Теория социального научения Бандуры — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Теория социального научения Бандуры

2022-11-27 23
Теория социального научения Бандуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Агрессия приобретается посредством биологических факторов (гормоны, НС) или научения (наблюдение, непосредственный опыт).

Агрессия провоцируется неприемлемым обращением (нападки), побудительными мотивами (деньги), инструкциями (приказы).

Агрессия регулируется внешними поощрениями и наказаниями, викарным подкреплением (наблюдение за тем, как поощряют или наказывают других), механизмами саморегуляции (гордость, вина).

Психологические особенности детской агрессивности

(по Смирновой Е.О. и Гузеевой Г.Р.)

Как указывают Смирнова Е.О. и Гузеева Г.Р., те или иные формы агрессии характерны для всех детей. Агрессия как устойчивая форма поведения может переходить в устойчивое качество личности. Лонгитюдные исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека.

Выраженная склонность к агрессивности

1. Высокая частота агрессивных действий (в течение часа не менее 4 актов);

2. Преобладание прямой физической агрессии над вербальной;

3. Наличие агрессивных действий, имеющих целью причинение боли или страданий.

Дети склонные к агрессии могут отличаться сниженным уровнем саморегуляции, неразвитостью игровой деятельности, недостаточным развитием интеллекта, коммуникативных навыков. Но их главной отличительной чертой является отношение к сверстнику: другой ребенок выступает для них как враг, противник.

Виды агрессивности у детей

1. Импульсивно-демонстративный. Агрессия выступает как средство привлечения внимания. Характерна физическая агрессия, враждебные действия быстро угасают. Дети имеют невысокий статус в группе, низкий уровень интеллекта, низкий уровень развития игровой деятельности.

2. Нормативно-инструментальный. Агрессия выступает как норма поведения в общении со сверстниками, как средство достижения конкретной цели. Деятельность отличается целенаправленностью и самостоятельностью. Занимают статус предпочитаемых или звезд, обладают высоким уровнем интеллекта, хорошими организаторскими способностями.

3. Целенаправленно-враждебный вид. Нанесение вреда другому выступает как самоцель. Дети имеют низкий социальный статус в группе, их боятся.

Развитию агрессивности у ребенка способствуют авторитарный и попустительствующий стили воспитания.

Авторитарный стиль характеризуется жестким навязыванием правил без их объяснения, силовыми методами дисциплинирования, недостатком теплоты и заботы. Ребенок вырастает боязливый, тревожный, легко раздражающийся, в его поведении часто чередуются агрессивность и избегающее поведение.

Попустительствующий стиль характеризуется непоследовательностью поведения родителей. Дети таких родителей упрямы, несговорчивы, агрессивны и импульсивны.

Предпочтителен авторитативный стиль воспитания, характеризующийся четким определением правил и сообщением их ребенку, использованием положительного и отрицательного подкрепления, последовательностью воспитания в целом. Ребенок уверен в себе, обладает высоким уровнем энергии, самоконтролем.

Выводы

1. В структуре эмоциональных состояний доминируют эмоции. В зависимости от действия на человека эмоциональные состояния могут быть положительными или отрицательными.

2. Эмоциональные состояния одновременно разнообразны и трудно различимы.

3. Повторяясь, эмоциональные состояния могут становиться характерными для человека и переходить в личностные черты: тревога в тревожность, агрессия в агрессивность, что подтверждает взаимосвязанность психических явлений между собой. Такие черты сложившиеся в детстве остаются устойчивыми и сохраняются на протяжении дальнейшей жизни человека.

4. Проявление эмоциональных состояний меняется в зависимости от внешних и внутренних условий.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как отличаются между собой следующие понятия:

– страх и тревога,

– страх и паника,

– тревога и тревожность,

– агрессия и агрессивность,

– агрессивность и враждебность.

2. О каком виде агрессии (враждебная, инструментальная) идет речь в примерах:

– ребенок стучит кулаками по столу, чтобы «настоять на своем»,

– группа подростков нападает на прохожего, чтобы отнять деньги,

– подростки просят сигарету у прохожего, а когда ее не оказывается, избивают его.

3. О какой по глубине охвата панике идет речь в каждом из примеров:

– задержка транспорта,

– небольшая транспортная авария,

– паника на «Титанике»,

– внезапный не очень сильный сигнал,

– скупка товаров при слухах о повышении цен.

4. О какой по длительности панике идет речь в каждом из примеров:

– автобус, потерявший управление,

– не очень длительное и сильное землетрясение,

– длительные боевые операции.

5. К какому аффективному феномену тревожного ряда принадлежит приобретение значимости ранее нейтральными стимулами?

6. Приведите пример приобретения агрессии с помощью научения и ее регуляции с помощью викарного подкрепления.

7. Как тревога и страх различаются по условиям возникновения?

8.Что может меняться в эмоциональном состоянии при изменении выражения лица?

9. Какие особенности попустительствующего стиля воспитания способствуют появлению у ребенка агрессивности?

Литература

1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1997. - 336 с.

2. Моляко В.А. Особенности проявления паники в условиях экологического бедствия (на примере Чернобыльской атомной катастрофы) // Психологический журнал, 1992, № 2.

3. Психические состояния. Хрестоматия под ред. Куликова, — СПб., 2000.

4. Смирнова Е.О., Гузеева Г.Р., Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии, 2002, № 1.


Лекция 4


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.