Гибель эскортного миноносца «Фредерик Ч. Дэвис» — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Гибель эскортного миноносца «Фредерик Ч. Дэвис»

2022-10-28 39
Гибель эскортного миноносца «Фредерик Ч. Дэвис» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Если лететь из Сент-Джона, Ньюфаундленд, в Файял на Азорских островах, то протяженность пути составит 1180 миль. 23 апреля в Атлантике примерно на полпути между Сент-Джоном и Файялом несколько эскортных авианосцев и группа эскортных миноносцев создали 100-мильный барьер, вытянутый с севера на юг. Эта флотилия представляла собой одно из самых крупных поисково-ударных соединений, которые когда-либо формировались. Она должна была перехватить немецкие супер-лодки, направленные для удара по Восточному Побережью США.

Противолодочный барьер состоял из 2 оперативных групп (ОГ 22.3 и ОГ 22.4), а также большого числа миноносцев. Соединением командовал командир ОГ 22.3 — капитан 1 ранга Г.Дж. Дюфек, находившийся на авианосце «Боуг». Эскортными миноносцами командовал капитан 2 ранга Ф.С. Холл, командир ДЭМЭ-4, находившийся на «Пиллсбери». Он был назначен командиром Оперативного Отряда 22.7.1.

В состав ОО 22.7.1 вошли эскортные миноносцы «Пиллсбери», «Кейт», «Оттерштеттер», «Поуп», «Флаэрти», «Шателейн», «Фредерик Ч. Дэвис», «Нойнцер», «Хаббард», «Вэриан», «Оттер», «Хэйтер», «Янсен» и «Кокрилл».

Миноносцы были развернуты так, что образовали барьер между авианосной группой «Боуга» на севере и авианосной группой «Кора» на юге. Следуя с интервалами 5 миль, 14 эскортных миноносцев образовали на поверхности моря нечто вроде огромного трала, а в роли траулеров выступали авианосцы.

23 апреля в 13.22 самолет-разведчик заметил подводную лодку примерно в 70 милях от эскортного миноносца «Пиллсбери». Капитан 2 ранга Холл сформировал поисковую завесу (перпендикулярно линии генерального курса, скорость 16,8 узла, интервал 3000 ярдов), и миноносцы пошли в точку, где была замечена лодка. Лодка поспешно погрузилась. Миноносцы до вечера прочесывали море с помощью сонаров. Вечером они занимались тем же самым. В полночь тоже. На рассвете 24 апреля охота продолжалась.

Эскортный миноносец «Фредерик Ч. Дэвис» (лейтенант Дж. Р. Кросби) шел в общем строю, ощупывая ночную темноту лучами радара, а морские глубины — сонаром. Стоящие на мостике люди заметили, что понемногу начало светать. Усталый артиллерист в очередной раз проверил свое хозяйство: «хеджехог» в порядке, глубинные бомбы готовы. Вестовой принес лейтенанту Кросби из кают-компании чашку кофе. Слабые лучи восхода осветили море. Новый день. Рутинная смена вахт. А затем…

В 08.29 был установлен гидролокационный контакт на расстоянии 2000 ярдов. Акустик сообщил, что «эхо очень резкое и ясное». Цель смещалась за корму и вскоре затерялась среди других шумов.

Младший вахтенный офицер позвонил в кают-компанию, чтобы сообщить командиру о контакте. Одновременно вахтенный начальник приказал повернуть вправо и сообщил командиру оперативного отряда, что «Дэвис» проверяет предполагаемый контакт.

В 08.34 контакт был восстановлен. В 08.39 «Дэвис» лег на обратный курс, дистанция сократилась до 650 ярдов. А в 08.40 «Фредерик Ч. Дэвис» получил попадание торпеды.

Ужасный взрыв распорол левый борт миноносца. Стена пламени охватила корпус корабля. Люди гибли в огненном вихре. Несколько человек выкинуло за борт. Остальные попали в ловушку среди развороченных переборок и разбитых механизмов и утонули вместе с кораблем.

Один из спасшихся, лейтенант П.К. Лундеберг, видел, как мачта переломилась, словно подрубленное дерево, и верхняя часть отлетела в сторону. Миноносец разломился пополам, и обе части корпуса быстро затонули. Шедшие рядом эскортные миноносцы поспешили, чтобы подобрать спасшихся.

