Асхат Зиганшин – оценка подвига вчера и сегодня — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Асхат Зиганшин – оценка подвига вчера и сегодня

2022-11-24 38
Асхат Зиганшин – оценка подвига вчера и сегодня 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

АСХАТ ЗИГАНШИН – ОЦЕНКА ПОДВИГА ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Секция: «История»

  Автор: Етриванова Валерия Витальевна, 10 класс СП ЦДО ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала   Руководитель:Лапазина Елена Степановна, педагог дополнительного образования СП ЦДО ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала  

 

Сергиевск,  2018 год

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

 

I Введение…………………………………………………………… стр.3-6

II. Основная часть

2.1 Исторический обзор………………………………………… стр.6-13

2.1.1 Детство Асхата

2.1.2. Служба в армии

2.1.3 49 дней в океане

2.1.4.Жизнь после подвига.

2.2 Содержание исследования……………………………………стр.13-20

 Оценка подвига поколением 50- 60 годов и нашими современниками

III. Выводы по работе………………………………………………… стр.20-21

IV. Заключение………………………………………………………… стр.21

V. Библиография………………………………………………………. стр.22

VI. Приложения……………………………………………………….. стр.23-32

 

 

Введение

Проблема

 17 января 1960 года самоходную баржу. "Т-36", на борту которой находились военнослужащие АсхатЗиганшин, Анатолий Крючковский, Филипп Поплавский и Иван Федоров штормом унесло в Тихий Океан.

Старшим в этой четверке был младший сержант АсхатЗиганшин, родители которого родом из Черемшанского района (с. Старый Утямыш в Татарстане). Асхат закончил восемь классов нашей школы и профессиональное училище, получив профессию механизатора.

Самоходные баржи предназначались для обслуживания пароходов и на самостоятельное плавание рассчитаны не были. И хотя на барже обязан был бы находиться запас продуктов и радист с рацией, но, ни того, ни другого на борту не оказалось.

Правда, буханка хлеба и две банки консервов были. Да три ведра картошки, пропитанные разлившейся соляркой. 49 суток неуправляемо дрейфовала баржа в океане… В реальности дрейф баржи в Тихом океане продолжался ровно 51 день, а не 49: по календарю с 17 января по 7 марта. Первым произнёс цифру «49» в своём выступлении Н. С. Хрущёв, но его побоялись поправить. Когда их обнаружили в океане, у них оставались полчайника пресной воды, один сапог и три спички. С такими запасами, по расчётам спасённых, они смогли бы протянуть не более двух суток.

Съели - а что было делать?- четыре ремня, нарезая их мелкими ломтиками и поджаривая на солидоле, в ход пошли, и сапоги …Когда оставался уже последний сапог, береговая охрана американского флота заметила баржу. После некоторых колебаний АсхатЗиганшин, Анатолий Крючковский, Филипп Поплавский и Иван Федотов поднялись на борт авианосца «Кирсадж». Ослабленные, потерявшие в весе по 25 килограмм…

…Мир восторгался и восхищался мужеством этих людей. На родину они вернулись героями, став легендой 60-х годов. Был снят фильм «49 дней». Но прошло более пятидесяти лет как сегодня оценивают подвиг своего земляка шенталинцы. Изменилось ли восприятие истории для современного поколения?

Актуальность проблемы заключается в том, что данная проблема до нас, к сожалению, не поднималась и не рассматривалась. Мы считаем необходимым теоретически обосновать и доказать, что подвиг когда бы он не был совершен высоко оценивается и современниками и последующими поколениями, но восприятие в данном случае подвига А.Зиганшина разными поколениями будет значительно отличатся.

Объект исследования: события, связанные с подвигом знаменитой четверки с баржи «Т-36», а также оценка разными поколениями людей данного подвига.

Предмет исследования: письма современников АсхатаЗиганшина направленные ему и его родителям, в которых дается оценка действиям Зиганшина в экстремальной ситуации.

Цель исследования: Исследовать проблему отношения разных поколений к подвигу совершенного экипажем баржи Т – 36 под командованием А. Зиганшина.

Гипотеза исследования: поведение АсхатаЗиганшина и его сослуживцев характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине. И это позволило нам сформулировать вывод о том, что положительная оценка подвига будет тем выше, чем более благородными мотивами руководствовался герой и чем весомее окажутся общественно-полезные результаты деяния, тем более продолжительное время прошедшие события останутся в памяти народа.

