Методические указания к основным темам — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Методические указания к основным темам

2022-11-24 25
Методические указания к основным темам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

Социологическое знание занимает все более прочное место всистеме теоретической и социальной подготовки студентов различных специальностей, являясь средством обогащения мировоззрения, способствуя более эффективной адаптации личности к сложной реальности современного общества.

Преподавание социологии в вузе нацелено на то, чтобы будущий специалист любого профиля подготовки лучше ориентировался в окружающем мире, умел выделять как макросоциальные, так и микросоциальные, то есть личностно-групповые аспекты в любой ситуации, а также:

- имел максимально полные, системные представления об устройстве общества и его подсистем;

- видел специфику научного взгляда на общество в сравнении с философским или религиозным;

- обладал навыками социологического анализа микро- и макросоциологических ситуаций и процессов;

- мог применять полученные знания в производственной, общественно-политической и бытовой, культурно-досуговой сферах деятельности:

- был способен в случае необходимости выступить в роли заказчика или соисполнителя прикладного социального исследования, для чего, как минимум, следует приобрести навыки постановки и формулирования социальных проблем, разработки программы прикладного исследования, а также инструментария исследования в виде анкет, карт наблюдения, бланков анализа документов и т.п.

Указанные цели достигаются через ознакомление студента с историей социологии, основными социологическими концепциями современности, специальными социологическим теориями, изучающими отдельные элементы общества и, что особенно значимо, с возможностями и методами прикладной социологии. Эти знания закрепляются в ходе семинарских занятий и (или) при выполнении творческих работ по теоретической и прикладной социологии, а также контрольных работ.

В методических указаниях даются краткие разъяснения наиболее сложных для понимания вопросов по основным темам курса.

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Учебный курс «Социология» в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов всех специальностей включает в себя следующие дидактические единицы.

История становления и развития социологии. Общество как социокультурная система. Социальные общности как источник самодвижения и социальных изменений. Культура как система ценностей и смыслов, образцов действий индивидов. Влияние культуры на социально-экономические отношения. Личность как активный субъект. Взаимодействие личности и общества. Ролевые теории личности. Социальный статус. Социальные связи, действия, взаимодействия между индивидами и группами. Групповая динамика, социальное поведение, социальный обмен и сравнение как механизмы социальных отношений. Социальная структура и социальная стратификация. Социальные институты и социальные организации.

Гражданское общество и государство. Социальный контроль, массовое сознание и массовое действие. Социальные движения. Источники социального напряжения. Социальные конфликты и логика их разрешения. Социальные изменения. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире. Социально-культурные особенности и проблемы развития российского общества. Возможные альтернативы его развития в будущем. Методология и методы социологических исследований.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Тема 1 Социология как наука

1. Возникновение социологии как проблема.

2. Объект и предмет социологии. Проблема социального и место социологии в системе социально-гуманитарных дисциплин. Социологический номинализм и реализм.

3. Структура социологического знания.

4. Общественные функции социологии.

Тема 2 Становление социологии

1. Позитивизм (О.Конт, Г. Спенсер, Дж. С. Милль, Э. Дюркгейм).

2. Психологическое направление (Г. Тард, Г. Лебон, Ф. Г. Гиддингс, Л. Уорд).

3. Социология марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс).

4. Формальная и понимающая социология (Ф. Теннис, Г. Зиммель, М. Вебер).

5. Русская социология (Н.К. Михайловский, М.М. Ковалевский, Б.А. Кистяковский и др.).

Тема 3 Общество как система

1. Идеи системного анализа и синергетики в применении к обществу.

2. Основные идеи структурного функционализма.

3. Теория социального конфликта и ее разновидности.

4. Цивилизационные модели общества.

Тема 6 Социология личности

1. Предмет, основные категории социологии личности.

2. Номиналистические трактовки личности.

3 Реалистические трактовки личности.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Содержание предлагаемых контрольных работ соответствует получившей признание как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе трехуровневой структуре социологического знания. Каждая контрольная работа включает три вопроса.

1. Общая характеристика теоретического направления или авторской социологической теории.

2. Характеристика одной из специальных социологических теорий или авторской трактовки специальной теории.

3. Изложение одного из разделов эмпирической социологии.

Рекомендации по выполнению пунктов контрольного задания см. ниже.

№1

1. Социология О. Конта.

