Тема: История развития статистики как науки — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Тема: История развития статистики как науки

2022-10-29 38
Тема: История развития статистики как науки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРЕДИСЛОВИЕ

Рабочая тетрадь по дисциплине "Статистика" разработана для студентов, обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)" на очном и заочном отделении. Рабочая тетрадь содержит опорные конспекты лекций, задания для практических работ. Использование рабочей тетради способствует эффективной организации самостоятельной работы студентов, позволяет преподавателю осуществлять контроль за подготовкой студентов в межсессионный период.

В современном обществе статистика стала одним из важнейших инструментов управления национальной экономикой. Она обеспечивает сбор, обработку и представление весьма важной цифровой информации об уровне и возможностях развития страны. Статистические данные являются одним из определяющих ориентиров политики, способствуют выработке объективного и научно обоснованного стратегического курса экономических преобразований.

Основной задачей курса статистики является овладение знаниями общих основ статистической науки и навыками организации, проведения статистических исследований, анализа и прогнозирования их результатов.

Студенты после изучения курса и выполнения практических работ, должны

уметь:

- организовать и провести сплошное и не сплошное наблюдение

- строить статистические графики и таблицы

- анализировать массивы статистических данных

- исчислять и интерпретировать статистические показатели

- формулировать выводы, вытекающие из проведенного анализа.


 

Тема: История развития статистики как науки

Задание: Сделайте краткий обзор развития статистики; ответ оформите в виде таблицы.

Краткий обзор развития статистики

Годы Этапы развития статистики
    Первые учетные операции  
  Зарождение статистики – науки    
  Возникновение школы государствоведения    
  Возникновение школы политических арифметиков    
  Статистико-математическое направление в статистике    
  Российская статистическая школа  

 


 

Тема 3. Понятие о статистическом наблюдении. Этапы его проведения

В результате изучения темы необходимо уяснить основные принципы организации и проведение наблюдения, а также решать практические задачи, встающие перед наблюдателем.

Необходимо хорошо усвоить понятия: формы, виды, способы статистического наблюдения.

Задание. 1. Привести определение статистического наблюдения.
Статистическое наблюдение - это _______________________________________________________

 
 
 
 

1. Перечислить этапы проведения статистического наблюдения.

  • ____________________________________________________________________________________
  • ____________________________________________________________________________________
  • ____________________________________________________________________________________
  • ____________________________________________________________________________________

2. Цель статистического наблюдения ____________________________________________________

 
 

3. Что понимают под объектом статистического наблюдения?

Под объектом статистического наблюдения понимают ____________________________________

 
 
 

 

4. В чем различие между единицей наблюдения и отчетной единицей?

 
 
 
 
 
 

 

5. Привести определение программы статистического наблюдения.

Программа статистического наблюдения - это__________________________________________

 
 
 
 

 

7. Место наблюдения - это_________________________________________

 
 
 

 

9. Время наблюдения -____________________________________________

 
 
 

10. Критический момент -_________________________________________

 
 
 

11. Срок наблюдения -_____________________________________________

 
 
 

Практическое занятие 1

Статистическая сводка и группировка

Цели работы:

1. Научиться определять группировочный признак, величину интервала, проводить сводку статистических данных и строить статистические группировки.

2. Научиться аккуратно выполнять все расчетные записи.

Оборудование: Калькуляторы

Литература:

     1. Теория статистики: Учебник/Под ред. проф. Р.А.Шмойловой. - 3-е изд., перераб. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 560 с.

2. Практикум по теории статистики: Учебник/Под ред. проф. Р.А.Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 416 с.

Краткие теоретические сведения: См. записи в рабочей тетради

Пояснение к занятию: (см. образец решения).

Образец решения

Произведем анализ 30 самых надежных среди малых и средних коммерческих банков одного из регионов (на 01.01.98 г.), применяя метод группировок

Таблица 1

Группировка малых и средних коммерческих банков одного из регионов по величине уставного капитала на 01.01.98 г.

