Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2022-11-14 | 34 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Тема 4
Исследование социально-экономических и политических процессов
Исследовательская деятельность руководителя. Исследование, как информационная деятельность руководителя и специалиста, ее значение. Источники получения информации менеджером. Типичные методы получения информации, используемые руководителем. Сложности, возникающие у руководителя при получении информации.
Общественные процессы, управление ими. Общее представление об общественных подсистемах и процессах, их классификация. Экономическая подсистема и идущие в ней процессы. Духовная подсистема и идущие в ней процессы. Социальная подсистема и идущие в ней процессы. Организационно-управленческая (политическая) подсистема и идущие в ней процессы.
Системный подход к изучению социально-экономических и политических процессов. Общее представление о системном подходе, его понятийном аппарате. Разновидности, составляющие системного подхода. Системная стратегия познания, используемая в исследовании. Особенности применения системного подхода к изучению социальных объектов.
Выявление и описание проблем в локальном диагностическом исследовании.
Локальное диагностическое исследование. Понятие “проблемы”. Цели диагностического исследования. Диагностика предварительная и текущая, общая и специальная. Этапы описания проблем в организации. Ошибки, допускаемые исследователем при описании проблем.
Определение причин возникновения проблем в локальном диагностическом исследовании. Значение данной цели диагностического исследования для менеджера. Алгоритм определения причин возникновения единичных проблем в организации: определение непосредственных причин исполнителей; причин субъектных; внутриорганизационных причин; причин аппарата управления.
|
Методологический алгоритм определения причин возникновения структурных проблем в организации. Подбор объектов и состояний для сравнения, выявление различий, выявление изменений, обращение к опыту, выявление наиболее вероятных причин, построение объяснительных гипотез, подтверждение наиболее вероятных гипотез.
Определение связей между проблемами организации в локальном диагностическом исследовании. Значение определения связей между проблемами организации для менеджеров. Связи причинно-следственные и функциональные. “Дерево” проблем, его назначение и методика построения. “Граф” проблем, его преимущества перед “деревом” проблем. Порядок построения “графа” проблем.
Масштабное диагностическое исследование. Понятие о масштабном диагностическом исследовании. Природа научной исследовательской деятельности, ее отличие от стихийно-эмпирического процесса познания. Теоретико-онтологические основания научной исследовательской деятельности, гипотетико-дедуктивная модель познания. Методологические основания научной исследовательской деятельности, метод и методика.
Разработка программы масштабного диагностического исследования. Формулировка проблемы. Объект и предмет, цели и задачи. Построение концептуальной схемы предмета исследования. Интерпретация понятий концептуальной схемы. Операционализация понятий концептуальной схемы. Развертывание рабочих гипотез.
Методы получения информации, сбора фактов в диагностическом исследовании. Опросные методы: анкетный опрос, интервью, экспертный опрос, социометрический опрос. Тестирование. Наблюдение. Работа с документами. Познавательные возможности этих методов.
Опросные методы, используемые в диагностике. Определение опросных методов. Виды используемых вопросов. Особенности интервью в сравнении с анкетным опросом, его преимущества и недостатки. Виды интервью, по степени формализации вопросов. Особенности экспертного опроса, его формы. Подбор экспертов.
|
Исследовательская деятельность руководителя
Типичные методы получения информации руководителем
Типичные методы – это те методы, которые используются руководителями при получении новой информации, но этим методам руководители специально не обучаются. Они связаны с выполнением других неисследовательских функций, прежде всего – с реализацией власти.
Метод наблюдения.
Под наблюдением понимают прямую регистрацию событий очевидцем. Предметом наблюдения является действия и поступки человека, его высказывания и сопровождающие их выразительные движения лица и тела. Благодаря наблюдению человек познается в реальных условиях жизни, и по внешним признакам можно судить и о внутреннем мире наблюдаемого человека.
Руководитель использует 2 вида наблюдения:
а-) Систематическая(постоянная) – которая используется в тех случаях, когда он сталкивается с какими-нибудь новыми явлениями, т.е. используют для всестороннего изучения.
б-) Эпизодическая – наблюдение время от времени, который используется для проверки предположений, слухов и т.д.
Метод беседы.
Беседа позволяет выявить мнение и установки личности, а иногда и действительные мотивы поведения. Беседа предназначена для осуществления:
1-) Управляющих воздействий руководителя (распоряжения, указы).
2-) Воспитательных влияний (совет, порицание, похвала).
3-) Для познавательных целей (наблюдение за поведением).