Но потери оказались тяжелыми. Хотя большинство моряков имели на себе спасательные жилеты и могли добраться до спасательных плотиков, холодная вода и высокие волны взяли свою долю. Лейтенант Кросби и две трети экипажа погибли. Были спасены 74 офицера и матроса, многие из которых имели тяжелые ранения. «Фредерик Ч. Дэвис» вошел в строй 14 июля 1943 года. Он стал вторым и последним американским эскортным миноносцем, потопленным немецкими лодками во время Битвы за Атлантику.

Итак, Дениц сумел больно укусить американские противолодочные силы. Но это не принесло гросс-адмиралу никакого удовлетворения, так как виноватая в этом лодка была немедленно уничтожена.

 

«Пиллсбери», «Флаэрти», «Нойнцер», «Шателейн», «Вэриан», «Хаббард», «Янсен» и «Кейт» топят U-546

 

Командир подводной лодки, торпедировавшей «Фредерик Ч. Дэвис», должен был знать, что совершает самоубийство. Эскортные миноносцы поисковой завесы немедленно пошли на сближение с лодкой. «Пиллсбери» (капитан-лейтенант Г.У. Кассальман), «Флаэрти» (капитан-лейтенант Г.Ч. Дафф), «Нойнцер» (капитан-лейтенант В.Э. Гекс), «Шателейн» (капитан-лейтенант Д.С. Нокс), «Вэриан» (капитан-лейтенант Л.Э. Мийр), «Хаббард» (капитан-лейтенант Л.Ч. Мэбли), «Янсен» (капитан-лейтенант С.Г. Рубинов) и «Кейт» (лейтенант У.У. Патрик) — эта восьмерка быстро стянула кольцо вокруг подводной лодки.

Действия поисково-ударной группы являются совершенно типичными для заключительного периода войны. По этой причине мы расскажем о них более детально.

Сразу после того как был торпедирован «Фредерик Ч. Дэвис», командир оперативного отряда капитан 2 ранга Холл приказал «Нойнцеру» и «Хэйтеру» начать слежение. «Пиллсбери» начал кружить рядом, а «Флаэрти» был отправлен подбирать спасшихся. В 09.17 «Флаэрти» установил гидролокационный контакт с подводной лодкой. Холл немедленно приказал «Нойнцеру» и «Хэйтеру» прекратить слежение и спасать людей, а сам на «Пиллсбери» пошел на помощь «Флаэрти».

Далее приводятся выдержки из рапорта командира группы:

 

09.50 «Флаэрти» выходит на исходную позицию и дает залп из «хеджехога».

10.20 «Флаэрти» стреляет из «хеджехога» по указаниям «Пиллсбери».

10.23 «Флаэрти» сбрасывает серию глубинных бомб Mark 8 с магнитными взрывателями по указаниям «Пиллсбери». Слышны подводные взрывы.

10.28 «Пиллсбери» потерял контакт.

10.34 «Пиллсбери» восстановил контакт, дистанция 900 ярдов.

10.45 «Пиллсбери» потерял контакт. Судя по всему, лодка ушла на большую глубину, более 600 футов.

 

В течение часа «Пиллсбери» удерживал контакт и помогал «Флаэрти», выводя его в атаку. Выяснилось, что следить за этой лодкой очень сложно. Ответный сигнал сонара был еле слышен, акустик назвал его «очень слабым и размазанным». Было ясно, что лодка ушла на предельную глубину и начала маневрировать, меняя курс и скорость.

 

10.56 «Пиллсбери» и «Флаэрти» возобновили операцию «Слежение».

10.59 Капитан 2 ранга Холл приказал командиру ДЭМЭ-62 (капитан 2 ранга Дж. Ф. Боулинг, находящийся на «Оттере») образовать поисковую завесу из всех кораблей, не занятых атакой и спасательными операциями, и быть готовым начать прочесывание.

11.04 Командиру ДЭМЭ-62 приказано оставаться на месте гибели «Дэвиса» и руководить спасательными операциями.

11.33 Командир оперативного отряда капитан 2 ранга Холл приказал миноносцу «Хаббард» вести поисковую завесу через район предполагаемого нахождения цели.

11.50. «Пиллсбери» присоединился к завесе в качестве головного.

11.52 «Оттерштеттер» получил приказ присоединиться к «Хэйтеру» и «Оттеру», ведущим спасательные работы.

12.01 «Флаэрти» установил контакт с подводной лодкой.

