Свобода и произвол выбора темы магистерского исследования — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Свобода и произвол выбора темы магистерского исследования

2022-11-14 25
Свобода и произвол выбора темы магистерского исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Автор данного пособия исходит из того, что его читатели успешно изучили курсы общей, теоретической и эмпирической социологии. Поэтому он не будет повторять известных магистрантам положений о том, что исходным пунктом всякого социологического исследования выступают реально сложившиеся социальные проблемы, что социология призвана выяснить пути и средства их решения. Тем, кто подзабыл эту истину и вытекающие из нее следствия целесообразно вернуться к повторному изучению базовой учебной литературы, в т.ч. монографии В.А. Ядова (написанной им в сотрудничестве с В.В. Семеновой) «Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности» [38, с. 69-130].

Каждый магистрант уже имеет определенный опыт научно-исследовательской работы по какой-либо теме, полученный при выполнении курсовых работ и выпускного бакалаврского проекта. Кроме того, все магистранты проходили исследовательские практики, а многие из них участвовали в кафедральных (госбюджетный и заказных) НИР. Опыт свидетельствует о том, что к моменту поступления в магистратуру большинство студентов «нащупало» интересующую их проблему, «заразилось» желанием изучить ее, имеет некоторые наработки ее научного анализа. Это обстоятельство, конечно, позитивно. Но оно имеет и свои минусы, ощутимо снижающие эффективность обучения в магистратуре в первом семестре. Выбор темы зависит не только и не столько от внутреннего настроя на ее выполнение, но и от ряда ограничений желаний магистранта. Назовем главные из них.

Первое – содержание программы магистерской подготовки. Если речь идет о программе 521216, то очевидно, что темой диссертации может быть либо какая-то из многочисленных социальных проблем современного российского общества, либо какой-то метод или совокупность методов и процедур изучения социальной проблематики. Иначе говоря, магистранты, обучающиеся по данной программе, не вправе браться за темы несоциологического характера. Об этом приходится писать в связи с тем, что в магистратуру указанного профиля могут поступать бакалавры, имеющие политологическое, историческое, психологическое, педагогическое, экономическое, юридическое и иное образование, ошибочно полагающие, что их магистерские диссертации могут быть выполнены путем расширения объема их выпускных бакалаврских работ с добавлением в них, так сказать, социологического гарнира. Лицам, обучающимся в магистратуре социологического профиля, но не имеющим бакалавриатского социологического образования, лучше браться за разработку тем находящихся на стыке наук, естественно, существенно углубив свои социологические знания и умения.

Второй ограничитель – актуальность темы, которая определяется теснотой её связи с основным вопросом современной отечественной социологии: «Что будет с российским обществом в ближайшей и отдаленной перспективе? К каким последствиям ведут ныне происходящие в нем трансформации?». Если Ваше исследование предполагает выявление созидающих и/или разрушающих российский социум явлений, если оно предполагает разработку рекомендаций по минимизации деструктивных и/или максимализации конструктивных последствий определенных социальных процессов, то оно, безусловно, актуально. Оно будет актуальным и практически значимым и в том случае, когда Вы станете изучать проявления общественных явлений и процессов на микроуровне – в конкретных локальных группах, организациях, коллективах, муниципалитетах, регионах и т.д.

Магистранты с базовым социологическим образованием, как правило, легко определяют степень актуальности разнообразной социальной проблематики. Трудности возникают у тех, кто имеет несоциологическое бакалаврское образование. Один из них был убежден в том, что в связи с возрождением казачества в современной России любые исследования по истории казачества приобрели повышенную социологическую актуальность. Вторую пришлось долго убеждать в том, что тема: «Традиции западного и восточного жилищного интерьера» далека от переднего края социологической науки. Третья долго и упорно пыталась выдать педагогическую тему «Единый государственный экзамен выпускников школ как средство совершенствования общего среднего образования» за самую актуальную проблему современной российской социологии.

