У вашей задачи есть множество верных решений — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

У вашей задачи есть множество верных решений

2023-01-02 35
У вашей задачи есть множество верных решений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Настроив свой разум на поиск новых нестандартных идей, вы сумеете преодолеть главное заблуждение множества людей, считающих, что у каждой проблемы есть только одно верное решение. Сколько же сил, времени и энергии тратится на поиск этого «единственно верного» способа решения наших задач!

Жизнь – это не школьный учебник по математике, где лишь одно решение задачи является правильным. У наших жизненных задач множество верных решений! Чем раньше вы это осознаете, тем больше шансов у вас преуспеть.

Но для этого надо преодолеть еще одно заблуждение: что новые идеи, якобы, возникают только в результате долгого упорного труда и постоянных размышлений. Ничего подобного! По‑настоящему новые, свежие идеи появляются мгновенно, как озарение, внезапная вспышка. И при этом их рождение вовсе не обязательно является делом случая.

 

«Если появление новых идей всецело зависит от случая, то чем объяснить, что у одних людей, таких, например, как Эдисон, новые идеи появляются значительно чаще, чем у других? Как правило, знаменитые изобретатели и ученые предлагают не одну, а целый ряд новых идей. Это наводит на мысль, что существует какая‑то способность вырабатывать новые идеи, которая у одних развита лучше, чем у других. Способность эта, видимо, объясняется не столько совершенством интеллекта, сколько особым складом ума и методов мышлений».

Эдвард де Боно. Латеральное мышление

 

Теперь вам не нужно ждать счастливой случайности, которая натолкнет вас на удачную идею, не нужно и становиться гением, способным фонтанировать идеями просто потому, что природа наделила его этой способностью. Достаточно лишь овладеть несложными конкретными приемами нестандартного мышления – и вы вполне сможете сравниться с мировыми гениями в том, что касается способностей быстро и легко находить решения любых сложных задач.

Эти приемы, изобретенные Эдвардом де Боно, успешно работают всегда, везде и для всех. Они помогут вам увидеть и применить на практике множество способов решения ваших задач, откроют для вас целый мир новых возможностей.

Вот эти приемы:

• Поиск альтернативы.

• Метод обобщения.

• Вызов.

• Провокация.

Эти методы вы можете приложить к задачам в различных областях – использовать его для решения рабочих, профессиональных, денежных, или бытовых вопросов. Применяя каждый из этих методов, вы можете идти как от стандартного решения, так и попытаться решать с их помощью задачи, где найти стандартное решение представляется затруднительным. В любом случае вы убедитесь, что обладаете способностью находить множество решений ваших задач, а затем сможете из этого множества выбирать то, что покажется вам наиболее приемлемым.

 

Поиск альтернативы

 

Для начала задайте себе квоту – сколько альтернативных решений вы найдете для каждой стоящей перед вами задачи. Лучше намеренно завысить планку, не ограничиваться четырьмя‑пятью альтернативными решениями, а стремиться отыскать для начала хотя бы десять, а в перспективе – не меньше двадцати. Пусть у вас это не получится с первого раза – запишите вашу задачу на листе бумаги и возьмите обязательство каждый день добавлять хотя бы по два‑три ее альтернативных решения.

Обычно мы либо не видим альтернатив вообще, либо видим их ограниченное количество. Тогда как для большинства ситуаций можно найти практически неограниченное количество альтернатив.

Эдвард де Боно предлагает идти от одной альтернативы к другой, причем рассматривать даже такие, которые кажутся нереалистичными. В итоге количество перейдет в качество, и вы найдете именно то, что нужно.

Очень важно: в процессе поиска не оценивайте ваши идеи. Можете отмечать те, которые вам особенно нравятся – и идти дальше. Так нужно делать, пока вся квота не будет исчерпана (превышать ее можно сколько хотите).