12.02 «Флаэрти» сообщил, что его сонар сломался, и что лодка должна находиться в 1000 ярдов впереди эскортного миноносца «Вэриан».

12.05 «Вэриан» установил контакт.

12.11 «Янсен» получил приказа атаковать, «Вэриан» — помогать.

12.28 «Янсен» провел атаку глубинными бомбами.

12.33 «Хаббарду» приказано присоединиться к «Янсену». «Вэриан» должен помогать и направлять совместные атаки.

 

Пока «Вэриан» давал целеуказания, «Хаббард» и «Янсен» вышли на исходные позиции. Подводная лодка находилась очень глубоко. Но 2 эскортных миноносца были полны решимости закопать ее еще глубже. Атака началась в 12.50, и в воду полетели глубинные бомбы.

 

12.54 «Вэриан» сообщил, что видит большие воздушные пузыри.

12.55 «Нойнцеру» приказано следовать к цели.

12.59 «Хаббард» сообщил, что по некоторым признакам лодка находится на глубине 600 футов.

13.14 Еще одна совместная атака.

13.20 «Флаэрти» сменил «Янсена» в районе цели.

13.41 Совместная атака.

13.46 «Шателейну» приказано идти в район цели.

14.18 Командир ДЭМЭ-62 вместе с «Оттером» и «Хэйтером» покинул место гибели «Дэвиса», чтобы сопровождать авианосцы «Кор» и «Боуг». Эскортный миноносец «Оттерштеттер» остался, чтобы искать спасшихся.

15.15 «Вэриан» сообщил, что по показаниям сонара лодка находится на глубине 580 футов.

15.45 Эскортный миноносец «Кокрилл» получил приказ идти в район цели.

15.49 Совместная атака проведена «Нойнцером», «Вэрианом», «Хаббардом». «Шателейн» действовал как корабль наведения.

15.56 С помощью сонаров лодка обнаружена на глубине 420 футов. Вскоре после этого контакт был потерян.

 

В 15.57 «Шателейн» и «Нойнцер» получили приказ вернуться в состав завесы. Во время предыдущих атак капитан 2 ранга Холл держал завесу в готовности начать поиск, если контакт будет утерян. В 16.49 он приказал всем кораблям занять места в завесе и начать гидролокационный поиск.

 

16.50 «Кокрилл» установил контакт.

17.05 Потеряв контакт, «Кокрилл» предложил завесе прочесать район.

17.23 Завеса начала продвигаться вперед, «Пиллсбери» головной.

17.31 «Вэриан» установил контакт.

17.34 «Кейт» установил контакт.

17.37 «Пиллсбери» приказано идти к цели на помощь.

17.43 «Флаэрти» приказано идти на помощь.

17.47 С помощью сонара «Кейт» обнаружил лодку на глубине 220 футов. Капитан 2 ранга Холл приказал атаковать с помощью «хеджехогов» с учетом увеличения глубины.

18.10 «Флаэрти» дал залп из «хеджехога». Акустики «Пиллсбери» услышали подводный взрыв.

18.14 На месте последней атаки появилось маленькое масляное пятно.

18.24 «Флаэрти» сообщил, что слышит поднимающиеся воздушные пузыри.

18.28 «Флаэрти» дал залп из «хеджехога».

18.38 Подводная лодка поднялась на поверхность.

 

С 09.50 до 18.30, пробыв под огнем 10,5 часов, германские подводники решили, что с них достаточно. Более того, подводная лодка уже имела повреждения от снарядов «хеджехога» и глубинных бомб. Не в силах больше выносить медленное убийство, немцы предпочли всплыть, чтобы разом покончить со всем. Конец был быстрым и неизбежным.

Как только рубка лодки показалась над водой, все корабли открыли огонь. Подводники бросились наружу через люки. Под градом снарядов лодка дергалась и раскачивалась. В 18.44, после того как ее рубка была превращена в обломки, U-546 пошла на дно.

Убийца «Фредерика Ч. Дэвиса» был казнен. Миноносцы подошли, чтобы подобрать пленных. Их было 33 человека, в том числе командир лодки капитан-лейтенант Пауль Юст.

На допросе Юст показал, что стрелял по «Дэвису» потому, что был уверен: в противном «Дэвис» случае потопит его.

