Теоретические основания магистерских НИР — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Теоретические основания магистерских НИР

2022-11-14 31
Теоретические основания магистерских НИР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социология – полипарадигмальная наука. Любой социолог (в т.ч. Вы лично) имеете полное право проводить свои исследования в русле любой из сложившихся в социологии парадигм. Однако при этом исследователь обязан понимать сущность избранной парадигмы, соблюдать ее принципы и недвусмысленно фиксировать в своей НИР эту сущность. Теоретический плюрализм, присущий всей нашей науке, недопустим в голове отдельного социолога, исследующего конкретную социальную проблему, ибо в таком случае он не обеспечит валидности своего исследования.

Парадигмой науки называют ее философские, общенаучные и метатеоретические основания, систему ее исходных категорий, положений, допущений и правил научного мышления, позволяющую давать непротиворечивое объяснение изучаемым явлениям, конструировать теории и методы реализации исследований. Заметим, что категория «парадигма» шире понятий «теория» и «методология», что содержание первой детерминирует содержание вторых.

Многообразие парадигм социологической науки ставит проблему их типологизации. Принято различать три типа социологических парадигм:

Во-первых, научно-статусные парадигмы, обосновывающие качественное отличие социологии от иных областей научного знания – философии, психологии, демографии, социальной экологии, науки социальной работы и т.п.;

Во-вторых, этапно-научные, отличающие разные стадии (этапы, фазы) развития социологии, например, парадигмы позитивизма, неопозитивизма, антипозитивизма и постпозитивизма;

В-третьих, конкурирующие парадигмы, проявляющиеся на одном и том же этапе развития социологии (макро- и микросоциологии в XX веке, классические и постклассические парадигмы современной социологии).

Для магистрантов особо значим последний тезис, поэтому конкретизируем его.

Современное социологическое сообщество (как российское, так и зарубежное) дифференцируется на сторонников классических и постклассических парадигм[6]. Вам тоже предстоит определиться в данном вопросе, чему призвана содействовать впервые публикуемая таблица 5.

Таблица 5

Принципиальные отличия классической
и постклассической социологий в понимании
основных атрибутов социологического исследования

№ п/п Атрибуты исследования Классическая социология Постклассическая социология
1 Объект 1. Общество как система больших социальных групп и институтов. 2. Не зависимый от социолога фрагмент обезличенных социальных отношений 1. Люди, их жизнедеятельность, мотивы, причина и последствия поступков. 2. Фрагменты взаимодействий людей, зависимые от исследователя.
2 Предмет Законы функционирования и развития обезличенных социальных отношений Тенденции трансформаций очеловеченных социальных отношений
3 Цель Регулирование социальных систем и структур Оптимизация жизнедеятельности людей
4 Парадигмы 1. Позитивизм (О. Конт) 2. Фактуализм (Э. Дюркгейм) 3. Бихевиоризм (Б. Скиннер, Дж. Хоманс) 4. Институционализм (Г. Спенсер, Н. Смелзер) 5. Экономический детерминизм (К. Маркс) 6. Психологический детерминизм (З. Фрейд, Э. Фромм) 7. Структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон) 8. Конфликтуализм (Р. Дарендорф, Л. Коузер) 1. Антропоцентризм 2. Социальных дефиниций (М. Вебер, Д. Ритцер) 3. Интерактивизм (П. Сорокин, П. Монсон) 4. Феноменолизм (А. Щюц, Т. Лукман) 5. Конструктивизм (П. Бурдье, П. Штомпка) 6. Инвайронментализм (А. Печчеи, Д.П. Медоуз)   7. Социоприродный эволюционизм (П.А. Кропоткин, Чижевский, Вернардский) 8. Витализм (А. Турен)

