Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2022-11-24 | 44 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Историко-этнографическую общность осетин, балкарцев икарачаевцев частично освещали в нашей литературе В. И. Абаев, В. Б. Ковалевская, Б. А. Калоев, Л. И. Лавров, Н. Г. Волкова, В. М. Батчаев. «Они (осетины, балкарцы и карачаевцы), по словам В. Б. Ковалевского, прошли разный путь, их объединяет не только соседство, связь глубже, она внутренняя, и корни ее уходят в доисторические времена» [275, с. 290].
Балкарцы и осетины-дигорцы «издавна занимают два непосредственно соседствующих ущелья Центрального Кавказа» [165, с. 78], и по сей день в разговорной речи, обращаясь к своему соплеменнику, и балкарец и карачаевец называют его «алан».
Говоря о сармато-аланском историко-генетическом слое в судьбе балкарцев и карачаевцев, кандидат исторических наук В. М. Батчаев пишет, что «не будет особым преувеличением предположить решающую роль аланского этноса в этногенезе балкарцев и формировании основ их материальной и духовной культуры» [28, с. 127].
Помимо многочисленных археолого-этнографических сопоставлений, свидетельствующих о генетическом родстве этих народов, сегодняшняя краеведческая литература позволяет выявить множество общих фамилий у этих народов. Часть этих фамилий по сей день помнит свое происхождение от исторически родственных соседей. Приведем несколько примеров. Так, балкарские фамилии Газаевы, Керменовы [172, с. 83] считаются родом из Осетии. Осетинскими по происхождению являются и другие балкарские фамилии: Атабиевы, Кобановы, Гузеевы, Кундуховы [44, с. 105], Глашевы, Гасиевы, Мусукаевы, Цораевы, Чочаевы, Мизиевы [44, с. 105], Гоценаевы (Хучинаевы), Кубадиевы. С другой стороны, ряд осетинских фамилий вышел некогда из балкарцев, например, Асановы, Баевы, Цалаевы, Базиевы, Гациевы, Нафиевы, Гулдиевы, Гацилаевы, Ортабаевы [44 с. 105], Мистуловы [44, с. 105]. Одним из «аспектов аланского этнокультурного наследия» [271, с. 289], способного осветить некоторые стороны этногенеза, на наш взгляд, являются своеобразные документы — именно фамильные тамги сравниваемых народов. Рисунки этих знаков широко были известны еще со времен скифо-сарматских культур. Кроме того, сходство кавказских, в частности адыгских, тамг с сарматскими знаками было замечено давно. В качестве сравнительного материала с аланской атрибуцией нами привлечена серия из 40 знаков, введенных в научный оборот публикациями О. В. Милорадовича [275], С. А. Плетневой [199], Г.Е.Афанасьева [276], И. М. Чеченова [277]. Наиболее многочисленны в этой серии знаки, в основе которых лежит геометрическая форма круга,— 17 фигур. В тамговой системе балкаро-карачаевцев и осетин вариации этого мотива также составляют весьма представительную группу. Причем наибольшее число сходств приходится на такие фигуры, как концентрические круги, круг с перемычкой, круг с вписанным в него крестом. Но имеются и отличия. Например, такие дополнительные элементы, как крючок, короткая прямая линия, Т-образные или крестообразные фигуры, примыкающие к кругу с внутренней или внешней стороны, довольно обычны для тамг всех указанных народов, в то время как в используемой здесь аланской серии это явление отмечено только в одном случае. С другой стороны, скажем, зафиксированный на аланской керамике круг с несколькими точками внутри в целом, можно сказать, не характерен для этнографически известных знаков. Разумеется, такие отличия вовсе не говорят об отсутствии генетической связи.
|
Во-первых, они могли возникнуть уже в послеаланскую эпоху как результат длительной эволюции исходных форм. Во-вторых, малочисленность (или отсутствие) параллелей можно объяснить малочисленностью самого материала вообще, и прежде всего аланского.
