фактов, выявление имеющейся и недостающей информации.

• Красная шляпа – эмоции, как положительные, так и отрицательные.

• Черная шляпа – негативные ожидания, трезвая оценка возможности неудачи, всех опасностей и препятствий.

• Желтая шляпа – позитивные ожидания, трезвая оценка всех положительных моментов и путей, ведущих к удаче.

• Зеленая шляпа – творческие решения, нестандартные идеи.

• Синяя шляпа – четкое планирование и направление мысли в нужное русло.

 

Менять шляпы – это все равно что менять роли, немного отстраняться от самого себя и смотреть на вещи строго с определенной позиции. Так, надевая белую шляпу, вы знаете, что не вправе давать волю эмоциям. А надевая красную шляпу, можете забыть о фактах и выразить все ваши тревоги, беспокойства, или, напротив, радость и эйфорию. Таким образом вы действуете по правилу: всему свой черед, всему свое время. Не происходит ненужной путаницы, и вместе с тем вы даете возможность хорошо отработать своему разуму во всех режимах мышления, не игнорируя ни один. В итоге у вас вырабатывается всесторонний взгляд на вашу задачу, и вы четко знаете, чего вам ждать от каждого шага к ее решению.

 

«Основная ограниченность нашего мышления, как это ни покажется парадоксальным, обусловлена обеспечением защиты нашего “Я” от всяческих “столкновений” с действительностью, что приводит нас в практической жизни ко множеству ошибок и заблуждений. Оберегая свою целостность, наш ум часто склонен принимать новое за “неправильное”. Благодаря использованию шляп мышления перед нами открывается возможность обменяться мнениями о таких вещах, о которых мы не могли бы и позволить себе “помыслить вслух” без этого спасительного головного убора. Шляпа мышления сродни костюму паяца, надев который мы получаем право паясничать от души».

Эдвард де Боно. Шесть шляп мышления

 

Итак, надевайте поочередно каждую шляпу – и приближайте вашу цель! И не забывайте, что это игра. А в игре вы можете позволить себе быть смелым, решительным, не бояться ошибок, высказывать самые неожиданные суждения, смеяться и плакать, не опасаясь чьих‑то оценок. Каждая шляпа символизирует не только определенный режим мышления, но еще и определенный образ – в который вам предстоит войти, как это делает ребенок в игре или актер на сцене.

Рассмотрим отдельно каждую шляпу и присущие ей атрибуты.

 

Белая шляпа – факты

 

Надев белую шляпу, вы полностью отстраняетесь от эмоций, оценок, убеждений, аргументов; вы играете роль бесстрастного компьютера, единственная задача которого – выявить достоверную информацию по интересующему вас вопросу.

Вы уже знаете, как добывать информацию, умеете расширять свое восприятие и отделять факты от убеждений. (См. Шаг 2) Теперь вам нужно еще раз обратиться ко всему собранному вами массиву информации и окончательно определиться, на какой фактический материал вы будете опираться в вашем дальнейшем движении. Вам надо выявить «сухой остаток», «отфильтровав» все лишнее – эмоции, предположения, сомнения, доводы, предчувствия, впечатления, голос интуиции, чьи‑то или свои собственные мнения, объяснения, оправдания, аргументы и доказательства.

Представьте себе, что вы надеваете белую шляпу. Осознайте ту роль, которую она предполагает – сухой бесстрастной машины, которой не знакомы эмоции, и которая говорит лишь на языке фактов и цифр.

Подумайте о том, какую задачу вы хотите решить. И соберите все цифры и факты, которые у вас есть по этому поводу. Подойдите предельно строго к отбору, чтобы к цифрам и фактам ни в малейшей степени не подмешались ваши комментарии или ваше отношение к ним.

 

К примеру, вы хотите построить дом. Вы задаете себе вопрос: что я знаю об этом? И начинаете искать ответы.

• «Это очень дорого!» (Отметаем – это не факт.)

• «Стоимость стройматериалов составляет в среднем по городу… (называются конкретные суммы)». (Это факт, берем на заметку.)

