Совместная экспедиция против Циндао — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Совместная экспедиция против Циндао

2022-10-28 39
Совместная экспедиция против Циндао 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Англо-японское военное сотрудничество на Дальнем Востоке началось с дрязг. Сразу после вступления в войну Япония решила захватить порт Циндао, известный как "германский Гибралтар Востока". Шантунгский полуостров, где находилась германская военно-морская база Циндао, в мирное время служил базой германской Дальневосточной эскадры. Като сообщил англичанам, что Япония вернет Циндао Китаю, но за плату. Он также сообщил, что Японии не нужна британская помощь, но Грей пропустил мимо ушей это предупреждение и прислал Южно-Валлийских пограничников и сикхский батальон под командованием бригадного генерала Н.У. Барнардистона. Маленькая британская эскадра участвовала в блокаде Циндао, которая началась 27 августа 1914 года.

Англо-японские силы прибыли к Циндао 26 августа. Главные силы германской эскадры покинули Циндао за несколько дней до объявления войны Японией. В порту остались только устаревший австрийский крейсер "Кайзерин Элизабет", 5 канонерок и 2 эсминца.

Слабость германской эскадры позволила японцам использовать в операции только устаревшие корабли. Циндао блокировали 3 бывших русских броненосца, 2 бывших русских броненосца береговой обороны, 7 крейсеров, 16 эсминцев и 14 вспомогательных кораблей. Британская эскадра состояла из броненосца "Трайэмф", эсминца и госпитального судна. 2-й флот барона Камимуры Хиконодзё доставил японские и британские войска, которые должны были вести осаду. Первая высадка японцев была проведена в Лунгкоу 2 сентября. 18 сентября японские десантники захватили бухту Лао Шао северо-восточнее Циндао, чтобы использовать ее как передовую базу для дальнейших операций против крепости. 24 сентября в Китай прибыли британские войска. Англо-японская эскадра организовала плотную блокаду Циндао и занялась тралением мин. Гидросамолеты с транспорта "Вакамия" начали вести разведку. Они также провели первую в истории успешную "атаку авианосной авиации", потопив германский минзаг в Циндао. В течение всей осады поиска постоянно требовали помощи корабельной артиллерии и гидросамолетов. 18 октября японский флот получил ощутимый удар, когда старый германский миноносец S-90 проскользнул мимо патрульных эсминцев и потопил устаревший крейсер "Такатихо" двумя торпедами. Во время осады Циндао японский флот также потерял эсминец "Сиротаэ", миноносец и 3 тральщика. При этом погибли 317 моряков и 76 были ранены, в основном на "Такатихо". Германский гарнизон из 3500 солдат регулярных войск и 2500 резервистов, к которым присоединился экипаж "Кайзерин Элизабет", героически сопротивлялся. Японцы постарались сделать все, чтобы британские войска не участвовали в боях. 7 ноября 1914 года германо-австрийский гарнизон капитулировал.

Британские войска, не участвовавшие в штурме, узнали о захвате Циндао постфактум.

Захваченные немцы и австрийцы до конца войны находились в лагерях в Японии.

Японская армия потеряла 414 человек убитыми и 1441 ранеными.

Японцы сохранили контроль над Циндао и постепенно прибрали к рукам весь Шантунгский полуостров, продвигаясь вдоль построенной немцами железной дороги. В результате первой совместной англо-японской операции Япония установила контроль над обширным районом Манчжурии, а трения между двумя государствами резко усилились.

 

 

Эскорт и патрулирование

Пока 2-й флот барона Камимуры помогал захватить Циндао, корабли 1-го флота присоединились к британским и австралийским кораблям в поисках эскадры фон Шпее.

Сразу после начала войны вице-адмирал Тамин Ямая послал линейный крейсер "Конго" к Мидуэю, чтобы контролировать коммуникации, проходящие через этот район.

Броненосный крейсер "Идзумо", находившийся у берегов Мексики, получил приказ защищать союзное судоходство у берегов Америки. 26 августа адмирал Тамин направил броненосный крейсер "Ибуки" и легкий крейсер "Тикума" в Сингапур, чтобы усилить флот союзников в Юго-Восточной Азии. "Тикума" принял участие в поисках крейсера "Эмден", которые велись в Голландской Ост-Индии и Бенгальском заливе. Адмирал Мацумура Тацуо вместе с линкором "Сацума" и крейсерами "Яхаги" и "Хирадо" патрулировал на морских коммуникациях, ведущих в Австралию.