В соответствие с целью,  гипотезой и логикой исследования нами, были поставлены следующие задачи:

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать научно-историческую литературу по данной теме.

2. Изучить историю подвига.

3. Проанализировать письма, которые писали А.Зиганшину и его семье в 60 –е годы.

4. Выявить отношение к данной истории наших современников.

5. Обосновать выводы по работе.

 

Практическая значимость работы заключается в том, что данные материалы могут быть использованы на уроках истории и обществознания, а также эти материалы могут быть размещены в школьном музее в разделе, посвященном подвигу АсхатаЗиганшина.

Новизна работы состоит в том, чтона уровне муниципального района подобный анализ данного исторического факта не осуществлялся.

 Материалы и методика.

Данная работа выполнялась в течение года. Начало нашей работы положила работа по написанию реферата о подвиге А.Зиганшина. При написании работы мы столкнулись с мнением одного из авторов, который негативно отозвался о подвиге нашего земляка, нам стало интересно, а каково было отношение к данному историческому факту современников АсхатаРахимзяновича – поколения 60 –х годов и наших современников.

В нашей работе использованы в основном архивные материалы нашей школы, воспоминания тех, кто лично знал Зиганшина, ресурсы Интернет.

Материалом исследования послужили письма, которые жители Советского Союза присылали АсхатуЗиганшину и его родителям, а также сочинения учащихся нашей школы, в которых они отразили свое восприятие подвига экипажа баржи «Т-36».

При создании работы мы использовали следующие методы исследования: описательный использован при обобщении фактов и закономерностей, сравнительно- исторический метод использовался при сравнении одного и того же факта в исторически разные периоды времени, проблемно- тематический, биографический, сопоставительный, статистический метод использовался при обработке и анализе социологического опроса по проблеме исследования.

 

 

II Основная часть

Исторический обзор

Детство Асхата.

А.Р. Зиганшин родился в 1938г. в простой крестьянской семье РахимзянаЗиганшина и Фатимы Мифтаховны. Он был четвертым ребенком. Кроме него в семье были еще брат – Мавлезян, и две сестры – Сания, Намия.

Детство Асхата, как и у сотен других мальчишек и девчонок того времени, было тяжелое – голодное, холодное. Многие в Шентале знали Зиганшина не как Асхата, а как Витю. Как говорил А. Зиганшин, этим именем его назвали ребята.

Школьные годы А.Р. Зиганшина также нельзя назвать счастливыми. В трудное послевоенное время, в 1946 году, Асхат пришел в первый класс Шенталинской школы №1. Не было ни учебников, ни тетрадей, но у него было огромное желание учится. Учителя характеризовали Зиганшина положительно. Асхат был способным учеником, хорошо рисовал, был подвижным. Асхат был добрым и скромным, терпеливым и трудолюбивым. Заслуженный учитель школы РФ Е.П. Омшина выразилась: «Зерна подвига А.Р. Зиганшина были посеяны в стенах родной школы». [3]

Служба в армии.

После школы А.Р. Зиганшин учился в профтехучилище, где получил специальность тракториста-машиниста широкого профиля; первое трудовое крещение состоялось на весеннем севе в селе Денискино, откуда он и был призван на службу в ряды Советской Армии. Окончил сержантскую школу на Сахалине и в звании младшего сержанта отправился на дальнейшую службу в один из южных островов Курильской гряды. Здесь его ожидала встреча с тремя товарищами – Ф. Поплавским, А. Крючковским, И. Федотовым, с которыми он победил морскую стихию. [1]

Дней в океане.

Утром 17 января на барже их было всего четверо: АсхатЗиганшин, Анатолий Крючковский, Филипп Поплавский и Иван Федотов. Примерно в шесть часов утра начался сильнейший шторм, о приближении которого они ничего не знали.