Продолжение таблицы 5

№ п/п Атрибуты исследования Классическая социология Постклассическая социология
5 Базовые теории 1. Социальных фактов (Э. Дюркгейм); 2. Социального действия (Т. Парсонс) 3. Социального обмена (Дж. Хоманс, П. Блау, Р. Эмерсон) 4. Концепции отдельных социальных институтов (Т.В. Веблен, С.М. Липсет, Дж.Э. Ландберг и мн. др.); 5. Марксизм; 6. Стадий роста (У. Ростоу) 7. Социальной адаптации (Т. Парсонс) 8. Конвергенции (Дж.К. Гелбрейт, Ф. Перру, Ж. Фурастье) 9. Фрейдомарксизм; 10. Среднеуровневые концепции социальных систем и структур (Ж. Лакан, Р. Барт, Ж. Даррида, М.П. Фуко); 11. Теории конфликта (диалектические, функционалистские, симбиозные) 1. Социального действия (М. Вебер); 2. Интегральная социология (П. Сорокин, Л.П. Кукса); 3. Социология знания (П.Л. Бергер, Т. Лукман); 4. Символический интеракционизм (У. Томас, Дж.Г. Мид, Г. Блумер); 5. Когнитивная социология (А. Сикурел); 6. Драматургическая социология (И. Гофман); 7. Этнометодология (Г. Гарфинкель, Т. Сакс, А. Блюм, Дж. Джеферсон); 8. Социоэкологические концепции (А. Холи, У. Коттон, Р. Данклан); 9. Экоантропоцентризм (Т.М. Дридзе); 10. Социология жизни (Ж.Т. Тощенко. Ю.М. Резник); 11. Социогенетика (А.И. Субетто); 12. Универсумная социология (В.Г. Немировский, Д.Д. Невирко); 13. Теория жизненных сил человека (АСШ)
6 Логика Нисходящая, гипотетико-дедуктивная Восходящая, индуктивно-конструктивная
7 Базовые методы Количественные Качественные

 

Магистрантам (и не только им) следует опасаться того, что одни атрибуты их исследования определяются в русле классической социологии, а другие – постклассической. Нередко обнаруживается ситуация, когда объект, предмет, цель и теоретическая основа НИР имеют постклассический смысл, но при этом заявляется, что исходной парадигмой будет структурный функционализм, а методами – исключительно количественные способы сбора и анализа информации.

Авторы таких программ не понимают, что избрали разнонаправленные ориентиры, лишили свое исследование логично-последовательной теоретико-методической основы, продемонстрировали недостаток своей теоретико-методологической компетентности.

В связи с тем, что во многих программах магистерских НИР высказывается намерение осуществить системно-структурно-функциональный анализ изучаемого объекта или предмета, следует заметить следующее. Реализовать такое намерение похвально, но весьма сложно, ибо для этого нужно:

а) выявить явно проявляющиеся и латентные функции (и даже дисфункции) элементов и структур изучаемого явления, понимаемого в качестве системы;

б) устойчивые взаимосвязи элементов, образующие структуры;

в) структурные взаимодействия, создающие систему.

Претензии магистрантов на осуществление такого подхода слишком смелы и рискованны. Лучше ограничиться комплексным подходом, который предполагает осмысление изучаемого явления не в качестве системы, а как комплекса взаимосвязанных частей, имеющего свойства, не сводимые к сумме характеристик этих частей. Важно отметить и то, что комплексный подход – упрощенный вариант системного анализа, не противостоящий постклассическим социологическим парадигмам, а органично вписывающийся в них, в т.ч. в неовитализм.

Нельзя умолчать о распространенной среди магистрантов и аспирантов ФС АлтГУ практике кстати и не кстати говорить о своей приобщенности к теории жизненных сил человека, развиваемой Алтайской социологической школой. Их тяга к концепции, исповедуемой учителями, естественна и понятна. Однако, не надо думать, что в силу причастности к ФС АлтГУ Вы обязаны проводить все свои исследования на базе только этой теории. Надо понять, что в современной российском обществе появились феномены, которые на основе других классических и постклассических теорий анализировать невозможно без риска искажения их сущности (См. об этом подробнее в источниках 7, 8, 16, 17, 28, 32, 33 и др.). Если объект и предмет вашего исследования сопряжен с такими проблемами, то Вам, естественно, следует строить свою НИРМ в русле теории жизненных сил человека. Но если Вы полагаете, что предмет Вашего исследования может быть достаточно полно и глубоко осмыслен с помощью какой-либо иной классической или постклассической теории, то смело пользуйтесь ею, естественно, глубоко познав и аргументировав ее предпочтительность.

Контрольно-обучающее задание № 6

1. Сопоставьте заполненные Вами таблицы 3 и 4 с таблицей 5 и оцените отношение темы своего исследования к классической или постклассической социологии.

