Договор на железнодорожную перевозку — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Договор на железнодорожную перевозку

2022-10-29 21
Договор на железнодорожную перевозку 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

По сравнению с другими видами транспорта железнодорожный транспорт имеет серьезные преимущества. Во-первых, он способен перевозить самые различные грузы и выполнять массовые перевозки грузов и пассажиров. Во-вторых, железнодорожный транспорт имеет большую дальность и относительно высокую скорость перевозок. В-третьих, перевозки по железной дороге имеют сравнительно низкую себестоимость перевозок и высокую безопасность доставки грузов.

Одним из основных договоров по регламентации железнодорожных перевозок является Соглашение о международных перевозках (КОТИФ) 1980 г., учредившее Организацию международного железнодорожного транспорта.

В КОТИФ предусмотрены предельные сроки доставки грузов. Например, общие сроки доставки грузов составляют для грузов большой скоростью 400 км, а для грузов малой скоростью – 300 км в сутки.

Соглашение 1980 г. определяет предельный размер ответственности железных дорог в случае несохранности перевозимых грузов в расчетных единицах МВФ – «специальных правах заимствования».

Российская Федерация не является участницей Соглашения о международных железнодорожных перевозках 1980 г., но его положения, связанные с ним инструкции и другие нормативные акты применяются при перевозках российских внешнеторговых грузов в страны Европы и из этих стран в Россию.

Российская Федерация является участницей Соглашения о международном железнодорожном сообщении (СМГС) 1951 г. (пересмотрено в 1992 г.). Оно устанавливает прямое международное сообщение для перевозок грузов между железными дорогами Албании, Болгарии, Китая, КНДР, Монголии, Польши, Румынии, России и ряда других стран.

В соответствии со ст. 7 Соглашения перевозка грузов оформляется накладной, состоящей из трех листов: оригинал накладной; лист выдачи груза; лист уведомления о прибытии груза. Отправитель должен объявить в накладной ценность ряда грузов при предъявлении их к перевозке, например золота, серебра и платины, а также изделий из них; драгоценных камней; ценных мехов; отснятых фильмов; картин; статуй. Железная дорога не обязана проверять правильность и достаточность документов, приложенных отправителем к накладной. При неправильном, неполном и неточном указании в накладной сведений и заявлений с отправителя взыскивается штраф в пятикратном размере провозной платы. В случае перегруза вагона сверх его максимальной грузоподъемности отправитель выплачивает штраф в пятикратном размере провозной платы.

Соглашение определяет сроки доставки грузов большой скоростью и малой скоростью. Эти сроки удлиняются на время задержки для выполнения таможенных и других правил; перерыва в сообщении, происшедшего не по вине железной дороги и временно препятствующее началу или продолжению перевозки; задержки, происшедшей в результате изменения договора перевозки.

По прибытии груза на станцию назначения железная дорога обязана выдать груз, оригинал накладной и лист уведомления о прибытии груза получателю.

Железная дорога должна составить коммерческий акт, если во время перевозки или выдачи груза она производит проверку состояния груза, его массы или количества мест и если при этом будет установлена полная или частичная утрата груза, недостача массы, отсутствие накладной и т.д.

Соглашение (разд. V) подробно определяет виды и формы ответственности железных дорог. Железная дорога, принявшая груз к перевозке по накладной СМГС, ответственна за выполнение договора перевозки на всем пути следования груза до выдачи его на станцию назначения. Каждая последующая железная дорога, принимая к перевозке груз вместе с накладной, вступает тем самым в этот договор перевозки и принимает на себя возникающие по нему обязательства.

Железная дорога ответственна за просрочку в доставке груза и за ущерб, возникший вследствие полной или частичной утраты, недостачи массы, повреждения, порчи или снижения качества груза по другим причинам за время с момента принятия груза к перевозке до выдачи его на станции назначения.

Железная дорога освобождается от ответственности за полную или частичную утрату груза, уменьшение массы, повреждение, порчу или снижение по другим причинам качества груза, если они, например, произошли: а) вследствие обстоятельств, которые железная дорога не могла предотвратить и устранение которых от нее не зависело; б) вследствие ненадлежащего качества груза при его приемке к перевозке на станции отправления или вследствие особых естественных свойств груза, вызвавших его самовозгорание, поломку, ржавчину, внутреннюю порчу и т.д.; в) по вине отправителя или получателя или вследствие их требований, в силу которых нельзя возложить вину на железную дорогу.