 В это время на дежурстве в заливе находилась еще одна баржа - вскоре ее как пушинку выбросило на камни, но все люди на ней остались живы. Экипаж 'Т-36' запустил двигатели и в течение 13 часов боролся со штормом, однако огромные волны и порывы ветра до 80 метров в секунду стали выносить баржу в открытый океан. На последних литрах топлива ребята попытались выбросить судно на прибрежный песок. В это время их ударило о скалы: баржа получила пробоину, бочка с пресной водой перевернулась и разлилась, а емкость с углем для печки улетела за борт. Ее обломки потом нашли на берегу и потому решили, что 'Т-36' затонула. Одним словом, четырех молодых солдатиков так никто и не искал. Командование спешно написало и отправило родителям четыре стандартных извещения (к слову, почти все фамилии там указаны с ошибками!): мол, ваш сын пропал без вести при исполнении служебного долга:

Оказавшись один на один с океаном, ребята перво-наперво заделали пробоину, затем на еще не остывшем дизеле просушили матрасы и только потом подсчитали запасы еды - буханка хлеба, две банки консервов да три ведра картошки. Во время болтанки картошка рассыпалась по машинному отделению и пропиталась соляркой. Не надеясь на скорое спасение, эти три ведра они сумели растянуть на целых 37 дней и съели последнюю картофелину 23 февраля - в День Советской Армии. Во время вынужденного плавания Анатолию Крючковскому исполнился 21 год. Товарищи сделали ему роскошный в тех условиях подарок - налили двойную порцию воды, но тот отказался и настоял, чтобы ее разделили поровну. Чтобы понять ценность такого подарка, надо знать, что чистая вода добывалась с помощью развешанных на палубе простыней. После каждого дождя ребята отжимали простыни и так собирали пару стаканов драгоценной влаги. В остальное время им приходилось пить воду из системы охлаждения дизеля, которая на треть состояла из ржавчины .[4]

Почти во всех публикациях об отважной четверке рассказывается о том, что сначала ребята съели кожаные ремни, затем сапоги, а потом такая же участь постигла гармонь. В своем недавнем интервью бывший младший сержант АсхатЗиганшин в сердцах произнес: 'Вот сколько живу, понять не могу - кто эту гармошку первый выдумал? Везде про нее упоминают. Якобы мы сначала на ней играли, мысли грустные разгоняли, а потом пришлось и ее съесть. Музыку съели. Напишите, что не было никакой гармошки. И не пели мы ничего:' ('Огонек' N16, апрель 2002 года). [5]

Что касается ремней и сапог, то все написанное - абсолютная правда. По воспоминаниям АсхатаРахимзяновича, их варили в воде, а потом резали на мелкие ломтики, как макароны, и жарили на сковородке. Вместо масла использовали солидол, предназначенный для смазки деталей дизеля. Ну, а топливом для печки стали старые автомобильные покрышки, которыми были обильно увешаны борта баржи (ранее они служили для смягчения ударов при швартовке к причалу).

На 39-й день плавания ребята увидели в темноте пароход. Из покрышек они развели на палубе огромный костер - но их не заметили. На 48-е сутки мимо баржи прошли целых два корабля - и тоже не остановились. К этому моменту у них на всех оставался только один сапог, полчайника ржавой воды и всего три спички. Именно тогда все четверо испытали настоящее отчаяние и окончательно свыклись с мыслью о скорой смерти. А на следующее утро их заметил шедший из Японии в Сан-Франциско американский авианосец «Кирсадж», с борта которого для спасения наших солдат послали вертолеты.

Винтокрылые машины по очереди зависали над «Т-36» и, выпустив специальные веревки с прицепными устройствами для подъема терпящих бедствие людей, улетали: ни с чем. Дело в том, что в 1960 году отношения между СССР и США были, мягко говоря, очень напряженными. А потому четверо 20-летних солдат советского стройбата всерьез опасались, что попасть на борт американского корабля равноценно предательству родины...

После долгих колебаний старший по званию (это был АсхатЗиганшин) в одиночку отправился на переговоры с командиром авианосца. План был такой: просить у американцев пищи, воды и топлива, после чего: идти на Итуруп своим ходом! Тогда ребята еще не знали, что за семь недель дрейфа ветры и течение переместили их на расстояние более двух тысяч километров.