• «Очень трудно найти фирму, которая строила бы качественно». (Отметаем – не факт.)

• «Есть проверенные отзывы потребителей, согласно которым рейтинг строительных фирм распределяется таким образом… (конкретные цифры)». (Это факт.)

• «Говорят, лучше строить из калиброванного бревна». (Отметаем – не факт.)

• «Свойства различных материалов по прочности, износостойкости, теплопроводности, звукоизоляции, и т. д.) – такие‑то и такие‑то… (приводятся конкретные параметры)». (Это факт.)

 

Так вы приучите себя к бесстрастной объективности. А получившаяся в итоге картина станет надежным фундаментом для вашего дальнейшего продвижения к цели.

 

«Мышление в белой шляпе – это дисциплина и самоконтроль. В изложении фактов от надевшего белую шляпу требуется полная бесстрастность и объективность».

Эдвард де Боно. Шесть шляп мышления

 

 

Красная шляпа – эмоции

 

Теперь, когда вы определились с фактами, можно дать слово эмоциям. Иногда люди считают, что в деловых вопросах эмоции не нужны, что они будто бы лишние, а потому надо их отбросить, или попросту проигнорировать. На самом деле это не так. Эмоции отражают наши потребности, наши проблемы, наши надежды и опасения, от которых нельзя отмахнуться. И если мы попробуем их заглушить или проигнорировать – они все равно будут продолжать на нас влиять, но делать это косвенно и подспудно. Такие задавленные эмоции могут помешать в самый ответственный момент – например, вы вдруг чего‑то испугаетесь или в чем‑то засомневаетесь, и откажетесь принять важное решение, когда, кажется, успех уже на пороге.

Очень часто бывает и так, что мы начинаем искать логическое обоснование своим эмоциям, и тем лишь вносим сумятицу в процесс мышления. Эмоции – на то и эмоции, что не имеют никакого логического обоснования. Вы имеете право на собственное эмоциональное восприятие ситуации, не требующее никаких объяснений и доказательств. Вы имеете право сказать: «Мне это нравится!» (Или «Мне это не нравится!»), и не отвечать на вопрос «Почему?».

Эмоции необходимы, без них нельзя – но нужно, чтобы они «знали свое место». Для этого надо выделить время, которое вы посвятите только тому, чтобы осознать и выразить все свои эмоции, связанные с интересующим вас вопросом. Для этого и существует красная шляпа.

Представьте себе, что вы надели красную шляпу, и дайте полную волю своим эмоциям, предчувствиям, отношению к вашей задаче и прочим эмоциональным реакциям. Внимательно отнеситесь к своему внутреннему состоянию, не упустите ничего. Для этого поставьте цель наиболее полно ответить на вопрос: «Что в предстоящем деле мне нравится, а что не нравится?» И пусть вашим девизом будет: «Объяснений и доказательств не требуется!».

А если почувствуете, что начали что‑то логически объяснять или оправдывать – отметайте подобные доводы, оставляйте эмоции в чистом виде. Для этого говорите только и исключительно о своих чувствах, и больше не о чем.

Вот под каким углом вы можете взглянуть на ту же самую идею постройки дома в красной шляпе:

• «Мне очень нравится, что у нас будет новый дом! Я рад!» (Эмоция в чистом виде.)

• «Ну конечно, мне нравится идея нового дома, ведь наконец у всех членов семьи будет по комнате». (Это не эмоция, а логическое объяснение – эмоция как таковая осталась невыраженной.)

• «Как страшно приступать к новому делу! Что‑то мне тревожно, беспокойно». (Это эмоция.)

• «Ну конечно страшно, так много обманщиков кругом» (Это не эмоция, а негативное суждение, для которого сейчас не время.)

• «Я чувствую, что скоро все подорожает, надо спешить». (Это эмоция.)

• «Все быстро дорожает». (Это не эмоция, а суждение.)

 

Если вы правильно проведете работу в красной шляпе, то у вас появится чувство удовлетворения. Это значит, ваши эмоции выражены верно, и впредь они не будут вам мешать, потому что теперь вы знаете, чего ждать от своих чувств. Как следствие, эмоции станут вашими помощниками, заранее предупредившими вас о «взрывоопасных» моментах в деле решения вашей задачи.

