Духовно-рыцарские ордена: иоанниты, тамплиеры, тевтонцы — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Духовно-рыцарские ордена: иоанниты, тамплиеры, тевтонцы

2022-10-28 21
Духовно-рыцарские ордена: иоанниты, тамплиеры, тевтонцы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В 354 году в Тагесте, в Африке, родился один из знаменитейших и влиятельнейших отцов христианской церкви Августин Аврелий. В 395 году он был рукоположен в епископы и занялся деятельностью проповедника.

Августин Блаженный на несколько столетий вперед определил дух и направление всей западной церкви. Он разработал учение о Святой Троице, об отношении человека к Божественной благодати. Широко известно определение Августина Блаженного государства как «разбойничьего скопища, в котором нет места справедливости; вне церкви нет правового порядка, поэтому государство, чуждое церкви, ничем не отличается от шайки разбойников».

Августин Блаженный проповедовал веру в церковь, как высшую руководительницу человечества, он стал одним из главных создателей средневекового мировоззрения, «действовавшего» в Европе почти тысячелетие.

Старейший европейский монашеский орден был основан около 530 года в Италии Бенедиктом из Нурсии в Монте-Кассино, недалеко от Рима. Монахи ордена, принявшие устав Бенедикта Нурсийского получили название бенедиктинцев. Монастыри Бенедиктинского ордена стали образцами для других. Устав отца западного монашества сверх трех обычных монашеских обетов – нестяжания, целомудрия и повиновения – отводил значительное место физическому труду и чтению. Именно это привело к последствиям огромной важности, показав дорогу к научной деятельности монахов, а затем и многих образованных людей. Именно Бенедиктинский орден сохранил до нашего времени произведения классической древности, книги древнегреческих и древнеримских писателей и историков.

В каждом бенедиктинском монастыре были устроены мастерские по переписыванию книг – скриптории и библиотеки. Устав Бенедикта Нурсийского, которому почти полторы тысячи лет, дошел до нашего времени:

«Праздность – враг души, а посему в определенное время братья должны быть заняты трудом телесным, в другое же время – душеспасительным чтением. Пусть ежедневно слушают чтения, два-три часа, а затем, в дни Четыредесятницы, пусть все получат из библиотеки по книге, которую и читают по – порядку, целиком. Пусть будут также представлены один или два старца обходить монастырь в часы, когда братия прилежит к чтению, и смотреть, чтобы кто-либо из братьев не впал в уныние, предаваясь праздности, и, не прилежа к чтению, не был бы не только бесполезен самому себе, но и вреден другим. В день же воскресный пусть прилежат к чтению все».

Самые крупные бенедиктинские монастыри – «школы служения Господу» – стали называться аббатствами и превратились в культурные и научные центры, в одиночестве сражаясь с невежеством вплоть до начала XIII века. Если бы бенедиктинские монахи не переписали бы столько книг по всем отраслям знаний, все предшествующие труды историков и писателей просто не дошли до нашего времени. Настоятели, аббаты, образованные монахи разыскивали старинные рукописи, покупали или меняли их, другие монахи переписывали их. Бенедиктинский орден создал сеть школ, в которых учили с семилетнего возраста чтению, письму, церковному пению, счету, грамматике, риторике, диалектике, арифметике, геометрии, астрономии, музыке.

 

Устав Бенедиктинского ордена утверждал римский папа. Римская церковь была основана апостолами Петром и Павлом, – «Как апостол Петр – первый между апостолами, так и папа – глава всех епископов». Авторитет пап особенно усилился во время появления ересей и быстро приобрел и политическое влияние. Еще в начале V века папа Иннокентий I впервые четко обосновал религиозный авторитет римской церкви, провозгласив, что источник власти папы – верховенство апостола Петра, именно папе принадлежит право разрешать проблемы догматов и церковные споры. Римский папа Лев Великий (440–461) стал объединителем власти и нравственного влияния церкви. Папа стал главным представителем христианских народов не только в церковном, но и в политическом отношении. В 756 году став правителем Папской области, папа сделался и светским государем.

