Гибель эскортного миноносца «Фиск» — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Гибель эскортного миноносца «Фиск»

2022-10-28 31
Гибель эскортного миноносца «Фиск» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Вторым эскортным миноносцем, погибшим во время Битвы за Атлантику, был «Фиск» (лейтенант Дж. Э. Комли), который летом 1944 года действовал в составе Оперативной Группы 22.6. Эту поисково-ударную группу возглавлял эскортный авианосец «Уэйк Айленд».

Утром 2 августа группа прочесывала район Северной Атлантики, расположенный примерно на полпути между Ньюфаундлендом и Британскими островами. Имелись сведения, что оснащенные шноркелями подводные лодки снова появились на прежнем месте, поэтому группа, в которую кроме авианосца входили 5 эскортных миноносцев, отправилась на охоту. В 11.57 «Фиск» вместе с «Дугласом Л. Говардом» (капитан-лейтенант У. Стоки) отделились от группы, чтобы проверить подозрительный контакт.

Море сверкало в лучах полуденного солнца, когда эскортные миноносцы прибыли на место. В 12.23 контакт был опознан как подводная лодка. В 12.35, когда сонар показал дистанцию 1075 ярдов, «Фиск» неожиданно содрогнулся от подводного взрыва огромной силы. Взрыв разорвался корпус корабля в средней части, и «Фиск» сразу потерял ход и накренился. Акустики не слышали шума торпеды, наблюдатели не видели характерного следа на поверхности. Возможно, «Фиск» был подорван бесследной электроторпедой. Ее взрыв часто звучал, как гром среди ясного неба.

В 12.40 поврежденный миноносец еще раз вздрогнул, когда произошел новый взрыв в носовой части. Люди, находившиеся в нижних помещениях, пытались выбраться на верхнюю палубу сквозь облака дыма и пара. Хотя многие из них были серьезно ранены, на корабле не было паники. Находившийся поблизости эскортный миноносец «Фаркухар» (капитан-лейтенант Д.Э. Уолтер) поспешил на помощь, чтобы подобрать моряков из воды.

Усиливающееся волнение переломило «Фиск» пополам. Затопленная носовая часть в 13.42 скрылась под водой. Корма держалась на воде, пока ближе к вечеру «Говард» не потопил ее артиллерийским огнем.

Команда «Фиска» понесла большие потери: 33 человека погибли или пропали без вести, 52 из 183 спасшихся были ранены. К 16.20 «Фаркухар» забрал всех, раненым была оказана надлежащая помощь.

Подводная лодка, потопившая миноносец,[15] сумела ускользнуть. Но долго ждать расплаты не пришлось. Этим летом «волчьи стаи» понесли большие потери от рук американских поисково-ударных групп. Германские торпеды до дня капитуляции Германии сумели потопить всего лишь 1 эскортный миноносец, тогда как американские эскортные миноносцы топили одну лодку противника за другой.

 

Рыцари плаща и кинжала

 

В августе 1944 года в обстановке строжайшей секретности адмирал Дениц помог фашистской разведке высадить партию диверсантов на Лонг Айленде. А если это было возможно на Лонг Айленде, то почему бы не высадить диверсантов в Мэйне, во Флориде, вообще где угодно на Восточном Побережье? Доставленные в Америку на лодках, оснащенных шноркелем, диверсанты могли подтачивать Америку изнутри, как термиты. Отсидевшись в специальных укрытиях, подготовленных секретными агентами или сочувствующими фашизму, диверсанты могли начать устанавливать подрывные устройства на заводах по производству боеприпасов, разрушать железные дороги, терроризировать население. Все это было бы прекрасно. Но разведка имелась не только у немцев. Американцы узнали об отправке диверсантов, поэтому поисково-ударные группы уже ожидали прибытия подводных лодок у американского побережья.

20 августа «Боуг» вместе с сопровождением оказался в нужное время и в нужном месте. Хотя U-1229 кралась как можно более незаметно, как делают все подводные лодки, она была замечена. Эскортные миноносцы, сопровождавшие «Боуг», не могли оставить авианосец без охраны, поэтому они только следили, как действуют самолеты. Под градом бомб подводная лодка отправилась на дно.

Еще пара лодок сумела проникнуть на территорию морского пограничного района и высадить диверсантов на Лонг Айленде и во Флориде. Но те были быстро захвачены патрулями Береговой Охраны и сотрудниками ФБР. Еще одна операция Деница завершилась ничем.