 

«Пребывание в красной шляпе предлагает человеку полную свободу ощутить себя поэтом в выражении своих чувств. Оно предоставляет чувствам “право” быть замеченными».

Эдвард де Боно. «Шесть шляп мышления

 

 

Черная шляпа – пессимизм

 

В каждом из нас заложена изрядная доля критицизма и пессимизма. У каждого в голове время от времени начинает звучать голос, который говорит: «Ничего у нас не получится». Так же, как нельзя просто заглушить и проигнорировать эмоции – так нельзя и отмахнуться от этого во всем сомневающегося внутреннего критика. Его нужно внимательно выслушать, хотя бы для того, чтобы трезво и объективно разобраться: в чем он прав, а где сгущает краски.

Имейте в виду, что в черной шляпе вы имеете право подвергать сомнениям абсолютно все, и даже факты!

Представьте себе, что вы надели черную шляпу и задайте вопросы: «Что плохого в задуманном мной деле?», «В чем я потерплю неудачу?», «Что у меня получится плохо?», «В чем я вижу опасность?». Но помните, что здесь уже не место эмоциям. Все ваши опасения и сомнения вы должны обосновать. Просто факты или просто эмоции не принимаются! Нужна трезвая и объективная оценка.

Таким образом, человек в черной шляпе – это не просто пессимист в дурном настроении, а человек хоть и скептично мыслящий, но объективный и беспристрастный.

Вот какой примерно может быть логика рассуждений о постройке дома в черной шляпе:

• «Я не верю в успех». (Не принимается – это ничем не обоснованная эмоция.)

• «Откуда эти данные о стоимости стройматериалов? Они не верны, на самом деле все дорожает так быстро, что за ценами невозможно следить». (Обоснованно критический взгляд.)

• «Ни в одном магазине нет нужного нам покрытия для крыши». (Не принимается, это факт, к тому же, возможно, непроверенный.)

• «Эта крыша может потечь после первого же дождя». (Оправданный критицизм.)

• «Боюсь, нам помешают». (Это эмоция; не принимается.)

• «У нас ничего не получится – соседи возражают против строительства так близко к ним». (Оправданный пессимизм.)

 

Зафиксировав все свои оправданные, логически выверенные опасения, еще раз оцените их и осознайте, что все‑таки самое худшее – маловероятно, и вряд ли на вас свалятся все невзгоды сразу. Но вот к борьбе с каждой невзгодой в отдельности вы все же должны быть готовы, а потому заранее выработайте план действий и наметьте пути выхода из ситуации на случай, если все пойдет плохо.

Таким образом черная шляпа не даст неприятностям застать вас врасплох.

 

«Человек, размышляющий в стиле черной шляпы, в сущности, говорит: “На все, что вы обсуждаете, у меня имеется прямо противоположная точка зрения. Я ее вам изложил. Ну‑ка, попробуйте убедить меня в том, что я не прав!”»

Эдвард де Боно. Шесть шляп мышления

 

 

Желтая шляпа – оптимизм

 

Выявив с помощью черной шляпы все причины, по которым наши планы могут провалиться, теперь решим прямо противоположную задачу – выясним, что поможет нам прийти к цели с успехом. Иными словами – дадим волю позитивным ожиданиям. Только наш оптимизм, как и критицизм, должен быть обоснованным – мы не должны позволить себе скатиться в эйфорию и эмоции, для этого предназначалась красная шляпа. Сейчас у нас другая задача – найти сильные стороны и преимущества своего плана, заметить хорошие моменты, особенно те, которые далеко не всегда замечаются с первого взгляда, и наметить для себя созидательные, конструктивные пути к осуществлению идеи.

 

Вот логика размышлений в желтой шляпе (возьмем все ту же идею постройки дома).

• «У меня такое хорошее настроение, когда я мечтаю об этом!». (Отметается – это не довод.)

• «Сейчас лучшее время, чтобы строить дом – сезон низких цен». (Обоснованный позитивный довод.)