Один из членов команды авианосца был потомком украинских иммигрантов, поэтому он мог кое-как говорить по-русски. С его помощью командир «Кирсаджа» убедил Зиганшина в необходимости следовать в Сан-Франциско. Только после этого разговора АсхатРахимзянович отдал своим подчиненным приказ покинуть баржу, добавив: «Поднимайтесь. Что, американцы не люди?» Как это ни парадоксально звучит, но именно попадание на «чужой» авианосец спасло репутацию четверых молодых людей. Если бы баржу обнаружило советское судно, то отважную четверку вполне могли обвинить в том, что авария была инсценирована экипажем с целью бегства за границу. В действительности же получилось так, что еще на борту «Кирсаджа» все четверо четко заявили о своем намерении вернуться на родину. Тем не менее, в эти самые дни в домах, где до призыва в армию жили Зиганшин, Крючковский, Поплавский и Федотов, прошли обыски (впоследствии, когда вернувшихся солдат объявили героями, работники КГБ принесли им свои извинения). [6]

 Между тем американцы очень тепло отнеслись к спасенным русским солдатам: их тотчас помыли, побрили и переодели во все чистое. Изодранная и прокопченная советская военная форма моментально разошлась на сувениры, при этом особый ажиотаж среди заокеанских моряков вызвали красные звезды и латунные пуговицы с эмблемой Советской Армии. Для восстановления здоровья ребят, каждый из которых потерял до 25 килограммов веса, в течение восьми дней, проведенных на 'Кирсадже', вся четверка питалась по специальной диете, разработанной судовым врачом: свежие овощи, фрукты, бульоны, парное мясо.

А уже упоминавшийся потомок украинских иммигрантов (он оказался боцманом) угощал гостей самолично сделанными варениками.

 На первой пресс-конференции для журналистов, которая проходила прямо на авианосце, представитель журнала «Лайф» с ходу обрушился на ребят: «Мы покупаем вашу историю. Сколько вы хотите?» Полученный ответ сильно обескуражил американца: 'Нисколько не хотим. Ничего не продаем'. Тогда журналист с надеждой уцепился за другую тему: 'США могут предоставить вам политическое убежище». На это АсхатЗиганшин сказал: «Упаси боже, мы хотим домой». [7]

В Америке четверка прожила несколько дней - советский посол в Вашингтоне предоставил ребятам свои личные апартаменты, где самой удивительной вещью стал впервые увиденный ими: телевизор. Американцы подарили гостям ключ от города Сан-Франциско (такие же ключи вручали только Галине Улановой и Никите Хрущеву) да по бутылке виски. Все четыре бутылки благополучно доехали до Москвы - находясь за границей, они договорились вообще не брать в рот спиртного - по словам АсхатаРахимзяновича, «боялись натворить чего-нибудь, родину опозорить». [6]

По настоянию врачей еще не окрепших солдат повезли домой не самолетом, а пароходом. От Нью-Йорка до Лондона четверка плыла на роскошном океанском лайнере «Куин Мэри», где снова приходилось отвечать на вопросы вездесущих журналистов. Но более всего героев нашей истории потряс рассказ моряка из команды лайнера. Когда-то он тоже оказался в сходных обстоятельствах: британский корабль потерял управление, радиостанция вышла из строя и уже через пару дней среди членов экипажа начались драки за пищу и воду - в побоищах погибли трое человек. Этот старый английский моряк искренне восхищался стойкостью и выдержкой четырех советских парней .[2]

Жизнь после подвига.

В своих воспоминаниях А. Зиганшин писал: «Потом мы отправились в Москву через Париж, Сан-Франциско, Нью-Йорк. Нам купили нам гражданскую одежду. Остроносые ботинки, я их выбросил, потому что меня в Союзе за них все стилягой дразнили. Брюки узенькие тоже не стал носить. А вот костюм, пальто и шляпа подошли. Губернатор Сан-Франциско подарил нам «золотой» ключ от города. Когда мы на юге потом отдыхали, женщин всегда интересовало: «А сколько золота в том ключе?»

 В московском аэропорту героев встречали толпы народа с цветами. Министр обороны Малиновский подарил спасенным штурманские часы, «чтобы больше не блуждали». АсхатуЗиганшину сразу присвоили звание старшего сержанта. В народе даже песня появилась: «Зиганшин буги, Зиганшин рок, Зиганшин съел свой сапог». Эта четверка парней в начале 60-х соперничала в популярности с Гагариным. И уж точно были популярнее «Битлз».

Герои вошли в советский бомонд. Они присутствуют в президиумах и на трибунах различных форумов. Письма от девушек идут мешками... Год спустя они, уже курсанты мореходного училища, – среди приветствующих Юрия Гагарина. [3]

Сейчас трое из них, Поплавский, ФедотовиЗиганшин, уже ушли из жизни. Крючковский живет в Киеве. Зиганшин долгое время жил в Петербурге. Он закончил Ломоносовское училище Военно-Морского флота. Там, на танцах, герой встретился со своей будущей женой, она оказалась родом из Сызрани. «В молодежном кафе города Ломоносова Асхат и Раиса сыграли веселую комсомольскую свадьбу. Общественность города поздравила молодых» - писали газеты.

