Формулирование цели (целей) магистерского исследования — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Формулирование цели (целей) магистерского исследования

2022-11-14 33
Формулирование цели (целей) магистерского исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ранее уже говорилось, что любая диссертация (и докторская, и кандидатская, и магистерская) делается для получения соответствующей ученой степени. Эту прагматическую цель диссертанта надо отличать от научно-исследовательской цели, которую он:

- формулирует с помощью научного руководителя;

- осмысливает в качестве основного планируемого результата своего исследования или стратегической (самой главной, основополагающей) его задачи, реализации которой подчиняет все прочие исследовательские задачи;

- обязательно фиксирует в программе своего диссертационного исследования после определения его объекта и предмета, но до формулирования конкретных задач, исследовательских гипотез и определения методов решения задач и проверки истинности гипотез;

- стремится достичь в процессе своего исследования.

Сказанное можно выразить иначе. Цель магистерского исследования – это основной его итог, имеющий научное значение. По тому, каков этот итог, насколько магистрант выполнил поставленную цель, ГАК судит о качестве диссертации и научно-исследовательской компетентности диссертанта. Поэтому формулирование цели диссертационного исследования приобретает особую важность и ответственность.

Автору этих строк не приходилось иметь дела с диссертантами, способными к абсолютно самостоятельному и качественному формулированию цели своего исследования. Речь идет не только о магистрантах, но и аспирантах и даже докторантах. Социологам любого уровня научной квалификации трудно найти сжатую формулировку, одновременно отвечающую, как минимум, пяти условиям. Она должны быть такой, чтобы не возникло сомнений по поводу:

1) достижимости цели исследования, возможности ее реализации в данной диссертационной работе;

2) тривиальности этой цели, ненужности ее постановки в силу очевидности скрывающейся за данной формулированной истины;

3) научной новизны исследования, его практической и/или теоретической значимости;

4) несоответствия цели исследования его предмету;

5) постановки цели исследования именно в такой, а не какой-либо иной форме.

В связи со сказанным, можно вспомнить слова одного киноперсонажа, говорившего: «Цель должна вести, но не уводить». Добавим – не уводить в сторону от предмета исследования. Случаи такого увода от изучаемого предмета, к сожалению, нередки. Например, магистрантка К., избравшая предметом своего исследования «вероятные социальные последствия отказов проживающих в Барнауле федеральных льготников от пакета бесплатных социальных услуг», сформулировала цель своего исследования так: «Установить основные факторы массового отказа льготников от бесплатного социального пакета». Получилось, что цель исследования обязывает сосредоточиваться на анализе причин означенного явления, а предмет – на установление его последствий. Образовавшаяся нестыковка предмета и цели исследования исключает возможность дальнейшей разработки эвристичной исследовательской программы, а потому – качественной магистерской диссертации.

По целевым установкам социологические исследования разделяются на три основные группы:

а) теоретические;

б) прикладные;

в) смешанные (теоретико-прикладные).

Магистерские социологические исследования имеют, по преимуществу, прикладной характер, т.е. призваны решить ограниченный объем практически значимых задач. От магистрантов не требуется постановки и решения фундаментальных теоретических проблем. Тем не менее приветствуются такие магистерские диссертации, которые выходят за рамки чисто прикладных работ, в которых наряду с прикладными задачами решаются некоторые теоретические вопросы. Поэтому возможны две модели формулирования цели (целей) магистерских диссертаций. Первая (наиболее распространенная) предполагает, такие формулировки цели, из которых явствует, что:

а) данная диссертация выполнена ради одной цели;

б) эта цель имеет прикладную значимость в решении актуальной проблемы.

Как правило, первая модель формулирования цели магистерской диссертации начинается с фразы: «Разработка практических рекомендаций (плана мероприятий, целевой программы, предложений органам власти и т.п.»… Особая разновидность первой модели формулирования цели присуща диссертациям, выполняемым на заказных началах – по просьбе или договору с какой-либо организацией, выступившей в роли заказчика либо данной НИР, либо темы, по отношению, к которой диссертационного исследования стало ее частью. В этом случае цель магистерского исследования:

а) формируется диссертантом по согласованию не только с научным руководителем, но и с заказчиком;

б) отражает заказной характер поставленных и решаемых в диссертации задач.

Вторая модель, к сожалению, пока не получила должного распространения. Речь идет о том, что в магистерской диссертации ставится две цели – теоретическая и практическая. При этом под теоретической целью понимается не разработка какой-либо новой социологической теории (эта задача кандидатских и докторских работ), а апробация эвристических возможностей каких-либо новых для социологии теоретических конструкций (например, развиваемой алтайской социологической школой неовиталистской теории жизненных сил человека).

Сформулированная магистрантом с помощью научного руководителя цель (цели) диссертационного исследования должна быть учтена при окончательном определении темы диссертации. Это делается путем внесения во второй вариант формулировки темы (ставший итогом определения предмета исследования) корректив, соответствующих его цели (целям). Для прояснения сказанного еще раз вернемся к ранее использовавшемуся примеру.