Беседа – это многофункциональный метод руководства, это одно из основных отличай беседы от интервью. Во время проведения беседы руководитель должен учитывать личность или тип собеседника. Выделяют 5 типов собеседника:
1-) Откровенные и искренние – представитель при освещении событий, и своей роли в ней, объективен, порой во вред самому себе. О таких людях (что на уме то и на языке).
2-) Маскирующийся – он стремится остаться в стороне, а потому освещение событие он не выражает своего отношения к нему, не редко оценивает его в нейтральном духе, говоря о нем односложно и т.д. (себе на уме).
3-) Извращающий – это человек, который в беседе в силу каких-то корыстных интересов стремиться рассказывать о событиях так, как это ему выгодно.
|
4-) Фантазирующий – он не преследует ни каких целей, изображает события так, как подсказывает ему его воображение, основанное на эмоциях, субъективный тип.
5-) Отмалчивающийся – человек стремящийся избежать беседы, а если контакт установлен, то он ограничивается больше слушанием собеседника. Собственные высказывания не редко являются лишь подтверждением или отрицанием высказывания другого.
Руководителю необходимо быть искусным собеседником, чтобы при взаимодействии с любым из этих типов, получить нужную ему информацию.
Системный подход в познании
Ситемная стратегия
СС используется для организации знания о сложном объекте. СС предает большую логическую стройность имеющемся знаниям, показывает их взаимосвязь, обозначает мало изученные области и облегчает их освоение.
Системная Стратегия имеет стадии реализации:
1-) Определяются границы системы, формируются представления о системной целостности объекта. В самых общих чертах обозначается та внешняя среда из которой данная система выделяется (выделяются основные агенты внешней среды).
2-) Определяется состав выделенной системы. В больших сложных системах анализируются подсистемы или отдельные сферы ЖД, а затем рассматриваются отдельные элементы этих сфер, но все эти отдельные сферы должны быть связаны с целым. Этот компонентный анализ осуществляется с помощью имеющихся классификаций типологий, и система рассматривается в статике.
3-) Определяются связи между элементами и другими компонентами системы. Наличие этих связей определяется в статике в влиянию изменений состояний элементов (широко используется классификация этих связей).
4-) Определение структуры и типа управления системы.
5-) Определение процессов, которые протекают в системе от входа до выхода, механизм реализации связей, который осуществляется через обмен между элементами веществом, энергией и информацией.
6-) Описывается связь со средой. Основные компоненты внешней среды дробятся на составляющие. И процессы в системе рассматриваются на фоне общих процессов протекающих во внешней среде. Связь с внешней средой может обозначаться в статике и динамике.
|
7-) Гомеостазис – определяется, каким образом система реагирует на негативное влияние внешней среды или восстанавливается нарушенное равновесие.
8-) Определяется степень самоорганизации системы по всем параметрам, свойствам самоорганизующихся систем.
9-) Определяется функционирование, и развитие системы с течением развития времени, т.е. определяется прошлое, делается прогноз на будущее, т.е. все элементы системы рассматриваются в историческом контексте.
Общее представление о ЛДИ
Диагностика – это процесс получения исследователя информации о состоянии общественного социального объекта, ее последующий анализ с целью:
1-) Выявление проблем, его функционирование и развитие. Проблема в системе управления – это противоречие между реальной ситуацией и представлением менеджера, о реальной или должном положении дел. Именно на снятие проблемы в последствии и направляется его практическая деятельность, именно с выявлением проблемы начинается управленческий цикл.
Желаемое представление имеется у менеджера в то случае, если он самостоятелен в принятии решений. Должное представление имеется у менеджера в том случае, когда такой самостоятельности нет, и он выполняет лишь указания выше стоящих инстанций.
2-) Определение причин, которые эту проблему порождают. Знание причин необходимо для решения проблем, сняв причину можно считать, что раз возникшая проблема уже больше не возникнет.
3-) Определение тенденции негативных процессов. Решение этой задачи дает санкцию руководителю на проведение конкретных мероприятий. Соответствующие мероприятия разрабатываются и проводятся лишь в том случае, когда прогноз показывает, что волнующая менеджера проблема останется актуальной и в будущем, т.е. она не решится под влиянием уже реализуемых программ, или под влиянием изменившихся внешних обстоятельств.
4-) Оценка к возможности и готовности организации осуществлять изменения в своей деятельности по решению этих проблем тогда, когда уже имеются рекомендации решения этих проблем.
Виды диагностики:
1-) Диагностика может иметь различную степень глубины в зависимости от количества решаемых задач. Чем больше задач, начиная с 1-го диагностического решения, тем глубже проводимое исследование.
2-) Диагностику делят по времени проведения на предварительную и текущую, а по широте охвата на общую и специальную.
