Сценическое пространство. Типы сценических площадок — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Сценическое пространство. Типы сценических площадок

2022-11-14 122
Сценическое пространство. Типы сценических площадок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Типы и устройство сцены

После изучения темы студент должен знать:

 определение понятий сценическое пространство и сценическая площадка, «сцена-коробка», ее разновидности, основные части сцены-коробки, и сценическое оборудование, классификацию светового оборудования, а также технику безопасности при работе со сценическим оборудованием.

 

После изучения темы студент должен уметь:

 различать сценические площадки, определять основные планы планшета сцены и пользоваться сценическим оборудованием, распределять световые приборы в общей структуре светового решения мероприятия.

Список литературы:

1. Базанов, В.В. Техника и технология сцены [текст]/В.В.Базанов – Л.: Искусство, 1976. – 215с.

2. Базанов, В.В. Театральная техника в образном решении спектакля [текст]/В.В.Базанов - М.: Искусство, 1970 – 259с.

3. Березкин, В.И. Искусство оформления спектакля [текст]/В.И.Березкин - М.: Знание, 1986. – 178с.

4. Шверубевич, В.В. Режиссер и оформление спектакля [текст]/В.В.Шверубович - М.: Искусство, 1955. – 192с.

 

Информационный блок

Основные вопросы темы:

1. Сценическое пространство. Типы сценических площадок.

1.1. Понятие «Сценическое пространство».

1.2. Сценическая площадка и ее типы.

2. Устройство сцены-коробки.

2.1. Сцена-коробка, ее разновидности.

2.2. Основные части сцены-коробки.

2.3. Основные планы планшета сцены-коробки

2.4. Оборудование сцены-коробки.

2.5. Техника безопасности при работе со сценическим оборудованием.

2.6. Одежда сцены.

3. Осветительное оборудование.

3.1. Постоянное оборудование сцены;

3.2. Группа выносного света;

3.3. Переносная светоаппаратура и приборы для сценических эффектов;

3.4. Осветительная арматура спектакля.

 

Сценическое пространство. Типы сценических площадок

Устройство сцены коробки

Сцена-коробка, ее разновидности

Сцена-коробка – замкнутое со всех сторон пространство сцены, напоминающее по архитектуре коробку.

 Разновидности сцены-коробки:

•   беспортальная, у которой ширина портального отверстия полностью совпадает с шириной зрительного зала в зоне первых рядов;

•   с трехчастным порталом, у которой в портальной стене вырезано три отверстия;

•   бездекорационная сцена - неглубокая сцена закрытого типа, имеющая просторную авансцену, которая является основной игровой площадкой; глубинная часть предназначена для декорационного фона;

•   бескулисная - сцена, не требующая маскировки своих боковых пространств кулисами. Пространство этой сцены формируется тремя стенами нейтрального характера или стационарным сценическим горизонтом. Эффект бескулисной сцены достигается также значительным увеличением ширины сцены по отношению к ширине портала.

Оборудование сцены-коробки

Оборудование сцены-коробки – совокупность механизмов, машин, устройств, приборов, необходимых для осуществления сценического зрелища, составная часть техники сцены. К нему относятся система подъемов, световое оборудование.

Вверху сцены-коробки, под самым потолком, находятся колосники - деревянная решетка, к которой на тросах крепятся штанкеты (металлические трубы или деревянные брусья). На штанкетах подвешиваются одежда сцены, светоаппаратура, детали оформления. Вес штанкетов и закрепленных на них предметов уравновешивается набором противовесов (грузов) - для облегчения подъема и опускания штанкетов. При помощи системы подъемов можно быстро менять плоские декорации, одну поднимая под колосники, другую опуская на планшет.

Здесь же монтируются:

•   барабан горизонта – катушка, на которую наматывается полотно сценического горизонта;

•   декорационный подъем - устройство для подвески мягких и жестких декораций, состоящее из горизонтальной штанги и тросовой системы с противовесом;

•   индивидуальный подъем - устройство, позволяющее поднимать предметы оформления на одном или нескольких канатах;

•   кулисная машина - приспособление для перемещения жестких кулис и других элементов декораций параллельно портальной стене сцены.

Для быстрой смены декораций служат также:

•   накатная площадка - платформа, перемещающаяся на катках по планшету сцены);

•   фурки - приспособление в виде небольшой площадки на колесах, служащей вместо круга для подачи смонтированных декораций, реквизита, актеров из карманов или арьерсцены. Могут двигаться по специально установленным «дорогам»;

•   круг - вращающаяся часть планшета сцены. Поворотный круг может быть стационарным и съемно-накладным, т.е. накладывается поверх планшета. Другой разновидностью круга является барабанный круг, с встроенными в него специальными подъемно-опускными площадками – плунжерами. Как правило, вращающаяся конструкция круга скрыта в трюме и имеет два-три этажа;

•   подъемно-опускные площадки.