 

«Натчез», «Кофман», «Бостиук» и «Томас» топят U-548

 

На календаре последний день апреля 1945 года, ночь у мыса Гаттерас. Конвой KN-382 (Ки-Уэст — Нью-Йорк) медленно идет по течению Гольфстрима в 100 милях от входа в бухту Чезапик. Во время перехода его никто не беспокоил, пока фрегат «Натчез» (лейтенант Дж. Г. Стаффорд) не установил гидролокационный контакт.

Подводная лодка была справа по носу у фрегата по пеленгу 20°. Лейтенант Стаффорд сразу повернул корабль на цель, надеясь таранить лодку и забросать бомбами. Через пару секунд наблюдатели увидел перископ и головку шноркеля. Теперь лодка находилась прямо впереди. Она удирала полным ходом, волоча за собой широкий пенистый след. Прежде чем «Натчез» успел довернуть, чтобы таранить лодку, она исчезла.

Фрегат сбросил серию глубинных бомб, а потом начал преследование. К несчастью, ему помешал конвой, который выполнил срочный поворот. «Натчез» был вынужден отвернуть в сторону, чтобы избежать столкновения. Одновременно фрегат сообщил обо всем по радио, и его радиограмму приняла Оперативная Группа 02.10, патрулировавшая неподалеку. Командир группы капитан 1 ранга Г.Э. Паркинсон предложил свою помощь.

Оставшись за кормой конвоя, «Натчез» восстановил контакт. Теперь лодка находилась у него справа по носу. Стаффорд уменьшил скорость до 10 узлов и приготовился использовать «хеджехог». Подводная лодка увернулась и выстрелила имитационный патрон, чтобы запутать следы. «Натчез» восстановил контакт на дистанции 1400 ярдов и сбросил серию глубинных бомб с магнитными взрывателями. Сразу после этого раздались 2 взрыва, а еще 2 взрыва произошли на большой глубине. Результат атаки был неясен. В этот момент к охоте подключилась Оперативная Группа 02.10.

Группа Паркинсона состояла из эскортных миноносцев «Кофман» (капитан-лейтенант Дж. Ч. Крокер), «Бостуик» (лейтенант Дж. Р. Дэвидсон), «Томас» (капитан-лейтенант Д.М. Келлог). Первым установил контакт «Кофман». В 23.10, примерно через 20 минут после обнаружения лодки, эскортный миноносец дал залп из «хеджехога». Получив приказ поддерживать контакт и руководить совместной атакой, «Кофман» дал еще залп. В 23.48 он в третий раз выстрелил из «хеджехога». Затем он вывел на ударную позицию «Томаса».

В 00.36 «Томас» начал атаку. По показаниям сонара, лодка находилась на глубине 90 фатомов, и эскортный миноносец сбросил серию глубинных бомб. Затем в атаку вышел «Бостуик», который сбросил свои бомбы в 01.25. Через 8 минут после этого с помощью гидроакустического буя были услышаны подводные взрывы. Но никаких определенных результатов.

Под руководством «Кофмана» фрегат «Натчез» продолжил атаку и в 02.07 сбросил серию глубинных бомб. Когда все бомбы были сброшены, с фрегата заметили большое темное пятно соляра на поверхности моря. После этого «Кофман» и «Томас» начали операцию «Слежение», и «Кофман» вышел в атаку по указаниям «Томаса». В 04.47 акустики «Томаса» услышали громоподобный подводный взрыв. После этого в море воцарилась тишина.

Перед рассветом охотники провели самый тщательный поиск, но подводная лодка уже была далеко за пределами досягаемости их сонаров. При дневном свете выяснилось, что море покрыто пятнами соляра, которые отмечали место захоронения лодки. Послевоенное расследование позволило опознать лодку. Фрегат и 3 эскортных миноносца потопили U-548.

Эта лодка была уже седьмой, которую потопили американские миноносники в апреле 1945 года. Но грохот торпед, «хеджехогов», глубинных бомб и взрывающихся лодок был знаком приближающейся горькой развязки.

 

«Фаркухар» топит U-881

 

6 мая 1945 года эскортный миноносец «Фаркухар» (капитан-лейтенант Д.Э. Уолтер) шел в составе охранения эскортного авианосца «Мишн Бей», который патрулировал на южных подходах к Большой Банке.

В 03.13, в ясную предутреннюю пору, когда небо усыпано звездами, а океан отливает глубоким синим цветом, «Фаркухар» установил гидролокационный контакт на дистанции 1300 ярдов. Вахтенный офицер объявил боевую тревогу и скомандовал право руля. Не имея возможности определить, куда движется лодка, он предположил, что, судя по пеленгу, она идет сквозь охранение. «Фаркухар» прошел прямо над лодкой, не дав ей ничего предпринять.