Эскортные миноносцы, участвовавшие в мероприятиях по поимке фашистских диверсантов, на этот раз своей репутации ликвидаторов не оправдали.

 

Некоторые итоги

 

К концу лета 1944 года подводная война практически завершилась. Немецкие лодки оказались совершенно неспособны перерезать коммуникации, идущие из Америки к новому фронту в Европе. Огромное количество транспортов, необходимое для нормального снабжения американских легионов в Нормандии, пересекало Атлантику беспрепятственно. Правда, время от времени на морских путях гремели взрывы торпед, и торговые суда тонули. Однако противолодочные силы американцев и союзников пересекали океан церемониальным маршем и обеспечили доставку всего необходимого для проведения операции «Оверлорд».

В свою очередь «Оверлорд» нанес удар по германской подводной войне, лишив немцев баз во Франции и Голландии. Бункера, где прятались субмарины, взлетали на воздух. Под ударами самолетов и пушек американцев и союзников подводные лодки начали отступать. Они были вынуждены отойти в тыловые базы на Балтике и побережье Норвегии.

Адмирал Дениц предпринял последнюю отчаянную попытку перейти в наступление, используя новые скоростные подводные лодки XXI серии и улучшенные шноркели. Но эта попытка стала лебединой песней германских подводных лодок. Они еще раз вышли в океан, но теперь их было слишком мало, чтобы собраться в стаи. Впрочем, если бы их было больше, это ничего не изменило бы. Немцы решили, что тактика «волчьих стай» устарела.

«Rudeltaktik» ушла на дно. И потопили ее поисково-ударные группы, составленные из эскортных авианосцев, эсминцев и эскортных миноносцев.

 

 

Глава 13

Эсминцы у берегов Сицилии

 

Цель — остров Сицилия

 

К январю 1942 года армии Оси перешли к обороне на всех фронтах. На Тихом океане американский флот перешел в наступление, конечной целью которого был Токио. В Атлантике немецкие подводные лодки постепенно отступали. На Восточном фронте русские разгромили германскую 6-ю Армию под Сталинградом. В Северной Африке Африканский корпус Роммеля отступил в Тунис. Войска союзников начали наступление на восток через Марокко и Алжир, чтобы нанести удар в спину загнанному Лису Пустыни. Общая стратегическая ситуация для союзников складывалась благоприятно.

Италия являлась самым слабым звеном в цепи Оси, это было совершенно очевидно. Поступали сообщения, что итальянцы крайне недовольны сотрудничеством с Германией. Немцы в Италии вели себя очень высокомерно и восстановили против себя все население. Огромные потери, которые понесла итальянская армия за годы войны, повергли народ в траур и вызвали пораженческие настроения. Настало время нанести удар по цитадели фашистов.

На конференции в Касабланке (14–24 января 1943 года) Рузвельт и Черчилль встретились с командованием вооруженных сил союзников, чтобы наметить планы будущих военных операций. Русские, которые понесли колоссальные потери, настойчиво требовали открыть второй фронт в Европе. Но «Атлантический вал» Гитлера был слишком прочен, чтобы начать его штурм немедленно. Поэтому логичной целью выглядела Италия, которая находилась в «мягком подбрюшье Европы», как любил говорить Черчилль. Разгром Италии выводил из войны одного из партнеров Оси. Появлялась возможность поймать в ловушку большую немецкую армию, находящуюся на итальянском «сапоге». Захват Италии позволял союзникам войти во Францию через заднюю дверь. Одновременно они устанавливали полное господство над Средиземным морем — важнейшей дорогой, ведущей к Суэцу, Индии, Китаю и Ост-Индии.

Таким образом, целью первой десантной операции была выбрана Италия. Но сначала требовалось захватить Сицилию, этот камень преткновения у самого носка итальянского «сапога». Захват гористого острова ликвидировал барьер на морском пути из Северной Африки в Италию. Одновременно союзники получали стратегическую базу на юго-западном фланге Италии. Итак, Сицилия стала номером первым в списке десантных операций 1943 года.

Однако немцы в Северной Африке отнюдь не были склонны сдаваться и в середине апреля нанесли мощный контрудар. Сначала американцы попятились, но потом оправились и через пару недель возобновили наступление на Тунис. 8 мая британские томми ворвались в Тунис, а американские Джи-Ай вошли в Бизерту. Лис Пустыни и несколько командиров, которых он выбрал, сумели ускользнуть в Европу. Окруженная на северо-востоке Туниса итало-немецкая армия капитулировала 11 мая.