2. Социология личности: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Выборочный метод в эмпирическом исследовании. Характеристики выборки: репрезентативность, ошибка выборки.

№2

1. Органицизм Г. Спенсера

2. Социология социальных институтов (организаций): предмет, проблемы, основные понятия.

3. Типология выборки в эмпирических исследованиях.

№3

1. Географический детерминизм на примере Ф. Ратцеля или Л.И. Мечникова.

2. Социология общественного мнения: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Опрос: типология, область применения, инструментарий.

№4

1. Органицизм на примере П. Лилиенфельда или А. Шеффле.

2. Геронтосоциология: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Анализ документов: типология, область применения, инструментарий.

№5

1. Социал-дарвинизм на примере Л. Гумпловича или У. Самнера.

2. Социология молодежи: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Статус и должностная инструкция социолога предприятия, учреждения. Задачи социологической службы предприятий и учреждений.

№ 6

1. Расово-антропологическая школа социологии на примере А. Гобино или X. Чемберлена.

2. Социология информационных процессов и массовых коммуникаций: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Анкетирование: типология, область применения, инструментарий.

№7

1.Социологическая теория Г. Тарда.

2.Социология инженерного труда: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Интервьюирование: типология, область применения, инструментарий.

№8

1. Бихевиоризм Б. Скиннера

2. Социология права: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Тестирование: область применения, инструментарий.

№9

1. Теория социального обмена на примере Д. Хоманса или П. Блау или Д. Адамса.

2. Социология быта: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Эксперимент в социологии: типология, область применения, инструментарий. Оценка сдвига значений признака, анализ изменения признака под влиянием управляемых факторов с помощью критериев Вилкоксона, Джонкира, Фишера.

№10

1. Психоаналитическая модель общества З.Фрейда.

2. Социология народонаселения: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Контент-анализ как метод количественно-качественного анализа документов.

№11

1. Структурный функционализм Т. Парсонса.

2. Социология окружающей среды: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Объект и предмет социологического исследования.

№ 12

1. Институционализм Т. Веблена.

2. Социология культуры: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Эмпирическая интерпретация понятий в социологическом исследовании. Эмпирические показатели и социальное измерение.

№13

1. Теория социального конфликта Р. Дарендорфа.

2. Социология труда: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Типология эмпирических исследований.

№14

1. Социология франкфуртской школы марксизма на примере Т. Адорно или М. Хоркхаймера или Г. Маркузе или Ю. Хабермаса.

2. Экономическая социология: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Классификация документов в социологии.

№ 16

1. Социология В. Парето.

2. Социология семьи: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Метод экспертных оценок, область его применения.

№17

1. Социологизм Э. Дюркгейма.

2. Социология науки: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Сравнительная характеристика методов «количественной» и «качественной» традиции.

№18

1. Социобиологическое понимание общества на примере Э. Уилсона или Р. Александера или Д. Береша.

2. Политическая социология: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Наблюдение, его виды и этапы.

№ 19

1. Этнометодология Г. Гарфинкеля.

2. Социология медицины и здравоохранения: предмет, проблемы, основные понятия.

3.Объект и предмет социологического исследования.

№ 20

1. Социологическая теория К. Маркса.

2. Гендерная социология: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Типология целей и задач социологического исследования.

№21

1. Символический интеракционизм на примере Г. Блумера или Д. Мида или У.Томаса.

2. Социология поселений: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Эмпирические гипотезы: типология, смысл и правила выдвижения. Соотношение со статистическими гипотезами.

№22

1. Теория массового общества на примере X. Ортега-и-Гассета или Р. Миллса или Э. Шилза.

2. Социология организаций и коллективов: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий эмпирического исследования.

№23

1 Футурологическая концепция общества Д. Белла.

2. Социология религии: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Структура программы социологического исследования. Соотношение программы и процесса исследования.

№24

1. Технологический детерминизм Дж. К. Гэлбрайта.

2. Военная социология: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Социометрия как социально-психологичский метод: область применения, инструментарий.

№25

1. Футурологическая концепция общества Г. Макклуэна.

2. Социология воспитания и образования: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Анкета: структура, связь с задачами и гипотезами исследования.

№26

1. Технологический детерминизм А. Тоффлера.

2. Этносоциология: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Типология вопросов анкеты. Закрытые вопросы: правила построения шкалы ответов.

№27

1. Понимающая социология Г. Зиммеля.

