Социология религии: понятие, философские основания и предмет — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Социология религии: понятие, философские основания и предмет

2022-11-27 23
Социология религии: понятие, философские основания и предмет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Социология религии лежит на стыке двух областей знания: она является частью социологии и в то же время одной из религиоведческих наук, таких, как история религии или психология религии.

В силу специфики своего предмета она лежит в той пограничной области, где соприкасаются эмпирическая наука, философия и теология. Таким образом, чтобы представить, социологию религии как научную дисциплину, необходимо рассмотреть ее в контексте социологического знания и в контексте других наук о религии, а в более широком плане определить соотношение социологии и теологии.

Важным представляется обозначить высокую социальную значимость вопросов, ответы на которые позволяют понять сущность религии. Изначально с сомнениями толкуется вопрос о том, а возможно ли вообще религию делать предметом научно-исследовательских изысканий? Насколько сокровенная сущность религии позволяет ее препарировать в научном аспекте, объективизируя и обозначая закономерности, и делаю на их основе выводы? Рациональным и востребованным представляется обращение к историческим закономерностям становления социологии религии как науки – на основе чего она развивалась, какие имела результаты научного познания, позволяют ли методы исследования вести серьезные научные исследования?  

В этой связи имеет существенное значение представление о том, как возникла и развивалась социология религии, как она связана с основными направлениями общественного развития последних двух столетий своего существования и каковы ее социально-культурные импликации[1].

Социология религии является частью социологии, одной из социологических дисциплин, которые используют выработанные социологией понятия и методы для анализа отдельных социальных феноменов, таких, как семья, политика, образование и т.д. [2]

Социолог имеет дело с религией как социальным феноменом, т.е. он изучает религию как доступное наблюдению, эмпирическим методам исследования социальное поведение человека (индивидов и групп): как образуются и функционируют религиозные группы и институты, благодаря чему они сохраняются или перестают существовать, каковы отношения между религиозными группами, почему между ними возникают конфликты, что лежит в основе ритуальных действий и т.д.

Для социолога религиозные верования интересны и важны не сами по себе. В отличие от философа, например, для него существенное значение имеет не вопрос о том, истинны они или ложны, а вопрос о том, как эти верования наряду с религиозными организациями влияют на поведение людей. Если исходить из классификации социологических знаний по их уровням конкретно-социологические исследования; теории среднего уровня, изучающие ту или иную социальную подсистему[3]; и общесоциологические теории, объясняющие общество как целостную систему, то социология религии относится к числу социологических теорий среднего уровня. Она добывает эмпирические данные, характеризующие религию как одну из социальных подсистем, и, обобщая эти данные, разрабатывает ее теоретическую модель в рамках общесоциологической теории[4].

Социология религии также ставит вопрос о соотношении социально-политических наук и православия[5] - каков статусно-ролевой выбор социолога религии; согласен ли он сам жить «по заветам» своего статусно-ролевого выбора; иметь постоянное стремление к вечно усложняющейся цели, самосовершенствованию в соответствии со сделанным выбором?

Задача социолога в православии – заниматься изучением статусно-ролевых функций личностей как субъектов, обязанных, как говорил А. С. Хомяков, жить в свободе, по закону любви[6].

Современному социологу религии нужно осознавать не только светско-сциентистские, информационно-просветительские, но и религиозно-сотериологические, воспитательно-педагогические, если угодно, катехизаторско-прозелитические предназначения собственной профессии[7]. Эти положения особенно актуальны в контексте социологии религии и в вопросах соотношения религии и социально-политических наук.

Социология религии одна из многих наук, занимающихся изучением религиозного феномена в различных его аспектах[8].

Не только социологи, но и историки, филологи, психологи, в принципе все ученые, имеющие дело с человеком и его культурой, так или иначе в своих исследованиях затрагивают религию. Однако, к религиоведению относятся лишь те науки, предмет которых составляет именно религия и только религия. К их числу наряду с социологией религии относятся психология религии, история религии, представляющие собой самостоятельные научные дисциплины.

Религия явление сложное, многослойное. Она интегрирована в различные сферы жизнедеятельности человека. Отсюда возможность и необходимость разных подходов, методов ее исследования, отсюда такая характеристика религиоведения как его многодисциплинарность.

Социология концентрируется на социальном "измерении" религии, ее влиянии на социальное поведение. Социолог должен при этом опираться и на исторические данные, но в отличие от историка его интересуют общие правила, образцы поведения, способы религиозной мотивации, а не то, что составляет неповторимость той или иной религии.

Социология религии эмпирическая наука, основывающаяся на фактах, т.е. тех моментах социальной действительности, которые можно увидеть, строго зафиксировать и научно описать.

Для социолога религия совокупность поведенческих актов индивидов и групп, вербальных действий людей и продуктов их деятельности (материальной и духовной), т.е. то, что делают, что высказывают и думают люди, их мнения, и то, что ими сделано, достигнуто, реализовано в этой их деятельности.

Исходя из эмпирических данных, социология и в данной области стремится к познанию реальных, конкретных связей, взаимодействий, институтов, проникая в сущность социальных явлений, постигая их природу, раскрывая до самых первооснов религию как социальный феномен.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.