• «На участке, где мы собираемся строить, нет водопровода». (Отметается – это негативное утверждение в стиле черной шляпы.)

• «Рядом артезианская скважина. Мы можем провести водопровод». (Принимается – это позитивная возможность.)

• «Наш дом будет самый лучший». (Отметается – ничем не обоснованная эйфория.)

• «Вполне вероятно, что наш дом будет выделяться своим размером и яркостью. Мы должны быть готовы к тому, что окажемся заметны». (Обоснованное позитивное ожидание.)

 

Подойдите тщательно к рассмотрению ситуации в желтой шляпе. Наш разум так устроен, что он скорее видит плохое, чем хорошее. Задайтесь целью найти что‑то хорошее даже в том, что кажется вам на первый взгляд плохим.

А уж если вам это не удастся… Мышление в желтой шляпе может оказаться решающим в вашем деле. Ведь если вы не можете найти ни одного позитивного момента – значит, идея изначально плоха, и надо ее менять.

Но если уж вы обнаружили положительные моменты и нашли им логическое обоснование – дорога к вашей цели открыта.

 

«Когда желтая шляпа направила процесс варения мыслей в русло созидания конструктивных идей и пробудила в человеке потребность к рассмотрению их достоинств, дальнейшее развитие идеи уже не представляет большой сложности».

Эдвард де Боно. Шесть шляп мышления

 

 

Зеленая шляпа – творчество

 

Чтобы идея осуществилась, нужен стимул к ее достижению. Потому что без стимула невозможно начать двигаться вперед. Мы можем оценить все плюсы и минусы нашей идеи, выразить все свои опасения и надежды, собрать весь фактический материал – и все же не сдвинуться с места. Нам нужен какой‑то толчок, нужно что‑то, что придаст нам энергии и создаст сильное желание действовать.

Таким толчком служат нестандартные идеи, новые, творческие, нетрадиционные пути решения задачи. Только они могут включить в дело такой мощный фактор достижения цели, как интерес к самому процессу, увлеченность им. Творческие идеи придают всему, что мы делаем, характер игры – а игра невозможна без азарта и увлеченности, которые могут стать мощной движущей силой любого дела.

Вы уже знаете, как научиться нешаблонно мыслить (см. Шаг 3), как искать альтернативные решения (см. Шаг 4) и создавать новые творческие подходы к делу (см. Шаг 5). Теперь вам предстоит, надев зеленую шляпу, рассмотреть найденные вами нетрадиционные решения и узнать, куда они могут вас привести, с тем, чтобы выбрать действительно лучшие и работающие.

Заметьте: на этом этапе вы можете рассматривать любые альтернативные решения, но это не значит, что вы обязательно пустите их в дело. Вполне вероятно, что в итоге вы вернетесь к стандартным решениям. Но рассмотрение творческих идей придаст нужный импульс к наилучшему осуществлению вашей задачи. Поэтому даже если в итоге вы не найдете пригодных альтернативных идей – считайте, что, надевая зеленую шляпу, вы берете творческую паузу, которая в любом случае будет весьма полезна.

 

Итак, представьте себе, что вы надели зеленую шляпу и рассмотрите как можно больше оригинальных решений – относящихся, к примеру, все к той же постройке дома:

• «В доме будут большие окна». (Отметается – стандартная идея.)

• «А что если стилизовать дом под корабль и вместо окон сделать иллюминаторы?» (Принимается к рассмотрению как нестандартная идея, в итоге мысль об иллюминаторах может быть отвергнута, но почему бы не стилизовать комнаты под каюты, а лестницы под трапы?)

• «Начнем с фундамента». (На данном этапе отметается как стандартная идея.)

• «А что если поставить дом на сваях – тогда его можно строить даже в болотистой местности». (Принимается к рассмотрению – в итоге можно прийти к решению выбрать другой участок для строительства.)

• «Купить дорогие стройматериалы мы не можем себе позволить, а из дешевых не построить комфортного жилья». (Отметается как негативное суждение, характерное для мышления в черной шляпе.)