Соглашение подробно регламентирует порядок и размеры возмещения за просрочку в доставке груза, при снижении качества груза, а также при полной или частичной утрате груза (ст. 25–27). Выплата сумм возмещений и штрафов производится в валюте той страны, железная дорога которой производит выплату этих сумм.

Претензии и иски по договору перевозки могут быть заявлены в течение 9 месяцев, за исключением претензий и исков о просрочке в доставке груза, для предъявления которых установлен двухмесячный срок.

В 1989 г. заключена Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (КГПОГ). Цель этой конвенции – установить единообразные правила, обеспечивающие соответствующее и скорейшее возмещение ущерба, причиненного при перевозке опасных грузов cooтветствующими видами транспорта.

Согласно ст. 5 субъектом ответственности является перевозчик, который с момента инцидента несет ответственность за ущерб, причиненный любыми опасными грузами в ходе их перевозки, например железнодорожным транспортом. Если перевозчик докажет, что ущерб был причинен всецело или частично в результате поведения потерпевшего лица, которое совершило действие или упущение с намерением причинить ущерб, либо по небрежности этого лица, перевозчик может быть полностью или частично освобожден от ответственности перед таким лицом.

Ответственность перевозчика железнодорожным транспортом по искам, предъявляемым в связи с каким-либо одним инцидентом, ограничивается следующими размерами: в отношении исков, связанных со смертью или телесными повреждениями, – 18 млн расчетных единиц, а в отношении любых других исков – 12 млн расчетных единиц. Расчетной единицей согласно ст. 12 Конвенции является единица специальных прав заимствования (СПЗ), как она определена МВФ.

Перевозчик может создать фонд в суде или другом компетентном органе любого из государств-участников. Любой созданный таким образом фонд служит только для удовлетворения требований по искам, в отношении которых ответственность может быть ограничена на основании Конвенции 1989 г. Фонд может быть создан либо путем внесения суммы в депозит, либо путем представления банковской гарантии или любого другого обеспечения, допускаемого законодательством государства-участника, в котором создается фонд, и признаваемого достаточным судом или другим компетентным органом.

Российская Федерация заключила большое количество двусторонних договоров по вопросам регламентации железнодорожных перевозок. В них решаются вопросы координации железнодорожных перевозок и особенности правового регулирования деятельности предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта. В соглашениях со странами СНГ констатируется сохранение действующего порядка осуществления международных перевозок грузов и пассажиров железнодорожным транспортом. Они сохраняют сложившиеся технологические связи между железными дорогами, устанавливают систему ответственности за нарушение технологических параметров перевозочной работы.

Например, Соглашение между РФ и Казахстаном об особенностях правового регулирования деятельности предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта 1996 г. определяет порядок применения железнодорожных тарифов при перевозках пассажиров и грузов по участкам железных дорог (применяются тарифы государств – собственников соответствующих участков железных дорог).

В Российской Федерации экономические, правовые и организационные основы деятельности железнодорожного транспорта определяет Федеральный закон «О федеральном железнодорожном транспорте» 1995 г. В соответствии со ст. 18 этого Закона организация перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа в международном железнодорожном и прямом международном смешанном сообщениях, развитие международных транспортных связей и внешнеэкономическая деятельность осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Перевозки грузов в прямом международном смешанном сообщении производятся на основании соответствующих международных договоров РФ.

Ответственность предприятий железнодорожного транспорта за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение обязательств по перевозке пассажиров, хранению и перевозке грузов, грузобагажа и багажа в международном сообщении определя­тся в соответствии с международными договорами РФ.

5. Основные условия договора
при авиаперевозке товаров

 

В отличие от других видов транспорта в перевозках на воздушном транспорте первое место занимают пассажиры. Воздушный транспорт широко используется для перевозки срочных, скоропортящихся ценных и других грузов, багажа и почты.

Перед другими видами транспорта авиационный имеет определенные преимущества. К наиболее важным из них относятся: высокая скорость движения пассажиров и грузов; сокращение пути, что оказывает существенное влияние на экономию времени по доставке пассажиров и грузов; быстрота организации воздушного сообщения; высокая маневренность и приспособляемость авиатранспорта к различным объектам перевозок, к их сезонным колебаниям.