2. Социология миграционных процессов: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Содержание процесса эмпирического исследования, отображение его в программе исследования.

№28

1. Формальная социология Ф.Тенниса.

2. Социология управления: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Проблема эмпирического исследования: связь с объектом и предметом, способы формулирования.

№29

1. Социология М.Вебера.

2. Социология девиантного поведения: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Теоретическая часть программы эмпирического исследования.

№30

1. Социология Р. Арона.

2. Социология социальной сферы: предмет, проблемы, основные понятия.

3.Методическая часть программы эмпирического исследования.

№31

1. Конфликтологическая модель общества Л. Козера.

2. Социология морали: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Организационная часть программы эмпирического исследования.

№32

1. Интегральная социология П. Сорокина.

2. Социология инноватики: предмет, проблемы, основные понятия.

3. Средства оптимизации социальной практики: практические рекомендации, прогнозы, социальные технологии.

№33

1. Гуманистическая социология Э. Фромма.

2. Социология религии Э. Дюркгейма.

3. Этические основы социологических исследований. Основные группы норм профессионального кодекса социолога.

№34

1. Диалектическая социология Ж. Гурвича.

2. Теория аномии Э. Дюркгейма.

3. Связь эмпирических социальных фактов и социальной теории.

№35

1. Социология Э. Гидденса.

2. Социология личности Г. Спенсера и О. Конта (сравнительная характеристика).

3. Логические основы выдвижения гипотез.

№36

1. Социология Л. Уорда.

2. Концепция форм адаптации личности к обществу Р.Мертона.

3. Метод семантического дифференциала: область применения, инструментарий, описание процедуры.

№37

1.Социология Г. Лебона.

2. Теория социального действия М.Вебера.

3. Игровые методы в социологии: типология, область применения.

№38

1. Социология Ч.Х. Кули.

2. Теория личности Г. Тарда.

3. Выявление различий в уровне исследуемого признака: статистический смысл критериев Розенбаума, Манна- Уитни, Джонкира, Крускала - Уоллиса.

№39

1.Социально-антропологическая теория А.Р. Редклифф-Брауна.

2. Теория личности Г. Зиммеля.

3. Метод «фокус-групп»: область применения, методика.

№40

1. Социология И. Валлерстайна.

2. Социология религии М.Вебера.

3. Исследование «кейс-стади» (качественной традиции): область применения, методика.

№41

1. Русская субъективная социология на примере П.Л. Лаврова или Н.К. Михайловского.

2. Теория личности К. Маркса.

3.Типология эмпирических методов.

№42

1. Позитивистская социология М.М. Ковалевского.

2. Теория социально-классовой структуры К. Маркса

3. Анализ одномерных распределений: способы измерения центральной тенденции, измерение разброса признаков.

№43

1. Неоканатианаская социология в России на примере П.И. Новгородцева или Б.А. Кистяковского или Л.И. Петражицкого.

2. Теория социальной мобильности П. Сорокина.

3. Выявление степени согласованности изменений (анализ двумерных распределений): коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

№44

1. Неопозитивистская модель общества К.М. Тахтарева.

2. Модель социальной структуры Ф.Г. Гиддингса.

3. Табличное представление социологических данных.

№45

1. Феноменологическая социология А. Шюца.

2. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса.

3. Графическое представление социологических данных: гистограмма, полигон распределения, кумулята, диаграмма.

№46

1. Социология П. Бурдье

2. Теория личности Э.Фромма.

3. Группировка и типологизация как методы первичной обработки социологических данных.

№47

1. Социология Н. Лумана.

2. Теория «жизненного мира» А. Шюца.

3. Выявление различий в распределении признака: критерии Пирсона и Фишера в сопоставлении распределений.

 

5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

1. Порядок распределения работ.

Каждый студент в течение семестра должен выполнить одну письменную работу. Работы распределяются в соответствии с порядковым номером в списке учебной группы.

Если студент не может найти литературу по тому или иному вопросу, вполне возможна замена этого вопроса на аналогичный (по согласованию с преподавателем).

2. Порядок выполнения работы.

Работа выполняется на листах формата А 4. Объем работы задается ее структурой, которая представлена ниже: необходим краткий, содержательный ответ на каждый подпункт плана. В конце работы обязательно приводится список использованных источников (не менее трех наименований).