В 03.22 эскортный миноносец провел срочную атаку, сбросив 13 глубинных бомб с установкой взрывателей на малую глубину. Примерно в 1800 ярдах от этого места был сброшен гидроакустический буй со световым маркером. В 04.03 с помощью буя были отмечены 7 отдельных взрывов, а в 04.09 — еще 2 взрыва. После этого «Фаркухар» не сумел восстановить контакт с целью.

Он начал слежение, потом к нему присоединились миноносцы «Хилл» и «Дуглас Л. Говард» под командованием капитана 2 ранга Э.У. Янси, командира ДЭМЭ-9. Поиски продолжались почти 12,5 часов, но лодка «бесследно пропала». «Фаркухар» проделал свою работу быстро и аккуратно. Единственной серией глубинных бомб он уничтожил еще одну фашистскую подводную лодку. Долго ждать подтверждения этой победы не пришлось. Гитлер был мертв. Берлин лежал в развалинах. Через несколько часов бойня в Европе завершится.

Позднее выяснилось, что накануне Дня Победы «Фаркухар» утопил U-881.

 

«Атертон» и «Моберли» топят U-853 (Финал)

 

Воды между мысом Джудит, Род Айленд, и островом Блок (тот самый Блок Айленд!) были крайне вредны для здоровья немецких субмарин, начиная с допотопных образцов Первой Мировой войны и кончая сверхсовременными лодками со шноркелем.

Одна такая лодка вошла в этот район вечером 5 мая. Демонстрируя явные признаки безумия, ее командир не только подошел на 4 мили к мысу Джудит (военно-морская база Ньюпорта), но и решился атаковать американское судно. Более того, он торпедировал не огромный лайнер или военный корабль, а чумазый угольщик «Блэк Пойнт» водоизмещением 5300 тонн. С любой точки зрения его добыча стоила дешевле затраченной торпеды.

И уж конечно, она не стоила экипажа U-853. Подводная лодка не спешила уходить, даже когда сигнал SOS прозвучал в эфире. Он поднял на ноги все противолодочные силы.

А они были очень большими. Военные корабли из Провиденса, Ньюпорта, Мистика, Нью-Лондона. Береговая охрана от мыса Джудит, острова Блок, Монтаука. Эсминцы, эскортные миноносцы, корветы, фрегаты, вооруженные яхты. Базовые самолеты. Гидросамолеты. Были подняты на ноги все подразделения армии и флота в этом районе. Среди поднятых по тревоге была Оперативная Группа 60.7, которая только что привела конвой из Гибралтара в Нью-Йорк и теперь находилась в районе мыса Код, так как шла в Бостон. Командующий морским пограничным округом Восточного Побережья приказал трем ее кораблям идти к месту атаки «Блэк Пойнта», отыскать и уничтожить дерзкую подводную лодку. Кораблями командовал капитан 2 ранга Ф.К.Б. МакКьюн, командир ОГ 60.7.

Это были эскортные миноносцы «Атертон» (капитан-лейтенант Л. Изелин), эсминец «Эриксон» и фрегат «Моберли» (капитан-лейтенант Л.Б. Толлаксен). Вскоре они собрались возле мыса Джудит. Поиски «Эриксона» оказались безуспешными. Но когда «Атертон» и фрегат включили свои сонары, они сразу обнаружили подводный объект, лежащий в 5 милях от места атаки. Затонувшее судно? Или легшая на дно лодка? Контакт был установлен через 3 часа после атаки. Объект оставался неподвижным, поэтому капитан-лейтенанты Изелин и Толлаксен маневрировали очень осторожно.

Моряки напряженно ждали, пока операторы сонара на «Атертоне» проверят информацию. На мостике «Моберли» наблюдатели внимательно рассматривали поверхность моря, пытаясь найти хоть что-то определенное. А затем фашистский командир и командир фрегата одновременно начали действовать.

«Это свинская подводная лодка! Все правильно!»

«Держите шляпы, парни, мы атакуем!»

«Атертон» бросился в атаку. «Моберли» бросился в атаку. В море полетели глубинные бомбы.