Столь широкое распространение в тамговой и орнаментальной символике народов Кавказа фигуры круга, очевидно, не случайно. Возможно, это так или иначе было связано с определенным языческим культом. Наиболее популярная в научной литературе интерпретация круга предполагает самую непосредственную связь его с культом солнца. Такую трактовку этого знака — причем именно на аланском материале — выдвинул, например, Г. Е. Афанасьев [266, с. 130]. На наш взгляд, это вполне возможно. Во всяком случае, не исключены и другие направления поиска. Нелишне, в "частности, обратить внимание на чрезвычайную популярность данной символики у горцев Северного Кавказа (да и не только у них) в качестве «оберега». Например, у балкаро-карачаевцев и кабардинцев вокруг упавшего человека на земле как можно быстрее старались очертить круг, призванный, по представлениям суеверных горцев, оградить пострадавшего от негативного вмешательства «нечистой силы». Что касается круга с вписанным крестом, то он мог отражать какие-то синкретические формы верований, скажем языческо-христианские. Интересно в этом отношении приводимое в работе И. Иванюкова и М. Ковалевского описание так называемой «присяги крестом», которое практиковалось в прошлом у балкарцев. «Начертав на земле круг, татарин (балкарец.— X. Я.) острием своей палки проводит по нем крест-накрест две черты и, став в середине круга, там где пересекаются линии, произносит клятвенное обещание сказать судьям правду» [281, с. 106].
|
Столь же часты довольно близкие (порой доходящие до тождества) параллели на примере фигур в виде прямоугольника, квадрата, ромба с вписанными в них дополнительными элементами — крестом, клеткой, перемычкой и т.д.
Семантику этих (как, впрочем, и многих других) знаков трудно определить «без риска перейти границы разумного» [127, с. 103]. С изрядной долей гипотетичности их можно, вслед за некоторыми другими исследователями, трактовать как символику, связанную с астральными или земледельческими культами — знаками-оберегами и пр. [280, с. 106]. Но в общем-то, конечно, вовсе не обязательно в любом знаке пытаться выявить некий «сокровенный» смысл, которого может попросту не быть.
Многочисленные знаки равноконечного («греческого») креста на аланской керамике изображены посредством либо двух простых пересекающихся линий (нарезных или рельефных), либо восьми коротких линий, соединенных попарно под прямым углом и взаиморасположенных таким образом, что пространство между четырьмя «угольниками» образует крест. В одном случае на концах такого креста имеются поперечные «перекладины» (см. с. 50). Разнообразны (хотя и не всегда идентичны с аланскими) формы крестов и в известном нам этнографическом материале.
|
Как в древности, так и в последние столетия изображения креста могли не иметь никакого отношения к христианству. На Кавказе этот знак известен еще с эпохи бронзы [281, с. 11]. Надо полагать, что в различных регионах Старого Света в древности этот знак осмысливался по-разному. На Кавказе его языческая символика оказалась настолько устойчивой во времени, что в характерных для последних столетий условиях религиозного синкретизма его изображения встречались порой в весьма курьезных сочетаниях. Например, на стенах некоторых мечетей Чечни были зафиксированы кресты с начертанными на них подписями «Аллах» и «Мухаммад» [282, с. 347].
Свастика одинаково типична для знаковой системы как алан, так и многих народов Кавказа. Вообще же этот знак имеет весьма широкое распространение и в пространстве и во времени: появившись еще в эпоху энеолита, в последующие тысячелетия он встречается уже практически во всех частях света [34, с. 74]. Это обстоятельство как будто не исключает и иное (не аланское) происхождение свастики в рассматриваемом случае. Здесь, однако, следует иметь в виду два немаловажных факта. Во-первых, время максимального распространения свастики на Северном Кавказе приходится на сармато-аланскую эпоху (хотя спорадически он встречался и ранее) [8, с. 43]. Во-вторых, в пределах Старого Света он представлен десятками вариантов [285, с. 16], в то время как на Северном Кавказе и в аланскую эпоху, и в позднем средневековье он был известен лишь в 2—3 вариантах, сохранившихся без изменений вплоть до этнографической действительности.