 

№ группы Группы банков по величине уставного капитала, тыс.руб Число банков, ед. Работающие активы, тыс.руб. Капитал, тыс.руб. Уставный капитал, тыс.руб.
1 2 100 – 7 350 18 504 898 342 889 71 272
2 7 350 – 12 600 6 343 932 204 694 58 227
3 12 600 – 17 850 3 174 059 130 680 48 281
4 17 850 – 23 100 3 217 842 128 572 62 238

ИТОГО

30 1 240 731 806 836 240 018

Структурная группировка коммерческих банков на основе данных таблицы.2 представлена в табл. 3.

Таблица 3

ИТОГО

100 100,0 100,0 100,0

Из табл. 3 видно, что в основном преобладают малые банки - 60% на долю которых приходится 42,5% всего капитала. Более конкретный анализ взаимосвязи показателей можно сделать на основе аналитической группировки (табл. 4).

Таблица 4

Число банков, ед.

Капитал, тыс.руб.

Работающие ативы, тыс. руб.

всего В среднем на один банк всего В среднем на один банк 1 2 100 – 7 350 18 342 889 19 049 504 898 28 050 2 7 350 – 12 600 6 204 694 34 116 343 932 57 322 3 12 600 – 17 850 3 130 680 43 560 174 059 58 020 4 17 850 – 23 100 3 128 573 42 858 217 842 72 614

ИТОГО

30 806 836 - 1 240 731 -

В среднем на один банк

  - 26 895 - 41 358

Величины капитала и работающих активов прямо взаимозависимы, и чем крупнее банк, тем эффективнее управление работающими активами.

Мы рассмотрели примеры группировок по одному признаку. Однако в ряде случаев для решения поставленных задач такая группировка является недостаточной. В этих случаях пере­ходят к группировке исследуемой совокупности по двум и более существенным признакам во взаимосвязи (сложной группировке).

Произведем группировку данных коммерческих банков по двум признакам: величине капитала и работающих активов.

Каждую группу и подгруппу охарактеризуем следующими показателями: число коммер- _ ческих банков, капитал, работающие активы (табл. 5).

Таблица 5

Всего

30 806 836 1 240 731

Исходные данные

Известны следующие данные по основным показателям деятельности крупнейших банков одной из областей России (данные условные):

 

№ п/п Сумма активов Собственный капитал Привлеченные ресурсы Балансовая прибыль Объем вложенный в государственные ценные бумаги Ссудная задолженность
1 2 3 4 5 6 7
1 645,6 12,0 27,1 8,1 3,5 30,8
2 636,9 70,4 56,3 9,5 12,6 25,7
3 629,0 41,0 95,7 38,4 13,3 26,4
4 619,6 120,8 44,8 38,4 4,4 25,3
5 616,4 49,4 108,7 13,4 15,0 20,9
6 614,4 50,3 108,1 30,1 19,1 47,3
7 608,6 70,0 76,1 37,8 19,2 43,7
8 601,1 52,4 26,3 41,1 3,7 29,1
9 600,2 42,0 46,0 9,3 5,2 56,1
10 600,0 27,3 24,4 39,3 13,1 24,9
11 592,9 72,0 65,5 8,6 16,7 39,6
12 591,7 22,4 76,0 40,5 7,5 59,6
13 585,5 39,3 106,9 45,3 6,7 44,9
14 578,6 70,0 89,5 8,4 11,2 32,2
15 577,5 22,9 84,0 12,8 19,3 45,1
16 5535,7 119,3 89,4 44,7 19,4 24,5
17 543,6 49,6 93,8 8,8 5,7 31,1
18 542,0 88,6 26,7 32,2 7,8 37,1
19 517,0 43,7 108,1 20,3 8,3 23,1
20 516,7 90,5 25,2 12,2 9,7 15,8

 

Постройте группировку коммерческих банков по величине собственного капитала, выделив не более пяти групп с равными интервалами. Рассчитайте по каждой группе сумму активов, собственный капитал, привлеченные ресурсы, балансовую прибыль, результаты группировки представьте в табличной форме и сформулируйте выводы.