Международные воздушные перевозки регламентируются в основном Конвенцией о Международной гражданской авиации 1944 г., Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г. (Варшавская конвенция), двусторонними договорами РФ и национальным законодательством государств.

Для большинства международных перевозок (включая отрезки международной перевозки) ответственность за утрату, повреждение или задержку багажа ограничивается суммой приблизительно 9,07 долл. США за фунт (20 долл. США за 1 кг) зарегистрированного багажа и 400 долл. США за незарегистрированный багаж каждого пассажира. Повышенная ценность багажа может быть заявлена на определенные виды предметов (например, хрупкие, ценные и скоропортящиеся).

Согласно ст. 28 Конвенции иск может быть заявлен по выбору истца в судах одного из следующих государств: по местожительству перевозчика, по месту нахождения его главного управления или конторы, которой был заключен договор, или по месту исполнения перевозки.

В мае 1999 г. принята Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок. Конвенция вступит в силу, когда ее ратифицируют 30 государств. В ней уточнены: понятие воздушных перевозок, обязанности сторон, пределы ответственности в СПЗ, юрисдикция по разрешению споров и т.д.

Монреальская конвенция применяется при всякой международной перевозке людей, багажа или груза, осуществляемой за вознаграждение посредством воздушного судна. Она применяется также к бесплатным перевозкам, осуществляемым посредством воздушного судна авиатранспортным предприятием.

В соответствии со ст. 1 Конвенции международной перевозкой называется всякая перевозка, при которой место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеется или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены либо на территории двух государств-участников, либо на территории одного и того же государства-участника.

Вопросам международных воздушных перевозок посвящена гл. XV Воздушного кодекса Российской Федерации 1997 г. (ВК РФ). Согласно ст. 100 ВК РФ перевозчиком является эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки. Международной воздушной перевозкой считается воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены: а) соответственно на территориях двух государств; б) на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.

За вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу пассажира воздушного судна при воздушной перевозке, владелец воздушного судна несет ответственность в размере, предусмотренном гражданским законодательством РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Вопросы регламентации международных воздушных перевозок также отражены в двусторонних договорах РФ. Например, в Соглашении между правительствами РФ и Киргизской Республики о воздушном сообщении и сотрудничестве в области воздушного транспорта 1996 г. указывается, что коммерческие вопросы, касающиеся полетов воздушных судов и перевозок пассажиров, груза и почты на договорных линиях, будут решаться по договоренности между назначенными авиапредприятиями и представляться на утверждение авиационных властей договаривающихся сторон. Тарифы на любой договорной линии должны устанавливаться на разумном уровне с учетом всех соответствующих факторов, включая эксплуатационные расходы, разумную прибыль и тарифы других авиапредприятий для любой части установленного маршрута.

 

Основные понятия

Грузоотправитель

Договор морской перевозки

Договор об организации перевозок грузов

Договор транспортной экспедиции

Коносамент

Международная перевозка

Накладная на перевозку грузов

Перевозчик

Транспортно-экспедиционное обслуживание

Транспортные условия договора международной купли-продажи

Чартер

Экспедитор

 

Контрольные вопросы

1. Какие факторы следует учитывать при выборе транспортного средства для перевозки грузов?

2. Охарактеризуйте основные виды транспорта, используемые в современных международных бизнес-операциях.

3. В чем сущность договора транспортной экспедиции?

4. Каковы основные признаки международной перевозки?

5. Каковы основные виды международных перевозок грузов?

6. Какие документы оформляются при перевозке грузов различными видами транспорта?

7. Что такое «транспортная составляющая» и какова ее роль в определении цены доставки товара?

Практическая ситуация

Морской транспорт как основа мировой торговли товарами является наиболее глобализированной отраслью. Типичная торговая сделка может вовлекать поставщиков товаров и услуг из двух десятков стран.