Различают следующие подъемно-опускные площадки:

а) плунжеры - специальные опускные площадки, устроенные обычно в барабане круга: на них декорация подается на сцену снизу, из трюма. Кроме того, такие площадки, поднятые над уровнем сцены на разную высоту, создают рельеф планшета, необходимый для данной постановки;

 б) собственно подъемно-опускная площадка – часть планшета сцены, поднимающаяся над ним на заданную высоту и опускающаяся под сцену в трюм;

 в) подъемно-опускной план (поплановый подъемник) - подъемно-опускная площадка, занимающая целиком один из планов сцены;

 г) люк-провал - небольшая часть планшета, опускающаяся под сцену и служащая для эффекта появления или исчезновения актера.

По стенам вокруг сцены расположены галереи, соединенные между собой узкими мостиками.

Одежда сцены

Мягкие декорации - детали оформления спектакля, сделанные из мягких материалов:

- половик, которым затягивают планшет сцены;

- кулисы, перекрывающие сцену по бокам;

- падуги, закрывающие верх сцены; а также

- задники, создающие фон.

При уборке и при транспортировке мягкие декорации скатываются или сворачиваются.

Арлекин - часть декоративного оформления сцены; первая (со стороны зрительного зала) полоса ткани, неподвижно закрепленная в верхней, не раскрывающейся части портальной арки сцены. Арлекин:

- скрывает от зрителей конструкции и механизмы верхней сцены;

- является завершением переднего занавеса;

- входит составной частью в архитектурный интерьер зрительного зала. Боковые сукна - сукна расположенные по кулисам.

Горизонт - в театре - полотнище ткани:

- выкрашенное в белый, серо-голубой или голубой цвет;

- подвешиваемое в самой глубине сцены;

- закрывающее собой заднюю стену; и

- частично перекрывающее бока сцены.

При соответствующем освещении горизонт создает иллюзию открытого пространства, воздуха.

Живописная панорама - вид задника; движущееся полотно с меняющимися картинами.

Задник - живописное полотно на ткани, которое подвешивается в растянутом виде (на штанкетном подъеме).

Задник является фоном оформления спектакля и располагается сзади других декораций.

 Заспинник - часть подвесной декорации на рамах, на которой изображается пейзажный или архитектурный мотив.

Кулисы - плоские части театральной декорации:

- располагаемые по бокам сцены параллельно или под углом к рампе;

- предназначенные для того, чтобы закрывать от зрителя закулисное пространство.

Различают:

- мягкие навесные кулисы;

- жесткие кулисы на рамках.

Мягкая кулиса - большое полотнище ткани:

- подвешенное узким концом в свободном состоянии (гладко или в складку) на границах между планами сцены;

- закрывающее боковые пространства сцены.

Падуга - часть театральной декорации; полоса ткани, подвешенная на штанге к верху сцены, для маскировки верхних пролетов над декорациями, колосников, висящих декораций и других верхних механизмов сцены.

Панорама - большой живописный задник, который во время действия передвигается с одной стороны сцены на другую. Передвижение осуществляется с помощью особого механического устройства, состоящего из панорамной дороги и приводных лебедок.

Панорама применяется в тех случаях, когда нужно изобразить движение актеров или каких-либо предметов на сцене.

Сукна - система подвесных, однотонных драпировок, служащих завесами. Сукна навешиваются сверху вниз по системе кулис по бокам сцены, располагаясь на отдельных ее планах.

Фестон - фигурный подбор декоративной драпировки, свисающий в виде полуовальных, закругленных складок.

Ковер-самолет - площадка:

- подвешенная на тросах в центре сцены и задрапированная под ковер;

- служащая для горизонтального пролета одного или нескольких артистов с одной стороны сцены на другую.

Обычно "пролет на ковре-самолете" применяется в темных картинах перед самым закрытием занавеса.

Театральный занавес - полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала. Занавесы:

- шьются из плотной окрашенной ткани, на плотной подкладке;

- собираются в складки;

- украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса.

Занавес позволяет:

- сделать невидимым процесс перемены обстановки;

- создать ощущение промежутка во времени между действиями.

Занавес подвешивается в виде драпировки с внутренней стороны портальной арки.

Занавесы бывают: поднимающиеся, раздвигающиеся и подбирающиеся по диагонали к углам зеркала сцены.

Антрактный занавес - театральный занавес, снабженный клапаном, прикрывающим широкое отверстие, проделанное в центре занавеса. При выходе актера на вызов зрителя рабочие оттягивают этот клапан в глубину первого плана сцены.

Противопожарный занавес - дымонепроницаемая конструкция с нормируемым пределом огнестойкости, выполненная из негорючих материалов и опускаемая при пожаре для отделения сцены от зрительного зала.

