Преимущества и недостатки основных инструментов заемного финансирования. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Преимущества и недостатки основных инструментов заемного финансирования.

2022-10-11 50
Преимущества и недостатки основных инструментов заемного финансирования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Преимущества

C выплаты за пользование привлеченными ресурсами не носят безусловный характер

C существенные масштабы и длительные сроки

C внешний контроль за целевым использованием средств

Недостатки

D потеря части собственности, частичная утрата контроля над предприятием (проектом)

D на привлечение инв ресурсов требуется время и дополнительные расходы

 

Преимущества и недостатки заёмного финансирования.

Заемное (долговое) финансирование – долговые обязательства выплачивать фиксированные суммы или проценты за полученные на определенный срок средства (облигационные займы, банковские кредиты, займы других организаций).

Преимущества

C гибкая схема финансирования

C отсутствием затрат, связанных с регистрацией и размещением ценных бумаг

C использованием эффекта фин рычага

C уменьшение налогооблагаемой прибыли за счет отнесения процентных выплат на затраты, включаемые в себестоимость

Недостатки

D высокие проценты ставки на российском финансовом рынке

D необходимость надежного обеспечения

D дефицит стратегических инвесторов в РФ

Основные преимущества лизингового финансирования.

Лизинг — особая форма финансирования капитальных вложений на приобретение оборудования, товаров длительного пользования или недвижимого имущества, когда происходит отделение капитала-функции от капитала-собственности, т.е. лизингодатель сохраняет право собственности на имущество, тогда как лизингополучатель получает и использует его в течение определенного периода и платит согласованные отчисления.

Преимущества

C возможность получить имущество без предварительного накопления определенной суммы собственных средств и привлечения иных внешних источников

C может быть единственным методом финансирования инв проектов

C оформление лизинга не требует таких гарантий, как получение банковского кредита

C повышает коммерческую эффективность инв проекта за счет льгот по налогообложению, применению ускоренной амортизации и др.

C гибкость лизинговых платежей

C обеспечивает полное финансирование капитальных затрат

Формы, преимущества и недостатки бюджетного финансирования инв проектов.

В соответствии с БК РФ финансирование инвестиционной д-ти может производиться в формах:

Ø бюджетных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям

Ø бюджетных ссуд другим уровням бюджетной системы РФ

Ø бюджетных инвестиций в объекты гос и муниципальной собственности

Ø предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями

Преимущество: Существуют определенные гарантии целевого применения привлекаемых инвестиций, так как Минфин и его органы на местах осуществляют контроль за расходованием выделенных средств.

Недостатки:

1) На бюджетное инвестирование могут претендовать только те инвестиционные проекты, которые соответствуют приоритетам экономического развития на определенном этапе и срок окупаемости проекта не должен превышать двух лет.

2) Высокая вероятность того, что правительство будет не в состоянии обеспечить своевременное финансирование даже быстроокупаемых инв проектов

Инв налоговый кредит.

Инв налоговый кредит (ИНК) − такое изменение срока уплаты налога, при котором налогоплательщику при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу (одному или нескольким) с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Основания для предоставления ИНК:

o проведение НИОКР либо технического перевооружения собственного производства

o осуществление внедренческой или инновационной д-ти

o выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.

ü Может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком налога на прибыль, налога на имущество и земельного налога.

 

ü Срок кредита − от одного до пяти лет.

ü Уменьшение суммы налога в каждом отчетном периоде − не более 50 % соответствующих платежей по налогу.

Инв налоговый кредит представляет собой специфическую форму отчуждения потенциальных налоговых поступлений на счета казначейства, которая проявляется в следующем:

Ø уменьшаются текущие налоговые обязательства организаций в течение определенного срока

Ø суммы неуплачиваемых налогов трансформируются в дополнительный источник финансирования капитальных вложений

Ø пользование средствами осуществляется на льготных условиях по сравнению с условиями получения банковского кредита

Понятие риска, виды рисков

Цель предпринимательства заключается в получении максимальных доходов при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация этой цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности.

Вместе с тем при осуществлении любого вида хозяйственной деятельности объективно существует опасность (риск) потерь, масштаб которых обусловлен спецификой конкретного бизнеса. Риск — это вероятность возникновения потерь, убытков, недопоступлений планируемых доходов, прибыли. Потери, возможные в предпринимательской деятельности, можно разделить на материальные, трудовые, финансовые.