В течение мая и июня союзники собирали силы и готовились к высадке на Сицилию. В Тунисе они имели хорошие передовые базы для подготовки форсирования узкого в этом месте Средиземного моря. Из Алжира и Марокко туда двигались многочисленные конвои с войсками и снабжением, прибывшие с Британских островов или пересекшие Атлантику, покинув американские порты. Это резкое увеличение объема морских перевозок означало увеличение нагрузки на эсминцы. Они должны были сопровождать конвои и боевые корабли, им приходилось бороться с подводными лодками и авиацией противника. Эти задачи становились все сложнее с приближением дня начала операции.

Проводка союзных конвоев с войсками через Гибралтарский пролив в восточную часть Средиземного моря была нелегкой. Муссолини делал все, чтобы превратить это море в «фашистское озеро». С помощью немцев и при содействии франкистской Испании ему это почти удалось. Англичане сохранили маршрут Гибралтар — Суэцкий канал лишь неимоверными усилиями, проявив поистине бульдожью хватку. Попытки Оси добиться господства на море провалились. Но весной 1943 года немецкие подводные лодки продолжали рыскать вокруг Гибралтара. Немецкие торпедоносцы вылетали из своих гнезд на Лазурном берегу, в Сицилии и самой Италии. Морские силы дуче наносили удары, как только появлялась возможность для этого.

Итальянский флот представлял для союзников потенциальную, а не реальную угрозу, так как даже немцы называли его «fleet-in-being». Было ли такое пренебрежительное отношение немцев к итальянскому надводному флоту оправданным или нет — сказать сложно. Но с итальянскими подводными лодками приходилось считаться. В течение последних 10 лет перед войной итальянцы сумели создать крупный подводный флот. Итальянские лодки время от времени появлялись в Атлантике и сумели потопить довольно большое количество торговых судов. Сейчас они совместно с немецкими подводными лодками пытались удержать Средиземное море.

Американские эсминцы столкнулись с итальянскими подводными лодками в период подготовки вторжения на Сицилию. Насколько известно, итальянцы в это время не сумели потопить ни одного американского корабля. Зато американские эсминцы, действовавшие у побережья Алжира, уничтожили одну итальянскую лодку.

 

«Нилдс» топит подводную лодку «Горго»

 

Утром 21 мая 1943 года 7 эсминцев ЭЭМ-16 капитана 1 ранга Т.Л. Уоттлза вышли из Мерс-эль-Кебира и направились для патрулирования в районе Орана. В составе эскадры находился эсминец «Нилдс» (капитан-лейтенант Э.Р. Хекки), которому был выделен самый восточный сектор.

«Нилдс» прибыл на место в 15.15. Патрулирование было очень скучным до 16.50, когда эсминец получил сообщение с британского патрульного самолета о замеченной подводной лодке. Самолет вывел «Нилдс» в точку, где была замечена лодка, и в 17.10 он сбросил глубинную бомбу. Затем второй самолет выпустил несколько осветительных ракет. Через 6 минут эсминец сам установил гидролокационный контакт с целью на расстоянии 400 ярдов.

В 17.19 «Нилдс» начал атаку, сбросив серию из 9 глубинных бомб. В 17.23 корабль снова установил контакт, а через минуту Хекки и его команда сбросили еще 9 глубинных бомб. Маневрируя, чтобы начать третью атаку, в 17.31 эсминец выстрелил 2 бомбы из носовых бомбометов. В 17.41 за ними последовали еще 3 бомбы из бомбометов левого борта. Прогремели несколько взрывов, а потом установилась прямо-таки могильная тишина.

Кружа по морю, «Нилдс» пытался нащупать лодку сонаром до 07.00 следующего утра, после чего направился к Орану, чтобы прикрывать выход конвоя. К этому времени уничтожение подводной лодки доказали обломки палубного настила и пятно соляра, растекшееся на 3 мили в ширину. После войны итальянские документы подтвердили гибель лодки.

Жертвой «Нилдса» стала подводная лодка «Горго». Она была одной из 2 итальянских лодок, потопленных американскими кораблями за время войны. Вторая лодка будет уничтожена во время высадки на Сицилии, и главным героем опять станет американский эсминец.

 

Операция «Хаски»

 

К июлю союзники собрали в базах более 3200 кораблей, катеров и барж, 4000 самолетов, 250000 солдат для вторжения на Сицилию. К этому дню собранная армада была самой крупной в мировой истории. Главнокомандующим союзными войсками был назначен генерал Эйзенхауэр, штаб которого находился на Мальте. Командующим объединенным союзным флотом был адмирал сэр Эндрю Каннингхэм. Американские морские силы насчитывали около 1700 кораблей и командовал ими вице-адмирал Г.К. Хьюитт.