• «А что если мы сами будем производить стройматериал, к примеру, из пенобетона?». (Принимается как годное к рассмотрению нестандартное решение, которое может привести к идее собственного бизнеса.)

 

Выдвинув как можно больше альтернативных идей и творческих решений, далее вы должны проверить их на жизнеспособность. Снова рассматривайте все идеи по очереди, думайте, к чему приведет их реализация, и делайте выводы, например, такие: «Эта идея хорошая, но реализация ее будет слишком дорога»; «Эта идея противоречит нормам строительства»; «Эту идею нужно доработать, и она будет вполне пригодна». Ваша задача – отмести заведомо непригодные идеи, а остальные приспособить к ситуации и сделать пригодными для внедрения.

 

«Творческая пауза призвана пробудить в человеке желание остановиться и поразмыслить над тем, нет ли иного способа разрешить поставленный перед ним вопрос. Как бы благополучно ни складывались наши дела, для нас никогда не будет излишним взять творческий “тайм‑аут”».

Эдвард де Боно. Шесть шляп мышления

 

 

Синяя шляпа – планирование

 

Теперь нам нужно суммировать все результаты нашего мышления, выбрать наилучшие варианты, и выстроить последовательную цепочку предполагаемых действий. Для этого потребуется беспристрастность и самоконтроль, что и призвана нам обеспечить синяя шляпа.

Задайте себе вопросы: чего вы уже достигли? Что вам нужно делать дальше? На чем следует сосредоточить внимание в данный момент? И стремитесь, чтобы ваши ответы были предельно четкими, деловыми, конкретными, и ни в малейшей степени не отклонялись от сути ваших задач и насущных требований. Эмоциям и размышлениям уже не место. Вам нужны решения.

Возьмите на себя роль «управляющего идеями», составителя перечня подходящих идей. Сейчас вам нужна холодная трезвая голова, ведь в ваших руках бразды правления, и от вас зависит, каким маршрутом вы будете двигаться к заветной цели.

Представьте, что вы надели синюю шляпу, и приступайте к объективному отбору самых главных шагов.

• «Сейчас не время приступать к работе». (Отметается – это негативное суждение, а не решение.)

• «Мы должны твердо обозначить сроки, когда приступать к работе». (Принимается – это элемент планирования.)

• «Я сомневаюсь, мне трудно решить, какой стройматериал лучше». (Отметается – это неуместная сейчас эмоция.)

• «Надо трезво и объективно оценить все достоинства и недостатки разных видов стройматериалов». (Принимается – это конкретная постановка задачи.)

• «Стеклянный потолок – это так прекрасно!». (Отметается – это эмоция.)

• «Надо выбрать наилучшую возможность устройства потолка, чтобы это соответствовало нашим вкусам и вписывалось в бюджет». (Принимается – это элемент планирования.)

 

Надев синюю шляпу, вы можете прийти к выводу, что некоторые вопросы вам надо еще раз рассмотреть в белой, красной, черной, желтой или зеленой шляпах. Синяя шляпа дает вам право руководить использованием всех других шляп, принимать решения по их смене и очередности применения. Так, если вы, к примеру, обнаружите, что вам не хватает информации, вы можете принять решение снова надеть белую шляпу и рассмотреть недостающие факты, а если увидите, что какие‑то вопросы все еще вызывают всплески эмоций – надевайте красную шляпу, чтобы вполне удовлетворить их, и т. д. При этом войдите в роль наблюдателя, цель которого – делать выводы, подводить итоги и следить, чтобы в процесс мышления не закрались ошибки.

В итоге вы сможете соединить вместе все то хорошее, что вы успели накопить, и приступить к разработке окончательной стратегии осуществления вашего замысла.

 

«Человек в синей шляпе – это наблюдатель, пристально следящий за протеканием процесса мыслеварения. Он – хореограф, призванный продумать партию каждого участника балетной постановки, и одновременно придирчивый зритель, строго следящий за тем, что происходит на сцене».