Классификацию рисков денежных потерь можно осуществить по различным признакам:

в зависимости от вида хозяйственной деятельности — пред­принимательский (производственный, коммерческий, финан­совый) и потребительский;

по признаку проявления — спекулятивный, простой (чис­тый);

в зависимости от вида финансового посредничества — инве­стиционный, страховой, банковский.

Производственный риск возникает в процессе производственной деятельности. Причинами возникновения производственного риска являются: снижение планируемого объема производства, рост материальных, трудовых затрат и др.

Коммерческий риск связан с реализацией продукции (услуг), закупкой сырья, материалов и т.д. Причины такого риска — уменьшение планируемого объема реализации, повышение закупочных цен, рост издержек обращения, потери продукции в процессе обращения и др.

Финансовый риск возникает в процессе отношений предприятия финансовыми институтами (банками, финансовыми, инвестиционными, страховыми компаниями, биржами и др.). Причины финансового риска — инфляционные факторы, рост учетных ставок рынка, снижение стоимости ценных бумаг и др.

Финансовых менеджеров интересуют в первую очередь пред­принимательские риски. Понятно, что производственное и финан­совое предпринимательство — разные по своей сути понятия. По­этому многое зависит от того, является ли данное предприятие профессиональным участником финансового рынка.

Рассмотрим чистые (простые) и спекулятивные предпринима­тельские риски. Чистыми называют риски, которые определяют возможность получения убытка или «нулевого» результата; такой риск рассчитан только на проигрыш. Спекулятивные же риски вы­ражают возможность получения как положительного, так и отрица­тельного результата.

Денежные расходы, убытки и потери чаще всего являются ре­зультатом финансового предпринимательства (предпринимательства на финансовом рынке). Следовательно, финансовое предпринима­тельство — это то же коммерческое предпринимательство, но това­ром выступают денежные средства. Поэтому финансовые риски — это риски спекулятивные.

Для предприятий, основная деятельность которых не связана с финансовым рынком, финансовый риск — это разновидность предпринимательского риска и означает угрозу денежных потерь вообще. Их финансовый риск по типу объекта подразделяется на имущественный и связанный с обязательствами. Имущественный риск — это угроза потери любой части собственного имущества (при этом весь ущерб пересчитывается в денежном выражении). Риск, связанный с обязательствами, — это риск финансовых убыт­ков, если действиями данной фирмы или ее отдельным служащим будет нанесен ущерб юридическому или физическому лицу.

Для предприятий — профессиональных участников кредитного рынка финансовый риск — это одна из разновидностей соответст­венно банковских (в банковской системе), страховых (для страхо­вой и пенсионной систем) или инвестиционных рисков (для бирж, инвестиционных фондов и т.д.). Например, банковские риски пред­ставляют собой опасность потерь, вытекающих из специфики бан­ковских операций. Они имеют достаточно сложную структуру и обычно делятся на внешние (страновой, валютный и т.д.) и внут­ренние (риски пассивных и активных операций, риски, связанные со спецификой клиента и т.д.).

Предприятия кредитного рынка финансовый риск обязывает учитывать такие специфические факторы, как неплатежеспособ­ность клиента финансовой сделки, угрозу невозврата кредита, общее ухудшение финансового положения клиента. Таким образом, под финансовым риском на рынке ссудных капиталов обычно подразумевается та разновидность их общих рисков, которая свя­зана с угрозой невыполнения обязательств клиентами по причине их несостоятельности.

Рассмотрим подробную классификацию финансовых рисков предприятий, занимающихся производственной и торговой дея­тельностью. Принято различать следующие разновидности их фи­нансового риска: кредитный, процентный, валютный, упущенной выгоды, инвестиционный, налоговый.

Кредитный риск — опасность неуплаты предприятием основного долга и процентов по нему.

Процентный риск опасность потерь, связанная с ростом стои­мости кредита.

Валютный риск представляет собой опасность изменения курса валюты, что приведет к реальным потерям при совершении бирже­вых спекуляций и различных внешнеэкономических операций.

Риск упущенной выгоды — вероятность нанесения косвенного ущер­ба или недополучения прибыли в результате неосуществления какого-либо мероприятия или остановки хозяйственной деятельности.

