Финансовое право: курс лекций / под ред. А. Ю. Ларина. – М.: Книжный мир, 2009. – 208 с. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Финансовое право: курс лекций / под ред. А. Ю. Ларина. – М.: Книжный мир, 2009. – 208 с.

2022-10-27 52
Финансовое право: курс лекций / под ред. А. Ю. Ларина. – М.: Книжный мир, 2009. – 208 с. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

5. Финансовое право: учебник / отв. ред. Е Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко. – М.: Проспект, 2009. – 520 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что понимается под финансовым контролем? Содержание
финансового контроля.

2. Какие виды финансового контроля можно выделить в зависимости
от органов, его осуществляющих?

3. Какие методы финансового контроля можно выделить и в чем суть
этих методов?

4. Каковы конституционные полномочия законодательных
(представительных) органов власти в области финансового контроля в
Российской Федерации?

5. В чем специфика деятельности Счетной палаты Российской
Федерации?

6. Какие меры воздействия вправе принимать Счетная палата РФ по
результатам проведенных ею проверок и обследований и какова их
эффективность?

7. Как осуществляется финансовый контроль органами
Федерального казначейства и какие санкции им могут применяться?

8. Каковы функции ЦБ РФ и других банков в области финансового
контроля?

9.   В чем особенности аудиторского контроля?

10. Каково значение и каков порядок оформления актов ревизий?

11. Какие санкции могут применять налоговые органы?

 

Модуль 2. Правовое регулирование бюджетных правоотношений

Тема 2.1 Бюджетное право и бюджетный процесс

1-е занятие (4 часа).

Понятие бюджета и бюджетное право. Бюджетные правоотношения

I. Задания для самостоятельной работы

 1. Дайте определения следующим понятиям: «бюджет», «консолидированный бюджет», «дефицит бюджета», «профицит бюджета».

3. Подготовьте краткое сообщение о конституционных основах бюджетного права. В своем сообщении постарайтесь ответить на следующие вопросы:

а) какие бюджетные правоотношения регулируются Конституцией Российской Федерации?

б) как распределены бюджетные полномочия между различными уровнями государственной власти и органами местного самоуправления? Какие из данных полномочий относятся к исключительной компетенции Российской Федерации?

в) какие государственные органы участвуют в осуществлении бюджетной деятельности?

г) какими методами они пользуются при этом?

д) какие из норм Конституции Российской Федерации закрепляют основы бюджетной деятельности государства?

Возьмите в качестве примера Конституцию Франции V Республики, Основной Закон Федеративной Республики Германии (конституционный акт иного государства по вашему выбору) и сравните, как на конституционном уровне регламентируется бюджетная деятельность государства в Российской Федерации и в зарубежных странах.

3. Бюджетными правоотношениями являются отношения:

- между Федеральным казначейством и банком, в котором Федеральное казначейство открыло счет для учета бюджетных средств, при списании средств со счета;

- между Федеральным казначейством и получателем бюджетных средств, которому открыт лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства, при рассмотрении кассовой заявки;

- между налоговым органом и налогоплательщиком в связи с уплатой налога;

- между государственным образовательным учреждением и гражданином в связи с предоставлением последнему образовательных услуг;

- между государственным учреждением и органом государственного финансового контроля при наложении административного штрафа за нарушение бюджетного законодательства;

- между Правительством Российской Федерации и Государственной Думой Российской Федерации при передаче для рассмотрения и утверждения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и двухлетний плановый период.

Выберите правильные варианты ответов.

   Задание 1 выполните письменно, 2 и 3 устно.

 

II. План практического занятия

(Форма обучения: очная и заочная)

1. Бюджет как категория финансового права. Место бюджета в системе категорий финансового права. Законодательное определение бюджета и консолидированного бюджета.

2. Бюджетное право как подотрасль финансового права. Система бюджетного права. Источники бюджетного права.

3. Понятие и структура бюджетных правоотношений: объект, субъекты и содержание. Основания возникновения, изменения и прекращения бюджетных правоотношений.

4. Публично-правовые образования как участники бюджетных правоотношений. Бюджетные права Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Наднациональные образования как участники бюджетных правоотношений.

 

На втором практическом занятии проводится ситуационная (деловая) игра (2 часа).