Вверх поднялись столбы грязной воды, взбаламученной взрывами. Первый же взрыв поднял тучу ила вокруг рубки лодки, лежащей на дне. Она не шевелилась. Ее механизмы не работали. Либо моторы отказали по какой-то случайности, либо командир решил пересидеть атаку. В любом случае, спастись U-853 не сумела. В полночь корабли все еще стреляли по цели из «хеджехогов» и атаковали ее глубинными бомбами. Грохот над морем раздавался и утром 6 мая, пугая рыбаков. Стекла в домах на острове Блок жалобно дребезжали.

Подводникам, закупоренным в стальной трубе прочного корпуса, приходилось хуже. Бам! Бам! Бам! Удары грохотали один за другим, и скорлупа ореха была раздавлена.

Моряки «Атертона» и «Моберли» увидели, что на поверхность поднимаются пузыри. Затем появились пятна соляра, в которых плавали куски пробки. На морской зыби закачалось огромное количество пробковой крошки.

Спустив шлюпки, американцы выудили из воды дыхательные приборы, обломки оборудования и прочие мелочи, которые неоспоримо свидетельствовали о гибели лодки. Во второй половине дня водолазы из Нью-Лондона обнаружили лодку на дне. С нее не спасся ни один человек.

Потопленная за несколько часов до капитуляции Германии, U-853 стала последней фашистской лодкой, уничтоженной во время Второй Мировой войны.

Битва за Атлантику завершилась.

 

Итоги Битвы за Атлантику

 

«Победа!» — радисты эсминцев Атлантического флота не верили своим ушам. Труп Гитлера сожжен, фашистская Германия капитулировала, Эйзенхауэр у ворот Берлина. Недоверчивые моряки приняли это за чью-то шутку. Но затем из репродукторов корабельной трансляции послышалось:

 

«Вниманию всего личного состава. 7 мая в 02.41 фельдмаршал Йодль подписал документ о капитуляции Германии».

 

Все военные действия прекратились в полночь 8 мая. Дениц, надевший на себя потрепанную мантию фюрера, капитулировал.

Немецкие подводные лодки начали всплывать из глубин Атлантики и сдаваться. Большинство из них всплыли в Восточной Атлантике, чтобы сдаться англичанам. Но утром 9 мая лодка U-805 показалась на поверхности залива Делавар и спустила флаг. Противолодочные силы отвели ее в Филадельфию. Лодка U-234 всплыла у побережья Новой Англии. Высаженная на лодку призовая команда отвела ее в Портсмут, где выяснилось, что лодка следовала в Японию. У нее на борту находились 2 японских офицера, которые перед сдачей субмарины торжественно совершили харакири. После окончания подводной войны статистики ВМФ начали подводить итоги. Для американских миноносников, которые сражались в самом пекле Битвы за Атлантику, часть цифр может оказаться интересной.

Германские подводные лодки, действовавшие в период Второй Мировой войны на трансатлантических коммуникациях союзников, потопили около 3000 торговых судов союзников и нейтральных держав, общий тоннаж которых превышал 14000000 тонн.

После того как американский флот вступил в Битву за Атлантику, соотношение потопленных судов и уничтоженных лодок резко изменилось в пользу союзников. В 1940 году на каждую потопленную лодку приходилось 26 потопленных судов. К 1942 году это соотношение уменьшилось до 13 судов на каждую лодку. В 1943 году размен происходил в соотношении 2 к 1. В 1944 году союзники снизили его еще больше — 0,8 к 1. В 1945 году оно упало до 0,4 к 1, то есть на каждое погибшее судно приходилось более 2 потопленных подводных лодок.

С этим провалом резко контрастировал успех американской системы конвоев. В бюллетене, выпущенном в январе 1945 года, командование флота констатировало:

 

«В 1944 году проведено на 5 процентов больше конвоев, чем в 1943 году, причем без увеличения численности эскорта. Но при этом потери сократились с 201 судна до 30 судов. Из них 136 и 16 соответственно были торпедированы, когда находились под защитой эскорта. Другими словами, риск гибели судна, следующего в составе конвоя, сократился с 1 к 163 в 1943 году до 1 к 1156 в 1944 году.

Риск гибели судна в составе океанского конвоя сократился с 1 к 77 до 1 к 650, тогда как риск гибели судна в составе прибрежных конвоев сократился с 1 к 575 до 1 к 15815.