О взаимозависимости участников морских перевозок можно судить по следующему (гипотетическому, но вполне вероятному) примеру. Контейнер, изготовленный в Китае и наполненный товарами из Непала, экспортируется через индийский порт. Портом оперирует концессионер из Дубаи. Он использует краны, собранные в Малайзии, и программный продукт, разработанный в Бельгии. Контейнеровоз, построенный в Корее, находится в собственности немецкого инвестиционного фонда, управляется кипрской компанией, оператором при этом является датский перевозчик, а судно несет флаг Панамы. Судно сертифицировано классификационным обществом из США, экипаж сформирован из граждан Филиппин на основе глобальных конвенций, принятых Международной организацией труда. Судовой агент в порту принадлежит норвежской сети, экспедитор – из Швейцарии, компания взаимного страхования – из Великобритании. По пути в Голландию судно отбивается от сомалийских пиратов, платит сбор за прохождение Суэцкого канала Египту, бункеруется топливом в Испании, применяет правила Международной морской организации, чтобы избежать разлива нефти у берегов Франции.

Задание:

Определите, какие договоры и между кем были заключены для реализации данной торговой сделки.

 

 

Тема 2.2. Лицензионный договор. Договор возмездного оказания услуг. Договоры на создание (передачу)
научно-технической продукции

 

1. Виды и содержание соглашений о международном обмене лицензиями

2. Договоры на инжиниринговые и консалтинговые услуги

3. Договоры на создание (передачу) научно-технической информации

4. Договор о выполнении НИР

5. Международное техническое содействие.

6. Регулирование технологического обмена

Основные понятия

Контрольные вопросы

Практическая ситуация

 

 

1. Виды и содержание соглашений
о международном обмене лицензиями

 

Неотъемлемым элементом международных экономических отношений является международный обмен технологиями. Роль и значение международного обмена технологиями особенно возросли со второй половины двадцатого века, когда мировое сообщество вступило в эпоху качественного изменения содержания понятия «технология». В свою очередь, международный обмен технологиями, обеспечивающий пространственное распространение научно-технических достижений в мировом хозяйстве, утвердился в качестве важнейшего фактора реализации общемирового характера научно-технического прогресса.

Товарная реализация технологии может проходить как в отчуждаемой, так и в неотчуждаемой форме, как в форме овеществленной, так и в неовеществленной. Связано это с тем, что технология реализуется не непосредственно, а через своих носителей, характер которых и определяет во многом форму ее товарной реализации.

Особенностью международного обмена технологиями является то, что такой обмен осуществляется как через собственные организационные формы, так и через самостоятельные формы международных экономических отношений. К первым относятся международные патентно-лицензионные операции и международная техническая помощь, а ко вторым – международное движение капитала в форме прямых иностранных инвестиций, международные стратегические альянсы, международная торговля и международное миграционное движение рабочей силы. Данное обстоятельство существенно затрудняет статистический учет международного обмена технологиями. Собственные организационные формы международного обмена технологиями не лидируют по масштабам такого обмена и уступают такой «косвенной» его форме, как прямые иностранные инвестиции. В совокупности международное движение капитала в форме прямых иностранных инвестиций, международная торговля, международные патентно-лицензионные операции, международное миграционное движение рабочей силы, международная техническая помощь и международные стратегические альянсы составляют основные каналы доступа к современной технологии в мировом хозяйстве.

Передача технологии осуществляется в различных формах, разными способами и по разным каналам. Она может передаваться на коммерческой и некоммерческой основе.

Формы передачи технологии на некоммерческой основе:

· информационные массивы специальной литературы, компьютерные банки данных, патенты, справочники и др.;

· конференции, выставки, симпозиумы, семинары, клубы, в том числе постоянно действующие;

· обучение, стажировка, практика студентов, ученых и специалистов, осуществляемые на паритетных основах университетами, фирмами, организациями и др.;

· миграция ученых и специалистов.

Основной поток передачи технологии в некоммерческой форме приходится на непатентоспособную информацию – фундаментальные НИОКР, деловые игры, научные открытия и незапатентованные изобретения.

Наиболее распространенными формами коммерческой передачи информации являются:

· продажа технологии в материализованном виде – станков, агрегатов, автоматического и электронного оборудования, технологических линий и др.;

· иностранные инвестиции и сопровождающие их строительство, реконструкция, модернизация предприятий, фирм, производств, если они сопровождаются притоком инвестиционных товаров, а также лизингом;

· продажа патентов;

· продажа лицензий;

· совместное проведение НИОКР, научно-производственная кооперация;

· инжиниринг.