Чтобы находить альтернативы, надо выработать привычку смотреть на проблему под другим углом. Говоря иначе, трансформировать вашу задачу, сместить акцент ее восприятия.

Например, вас беспокоит проблема пробок на дороге. Вы думаете о том, что городские власти должны решить эту проблему. Но вы можете сместить акцент и начать думать, как лично вам избежать этой проблемы. Таким образом вы уже можете найти первую альтернативу: искать объезд.

Это решение приемлемо, если вы ставите вопрос: как лично вам избежать проблемы пробок, при этом оставаясь в машине. Но и здесь можно сместить акцент: а что если отказаться от передвижения на машине?

Возникают альтернативы: пользоваться общественным транспортом; ходить пешком; ездить на велосипеде или мотороллере.

Думаем, как еще можно сместить акцент в рассмотрении этой задачи. А что если изменить не только способ передвижения, но и время?

Допустим, вы ездите на машине на работу. Можно рассмотреть следующие альтернативы: перестроить график работы так, чтобы не ездить в часы пик; найти работу, позволяющую работать дома.

Таким образом вы рассматриваете ситуацию со всех сторон, и чем более широкий подход вы применяете, тем больше альтернатив находите. В итоге этот поиск может привести вас совершенно к неожиданному решению, о котором вы и не помышляли, но которое окажется для вас важным и нужным: например, решая проблему автомобильных пробок, вы приходите к выводу о необходимости менять работу.

И здесь перед вами снова встанет вопрос: как? И снова вы можете менять подходы к решению этой задачи, по разному формулируя ее, и в зависимости от подхода искать те или иные альтернативы.

Например: Как найти работу?

Подход номер один: где искать информацию о работе?

• в Интернете;

• в газетных объявлениях;

• расспрашивать знакомых;

• отправиться на биржу труда;

• и т. д.

Подход номер два: что мне требуется сделать, чтобы найти подходящую работу?

• получить новую профессию;

• пройти курсы повышения квалификации;

• создать для себя нужный психологический настрой;

• научиться грамотно составлять резюме;

• хорошо подготовиться к собеседованию;

• и т. д.

Подход номер три: как мне найти работу в соответствии с тем, что я умею лучше всего делать?

• выяснить, в каких организациях могут быть востребованы мои умения;

• найти возможность встретиться с руководителями этих организаций;

• хорошо подготовиться к встрече, чтобы убедить руководителей в том, что я ценный работник;

• начать свое собственное дело, основанное на моих профессиональных умениях;

• и т. д.

 

Как видим, можно найти множество различных подходов к одной и той же задаче, и множество альтернативных решений для каждого подхода.

Если вы поняли сам принцип – как изменить подход и благодаря этому искать альтернативы, просто начинайте тренироваться в этом, используя любой повод. Очень скоро вы научитесь находить множество идей, которых раньше не замечали, хотя подчас они очевидны – что называется, «просто лежат под ногами».

 

Метод обобщения

 

Метод обобщения помогает найти новые идеи для решения задачи даже тогда, когда на первый взгляд кажется, что решения нет.

Для этого предлагается изменить формулировку задачи, используя такие «магические» слова, как что‑то и как‑то.

Эти слова помогают отвлечься от привычных, стандартных, частных способов решения задачи и начать искать более общие способы, которые тоже являются работающими.

Например: перед вами стоит задача завинтить шуруп. Если у вас есть под рукой нужная отвертка – это перестает быть проблемой: вы берете отвертку и завинчиваете. Это как раз тот случай, когда стандартное решение является наилучшим, и необходимость искать альтернативы отсутствует.

Но может случиться так, что отвертки под рукой нет. Вот тут без нестандартных решений уже не обойтись.

Меняем формулировку задачи.

Изначально было:

Мне нужно завинтить шуруп.

Теперь формулируем иначе:

Мне нужно как‑то завинтить шуруп.

Мне нужно что‑то, чтобы завинтить шуруп.