Хотя количество конвоев, которые пересекли океан в 1944 году, выросло на 48 процентов по отношению к 1943 году, количество судов в составе конвоев сократилось на 21 процент. Средний размер океанского конвоя вырос с 43 судов в 1943 году до 50 судов в 1944 году, а размер прибрежных конвоев сократился с 7 до 5 судов. Численность эскорта океанских конвоев сократилась с 8,3 корабля до 8,1, численность эскорта прибрежных конвоев сократилась с 2,6 корабля до 2,3».

 

Количество новых судов, построенных союзниками, завершает картину проигрыша Германией Битвы за Атлантику. Чтобы выиграть битву, «волчьи стаи» должны были топить транспорты быстрее, чем союзники их строят.

До осени 1942 года подводные лодки неумолимо сокращали имеющийся у союзников тоннаж. Другими словами, они топили суда быстрее, чем их могла возмещать судостроительная промышленность. Но в 1943 году тоннаж судов, построенных на американских и английских верфях, более чем в 4 раза превысил потери.

 

Год Потоплено лодок Потоплено торговых судов Новая постройка Итог

США Англия Всего

(Количество) (В тысячах тонн)

1944 241 1422 11639 1710 13349 + 11927

1945 153 458 3551 283 3834 3376

Всего 394 1880 15190 1993 17183 + 15303

 

Усилия фашистских подводных лодок были сведены к нулю американской судостроительной программой. С января 1943 года американцы строили более 1 миллиона тонн новых судов в месяц, а в январе 1945 года эта цифра увеличилась до 2 миллионов тонн.

За время войны американский флот вместе со своими союзниками провел через Атлантический океан более 17500 судов. В Северную Африку и Европу были перевезены более 3,5 миллионов солдат. Через Атлантику к полям сражений были переброшены 150 миллионов тонн грузов.

Чтобы решить эту колоссальную задачу, требовалось разгромить германский подводный флот. Вступив в войну в 1939 году и вынеся на себе основную тяжесть борьбы, британские противолодочные силы уничтожили 561 подводную лодку. Американцы уничтожили 177 лодок. Англо-американские силы совместно уничтожили 16 подводных лодок. Французские, голландские, польские, норвежские, чешские силы потопили 14 лодок.

Из 177 лодок, потопленных американцами, армейская авиация уничтожила 48 при налетах на вражеские базы и 14 лодок потопила в открытом море. Остальные 115 лодок были уничтожены американским флотом.

Особенно интересно то, что эсминцы, эскортные миноносцы и сторожевики Береговой Охраны потопили 48 подводных лодок — 43 в Атлантике и 5 в Средиземном море. Они также потопили 2 итальянские подводные лодки.

Учитывая все обстоятельства, следует сказать, что боевые потери американского флота оказались относительно небольшими. Американские противолодочные силы сражались с прекрасно подготовленным и отлично оснащенным противником, который был исключительно опасен. Но немецкие подводные лодки сумели торпедировать и потопить всего 10 американских противолодочных кораблей: эскортный авианосец «Блок Айленд», эсминцы «Джейкоб Джоунс» и «Лири», эскортные миноносцы «Фиск» и «Фредерик Ч. Дэвис» и 5 сторожевиков Береговой Охраны.

По сравнению с этим уроном, потери, нанесенные противнику охотниками за подводными лодками, говорят о многом. Атакуя тихоходные и слабо вооруженные торговые суда, подводные лодки оставались безнаказанными. Но быстроходные военные корабли, вооруженные «хеджехогами», глубинными бомбами, радаром, поддержанные авиацией, стали карающим мечом для немецких субмарин. Шноркель и увеличенная глубина погружения, доходившая до 700 футов, могли изменить соотношение в пользу лодок. Но эти новшества опоздали. Подводные лодки в Битве за Атлантику не могли противостоять авианосным поисково-ударным группам.

В своем последнем докладе морскому министру Форрестолу адмирал Кинг подвел следующие итоги:

 

«За 12 месяцев, начиная с 1 июня 1944 года, через океан в порты Соединенного Королевства прибыли 7157 торговых судов общим тоннажем более 50000000 тонн. Охранение этих судов и обеспечение их военными командами были главными задачами американского флота при ведении войны в Европе. Противолодочная кампания флота, а также совместная англо-американская система конвоев в значительной степени обеспечили устойчивость жизненно важных морских перевозок, которые были необходимы для успешного наступления, взломавшего «Крепость Европу» в 1944 году и разгромившего Германию в 1945».

 

Приложение 1


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.