Более неотложные задачи заставили "Ибуки" выйти из Сингапура. Действия германского крейсера "Эмден" в Индийском океане вынудили командование направить крейсер в Веллингтон (Новая Зеландия). Там он первым из японских кораблей принял участие в сопровождении транспортов с войсками АНЗАКа (Австралийско-новозеландский корпус) на Средний Восток. "Ибуки" и другие японские корабли, как правило, сопровождали транспорты до Адена. Японцы также обеспечивали перевозку французских войск из Индокитая.

В октябре 1914 года японская эскадра адмирала Точиная Сёдзиро, усиленная британскими кораблями, искала германские рейдеры в Индийском океане. В распоряжении адмирала находились крейсера "Токива", "Якумо", "Ибуки", "Икома", "Ниссин", "Тикума", "Хирадо", "Яхаги". 1 ноября 1914 года японцы согласились с просьбой англичан ввести патрулирование зоны к востоку от 90-го меридиана. Большая часть эскадры адмирала Точиная и прибывшие из Циндао корабли до конца месяца охраняли указанный район. После прибытия в Гонолулу германской канонерки (или малого крейсера, если угодно) "Гейер" броненосец "Хидзен" и крейсера "Асама" подошли к порту и находились там, пока 7 ноября "Гейер" не был интернирован американскими властями. Потом "Хидзен" и "Асама" вместе с "Идзумо" начали прочесывать берега Южной Америки, пытаясь найти германские корабли.

Использование японских кораблей спровоцировало нервную реакцию правительств Австралии и Новой Зеландии. Они вполне соглашались с тем, что японцы прикрывают их войсковые конвои, но резко выступили против захвата Японией Маршалловых, Каролинских и Марианских островов. После захвата Джалуита на Маршалловых островах эскадра адмирала Тамина 12 октября появилась в прекрасной гавани Трука на Каролинских островах. Эскадра контр-адмирала Тацуо Мацумуры 1 октября захватила принадлежащий Германии порт Рабаул па острове Новая Британия. 7 октября она прибыла на остров Яп (Каролинские острова), где встретила германскую канонерку "Планет". Экипаж поспешно затопил крошечный корабль, чтобы он не попал в руки японцев. Сам остров был оккупирован японцами без инцидентов. В конце 1914 года 4 японских корабля стояли в гавани Сува на Фиджи, а 6 базировались на Труке.

Японское и британское правительства к концу 1914 года с трудом урегулировали вопрос о захвате германских владений на Тихом океане. Японцы оставили за собой Марианские, Каролинские и Маршалловы острова. Новозеландские войска высадились на Самоа под самым носом у японцев и прочно завладели этим стратегически важным островом. Чтобы избежать новых инцидентов, англичане согласились, что британские войска не будут действовать севернее экватора.

В 1914 году Королевский Флот мало что мог противопоставить своему сильнейшему союзнику на Тихом океане. Англичане просто разрывались в попытках защитить свои торговые пути, проходящие по всему земному шару. Более того, они желали, чтобы японцы приняли участие в военных действиях на европейском театре. 6 августа 1914 года сэр Эдуард Грей обратился к японскому правительству с официальной просьбой о помощи. Но все кончилось перебазированием японских кораблей в Сингапур, о чем мы уже говорили. Позднее англичане просили отправить японские корабли сначала на Средиземном море, потом на Балтику, но оба раза получили отказ. В Японии армейское командование имело значительно больший вес, чем флотское. На англо-германскую войну эти два вида вооруженных сил смотрели с прямо противоположных точек зрения.

Японская армия была построена по прусскому образцу и обучена германскими офицерами. Японский флот создавался с помощью Великобритании и обучался на английский манер. Все это служило источником постоянных споров в японском руководстве. В феврале 1915 года японский флот нашел новую форму сотрудничества с англичанами, когда в Сингапуре вспыхнул мятеж индийских частей. С кораблей эскадры адмирала Цучия Мацуканэ (крейсера "Цусима" и "Отова") был высажен десант морской пехоты, который вместе с британскими, французскими и русскими войсками подавил мятеж. В том же 1915 году японский флот оказал большую помощь в охоте за германским крейсером "Дрезден". Он также охранял принадлежащий американцам порт Манила, чтобы германские корабли не могли им воспользоваться. В течение всего года японские корабли, базирующиеся в Сингапуре, патрулировали в Южно-Китайском морс, море Сулу и у берегов Голландской Ост-Индии.