Начинать работу следует с поиска литературы. Прежде всего, необходимо изучить учебную и справочную литературу (учебники и словари по социологии), затем переходить к поиску и изучению монографий и, если потребуется, журнальных статей.

При ответе на первый вопрос требуется общая характеристика данного социологического направления, или авторской теории, которая дается по следующей схеме:

1) Основные познавательные принципы данного автора или данного направления: определение предмета социологии, методологические принципы, которые в контексте данного направления считаются оптимальными для познания общества. Например, Ф. Теннис и Г. Зиммель считали, что предметом социологии является изучение универсальных, свойственных всем эпохам форм взаимодействия индивидов, представители органицизма рассматривают общество по аналогии с биологическим организмом и т.д.

2) Характер истолкования общества. Как было показано выше, общество истолковывается в номиналистическом или реалистическом плане. Особенно это характерно для классического этапа развития. Современные авторы пытаются синтезировать эти два подхода, избежать односторонности каждого из них.

Кроме того, может признаваться специфичность общества и его законов, в то время как некоторые авторы отождествляют социальную и природную реальность, то есть находятся на позициях социологического натурализма (психологического или биологического).

Большинство авторов признает закономерный характер общественного развития, то есть стоит на позициях детерминизма. В номиналистических разновидностях социологии мы часто сталкиваемся с отрицанием законосообразности общества, субъективизацией социальной реальности.

3) Социальная статика. В этом фрагменте речь должна идти о законах структуры и функционирования общества. Уместно описание основных элементов общества (социальных групп, социальных институтов, отношений, форм сознания) и их взаимосвязи.

3а) Социологическая концепция личности (механизмы формирования личности, ее структура, особенности взаимодействия личности и общества). Поскольку детально разработанная теория личности есть далеко не у каждого автора, данный пункт не является обязательным. Вместе с тем из контекста первых трех пунктов всегда можно сделать обоснованное предположение о принципиальном характере взаимодействия личности и общества, о значимости личностного начала в представлении того или иного автора. Так что попытка изложения этого вопроса приветствуется!

4) Социальная динамика. Здесь излагаются законы развития общества, представления о факторах и этапах общественного развития.

Примечание. При описании номиналистических моделей пункт «3)» будет обладать спецификой в том смысле, что типичные для реалистов элементы общества (социальные институты, большие социальные группы) как правило, номиналистами не рассматриваются. Пункт «4)» при описании номиналистических моделей может вовсе отсутствовать, что объясняется спецификой их взгляда на общество, понимаемого локально, на уровне межличностного взаимодействия.

Схема изложения второго вопроса такая.

1) Определить предмет данной специальной теории, назвать ее цели и задачи. Часть вариантов содержит авторские теории, например, «Социология религии М.Вебера». В этом случае необходимо показать специфику изучения данной области социальной жизни конкретным автором, показать связь концепции и методологических принципов данного автора.

Например, М.Вебер общество рассматривал с номиналистических позиций. Содержание социальных явлений определяется, по его мнению, доминирующим типом социальных действий индивидов, уровнем их рациональности. Протестантизм, предполагающий веру в предопределение и непосредственное общение с Богом, более рациональная религия по сравнению с католицизмом. Человек не может знать о предопределении, но косвенно может судить о нем по степени успешности повседневных дел. Так формируется стремление к достижению максимального успеха в любой деятельности, прежде всего – экономической. Таким образом, делает вывод М. Вебер, протестантизм прямо повлиял на накопление капитала и становление капитализма.

2) Обрисовать круг основных проблем (в количестве 3-5) специальной социологической теории. Такое же требование и в случае, если требуется описать авторскую теорию. Продолжая пример с М.Вебером, следует выделить такие проблемы, как проблема влияния форм сознания на практическую деятельность, соотношения материальных и духовных факторов развития общества, изучения механизмов индивидуального поведения, установления соотношения

3) Дать определение (раскрыть содержание) не менее пяти главных для данной отрасли социологии понятий. То же самое и в случае, если во втором пункте задания требуется представить авторскую теорию.

Ответ на третий вопрос предполагает краткое изложение вопроса в строгом соответствии с его формулировкой. Если речь идет о методе или исследовательском инструментарии, то схема ответа такая.

1) Краткое описание социологического метода и (или) исследовательского инструментария.

2) Определение области применения того или иного метода (процедуры) социологического исследования с указанием на объективные достоинства и недостатки.