Статистические таблицы

Цели работы:

1. Научиться определять подлежащее и сказуемое статистической таблицы; определять вид таблицы по разработке подлежащего и сказуемого.

2. Научить аккуратно и грамотно вести учетные записи.

Оборудование: Калькуляторы

Литература:

1. Теория статистики: Учебник/Под ред. проф. Р.А.Шмойловой. - 3-е изд., перераб. - М: Финансы и статистика, 2001. - 560 с.

2. Практикум по теории статистики: Учебник/Под ред. проф. Р.А.Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 416 с.

Краткие теоретические сведения: Смотреть записи в рабочей тетради

Исходные данные:

Разработан следующий макет таблицы.

Группы населения по полу

Численность населения

всего, тыс.чел. Проценты к итогу Занятое население   Итого   Безработные   Итого   Всего населения по подгруппам   Всего мужчины женщины     мужчины женщины     мужчины женщины      

 

Укажите недостатки данного макета таблицы. Переработайте макет с учетом выявленных недостатков и укажите по нему подлежащее, сказуемое и вид таблицы по характеру их разработки.


Показателей

Цели работы:

1. Научиться рассчитывать абсолютные и относительные статистические показатели.

2. Научиться грамотно и аккуратно выполнять все учетные записи.

Оборудование: калькуляторы. Литература:

1. Теория статистики: Учебник/Под ред. проф. Р.А.Шмойловой. - 3-е изд., перераб. - М: Финансы и статистика, 2001. - 560 с.

2. Практикум по теории статистики: Учебник/Под ред. проф. Р.А.Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2001.-416с.

Краткие теоретические сведения: Смотреть рабочую тетрадь

Исходные данные:

1. Добыча нефти и угля в РФ во втором квартале 1996 года характеризуется следующими данными:

Топливо

Объем добычи, млн т

апрель май июнь
Нефть уголь 23,8 23,2 25,0 20,2 24,2 18,7

Теплота сгорания нефти равна 45,0 мДж/кг, угля - 26,8 мДж/кг. Сделайте перерасчет в с условное топливо (29,3 мДж/кг) и проведите анализ изменения совокупной добычи этих ресурсов.

2. Имеются следующие данные о производстве бумаги в РФ:

 

  1992 1993 1994 1995
Произведено бумаги, тыс.т 3603 2882 2215 2771

 

Вычислите относительные показатели динамики с переменной и постоянной базой сравнения. Проверьте их взаимосвязь.

3. Производство автомобилей в РФ в январе - мае 1996 г. характеризуется следующими данными, тыс. шт.

 

  Январь Февраль Март Апрель Май
Всего В том числе: Грузовые легковые 65,0   11,0 54,0 83,2   11,5 71,7 79,3   12,0 67,3 89,9   11,0 78,9 76,6   9,3 67,3

 

Рассчитайте относительные показатели динамики с постоянной базой сравнения. Сделайте выводы.                        ''■'■■


 


Практическое занятие 5

Расчет средних показателей

Цели работы:

Научиться производить расчет средних показателей.

Научиться грамотно и аккуратно выполнять все учетные записи.

Оборудование: калькуляторы.

Литература:

1. Теория статистики: Учебник/Под ред. проф. Р.А.Шмойловой. - 3-е изд., перераб. - М: Финансы и статистика, 2001. - 560 с.

1. Практикум по теории статистики: Учебник/Под ред. проф. Р.А.Шмойловой. - М: Фи­нансы и статистика, 2001. - 416 с.

Краткие теоретические сведения: Смотреть рабочую тетрадь

Исходные данные:

1.    Имеются следующие данные по остановкам предприятий и производств в промышленности Центрально-Черноземного района в сентябре 1995 г.:

 

Область Число предприятий, на которых имели место простой более одной смены Потери рабочего времени, тыс. чел.-дней
Белгородская 61 124
Воронежская 103 286
Курская 57 211
Липецкая 67 131
Тамбовская 60 202

Определите средние потери рабочего времени на одно предприятие в целом по району.