Подразумевается тот случай, когда исходная формулировка темы: «Актуальные проблемы реформирования льгот населения Алтайского края» после выяснения предмета исследования приобрела вид «Новые проблемы реформирования льгот, возникшие из-за отказа федеральных льготников от социального пакета (по материалам социологического исследования в Алтайском крае)». Если целью данного исследования, будет, скажем, разработка рекомендаций учреждениям социальной сферы края по совершенствованию их работы на втором этапе монетизации льгот, то в уточненном виде тема диссертации может быть представлена так: «Задачи учреждений социальной сферы Алтайского края по решению новых проблем реформирования льгот населения».

Но если цель исследования будет иной, то и окончательная формулировка темы изменится. Допустим, что НИРМ выполняется по заказу (просьбе) регионального отделения Российской партии пенсионеров с целью вооружения этой организации информацией о социальных проблемах, возникших у федеральных льготников, отказавшихся от социального пакета. В таком случае тему магистерского исследования резонно будет обозначить, примерно, следующим образом: «Задачи (проблемы, направления) корректировки социальной политики Алтайского отделения РПП на втором этапе монетизации льгот населения».

Контрольно-обучающее задание № 3

1. Попытайтесь самостоятельно сформулировать:

а) практическую цель своего магистерского исследования;

б) его теоретическую цель.

2. Подумайте, нет ли противоречия между теоретической и практической целями Вашего исследования.

3. Переформулируйте цели своего исследования в случае обнаружение их противоречивости.

4. Преобразуйте таблицу 2 в таблицу 3, дополнив ее столбцом, в котором Вы запишите возможные варианты формулировок цели (целей) своего исследования.

5. Заполните таблицу 3, отразив в ней те формулировки объекта, предмета и темы исследования, которые кажутся Вам наиболее предпочтительными после работы с таблицей 2.

Таблица 3

Корреспонденции объекта, предмета, цели(ей) и темы магистерского
исследования

Варианты формулировок

объекта исследования предмета исследования цели (ей) темы исследования
1 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5.

 

6. Убедитесь, что сформированная Вами цель (цели) исследования корреспондируется с предметом и объектом исследования.

7. Внесите коррективы в формулировки, помещенные в трех первых столбцах таблицы 3, повышающие меру соответствия друг другу объекта, предмета и цели исследования.

8. Вдумайтесь в вероятные формулировки темы Вашего исследования, зафиксированные в таблице 2; выберите ту из них, которая в наибольшей мере согласуется с целью (целями) исследования; в случае необходимости предложите новое наименование темы, выражающее не только предметно-объективную специфику магистерского исследования, но и его целевую(ые) установку(и).

9. Обсудите свои выводы с предполагаемым научным руководителем.

10. После получения его одобрения напишите заявление заведующему выпускающей кафедры с просьбой утвердить данную тему и научного руководителя.

В заявлении должна быть указана точная, окончательная, многократно выверенная (с учетом объекта, предмета и цели магистерского исследования) тема диссертации. Срок подачи этого заявления – последняя неделя первого семестра, приходящаяся на конец декабря.

Итоговый вывод первой главы

Студенты-социологи двух первых лет обучения, делая первые шаги приобщения к нашей науке, выполняют курсовые работы, суть которых состоит в сборе и осмыслении содержащейся в публикациях информации о каком-либо социальном явлении или процессе. Эти работы нельзя признать научными, т.к. они беспредметны и бесцельны в оговоренных в первой главе смыслах понятий «предмет» и «цель» социологического исследования.

Первые признаки научности присущи курсовым работам третьекурсников, выполняемых в процессе изучения методологии, методики и техники социологических исследований. Для выпускных бакалавриатских и дипломных работ обязательно требование не только четкого формулирования объекта и предмета исследования, но и полной исследовательской программы, а также описания итогов ее реализации. Заметим, что когда Вы выбирали (с помощью преподавателей) тему своей бакалавриатской работы, то учитывали объект и предмет, но не цель своего исследования (хотя определенная формулировка цели в Вашей исследовательской программе имелась).

Специфика формулирования темы магистерской диссертации состоит в необходимости отражения объектно-предметно-целевого содержания магистерского исследования. Сейчас Вам недостаточно понимания отличий между объектом и предметом магистерского исследования. Сейчас Вы достигли такого уровня научно-исследовательской компетенции, который предполагает умение:

1) подчинять свою НИР достижению какой-то научной цели;

2) отразить в своей формулировке темы диссертации трехипостасную (объектно-предметно-целевую) сущность своего исследования. Поэтому Вам надлежит искать новую формулировку магистерской НИР даже в том случае, когда Вы намерены исследовать ранее изучавшийся Вами объект с той или иной корректировкой предмета его анализа.

Означенная особенность тематики магистерских диссертаций проявляется при ее сопоставлении не только с низшими, но и с высшими уровнями социологических НИР. В названиях диссертаций, представляемых на соискание ученых степеней кандидата и доктора социологических наук, отражается (при всей их краткости) и объект, и предмет, и цель(и), и наиболее значительная(ые) задача(и), а иногда, и гипотеза-основание диссертационного исследования.

Определение темы магистерских диссертаций –дело сложное, требующее знания поставленных, решенных и неизученных социологией вопросов, углубленного анализа социологических публикаций, серьезных раздумий над объектом, предметом и целью магистерского исследования, мотивированного желания и психологического настроя на познание определенной (а не любой другой) социальной проблемы. Если тема продумана, прочувствована, выстрадана диссертантом, то она будет успешно выполнена, естественно, при условии разработки и реализации толковой программы магистерского исследования.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.