Завершается работа списком использованных источников. Список оформляется так же, как список рекомендуемой литературы настоящего издания.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Литература представлена в соответствии со структурой письменной контрольной работы: теоретическая социология, специальные социологические теории, эмпирическая социология. Обратите внимание на то, что многие специальные социологические теории, а также вопросы по эмпирической социологии в достаточном объеме отражены в учебниках, которые будут названы в разделе по теоретической социологии. Практически все названные ниже издания имеются в библиотечном фонде Ми (ф) ВлГУ.

Литература по теоретической социологии (с включением справочной литературы)

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М.: Прогресс,1993.

2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. – М.: Гардарики, 2008.

3. Горелов А.А. Социология: учебник. – М.: Эксмо, 2006.

4. Зборовский Г.Е. История социологии. – М.: Гардарики, 2004.

5. Иванов Д.В. Социология: теория и история: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006.

6. Исаев Б.А. Социология: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.

7. История социологии. - М.: Алатейя, 1993.

8. История социологии в Западной Европе и США. - М.: Норма, 2001.

9. Качанов Ю.Л. Начало социологии. – М.: Ин-т. экспериментальной социологии; СПб.: Алатейя, 2000.

10. Козлова О.Н. Социология: учебник. – М.: Омега-Л, 2004.

11. Козырев, Г.И. Основы социологии и политологии: учебник. – М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2005.

12. Кравченко А.И. История отечественной социологии: учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2005.

13. Кравченко А.И. Социология: учебник. – М.: Проспект, 2006.

14. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2004.

15. Култыгин В.П. Классическая социология.- М.: Наука, 2000.

16. Осипов Г.В. Социология и социализм. - М.: Наука, 1990.

17. Павленок П.Д., Савинов Л.И. Социология. Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2007.

18. Радугин А.А., Радугин К. А. Социология. - М.: Владос, 1995.

19. Русская философия и социология права: учеб. пособие / авт.-сост. Ю.А. Агафонов В.В. Шалин Н.А. Зимонина. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

20. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994.

21. Социология. Учебник для студентов вузов/ В.Н. Лавриненко, Г.С. Лукашева, О.А. Останина и др./ Под ред. В.Н. Лавриненко – М.ЮНИТИ: 2004.

22. Теория общества. Фундаментальные проблемы. – М.: Канон-пресс, 1999.

23. Тернер Дж. Структура социологической теории. – М. Прогресс, 1980.

24. Томпсон Д., Пристли. Д. Социология: вводный курс. - М. АСЕ, 1998.

25. Фролов С.С. Социология: учебник. – М.: Гардарики, 2006.

26. Шарков Ф.И. Социология: теория и методы: учебник / Международная академия бизнеса и управления. – М.: Экзамен, 2007.

27. Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций: курс лекций. – СПб.: Интерсоцис, 2006.

28. Ярская-Смирнова Е.Р.; Романов П.В. Социальная антропология: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

Словари и справочники

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. – М.: Экономика 2000.

2. Большой толковый социологический словарь в 2-х тт. – М.: Вече, 1999.

Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006.

3. Волков Ю.Г. Поликарпов В.С. Человек: энициклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2000.

4. Лоусон Т.; Гэррод Д. Социология. А – Я: Словарь-справочник. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

5. Современная западная социология. Словарь. - М.: Политиздат, 1990.

6. Социология: Краткий тематический словарь/Ю.А. Агафонов, Е.М. Бабосов, А.Н.Данилов и др./ Под ред. А.Н. Елсукова.- Р/нД: Феникс, 2001.

7. Краткий словарь по социологии. - М.: Наука, 1988.

8. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.

Литература по специальным социологическим теориям

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Академический проект, 2006.

2. Альперович В. Социальная геронотология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

2. Антонов, А.И. Микросоциология семьи: учебник / МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2005.

3. Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом. - М., 1975.

4. Арутюнян Ю.В. и др. Этносоциология: учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 1999.

5. Бендас Т.В. Гендерная психология: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.

6. Блинов Н.М. Социология молодежи // Социол. исслед. - 1982. -N2. - С. 7-15.

7. Бокарев Н.Н. Социология личности. – М.: Изд-во МГСУ Союз, 1998.

8. Вердербер Р.; Вердербер К. Психология общения. – 11-е междунар. изд. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005.

9. Волков Г. Социология науки. - М.: Наука, 1988.