2.    Рабочие бригады имеют следующий стаж на данном предприятии:

Табельный номер 001 002 003 004 005 006
Стаж работы, лет 14 9 11 13 8 10

Определите средний стаж работы.

3.    Распределение рабочих предприятия по тарифному разряду имеет следующий вид:

 

Тарифный разряд Число рабочих, чел
1 2 3 4 5 6 2 3 26 74 18 4

Определите средний уровень квалификации рабочих предприятия.


 

Домашнее задание:

 

Производственные мощности металлургических комбинатов и уровень их использования в 1995г. характеризуется следующими данными:

Комбинат

Мощность, млн т/год

Загрузка, %

чугун сталь прокат чугун сталь прокат
Магнитогорский 10,5 18,5 12,0 41,3 63,4 53,4
Череповецкий 9,5 13,5 11,5 60,5 70,4 58,5
Новолипецкий 9,5 9,9 7,0 71,4 73,7 89,0
Нижнетагильский 7,0 8,0 4,5 64,2 70,6 82,9
Западно-Сибирский 6,0 6,9 4,3 69,3 75,4 82,5
Челябинский 4,0 7,0 4,0 36,4 44,9 43,7
Кузнецкий 3,7 4,8 3,5 74,2 67,0 76,7
Орско-Халиловский 3,4 4,6 3,4 62,4 64,7 61,4

 

Рассчитайте среднюю отраслевую загрузку производственных мощностей по каждому виду продукции
Тема 9. Показатели вариации

Исследование вариации в статистке и социально-экономических исследованиях имеет важное значение, т.к. величина вариации признака в статистической совокупности характеризует ее однородность.

В статистической практике изучения и измерения вариации используются различные показатели (меры) вариации в зависимости от поставленных перед исследователем задач. К ним относятся: размах вариации, среднее линейное отклонение, средний квадрат отклонений (дисперсия), среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации.

Задание. Напишите определения и заполните схему

1. Определение вариации______________________________________________

 
 

2. Примеры вариации_________________________________________________

 
 

3.

Меры вариации

1. Размах вариации - это _______________________________________________

 
 
 

2. Формула:___________________________________________________________

 
 

3. Среднее линейное отклонение – это_____________________________________

 
 

4. Формулы:___________________________________________________________

 
 

5. Дисперсия – это ____________________________________________________

 
 
 

 

6. Формулы: ___________________________________________________________

 
 
 

 

7. Среднее квадратическое отклонение - это_____________________________

 
 
 

 

8. Формулы:__________________________________________________________

 
 
 

 

9. Свойства дисперсии:

9.1.__________________________________________________________________

 
 

 

9.2.____________________________________________________________________

 
 

 

9.3 ____________________________________________________________________

 
 

 

9.4._____________________________________________________________________

 
 

 

10.Коэффициент осцилляции:____________________________________________

 

 

11.Линейный коэффициент вариации:______________________________________

 

 

12. Коэффициент вариации:_____________________________________________

 

Определение моды и медианы

Цели работы:

1. Научиться определять структурные средние вариационного ряда.

2. Научиться грамотно и аккуратно выполнять расчетные записи.

Оборудование: калькуляторы.

Литература:

1. Теория статистики: Учебник/Под ред. проф. Р.А.Шмойловой. - 3-е изд., перераб. - М: Финансы и статистика, 2001. - 560 с.

2. Практикум по теории статистики: Учебник/Под ред. проф. Р.А.Шмойловой. - М.: Фи­нансы и статистика, 2001. - 416 с.

Краткие теоретические сведения: Смотреть рабочую тетрадь

Исходные данные:

1. Результаты экзамена по теории статистики в одной из студенческих групп представлены в таблице:

 

Экзаменнационные оценки Отлично (5) Хорошо (4) Удовлетво-рительно (3) Неудовлетво-ритлеьно (2) Итого
Число оценок 6 15 4 2 27

Найдите модальный и медианные баллы успеваемости студентов.

2. При изучении качества семян пшеницы было получено следующее распределение семян по проценту всхожести:

 

Процент всхожести 70 75 80 85 90 92 95 Свыше 95 Итого
Число проб, % к итогу 2 4 7 29 46 8 3 1 100

Рассчитайте моду и медиану.