Патент – это свидетельство, выдаваемое компетентным органом изобретателю и его правопреемнику и удостоверяющее наличие у владельца монопольного права на использование этого изобретения.

Патент дает владельцу титул собственности на изобретение, который обычно подкрепляется регистрацией товарного знака и промышленного образца.

Срок обладания патентом определяется законодательством каждой страны и составляет в среднем 15–20 лет. Однако реальный срок действия патента в современных условиях значительно меньше и составляет 6–9 лет.

Согласно патентному законодательству патент действует только на территории той страны, где он выдан. Поэтому для обеспечения патентной защиты изобретения в других странах необходимо запатентовать там данное изобретение.

Если патентовладелец за определенное вознаграждение передает полностью собственность на изобретение другому лицу, т.е. передает все вытекающие из патента права на использование его изобретения, речь идет о продаже патента, которая совершается на основе патентного соглашения. К продаже патентов прибегают, как правило, мелкие и средние фирмы, изобретатели-одиночки, не располагающие финансовыми возможностями для самостоятельного использования изобретения.

Если патентовладелец сохраняет право собственности на изобретение и лишь разрешает на определенное время за установленное вознаграждение использовать права, вытекающие из патента, речь идет о купле-продаже лицензии на использование изобретения, осуществляемой на основе лицензионного соглашения.

Лицензия (патентная) –это разрешение, выдаваемое патентовладельцем (он же – лицензиар) другому лицу или фирме (лицензиат) на право промышленного или торгового использования содержания патента.

Лицензия выдается за определенное вознаграждение, на определенных условиях и на определенный договором срок. При этом право собственности на объект лицензии остается за патентовладельцем.

Если лицензии или патенты передаются или продаются за границу, это уже считается международной нетоварной коммерческой сделкой. Предоставление за границу лицензий и товарных знаков называется международным лицензированием, которое является основной формой международного обмена технологиями.

Объект лицензионных соглашений – разработка конструктивного, технологического характера, состав материала или сплава, вещество, способ лечения, методы поиска или добычи полезных ископаемых, методики расчетов, сведения организационного, финансового, управленческого характера и т.д., как содержащие изобретения, так и не содержащие таковых, а также товарные знаки и промышленные образцы. (Как показывает практика, используется 15–30% потенциально полезной технологии, а остальные 70–85% не используются потому, что потребители не знают о ее существовании.)

Преимущества международного лицензирования:

– главная форма научно-технического обмена между странами;

– стремление к ускорению внедрения на рынок новой продукции из-за НТР;

– преодоление протекционистских барьеров;

– продажа лицензий внутри ТНК, что дает возможность производства и реализации новых товаров по местонахождению дочерних предприятий;

– расширение инвестиций и приобретение участия на заграничных предприятиях;

– сохранение производственных секретов внутри ТНК;

– повышение конкурентоспособности на внешних рынках и усиление монопольного положения;

– быстрая окупаемость НИОКР;

– экономия на НИОКР;

– сокращение сроков морального старения товаров;

– получение доступа к новейшим технологиям.

Недостатки международного лицензирования:

– усиление зависимости лицензиата от иностранных техники и технологии при одновременном свертывании собственных научных исследований, что в конечном итоге тормозит развитие национальной науки и техники;

– усиление зависимости отдельных отраслей, а иногда и национальной экономики в целом от иностранных фирм;

– выплата больших и все возрастающих вознаграждений, которая становится бременем для национальной экономики.

Лицензионная торговля –форма международной торговли технологией, включающая сделки с ноу-хау, патентами и лицензиями на изобретения. Объект лицензионной торговли –лицензии на использование технологического опыта, изобретений, промышленных секретов, товарных знаков и т.д.

Наиболее крупными покупателями лицензий являются Япония, Франция, Германия и Италия. У США поступления от продажи лицензий почти в 17 раз превышают их платежи по закупленным лицензиям.

Международное лицензионное соглашение –это соглашение, по которому одна сторона (лицензиар) предоставляет право на использование изобретения или иного технического достижения (лицензию), а другая сторона (лицензиат) выплачивает за это определенное вознаграждение.