 

10. Горшков М.К. Общественное мнение: история и современность. - М.: Московский рабочий, 1988.

11. Гендерные исследования - шанс для социологии? // Социол. исслед. - 1992. - N5.

12. Дикарева А., Мирская М. Социология труда. - М.: Наука, 1989.

13. Душков Б.А.: смирнов Б.А.; Королев А.В. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности: словарь. – М.: Академический Проект, 2005.

14. Зборовский Г.Е. Социология образования: учеб. пособие / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина. – М.: Гардарики, 2005.

15. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие. – 4-е изд., испр. – М.: Академия, 2007.

16. Зритнева Е.И. Семьеведение: учебное пособие для вузов / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. – М.: Владос, 2006.

17. Зуйкова Е.М. Феминология и гендерная политика: учебник / Е.М. Зуйкова, Р.И. Ерусланова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2007.

18. Ильинский И.М. Образование, молодежь, человек (статьи, интервью, выступления). – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006.

19. Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004.

20. Культурология: учеб. пособие / под ред. Г.В. Драча. – 12-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

21. Ковалев В.Н. Социология социальной сферы. М.: РГСИ, 1993.

22. Коган Л.Н. Социология культуры. – Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1992.

23. Кон И.С. Сексология: учебное пособие. – М.: Академия, 2004.

24. Кравченко А.И.; Тюрина И.О. Социология управления. Фундаментальный курс: учебное пособие / А.И. Кравченко, И.О.. – М.: Академический Проект, 2006.

25. Кравченко А.И. Культурология: учебник. – М.: Проспект, 2005.

26. Крысько В.Г. Этническая психология: учебное пособие. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.

27. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. - М.: Владос, 1995.

28. Левикова С.И. Молодежная субкультура: учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

29. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Интеллект-Центр, 2005.

30. Массовая культура: учебное пособие.– М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004.

31. Медведева Г.П. Введение в социальную геронтологию. – Воронеж: МОДЭК, 2000.

32. Михайлова Л.И. Социология культуры: учебное пособие. – 3-е изд., доп. – М.: Дашков и Ко, 2006.

33. Осипов А.М. Социология образования. Очерки теории. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

34. Попов Ю.Н.; Шевчук А.В. Введение в социологию труда и занятости: учебное пособие. – М.: Дело, 2005.

35. Пригожин АИ. Социология организаций. - М.: Московский рабочий, 1980.

36. Психология личности. Хрестоматия. В 2-х томах: учеб. пособие. – Самара: БАХРАХ-М, 2006.

37. Психология семьи. Хрестоматия: учеб. пособие / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2007.

38. Радаев В.В. Экономическая социология. – М.: Аспект-пресс, 1997.

39. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. – М.: Аспект-пресс, 1996.

40. Романов Ю.И. Культурология: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.

41. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодежи: учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

42. Социальная корпоративная политика: проблемы, опыт, перспективы: учебное пособие / под ред. Н.А. Волгина, В.К. Егорова. – М.: Дашков и Ко, 2004.

43. Социология молодёжи: учебник / под ред. В.Н. Кузнецова. – М.: Гардарики, 2005.

44. Сурмин Ю.П., Туленков Н.В. Теория социальных технологий.- Киев: МАУП, 2004.

45. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. – СПб: ПИТЕР, 2003.

46. Юдина Т.Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. – М.: Дашков и Ко, 2004.

47. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. – М.: Владос, 1999.

 

Кроме того, по специальным социологическим теориям рекомендуется журнал «Социологические исследования», находящийся в кабинете гуманитарных дисциплин на территории студенческого читального зала (корп. №2). Возьмите двенадцатый номер журнала за любой год. В конце номера перечислены все опубликованные за год статьи с указанием всех основных разделов социологического знания.

Литература по эмпирической (прикладной) социологии

1. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология. – М.: Академ. Проект, 2003.

2. Болотова А.К. Прикладная психология: учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2006.

3. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом.- М.: Высшая школа, 1989.

4. Волков, Б.С.; Волкова, Н.В.; Губанов, А.В. Методология и методы психологического исследования: учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2005.

5. Величко А., Подмарков М. Социолог на предприятии. - М.: Московский рабочий, 1976.

6. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований.- М.: Изд-во МГУ, 1988.

7. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: Кн. дом Университет, 2002.

8. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. – М.: ИНФРА-М, 2004.

9. Ефимова, М.Р., Бычкова С.Г. Практикум по социальной статистике: учебное пособие / под ред. М.Р. Ефимовой. – М.: Финансы и статистика, 2005.

10. Как провести социологическое исследование. / Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги.- М.: Политиздат, 1985, 1990.

11. Карнавский В.Н. Критерии статистической достоверности Манна_Уитни и φ-критерий Фишера в социально-психологических исследованиях…/ Образовательно-инновационные технологии: теория и практика. Кн.4. - Воронеж: Воронежский госпедуниверситет, 2009. С. 45-68.

12. Капитонов Э. Социология ХХ века. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

13. Лекции по методике конкретных социальных исследований /Под ред. Г.М. Андреевой.- М.: Изд-во МГУ, 1972.

14. Оперативные социологические исследования.- Минск, 2001.

15. Правовая статистика: учебник / под ред. С.Я. Казанцева, С.Я. Лебедева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008.

16. Рабочая книга социолога. /Под ред. Г.В. Осипова. - М.: Наука, 1983.

17. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. - СПб: Речь, 2001.

18. статистика: учебник / В.Г. Минашкин, Р.А. Шмойлова, Н.А. Садовникова, Е.С. Рыбакова; под ред. В.Г. Минашкина. – М.: Проспект, 2005.

19. Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных.- М.: Научный мир, 2000.

20. Шмойлова Р.А.; минашкин В.Г.; Садовникова Н.А. Практикум по теории статистики: учебное пособие / под ред. Р.А. Шмойловой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006.

21. Ядов ВА. Стратегия социологического исследования - М.: Добросвет, 2001.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                           3

1. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА                                                  4

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ОСНОВНЫМ ТЕМАМ           5

3. ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ                             19

4. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ                                   20

5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ    27

6. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                         30

 


Учебное издание

 

 

СОЦИОЛОГИЯ

 

Методические указания

по выполнению контрольных работ

для студентов заочной формы обучения

всех образовательных программ

 

Ответственный за выпуск – заведующий кафедрой
социологии и социальной работы

кандидат исторических наук

Гусарова Марина Евгеньевна

 

Составители:

Елена Викторовна Зеленова

Лариса Владимировна Каткова

Олег Алексеевич Мекка

 

 

Подписано в печать 09.08.2010. Формат 60х84/16.

Бумага для множит. техники. Гарнитура Таймс. Печать ризография.

Усл. печ. л. 2,09. Уч. изд.л. 1,65. Тираж 100 экз. Заказ № 1891.

Муромский институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет»

Издательско-полиграфический центр

Адрес:602264, Владимирская обл., г. Муром, ул. Орловская, 23.

ВВЕДЕНИЕ

Социологическое знание занимает все более прочное место всистеме теоретической и социальной подготовки студентов различных специальностей, являясь средством обогащения мировоззрения, способствуя более эффективной адаптации личности к сложной реальности современного общества.

Преподавание социологии в вузе нацелено на то, чтобы будущий специалист любого профиля подготовки лучше ориентировался в окружающем мире, умел выделять как макросоциальные, так и микросоциальные, то есть личностно-групповые аспекты в любой ситуации, а также:

- имел максимально полные, системные представления об устройстве общества и его подсистем;

- видел специфику научного взгляда на общество в сравнении с философским или религиозным;

- обладал навыками социологического анализа микро- и макросоциологических ситуаций и процессов;

- мог применять полученные знания в производственной, общественно-политической и бытовой, культурно-досуговой сферах деятельности:

- был способен в случае необходимости выступить в роли заказчика или соисполнителя прикладного социального исследования, для чего, как минимум, следует приобрести навыки постановки и формулирования социальных проблем, разработки программы прикладного исследования, а также инструментария исследования в виде анкет, карт наблюдения, бланков анализа документов и т.п.

Указанные цели достигаются через ознакомление студента с историей социологии, основными социологическими концепциями современности, специальными социологическим теориями, изучающими отдельные элементы общества и, что особенно значимо, с возможностями и методами прикладной социологии. Эти знания закрепляются в ходе семинарских занятий и (или) при выполнении творческих работ по теоретической и прикладной социологии, а также контрольных работ.

В методических указаниях даются краткие разъяснения наиболее сложных для понимания вопросов по основным темам курса.

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.266 с.