Особенности психического развития детей старшегодошкольного возраста — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности психического развития детей старшегодошкольного возраста

2022-11-23 29
Особенности психического развития детей старшегодошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Старший дошкольный возраст является этапом интенсивногопсихического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивныеизменения во всех сферах, начиная от совершенствованияпсихофизиологических функций и заканчивая возникновением сложныхличностных новообразований.

По мнению А.В. Запорожца, возраст 5-7 лет является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной иличностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моментыстановления «Я» позиции [6].

Л. С. Выготский считал, что в дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. Приэтом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающиеэто в повышение, с возрастом изменяются. К концу дошкольного возрастаребенок может уже довольно долго выполнять какую-либо деятельность,пока она ему интересна, не требует никаких внутренних усилий, основываясьтолько на непроизвольном внимании. Произвольность и опосредованностьвнимания в дошкольном возрасте достигается с помощью игр [3].

Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в развитиивнимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлятьсвоим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах.Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы,которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой новойформы внимания - произвольного внимания - к 6-7 годам уже достаточновелики [16].

По мнению З.И. Икуниной, на этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка [8].

Речь дает возможность заранее, словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характерпредстоящей деятельности. На этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Он правильно произносит всезвуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становятся его высказывания.

Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением. Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи. «Воображение в этом возрасте расширяетвозможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ееусвоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности» [19].

Ведущим видом деятельности выступает сюжетно – ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции. Старший дошкольник уже может сначала отобрать все предметы, необходимые ему для игры в доктора, а только затем начинать игру, не хватаясь уже в процессе ее то за одну, то задругую вещь. Наряду с сюжетно – ролевой игрой – ведущей деятельностью вдошкольном детстве – к концу дошкольного возраста у детей появляютсяигры с правилами: прятки, салочки, круговая лапта и др. Умение подчиниться правилу формируется в процессе ролевой игры, где любая рольсодержит в себе скрытые правила. К концу дошкольного возраста у ребенка вигре формируются те качества (новообразования), которые становятся основой формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте[27].

У детей 5-6 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!».

Познавательные интересы возникают в играх, в общении со взрослыми, сверстниками, но лишь в учении, где усвоение знаний становится основнойцелью и результатом деятельности, формируются и окончательно складываются познавательные интересы. Для того чтобы удовлетворить своистремления, желания и потребности, в арсенале пятилетнего ребенка имеются различные способы познания. К ним относятся: действия и собственный практический опыт; слово, т.е. объяснения, рассказы взрослых.Большое значение для познавательного развития ребенка старшего возрастаимеет осознанное знакомство с различными источниками информации (книга, телевизор, компьютер и т.п.), привитие первичных умений пользоваться некоторыми из них [22].

Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности,регулируя свои действия с общественными нормами поведения. Его собственное поведение характеризуется наличием сформированной сферымотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей [20].

Таким образом, обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка 6-7 лет, можно заключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления,смысловое запоминание. В это время формируется определенный объемзнаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти,мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенкаслушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Ребенок в старшемдошкольном возрасте активно вступает в коммуникацию, взаимодействуетуже не только со взрослыми, но и с другими детьми, поэтому для него значимо овладение коммуникативными умениями.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.