Однокоренные и родственные слова — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Однокоренные и родственные слова

2022-10-29 58
Однокоренные и родственные слова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

-   Сегодня мы будем говорить о березке. Отгадайте «заколдованные» слова, вставьте в слово - корень -БЕРЕЗ-, прочитайте получившееся слово. Объясните значение слова.

- А

-ОНЬКА (небольшая березка)

-ОВЫЙ (лист, прут)

-НЯК (лес, где растут только березы)

-ПОД     ОВИК (гриб, который вырастает под березой).

Работа с текстом «Березка»

Учитель рисует на доске или выставляет контурное изображение березы и предлагает послушать текст.

БЕРЕЗА

Возле нашего дома растет береза. Ствол у нее стройный, кора на нем гладкая, белая, с черными пятнами. Веточки тонкие, гибкие, опущены вниз. Листочки у березки круглые, с зубчиками по краям, блестящие и клейкие. Березку называют стройной, белоствольной, кудрявой красавицей.

Объясните:

ГИБКИЕ ВЕТОЧКИ —...(ветки, которые хорошо гнутся.) КЛЕЙКИЕ ЛИСТОЧКИ...(липкие листочки; как будто намазаны клеем.)

- Что сначала описывается в рассказе? (Ствол.) Прикрепить цветное изображение ствола дерева к контурному (или раскрасить цветным мелом на доске).

- Какой у березки ствол? (Стройный, кора гладкая, белая, с черными пятнами.)

- Что затем описывается у березки? (Веточки.) Прикрепить цветное изображение веток дерева к контурному.

- Какие у березки ветки? (Тонкие, гибкие, опущены вниз.)

- Что описывается затем? (Листочки.) Прикрепить цветное изображение листьев дерева к контурному.

- Какие у березки листья? (Круглые, с зубчиками по краям, светло-зеленые, блестящие, клейкие.)

- Что описывается затем? (Общий вид: стройная, белоствольная, кудрявая красавица.)

На доске получилось цветное изображение березки и ниже, в ряд, по порядку описания, расположены дубликаты ствола, веток, листочков дерева, что позволяет детям спланировать предстоящий пересказ.

Учитель, указывая на ствол (ветки, листочки, березу), предлагает вспомнить слова-признаки.

СТВОЛ КОРА   Какой? Какая?   Стройный Гладкая, белая, с черными пятнами
ВЕТКИ   Какие?   Тонкие, гибкие, опущены вниз
ЛИСТЬЯ   Какие?   Круглые, с зубчиками по краям, светло-зеленые, блестящие, клейкие.
БЕРЕЗКА   Какая?   Стройная, белоствольная, кудрявая красавица.

 

Пересказывают текст 2-3 ученика. Учитель указывает последовательность пересказа по графическим схемам - частям изображения березки.

Практическое задание: Зарисуйте план-схему к рассказу «Береза».

 

Выборочный пересказ. Составление плана пересказа.

ЦВЕТОК ИЛИ ВОЛЧЬЯ ПАСТЬ?

Шли из школы домой Сережа и Коля. Сережа был веселый, потому что он получил «пятерку». А Коля был грустный и задумчивый. Он не выучил урок, и учительница поставила ему «двойку».

Был теплый весенний день. Сияло солнце. В голубом небе плыло белое облачко.

Сережа загляделся на облако и сказал: «Смотри, Коля, какое красивое облако! Оно похоже на белую розу. У нее нежные, тоненькие лепестки». Коля долго смотрел на облако, потом тихо сказал: «Где же лепестки? Где цветок? Облако похоже на страшного волка. Он хочет на кого-то броситься».

Мальчики долго смотрели на облако, и каждый видел свое.

 

- Объясните значение слова:

ПАСТЬ (ВОЛЧЬЯ) -... (зев животного, часть рта перед глоткой)

Учитель читает первую часть рассказа.

Шли из школы домой Сережа и Коля. Сережа был веселый, потому что он получил «пятерку». А Коля был грустный и задумчивый. Он не выучил урок, и учительница поставила ему «двойку».

- Предложите первый пункт плана. (Ребята идут из школы.) Запишите первый пункт плана в тетрадь.