Для подготовки к проведению деловой игры студентам необходимо ознакомиться с нижеприведенными документами и высказать свое собственное мнение по вопросу о том, является ли федеральный закон о федеральном бюджете законом особого рода, какова его юридическая сила по отношению к иным федеральным законам в случае возникновения коллизии, аргументируйте свое мнение конкретными примерами.

В мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 № 9-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год» и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гражданина А.В. Жмаковского" сформулированы следующие положения:

«...в правовой системе Российской Федерации (статья 15, часть 4, Конституции Российской Федерации) федеральный закон о федеральном бюджете представляет собой законодательный акт особого рода. По смыслу статьи 104 (часть 3) во взаимосвязи с другими указанными положениями Конституции Российской Федерации и конкретизирующим их Бюджетным кодексом Российской Федерации, в федеральный закон о федеральном бюджете - исходя из его природы и предназначения в правовом государстве - включаются на основе принципов сбалансированности, достоверности и реальности предписания, касающиеся доходов и расходов Российской Федерации и относящиеся к периоду, на который принимается данный закон".

Федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, то есть предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов. Как таковой он не порождает и не отменяет прав и обязательств и потому не может в качестве lex posterior (последующего закона) изменять положения других федеральных законов, в том числе федеральных законов о налогах, а также материальных законов, затрагивающих расходы Российской Федерации, и тем более - лишать их юридической силы.

Из этого следует, что в Российской Федерации как правовом государстве - в силу вытекающих из Конституции Российской Федерации требований - федеральный закон о федеральном бюджете не может устанавливать положения, не связанные с государственными доходами и расходами...».

Судья Конституционного Суда Н.С. Бондарь, однако, высказал особое мнение, согласно которому:

«...характеристики федерального закона о федеральном бюджете относятся, в своей основе, к процедурно-процессуальным особенностям разработки и принятия такого закона, не составляют в совокупности какого-либо системного единства, позволяющего обосновать его качественную, нормативно-правовую уникальность как «акта особого рода», исходя из которой явствовало бы его особое место в правовой системе государства.

Фактически единственной конституционной характеристикой федерального закона о федеральном бюджете является указание о нем в тексте Конституции Российской Федерации, что (как, впрочем, и иные названные признаки) свидетельствует не об «особом роде», особом месте или особой юридической силе такого федерального закона, а о конституционной значимости предмета его правового регулирования (бюджетные отношения), предопределяющего необходимость установления на конституционном уровне гарантий своевременности, действенности, социально-экономической обоснованности и исполнимости бюджетно-финансовых решений.

Если исходить из того, что федеральный закон о федеральном бюджете является законодательным актом «особого рода», то не следует ли из этого вывод противоположного характера? Содержащаяся в том же пункте 2 мотивировочной части Постановления оговорка, что на федеральный закон о федеральном бюджете не распространяется действие принципа lex posterior (последующее отменяет предыдущее), только усиливает сомнения относительно вывода о прямой зависимости между «особым родом» федерального закона о федеральном бюджете и недопустимостью приостановления им положений других федеральных законов...». Ситуационная (деловая) игра проводится по следующей предлагаемой схеме.

Аудитория разделяется на группы:

1. Сторонники приоритета закона о бюджете над иными законами (представители правительства).

2. Сторонники его "вторичности" по отношению к иным законам, устанавливающим права и обязанности юридических и физических лиц, обязательств государства (представители заявителя - адвокаты).

Разбираемая ситуация следующая. Федеральным законом о федеральном бюджете приостановлены выплаты денежных компенсаций в пользу отдельных категорий граждан, установленных им Федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О ветеранах», «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

В каждой группе выбирается докладчик (несколько содокладчиков). Первым заслушивают заявителя, который излагает свою позицию, отвечает на возникающие в ходе доклада вопросы иных участников игры. Следующим выступает представитель правительства, после доклада также отвечает на вопросы. Третьим выступает эксперт, затем наступает стадия дополнений, где сторонами по очереди могут быть приведены дополнительные аргументы. Возможна также стадия прений, в которой стороны-противники указывают на ошибки друг друга.

Преподаватель ведет игру, оценивает аргументы сторон и единолично либо совместно с избранными участниками (коллегиально) выносит вердикт в ту или иную пользу в зависимости от убедительности представленных аргументов.