- У нас две взрослые дочери - Галия и Альфия. Одна работает фармацевтом, другая - учитель физкультуры, мастер спорта. Самая же большая моя радость сегодня - это внук и внучка. До меня в роду моряков не было. А вот сейчас - зять, моряк-подводник, а внук поступил в мореходное училище. Кстати, если бы тогда нас не унесло в море, я бы после службы в армии вернулся в родную Шенталу и продолжал бы работать трактористом. Именно тот шторм сделал из меня моряка, - признается герой.
 Сорок один год АсхатРахимзянович проработал в Аварийно-Спасательной службе города Ломоносова, ушел на пенсию в 1993 году и с тех пор трудился береговым матросом на водно-учебной станции Академии имени адмирала Макарова. [3]

В 2001 году он навестил родные места, приехал в Шенталу. К встрече прославленного земляка готовились три месяца, встречали с оркестром, показали улицу имени Зиганшина. (см. Приложение № 1)

Содержание исследования

 Оценка подвига поколением 50- 60 годов и нашими современниками

В этой части работы мы опирались на архивные материалы из краеведческого музея нашей школы, а также на проведенное социологическое исследование по теме нашей работы (анкеты, сочинения учащихся).

В нашем музее хранится более ста писем написанных Зиганшину и его родственникам. География этих писем очень широка. Писали со всех концов Советского Союза, письма приходили и из- за рубежа в музе сохранились письма из Болгарии и Китая.

 Из содержания писем видно, что к подвигу знаменитой четверки никто не остался равнодушным, возраст писавших тоже был очень широк. Мы выбрали письма, которые нас заинтересовали и разместили их в нашем приложении. В этой части работы мы приведем некоторые выдержки их этих писем.

Два письма написаны одноклассниками Асхата: БагаутдиновымХатыпомФаттаховичем и Юнеевой Ниной, эти письма очень похожи между собой, в обоих мы увидели восхищение и гордость за совершенный подвиг и в тоже время в письмах много говорится о той роли, которую сыграли в формировании Асхата школа и Родина.     

«Этот героизм и стойкость воспитала в тебе наша Родина, партия Ленина, Ленинской Комсомол, школа и дорогие твои родители, которые так много пережили за тебя, а сейчас так радуются, что ты жив и находишься с ними.

Асхат, ты не упал духом и не только сам выстоял в неравном бою со стихией океана, но и, воодушевляя своих товарищей на этот бой, и вы победили.» - писала в своем письме Нина.

«В школьные годы я вместе учился с Асхатом. Мне вспоминается, каким он был хорошим товарищем и одним из лучших учеников в классе. Наша учительница Ю. Юртаева добросовестно воспитала нас как будущих, активных строителей коммунизма и хочется  через редакцию газеты «Красная звезда» пожелать моему земляку и товарищу по школе хорошего здоровья, быстрейшего возвращения на Родину и занять свое место в боевом строю наших Вооруженных Сил. Я искренне горжусь своим земляком и товарищем и считаю, что его пример стойкости и высокого боевого духа явится для меня и для всех войнов Советской армии положительным примером для дальнейшего совершенствования военных знаний и политических качеств.» - так писал о своем однокласснике БагаутдиновХатып.

Очень трогательные письма написаны были в адрес Асхата и его семьи старшим поколением, в них говорилось о том, что подвиг совершенный экипажем баржи «Т -36» стал примером для подрастающего поколения, что матери и отцы всей страны гордятся, что в СССР такая мужественная молодежь. Из письма преподавателя Речного Астраханского училища Татьяны Николаевны «Я бы с гордостью назвала бы тебя своим четвертым сыном. Все вы теперь: Федотов, Крючковский и Поплавский - сыновья всех наших советских матерей. Наши общие сыновья. Мы не знакомы с тобой лично, но то, что рассказали о тебе газеты хорошо рисуют твой облик. Какой - же ты молодец! Молодец за то, что в тяжелых условиях вашего дрейфа, прежде всего ты помнил о своем воинском долге, о верности Родине, об ответственности за свое судно и своем экипаже – коллектив.