Операция получила название «Хаски». Планом предусматривалась одновременная высадка на Сицилии американских и британских войск. Американское Западное оперативное соединение должно было высадить на юго-западном побережье американскую армию генерала Паттона. Британское Восточное оперативное соединение должно было высадить дивизию на восточном побережье Сицилии. Войскам была поставлена задача соединиться в гористом районе острова. Флот должен был патрулировать у побережья и перерезать морские коммуникации между островом и собственно Италией. Высадка была назначена на 10 июля 1943 года.

Предстояла тяжелая борьба. По оценкам, вражеские силы в Сицилии составляли 4 первоклассные итальянские дивизии, 5 дивизий береговой обороны, по меньшей мере 2 немецкие дивизии. В Сицилии базировались крупные силы Люфтваффе, кроме того из Италии могли быть легко переброшены подкрепления. Подводные лодки Деница и итальянский флот также могли попытаться атаковать силы вторжения.

Западное оперативное соединение вице-адмирала Хьюитта было разделено на 3 отдельные группы, которые высаживали американские войска на плацдармах в Ликате, Джеле и Скольитти. Эти соединения получили кодовые названия «Джосс», «Дайм» и «Цент».

Британское оперативное соединение вышло из Англии, американское — из портов Северной Африки. 5 июля восточнее Орана находилась большая группа кораблей. К ней присоединились корабли, вышедшие из Алжира. По дороге к Тунису и Бизерте флот подобрал ожидавшие его флотилии десантных судов. Во время Сицилийской операции этим новым судам предстояло пройти крещение огнем.

Выйдя из Туниса 8 июля, армада союзников пошла на юг от мыса Бон, чтобы ввести в заблуждение разведку противника. В авангарде двигалось британское Восточное оперативное соединение, в арьергарде — американские соединения «Джосс», «Дайм» и «Цент». Весь этот караван растянулся более чем на 60 миль в длину и на милю в ширину.

На следующее утро радисты перехватили передачу фашистов, в которой сообщалось о силах вторжения. Противник был встревожен, но до сих пор он не знал наверняка, куда направляется флот союзников.

Когда корабли шли к цели, они столкнулись с сильным ветром и высокими волнами, отороченными пеной. Однако плохая погода не могла отсрочить операцию «Хаски». В Сицилии уже высадились диверсанты-парашютисты, самолеты союзников бомбили аэродромы Сицилии и Италии. Транспортные самолеты с подразделениями парашютистов уже поднялись в воздух, чтобы высадить десант за линией фронта.

В 00.00 в D-день американские десантные соединения развернулись на подходах к Ликате, Джеле и Скольитти. Группы огневой поддержки из крейсеров и эсминцев начали обстрел указанных целей. Эсминцы и другие противолодочные корабли вели поиск лодок, чтобы обеспечить безопасность тяжелых кораблей и транспортов.

Высадка должна была начаться в 02.45. Плохая погода все-таки замедлила высадку, но к рассвету 10 июля войска на участках «Джосс», «Дайм» и «Цент» уже вели бои на берегу. Кулак союзников ударил в мягкое подбрюшье Европы.

Но Сицилия оказалась совсем не мягкой.

Моряки эсминцев позднее говорили: «Операция в Сицилии оказалась сложной. Мы прошли сквозь шторм. Мы вели перестрелку с береговыми батареями. Мы отбивали атаки Люфтваффе. У нас было более чем достаточно работы. Нас даже вызывали, чтобы бороться с вражескими танками. Жестянки у берегов Сицилии были заняты выше головы».

 

Участок «Джосс» в Ликате

 

Десантным соединением «Джосс» (ОС 86) командовал контр-адмирал Р.Л. Конолли, который поднялся к вершинам карьеры на эсминцах. В состав соединения входили флагманский корабль десантных сил «Бискейн», крейсера «Бруклин» и «Бирмингем», 2 пехотно-десантных судна LSI, более 200 других десантных судов, 8 тральщиков, 33 патрульных судна, а также 13-я флотилия эсминцев. Это были «Бак» (капитан-лейтенант М.Дж. Клейн) под брейд-вымпелом командира ЭЭМ-13 капитана 2 ранга Э.Р. Дерджина, «Уолси» (капитан-лейтенант Г.Р. Уайер), «Ладлоу» (капитан-лейтенант У.Л. Крейтон), «Эдисон» (капитан-лейтенант Г.А. Пирс), «Бристоль» (капитан-лейтенант Дж. Э. Глик), «Уилкс» (капитан-лейтенант Ф. Вулсиффер) под брейд-вымпелом командира ДЭМ-26 капитана 2 ранга В. Хубера, «Николсон» (капитан 2 ранга Л.М. Маркхэм), «Суонсон» (капитан-лейтенант Э.Л. Робертсон) и «Роу» (капитан-лейтенант Р.Л. Нолан).