В феврале 1916 года сэр Эдуард Грей снова запросил помощи у японцев. После гибели нескольких судов на минах, поставленных германскими вспомогательными крейсерами, требовалось увеличить число кораблей, охотящихся за этими рейдерами. Японское правительство отправило в Сингапур флотилию эсминцев, чтобы охранять имеющий огромное значение Малаккский пролив. Для патрулирования в Индийском океане была выделена дивизия крейсеров. Корабли японского 3-го флота патрулировали в Индийском океане и у Филиппин. Крейсера "Яхаги", "Ниитака", "Сума", "Цусима" и флотилия эсминцев патрулировали в Южно-Китайском море, море Сулу и у берегов Голландской Ост-Индии. В нескольких случаях японские корабли выходили к острову Маврикий и к берегам Южной Африки. Наиболее сильные и современные легкие крейсера "Тикума" и "Хирадо" сопровождали войсковые конвои из Австралии и Новой Зеландии.

 

 

Япония действует вполсилы

 

Несмотря на самое широкое участие японских кораблей в защите союзного судоходства, в конце 1916 года адмирал сэр Джон Джеллико весьма скептически отозвался о действиях японцев. В письме адмиралу Дэвиду Битти он назвал их "не вполне удовлетворительными". Джеллико предполагал, что более эффективным действиям японцев мешает антипатия к Соединенным Штатам. Джеллико высказал подозрение, что японцы вынашивают идею создания "великой Японии, включающей в себя часть Китая, Юго-Восточной Азии, Голландскую Ост-Индию, Сингапур и Малайские государства". Он полагал, что японское правительство действовало на основе ложной уверенности в непобедимости германской военной машины. Но последние поражения на Сомме и под Верденом могли развеять эту уверенность. Его заявление, что "кроме продажи части вооружения русским и нам, Япония никак не участвует в войне", весьма точно отражало растущее недовольство Великобритании отказами японцев принять участие в войне в Европе. Британские морские офицеры всегда считали, что Японии "нельзя верить до конца", даже когда она оказала Англии помощь в критический момент на Средиземном море. Если посмотреть на все это глазами японцев, то роль Японии в Первой Мировой войне будет выглядеть совсем иначе. Если японские вооруженные силы сразу разошлись в мнении, какую из сторон следует поддержать, то средний японец не понимал, зачем вообще нужно воевать. Никакой угрозы со стороны Германии в Японии не чувствовал никто. Поэтому японское правительство, поддерживая Антанту, старалось не давать обществу слишком много информации о войне.

Один из британских офицеров, находившийся в Японии во время войны, подтверждает существование такой странной политики. Малькольм Кеннеди, посетивший японскую глубинку, был поражен тем, что крестьяне, с которыми он беседовал, даже не подозревали, что их страна ведет войну. Но такое положение изменилось в 1918 году, когда в Японии начались волнения. Рост доходов не успевал за инфляцией, подстегнутой военными расходами. Поэтому в августе 1918 года в Осаке, Кобе и Нагое имели место рисовые бунты.

Серьезно осложняло японское участие в войне и то, что гордость японцев была ущемлена серьезной дискриминацией, которой подвергались японские жители Сингапура. В торговле с Австралией и Новой Зеландией Япония тоже находилась на положении государства второго сорта. Просьбы англичан о помощи стали более настойчивыми в конце 1916 и начале 1917 года, когда ситуация на морских театрах резко ухудшилась.

Германские рейдеры продолжали успешно действовать в Индийском океане. Во время своего плавания рейдер "Вольф" не только уничтожил торговые суда вместимостью 120000 GRT, но и связал огромное количество британских, французских и японских кораблей. За ним охотились 21 крейсер, 14 эсминцев, 9 шлюпов. Японское правительство в обмен па свою помощь потребовало признать захват Шантунгского полуострова и островных владений Германии. И ответ на возражения англичан японцы заявили, что просят не больше русских, которым был обещан Константинополь. Британское правительство долго обсуждало эту проблему, опасаясь негативной реакции со стороны американцев.

В феврале 1917 года японцы согласились расширить свое участие в войне и распространить зону патрулирования своего флота до мыса Доброй Надежды. Японский флот также включился в защиту судоходства у восточных берегов Австралии и Новой Зеландии. В этих операциях участвовали крейсера "Идзумо", "Ниссин", "Тонэ", "Ниитака", "Акаси", "Якумо", "Касуга", "Тикума", "Сума", "Ёдо" и 3 флотилии эсминцев.

