Основные направления научного познания социологии религии — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Основные направления научного познания социологии религии

2022-11-27 26
Основные направления научного познания социологии религии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Социологии религии наука, способная показать, как и что устроено в самых потаенных уголках человеческого мира, и реально помогающей понимать сложные и крупные проблемы современности.

Религия представлена не в некоем абстрактном и идеализированном теоретическом описании «как должно быть», а «как оно есть в реальности». Именно так социология может и должна изучать религиозный феномен, задавая вопрос не о богословски правильном описании религиозного знания, а о мотивациях, потребностях и взаимодействиях людей, которых в повседневной жизни касаются вопросы веры.

Социолог не располагает инструментарием, способным априори разделить религиозные организации на «традиционные» и «нетрадиционные», так как по отношению к принципам построения одной религии или конфессии другие чаще всего будут выступать как «нетрадиционные». Временами этот момент вызывает ожесточенные споры на конференциях, где собираются не только социологи, но и представители верующих, педагоги и даже религиоведы. Сталкиваются две позиции: одна идеальная, связанная с откровением, богословским учением и догматами, в определенном роде недостижимая то, как верующий представляет свою религию; другая позиция «вести с полей», результат эмпирического исследования опроса, наблюдения, интервью, непредвзятая, отражающая социальную реальность, но зачастую кажущаяся верующему карикатурной и, к сожалению, даже оскорбительной.

Другой тенденцией является претенциозное противопоставление «настоящих» верующих, которые существовали в некоторый исторический момент (например, соблюдающие евреи в местечке на рубеже XIX и XX веков, дореформенные католики) и соответствуют принятым в академической науке историческим взглядам, и «неправильных» современных верующих, стремящихся не просто приспособиться в светском мире, но осваивающих транснациональную и глобальную реальность. Социологу рекомендуют забросить попытки «найти религию самому» и советуют обратиться к историческим фолиантам, «где уже все до вас описано». И здесь необходима терпеливая работа по популяризации социологии религии задача, объясняющая возможности социологического исследования, подходы социолога и смысл получаемого им результата.

Изучение разнообразия религиозного феномена позволит преодолеть сложившееся за XX век фокусирование социологического изучения религии на христианских организациях и проблемах секуляризации.

Высказанное ограничение не отрицает компетентности социолога в изучении вероучительных текстов, в которых разъясняется понимание и наполнение веры в данной религии, но социология лишь делает первые шаги в анализе концепта веры, разработке адекватного инструментария для эмпирических исследований. Важно изучение религиозного феномена доступными социологическими методами как взаимодействия лицом к лицу, как коммуникаций/идеологий. В этом социология религии мало чем отличается от других отраслевых дисциплин, определение предмета социологии религии исключительно социологично и опирается на социологические методы и теории[9]. С одной стороны, это позволяет охватить интерактивный, организационный и коммуникативный уровни религиозной подсистемы общества, с другой накладывает значительные ограничения на привлечение других аспектов, связанных с религией откровения, доктрины и т. д. Тем самым подчеркивается нейтральность социологии религии относительно трансцендентности религии. Социологи не отрицают и не подтверждают реальности/ отсутствия таковой (мистической трансцендентной реальности)[10]. Это уже не в их компетенции.

Один из самых острых вопросов современной социологи религии вопрос о соотнесении веры и религиозной принадлежности. С одной стороны, ответ на этот вопрос оказывается крайне запутанным в контексте западноевропейского секулярного общества, но с другой социолог должен интерпретировать данные о людях, заявляющих о своей вере, но отрицающих свою принадлежность к какой-либо религиозной организации. Как соотнести веру и религиозную принадлежность? Сегодня «вера без принадлежности» появляется и в российских опросах и остается одним из насущных и острых социологических вопросов.

Отдельным направлением в изучении современных религиозных (в широком смысле) практик стало разведение понятий «духовности» и «религии», продолжающееся в работах исследователей, настаивающих на необходимости выделения особой дисциплины «социологии духовности» и рассматривающих тех, кто «нерелигиозен, но духовен». Вероятно, такая перспектива перемещает острие исследований с позиции «секулярность против религии» так же, как ранее произошел сдвиг с «науки против религии»[11].

Важным и плодотворным представляется рассмотрение типологии религиозных организаций и отдельный подробный анализ новых религиозных движений и культового движения (примеры российских культов от телевизионного А. Чумака (1989) и А. Кашпировского (1988), С. Коновалова)

Необходимо изучение принципиально новых религиозных организаций не вписывающихся в привычные рамки, связанные с пониманием и изучением христианских религиозных организаций.

Религиозный феномен не останавливается на границе конкретного общества, что подтверждает многогранность и многоликость объекта социологии религии.

Социокультурный «спарринг» (например, сравнение буддийских организаций в России и в Южной Корее) показывает одновременно неожиданно схожие, но возникшие независимо друг от друга особенности, которые необходимо учитывать при изучении религиозного феномена[12]. Интересен анализ черт, заимствованных религиозными организациями из практик других религий, в том числе своих прямых конкурентов на религиозном рынке.

Следует отметить также направление оценки религии в глобальном и медиапространcтве идеологий – это уникальный материал, который обычно остается за рамками курсов социологии религии и в лучшем случае обсуждается в рамках дисциплин по выбору. Между тем, возрастающая сложность глобализационных процессов и укрепляющиеся культурные связи вынуждают социологов религии искать новую постановку исследовательской проблемы.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.