Одежда сцены - мягкие (бескаркасные) декорации. К одежде сцены относятся арлекин, кулисы, падуги, занавесы, раздержки, задники, панорамы, горизонты, половики, витражи, экраны и т.д. Одежда сцены рассчитывается так, чтобы ни при каких условиях ни с одного места зрительного зала не было видно ничего лишнего. Кроме этого одежда сцены должна служить декоративным фоном, на котором с добавлением некоторых деталей, можно играть целые пьесы, представления. Одежду сцены подразделяют на дежурную, концертную и светопоглощающую. К дежурной одежде сцены относятся кулисы поплановые, падуги неплановые, неплановый задник, горизонт. Дежурную одежду сцены используют в различных вариантах - и как одежду для репетиции и как часть или полностью для оформления спектакля, и для оформления концертов и торжественных заседаний. Дежурную одежду изготавливают из прочной ткани приглушенных тонов, хорошо согласующихся с декорациями. К концертной одежде сцене относят комплекты, состоящие из неплановых падуг и кулис, фонового задника, а также из нескольких кулис белого и красного цвета, что позволяет разнообразить оформление и сделать его торжественным. Цвет концертного оформления может быть светлее, чем дежурного, но не слишком ярким. Светопоглощающий комплект Одежды сцены состоит из неплановых падуг и кулис, задника фонового и боковиков. Его изготавливают из черного полубархата, бархата или темной ткани, имеющей направленный ворс. Чтобы одежда сцены, смотрелась "богаче", ее элементы драпируют в складку.

Группа выносного света

Сюда входит весь комплекс выносного освещения. Он состоит из выносного софита, осветительных лож и из ряда фонарей, прикреплённых к барьерам ярусов. Задача выносного света, это освещение актёра и тех игровых предметов, которые должны подчеркнуть содержание картины. Состоит эта группа из линзовых фонарей, которыми можно бросать на сцену произвольно направленный луч, дать световое пятно.

Переносная светоаппаратура

Переносная светоаппаратура (сюда входят и приборы для сценических эффектов) – состоит из разнообразных приборов. Существуют малые совсем крошечные прожектора, тубусы и арматуры открытого (безлинзового) света. К этой же группе относятся и подсветы, скрыты в различных предметах обстановки сцены. При помощи этой группы достигаются световые эффекты. В этой же группе имеются приспособления для пользования ультрафиолетовыми лучами.

Световая арматура спектакля

К четвёртой группе относятся световая арматура спектакля, т.е. видимые зрителю источники.

К светооборудованию относится также система сигнализаций, для которой на сцене приспособлены специальные щиты с контрольными лампочками.

 

Методические указания для самоподготовки

Изучив материалы информационного блока:

1. Дайте определение понятию «сценическое пространство».

2. Объясните, чем отличаются открытые и закрытые сценические площадки.

3. Ответьте, как можно использовать каждую из сценических площадок.

4. Дайте определение понятию «сцена-коробка».

5. Назовите разновидности сцены-коробки.

6. Перечислите три этажа сцены-коробки.

7. Объясните в чем разница между основными планами планшета сцены с точки зрения режиссерского решения.

8. Ответьте, как можно использовать сценическое оборудование при определенном декорационном оформлении. 

9. Перечислите основные группы светового оборудования.

10. Объясните, чем отличаются выносное освещение и переносная светоаппаратура.

11. Ответьте, как в комплексе можно использовать различные группы светового оборудования.

 

Типы и устройство сцены

После изучения темы студент должен знать:

 определение понятий сценическое пространство и сценическая площадка, «сцена-коробка», ее разновидности, основные части сцены-коробки, и сценическое оборудование, классификацию светового оборудования, а также технику безопасности при работе со сценическим оборудованием.

 

После изучения темы студент должен уметь:

 различать сценические площадки, определять основные планы планшета сцены и пользоваться сценическим оборудованием, распределять световые приборы в общей структуре светового решения мероприятия.

Список литературы:

1. Базанов, В.В. Техника и технология сцены [текст]/В.В.Базанов – Л.: Искусство, 1976. – 215с.

2. Базанов, В.В. Театральная техника в образном решении спектакля [текст]/В.В.Базанов - М.: Искусство, 1970 – 259с.

3. Березкин, В.И. Искусство оформления спектакля [текст]/В.И.Березкин - М.: Знание, 1986. – 178с.

4. Шверубевич, В.В. Режиссер и оформление спектакля [текст]/В.В.Шверубович - М.: Искусство, 1955. – 192с.

 

Информационный блок

Основные вопросы темы:

1. Сценическое пространство. Типы сценических площадок.

1.1. Понятие «Сценическое пространство».

1.2. Сценическая площадка и ее типы.

2. Устройство сцены-коробки.

2.1. Сцена-коробка, ее разновидности.

2.2. Основные части сцены-коробки.

2.3. Основные планы планшета сцены-коробки

2.4. Оборудование сцены-коробки.

2.5. Техника безопасности при работе со сценическим оборудованием.

2.6. Одежда сцены.

3. Осветительное оборудование.

3.1. Постоянное оборудование сцены;

3.2. Группа выносного света;

3.3. Переносная светоаппаратура и приборы для сценических эффектов;

3.4. Осветительная арматура спектакля.

 

Сценическое пространство. Типы сценических площадок


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.