Инвестиционный риск это вероятность того, что отвлечение финансовых ресурсов из текущего оборота в будущем принесет убытки или меньшую прибыль, чем ожидалось. Он присущ практи­чески всем типам предприятий и неизбежен, поскольку инвестируя сбережения сегодня, покупатель того или иного вида актива отка­зывается от какой-то части материальных благ в надежде укрепить благополучие в будущем. Предприятие-инвестор, осуществляя вен­чурное вложение капитала, знает заранее, что возможны два вида результатов: доход или убыток.

Налоговый риск включает следующие опасности: невозможность получения налогового кредита; изменение налогового законода­тельства; индивидуальные решения сотрудников налоговой службы о возможности использования определенных льгот или применения конкретных санкций.

Процесс управления риском

Процесс управления риском может быть разбит на шесть ста­дий: определения цели, выяснения риска, оценки риска, выбора методов управления риском, применения выбранного метода, оценки результатов.

1. С точки зрения финансового риска определение цели сво­дится к обеспечению существования фирмы в случае существен­ных убытков.

В качестве цели могут фигурировать защита работы предпри­ятия от условий внешней среды или оптимизация внутренней сре­ды. В качестве внешней среды предприятия рассматривают две группы факторов: прямого и косвенного воздействия.

К факторам прямого воздействия относят поставщиков, покупа­телей, конкурентов, государство. К факторам косвенного воздейст­вия относят состояние экономики, социокультурные факторы, по­литические факторы, достижения НТР, международные события.

К положительным факторам внутренней среды относят нали­чие специальной службы «экономической безопасности», системы «экономического предупреждения», которая предотвращает все непредусмотренные расходы.

2. Следующий шаг — выяснение риска при помощи сбора раз­личной информации и использования официальных и неофициальных каналов. Кроме данных финансовой отчетности и бизнес-планов к официальным источникам информации относят информацию, полученную из периодической печати, радио, телевидения и т.п. К неофициальной информации относят данные, полученные при помощи промышленного шпионажа.

3. Анализ (оценка) риска. После того как убыток уже понесен, следующим шагом должно быть определение его серьезности.

4. Выбор методов управления риском. В соответствии с резуль­татами предыдущих исследований выбирается тот или иной метод управления риском. Возможна также комбинация из нескольких методов.

5. Применение выбранного метода — принятие конкретных ша­гов по применению того или иного метода. Например, если избра­но страхование, то этот шаг заключается в покупке страхового по­лиса. При этом выбираются разные страховые компании в зависи­мости от их специализации в области страховых рисков, далее вы­бирается оптимальная по времени и цене и обеспечению форма страхового полиса.

Кроме страхования стратегия управления любым риском вклю­чает программу предотвращения и контроля убытков. В этом участ­вует каждая функция финансового менеджмента: планирование, ор­ганизация, руководство и контроль.

• Рассмотрим, например, роль планирования как функцию финан­сового менеджмента применительно к управлению финансовыми рис­ками. Один из элементов внутрифирменного планирования — биз­нес-план, в структуре которого имеется раздел «Оценка рисков». Этот раздел бизнес-плана представляет инструмент управления рисками предприятия. Важно предугадать все возможные типы рисков, с которыми может столкнуться предприниматель, обосно­вать источники этих рисков и все возможные моменты их возник­новения. Раздел нацелен на исследование не только финансовых, но и других рисков (например, политических, законодательных, природных (стихийные бедствия) и др.). Раздел бизнес-плана «Фи­нансовый план» представляет собой денежное выражение всех рас­четов, содержащихся в предыдущих разделах бизнес-плана. Все риски, представленные в разделе «Оценка рисков», находят в фи­нансовом плане свое денежное выражение и влияют на общую сте­пень финансового риска. Ниже мы приведем некоторые типичные расчеты, которые осуществляются при составлении этого раздела бизнес-плана.

Применение лимитирования в отношении показателей фи­нансовых ресурсов бюджета предприятия — конкретное выражение результатов планирования рисков. Лимитирование — это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продаж, кредита и т.п. Лимитирование служит важным средством снижения степени риска и применяется, например, банками при выдаче ссуд, а предприятиями сферы обращения — при продаже товаров в кредит и т.д.