 

Слово «как‑то» помогает нам отвлечься от отвертки как единственного способа завинтить шуруп.

Слово «что‑то» заставляет нас начать поиск предметов, которые могут заменить отвертку.

Это может быть нож, пилка для ногтей или даже ребро пластиковой карты.

Попробуем применить этот же подход для решения проблемы пробок на дорогах.

Для этого вспоминаем, какова конечная цель нашего передвижения на машине. Ведь поездка в машине – не самоцель, а лишь средство, чтобы попасть на работу.

Таким образом изначальная формулировка «Мне нужно избежать пробок» меняется на: «Мне нужно как‑то добраться до работы», «Мне нужно что‑то, чтобы добраться до работы».

Заметьте, как метод обобщения помимо всего прочего дисциплинирует ум, и позволяет выделить действительно значимые, необходимые вам цели.

 

Вызов

 

Вы можете бросить вызов вашей задаче. Бросить вызов – это не значит нападать и атаковать. Бросить вызов – это значит начать во всем сомневаться и выдвигать контраргументы не только против стандартных методов решения, но, возможно, и против самой задачи.

Так, если при использовании метода обобщения мы задавали вопрос, как завинтить шуруп, то, решив бросить вызов, мы в первую очередь спрашиваем: «Почему я вообще должен это делать?»

И тогда может выясниться, что гораздо проще и полезнее будет сделать что‑то другое.

Если же окажется, что нам все‑таки необходимо сделать это, все равно не отказываемся от идеи вызова и спрашиваем: «Почему я должен делать это именно таким образом?»

В этом случае может оказаться, что шуруп вполне можно чем‑то заменить.

Бросать вызов можно всему чему угодно – для этого достаточно подвергать сомнению и пытаться опровергнуть саму необходимость решать задачу и способы ее разрешения.

Вот примеры вызова – и идей, которые приходят вслед за ним:

 

Вызов: Кто сказал, что магазин должен продавать продукты?

Идея: Магазин может сам изготавливать продукты, к примеру, открыв мини‑пекарню или производство полуфабрикатов.

 

Вызов: Зачем мне вообще нужно искать новую работу?

Идея: Выступить с инициативой и поговорить с начальством об открытии нового направления на старой работе, или о возможностях своего карьерного роста; о переквалификации и переводе в другой отдел, и т. д.

 

Вызов: Почему фарш нужно готовить при помощи мясорубки?

Идея: Готовить фарш при помощи блендера; или вообще не делать фарш, а приготовить отбивные.

 

«Можно подвергать сомнению убеждения. Можно бросить вызов рамкам, в которых, как нам кажется, мы должны работать. Можно подвергнуть сомнению идеи, доминирующие в нашем процессе мышления. Можно оспорить систему ценностей, которой мы придерживаемся. Можно поставить под сомнение концепции и догадки. Можно бросить вызов вещам, которых мы обычно избегаем, вещам, к которым стремимся. Вызов означает: “Давайте остановимся и поразмыслим над этим. Должно ли все быть именно так?”».

Эдвард де Боно. Научите себя думать

 

 

Провокация

 

Провокация производит впечатление очень странного метода: ведь он предлагает отталкиваться от заведомо нереальных способов решения проблемы! Однако очень часто именно провокация приводит к самым эффективным, хоть и нестандартным решениям.

 

«Обучение нестандартному мышлению сродни обучению езде на велосипеде. Сначала это кажется странным и чуждым вашим привычным действиям. Как можно научиться ездить на велосипеде? Тренируясь, вы приобретаете навык, поэтому ездить становится все проще и проще. В конце концов вы сами уже удивляетесь, как такое привычное занятие, как езда на велосипеде, могло казаться вам поначалу странным».

Эдвард де Боно. Научите себя думать

 

Заведомо нереальная, провокационная идея нужна не сама по себе, а как та точка отсчета, от которой начинается движение по совершенно новым рельсам.