2. Решите, в русле какой социологической парадигмы Вам предстоит выполнять свою НИР.

3. Определите ту(те) социологическую(кие) торию(и), которая(ые) позволит(ят):

а) основательнее рассмотреть предмет Вашего исследования;

б) приблизит Вас к достижению поставленной цели;

в) облегчит решение программных задач;

г) полнее реализовывать эвристический потенциал выдвинутых Вами гипотез.

4. Восстановите в своей памяти содержание всех положений данной теории, перечитайте ранее изучавшиеся Вами и новые публикации разработчиков, сторонников и критиков этой теории.

5. Подумайте над тем, какие вопросы Вашего магистерского исследования в свете избранной теории предстают:

а) решенными полностью;

б) частично решенными;

в) не решенными, но поставленными Вашими предшественниками;

г) не решенными и даже не поставленными ими.

6. В зависимости от итогов выполнения предыдущих заданий внесите коррективы в формулировки предмета, цели(ей) программных задач и гипотез Вашего исследования.

7. Обсудите результаты выполнения задания с научным руководителем.

Требования к методам и методике магистерского исследования

Понятие «метод» и «методика» одними социологами уподобляются друг другу, а другими – различаются [38, c. 63]. Поэтому нам нужно договориться о том, в каких смыслах они будут использоваться в этом тексте.

Методами социологических НИР будем называть использованные в ней способы сбора, обработки, анализа и интерпретации информации, а методикой – сопряженность, взаимообусловленность примененных методов, исследовательских инструментов, техник и процедур. Из сказанного следует, что в диссертационной НИРМ может (и должно) быть несколько методов, но лишь одна методика, имеющая, правда, разнообразные компоненты. Методика тем лучше, чем в большей мере она обеспечивает взаимодополняемость используемых методов, инструментов, техник и процедур исследования.

В социологических НИР применяется три группы методов:

а) общенаучные;

б) присущие всем общественным наукам;

в) собственно социологические.

Каждый из методов, входящих в эти группы, имеет свое предназначение, которое магистрант обязан знать. К сожалению, часто наблюдается противоположное. Вот, например, что было записано в первом варианте исследовательской программы магистрантки Н.: «Исследование проводится на основе методов абстрагирования, аксиоматики, анализа, анкетирования, генетического подхода, дедукции, индукции, исторических сопоставлений, контент-анализа документов, корреляционного анализа, моделирования, формализованного интервьюирования и экспертного опроса».

В процитированном фрагменте смешаны в одной куче разнопорядковые методы, перечень которых дан в алфавитной, а не смысловой последовательности. При этом большинство из названных методов (9 из 13) используется в любых (а не только социологических) НИР, в связи с чем встает вопрос о целесообразности их включения в программу социологического исследования. Ответ на этот вопрос предполагает напоминание сути общенаучных методов.

Абстрагирование – общий принцип научного мышления, предполагающий отвлечение ученого от несущественных характеристик изучаемого явления (процесса) и сосредоточение его внимания на качественно значимых его свойствах. Без абстрагирования нельзя отличить предмет исследования от его объекта, дифференцировать все обнаруженные его признаки на значимые. Без него в принципе невозможен анализ изучаемого феномена.

Анализ – метод мысленного расчленения изучаемого явления (процесса) на составляющие его части, создающий основу для фиксации отдельных компонентов реально целостного феномена. На этом методе основана любая НИР, в т.ч. операционализация понятий, определение эмпирических индикаторов проявленности признаков изучаемого феномена, первичное осмысление получены данных. Качественность социологического анализа зависит от многих факторов, среди которых главенствующую роль играет соблюдение правил: а) дедуктивной логики; б) валидности исследования.

Синтез – метод, позволяющий соединить в единое целое выводы, полученные при анализе его частей. Синтез реализуется на основе индуктивной логики, т.е. умозаключений об общих признаках изучаемого явления на основе зафиксированных свойств его частей. Синтез и анализ – две взаимодополняющий стороны научного мышления, невозможные друг без друга.

Аксиоматический метод – один из вариантов дедуктивного концептуализирования, суть которого состоит в построении научной концепции путем выведения ее положений из аксиом, т.е. научно доказанных истин.