Задачей десантного соединения «Джосс» была высадка десанта на побережье возле Ликаты, с тем чтобы захватить и удержать город и соседний аэродром. В день высадки около 02.00 десантные суда двинулись сквозь непроглядную темноту к берегу. Несмотря на сильное волнение, все высадки были проведены точно по графику и в тех местах, где это планировалось.

Ликата считалась самым укрепленным портом в районе действий Западного оперативного соединения, но ни один корабль или судно не были обстреляны при подходе к берегу. Береговые батареи открыли огонь, лишь когда десантные суда подошли совсем близко. Внезапность была полной.

Самым серьезным противником сначала была погода. Десантные баржи кидало из стороны в сторону, било о камни. Несколько барж было затоплено, часть получили повреждения.

В 02.55 недалеко от берега в полной темноте столкнулись эсминцы «Суонсон» и «Роу», которые были посланы для проверки подозрительного радиолокационного контакта. Столкновение было таким сильным, что оба эсминца буквально легли на борт. Оба корабля получили значительные повреждения и в конце концов были отправлены в Соединенные Штаты на ремонт. Однако умелые действия аварийных партий позволили эсминцам временно остаться в строю, и позднее каждый из них сбил по одному немецкому самолету в районе Ликаты.

Противник на участке «Джосс» открыл огонь в 04.00. Американские корабли огневой поддержки обрушили огонь своих орудий на береговые цели. К рассвету море и берег вокруг Ликаты содрогались и грохотали. Проблемы возникли на участке «Красный», где вражеские орудия обстреляли десантные суда. Два эсминца получили приказ прикрыть их дымовой завесой.

Приведем выдержки из рапорта адмирала Конолли:

 

«В 07.25 «Уолси» и «Николсон» начали ставить дымовую завесу на участке «Красный». В 07.28 начальник участка высадки сообщил, что действия кораблей огневой поддержки великолепны, и ни один вражеский снаряд не разорвался на берегу в течение последних 15 минут. Положение на участке «Красный» прояснилось. Огневая поддержка и дымовые завесы, поставленные эсминцами, были очень эффективными и облегчили высадку с LCT».

 

Выдержка из рапорта адмирала Хьюитта:

 

«Особо следует отметить использование дымовых завес при высадке в районе «Джосс» рано утром в D-день. Эсминец «Уолси» поставил очень действенную дымовую завесу на левом фланге одного из участков, используя 127-мм снаряды с белым фосфором. Они полностью укрыли плацдарм и десантные баржи от вражеских батарей, стрелявших из Ликаты».

 

Когда занялось утро, эсминцы ЭЭМ-13 открыли огонь по береговым батареям Ликаты, помогая крейсерам. Вражеские орудия замолкали одно за другим. Адмирал Конолли отметил, что группы огневой поддержки действовали очень эффективно, и их стрельба была великолепной.

Не менее эффективной был и зенитный огонь эсминцев, прикрывших участок высадки, когда самолеты Оси попытались нанести удар по району «Джосс».

К 16.05 сицилийский порт Ликата был в руках американцев. Потери флота оказались относительно небольшими. Были повреждены несколько десантных барж, погибли 23 моряка, 118 были ранены.

 

Участок «Цент» в Скольитти

 