Поэтому не пугайтесь, если провокация покажется вам нелогичной и лишенной всякого смысла. Главное – чтобы она вывела вас из привычной колеи мышления и направила вашу мысль в новое русло. А от провокации обязательно начнется движение мысли – именно для этого она и требуется нам.

В основе метода провокации лежит известная закономерность: очень часто новые идеи и верные решения возникают после того, как допущена ошибка. Провокация – это ошибка, которую мы создаем намеренно, чтобы она подтолкнула нас к верному решению.

 

Руководители одной компании, производящей лаки и краски, задались целью решить проблему удаления старой краски со стен – с трудностями этого процесса сталкиваются все, кто занимается ремонтом. Один из сотрудников предложил идею: добавлять в краску порох, и просто поджигать при необходимости удалить.

Это была явная провокация, и никому, конечно, не пришло в голову осуществить ее на практике. Но от этой провокации началось движение мысли, которое привело к следующей идее: добавлять в краску – конечно, не порох – но некое химическое вещество, которое при соединении с другим химическим веществом растворяет краску и позволяет легко удалить ее с любой поверхности. В итоге компания начала производить и краску, и состав для ее удаления.

 

Есть несколько способов, помогающих осуществить провокацию:

• Уход.

• Инверсия.

• Преувеличение.

• Искажение.

• Фантазийное мышление.

 

Уход

 

Выявите в какой‑либо конкретной ситуации то, что вы считаете нормальным, естественным, само собою разумеющимся и очевидным – а затем отрицайте то, что считали естественным, уходите от очевидного. После поразмыслите, на какие идеи наталкивает вас такой уход.

Очевидное: таксисты знают дорогу.

Уход от очевидного: таксисты совсем не знают дорогу.

Идея: особым знаком отмечать такси, где за рулем начинающий водитель; поездка будет стоит дешевле, но пассажир должен быть готов показать водителю дорогу.

 

Инверсия

 

Этот способ позволяет «вывернуть наизнанку» то, что считается нормальным и обычным, и посмотреть, что из этого получится.

Норма: у машин круглые колеса.

Инверсия: у машин квадратные колеса.

Идея: изобрести «интеллектуальную подвеску», которая поможет шинам подстраиваться под изменение рельефа местности.

 

Заметим, в чем отличие инверсии от метода ухода: просто уходя от того, что является обычным, мы бы сказали: «У машин не круглые колеса», и не выносили бы предположения о квадратных колесах. Метод инверсии состоит как раз в том, чтобы не просто уйти от очевидного, но предложить нечто нереально‑противоположное.

 

Преувеличение

 

Рассматриваем размер, объем или количество чего‑либо, представляющееся нам нормой – и намеренно преувеличиваем (а возможно, и преуменьшаем) его, чтобы задать задачу своему творческому разуму.

Норма: у полицейских по два глаза.

Преувеличение: у полицейских по шесть глаз.

Идея: создать народные дружины из нескольких человек, каждая из которых могла бы заменить одного полицейского.

 

Искажение

 

Определяем обычную последовательность действий в каком‑либо процессе (или обычное соотношение частей какого‑либо явления или вещи) и умышленно меняем их местами, искажаем.

Норма: мы сначала заклеиваем письмо, затем отправляем.

Искажение: сначала отправляем письмо, а потом заклеиваем.

Идея: ввести почтовую услугу, согласно которой за доставку письма платит не отправитель, а получатель. При этом отправитель приносит письмо не заклеенным, и на почте в конверт вкладывают специальное уведомление.

 

Фантазийное мышление

 

Берем ситуацию, которую хотим разрешить, и даем определение тому, как обстоят дела в действительности. Затем говорим себе: «А хорошо было бы, если бы…» – и начинаем фантазировать, не пугаясь самых нереальных предположений.

Реальность: фабрика загрязняет реку, сбрасывая туда отходы.