Эдвард де Боно. Шесть шляп мышления

 

 

Практика

 

 

Упражнение 1

 

Учитесь мыслить позитивно. Большинству людей гораздо легче освоить стиль мышления в черной шляпе, чем в желтой. Критика рождается в нашей голове сама собой, а вот позитивный взгляд требует усилий.

Помните, что в мире нет ничего однозначно плохого и однозначно хорошего – обычно в хорошем можно найти что‑то плохое, а в плохом – хорошее.

Запишите десять ситуаций из вашей жизни или жизни других людей, страны, общества в целом, которые вы оценивали как однозначно плохие, и задайтесь целью найти в них положительные моменты. Наберите по каждой ситуации не менее пяти пунктов, где будут описаны те стороны «плохого» явления, которые вы можете оценить как «хорошо». Не отступайтесь, даже если это поначалу будет нелегко. Хорошие стороны не всегда очевидны – но, приложив мыслительные усилия, вы их обязательно найдете.

Тренируйтесь каждый день видеть хорошие, светлые стороны во всех явлениях окружающей вас жизни. Избегайте при этом необоснованного оптимизма, свойственного людям, которые просто не желают видеть правды и не хотят замечать темных сторон жизни. Вовсе не нужно внушать себе, что у вас все прекрасно, когда на самом деле это не так. Трезво смотрите на любую ситуацию, но помните, что в ваших силах найти положительные стороны во всем, что бы ни происходило.

 

Упражнение 2

 

Учитесь выражать эмоции. Многие люди подменяют непосредственное выражение эмоций рассуждениями по поводу этих эмоций. В итоге эмоции так и остаются невыраженными, а значит, могут помешать вам в процессе достижения ваших целей. Помните, что эмоции не терпят никакого умствования, все, что им требуется – быть выраженными. Представьте, что вы актер на сцене, которому ничего не стоит и заплакать, и засмеяться. Ваша задача облегчается тем, что вы можете тренироваться в этом в уединении, лишь представляя себе воображаемых зрителей. Научитесь сначала выражать эмоции хотя бы чисто внешне, не стараясь специально вызывать у себя соответствующие чувства.

Поднимите подбородок, улыбнитесь пошире, сделайте движение руками, как будто хотите обнять весь мир – вы войдете в состояние счастливого человека, и почувствуете, что выразить эмоцию радости вам совсем не трудно.

Втяните голову в плечи, опустите подбородок, нахмурьтесь – войдите в состояние человека, испытывающего печаль.

Затем представьте себе, какая поза, жесты, мимика, выражение лица могут соответствовать следующим эмоциям:

• удивление;

• сомнение;

• восторг;

• страх;

• любовь;

• тревога;

• заинтересованность;

• гнев;

• удовольствие.

 

Поочередно принимайте соответствующие позы, выражения лица и входите таким образом в эти состояния. Заканчивать лучше эмоцией радости.

Это упражнение помимо всего обладает оздоравливающим действием, благотворно влияет на психику, улучшает настроение, спасает от депрессии, учит владеть собой и своими эмоциями.

 

Упражнение 3

 

Возьмите лист бумаги, ручку и запишите пять‑шесть целей и задач, которые вы хотели бы достичь, но специально их пока не обдумывали. Под каждой из целей напишите свое впечатление о ней – одной‑двумя фразами, например: «Это очень сложно», «Для этого требуются особые условия (напишите, какие)», «Это было бы замечательно», и т. д.

Затем поочередно «пропустите» каждую из этих задач через метод шести шляп. Запишите выводы, которые получатся в итоге. Сравните ваше первое впечатление с полученными выводами. Отметьте для себя, что изменилось, и в какую сторону, а также что нового вы узнали и поняли о каждой из этих целей благодаря применению метода. Не удивляйтесь, если ваше отношение к этим целям изменится на прямо противоположное – но в любом случае для вас многое прояснится, вы придете к более конкретному и реалистичному взгляду на ваши задачи.

 

 

Шаг 7. Даешь результат! Выбор, перспектива, стратегия…

 

Сама по себе идея может быть просто великолепна и соответствовать всем требованиям. Но подходит ли она именно вам?

Эдвард де Боно. Научите себя думать

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.