Организационная функция финансового менеджмента и управ­ление рисками. Многие крупные фирмы содержат на службе, спе­циалистов по безопасности. Эти менеджеры планируют стратегию управления риском фирмы, заключают договоры по страхованию, направляют усилия фирмы на контроль за убытками. Их функции выходят за рамки простого страхования. Они, например, дают консультации, как уберечь страховые платежи от инфляции, вы­бирают способы избежания убытков. В фирмах среднего масштаба, где нет специалиста по безопасности, к функциям финансово­го менеджера (финансового директора) относят и обязанность управления финансовыми рисками, поэтому именно они и долж­ны планировать методы управления финансовыми и особенно ин­вестиционными рисками. В мелких фирмах — это одна из функ­ций владельца.

Контрольная функция финансового менеджмента и управление рисками. Управление предотвращением убытков во многом анало­гично управлению производительностью и качеством. Речь идет о руководстве в форме действий, а не о словесном воздействии в со­ответствии с общей теорией менеджмента, которая построена на доверии и обязательствах руководства по отношению к служащим, заключении контракта с профсоюзом (поскольку безопасность тру­дящихся первична для профсоюзов). Концепция же финансового менеджмента базируется на «недоверчивости к собственным со­трудникам» и «ограниченном доверии» к внутренней финансовой информации (из этого вытекают важнейшие принципы построения системы внутреннего финансового контроля).

6. Следующий (и последний) шаг в процессе управления фи­нансовым риском — оценка результатов. Для этого необходима хо­рошо отлаженная система точной информации, дающая возмож­ность рассмотреть имеющиеся убытки и сами действия, осуществ­ляемые для их предотвращения.

Иногда инвестор принимает решения, когда результаты неопре­деленны и основаны на ограниченной информации. Естественно, при более полной информации можно сделать лучший прогноз и снизить риск. В этом случае полезная информация выступает в ка­честве товара. Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-нибудь приобрете­ния, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

Назначение анализа риска как одного из самых сложных этапов управления финансовыми рисками — в необходимости предоста­вить потенциальным партнерам данные для принятия решений о целесообразности участия в проекте и возможности предусмотреть меры по защите от финансовых потерь.

При проведении анализа рисков, прежде всего, надо определить их источники и причины, какие из них являются основными, пре­обладающими. Источниками рисков могут быть хозяйственная дея­тельность, личность человека, природные факторы. К причинам относятся недостаток информации, неопределенность будущего, непредсказуемость поведения делового партнера.

Анализ рисков подразделяют на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный и количественный.

Качественный анализ представляет собой идентификацию всех возможных рисков. Качественный анализ может быть сравнительно простым, его главная задача — определить факторы риска, этапы работы, при выполнении которых риск возникает, и т.д.

Проводя анализ риска, следует определить степень риска. Риск может быть:

• допустимым — имеется угроза полной потери прибыли от реализации планируемого проекта;

• критическим — возможны непоступление не только прибыли, но и выручки и покрытие убытков за счет средств предпри­нимателя;

• катастрофическим — возможны потеря капитала, имущества и банкротство предпринимателя.

Количественный анализ это определение конкретного денеж­ного ущерба отдельных подвидов финансового риска и финансово­го риска в совокупности.

Иногда качественный и количественный анализы проводятся на основе оценки влияния внутренних и внешних факторов: осу­ществляются поэлементная оценка удельного веса их влияния на работу данного предприятия и ее денежное выражение. Такой ме­тод анализа достаточно трудоемок с точки зрения количественного анализа, но приносит свои несомненные плоды при качественном анализе. В связи с этим следует уделить большее внимание описа­нию методов количественного анализа финансового риска, по­скольку их немало и для их грамотного применения необходим некоторый навык.

В абсолютном выражении риск может определяться масштабом возможных потерь в материально-вещественном (физическом) или стоимостном (денежном) выражении.

В относительном выражении риск определяется как возможные потери, отнесенные к некоторой базе, за которую наиболее удобно принимать либо имущественное состояние предприятия, либо общие затраты ресурсов на данный вид предпринимательской деятельности, либо ожидаемый доход (прибыль). Тогда потерями будем считать случайное отклонение прибыли, дохода, выручки в сторону снижения в сравнении с ожидаемыми. Предпринимательские поте­ри — это в первую очередь случайное снижение предприниматель­ского дохода. Именно эти потери и характеризуют степень риска. Отсюда анализ риска, прежде всего, связан с изучением потерь.