В середине XI века начались конфликты римских пап с византийскими патриархами. Папа Лев IX (1049–1054) потребовал у Византии возврата земель Южной Италии, указанных еще в «Константинопольском даре» начала IV века, но так и не отданных. Требование было передано в резкой, вызывающей форме, византийцы отказались его исполнить. 16 июля 1054 года римское посольство в Константинополе предало патриарха Михаила Керулария анафеме и покинули Византию. Собор, созванный византийским императором, предал анафеме папских легатов. К материальным претензиям добавился спор о догмате filoque и в 1054 году произошло разделение церквей, претендовавших на значение вселенских. Название «католическая» укрепилось за западной церковью, «православная» – за восточной.

 

К XI веку Клюнийское аббатство подчиненное непосредственно папе, создало большую конгрегацию монастырей, в которых действовал строгий Бенедиктинский устав. В конгрегацию вступили более двух тысяч монастырей. Число монахов и монастырей быстро росло – «казалось, как будто весь мир облек себя на белый покров церкви». Клюнийцы, впрочем, одевались во все черное, что символизировало их отказ от всего мирского.

Были созданы новые монашеские ордена – камальдулов – отшельников, ходивших босыми; картезианцев, живших в пустыне Шартрез и соблюдавших молчание; премонстратов; бегинок; гумиллиатов; гергардинистов – аскетов, занимавшихся перепиской книг; действовали ордена Валломброза – созерцателей и орден Фонтевро во главе с аббатисой.

С конца XI века самым влиятельным европейским орденом стал цистерцианский, названный по имени города в Бургундии Сито-Цистерции. Цистерцианцы, одевавшиеся в белые одежды, регулировали монастырскую жизнь статутом ордена. Цистерцианцы не имели ни вассалов, ни зависимых крестьян. Огромному влиянию ордена очень помогла деятельность Бернара Клервосского, идеолога создания духовно-рыцарских орденов.

 

Дворянин Бернар Клервосский родился в 1091 году во Франции. В 22 года он вступил в орден цистерцианцев и через два года стал настоятелем монастыря в Клерво. Совсем скоро Бернар стал духовным авторитетом, обладавшим большой духовной мощью. Бернар Клервосский пользовался огромным влиянием на современников, требовал беспощадной борьбы с народными ересями, массового сожжения нераскаявшихся еретиков, активной борьбы с византийской церковью – именно его проповеди толкнули европейское рыцарство во II Крестовый поход. Бернард Клервосский требовал истребления и всех «необратившихся язычников» – славян, живших к востоку от Эльбы, арабов, турок-сельджуков, занятия их земель. Он проповедовал абсолютное преобладание власти духовной над властью светской, подчинения всех европейских государей римскому папе, монополии церкви в области образования. Бернар Клервосский умер в 1153 году, оставив большую переписку с папами, кардиналами, епископами, аббатами. «Последнего отца церкви» уже через двадцать лет причислили к лику святых. Бернар Клервосский писал к папе и кардиналам:

«Кто ты есть? Иерей великий, первосвященник высочайший, первый меж епископов, наследник апостолов, предпочтением Авель, кормчим правлением Ной, патриаршеством Авраам, положением Мельхиседек, достоинством Аарон, значением Моисей, судейством Самуил, властью Петр, помазанием Христос.

Ты тот, кому ключи вверены, кому овцы доверены. Есть и иные небес ключари и паств пастыри, но ты настолько превосходишь их славою, насколько иное унаследованное тобою звание. Они пасут стада распределенные, каждому каждое, – тебе доверено стадо целокупное, единому единое. И не только над овцами, но и над пастырями ты надо всеми единый пастырь.

Вот – кто ты есть!

Но не забывай о том, что ты есть!

Что тебе в венце твоем? Что тебе в блеске каменьев твоих, и в пышности шелков твоих, и в перьях диадемы твоей, и в обременении золота и серебра?