За твою стальную волю, за выдержку, за дисциплину, за организованность и наконец-за твою большую и такую хорошую скромность. Она украшает тебя еще больше. Мне так ясно представляется эпизод как в Сан-Франциско вы покупали шляпы. Какое смущение вызвала у тебя необходимость одеть необычный костюм перед множеством фотообъективов. Как мне понятно твое состояние. Как я тебе сочувствую! Сколько в тебе хороших, честных, чистых чувств. Знаешь, дорогой Асхат, я хочу тебе по матерински и в тоже время по дружески, пожелать, посоветовать. Тебе надо дальше обязательно учиться. Выбрать себе любимую специальность и учиться, учиться. Совершенствоваться, получить высшее образование. Люди с таким характером, как твой, да еще имеющие образование очень нужны будут в будущем коммунистическому обществу. А ведь вы до него доживете. Учись, дорогой, обязательно учись! И еще тебе один совет. О вас сейчас так много говорят и пишут - чтоб это не вскружило вам голову. Не зазнайтесь, ребята, не загордитесь! хотя мне думается, что тебе не может быть присуще зазнайство. И наконец - я так бы хотела всем сердцем пожелать тебе большого полного счастья в твоем труде и личной жизни.»

III. Выводы по работе.

Сегодня подвиг Зиганшина и его товарищей стал нашей историей, кто- то помнит и знает об этом событии, современная молодежь практически ничего не знает о подвиге своего земляка. Но, тем не менее, с большим интересом восприняли новую для них информацию и высоко оценили события далекого и сурового времени.

 

Через исследовательскую работу мы поняли, что:

1. Поведение АсхатаЗиганшина и его сослуживцев характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине. И это позволило нам сформулировать вывод о том, что положительная оценка подвига будет тем выше, чем более благородными мотивами руководствовался герой и чем весомее окажутся общественно-полезные результаты деяния. 

2. Мы убедились, что в 60-е годы подвиг АсхатаЗиганшина и его товарищей по своей популярности, восхищению и признанию можно было сравнить с полетом Юрия Гагарина в космос. Не только в нашей стране, огромном Советском Союзе, но за рубежом люди высоко оценили подвиг четверки, хотели быть похожими на них, говорили с восторгом мужественности и стойкости советских солдат.

3. Анализируя результаты социологического опроса проведенного среди жителей Шенталы, можно сделать следующие выводы, что чем младше респондент, тем меньшей информацией он владеет по данной теме.

4. Однако после того как нами была предоставлена информация о Зиганшине и событиях 1960 года, из сочинений восьмиклассников мы увидели, что подвиг этой знаменитой четверки по-прежнему оценивается очень высоко, хотя эмоциональная окраска восприятия этих событий конечно гораздо ниже, чем у современников А. Зиганшина.

IV. Заключение

Итак, в своей работе мы попытались раскрыть тему, которая ранее не была изучена. Мы постарались рассмотреть тему с точки зрения анализа отношения разных поколений людей к одному и тому же событию. Своей работой мы восстанавливаем память у нынешнего поколения школьников о подвиге, который совершил наш земляк А. Зиганшин, и проводим соответствующий анализ. Конечно, мы не коснулись всех сторон данной проблемы, но это позволяет нам и дальше работать и раскрывать новые аспекты темы. Данная работа может использоваться учителями и учениками школы при изучение темы «Наш район в 60-е годы XX века». Также собранные материалы будут переданы нами в краеведческий музей школы. Надеемся, что наша работа будет интересна не только для учеников и учителей, но и для всех жителей района.

V. Список используемой литературы.

1. В.П. Тимашев «Так это было» (Очерки об истории Шенталинского района). Самара 2001 год

2. В.П. Тимашев «Наша история» (К 70- летиюШенталинского района) Самара: ООО «Офорт», 2005 год

3. Архивные материалы краеведческого музея Шенталинской средней школы № 1.

 Ресурсы Интернет:

4.https://ru.wikipedia.org/wiki статья «ЗиганшинАсхатРахимзянович»

5.http://www.pseudology.org/chtivo/Ziganshin.htm статья Михаила Анатольевича Михайлова «Гармонь, вода и медные трубы»

6.http://i-fakt.ru/plenniki-barzhi-t36/ статья «Пленники баржи Т36»

7.http://samlib.ru/g/gilxmullina_l_m/podvig.shtml статья Гильмуллиной Лады Мансуровны «Подвиг четырех, или пленники баржи "Т-36"»

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Сорок девять дней

             Владимир Высоцкий

 

Суров же ты, климат охотский,

Уже третий день ураган.

