Тема 3. Место политического PR во взаимодействии современного государства и общества — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема 3. Место политического PR во взаимодействии современного государства и общества

2022-10-29 21
Тема 3. Место политического PR во взаимодействии современного государства и общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Связи с общественностью: общее и особенное в бизнесе и государственном управлении

Общее в связях с общественностью в бизнесе и государственном управлении состоит в том, что связи с общественностью – составная часть системы управления.

Из этого проистекает и различие: различие управления в бизнесе и государственном управлении состоит в разном понимании эффективности. Эффективность управления в бизнесе измеряется прибылью или ее отсутствием, а в государственном управлении – политической поддержкой  различных субъектов власти со стороны граждан (паблицитным капиталом различных субъектов политики).

Если конечной целью связей с общественностью в бизнесе является расширение спроса на товары и услуги и тем самым преследование частного интереса, то цели государства связаны с выражением всеобщих государственных интересов, а также интересов господствующих политических сил.

В идеале ни одна из структур власти не имеет права отождествлять эти интересы с собственными интересами структуры.

Государственная структура в отличие от фирмы не может произвольно устанавливать свои правила игры в отношениях с общественностью, не может принимать любое управленческое решение в одиночку, не сотрудничая тем или иным образом с гражданами или их объединениями.

У этой медали есть обратная сторона, государство и его структуры обладают гораздо большими возможностями влияния на граждан, чем коммерческая фирма.

Вместо равноправного диалога гораздо чаще в области политического PR имеет место продвижение политических установок и моделей поведения экономически и политически господствующих социальных сил. В идеале роль политического PR состоит в том, чтобы способствовать свободному одобрению гражданами действий и политики власти обеспечение поддержки властей конкретными действиями граждан.

2. Новые требования к деятельности государственного PR в условиях современной демократии

Правительство и в целом государственная власть нуждается в понимании, поддержке и участии граждан в процессе управления, в совместном поиске путей решения наиболее важных проблем. В настоящее время положение субъектов власти (правительство, министерства и ведомства, главы администраций, законодательные органы власти и т.д.) становится иным, чем было ранее, т.к. все эти субъекты власти и политики  не только должны  вырабатывать законы, правила и нормы поведения, но и:

- поддерживать социальные дискуссии и вовлекать общественность в управление государством

- изменить систему коммуникации

Коммуникация становится важным элементом формирования и реализации политики. На Западе в конце 90-х годов родилась теория, обосновывающая новую роль государства в связях с общественностью. Это теория политических сетей. Главным в этой новой идеологии публичного управления стал тезис о том, что сейчас эффективность управления определяется не столько бюрократической иерархией или рыночно-государственным менеджментом, сколько налаживанием совместной деятельности государства и общества.

Одновременно государство стало рассматриваться лишь в качестве одного из аспектов координации общественной деятельности. Наряду с ним, в новую, пока еще только формируемую систему управления попадают бизнес-структуры, различные ассоциации, структуры местного самоуправления, международные организации. Таким образом, возникает разветвленная сеть агентов публичного управления, между которыми устанавливаются отношения сотрудничества, соучастия, содействия, совместной ответственности. Эти сети предполагают структуру управления публичными делами, которые связывают государство и гражданское общество с его многочисленными структурами. У этих структурных элементов разные ресурсы и возможности, отсюда и взаимная заинтересованность участников сети друг в друге. У них общий корпоративный интерес. В этом отличие от рынка, где господствует частный интерес. Также нет жесткой иерархии политических сетей. Все участники равны по возможностям функционирования и решения. Эти сети – договорная структура, которая предполагает особые условия консенсуса.

Эта практика в Западной Европе только зарождается, но для политического PR она создает новую ситуацию. Необходимы организационные процессы взаимной коммуникации, истинного диалога с привлечением граждан к выработке решений и рекомендаций, причем для того, чтобы создать атмосферу доверия между государством и структурами, что предполагает открытость органов власти.

В качестве примера, во Франции давно уже имеется практика участия в процессе принятия общественно-значимых решений.

Процедура принятия решений:

- происходит предварительная проработка решения администрации. Этот проект доводится до общественности (публикуется). В этом принимают участие PR-специалисты.