В зависимости от масштаба вероятных потерь целесообразно разделить их на три группы:

• потери, не превышающие расчетной прибыли, можно назвать допустимыми;

• потери больше расчетной прибыли относятся к разряду крити­ческих — такие потери придется возмещать из кармана пред­принимателя;

• еще более опасен катастрофический риск, при котором пред­приниматель рискует понести потери, превышающие все его имущество.

Если удается тем или иным способом спрогнозировать, оценить возможные потери по данной операции, то значит, получена коли­чественная оценка риска, на который идет предприниматель. Раз­делив абсолютное выражение возможных потерь на расчетный по­казатель затрат или прибыли, получим количественную оценку риска в относительном выражении, в процентах.

Говоря о том, что риск измеряется возможными, вероятными потерями, следует учитывать случайный характер таких потерь. Ве­роятность наступления события может быть определена объектив­ным и субъективным методами.

Объективным методом пользуются для определения вероятности наступления события на основе исчисления частоты, с которой происходит данное событие.

Субъективный метод базируется на использовании субъектив­ных критериев, которые основываются на различных предположе­ниях. К таким предположениям могут относиться суждение оцени­вающего, его личный опыт, оценка эксперта по рейтингу, мнение аудитора-консультанта и т.п.

Таким образом, в основе оценки финансовых рисков лежит на­хождение зависимости между определенными масштабами потерь предприятия и вероятностью их возникновения. Эта зависимость определяется на основе двух основных методов: статистического и метода экспертных оценок.

1. Суть статистического метода заключается в том, что изучает­ся статистика потерь и прибылей на данном или аналогичном про­изводстве, устанавливаются размеры и частота получения той или иной экономической отдачи, составляется наиболее вероятный прогноз на будущее.

Несомненно, риск — это вероятностная категория и в этом смысле наиболее обоснованно с научных позиций характеризовать и измерять его как вероятность возникновения определенного уровня потерь. Вероятность означает возможность получения опре­деленного результата.

Финансовый риск, как и любой другой, имеет математически выраженную вероятность потери, которая опирается на статисти­ческие данные и может быть рассчитана с достаточно высокой точностью.

Чтобы количественно определить степень финансового риска, необходимо знать все возможные последствия какого-либо отдель­ного действия и вероятность самих последствий.

Применительно к экономическим задачам методы теории веро­ятности сводятся к определению значений вероятности наступле­ния событий и к выбору из возможных событий самого предпочти­тельного исходя из наибольшего значения математического ожида­ния, которое равно абсолютной величине этого события, умножен­ной на вероятность его наступления.

Главные инструменты статистического метода расчета финансо­вого риска: вариация, дисперсия и стандартное (среднеквадратическое) отклонение.

Вариация изменение количественных показателей при пере­ходе от одного варианта результата к другому.

Дисперсия мера отклонения фактического знания от его сред­него значения.

Таким образом, степень риска может быть измерена двумя кри­териями: средним ожидаемым значением и колеблемостью (измен­чивостью) возможного результата.

Среднее ожидаемое значение — это то значение события, кото­рое связано с неопределенной ситуацией. Оно является средне­взвешенным всех возможных результатов, где вероятность каждого результата используется в качестве частоты, или веса, соответст­вующего значения. Таким образом, вычисляется тот результат, кото­рый предположительно ожидается.

Частота (вероятность) возникновения некоторого уровня потерь находится по формуле:

F= (1)

N²,

где F - частота (вероятность) возникновения событий, уровня потерь;

N¹ - число случаев наступления конкретного уровня потерь;

N2 - общее число случаев в статистической выборке.

Среднее ожидаемое значение находят по формуле:

(2)

где k — среднее ожидаемое значение события;

R — фактическое значение события;

F — частота (вероятность) возникновения события.

Таким образом, среднее ожидаемое значение события равно произведению от умножения суммы фактических значений (R) на соответствующие вероятности (F).


В качестве примера приведем следующие расчеты вариации, дисперсии, стандартного среднеквадратического отклонения для определения уровня рентабельности предприятия в планируемом году. Для этого воспользуемся данными табл. 1.