2-е занятие (2 часа). Бюджетное устройство и бюджетная система

I. Задания для самостоятельной работы

 1. Дайте определение следующим понятиям: «бюджетная система», «межбюджетные отношения», «межбюджетные трансферты», определите структуру и принципы бюджетной системы.

2. В чем, по вашему мнению, состоит отличие бюджетного устройства от бюджетной системы? Проанализируйте действующие нормативные акты и доктринальные источники и выскажите мнение о том:

-из каких частей складывается бюджетное устройство;

-что является элементом бюджетной системы;

-зависит ли структура бюджетной системы государства от государственного устройства;

-чем отличаются бюджетные системы государства с федеративным устройством и унитарного государства;

-возможно ли существование бюджетной системы двух и более уровней в унитарном государстве;

-отличаются ли свойства бюджетной системы в целом от совокупности свойств составляющих ее элементов.

3. Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены два взаимоисключающих принципа - принцип самостоятельности бюджетов и принцип единства бюджетной системы. Попытайтесь дать ответ на вопрос о том, какой из принципов является приоритетным в бюджетной системе Российской Федерации.

При ответе необходимо проанализировать содержание соответствующих статей БК РФ.

Задание 1 выполните письменно, 2 и 3 устно.

 

II. План практического занятия

(Форма обучения: очная)

 1. Соотношение понятий бюджетного устройства и бюджетной системы. Структура бюджетной системы, элементы и уровни бюджетной системы.

2. Принципы бюджетной системы. Фискальный федерализм, принципы гармонизации и субсидиарности.

3. Регулирование межбюджетных отношений. Межбюджетные трансферты: дотации, субсидии, субвенции.

 

3-е занятие (2 часа). Бюджетный процесс.

 

I. Задания для самостоятельной работы

 1. Дайте определение следующим понятиям: «бюджетный процесс», «бюджетные полномочия», «главный распорядитель бюджетных средств», «распорядитель бюджетных средств», «получатель бюджетных средств», «казенное учреждение».

2. Проанализируйте положения части 3 Бюджетного Кодекса РФ и составьте схему стадий бюджетного процесса.

3. Каким итоговым актом, документом или юридическим фактом завершается:

- стадия составления проекта бюджета;

- стадия утверждения бюджета;

- стадия исполнения бюджета;

- стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.

4. Какие из перечисленных бюджетных полномочий относятся к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, какие - к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а какие - к полномочиям органов местного самоуправления:

-установление порядка разграничения расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

-детализация объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к соответствующему местному бюджету;

-установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

-определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;

-утверждение бюджетной классификации Российской Федерации и порядка ее применения в части, относящейся к федеральному бюджету;

-установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений;

-установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, казенных и бюджетных учреждений;

-управление федеральной собственностью в виде акций, облигаций и иных ценных бумаг;

-установление оснований, видов ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;

-установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации;

-установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;

-детализация объектов бюджетной классификации РФ в части, относящейся к бюджету соответствующего субъекта РФ;

- составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

- определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

- установление порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения;

- дальнейшая детализация объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части целевых статей и видов расходов;

- определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов.

5. В соответствии со статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, а также судебных актов по иным иска о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации, осуществляется Минфином России.

Статьей 242.3 БК РФ установлено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется для исполнения в территориальный орган Федерального казначейства по месту открытия данному учреждению лицевых счетов.

Арбитражным судом Вологодской области вынесено решение о взыскании в пользу ООО «Рубин» с Министерства финансов Российской Федерации долга, возникшего вследствие предъявления к оплате векселя государственного займа серии АПК, эмитентом которого является Минфин России. Куда должен быть предъявлен соответствующий исполнительный лист - в Минфин России или в территориальный орган Федерального казначейства по месту открытия Минфину России лицевых счетов как бюджетному учреждению? 

 1, 2, 5 задания выполните письменно, остальные устно.

 

II. План практического занятия

(Форма обучения: очная)

1. Понятие бюджетного процесса. Участники бюджетного процесса и их полномочия.

2. Стадии бюджетного процесса: составление проекта бюджета, рассмотрение и утверждение проекта бюджета, исполнение бюджета, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета. Внешний аудит отчета об исполнении бюджета.