Предварительная Д – служит для определения сложностей, характер имеющихся проблем, и она осуществляется до заключения договора.
Текущая Д – направлена на изучаемый объект с целью решения основных задач ДИ.
|
Общая Д – направлена на весь объект, содержащий проблемы.
Специальная Д – направлена на те части этого объекта, в которых проблемы существуют в наиболее явной форме.
Как правило, предварительная Д является общей, а текущая Д – специальной.
Содержание процедур составления программы МДИ
Формалировка проблемы в МДИ
формулировка проблемы определяет весь вектор проводимого исследования. Эта формулировка в МДИ практически ничем не отличается от ЛДИ. Итак проблема – это противоречие между реальной ситуацией и представлением менеджера о желаемом или должном положении дел. Тем не менее, проблемы в МДИ имеют 2 дополнительных аспекта:
1. Гносеологический. Это противоречие между тем, что мы уже знаем о предмете исследования, и тем, что нам пока не известно.
2. Онтологический. Это противоречия между различиями социальными группами, которые являются носителями определенных сторон данного противоречия. В ее рамках выделяется группа людей, которые являются носителем соответствующих нормативных требований, которые имеет представление о реальной или должной положении состояний. Именно она является заказчиком исследования.
Другая группа определяет реальную ситуацию, которая не устраивает заказчиков исследования. Снятие этой проблемы будет означать приближение реальной ситуации к нормативным представлениям, для чего и нужна информация, которую мы планируем получить в ходе МДИ.
Тема 4
Исследование социально-экономических и политических процессов
Исследовательская деятельность руководителя. Исследование, как информационная деятельность руководителя и специалиста, ее значение. Источники получения информации менеджером. Типичные методы получения информации, используемые руководителем. Сложности, возникающие у руководителя при получении информации.
Общественные процессы, управление ими. Общее представление об общественных подсистемах и процессах, их классификация. Экономическая подсистема и идущие в ней процессы. Духовная подсистема и идущие в ней процессы. Социальная подсистема и идущие в ней процессы. Организационно-управленческая (политическая) подсистема и идущие в ней процессы.
Системный подход к изучению социально-экономических и политических процессов. Общее представление о системном подходе, его понятийном аппарате. Разновидности, составляющие системного подхода. Системная стратегия познания, используемая в исследовании. Особенности применения системного подхода к изучению социальных объектов.
Выявление и описание проблем в локальном диагностическом исследовании.
Локальное диагностическое исследование. Понятие “проблемы”. Цели диагностического исследования. Диагностика предварительная и текущая, общая и специальная. Этапы описания проблем в организации. Ошибки, допускаемые исследователем при описании проблем.
Определение причин возникновения проблем в локальном диагностическом исследовании. Значение данной цели диагностического исследования для менеджера. Алгоритм определения причин возникновения единичных проблем в организации: определение непосредственных причин исполнителей; причин субъектных; внутриорганизационных причин; причин аппарата управления.
Методологический алгоритм определения причин возникновения структурных проблем в организации. Подбор объектов и состояний для сравнения, выявление различий, выявление изменений, обращение к опыту, выявление наиболее вероятных причин, построение объяснительных гипотез, подтверждение наиболее вероятных гипотез.
Определение связей между проблемами организации в локальном диагностическом исследовании. Значение определения связей между проблемами организации для менеджеров. Связи причинно-следственные и функциональные. “Дерево” проблем, его назначение и методика построения. “Граф” проблем, его преимущества перед “деревом” проблем. Порядок построения “графа” проблем.
Масштабное диагностическое исследование. Понятие о масштабном диагностическом исследовании. Природа научной исследовательской деятельности, ее отличие от стихийно-эмпирического процесса познания. Теоретико-онтологические основания научной исследовательской деятельности, гипотетико-дедуктивная модель познания. Методологические основания научной исследовательской деятельности, метод и методика.
Разработка программы масштабного диагностического исследования. Формулировка проблемы. Объект и предмет, цели и задачи. Построение концептуальной схемы предмета исследования. Интерпретация понятий концептуальной схемы. Операционализация понятий концептуальной схемы. Развертывание рабочих гипотез.
Методы получения информации, сбора фактов в диагностическом исследовании. Опросные методы: анкетный опрос, интервью, экспертный опрос, социометрический опрос. Тестирование. Наблюдение. Работа с документами. Познавательные возможности этих методов.
Опросные методы, используемые в диагностике. Определение опросных методов. Виды используемых вопросов. Особенности интервью в сравнении с анкетным опросом, его преимущества и недостатки. Виды интервью, по степени формализации вопросов. Особенности экспертного опроса, его формы. Подбор экспертов.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!