Вначале по формуле (1) рассчитаем частоту (вероятность) воз­никновения события. Например, экономическая рентабельность предприятия в размере 7% за десять лет достигалась лишь один раз, частота возникновения события (F1) равна 0,1 (1:10), рентабель­ность в размере 16% была достигнута 2 раза, следовательно, F2 — 0,2 (2:10) и т.д.

 
 


Затем по формуле (2) рассчитываем среднее ожидаемое значе­ние события (в нашем примере — среднеэкономическую рентабельность):

 

 

 

Таким образом, дисперсия рассчитывается как произведение суммы квадратов разниц между фактическим и средним ожидаемым значением события на соответствующие вероятности.

 

Для удобства проведения расчетов построим табл. 2.

Зная дисперсии, можно определить стандартное (среднеквадратическое) отклонение (S) фактических данных от расчетных по формуле

где п — число случаев наблюдения.

Чем выше стандартное отклонение, тем выше риск прогнози­руемого события. Применительно к нашему примеру:

Следовательно, наиболее вероятное отклонение рентабельности от ее среднего значения за указанные в примере годы (12,6%) со­ставит в 2004 г. ± 0,6%.

2. Метод экспертных оценок обычно реализуется путем обработ­ки мнений опытных предпринимателей и специалистов. Он отлича­ется от статистического лишь методом сбора информации для по­строения кривой риска.

Этот способ предполагает сбор и изучение оценок, сделанных раз­личными специалистами (данного предприятия или внешними экс­пертами) вероятностей возникновения различных уровней потерь. Эти оценки базируются на учете всех факторов финансового риска, а так­же статистических данных. Реализация способа экспертных оценок значительно осложняется, если число показателей оценки невелико.

39. Точка безубыточности – это объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль.

Иными словами, под точкой безубыточности понимается такой момент, когда предприятие полностью покроет убытки и деятельность компании начнет приносить реальную прибыль.

Точка безубыточности - объем продаж, при котором прибыль компании равна нулю. Прибыль – это разница между доходами и расходами.

Точку безубыточности измеряют в натуральном или денежном выражении. Данный показатель точки безубыточности позволяет определить, сколько продукции надо реализовать, какой объем работ выполнить, или услуг оказать, чтобы прибыль компании была бы равной нолю.

Таким образом, в точке безубыточности доходы покрывают расходы. При превышении точки безубыточности предприятие получает прибыль, если точка безубыточности не достигнута, то предприятие несет убытки.

Для каких целей используется точка безубыточности

Расчет точки безубыточности позволяет:

· определить оптимальную стоимость реализации производимой продукции, выполнения работ или оказания услуг;

· рассчитать, в какие сроки окупится новый проект. То есть определить момент, когда полученные доходы станут больше издержек предприятия;

· следить за изменениями показателя точки безубыточности, для того, чтобы установить существующие проблемы в процессе производства и реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;

· проводить анализ финансового состояния предприятия;

· узнать, как повлияет изменение цены на реализуемую продукцию, выполняемые работы, оказываемые услуги или понесенных расходов на получаемую в итоге выручку.

Точка безубыточности и практика ее использования

Анализ точки безубыточности используется в различных целях.

Рассмотрим некоторые направления и цели использования данного показателя.

Приведем в таблице цели возможного использования показателя точки безубыточности на практике:

Пользователи Цель использования

Внутренние пользователи

Директор по развитию/продажам Расчет оптимальной цены за единицу товара, расчет уровня издержек, когда предприятие может быть еще конкурентоспособным. Расчет и составление плана продаж
Собственники/Акционеры Определение объема производства, при котором предприятие станет рентабельным
Финансовый аналитик Анализ финансового состояния предприятия и уровня его платежеспособности. Чем дальше предприятия от точки безубыточности, тем выше ее порог финансовой надежности
Директор производства Определение минимально необходимого объема производства продукции на предприятии

Внешние пользователи

Кредиторы Оценка уровня финансовой надежности и платежеспособности предприятия
Инвесторы Оценка эффективности развития предприятия
Государство Оценка устойчивого развития предприятия

Использование модели точки безубыточности используется в управленческих решениях и позволяет дать общую характеристику финансового состояния предприятия, оценить уровень критического производства и продаж для разработки комплекса мер по увеличению финансовой прочности.

Этапы для определения точки безубыточности

На практике выделяют три этапа для определения точки безубыточности предприятия.