Различные варианты трезубца, столь популярные в античную эпоху, в аланских материалах единичны. Но в этнографическом материале они по своему удельному весу, пожалуй, не уступают античным прототипам.
|
Можно полагать, что в распространении этого знака сарматы сыграли значительно большую роль, нежели аланы. И все-таки факт наличия трезубца на аланской керамике не приходится игнорировать — хотя бы как хронологически промежуточное звено.
Наряду с рассмотренными выше имеются и менее типичные знаки, встречающиеся в археолого-этнографическом материале спорадически. В аланской серии это, например, вертикальный прямоугольнике неравными по длине продольными боковыми линиями, горизонтальный овал с поперечной перемычкой или разновидность, в которой плавно изогнутые линии заменены прямыми углами, и т. д. Всем им можно подобрать более или менее близкие соответствия в этнографических сериях.
Определенное значение в аспекте рассматриваемой темы имеют также факты стилистического или абсолютного сходства тамг, этнографически фиксируемых у различных этнических групп Северного Кавказа — кабардинцев, балкарцев, осетин, карачаевцев и др. Подобрать их соответствия в аланском материале не всегда удается. Тем не менее, не исключая в принципе интерпретацию их как следствие межэтнических связей последних 3—4 столетий, мы в то же время склонны допускать, что в определенной степени такие сходства (как и все рассмотренные выше) могут объясняться и наличием общего для указанных народов этнического компонента — аланского (об этом смотри в таблицах на с. 32—35).
ВЫВОДЫ
Фамильные тамги дают возможность проследить миграции семей, родов, племен как внутри данного этноса, так и за ее пределами.
Эти символы являлись структурной частью наследственной памяти коллектива. Этнографы, говоря об эстафете культурно-традиционных ньюансов, часто называют четыре фактора: «...словесный, письменный, изобразительный и овеществленный» [260, с. 5].
Если учесть, что межпоколенная передача фамильной тамги непременно сопровождалась своеобразными аннотациями словесного, письменного (журналы тамг у некоторых сельских старшин), изобразительного (рисунок самой тамги), овеществленного (сам железный трафарет), то нетрудно понять, что тамга классическим образом несла в себе все четыре вышеупомянутых компонента «межпоколенной передачи культуры» [260, с. 5].
Тамга—документальное явление исконно патронимической структуры. Число нами обнаруженных сходных тамг у одинаковых фамилий разных племен гораздо меньше фактически существовавших.
Во-первых, нередко, оказавшись в новой этнической среде, то есть при утрате принципа локальности, преследуемый род в целях безопасности был вынужден скрывать своя фамильную тамгу.
Во-вторых, из-за многих драматических событий прошлого часть лиц оказалась лишенной патронимической информации о родовом знаке, когда, например, братья селились в разных аулах.
В-третьих, иногда скрывали и тамгу, и фамилию.
Вполне естественно, упомянутые варианты во многом зависели от сословно-политических факторов—вопрос был в том, какому сословию принадлежали эти лица.
Л. И. Лавров дает любопытное сообщение: «Один из представителей абхазской княжеской фамилии Ачба (Анчабадзе) уверял... что их род происходит от абазинских князей Лоовых» [132, с. 86]. Кстати сказать, исходя из наших данных, не поверить в общность происхождения этих фамилий трудно, поскольку вдобавок они еще и пользовались одинаковой тамгой.
Из сказанного следует, что в составе некоторой части разных фамилий, владевших одинаковой тамгой, доля случайности совпадения не так уже велика (хотя и она имела место). В таких случаях, вероятнее всего, речь шла о распавшихся ветвях некогда целой патронимии.
Глава II
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!