3. Вычислите моду и медиану количественного состава семей города на основании следующего их распределения по числу совместно проживающих членов семьи:

 

Число членов семьи 2 3 4 5 6 7 Итого
Число семей, % к итогу 15 34 25 16 8 2 100

 


Выборочное наблюдение

Задание. Ответьте на вопросы теста

1. Отклонение выборочных характеристик от соответствующих характеристик генеральной совокупности, возникающее вследствие нарушения принципа случайности отбора, называется:

а) систематической ошибкой репрезентативности;

б) случайной ошибкой репрезентативности.

2. Отклонение выборочных характеристик от соответствующих характеристик генеральной совокупности, возникающее вследствие несплошного характера наблюдения, называется:

а) систематической ошибкой репрезентативности;

б) случайной ошибкой репрезентативности.;

3. Чтобы уменьшить ошибку выборки, рассчитанную в условиях механического отбора, можно:

а) уменьшить численность выборочной совокупности;

б) увеличить численность выборочной совокупности;

в) применить серийный отбор;

г) применить типический отбор.

4. Средняя из групповых дисперсий в генеральной совокупности составляет 64% общей дисперсии. Средняя ошибка выборки при механическом отборе из этой совокупности будет при одном и том же объеме выборки больше ошибки типической выборки на:

а) 36%; 6)64%;

в) 25%;

г) предсказать результат невозможно.

5. Проведено собственно-случайное бесповоротное обследование заработной платы сотрудников аппарата управления двух финансовых корпораций. Обследование одинаковое числосотрудников. Дисперсия заработной платы для двух финансовых корпораций одинакова, а численность аппарата управления больше на первой корпорации. Средняя ошибка выборки:

а) больше на первой корпорации;

б) больше на второй корпорации;

в) на обеих корпорациях одинакова;

г) данные не позволяют сделать вывод.

6. Проведено обследование: 1) восьми кафе с целью изучения их санитарного состояния; 2) шести магазинов из 40, переведенных на новый график работы, с целью определенияэффективности внедрения нового графика в магазинах города. Выборочным обследованием является:

 а) -;

б) 1; 2;

в) 1;

 г) 2.

7. По данным 10%>-ного выборочного обследования дисперсия средней заработной платы сотрудников первого туристического агентства 225, а второго - 100. Численность сотрудников первого туристического агентства в четыре раза больше, чем второго. Ошибка выборки больше:

а) в первом туристическом агентстве;

б) во втором туристическом агентстве;

в) ошибки одинаковы;

г) предсказать результат невозможно.


8. При выборочном обследовании продуктивности скота в фермерских хозяйствах вначале отбирались группы фермерских хозяйств определенного производственного направления, а в отобранных группах - отдельные хозяйства. Этот отбор:

а) серийный;

б) типический;

в) двухступенчатый;

г) двухфазный.

9. При отборе рабочих экспедиторских фирм для обследования причин потерь рабочеговремени были заведомо исключены рабочие, имеющие сокращенный рабочий день. Результатыобследования содержат:

а) систематическую ошибку регистрации;

б) систематическую ошибку репрезентативности.

10. На таможенном посту проверено 36% ручной клади пассажиров. Ошибка собственно-случайной бесповоротной выборки меньше ошибки повторной выборки на:

а) 10%;

6)19%;

в)1%;

г) предсказать результат невозможно.

11. По выборочным данным (2%-ный отбор), удельный вес неуспевающих студентов на IV курсе составил 10%, на III курсе - 15%. При одинаковой численности выборочной совокупности ошибка выборки больше:

а) на IV курсе;

б) на III курсе;

в) ошибки равны;

г) данные не позволяют сделать вывод.