Ударным соединением «Цент» (ОС 85) командовал контр-адмирала А.Г. Кирк. Это было самое крупное из американских соединений, участвовавших в операции «Хаски». В состав «Цента» вошли флагманский корабль десантных сил «Анкон», американский крейсер «Филадельфия» и британский монитор «Аберкромби», 18 транспортов (АРА и АКА), 28 больших десантных судов различных типов, 16 тральщиков, 4 патрульных судна, несколько вспомогательных судов и 19 эсминцев. Это были: «Мервин» (капитан-лейтенант Д.Ф. Фрейкс) под брейд-вымпелом командира ЭЭМ-15 капитана 1 ранга К.К. Хартмана, «Дэвисон» (капитан-лейтенант Дж. Д. Коллет), «Квик» (капитан-лейтенант П.У. Канн), «Битти» (капитан 2 ранга Ф.К. Стелтер), «Кови» (капитан 2 ранга Ч.Дж. Уайтинг) под брейд-вымпелом командира ДЭМ-30 капитана 2 ранга Р.Б. Никерсона, «Найт» (капитан-лейтенант Дж. К. Форд), «Доран» (капитан-лейтенант Г.У. Гордон), «Эрл» (капитан 2 ранга Г.У. Хови), «Паркер» (капитан-лейтенант Дж. У. Бейз) под брейд-вымпелом командира ЭЭМ-16 капитана 1 ранга Т.Л. Уоттлза, «Лауб» (капитан 2 ранга Дж. Ф. Галлахер), «Кендрик» (капитан 2 ранга Ч.Т. Кофилд), «МакКензи» (капитан-лейтенант Д.Б. Миллер), «Чемплин» (капитан-лейтенант Ч.Л. Мелсон) под брейд-вымпелом командира ДЭМ-32 капитана 2 ранга Б.Р. Гаррисона, «Бойл» (капитан-лейтенант Б.П. Филд), «Нилдс» (капитан-лейтенант Э.Р. Хекки), «Коул» (капитан-лейтенант Б. Чипман), «Бернаду» (капитан-лейтенант Б.Л.Э. Тальман), «Даллас» (капитан-лейтенант А.К. Рёсслер).

Десантное соединение «Цент» должно было высадить войска на побережье возле Скольитти, чтобы захватить плацдарм и занять соседние аэродромы Комизо и Бискари.

Хорошую картину работы эсминцев в ходе операции «Хаски» дает рассказ капитана 1 ранга Т.Л. Уоттлза, который вкратце описывает действия ЭЭМ-15 и ЭЭМ-16 во время боев на участке «Цент».

 

«5 июля ЭЭМ-15 и ЭЭМ-16 вышли из Мерс-эль-Кебира вместе с кораблями ОС 85, оно же NCF-1. 6 июля примерно в 17.45 8-я дивизия крейсеров и ЭЭМ-16 превратились в Группу прикрытия (ОГ 80.7) под командованием контр-адмирала Л.Э. Дэвидсона, которая должна была прикрыть британский конвой KMF-1 и американский конвой NCF-1 во время перехода вдоль северного побережья Африки и через тунисский фарватер. 9 июля ОГ 80.7 была расформирована (она затопила несколько вражеских мин, но не видела ни одного корабля противника). ЭЭМ-16 присоединилась к сопровождению ОС 85. 9 июля в 22.15 транспорты ОС 85 разделились на две ударные группы и под прикрытием ЭЭМ-15 и ЭЭМ-16 подошли к участкам высадки возле Скольитти. В 22.15 на берегу был отмечен сильный огонь зенитной артиллерии.

В 23.30 эсминцы охранения конвоя перестроились для прикрытия высадки. Над ними летели самолеты союзников. На берегу в результате предыдущих бомбежек начались пожары. Были замечены осветительные ракеты и зенитный огонь. Вероятно, противник обстреливал транспортные самолеты и бомбардировщики союзников. Были видны многочисленные трассы — красные, зеленые, белые, голубые. Они были похожи на фейерверк по случаю Дня Независимости. Над головой на юг на малой высоте (вероятно менее 600 футов) прошло звено наших бомбардировщиков. Эти самолеты включили свои бортовые огни. К счастью, корабли их не обстреляли, они летели так низко, что, несомненно, были бы моментально уничтожены. Три больших зенитных прожектора с берега периодически обшаривали море, но, очевидно, наблюдатели противника ничего не увидели, так как береговые батареи не открыли огонь по собравшимся кораблям. Время высадки было отложено на один час.