«А хорошо было бы, если бы…»: предприятие сбрасывало бы отходы на своей же территории.

Идея: обязать фабрику пользоваться только загрязненными ею же самой водными ресурсами, тогда она будет лучше заботиться об их очищении.

 

Провокация интересна тем, что она включает на полную мощность все творческие возможности мозга – ведь мы никогда не знаем, к чему в итоге она может нас привести, и это открывает простор нашему воображению, давая множество возможностей для свободной творческой игры разума.

Провокация действует как своего рода «перезагрузка» мозга. Вы просто прекращаете прежний процесс обыденного, рутинного мышления, и начинаете все сначала с совершенно новой и необычной точки отсчета. В итоге механизмы работы мозга перестраиваются так, что начинают изыскивать самые удивительные творческие возможности.

 

Практика

 

 

Упражнение 1

 

Ежедневно тренируйте свою способность смотреть на вещи с разных точек зрения.

Можно даже представлять себя на месте самых разных людей, чтобы понять, как они бы решили интересующую вас проблему.

Для этого очень полезно сделать следующее: представьте вашу цель уже осуществленной. Например, вы хотите открыть магазин. И дальше дайте волю своему воображению – начинайте фантазировать, ставя перед собой самые необычные вопросы и ища на них ответы.

• А как бы открыл этот магазин мультимиллионер?

• А чем бы торговал этот магазин, если бы его владельцем был купец позапрошлого века?

• А если бы на Землю прилетел инопланетянин и решил открыть здесь магазин – как бы этот магазин выглядел?

• А если бы магазин открыли люди, прибывшие из будущего?

• Или туземцы, представители диких племен?

• А если бы я сам был чужестранцем или даже представителем другой расы, какой бы я увидел окружающую действительность, как бы действовал?

 

Старайтесь записывать наиболее удачные пришедшие в голову вопросы и ответы, и обязательно размышлять дальше – чтобы выяснить, на какие идеи могут натолкнуть вас подобные предположения.

 

Упражнение 2

 

Прийти к устраивающему вас решению сложной задачи можно, используя простой вопрос «Почему?». Сформулируйте вашу задачу и задайте себе вопрос, почему вы хотите ее решить. Получив ответ, снова спросите почему, и так до тех пор, пока вы не придете к ответу, который покажется вам окончательным и уже не требующим вопросов.

Например:

Я хочу открыть магазин подарков и сувениров.

Почему я этого хочу?

Мне нравится дарить людям праздник.

Почему мне это нравится?

Потому что это делает меня счастливым.

 

Возможен и другой вариант:

Хочу открыть магазин обуви.

Почему?

Чтобы продавать то, что пользуется спросом.

Почему я этого хочу?

Чтобы зарабатывать больше денег.

 

Таким образом вы сможете от частной задачи прийти к пониманию ее более общего для вас значения – и более важной для вас цели. Далее, используя метод обобщения, попробуйте найти другие, нестандартные способы осуществления ваших желаний.

Например, в первом случае это можно сделать, размышляя над следующей формулировкой:

• Мне нужно что‑то, что позволит мне чувствовать себя счастливым. (Возможно, найдется множество других вариантов, кроме продажи сувениров.)

 

Во втором случае:

• Мне нужно как‑то заработать больше денег. (Возможно, есть более простые способы, чем открывать магазин обуви.)

Запишите на отдельных листах бумаги анализ каждого из ваших крупных желаний, и, возможно, вы увидите более эффективные способы достижения ваших истинных целей.

 

Упражнение 3

 

Оглянитесь вокруг и найдите десять предметов – обычных и привычных для вас, устройство и предназначение которых вам хорошо известно. Например, стул, стол, стакан, карандаш, и т. д. Затем начинайте обдумывать, как каждый из этих предметов можно было бы видоизменить, устроить совсем по‑другому, или сменить их предназначение. Применяйте уже известные вам методы провокации и вызова.