Условия лицензионного соглашения могут устанавливать:

– территорию применения лицензии (часть государства, одно или несколько государств);

– форму использования объекта лицензии (производство изделий и/или их продажа, применение технологии и т.д.);

– срок применения (обычно от пяти до десяти лет) и др.

Международный договор купли-продажи, включающий поставку оборудования. Здесь может быть предусмотрена сопутствующая лицензия с предоставлением дополнительной информации о технологическом процессе, в котором участвует оборудование, часть конструкторской документации для возможного изготовления запасных частей, ремонта оборудования.

Комбинированные международные договоры о продаже лицензий и поставке оборудования, когда лицензиат при покупке лицензии на производство сложных машин наряду с технической документацией и обучением специалистов для более качественного освоения производства ставит условие о поставке ряда сложных узлов сначала в готовом виде, чтобы затем постепенно перейти на их самостоятельное изготовление.

Международные договоры о проектировании и строительстве промышленных объектов, при осуществлении которых за рубежом составной частью договора или дополнением к нему может быть лицензионная часть, касающаяся передачи патентных прав и ноу-хау, входящих в проект, объект строительства, технологию и оборудование.

Международные договоры о научно-техническом сотрудничестве, которое предусматривает обмен информацией о научно-технических достижениях, изобретениях, научно-технических знаниях и т.д. Если происходит взаимный обмен этими материалами, лицензии могут выступать в форме перекрестных, т.е. взаимных, лицензий.

Международные договоры о промышленном сотрудничестве, где могут применяться условия о предоставлении лицензий, поставке товаров или предоставлении услуг в различных сочетаниях. Часто основу промышленного сотрудничества составляют лицензионные договоры, расширенные договорами о производственном кооперировании.

Существует три вида патентных лицензий:

– простая;

– исключительная;

– полная.

При продаже простой лицензии патентовладелец (лицензиар) оставляет за собой право самостоятельно использовать объект лицензии, а также предоставлять аналогичные лицензии третьим лицам. Простая лицензия обычно выдается фирмам, действующим на рынке товаров массового спроса, где могут сосуществовать несколько лицензиатов, обладающих данной лицензией.

При продаже исключительной лицензии лицензиар предоставляет покупателю исключительные права на объект лицензии. Он может сам использовать объект лицензии, но не имеет права предоставлять аналогичные лицензии третьим лицам, поскольку это противоречит заключенному соглашению. Исключительная лицензия наиболее часть используется в международной практике.

При продаже полной лицензии лицензиар не имеет права использовать объект лицензии на период действия договора. Полные лицензии обычно продаются малыми фирмами.

За использование лицензии покупатель (лицензиат) платит продавцу. Эта плата составляет часть дохода (примерно 10–30%), полученного в результате использования лицензии.

Лицензионные платежи подразделяются на периодические (роялти) и единовременные (паушальные).

Роялти –это рента за интеллектуальные ресурсы. Она выплачивается в виде отчислений от дохода покупателя в течение срока действия соглашения.

Паушальные платежи –твердо зафиксированная в лицензионном соглашении сумма, не зависящая от объема производства и сбыта продукции.

Продажа лицензий может осуществляться как напрямую между патентовладельцем и покупателем лицензии, так и посредством брокерских фирм которые получают комиссионные в обусловленном размере (5–10% стоимости лицензии).

 

 

2. Договоры на инжиниринговые
и консалтинговые услуги

Международный инжиниринг –предоставление иностранному контрагенту комплекса или отдельных видов инженерно-технических услуг, среди которых:

– проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию того или иного объекта;

– разработка новых технологических процессов на предприятии заказчика;

– подрядные, управленческие и маркетинговые услуги.

Инжиниринг предполагает предоставление на основе договора на инжиниринг одной стороной, именуемой консультантом, другой стороне, именуемой заказчиком, комплекса или отдельных видов услуг.

Предоставление на основе договора на инжиниринг полного комплекса услуг и поставок, необходимых для строительства нового объекта, называется комплексом инжиниринга. Он включает три отдельных вида инженерно-технических услуг, каждый из которых может быть предметом самостоятельного договора.

Консультативный инжиниринг связан главным образом с интеллектуальными услугами в целях проектирования объектов, разработки планов строительства и контроля за проведением работ.