1. Сбор необходимой информации для проведения необходимых расчетов. Оценка уровня объема производства, реализации продукции, прибыли и убытков.

2. Вычисление размера переменных и постоянных издержек, определение точки безубыточности и зоны безопасности.

3. Оценка необходимого уровня продаж/производства для обеспечения финансовой устойчивости предприятия.

Задачей предприятия является определение нижней границы своей финансовой устойчивости и создание возможностей для увеличения зоны безопасности.

Расчет точки безубыточности и переменные, постоянные издержки

Чтобы найти точку безубыточности, необходимо установить, какие из затрат предприятия относятся к постоянным затратам, а какие расходы относятся к переменным затратам.

Так как данные затраты влияют на определение точки безубыточности и являются обязательными составляющими для расчета точки безубыточности.

К постоянным затратам относятся: амортизационные отчисления, заработная плата административно-управленческого персонала с отчислениями с заработной платы во внебюджетные фонды, арендная плата офисных помещений и другие расходы.

К переменным затратам относятся: материалы, комплектующие, полуфабрикаты, используемые в производстве, топливо и энергия для технологических нужд, заработная плата основных рабочих с отчислениями с заработной платы во внебюджетные фонды и другие расходы.

Постоянные затраты не зависят от объема производства и продаж и не меняются с течением времени.

При этом, на изменение постоянных затрат могут повлиять следующие факторы: рост/падение производительности предприятия, открытие/закрытие производственных цехов, увеличение/снижение арендной платы, инфляция и другие факторы.

Переменные затраты зависят от объема производства и изменяются вместе с изменением объема. Соответственно, чем больше объем производства и продаж, тем больше переменные затраты. Переменные затраты на единицу продукции не изменяются с изменением объем производства. Переменные затраты на единицу продукции являются условно-постоянными.

Формула для расчета точки безубыточности

Для расчета точки безубыточности понадобится такие показатели:

Обозначение показателя Его значение
CVP / BEP (cost-volume-profit / break-even point) Точка безубыточности
TFC (total fixed cost) Постоянные расходы
TVC (total variable cost) Переменные расходы
AVC (average variable cost) Переменные расходы на одну единицу продукции
TR (total revnue) Выручка (доходы)
P (price) Цена реализации
Q Объем производства в натуральном измерении
MR* (marginal revenue) Маргинальный доход


*Маргинальный доход можно рассчитать как разницу между выручкой (TR) и общими переменными расходами (TVC) или между ценой (P) и переменными расходами на единицу товара (AVC).

1.Расчет точки безубыточности (ТБУ) в натуральном эквиваленте:

BEPнат = TFC / (P-AVC)

Зная количество товаров, можно рассчитать точку безубыточности в денежном эквиваленте:

BEPден = BEP нат * P

Для наглядности рассмотрим числовой пример:

Постоянные расходы предприятия (TFC): 50 000 рублей;

Переменные расходы на производство единицы продукции (AVC): 100 рублей;

Цена реализации (P): 200 рублей.

Подставляем исходные значения в формулу:

BEP нат = 50 000 / (200-100) = 500 штук.

Имея полученный результат, можно рассчитать, при каком валовом доходе предприятие выйдет в ноль:

BEPден = 500 шт.* 200 руб. = 100 000 рублей.

 

2.Расчет точки безубыточности (ТБУ) в денежном выражении:

BEPден = (TR* TFC) / (TR-TVC)

Также можно вычислить точку безубыточности через маргинальный доход.

MR = TR-TVC, или MR на 1 ед. = P- AVC

Далее нам нужно узнать коэффициент маргинального дохода KMR:

KMR = MR / TR, или KMR на 1 ед. = MR на 1 ед. / P

Исходя из полученных значений получаем:

BEPден = TFC / KMR

Для наглядности рассмотрим числовой пример:

Постоянные расходы предприятия (TFC): 50 000 рублей;

Переменные расходы (TVC): 60 000 рублей;

Выручка (TR): 100 000 рублей.

Подставляем значения в формулу:

BEPден = (100 000*50 000) / (100 000-60 000) = 125 000 рублей.

MR = 100 000-60 000 = 40 000 рублей

KMR = 40 000 / 100 000 = 0,4

BEPден = 50 000 / 0,4 = 125 000 рублей

Таким образом, видно, что з


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.136 с.