Глава 1. Социология религии как наука: понятие и значение — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Глава 1. Социология религии как наука: понятие и значение

2022-11-27 26
Глава 1. Социология религии как наука: понятие и значение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Актуальность темы исследования. Проблемы религии сейчас наиболее активно рассматриваются в рамках социологии религии как дисциплинарного направления в науке.

Именно социально-политические науки в большинстве случаев проводят сейчас внятные «смысловые» разграничения и водоразделы, одинаково полезные как для науки, так и для религии.

Социология религии призвана изучать не только типы разумной рациональности человека и не только его эмоционально-психологические состояния, но и всю «силу жизни» человека, проявленной в социально-экономической среде, в его поиске смысла науки, жизни, в его действиях, опосредованных политикой, наукой и культурой и даже бытовыми ситуациями. Тем интереснее изучение современного состояния социологии религии и определение перспективных направлений ее развития.

Объект исследования – общественные отношения, формирующиеся в связи с формированием и реализацией современной российской социология религии.

Предмет исследования составляют теоретические представления об отечественной социологии религии.

Целью исследования является исследование понятия и значения социологии религии, а также ее содержания и перспективных направлений развития на современном этапе российских общественных отношений.

Для достижения поставленной цели видится необходимым решить ряд следующих задач:

- рассмотреть понятие, философские основания и предмет социологии религии

- определить основные направления научного познания социологии религии

- привести общую характеристику состояния социологии религии в России

- обозначить перспективные направления развития социологии религии в России

Методологическую основу работы составляют положения теории познания и общей теории социологии.

Применены общенаучные методы (системно-структурный, политико-социологический, конфликтологический) и специальные (сравнительно-правовой, функциональный, формально-юридический) методы познания.

Для анализа правовой политики государства в области конфессиональных отношений использовались методы политической и юридической этнологии. Использованы специальные методы анализа, сравнения, обобщения, логики и пр.

Структура работы обусловлена целью и предметом исследования, состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников. 

 

 

Глава 1. Социология религии как наука: понятие и значение

 

Глава 2. Социология религии в современной России

 

Заключение

 

 

Социологии религии - наука, способная показать, как и что устроено в самых потаенных уголках человеческого мира, и реально помогающей понимать сложные и крупные проблемы современности. Религия представлена не в некоем абстрактном и идеализированном теоретическом описании - «как должно быть», а «как оно есть в реальности». Именно так социология может и должна изучать религиозный феномен, задавая вопрос не о по богословски правильном описании религиозного знания, а о мотивациях, потребностях и взаимодействиях людей, которых в повседневной жизни касаются вопросы веры.

В настоящее время сохраняется стремление социологов измерять уровень религиозности на основании прежде всего формального самоотнесения человека к одной из групп: верующих - неверующих - атеистов, или верующих в Бога - верующих в сверхъестественные силы - неверующих.

И только в последние насколько лет такое самоотнесение стало учитываться российскими социологами в контексте мировоззренческих различий. И все же, как полагаем, состояние социологии религии в России мало изменилось как в методологическрм, так и в методическом отношении: исследования развивались скорее вширь, чем вглубь. Отмечаем необходимость важность учета такого показателя вовлеченности человека в религиозную жизнь, как воцерковленность.

Процессы религиозного возрождения во многом сопровождаются распространением многочисленных религиозных направлений, что невольно вызывает к жизни разного рода внутри и межрелигиозные конфликты как между служителями культа, так и между рядовыми членами общин. Подобные обстоятельства требуют формирования определенных основ взаимоотношений государства и гражданского общества в области развития религиозных движений в РФ. Прежде всего хотелось бы отметить достаточно высокий уровень «осознанной», т.е. воспитанной или внедренной в современную идеологию толерантности, свойственной практически всем конфессиям и религиозным группам.

Тенденцией является претенциозное противопоставление «настоящих» верующих, которые существовали в некоторый исторический момент (например, соблюдающие евреи в местечке на рубеже XIX и XX веков, дореформенные католики) и соответствуют принятым в академической науке историческим взглядам, и «неправильных» современных верующих, стремящихся не просто приспособиться в светском мире, но осваивающих транснациональную и глобальную реальность.

Верующие люди действительно стараются во взаимоотношениях с остальными – членами других общин или атеистами обходить сложные вопросы, которые могут вызвать или недопонимание, или конфликты.

Во многом, формированию «здорового» межконфессионального диалога мешает убеждение верующих об истинности собственных религиозных догм.

В качестве мировоззренческой основы, которая должна составлять основу государственно-религиозных отношений должен быть принцип светскости, проявляющийся в стремлении уменьшить влияние религии на политику, экономику, образование.

Тем более, что в России уже выработан подсознательный опыт толерантного существования религий, заложенный историко-культурной традицией. Итак, главная тенденция, наблюдающаяся в государственно-религиозные отношения – это сохранение роли православия в России, которая должна перейти в перспективу равенства и мирного взаимодействия всех конфессий.

Изучение разнообразия религиозного феномена позволяет преодолевать сложившееся за XX век фокусирование социологического изучения религии на христианских организациях и проблемах секуляризации.

Введение

 

Актуальность темы исследования. Проблемы религии сейчас наиболее активно рассматриваются в рамках социологии религии как дисциплинарного направления в науке.

Именно социально-политические науки в большинстве случаев проводят сейчас внятные «смысловые» разграничения и водоразделы, одинаково полезные как для науки, так и для религии.

Социология религии призвана изучать не только типы разумной рациональности человека и не только его эмоционально-психологические состояния, но и всю «силу жизни» человека, проявленной в социально-экономической среде, в его поиске смысла науки, жизни, в его действиях, опосредованных политикой, наукой и культурой и даже бытовыми ситуациями. Тем интереснее изучение современного состояния социологии религии и определение перспективных направлений ее развития.

Объект исследования – общественные отношения, формирующиеся в связи с формированием и реализацией современной российской социология религии.

Предмет исследования составляют теоретические представления об отечественной социологии религии.

Целью исследования является исследование понятия и значения социологии религии, а также ее содержания и перспективных направлений развития на современном этапе российских общественных отношений.

Для достижения поставленной цели видится необходимым решить ряд следующих задач:

- рассмотреть понятие, философские основания и предмет социологии религии

- определить основные направления научного познания социологии религии

- привести общую характеристику состояния социологии религии в России

- обозначить перспективные направления развития социологии религии в России

Методологическую основу работы составляют положения теории познания и общей теории социологии.

Применены общенаучные методы (системно-структурный, политико-социологический, конфликтологический) и специальные (сравнительно-правовой, функциональный, формально-юридический) методы познания.

Для анализа правовой политики государства в области конфессиональных отношений использовались методы политической и юридической этнологии. Использованы специальные методы анализа, сравнения, обобщения, логики и пр.

Структура работы обусловлена целью и предметом исследования, состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников. 

 

 

Глава 1. Социология религии как наука: понятие и значение

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.