Учитель читает вторую часть рассказа. Был теплый весенний день. Сияло солнце. В голубом небе плыло белое облачко.

- Предложите второй пункт плана. (Теплый весенний день.) Запишите второй пункт плана в тетрадь.

Учитель читает третью часть рассказа.

Сережа загляделся на облако и сказал: «Смотри, Коля, какое красивое облако! Оно похоже на белую розу. У нее нежные, тоненькие лепестки».

-   Предложите третий пункт плана. (Сережа видит белую розу.) Запишите третий пункт плана в тетрадь.

- Учитель читает четвертую часть рассказа.

Коля долго смотрел на облако, потом тихо сказал: «Где же лепестки? Где цветок? Облако похоже на страшного волка. Он хочет на кого-то броситься».

-Предложите четвертый пункт плана. (Коля видит страшного волка.) Запишите четвертый пункт плана в тетрадь.

- Учитель читает пятую часть рассказа. Мальчики долго смотрели на облако, и каждый видел свое.

- Предложите пятый пункт плана. (Каждый видел свое.) Запишите пятый пункт плана в тетрадь.

- Ребята, как вы думаете, почему мальчики видели разные предметы?

Образец записи плана в тетради: «Цветок или волчья пасть?»

Практическое задание:

1.Опишите предварительную работу над текстом «Цветок или волчья пасть?».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.Продолжите план рассказа

План:

Ребята идут из школы.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Краткий пересказ. Составление плана пересказа.

Сядет тот, кто назовет предмет на картинке и правильно определит количество согласных звуков в слове: МЫШЬ, БЕЛКА, ХОМЯК, СУСЛИК, БОБР, ЗАЯЦ.

Знакомство с текстом «Суслик и хомяк»

СУСЛИК И ХОМЯК

На полянке у ручья жили два друга — суслик и хомяк. Суслик был сильный и храбрый. Хомяк - соня и лентяй.

Однажды случилась беда. Во время сильного дождя залило норки друзей. Ленивый хомяк побарахтался немного и утонул. А сильный суслик долго работал лапками, пытаясь спастись.

Вдруг он увидел просвет. Это зверек своими лапками прорыл выход.

Так суслик выбрался наружу.

Чтение текста детьми вслух. Читают 1—2 ученика.

Словарная работа

Объясните значение слов, подберите к указанным словам близкие по значению слова.

КРАТКИЙ ПЕРЕСКАЗ -... (короткий, сжатый пересказ)

СОНЯ (хомяк) -... (животное, которое любит спать)

ПОБАРАХТАЛСЯ (БАРАХТАТЬСЯ) -. (возиться, бить руками и ногами, упав наземь или в воду, сопротивляясь внешнему усилию).

ПРОСВЕТ - (появление света во тьме; внезапный доступ света; отверстие для света).

Выделение частей текста. Составление плана пересказа

Посмотрите на текст, определите, сколько в тексте частей. (Четыре.)

Почему? (В тексте четыре красные строки, значит, в тексте четыре части.)

-   Ребята, а вы знаете, что слово «красное» — это старинное название красивого: Красная площадь, красная девица. И первую строку в тексте называем красной, потому что в старинных книгах разными узорами разрисовывали первую букву. Красной строкой выделяют каждую новую часть текста.

- Прочитайте первую часть текста. (Читает ученик.)

- Предложите первый пункт плана. (Два друга.) Запишите первый пункт плана в тетрадь.

- Прочитайте вторую часть текста. (Читает ученик.)

- Предложите второй пункт плана. (Беда.)

 - Запишите второй пункт плана в тетрадь.

- Прочитайте третью часть текста. (Читает ученик.)

- Предложите третий пункт плана. (Спасение.). Запишите третий пункт плана в тетрадь.

- Прочитайте четвертую часть текста. (Читает ученик.)

- Предложите четвертый пункт плана. (На свободе.) Запишите четвертый пункт плана в тетрадь.

Образец записи плана в тетради:

Суслик и хомяк.

План.

Два друга.

Беда.

Спасение.

На свободе.

Краткий пересказ текста

Учитель предлагает учащимся коротко пересказать текст по плану.

Пересказывают 2-3 ученика.

Практическое задание. Запишите образец рассказа.

 __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.