10 июля в 03.30 от транспортов начали отходить первые волны десантных барж. Высадка была назначена на 03.45, и корабли огневой поддержки открыли огонь по берегу согласно плану. Прожектора были уничтожены. Никакого противодействия с моря. ЭЭМ-15 в основном осуществляла огневую поддержку, тогда как ЭЭМ-16 прикрывала район стоянки транспортов. Некоторые корабли ЭЭМ-16 — «Лауб», «МакКензи», «Чемплин» — сменили эсминцы ЭЭМ-15, когда те израсходовали боеприпасы. Несколько раз вражеские самолеты бомбили транспорты на участке «Цент», и в небе начинались воздушные бои. Бомбардировщики несколько раз внезапно атаковали плацдармы. Но активность вражеской авиации оказалась слабой из-за принятых заранее мер подавления. В начале высадки вражеские береговые орудия и пулеметы почти не оказывали сопротивления. На рассвете береговые батареи попытались было открыть огонь, но были быстро подавлены. По приказу командира ОС 85 эсминцы 10 июля с 19.58 до 20.10 ставили дымовые завесы. 11 июля в 14.30 он приказал эсминцам отойти от транспортов на расстояние 10000 ярдов, чтобы позволить поставить минное заграждение. 12 июля во второй половине дня часть эсминцев отправилась сопровождать пустые транспорты в Оран. 13 июля около 12.20 «Паркер», «Кови» и «МакКензи» начали поиск подводной лодки, которая якобы появилась в 8 милях от маяка Скаламбри, но ничего не обнаружили. В 18.00 конвой CNF-3, состоящий из оставшихся транспортов, в сопровождении эсминцев ушел в Оран».

 

Во время высадки на пляжах в районе Скольитти особенно успешно действовали корабли огневой поддержки, которые уничтожили вражеские береговые батареи. Залпы с «Филадельфии», ракетных кораблей и эсминцев залили побережье огнем и железом. Снаряды крейсеров и эсминцев уничтожали вражеские батареи, находящиеся в нескольких милях от берега.

В 13.50 в день высадки эсминец «Чемплин» получил приказ обстрелять батарею в деревне Сан-Кроче. Как сообщает командир дивизиона капитан 2 ранга Гаррисон:

 

«Эсминец дал один залп из 4 орудий. Пока «Чемплин» ждал сообщения корректировщика, береговой пост управления огнем приказал прекратить стрельбу. Через несколько минут поступило сообщение, что деревня окружена. Ранее эти цели довольно интенсивно обстреливал крейсер «Филадельфия». Но все были поражены, когда передали, что именно залп «Чемплина» заставил противника капитулировать».

 

Как уже отмечалось, вражеские самолеты атаковали участок «Цент». Они несколько раз бомбили район стоянки транспортов, их бомбы рвались рядом с эсминцами и крейсером «Филадельфия». Эсминцы поставили плотный огневой заслон, который вынудил вражеских летчиков отвернуть. Ни один из кораблей не был поврежден бомбами, ни один не получил попаданий с береговых батарей.

Потери армии во время боев на плацдармах были невелики, высадка прошла по графику, несмотря на ужасную погоду, хотя адмирал Каннингхэм не верил, что десантные баржи доберутся в Скольитти до берега. Описывая высадку в Скольитти в своей книге «Крестовый поход в Европу», генерал Эйзенхауэр сообщает, что Каннингхэм «быстро перешел на эсминец, чтобы посмотреть, что происходит. Он вернулся и сообщил, что высадка в секторе 45-й дивизии является примером великолепной морской выучки, на которую ему приятно посмотреть после 45 лет, проведенных в море».

Скольитти пал в 14.45 в тот же день. Как и в Ликате, потери на море оказались неожиданно маленькими: 12 убитых и 164 раненых. Большинство потерь были вызваны осколками снарядов и бомб. Это тоже было следствием блестящей подготовки моряков и артиллеристов.

Адмирал Кирк позднее писал:

 

«Пленные и захваченные документы показывают, что огонь кораблей сокрушил оборону. Во время высадки и до тех пор, пока 45-я дивизия не удалилась от берега за пределы досягаемости морской артиллерии, корабли открывали огонь по запросу и всегда с великолепными результатами».

 

Генерал Кларк также отмечает действия эсминцев у берегов Сицилии. Он видел их стрельбу. Кларк утверждает, что стрельба была хорошей, потому что от пехоты не поступило обычных жалоб на недолеты.

 

Участок «Дайм» в Джеле

 

Командовал Ударным соединением «Дайм» (ОС 81) контр-адмирал Дж. Л. Холл. В это соединение входили 8 транспортов (АРА и АКА), в том числе флагман адмирала Хьюитта «Монровия», флагман Холла «Сэмюэл Чейз», 2 пехотно-десантных корабля LSI, крейсера «Бойз» и «Саванна», 35 различных десантных судов, 8 тральщиков, 10 патрульных судов, несколько вспомогательных кораблей и группа эсминцев. Это были: «Нельсон» (капитан-лейтенант М.М. Рикер) под брейд-вымпелом командира ЭЭМ-17 капитана 1 ранга Д.Л. Мадейры, «Мэрфи» (капитан-лейтенант Л.У. Бейли), «Гленнон» (капитан 2 ранга Ф.К. Кемп), «Джефферс» (капитан-лейтенант У.Т. МакГарри), «Мэддокс» (капитан-лейтенант Э.С. Сарсфилд), «Батлер» (капитан-лейтенант М.Д. Мэтьюз), «Герарди» (капитан-лейтенант Дж. У. Шмидт) под брейд-вымпелом командира ДЭМ-34 капитана 2 ранга Дж. Б. Руни, «Шубрик» (капитан-лейтенант Л.Э. Брайан), «МакЛахлан» (капитан-лейтенант Г.Р. Хаммер), использовавшийся в качестве запасного флагманского корабля вице-адмирала Хьюитта. Совместно с силами прикрытия участка «Дайм» действовал эсминец «Ордроно» (капитан-лейтенант Р. Броди).