Встает у руля сам Крючковский,

На отдых - Федотов Иван.

 

Стихия реветь продолжала,

И тихий шумел океан,

Зиганшин стоял у штурвала

И глаз ни на миг не смыкал.

 

Суровей, ужасней лишенья,

Ни лодки не видно, ни зги.

И принято было решенье,

И начали есть сапоги.

 

Последнюю съели картошку,

Взглянули друг другу в глаза,

Когда ел Поплавский гармошку,

Крутая скатилась слеза.

 

Доедена банка консервов

И суп из картошки одной,

Все меньше здоровья и нервов,

Все больше желанья - домой.

 

Сердца продолжали работу,

Но реже становится стук,

Спокойный, но слабый Федотов

Глотал предпоследний каблук.

 

Лежали все четверо в лежку,

Ни лодки, ни крошки вокруг,

Зиганшин скрутил козью ножку

Слабевшими пальцами рук.

 

На службе он воин заправский,

И штурман заправский он тут.

Зиганшин, Крючковский, Поплавский

Под палубой песни поют.

 

Зиганшин крепился, держался,

Бодрился, сам бледный, как тень,

И то, что сказать собирался,

Сказал лишь на следующий день:

 

"Друзья!" Через час: "Дорогие!"

"Ребята! - Еще через час, -

Ведь нас не сломила стихия,

Так сломит ли голод нас?

 

Забудем про пищу, чего там,

А вспомним про наших солдат..."

"Узнать бы, - стал бредить Федотов, -

А что у нас в части едят".

 

И вдруг - не мираж ли, не миф ли -

Какое-то судно идет,

К биноклю все сразу приникли,

А с судна летит вертолет.

 

Окончены все переплеты,

Вновь служат, - что, взял, океан? -

Крючковский, Поплавский, Федотов,

А с ними ЗиганшинАсхат.

 

АСХАТ ЗИГАНШИН – ОЦЕНКА ПОДВИГА ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Секция: «История»

  Автор: Етриванова Валерия Витальевна, 10 класс СП ЦДО ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала   Руководитель:Лапазина Елена Степановна, педагог дополнительного образования СП ЦДО ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала  

 

Сергиевск,  2018 год

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

 

I Введение…………………………………………………………… стр.3-6

II. Основная часть

2.1 Исторический обзор………………………………………… стр.6-13

2.1.1 Детство Асхата

2.1.2. Служба в армии

2.1.3 49 дней в океане

2.1.4.Жизнь после подвига.

2.2 Содержание исследования……………………………………стр.13-20

 Оценка подвига поколением 50- 60 годов и нашими современниками

III. Выводы по работе………………………………………………… стр.20-21

IV. Заключение………………………………………………………… стр.21

V. Библиография………………………………………………………. стр.22

VI. Приложения……………………………………………………….. стр.23-32

 

 

Введение

Проблема

 17 января 1960 года самоходную баржу. "Т-36", на борту которой находились военнослужащие АсхатЗиганшин, Анатолий Крючковский, Филипп Поплавский и Иван Федоров штормом унесло в Тихий Океан.

Старшим в этой четверке был младший сержант АсхатЗиганшин, родители которого родом из Черемшанского района (с. Старый Утямыш в Татарстане). Асхат закончил восемь классов нашей школы и профессиональное училище, получив профессию механизатора.

Самоходные баржи предназначались для обслуживания пароходов и на самостоятельное плавание рассчитаны не были. И хотя на барже обязан был бы находиться запас продуктов и радист с рацией, но, ни того, ни другого на борту не оказалось.

Правда, буханка хлеба и две банки консервов были. Да три ведра картошки, пропитанные разлившейся соляркой. 49 суток неуправляемо дрейфовала баржа в океане… В реальности дрейф баржи в Тихом океане продолжался ровно 51 день, а не 49: по календарю с 17 января по 7 марта. Первым произнёс цифру «49» в своём выступлении Н. С. Хрущёв, но его побоялись поправить. Когда их обнаружили в океане, у них оставались полчайника пресной воды, один сапог и три спички. С такими запасами, по расчётам спасённых, они смогли бы протянуть не более двух суток.