3. Иммунитет бюджетов. Порядок исполнения судебных решений за счет государственной (муниципальной) казны.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к

практическим занятиям

 В ходе изучения данной темы важно обратить внимание на следующие положения финансово-правовой теории и бюджетного законодательства.

Государственные и местные бюджеты являются центральным звеном финансовой системы РФ. Бюджет – необходимый атрибут государства и основы его суверенитета. Роль бюджета выражается в том, что он создает финансовую базу функционирования государства и муниципальных образований, выполнения ими своих задач.

Необходимо иметь ввиду, что в теории финансового права бюджет рассматривается в двух аспектах: экономическом и юридическом.

В экономическом смысле бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общезначимых государственных задач. В юридическом аспекте бюджет рассматривается как правовой акт.

Правовое положение государственных внебюджетных фондов с 2000г. определяется положениями Бюджетного Кодекса РФ (глава 17) и является предметом изучения бюджетного права.

Для понимании сущности бюджетного права очень важно понимание того, что бюджетное право является центральным разделом особенной части финансового права, что обусловлено положением бюджета в финансовой системе РФ, его координирующей ролью.

Однако бюджетное право отличается от других институтов финансового права своим предметом, т.е. содержанием отношений, которые оно регулирует.

Таким образом, при выполнении заданий для самостоятельной работы и подготовке к занятиям по данной теме необходимо особое внимание  уделить изучению норм Бюджетного Кодекса РФ,  компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений, бюджетного устройства бюджетной системы РФ и её принципов, основ составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также составления, внешней проверки и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

IV. Рекомендуемые источники

Нормативно- правовые документы:

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ: ред. от 10.07.2012 // Собр. законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822

2. Об основах обязательного социального страхования: федер. закон РФ от 16.07.1999 № 165-ФЗ: ред. от 11.07.2011 // Собр. законодательства РФ. – 1999. – № 29. – Ст. 3686

3. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации:  федер. закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ: ред. от 28.07.2012 // Собр. законодательства РФ -  06.12.2010. - № 49. - Ст. 6422

4. О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: федер. закон от 13.12.2010 № 357-ФЗ: ред. от 06.11.2011. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru

5.  О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: федер. закон РФ от 10.12.2010 № 355-ФЗ  // Собр. законодательстваРФ - 13.12.2010. - № 50. - Ст. 6613

6. О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: федер. закон РФ от 08.12.2010 № 333-ФЗ// Собр. законодательства РФ. - 13.12.2010. -№ 50.-  Ст. 6591

7.  О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: федер. закон РФ от 08.12.2010 № 334-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 13.12.2010. - № 50. - Ст. 6592.

8.  Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. (главы 26-28) № 145-ФЗ: ред. от 28.07.2012 // Собр. законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст.3823

9. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ: ред. от 29.06.2012  // Собр. законодательстваРФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3824

10.  Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ: ред. от 28.07.2012 // СЗ РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340

11.  Вопросы Федерального Фонда обязательного медицинского страхования: Указ Президента РФ от 29.06.1998 № 729 // Собр. законодательства РФ.- 1998. - № 27. - Ст.3147

12.  О Фонде социального страхования: постановление Правительства РФ от 12.02.1994г. № 101: ред. от 12.08.2011 // Российская газета. - 22.02.1994г. - № 35

13. Об утверждении устава федерального фонда обязательного медицинского страхования: постановление Правительства РФ от 29.07.1998 № 857: ред. от 15.08.2012 // Собр. законодательства РФ. –1998. – № 32. – Ст. 3902

14.  Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» вместе с «Положением о пенсионном фонде Российской Федерации (России)»: постановление ВС РФ от 27.12.1991 № 2122-1: ред. от 05.08.2000 // Собр. законодательства  РФ. – 1997. - № 19. - Ст. 2188

15.  О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации: постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 №23: ред. от 26.02.2009 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. -2006. - №8

 

         Основная литература:

1. Финансовое право: учебник / отв. ред. Е Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. – 528 с.

2. Финансовое право: учебник / отв. ред. О. Н. Горбунова - М.: Юристъ, 2006. – 278 с.

 

Дополнительная литература:


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.