Задачей Ударного соединения «Дайм» была высадка десанта в районе Джелы, расширение плацдарма и захват аэродрома в Понте-Оливо. Джела была центральным из трех участков в секторе Западного оперативного соединения. Слева к ней примыкал участок «Джосс», справа — участок «Цент».

Первые волны десантных барж подошли к пляжам Джелы в 02.45 D-дня. Несмотря на сильный прибой, войска высадились, почти не встретив сопротивления. Но следующие волны десантных судов попали под сильный обстрел. Противник осветил их прожекторами и засыпал шрапнелью. 3 LCI были потоплены, на отмелях валялось множество трупов.

Как только войска оказались на берегу, эсминцы «Шубрик» и «Джефферс» открыли ответный огонь по вражеским батареям. Меткими залпами корабли подавили несколько орудий и уничтожили прожектора. Крейсера «Саванна» и «Бойз» в 04.00 открыли огонь по намеченным целям. На рассвете, примерно в 04.30, крейсера катапультировали самолеты-корректировщики. К этому времени все корабли огневой поддержки уже имели связь с береговыми постами управления огнем. Меткий огонь тяжелых морских орудий сметал все с побережья.

Когда темнота рассеялась, в бой вступила авиация Оси. Летя со стороны долины реки Акате на восточной границе участка «Дайм», самолеты прорвались к берегу. Они бомбили и обстреливали корабли, десантные суда, плацдармы. Один из пикировщиков, проскочив над транспортами группы «Дайм», провел молниеносную атаку, которая оказалась роковой для американского эсминца.

 

Гибель эсминца «Мэддокс»

 

Смерть настигла эсминец «Мэддокс» совершено внезапно. Это произошло 10 июля в 04.58. Всего минуту назад эсминец маневрировал в составе группы прикрытия возле Джелы. А еще через две минуты он лежал глубоко на дне.

Его командир капитан-лейтенант Э.С. Сарсфилд и другие моряки, находившиеся на боевых постах на верхней палубе, слышали звук моторов. Самолет с громким ревом пролетел над кораблем, но так и остался невидимым.

Но вниз с воем полетела бомба. Сначала раздался оглушительный грохот близкого разрыва, который обдал корабль водой и засыпал осколками. И сразу после этого 2 бомбы попали в корму эсминца. Взметнулся столб огня и дыма, корма эсминца оказалась оторвана.

Очевидно, была нарушена непроницаемость внутренних переборок. Кормовые отсеки затопило прежде, чем люди успели выскочить наверх. Корабль затонул через 2 минуты, оставив только вихрь огня, дыма и пара.

Случаев, когда корабли тонули так быстро, было немного. Находившийся рядом буксир поспешил на помощь, но сумел подобрать только 74 человека. Вместе с эсминцем погибли 202 матроса и 8 офицеров, в том числе капитан-лейтенант Сарсфилд.

Командир «Мэддокса» был посмертно награжден Военно-морским Крестом за беспримерный героизм. «Когда корабль поддерживал высадку десанта в районе Джелы, капитан-лейтенант Сарсфилд умело управлял метким артиллерийским огнем до того момента, когда «Мэддокс» получил роковые повреждения. Он спокойно руководил спасением команды с быстро тонущего корабля, благодаря чему были спасены 9 офицеров и 65 матросов из 284 человек, находившихся на борту».

Очевидно, пикировщик, который потопил «Мэддокс», был немецким. Однако другие эсминцы, действовавшие в районе Джелы, отомстили за гибель «Мэддокса». На следующий день «Герарди» и «Шубрик» сбили по одному немецкому самолету. Именно в районе Джелы американские эсминцы помогли отбить контратаку немецких танков хваленой дивизии «Герман Геринг»

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.106 с.