Съели - а что было делать?- четыре ремня, нарезая их мелкими ломтиками и поджаривая на солидоле, в ход пошли, и сапоги …Когда оставался уже последний сапог, береговая охрана американского флота заметила баржу. После некоторых колебаний АсхатЗиганшин, Анатолий Крючковский, Филипп Поплавский и Иван Федотов поднялись на борт авианосца «Кирсадж». Ослабленные, потерявшие в весе по 25 килограмм…

…Мир восторгался и восхищался мужеством этих людей. На родину они вернулись героями, став легендой 60-х годов. Был снят фильм «49 дней». Но прошло более пятидесяти лет как сегодня оценивают подвиг своего земляка шенталинцы. Изменилось ли восприятие истории для современного поколения?

Актуальность проблемы заключается в том, что данная проблема до нас, к сожалению, не поднималась и не рассматривалась. Мы считаем необходимым теоретически обосновать и доказать, что подвиг когда бы он не был совершен высоко оценивается и современниками и последующими поколениями, но восприятие в данном случае подвига А.Зиганшина разными поколениями будет значительно отличатся.

Объект исследования: события, связанные с подвигом знаменитой четверки с баржи «Т-36», а также оценка разными поколениями людей данного подвига.

Предмет исследования: письма современников АсхатаЗиганшина направленные ему и его родителям, в которых дается оценка действиям Зиганшина в экстремальной ситуации.

Цель исследования: Исследовать проблему отношения разных поколений к подвигу совершенного экипажем баржи Т – 36 под командованием А. Зиганшина.

Гипотеза исследования: поведение АсхатаЗиганшина и его сослуживцев характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине. И это позволило нам сформулировать вывод о том, что положительная оценка подвига будет тем выше, чем более благородными мотивами руководствовался герой и чем весомее окажутся общественно-полезные результаты деяния, тем более продолжительное время прошедшие события останутся в памяти народа.

В соответствие с целью,  гипотезой и логикой исследования нами, были поставлены следующие задачи:

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать научно-историческую литературу по данной теме.

2. Изучить историю подвига.

3. Проанализировать письма, которые писали А.Зиганшину и его семье в 60 –е годы.

4. Выявить отношение к данной истории наших современников.

5. Обосновать выводы по работе.

 

Практическая значимость работы заключается в том, что данные материалы могут быть использованы на уроках истории и обществознания, а также эти материалы могут быть размещены в школьном музее в разделе, посвященном подвигу АсхатаЗиганшина.

Новизна работы состоит в том, чтона уровне муниципального района подобный анализ данного исторического факта не осуществлялся.

 Материалы и методика.

Данная работа выполнялась в течение года. Начало нашей работы положила работа по написанию реферата о подвиге А.Зиганшина. При написании работы мы столкнулись с мнением одного из авторов, который негативно отозвался о подвиге нашего земляка, нам стало интересно, а каково было отношение к данному историческому факту современников АсхатаРахимзяновича – поколения 60 –х годов и наших современников.

В нашей работе использованы в основном архивные материалы нашей школы, воспоминания тех, кто лично знал Зиганшина, ресурсы Интернет.

Материалом исследования послужили письма, которые жители Советского Союза присылали АсхатуЗиганшину и его родителям, а также сочинения учащихся нашей школы, в которых они отразили свое восприятие подвига экипажа баржи «Т-36».

При создании работы мы использовали следующие методы исследования: описательный использован при обобщении фактов и закономерностей, сравнительно- исторический метод использовался при сравнении одного и того же факта в исторически разные периоды времени, проблемно- тематический, биографический, сопоставительный, статистический метод использовался при обработке и анализе социологического опроса по проблеме исследования.

 

 

II Основная часть

Исторический обзор

Детство Асхата.

А.Р. Зиганшин родился в 1938г. в простой крестьянской семье РахимзянаЗиганшина и Фатимы Мифтаховны. Он был четвертым ребенком. Кроме него в семье были еще брат – Мавлезян, и две сестры – Сания, Намия.

Детство Асхата, как и у сотен других мальчишек и девчонок того времени, было тяжелое – голодное, холодное. Многие в Шентале знали Зиганшина не как Асхата, а как Витю. Как говорил А. Зиганшин, этим именем его назвали ребята.

Школьные годы А.Р. Зиганшина также нельзя назвать счастливыми. В трудное послевоенное время, в 1946 году, Асхат пришел в первый класс Шенталинской школы №1. Не бы<


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.2 с.