Технологический инжиниринг состоит в предоставлении заказчику технологии или технологий, необходимых для строительства промышленного объекта и его эксплуатации, разработки проектов по энергосбережению, водоснабжению, транспорту и др.

Строительный и/или общий инжиниринг – это главным образом поставки оборудования, техники и/или монтаж установок, включая при необходимости инженерные работы.

Инженерно-консультационные услуги предоставляются в виде технической документации, результатов исследований, исходных данных для строительства, экономических расчетов, смет, рекомендаций и т.д.

В 1982 г. было принято разработанное группой экспертов по международным договорам на поставку промышленной продукции Комитета по развитию торговли ЕЭК ООН Руководство по составлению международных договоров на консультативный инжиниринг, включая связанные с этим аспекты технического содействия. Руководство содержит подробный перечень и характеристику условий, необходимых для включения в договор между консультантом и заказчиком, а также перечень услуг, предоставляемых инженером-консультантом.

Консультативные услуги непосредственно связаны с управлением в целях реализации промышленного проекта, но не охватывают каких-либо строительных работ, предоставления лицензий или передачи технологии.

Само строительство объектов не входит в круг инженерно-технических услуг. Оно относится к производственно-техническому сотрудничеству и регулируется соответствующими руководствами, разработанными ЕЭК ООН: Руководством по составлению международных договоров о промышленном сотрудничестве, Руководством по составлению договоров на сооружение промышленных объектов и др.

Договоры на консультативный инжиниринг могут касаться всего круга услуг или конкретно определенных услуг, которые должны быть четко сформулированы в договоре или в приложении к договору. Такие договоры могут дополняться обязательствами сторон в связи с проведением совместных научных исследований, организацией опытного производства, маркетингом при совместном техническом содействии, подготовкой кадров.

Консультативный инжиниринг может охватывать все этапы какого-либо проекта или ограничиваться каким-то одним этапом, например предынвестиционным.

При этом термином «проект» обозначается общая идея о работе, которая должна быть в договоре конкретизирована. Договоры на консультативный инжиниринг, охватывающие часть проекта, могут после успешного завершения одного этапа заключаться и на последующие этапы. В качестве этапов можно рассматривать: планирование проекта; руководство проектом; обеспечение услуг при разработке проекта; материально-техническое снабжение; руководство строительством; ввод объекта в эксплуатацию; помощь в организации финансирования и др.

При строительстве объектов «под ключ» консультанты выполняют следующие функции: оказывают заказчику помощь путем предоставления консультаций для четкого определения его конечных требований и оценки предложений, представленных фирмами, намеревающимися производить строительство объекта «под ключ»; участвуют в качестве субподрядчика фирмы, осуществляющей строительство «под ключ», оказывая ей консультационные услуги; участвуют в качестве члена консорциума, созданного для строительства объекта «под ключ», будучи ответственным консультантом на всех его этапах.

Предоставление инженерно-консультационных услуг сопровождается обычно оказанием технического содействия, в частности, в фактической передаче технологии, использовании, эксплуатации, ремонте соответствующего объекта.

Развитие инжиниринга непосредственно связано также с внешнеэкономической экспансией крупнейших, в первую очередь американских, ТНК в развивающихся странах. Осуществление прямых частных инвестиций в этих странах путем создания собственных дочерних предприятий или участия в капитале национальных компаний стимулировало предоставление им различных консультаций по строительству новых мощностей, совершенствованию производственных процессов и др.

Со второй половины 1950-х гг. начался новый этап в развитии инжиниринга и выделение его в самостоятельную область международной коммерческой деятельности. Если на предыдущем этапе инжиниринг ограничивался в основном только предоставлением технических консультаций, а все строительные работы выполняли строительные фирмы-подрядчики, то для последующего этапа характерно опережающее развитие инженерно-строительных услуг, непосредственно связанных со строительством промышленных объектов преимущественно с поставкой «под ключ».

На современном этапе произошло значительное увеличение объема и суммарной стоимости технических услуг, являющихся предметом международной торговли, а также расширение в этой деятельности доли участия западноевропейских и японских фирм при сохранении господствующего положения за американскими фирмами.

Развитие инжиниринга и выделение его в самостоятельный вид международных коммерческих операций явилось отражением нау


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.