Магистрантам, затрудняющимся в оценке актуальности исследовательских тем, рекомендуется:

1) вернуться к учебной и научной литературе, освещающей начало, ход и последствия социальных реформ в современной России, сдвиги в современной структуре нашего общества, трансформации современных социальных отношений в условиях глобализации и регионализации общественной жизни;

2) просмотреть каталоги защищенных магистерских диссертаций и изучить содержание лучших из них;

3) ознакомиться с социологическими журналами, в том числе издаваемыми ФС АлтГУ («Образование и социальное развитие региона» и «Сибирский социологический вестник»), иными периодическими изданиями социологических факультетов российских университетов;

4) проконсультироваться у преподавателей, особенно, у предполагаемого научного руководителя;

5) внимательно штудировать итоговые документы последних теоретических и научно-практических конференций, в которых аккумулированы оценки социологическим сообществом степени важности и актуальности исследований по определенной тематике. Посмотрите, например, рекомендации межрегиональной конференции «Социальная, политическая и экономическая безопасность сибирских регионов в условиях трансформации социальной сферы и управления», организованной факультетом социологии АлтГУ и проведенной им 28 ноября 2005 г. (см. приложение 11). В третьем разделе этого документа четко обозначены научно-исследовательские задачи, признанные всеми участниками этого форума (ведущими социологами Алтайского и Красноярского краев, Республики Алтай, Кемеровской, Новосибирской, Томской, Омской и Тюменской областей, а также Москвы и Санкт-Петербурга), в качестве первостепенно значимых для регионов Сибири.

Здесь речь идет о потребности:

- проведения в Сибири серии согласованных в теоретико-методологическом и методическом отношениях социологических исследований распространенности сепаратистских настроений среди этнонациональных, профессиональных, демографических и социально-статусных групп сибиряков;

- организации и реализации в масштабе Сибирского федерального округа мониторинга социальной безопасности населения, предполагающего, как минимум, два (весной и осенью каждого последующего года) замера состояния и тенденций развития жизнедеятельности сибиряков (по единой методике);

- углубленного изучения использующихся в разных регионах Сибири моделей социальной защиты населения и его социально ослабленных групп;

- разработки инновационной, не имеющей аналогов ни в России, ни в мире, целевой программы изменения ментальности новых сибиряков, представляющих принципиально разные культуры – переселенцев из Китая, Кореи, Таджикистана, Узбекистана, Армении, Грузии, Чечни, Ингушетии и иных среднеазиатских и кавказских регионов;

- социологического экспертирования важных для судеб всей Сибири управленческих и экономических решений (строительства автодороги в Китай через Алтайский край и Республику Алтай, Катунской ГЭС и т.п.)[2].

Весьма желательно, чтобы магистрант брался за изучение такой темы, которая максимально ближе к проблематике, находящейся, по признанию сообщества социологов, на переднем плане нашей науки.

Третий ограничитель связан со степенью изученности темы. Если понравившаяся тема еще никем не разрабатывалась, является абсолютно новой для социологии, то браться за нее магистранту вряд ли стоит. Она, скорее всего, окажется для него непосильной. Но если эту тему можно уподобить многократно перепаханному полю, если все ее аспекты уже изучены, то она тоже мало пригодна для диссертации, т.к. обрекает магистранта на повтор давно известного, исключающий возможность сказать что-то свое. Желательна «золотая середина», т.е. наличие прямо и косвенно относящихся к данной теме исследований, в которых ряд проблем (их сторон и граней) не получил однозначного решения.

Для выяснения степени исследованности темы надлежит:

1) ознакомиться с публикациями, освещающими результаты соответствующих исследований;

2) осмыслить эти результаты в контексте актуализации затронутых в публикациях социальных проблем;

3) получить консультации специалистов.

Оценивая меру изученности темы, нужно соблюдать принцип научной объективности. Категорически нельзя заниматься плагиатом, то есть научным воровством, присвоением чужих мыслей. К сожалению, этот шулерский прием некоторые магистранты используют. Кое-кто из них делает вид, что не знаком с той публикацией, в которой содержатся идеи, выдаваемые за свои собственные. Обман такого рода легко обнаруживается специалистами, безусловно, знакомыми с литературой, изученной магистрантом, в том числе соответствующими материалами Интернета. Обнаружение в магистерской диссертации дословного переписывания чужого текста (без ссылок на автора), а также фактов извращенной оценки степени изученности темы (умалчивания того, что кто-то из предшественников уже решил задачу, преподносимую магистрантом в качестве нерешенной), имеет печальные последствия. Речь идет о негативных отзывах о диссертации и морально-нравственных качествах диссертанта, могущих привести к отчислению из магистратуры без присвоения искомой научной степени.