Рассей все это, отвей все это от лика твоего размышления, как утренние облачка, быстро проплывающие и легко иставающие, – и явится перед тобой человек нагой, человек нищий, человек жалкий и жалости достойный, человек страдающий, что он человек есть, стыдящийся, что он наг есть; человек, рожденный на страдания, а не на блистания, пресыщенный печалями многими, а потому в плаче. Поистине, человек печалями пресыщен, ибо и тело его бессильно, и дух неразумен, и сев его – смрад, и конец его – смерть.

Мысля, что ты – высочайший первосвященник, не забывай, что ты же – и ничтожнейший прах, и не только был, но и есть. Возносись троном своим, но не возносись разумом своим; низкое в себе чувствуй, и низким в мире сочувствуй.

Нет сомнений, что именно вам, епископам и кардиналам, надлежит удалять соблазны из царства Божьего, подрубать под корень растущие шипы и прекращать распри. А так как над народом божьим пребывает власть и ревность римской церкви, то мы обращаемся к ней с полным правом в связи с поношением веры, оскорблением Христа, охаиванием отцов, соблазнами для современников и опасностями для потомков.

Осмеивается вера простых, раздирается сокровенное Бога, безрассудно обсуждаются вопросы, касающиеся высочайшего, подвергаются поношению отцы за то, что они сочли должным об этих вопросах скорее молчать, нежели делать попытки их разрешить.

Таким образом, человеческий разум захватывает в себе все, не оставляя ничего для веры. Он пытается постичь то, что сильнее его, он вырывается в божественное и скорее оскверняет святыню, чем открывает её; запертое и запечатанное не раскрывает, но раздирает, и все, что он находит для себя не постижимым, считает за ничто, не удостаивая веры».

 

С началом крестовых походов появились новые формы «активного служения Богу». Появились духовно-рыцарские ордена – военно-монашеские организации, созданные под руководством католической церкви с целью защиты и расширения завоеванных во время крестовых походов земель на Востоке, для новых территориальных захватов в Европе.

В конце XI века в Иерусалиме возник орден госпитальеров – иоаннитов, в 1118 году был основан орден тамплиеров-храмовников, в 1198 году в Иерусалиме был создан Тевтонский орден. Как и монахи, члены духовно-рыцарских орденов давали тройной обет – воздержания, послушания и бедности. Как рыцари, они носили оружие и участвовали в военных походах. Духовно-рыцарские ордена имели строго иерархическую структуру. Члены ордена обычно делились на три группы: братьев-воинов, каппеланов-священников, братьев-служителей. Во главе каждого ордена стоял великий магистр – гроссмейстер, избиравшийся пожизненно и утверждаемый папой, обладавший верховной властью над орденами, которым он давал различные привилегии. Гроссмейстеру подчинялись должностные лица ордена: приоры – начальники провинций, маршалы, комтуры, командоры. Периодически собирался генеральный капитул – собрание должностных лиц ордена, обладавший законодательной властью.

Духовно-рыцарские ордена значительно усилили боевую силу и дисциплину рыцарского войска. Члены орденов давали клятву беспрекословно выполнять все приказы своих начальников. Братья жили в принадлежавших ордену замках, получали от ордена вооружение, оруженосцев, слуг, снаряжение, лошадей.

Орденские рыцари вместо «частокола» и «клина» использовали новый вид боевого строя. Во главе клина стояли в первом ряду три рыцаря, во втором пять, в третьем семь и так далее. Орденские рыцари выстраивались усеченным клином – «железной свиньей», во главе которой стояли отборные воины и тяжелой массой наносили страшный удар по центру вражеского войска. За рыцарями шла пехота, прикрывавшаяся с флангов двумя-тремя шеренгами тяжеловооруженных воинов. После прорыва вражеского фронта пехота довершала разгром опрокинутого строя противника. Управление войском осуществлялось с помощью знамен. Рыцари не могли без приказа ни вступить в бой не выйти из него.

Воинский и религиозный дух породил монашествующее рыцарство – «некоторые монахи опоясались мечем по рясе, а некоторые рыцари надели рясу поверх кольчуги». Слияние идеалов – аскетического и рыцарского закончилось созданием духовно-рыцарских орденов.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.