Япония также оказала значительную помощь союзникам поставками вооружения в Европу в 1914 году. В 1914 году Япония вернула России 2 броненосца и крейсер, захваченные во время русско-японской войны. Японские заводы поставляли оружие и боеприпасы Великобритании и России. В 1917 году Япония за 5 месяцев построила для Франции 12 эсминцев типа "Каба". Японские моряки привели эти корабли на Средиземное море и передали французам. В декабре 1916 года Великобритания приобрела у Японии 6 торговых судов вместимостью 77500 GRT. В мае 1917 года англичане попросили японцев доставить в Европу завербованных китайских рабочих.

Немного позднее Япония и Соединенные Штаты пришли к соглашению о строительстве на японских верфях торговых судов общей вместимостью 371000 GRT для американского Комитета по судоходству. Хотя война закончилась раньше, чем они были построены, Япония все-таки достроила их. Кроме того, Япония передала в распоряжение союзников часть своего торгового флота.

И лишь в одном вопросе Англии не удалось добиться от Японии уступок. Постоянные попытки Великобритании приобрести некоторые японские военные корабли для возмещения потерь своего флота вызывали раздражение японцев и задевали их гордость.

В середине 1917 года адмирал Джеллико предложил приобрести в Японии 2 линейных крейсера. Он сомневался, что можно убедить японцев просто передать эти корабли под оперативное командование Гранд Флита. "Если даже они согласятся, сомнительно, чтобы эти корабли смогли сражаться с германскими линейными крейсерами, имея японские экипажи", – писал он. Японское правительство наотрез отказалось продавать или передавать англичанам какие-либо корабли. Позднее действия японской эскадры на Средиземном морс заставили Джеллико изменить свое мнение относительно эффективности японских экипажей.

В свете последующих событий любопытно выглядят взаимоотношения Японии с Соединенными Штатами. По просьбе англичан американцы перебазировали часть кораблей с Тихого океана в Атлантику, чтобы помочь Королевскому Флоту. Но сделать это можно было лишь потому, что американцам оказал помощь новый союзник – Япония.

Вступление Соединенных Штатов и пойму потребовало от американцев полностью пересмотреть свою морскую стратегию и кораблестроительную политику. Ведь до 1917 года преобладало мнение, что после разгрома союзников на Америку сразу обрушатся объединенные силы Японии и Германии. Вскоре после вступления США в войну британская морская миссия во главе с Артуром Бальфуром попросила американцев изменить кораблестроительную программу. Раньше она предусматривала строительство большого числа линкоров. В апреле – мае 1917 года Бальфур имел ряд секретных встреч с американскими представителями, в том числе с личным посланником президента Вильсона полковником Хаузом. Англичане предложили начать массовое строительство эскортных кораблей в обмен на обещание бри-шнекой помощи в случае японоамериканского конфликта. Но такое соглашение не было подписано из опасений вызвать раздражение Японии, которая в это время являлась важным союзником Великобритании.

Тем не менее, сам факт ведения этих переговоров показывает глубину недоверия англоамериканцев. Американские лидеры смотрели на проблемы взаимоотношений с Японией через призму китайского вопроса и расового превосходства Как позднее ехидно заметили журналисты, знаменитая серия военных планов американского флота вместо названия "Оранжевый" должна была бы называться "Желтый". Американцы постоянно требовали проведения в Китае политики "открытых дверей", и все это вместе взятое порождало сильные антияпонские настроения в американском обществе. Американские лидеры обвиняли Японию в нечестном поведении, попытках добиться политических и территориальных преимуществ в Китае, о чем рассказывали многочисленные американские миссионеры.

Вступление Соединенных Штатов в войну привело к изменениям в японо-американских отношениях. Как и Великобритания в начале войны, Соединенные Штаты обнаружили, что зависят от благожелательного отношения Японии и ее помощи на Тихом океане.

Японская миссия в Вашингтоне, которую возглавлял Исии Кикудзиро, заключила соглашение, которое позволило американцам перевести часть кораблей в Атлантику на помощь англичанам. По секретному соглашению японские корабли патрулировали гавайские воды до конца войны.

В октябре 1917 года броненосный крейсер "Токива" заменил самый крупный американский корабль на Гавайях – броненосный крейсер "Саратога". В августе 1918 года крейсер "Асама" сменил "Токиву" и обеспечивал безопасность Гавайских островов до, своего возвращения в Японию в феврале 1919 года.

Несмотря на помощь японцев, американцы относились к территориальным захватам Японии так же, как англичане. Японцы ответили им тем же, и вскоре после окончания войны японо-американские противоречия приняли неразрешимый характер. Попытка японской экспансии в Сибири в 1918 году подлила масла в огонь, ведь американцы сами зарились на эти территории. Но уже в 1917 году Япония, числившаяся в союзниках Соединенных Штатов, официально считалась "наиболее вероятным противником".

 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.