Четвертый ограничитель – самооценка магистрантом своих исследовательских потенций, своих теоретико-методологических знаний и способностей к разработке и реализации социологических исследовательских программ и инструментария, а также временных, психоэмоциональных, физических и финансовых затрат, которые потребуются для выполнения избранной темы. Как переоценка, так и недооценка магистрантом своих сил крайне нежелательна. В случаях недооценки, которые, как правило, тесно сопряжены с желанием магистрантов облегчить свою жизнь, проявляется так называемое «мелкотемье», избираются либо узко значимые, либо поверхностные темы, исключающие углубленное познание социально значимой проблемы. В противоположных случаях возникает угроза того, что тема диссертации не будет раскрыта, а диссертант станет объектом критики ГАК за невыполненность излишне смелых обещаний.

Пятый ограничитель действует, когда магистрант работает над такой темой, которая является частью (аспектом) общекафедральной НИР, либо заказана ему какой-либо организацией. И в том и в другом случае возникает ситуация предписанности темы, от которой не следует уклоняться, но которая, естественно, усложняет научно-исследовательскую деятельность магистранта. Заказные темы имеют явно выраженный практико-ориентированный характер и оцениваются ГАК в качестве более ценных, в сравнении с инициативными магистерскими исследованиями.

Наконец, отметим еще один фактор, ограничивающий произвольность выбора диссертационной темы и детерминирующий ее формулировку. Речь идет о теоретико-методологической ориентированности того исследовательского коллектива, в котором Вы оказались, поступив в магистратуру. Магистранты ФС АлтГУ становятся членами алтайской социологической школы, а посему тематика их НИР должна «вписываться» в круг проблематики, разрабатываемой этой школой. Поэтому на стадии выбора и формулирования темы своей диссертации Вам следует изучить историю алтайской социологической школы [1], ее теоретическую платформу [9, 17, 28, 33, 36], методологические и методические предпочтения [7, 8, 17, 28]. При этом первостепенное внимание полезно уделить изучению публикаций того представителя АСШ[3], под научным руководством которого Вы намерены выполнять свою диссертацию. Полный список его трудов можно получить на соответствующей кафедре, а сами публикации – в методическом кабинете факультета.

В связи с шестью отмеченными ограничениями выбора темы диссертационного исследования вспомним философскую формулу: «Свобода – суть осознанная необходимость». Свободный выбор темы не равноценен произволу этого выбора. Распространенное стремление магистрантов работать над такой темой, которая не учитывает всех вышеохарактеризованных обстоятельств, свидетельствует о неосознанности потребности ограничивать свои произвольные желания. Чем быстрее завершится переход из этой неосознанности к осознанному, т.е. действительно свободному выбору темы магистерского исследования, тем успешнее начнется работа над диссертацией.

Задача выбора темы диссертации осложняется еще одним существенно значимым обстоятельством. Речь идет о том, что формулировка темы должна содержать в себе указания на объект и предмет диссертационного исследования. Поэтому, думая над формулировкой темы диссертации, магистрант обязан одновременно размышлять и над тем, что будет объектом и предметом его исследования, как отразить в формулировке темы объектно-предметную атрибутику диссертации.

Поскольку решение этой задачи вызывает у магистрантов повышенную трудность, посвятим ей следующий параграф.

Но прежде, чем переходить к его прочтению, выполните контрольно-обучающее задание, нацеленное на закрепление в Вашем сознании содержания завершенного параграфа.

Контрольно-обучающее задание № 1

1. Сформулируйте не менее пяти тем, по которым Вам хотелось бы провести магистерское социологическое исследование.

2. Изучите литературу по каждой из первоначально привлекших Ваше внимание тем.

3. Оцените по десятибалльной системе степень:

А) соответствия каждой из этих тем программе Вашей магистерской подготовки;

Б) актуальности каждой темы;

В) изученности каждой темы и ее освещенности в публикациях;

Г) возможности решения Вами тех проблем, которые скрыты в каждой теме.

4. Заполните таблицу 1 и приготовьтесь к ее публичному обсуждению

5. Сопоставьте данные таблицы 1 и сделайте вывод о предпочтительности для Вас одной из тем.

6. Обсудите с предполагаемым руководителем свой выбор.


Таблица 1

Сопоставление исходной информации, необходимой
для выбора темы магистерской диссертации

№ п/п

Первоначальные формулировки темы

Оценки этих тем по позициям:

«А» «Б» «В» «Г»
1          
2          
3          
4          
5          

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.