Моделирование – способ исследования с помощью конструирования и осмысления моделей изучаемого объекта. Роль моделей при этом могут играть любые аналоги объекта, воспроизводящие его существенные характеристики, в т.ч. таблицы, схемы, графики, математические формулы, объемные образы (как материальные, так и виртуальные).

Охарактеризованные методы, как видим, не выражают специфики социологических НИР. Их использование само собой разумеется в любой научной работе. Говорить о них как об особо значимых для магистерского социологического исследования или равноценных с собственно социологическими методами ошибочно.

Сказанное не отменяет признания того, что в кандидатских и докторских диссертациях какая-то комбинация общенаучных методов может иметь повышенную значимость. Речь идет о проектах, нацеленных на разработку новых теорий и имитационных моделей, раскрывающих механизмы функционирования и развития социальных феноменов. Выше уже отмечалось, что решение столь сложных задач выходит за рамки магистерских диссертаций.

Особо отметим, что среди общенаучных методов есть специфическая разновидность математико-статистических приемов обработки количественной информации – корреляционный, факторный, кластерный и т.п. анализ. Использование этих методов в магистерском социологическом исследовании обязательно, если оно основано на количественных методах сбора данных. Но и в этом случае в исследовательских программах статистические методы следует означать не через запятую с прочими (как это сделала магистрантка Н.), не как равноценные с методами сбора информации, а отдельной строкой, с пометкой их предназначения.

Общим недостатком исследовательских программ магистрантов выступает недооценка методов, которые используются всеми общественными науками. Чаще всего недооцениваются методы генетического и сравнительно-исторического анализа.

Генетический анализ предполагает выяснение причин зарождения (происхождения) и развития изучаемого явления, его фундаментальных основ, условий появления, факторов, этапов и тенденций трансформирования.

Сравнительно-исторический анализ позволяет путем сопоставления характеристик разных этапов развития одного явления (или нескольких сосуществующих в одно и то же время феноменов) установить сущностные качества изучаемого объекта и тенденции его развития.

Оба названных метода противостоят структурно-функциональной методологии, позволяют получить выводы, принципиально невозможные в ее формате. Их резонно использовать не только противникам структурного функционализма, но и его сторонникам, понимающим, что интегрирование выводов, полученных разными методами, расширяет и углубляет предметное знание об изучаемом объекте.

Как правило, магистранты по собственной инициативе не делают ставки на два последних метода. Эти методы зачастую не упоминаются в исследовательских программах магистрантов даже в тех случаях, когда реально применяются.

Не все благополучно и с выбором собственно социологических методов сбора и анализа информации, необходимой для решения диссертационных задач. В этом отношении проявляется три недостатка.

Первый выражается в неправомерной подгонке исследовательских задач и гипотез под хорошо усвоенные методы, хотя должно быть наоборот. Методы исследования – служанки, призванные обеспечить решение программных задач. Они – средства проверки истинности выдвинутых гипотез, а не их детерминанты. Именно поэтому ответ на вопрос о том, какие конкретные методы сбора информации целесообразны в той или иной НИРМ, зависит от содержания программных задач и гипотез. Ведь плотник, виртуозно владеющий топором, пользуется не им, а лопатой, если копает землю, и молотком, если забивает гвозди.

Второй недостаток заключается в неопределенности основного метода сбора информации. Основным методом является тот, который обеспечивает получение данных, необходимых для решения всех или большинства программных задач, т.е. наиболее явственно работает на достижение цели(ей) исследования. Вспомогательные методы дают информацию, потребную для решения какой-либо одной задачи, для проверки истинности одной-двух гипотез-следствий.

В программе любого социологического исследования должно быть однозначно сказано, какой метод сбора информации признается основным. Естественно, что последний нуждается в наиболее тщательной инструментализации и технологизации. Кроме того, необходимо достижение такого соотношения инструментария и техник основного и дополнительных методов, которое гарантирует получение комплекса данных для проверки истинности всей системы гипотез, т.е. реализации цели НИРМ.