Например:

Вот табуретка, у нее четыре ножки.

Вызов: Зачем вообще нужны табуретки?

Идея: Усадить гостей по‑восточному на ковер или подушки.

Провокация: У табуретки нет ножек.

Идея: Заменить табуретки пуфами.

И т. д.

Результат может быть неожиданный – не исключено, что вы совершенно по‑новому сможете организовать привычное дело, или придумаете что‑то новое, а может, даже станете автором какого‑нибудь изобретения.

 

 

Шаг 5. Творчеству может научиться каждый! Как это делается?

 

Мой опыт убеждает меня в том, что среди деловых людей интерес к творческому мышлению наиболее высок. Я верю, что это только начало. Пройдет немного времени, и все остальные поймут, что без нестандартного мышления и новых концепций движение вперед невозможно.

Эдвард де Боно. Серьезное творческое мышление

 

Творчество доступно всем

 

Существует ошибочная точка зрения, согласно которой творчество – это удел лишь представителей художественных профессий: артистов, композиторов, художников, и т. д. На самом деле творчество – это не только создание произведений искусства. Творчество – это создание чего‑то, не существовавшего раньше, в любой сфере человеческой деятельности. Поэтому умение творчески мыслить необходимо всем, кто хочет преуспеть, и не важно, чем вы занимаетесь – готовите обед, изобретаете усовершенствованный осветительный прибор, руководите предприятием, ищете новые маркетинговые ходы или пишете музыку.

Ведь в любом деле без умения создавать новое нет и не может быть никакого прогресса. Поэтому творческий подход, позволяющий находить новые концепции, необходим везде – в политике и экономике, в образовании и здравоохранении, в деле предотвращения конфликтов и охраны порядка и безопасности граждан и государств, в науке, экологии, юриспруденции, словом, во всех областях человеческой жизнедеятельности.

Другое заблуждение связано с точкой зрения, что творчество невозможно без вдохновения, что это какая‑то тайна, для него нужна особая природная одаренность, развитое правое полушарие мозга, тонкая интуиция, и т. д.

Эдвард де Боно опровергает подобные представления, доказывая, что творчеству может научиться каждый человек. И для этого вовсе не требуется дожидаться вдохновения, входить в какие‑то особые состояния сознания, развивать интуицию или некие сверхъестественные умственные способности. Достаточно лишь освоить ряд мыслительных инструментов, приучить к ним свой разум – и новые творческие идеи будут доступны вам в любой момент, даже если вдохновение и интуиция молчат.

 

«Если бы человеческий мозг был устроен по принципу библиотеки, он просто расставлял бы новую информацию на свободных полках, безо всяких попыток интегрировать ее в существующую систему. При этом новая информация лишалась бы всякой ценности. Именно так мы и поступаем, игнорируя свой творческий потенциал, в результате чего разнообразные сведения оседают в нашем мозгу бесполезным хламом.

Творчество – не просто способ делать работу лучше. Без него мы не в состоянии полностью использовать уже доступную информацию и накопленный опыт, замкнутые в старых структурах, шаблонах, концепциях и способах восприятия».

Эдвард де Боно. Серьезное творческое мышление

 

Применяя творческие инструменты, предложенные Эдвардом де Боно, мы можем найти новые идеи даже там, где, казалось бы, нет никакого, даже стандартного решения задачи. Мы можем даже создать для себя новую задачу и новые способы достижения своих целей.

Творчество – это способ создать нечто новое буквально из ничего. Это способ извлекать новые возможности прямо из воздуха. И в этом нет никакой магии и волшебства, и гением для этого быть не обязательно.

Итак, предположим, что вы поставили перед собой цель, к которой пока не видите никаких путей. Вы даже не знаете, в каком направлении двигаться. Вам может казаться, что все дороги закрыты. В этом случае вам помогут мыслительные инструменты, способные открывать новые пути даже там, где их, казалось бы, нет.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.122 с.