- затем принимается решение о публичном проведении расследования. Процедура публичного расследования не сводится к простому информированию граждан или отслеживанию их реакций на это решение. Она предполагает участие в той или иной форме заинтересованных кругов общественности, независимых экспертов в окончательной доработке решения.

- создание специальной комиссии с привлечением независимых экспертов, которые делают выводы в какой мере конструктивные предложения общественности, независимых экспертов нашли отражение в окончательном проекте решения. Если какое-то требование публичного расследования не соблюдается, то любое лицо ассоциации, чьи интересы задеваются, может оспорить решение в суде.

Во Франции за год проводится до 10 публичных расследований на предмет обоснованности учета социальных групп тех или иных решений.

Имеют ли подобные явления или процессы место в России. Для равноправного партнерского сотрудничества общественности с властью необходимо:

- чтобы граждане обладали реальными ресурсами власти

- испытывали доверие к институтам власти

- обладали желанием и умениями сотрудничать в принятии решений волнующих их проблем с властными структурами.

Решающим фактором установления партнерских отношений является изменение природы государства, превращение его в правовое, в котором закон, конституция ограничивает всевластие государства, задает рамки его компетенции и ставит на службу обществу и гражданам. Такое государство не только признает права личности и объединений, но и гарантирует их защиту.

Вне рамок правового государства становятся бессмысленными рассуждения о правах и наличии властных ресурсов.

К сожалению, доверие граждан к органам власти в России невелико. Единственно высокий рейтинг в течение 7 лет удерживает президент. Однако, невозможно строить уважительный полноценный диалог между властью и обществом, ориентируясь исключительно на президента или институт президентской власти.

Российская демократия находится в состоянии становления, во многом она формально незрелая. По мнению некоторых исследователей нынешний политический режим носит транзитный (переходный) характер с чертами авторитарной власти. Такие формальные черты демократической власти как выборы, наличие СМИ, политический плюрализм еще не дают основания говорить о прочной демократии. Нужно наполнить соответствующим содержанием деятельность институтов демократии. Речь идет об изменении политической культуры, формировании неписанных правил игры, устоях демократии, которые бы соблюдались добровольно и неуклонно всеми политическими акторами  и, первую очередь, политической элитой.

По данным исследований, почти у половины наших граждан уживаются 2 модели поведения по отношению к государству:

- патерналистская – государство рассматривается как структура, заботящаяся о человеке.

- индивидуалистическая (либеральная) – выступающая для большинства, как навязанная обстоятельствами жизни, но все-таки принятая.

 Самостоятельность, имеющаяся у половины граждан страны не привела к формированию индивидуализма, сочетающего личный интерес с общественным, а главное способности к объединению с себе подобными для организованной защиты своих и общих интересов. Другими словами, дозрев до требования «быть услышанным» большинство российских граждан не готово сделать следующий шаг – включиться в работу органов власти, взять на себя груз социальной ответственности.

Проблема демократизации государства опирается не только в чье-то нежелание, но и неготовность принятия решений органов власти. Недоверие к органам власти проистекает из-за того, что в последнее время значительная масса людей на собственном опыте убедилась в противоречии между словом и делом, была неоднократно обманута властью и утратила иллюзии, связанные с демократией, народовластием, капитализмом. Все это резко сужает возможности для развития высших форм и моделей PR-деятельности в государственном управлении.

В органах государственного управления под связями с общественностью понимается часто просто пропаганда успехов администрации. Сама программа связей с общественностью строится исходя из личных пристрастий главы администрации. В таком случае фундаментальные принципы связей с общественностью:

- согласование и учет интересов

- решение конфликтов на основе консенсуса

- паритетное управление

трансформируются в правила обычной пропаганды, не позволяющей реализовывать PR-цели в полном объеме.

Самый главный магистральный путь разрушения барьеров между властью и обществом – принятие политических решений, которые были бы направлены на удовлетворение интересов большинства общества. Для этого:

- необходимо четко разделить функции служб PR с другими службами, структурами власти и органами.

- осуществить принцип взаимной дополняющей службы. PR работает над программами, не дублирует действия коллег из других отделов, но находит свою особую нишу в системе управления.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.