 


Агрегатный индекс

1. Агрегатный индекс – это__________________________________________

 
 

2. Индексируемая величина – это____________________________________

 
 

3. Вес индекса – это_________________________________________________

 
 

4. Виды индексов:

4.1.____________________ Формула

4.2.___________________ Формула

4.3.____________________ Формула                 

Средние индексы

1. Средний индекс – это_____________________________________________

 
 

 

2. Индекс Струмилина – это___________________________________________

 
 

 

3. Индекс Доу-Джонса – это___________________________________________

 
 

 

4. Индекс Стэндарда и Пура – это ______________________________________

 
 

 

Выбор базы и весов индексов

1. Система индексов – это_____________________________________________

 
 

 

2. Система базисных индексов - это ____________________________________

 
 

 

3. Система цепных индексов – это ______________________________________

 
 

 

Индексы структурных сдвигов

1. Индекс переменного состава – это_______________________________________________

 
 

2. Индекс постоянного состава – это_______________________________________________

 
 

 

Практическое занятие 10

Расчет индексов

Цели работы:

1. Научиться определять индексы.

2. Научиться аккуратно вести все учетные записи.

Литература:

1. Теория статистики: Учебник/Под ред. проф. Р.А.Шмойловой. - 3-е изд., перераб. - М.. Финансы и статистика, 2001. - 560 с.

2. Практикум по теории статистики: Учебник/Под ред. проф. Р.А.Шмойловой. - М.: Фи­нансы и статистика, 2001. - 416 с.

Краткие теоретические сведения: смотреть рабочую тетрадь

Исходные данные:

      1. Известны следующие данные о реализации фруктов предприятиями розничной торговли округа:

Товар

Цена за 1 кг., руб

Товарооборот, тыс. руб.

июль август июль август
Яблоки Груши 8 11 6 10 143,5 38,9 167,1 45,0

 

Рассчитайте сводные индексы: а) товарооборота; б) цен; в) физического объема реализации. Определите абсолютную величину экономики покупателей от снижения цен.

2. Имеются следующие данные о себестоимости и объемах производства продукции промышленного предприятия:

Изделие

1996   1997  
себестоимость единицы продукции, тыс.руб. произведено тыс.шт. себестоимость единицы продукции, тыс.руб. произведено тыс.шт.
А Б В 220 183 67 63,4 41,0 89,2 247 215 70 52,7 38,8 91,0

 

Определите: а) индивидуальные и сводный индексы себестоимости; б) сводный индекс физического объема продукции; в) сводный индекс затрат на производство. Покажите взаимосвязь сводных индексов.

Литература

1. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник / А.И. Харламов, О.Э. Башина, В.Т. Бабурин и др.: Под ред. А.А. Спирина. -4-е изд. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 296 с: ил.

2. Статистический словарь / Под ред. М.А. Королева. - М: Финансы и статистика, 1989. - 623 с.

3. Теория статистики: Учебник / Под ред. Р.А. Шмойловой - 2-е изд., доп. и переб. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 576 с: ил.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Рабочая тетрадь по дисциплине "Статистика" разработана для студентов, обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)" на очном и заочном отделении. Рабочая тетрадь содержит опорные конспекты лекций, задания для практических работ. Использование рабочей тетради способствует эффективной организации самостоятельной работы студентов, позволяет преподавателю осуществлять контроль за подготовкой студентов в межсессионный период.

В современном обществе статистика стала одним из важнейших инструментов управления национальной экономикой. Она обеспечивает сбор, обработку и представление весьма важной цифровой информации об уровне и возможностях развития страны. Статистические данные являются одним из определяющих ориентиров политики, способствуют выработке объективного и научно обоснованного стратегического курса экономических преобразований.

Основной задачей курса статистики является овладение знаниями общих основ статистической науки и навыками организации, проведения статистических исследований, анализа и прогнозирования их результатов.

Студенты после изучения курса и выполнения практических работ, должны

уметь:

- организовать и провести сплошное и не сплошное наблюдение

- строить статистические графики и таблицы

- анализировать массивы статистических данных

- исчислять и интерпретировать статистические показатели

- формулировать выводы, вытекающие из проведенного анализа.


 

Тема: История развития статистики как науки

Задание: Сделайте краткий обзор развития статистики; ответ оформите в виде таблицы.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.198 с.