О третьем недостатке мы начали говорить в предыдущем параграфе в связи с характеристикой методических предпочтений классической и постклассической социологий. Магистрант, заявивший, что его исследование будет проводиться в русле, скажем, постклассической социологии, берет на себя обязательство использовать в качестве основного какой-либо качественный метод. Он, естественно, в праве использовать и количественные методы, но в роли дополнительных к основному. Если же магистрант работает в формате классической социологии, то приоритетными для него должны быть количественные методы.

Добавим к сказанному таблицу 6, которая автором уже публиковалась [8, с. 214 - 215], но в которую внесены существенные дополнения и уточнения. Она призвана облегчить понимание магистрантами принципиальных отличий, имеющихся между количественными и качественными методами социологических исследований.


Таблица 6

Сопоставление количественных и качественных методов
сбора и анализа социологической информации

№ п/п

Основание сравнения

Методы

количественные качественные
1 Предназначение методов Макросоциологические исследования Микросоциологические исследования
2 Цель использования методов Объяснение законов функционирования и развития больших социальных групп и институтов Понимание сущности явлений (процессов, случаев), построение минитеорий
3 Задачи методов 1. Измерить параметры изучаемого явления; 2. Установить взаимосвязи этих параметров 1. Описать явление; 2. Концептуализировать (интерпретировать) его
4 Позиция исследователя Сторонний наблюдатель Сочувствующий участник
5 В центре внимания исследователя находятся: 1) социальные структуры; 2) безличностные социальные отношения; 3) объективные факторы 1) человек; 2) очеловеченные социальные отношения; 3) субъективные факторы
6 Гипотезы формируются до начала полевого этапа до и во время полевого этапа
7 Инструментарий делается до начала полевого этапа в формализованном виде до и во время полевого этапа в неформализованном виде
8 Исследовательские процедуры 1. Стандартизованы; 2. Предполагают дублирование 1. Нестандартизованы; 2. Дублируются редко
9 Преобладающая логика анализа дедуктивная индуктивная
10 Единицы анализа: Факты, события., высказывания, поведенческие акты Субъективные значения (смыслы) фактов, событий, высказываний, актов поведения
11 Основные способы анализа: 1. Классификация путем обобщения случаев; 2. Статистические методы; 3. Систематизация 1. Описание случаев без их отождествления; 2. Обобщение выявленных оценок; 3. Научное воображение

Продолжение таблицы 6

№ п/п

Основание сравнения

Методы

количественные качественные
12 Данные исследования представляются в виде: 1. Статистических распределений; 2. Шкальных показателей; 3. Индексов, коэффициентов; 4. Таблиц и т.п. 1. Документов; 2. Продуктов коллективных дискуссий; 3. Высказываний, схем, картограмм и т.п.
13 Доказательность выводов достигается: 1. Повторением установленных связей; 2. Репрезентативностью выборки 1. Достоверностью выявленных случаев, мнений, оценок 2. Логикой концептуализирования
14 Стиль исследования безучастный, холодный «жесткий» участливый, теплый, «мягкий»

 

В этом пособии нет нужды описывать технологии инструментализации всех методов социологических исследований. Они Вами уже изучались и в основном усвоены. Напомним лишь одно часто нарушаемое магистрантами правило, согласно которому:

1) все исследовательские инструменты обязаны представлять систему средств достижения цели НИР, а не сумму автономных элементов ее методики;

2) в этой системе должны быть контролирующие друг друга элементы, обеспечивающие проверку истинности наиболее значимых выводов;

3) в ней не допустимы, с одной стороны, лишние (не работающие на решение программных задач) инструменты, а с другой, - лакуны, т.е. отсутствие способов проверки истинности выдвинутых гипотез;

4) желательная система используемых инструментов, характеризуется компактностью и удобством практического применения, смысловой однозначностью, тщательной продуманностью каждого элемента и структур методики НИР;

5) разработка этой системы – результат интеллектуального труда не только исследователя и его научного руководителя, но и репрезентативной группы информантов, подсказывающих социологу пути шлифовки инструментария на стадии его пилотажа.

В каждом конкретном случае инструментирования методов диссертационных исследований возникают вопросы методологического, методического, логического и семантического свойства. Все они, в т.ч. возникшие в процессе пилотажа, Вам придется решить (с помощью научного руководителя) до конца второго семестра первого года магистерской подготовки.

Контрольно-обучающее задание № 7

1. Заполните таблицу № 7.

Таблица 7


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.